Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Филологические науки
Сравнительное литературоведение

Диссертационная работа:

Дианова Екатерина Евгеньевна. Образ детства в английской и русской прозе середины XIX века : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.05 Москва, 1996 249 с. РГБ ОД, 61:96-10/270-6

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3

Глава I. Концепция детства в культуре и литературе 1830-1840-х гг... 20

§ 1. Детство в социальной и культурной жизни викторианской Англии 20

§2. Тема детства в русской прозе 1840-х гг 33

§ 3. Эволюция детского портрета в европейской живописи 46

Глава П.Образ детства в произведениях Л.Н.Толстого и Ч.Диккенса .57

§ 1. Восприятие Л.Н.Толстым творчества Ч.Диккенса 57

§ 2. Герой-ребенок. 63

§ 3. Окружение ребенка 77

§4. Восприятие окружающего мира 105

§ 5. Проблемы типологии 113

Глава 111.Эволюция национальных литератур о детстве в конце 1850-х гг ;.J,.„..: 127

Часть (.Детство в английской школьной повести: "Школьные годы Тома Брауна" Т.Хьюза 127

§ 1. Новый герой 133

§ 2. Мир школы 145

§ 3. Образ Наставника 153

Часть II. Русское детство: "Детские годы Багрова-внука" С.Т Аксакова 165

§ 1. Детские годы в контексте семейной хроники 167

§2. Детские годы глазами Багрова-внука 183

Заключение 210

Примечания 217

Библиография 223 

Введение к работе:

Ребенок и детство - одна из ведущих и ключевых тем литературы. В определенном смысле это тема универсальная, не ограниченная рамками какой-либо национальной литературы или конкретного временного периода, хотя в некоторые эпохи она приобретает особое значение. Эта универсальность объясняется тем, что детство - такая же общечеловеческая категория, как рождение, жизнь, смерть. Явления вечные и присущие всем без исключения людям не могут не получить отражения в литературе.

Отражение мира детства, анализ внутреннего мира ребенка все больше привлекает внимание западных и отечественных литературоведов. Проза о детях воспринимается как отдельная и полноправная область литературы. История детства связывается с жанровым подходом. Произведения о детях рассматриваются в рамках традиционных жанров; исследуется проблема того, как они влияют на уже сложившуюся жанровую систему. В то же время одной из характерных черт современного литературоведения является изучение межнациональных литературных отношений, стремление к сравнительно-историческому анализу тем, образов, жанров национальных литератур. Этим определяется актуальность настоящего исследования, в котором предпринимается попытка проанализировать литературный образ детства на материале английской и русской прозы в контексте развития жанра романа воспитания.

Предметом нашего исследования стала английская и русская литература середины XIX в. Как уже было отмечено, образ ребенка присутствует в мировом искусстве и литературе во все времена, однако к началу XIX столетия его значимость возрастает, он становится центральным. Это отнюдь не отрицает развития детской темы на предшествующем этапе развития литературы, а, наоборот, предполагает существование некоторого периода подготовки к тому, чтобы она вышла на первый план. В связи с этим уместно вспомнить теорию смены жанров Ю.Н.Тынянова, которую можно приложить и к темам, проблемам литературных произведений. По мысли исследователя, в эпоху разложения какого-либо жанра он перемещается из центра на периферию, а на его место "из задворков" выходит новое явление. То же можно сказать об изображении детства в литературе, будучи представленным в качестве периферийного явления, в определенный момент оно занимает центральное и доминирующее положение.

Однако определить эпоху, в которую образ детства становится главным, достаточно сложно. Общим местом является утверждение о том, что начало нового этапа, заинтересованного отношения к детству связано во второй половиной XVIII - началом XIX века. "Само понятие детства как самоценной стадии духовного развития могло возникнуть только на почве сентиментально-романтического умозрения"! 180, с.242]1. Но со второй половины XX в. нижняя хронологическая граница темы сдвигается назад. "Если по отношению к XIX-ХХ векам сентиментально-романтический культ детства - начало нового периода в истории темы, то по отношению к предыдущим столетиям - кульминация длительного процесса"! 140, с.8]. Поэтому большое значение приобретает рассмотрение детства в культуре и литературе XVI-XVH веков. Поскольку эта задача на материале английской литературы выполнена в ряде работ (монографии Л.С.Маркус, диссертации М.И.Свердлова), попытаемся кратко охарактеризовать эпоху, непосредственно предшествующую интересующему нас периоду.

