Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Искусствоведение
Музееведение; хранение художественных ценностей и памяток архитектуры

Диссертационная работа:

Аль Сакер Хади Абдуль-Али. Орнаментальное искусство арабов периода средневековья : ил РГБ ОД 61:85-17/101

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3

Глава I. Исторические предпосылки развития арабского орнамента 8

1. Орнамент - важный вид искусства арабов 14

2. Возникновение арабского орнамента и развитие его основных элементов 21

3. Орнамент как вид декоративного искусства 32

4. Происхождение орнамента от изобразительных форм 44

5. Особое восприятие мусульманским художником объективного мира 46

Глава П. Высокое декоративное качество арабской письменности и ее большое значение в искусстве (возникновение арабской каллиграфии, ее виды).. 57

Глава Ш. Исследование средневекового арабского орнамента с художественной точки зрения 97

1. Закон ритма 100

2. Цветовая гамма НО

3. Законы построения композиции (гирих и др.) 117

4. Использование орнамента в средневековом искусстве арабов (некоторые области применения) 124

Заключение 134

Список литературы.

Приложение. (Отдельно прилагается альбом цветных и черно-белых фотографий и иллюстраций)  

Введение к работе:

На современном этапе развития искусства арабских стран остро встает вопрос о формах, путях и методах использования культурного наследия прошлого. В искусстве, как и в других областях духовной и материальной деятельности человека, существует неразрывная связь между прошлым и современностью. В этом отношении интересны заметки В.И.Ленина, сделанные на статью Плетнева, где В.И.Ленин иронически относился к ошибочным выводам Плетнева о необходимости создать новую пролетарскую культуру с одними силами пролетариата без помощи уже созданной культуры старого общества .

Наиболее плодотворными поисками художников являются те, где полнее выявлены черты национального своеобразия. Здесь очень важно понимать, что орнаментальное искусство, независимо от того, когда оно создавалось, в прошлом или настоящем, несет широкую культурную функцию, всегда выходящую за пределы чисто эстетического восприятия. Оно всегда познавательно, в особом качестве своего исторического содержания, национально-психологического и нравственного и поэтому не может быть ограниченным. Это искусство живет в истории; без знания её невозможно понять содержание его образов и язык его форм.

В каждой стране у каждого народа складывались свои традиции и особенности в решении проблемы орнаментального искусства, которые отвечали национальному складу, характеру и образу жизни народа.

Намечая и разрабатывая научные пути развития арабского декоративно-прикладного искусства, мы должны придерживаться жизненно важных для него положений. Во-первых, необходимо изучать то, что создали наши предшественники, анализировать их произведения на основе современных, исторических данных, использовать их опыт, который должен послужить развитию искусства и культуры.

Во-вторых, использование культурного наследия не должно быть слепым подражанием и механическим копированием, а всегда должно находиться в обстановке критического научного освоения, соответствзггощего требованиям времени и функциональному назначению.

Данная работа посвящена вопросам орнаментального искусства арабов эпохи средневековья. Актуальность темы заключается в том, что в настоящее время у арабских художников появляются тенденции и стремление все более плодотворно использовать богатое наследие орнаментального искусства, следовать его духу и методам решений. Это и требует тщательного изучения данной темы с тем, чтобы выявить стороны орнаментального искусства, являющиеся наиболее ценными с точки зрения современности.

Таким образом, целью данной диссертационной работы является выявление особенностей орнаментального искусства арабов в средневековый период.

В связи с этим выдвигаются основные задачи исследования:

- выявление национальных традиций орнаментального искусства арабских стран;

- определение основных направлений развития средневекового орнаментального искусства арабов;

- выявление особенностей формирования и принципов декоративного искусства и архитектуры с учетом национальных традиций.

В данном исследовании рассматриваются основные виды и элементы орнаментального искусства. Показывается формирование художественных традиций в процессе эволюции таких искусств, как архитектура, каллиграфия, металлические изделия, анализируются особенности традиционных композиционных принципов построения плоскостей и форм орнаментов и цветового решения. Выявляются приемы и принципы каллиграфии.