Новое отношение к детству в культуре по сравнению с прошедшими веками связано с идеологией Просвещения.

- Исследователи отмечают, что XVII! в. ознаменован "зарождением нового образа детства, ростом интереса к ребенку во всех сферах культтуры, более четким различением, хронологически и сознательно, детского и взрослого миров и, наконец, признанием за детством социальной и психологической ценности"[92, с.111]. Если в XVII в. тема детства -преимущественно поэтическая, то в следующем столетии она отступает из поэтического "центра". В эпоху Просвещения можно отметить появление интереса к детям в литературе, но он носит в основном прозаический, воспитательный характер. Это связано с борьбой за установление "царства Разума", с повышенным вниманием к воспитанию и образованию вообще. Книги, в которых присутствует ребенок, - это скорее программы, адресованные не столько детям, сколько их воспитателям ("Мысли об образовании" Дж.Локка, "Эмиль" Ж.-Ж. Руссо). Меняется и само значение детства - "Это возраст, который необходимо преодолеть, переделать... Детскость в ребенке - это препятствие. В пуританской традиции оно - трудное, в локковской традиции -легкое"[140, с.79]. Просвещение в связи с нашей темой важно, т.к. в рамках этой эпохи не только ребенка вводят в прозу для взрослых (пусть и в качестве примера в педагогических сочинениях), но и практически впервые начинают издавать литературу для детей.

Заслуга следующей эпохи - Романтизма - в том, что детство уже не воспринимается как подготовительный период жизни или возрастное отклонение от нормы; романтики почувствовали детство как совершенно самостоятельный, неповторимый, особый и драгоценный мир.

Если для Классицизма "взрослость" была нормой, а детские годы - отклонением от нее, то для романтиков характерно принципиально иное соотношение между возрастами: взрослое состояние становится ущербной порой, а детство - идеальной эпохой человеческой жизни. В связи с этим вспомним обостренный интерес романтиков к истории и - особенно к фольклору. Недаром одним из самых распространенных жанров у художников этого направления были сказки (Арнимо и Брентано, братьев Гримм, Гауффа, Андерсена и др.), в основе своей восходящие к устному народному творчеству. Таким образом, в эстетике романтизма детство приобретает огромную значимость - детство не только отдельной личности, но и человечества вообще.

Обращение романтиков к миру ребенка, в первую очередь внутреннему, связано и с их повышенным интересом к собственному "я" и сложному комплексу душевных переживаний. С развитием литературы в ней все больше утверждалось внутреннее начало личности, достигшее своего расцвета в начале XIX в. Как пишет И.С.Кон, эта "интимизация мира" особенно интенсивно начала развиваться в XVil-XVIIi вв., что проявилось во многих областях человеческой жизни. Если говорить о религии, то в протестантизме общение с Богом приобретает более интимно-личностный характер, а у пиетистов XVIi-XVlii вв. Бог также превращается в интимного собеседника и даже друга. Подобные явления можно проследить и в истории языка: если в староанглийском языке существовало всего тринадцать слов с морфемой "self, то со второй половины XVIII в. их количество сильно возрастает; в том же столетии широко распространяются слова, обозначающие внутренние психические состояния, настроения, переживания и т.п. В живописи появляется новый "телесный канон": на тело как таковое накладывается табу, человек должен скрывать его, оно становится чем-то внутренним, интимным и даже обретает некоторую загадочность. Если обратиться к области психологии, то характерным для века Просвещения можно считать порождение эмоциональных проблем, в частности, проблемы одиночества. В литературе эта "интимизация" приводит к распространению разнообразных автобиографических текстов, среди которых исповеди и воспоминания религиозного характера, семейные - хроники торговцев и ремесленников, самозащиты и самооправдания, профессиональные автобиографии выдающихся людей, частные дневники и хроники, повествования авантюристов о своих приключениях, рассказы о путешествиях и т.п.

В эпоху Романтизма культ эгоцентризма и интроспекции достиг своего апогея. Человеческое "я" рассматривалось как нечто автономное, отличное от других, что повышало обостренное внимание к нему и замкнутость в собственном внутреннем мире. Поскольку по романтическому канону человека личность и общество постоянно находятся в состоянии конфликта друг с другом и личность поддерживает отчуждение между собой и миром для сохранения своего "я", физическое пространство оказывается ограниченным. Поэтому наибольшую ценность представляет внутреннее пространство. Так как настоящее для романтиков - это состояние отчуждения и противостояния внешнему миру, особое значение приобретает уход в прошлое, что в сочетании с интересом к внутреннему миру неизбежно приводит к собственному детству. Детство предстает как некая идеальная, безвозвратно ушедшая пора, когда человек находился в полной гармонии с собой и миром.

Повышенный интерес романтиков к изображению детства связан и с изменениями в общественной жизни. Общество, создавшееся в результате индустриального развития конца XVIII - начала XIX в., было не заинтересовано в искусстве и часто враждебно ему. Как отмечает П.Кавени, в этой обстановке изоляции, отчуждения, сомнения художник не мог не увидеть привлекательность темы детства как литературной темы. Ребенок мог стать символом глубокой неудовлетворенности художника обществом, воображения и чувствительности, незащищенности и одиночества, страха и удивления и, конечно, изначальной чистоты и наивности.

- Романтическое представление о детстве было противоположно рационалистической школе. Если обратиться к сфере образования, то это различие станет еще более явным. Рационализм практически не учитывал природу ребенка как такового и обращался с ним как с маленьким взрослым. Для романтиков же образование важно как развитие природных склонностей ребенка ("Эмиль" Ж.-Ж.Руссо).

Подготовленный поэзией романтизма, в 1830 - 1840-х гг. образ детства перемещается в прозу и занимает в ней центральное место. По мнению ряда исследователей, именно в середине XIX в. интерес к детству достигает своего апогея. Ребёнок становится центральной фигурой всех сфер социальной и культурной жизни. Предметом нашего исследования является проза середины века, произведения, созданные в рамках одной декады - 1850-х гг. Подобный подход уже апробирован в литературоведении и представляется весьма удачным. Как отмечает К.Тиллотсон, автор монографии "Романы 1840-х годов", "пришло время разбить единый монолит "викторианского романа" на более удобные составные части; разделить его не по романистам, фазам или каким-то иным категориям, но просто концентрируясь на определённой декаде или ином периоде времени" [314, с.1. - Перевод наш - Е.Д.]

Однако прежде чем обратиться к прозе 1850-х гг., мы считаем необходимым проанализировать этап в развитии литературы, непосредственно предшествующий ей. Первая глава диссертации посвящена новому пониманию детства в 1830-1840-х гг. ш образу ребенка в прозе этих лет.

Из произведений о детстве, написанных английскими и русскими писателями за 1850-е годы, мы выбрали четыре. "Точкой отсчета" в формировании художественной прозы о детства становятся роман Ч.Диккенса "Дэвид Копперфилд" и первая повесть Л.Н.Толстого "Детство", появляющиеся почти одновременно в самом начале 1850-х гг.

- Это совладение во времени, а также глубокий интерес русского писателя к творчеству английского романиста дают повод для размышлений о близости обоих произведений. Поэтому рассмотрение "Дэвида Копперфилда" и "Детства" ведется в работе в форме сопоставительного анализа.

Дальнейшая эволюция литературного образа детства прослежена нами на материале двух повестей, созданных в конце декады 1850-1860 гг. Как характерное явление английской прозы о детях второй половины 1850-х гг. рассмотрен жанр школьной повести (на примере "Школьных лет Тома Брауна" Т.Хьюза). В русской литературе толстовская традиция обращения к детству наиболее ярко звучит в повести С.Т Аксакова "Детские годы Багрова-внука".