В работе большое внимание уделяется изучению и описанию элемента письменности прежде всего потому, что она является одной из основ арабского орнаментального искусства.

Большое внимание в работе уделяется идейно-эстетическому значению и роли орнаментальных традиции в формировании художественной культуры арабских стран.

Советские и зарубежные ученые, занимающиеся этим вопросом отмечают, что проблемы развития и характер средневекового искусства этих стран редко рассматривались в целом. Главная задача заключается в раскрытии традиций искусства прошлого, в плане их использования в современной художественной практике. В данной работе на основе диалектиконматериалистического искусствоведческого анализа закономерностей исторического развития орнаментального искусства арабских стран рассматриваются современные перспективные тенденции развития арабского орнаментального искусства, выявляются возможности использования достижений прошлого в духе современности.

В работе большое значение придается изучению национальных традиций орнаментального искусства, как вида народного творчества, широко исследуются вопросы эстетической основы предметно-пространственной среды на основе национальных традиций.

В арабской искусствоведческой литературе редко встречаются научно обоснованные теоретические работы в области орнаментального искусства. Многие арабские исследования по арабскому художественному орнаменту ограничиваются одной его культовой стороной, сводя все связи к одному мусульманскому вероисповеданию и проходя мимо всего остального.

В этой связи в данной работе предпринята попытка ликвидировать существующий недостаток, комплексно исследуя арабское орнаментальное искусство на основе марксистско-ленинской методологии.

Автор в своей работе использовал научный опыт в этой области, накопленный в СССР.

Вопросы теории развития средневекового орнаментального искусства широко освещены в трудах советских специалистов, которые решительно выступают за многообразие творческих поисков в рамках широкого стилевого единства.

Общим вопросам развития арабского искусства посвящены работы Б.Веймарна "Искусство арабских стран и Ирана ЛЇ-ХУЇЇ веков" и Б.Веймарн, Т.Каптерева, А.Подольский "Искусство арабских народов (средневековый период)".

Имеются исследования, посвященные использованию национальных традиций в декоративном искусстве и архитектуре на примере Средней Азии: Б.П.Денике "Архитектурный орнамент Средней Азии" и І.И.Ретлпель "Архитектурный орнамент Узбекистана. История развития и теория построения".

Представляют интерес сборник статей советских ученых-востоковедов "Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. -М., 1973" и др.

Кроме этого в данной работе исследовались теоретические труды искусствоведов арабских стран.

Вопросам орнаментального искусства посвящены работы Марзук Мохамед Абдулазиз" Ирак - колыбель мусульманского искусства". "Мусульманское искусство: его история и характерные черты". "Искусство исламского орнамента в странах Магриба и Андалузии". История развития искусств и орншлента в арабских странах затрагивается в трудах Бахнаси Афифа "Эстетика арабского искусства".

Ряд авторов подчеркивают роль национальных традиций в современном творчестве. Особенно это может прослеживаться в работах Хасан Аль-Масуд "Арабская каллиграфия" и Ш.Фариса "Декоративное искусство Современного Ирака и его национальные особенности".  

Подобные работы
Саенкова Елена Михайловна
Чиновники (типиконы) Успенского собора Московского Кремля как источник по истории русского искусства Позднего Средневековья
Субботина Ольга Владимировна
Искусство западного Средневековья и проблема исследовательского метода. Основные тенденции развития французской медиевистики второй половины XX века
Акимова, Татьяна Александровна
Светские темы и образы в искусстве позднего средневековья : XIV - первая половина XV века
Самохин Александр Вячеславович
Образ средневековья в русском искусстве XIX - начала XX века
Курышева Марина Александровна
Этно-демографические процессы в Южной Италии периода средневековья: греческое население XI - XII вв.
Карпов Александр Владимирович
Основные тенденции взаимодействия христианства и архаических верований в культуре Древней Руси (Период раннего Средневековья)
Гвоздевская Галина Анатольевна
Музыкальное воспитание в странах Востока в контексте философско-мировоззренческих традиций периодов Древности и Средневековья (На материале Индии, Китая, Японии)
Мухарева Анна Николаевна
Сюжетные композиции эпохи раннего средневековья в изобразительном искусстве Саяно-Алтая

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net