Детство как историческое, философское явление давно привлекает внимание исследователей. Наша работа потребовала обращения к трудам зарубежных и отечественных историков и культурологов. Основополагающей работой остается монография ФАрие "Века детства"[189], переведенная на многие европейские языки и выдержавшая ряд изданий. Арие выделяет три основных аспекта, в которых рассматривается образ ребенка: идея детства в философской мысли, школьная жизнь и семья. Достоинством исследования является обращение автора к культурам разных европейских стран; рассмотрение детских образов в нескольких видах искусства (литература, скульптура, живопись); привлечение материала "бытового" ряда (детская одежда, игрушки, интерьер детских комнат). Видный ученый и этнограф М.Мид -автор многих работ о детстве в культурах примитивных народов (Самоа, Новой Гвинеи и т.д.)[111]. Достоверность изложенных фактов, анализ непосредственно увиденного сочетается в ее работах с серьезными обобщениями об особенностях детства.

- Єсли для М.Мид основной задачей становится соотношение всеобщего и частного во взгляде на детство у разных народов, то Л.Поллок в своей книге "Забытые дети: Отношения родателей и детей с 1500 по 1900 гг."[284] анализирует положение ребенка в семье на протяжении четырех столетий. Большое место в исследовании уделено критическому обзору уже существующей историко-философской литературы о детстве, сопоставлению взглядов разных ученых. Необычайно ценным является использование и анализ таких источников, как письма, дневники, мемуары родителей. Каждое положение Л.Поллок подкрепляет статистическими данными, что усиливает обоснованность выводов автора.

В России тема детства в ее культурно-историческом значении исследована в новаторских работах И.С.Кона. Для нас было важно обращение и к его трудам по психологии детей и подростков. В монографиях "В поисках себя: Личность и ее самосознание"[923, "Дружба: Этико-психологический очерк"193], "Психология юношеского возраста"[94] И.С.Кон внимательно анализирует психологию разных периодов детства, рассматривает наиболее характерные для них чувства и эмоции. Работа "Ребенок и общество"[95] остается лучшим отечественным исследованием о культурологическом феномене детства. "Мир детства -неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом... Общество не может познать себя, не поняв закономерностей своего детства, и оно не может понять мир детства, не зная истории и особенностей взрослой культуры"[95, с.61. Давая обзор историко-социологического и этнографического изучения детства, И.С.Кон отмечает, что новое время характеризуется появлением нового образа детства. Привлечение широкого литературного и искусствоведческого контекста приводит к выводу о том, что "многомерность и разнообразие детских образов в литературе или портретной живописи отражают не только прогресс художественного познания и различия индивидуальностей авторов, но и изменения в реальном содержании детства и его символизации в культуре"[95, е.9-10]. Автор систематизирует возможные подходы к рассмотрению художественных образов детства: эстетический, социологический, этнологический, исторический, биографический; обращается ко многим проблемам детства (возрастные категории, половая социализация, этнография родительства и т.д.).

Следующая группа исследований, относящихся к нашей теме, рассматривает образ детства в художественной литературе. Часто эти работы находятся на границе между литературоведением и культурологией. Так, в книге САрменса "Архетипы семьи в литературе"[1903, обращающейся к греческим трагедиям, пьесам У.Шекспира, поэмам ДжГопкинса, привлекается этнографический и фольклорный материал. В монографии Г.Скаддера{298] дается сопоставительный анализ темы детства в литературе и искусстве. Автор прослеживает историю детских образов от античности до рубежа XIX-XX вв. Большим достоинством работы является обращение к материалу разных национальных культур и эпох: греческой и римской литератур, древнееврейских теологических книг, прозы раннего христианства, искусства средних веков, английской, французской, немецкой, американской и датской литератур. В нашем литературоведении наиболее полным обзором детской темы в мировой художественной прозе можно считать работу М.Эпштейна и Е.Юкиной "Образы детства"[180], опубликованную в Международный год ребенка (1979). Несмотря на небольшой объем журнальной статьи, авторам удается подробно охарактеризовать историю темы детства в художественной литературе; определить разницу в отношении к ребенку в культурах Классицизма, Просвещения, Романтизма. Привлекая материал немецкой, французской, американской культур, свое основное внимание авторы обращают на русскую литературу. Возникновение многостороннего образа детства в отечественной прозе связывается с творчеством Л.Н.Толстого; детская тема рассматривается как основная не только для трилогии, но и в крупных эпических произведениях писателя.

Рассмотрению детской темы в английской литературе посвящены работы Р.Паттисона "Фигура ребенка в английской литературе"[281, П.Кавени "Образ детства. Личность и общество: Изучение темы в английской литературе"[218]. Особенное внимание авторы уделяют новой концепции детства в Романтизме и образам детей в произведениях Ч.Диккенса. Л.С.Маркус[272] сужает временные рамки своего исследования. Предметом ее работы становится поэзия XVII в., рассмотренная в широком социокультурном контексте эпохи. Анализ детских образов в литературе XVII в. продолжен в отечественном литературоведении в кандидатской диссертации М.И.Свердлова "Тема детства в английской оде XVII - начала XIX века"[140]. Научная новизна исследования заключается в связи истории образа детства с жанровым подходом. Образ ребенка рассмотрен "глазами жанра" оды (на материале поэзии XVII в., од Т.Грея и У.Вордсворта). Очень важным для нашей работы оказался первый раздел первой главы исследования -"Семантика детства: Культурологический обзор", в котором автор дает классификацию значений детства, сложившихся в мировой культуре.

Русский образ детства неоднократно становился предметом исследований критиков. В отечественной науке существует ряд работ, обращающихся к детской теме в литературе XIX в.: кандидатские диссертации А.Н.Дьяченко "Детская тема и проблемы реализма в творчестве Н.А.Некрасова"[74], Н.И.Кузнецовой "Проблема обездоленного детства в контексте идейно-эстетических исканий в детской и юношеской литературе конца XIX - начала XX века"[ Щ.

Особо оговорим, что в рамках нашей работы не рассматривается творчество Ф.М.Достоевского, хотя тема детства и образ ребенка являются одними из ключевых для его произведений. Это объясняется тем, что концепция детства великого русского писателя достаточно подробно и полно исследована отечественными и зарубежными учеными: в фундаментальной работе У.Роу "Достоевский; Ребенок и взрослый в его творчестве"[290], кандидатских диссертациях С.Н.Митюрева "Проблема подростка в творчестве Ф.М.Достоевского 1870-х гг.в[112]5 В.С.Пушкаревой "Дети и детство в художественном мире Ф.М.Достоевского"[136]. Взаимосвязи романов русского писателя и образа детства в произведениях Ч.Диккенса рассмотрены в работах И.М.Катарского "Диккенс в России"87], Н.М.Лари "Достоевский и Диккенс: Анализ литературного влияния"[2651.

Если говорить об исследованиях, рассматривающих образ детства в творчестве интересующих нас писателей, то лучше всего эта проблема проанализирована в диккенсиане. Поскольку детская тема является основной для романов "великого и неподражаемого", практически каждая работа затрагивает ее. Не имея возможности подробно охарактеризовать все использованные нами исследования, остановимся на тех, которые непосредственно посвящены образу детства в произведениях писателя. Как правило, авторы этих работ обращаются к какому-либо аспекту изображения детей у Ч.Диккенса. Так, К.Эрикссон[232] останавливается на взаимоотношениях дочерей и отцов в романах писателя. Исследовательница отмечает, что ребенок и взрослый в этих парах часто меняются местами. Фр.Донован, автор нескольких работ[223], [224] об образах детей и подростков у Ч.Диккенса, пытается разделить этих героев на группы; выделить наиболее характерные типы; определить те аспекты, которые больше всего интересуют писателя в связи с темой детства. б.Уэстбург рассматривает романы Ч.Диккенса, написанные на основе автобиографического материала, где значительное внимание уделено детству героя(326]. По мнению исследователя, три романа Ч.Диккенса -"Оливер Твист", "Дэвид Копперфилд", "Большие ожидания" - можно считать автобиографической трилогией. Последняя работа англоязычного литературоведения - монография Малькольма Эндрюса Диккенс и взрослый ребенок! 186]. Автор отмечает, что большинство диккенсовских детей напоминает взрослых, так же как во многих взрослых персонажах остается детское начало. Исследователь приходит к выводу о том, что Ч.Диккенс вводит в прозу о детях нового героя, в котором детское и взрослое органично сочетаются, взаимозаменяя друг друга. Из общих исследований о Ч.Диккенсе особенно хочется отметить последнюю биографию писателя, созданную современным романистом и ученым П.Экройдом[184]. Монументальная (свыше 1000 страниц) работа, сочетающая подробное отражение биографических данных и тонкий литературоведческий анализ, пожалуй, не уступает первой биографии Ч.Диккенса, написанной его современником ДжФорстером.

Нам не удалось найти работы об английской школьной повести в отечественном литературоведении, хотя в англоязычной критике существуют исследования на эту тему. "Школьные годы Тома Брауна" Т.Хьюза рассмотрены в монографиях И.Куигли "Наследники Тома Брауна: Английская школьная повестъ"[287], ДжРичардеа Счастливые дни: Закрытые школы в английской литературе!,2883, Дж.Хани "Вселенная Тома Брауна: Развитие викторианских школй2533. Авторы названных работ рассматривают произведение Т.Хьюза как первый образец жанра школьной повести, возникающего в середине XIX в. Однако "Школьные годы Тома Брауна" анализируются не с точки зрения отражения в них детского мира, а в контексте развития закрытых школ в системе английского образования.

Несмотря на то, что о творчестве Л.Н.Толстого написаны тома исследований, трудов, рассматривающих образ детства в его первых повестях, немного. Большую ценность для нашего исследования представляли работы, посвященные трилогии писателя: "Новаторство Л.Н.Толстого в трилогии "Детство15, "Отрочество", "Юность Я.С.Билинкиса[38], "Первая книга Льва Толстого" Л.Д.Опульской[130] и др.; особенно хотелось бы отметить интереснейшие и очень глубокие работы Б.М.Эйхенбаума "Молодой Толстой"[177} и "Творчество Л.Н.Толстого"[178], рассматривающие повести в контексте творчества писателя в целом и уделяющие много внимания использованию в них традиций западно-европейской литературы. Много пищи для размышлений о поэтике Толстого даёт статья ААРеформатского "Структура сюжета у Л.Толстого"[138].

Нельзя не упомянуть и две кандидатские диссертации, посвященные отдельным специфическим сторонам рассматриваемых произведений, имеющим отношение и к нашей теме: "Автобиографический воспитательный роман в творчестве Ч.Диккенса и Ш.Бронте" О.А.Наумовой[122] и "Речевая структура образа автора в автобиографических повестях о детстве (на материале повести Л.Н.Толстого "Детство" и повести СЛАксакова "Детские годы Багрова-внука")" Н.А.Николиной[125]. Повествовательная техника Л.Н.Толстого становится предметом исследования А.3виреа{331].

Особого внимания заслуживает литература о возможных и реально существующих связях и параллелях между произведениями двух писателей, о восприятии Ч.Диккенса и английской литературы в России вообще и Л.Н.Толстым, в частности. Богатейший материал дают исследования Н.П.Михальской "Зарубежная литература ХіХ в. в оценке Л.Н.Толетогой[116], "Диккенс в Россим"[114], ИШ.Катарского "Диккенс в России"[873, рассматривающие не только узкий аспект проблемы, но и вопрос воздействия Ч.Диккенса иа русскую литературу и культуру вообще. Из работ, представляющих интерес с точки зрения сопоставления анализируемых произведений, прежде всего надо назвать исследования Н.НАпостолова "Толстой и Диккенсй29] и П.Попова "Стиль ранних повестей Толстого ("Детство" и "Отрочество")и[132]. Однако сравнение обоих произведений часто приводит к выявлению сюжетных параллелей, без выводов о более общих художественных задачах писателей. Отдельно выделим кандидатскую диссертацию ВВАствацатуровой "Чарльз Диккенс в творческом сознании Л.Н.Толстого"(30], сочетающую как анализ параллелей в творчестве писателей, так и более широкий вопрос восприятия Л.Н.Толстым произведений Ч.Диккенса и эволюции этого восприятия.

До сих пор в отечественном литературоведении немного работ, посвященных повести СТАксакова. Лучшей и наиболее подробной из них является исследование С.И.Машинского[108]. Однако глава его монографии о "Детских годах Багрова-внука", как и кандидатская диссертация О.Н.Белокопытовой б], рассматривают повесть в контексте мемуарно-биографических жанров, мало затрагивая нашу тему. Эта же проблема решается в исследовании Э.Саламан[298]3 анализирующей произведения Л.Н.Толстого, С.Т.Аксакова5 Де Квинси и М.Пруста с точки зрения жанра исповеди. Э.Дуркин видит сходство между "Детскими годами Багрова-внука" и античным жанром пасторали [226].

Наиболее полным исследованием детской темы в русской литературе является недавно изданная работа Э.Уочтела Ъитва за детство: Создание русского мифа"322]. Прослеживая историю образа детства от трилогии Л.Н.Толстого до "Жизни Арсеньева" И.А.Бунина, Э.Уочтел приходит к выводу о том, что художественная проза о детстве строится скорее по образцу "Детских лет Багрова-внука", чем по модели Л.Н.Толстого. Особенный интерес исследователя вызывают произведения о детях. написанные в начале XX в. русскими писателями-эмигрантами.

Учитывая то: что одним из методов работы был сравнительный, нами использовались исследования по сравнительно-историческому литературоведению: "Историческая поэтика" А.Н.Веселовского{4§], "Сравнительное литературоведение" В.У.Жирмунского[77], "Запад и Воеток"Н.И.Конрада[96], "Образ России в английской художественной литературе ІХ-ХІХ вв." Н.ГШихальской {118], "Актуальные проблемы изучения в вузе русско-зарубежных литературных связей XIX в." З.А.Старицыной[153]. Для нашей работы были важны исследования по теории жанра воспитательного романа М.М.Бахтина, ДжТ.Бакли, С.В.Гайжюнаса, Н.ГШихальской, Фр.Жоста и др.: жанра автобиографии (работы С.И.Машинского, И.О.Шайтанова, Дж.Олни, У.Спенгеманна и др.). Для современного литературоведения актуальным становится стремление выделить прозу о детстве в особый жанр, определить его структурообразующие признаки. Так, Р.Коу предлагает назвать этот жанр "детством"[2133.

Хотя художественная литература, созданная специально для детей, не стала предметом исследования, работы по детской литературе были важны для настоящей диссертации. Наиболее полно история детской литературы представлена в отечественном литературоведении в докторских диссертациях Н.М.Демуровой{64], Л.И.Скуратовской{144], Е.Е.Зубаревой [79], кандидатской диссертации М.И.Чинаевой [169], работах И.С.Матвеевой(145], И.О.Шайтанова{171] и др.

Поскольку данная работа касается вопросов детской психологии, естественным было обращение к специальным исследованиям. Нами использовались работы отечественных и зарубежных исследователей Л.И.Божович [41]: И.С.Кона, Л.П.Торпа Г312], Б.С.Гаррисона, А.ДжКингстона, Г.В.Бернарда [240] и др. Особенно отметим исследования, связывающие сферу психологии с литературой: кандидатские диссертации Л.Д.Драголи "Вопросы детской психологии в художественных произведениях Л.Н.Толстого1 [70] и Т.С.Карловой "Проблемы психологического в раннем творчестве Л.Н.Толстого" [85].

Научная новизна исследования состоит в том, что известные произведения величайших писателей XIX века - Ч.Диккенса, Л.Н.Толстого, С.Т-Аксакова - изучены с точки зрения отражения в них детского мира. Впервые в отечественном литературоведении рассматриваются "Школьные годы Тома Брауна" Т.Хьюза,положившие начало одному из наиболее популярных и оригинальных жанров английской прозы - школьной повести. В работе проведен сравнительный анализ образа детства в литературах Англии и России.

Целью нашей работы является анализ образа детства, определение его своеобразия в национальных литературах Англии и России. Эта цель обусловила следующие конкретные задачи:

1) рассмотреть отношение к детству в культуре Англии и России середины XIX века:

2) проследить, как детская тема входит в английскую и русскую прозу 1830-х - 1840-х гг.;

3) определить, в чём состоит новаторство Ч.Диккенса и Л.Н.Толстого в изображении ребёнка, из чего складывается художественный образ детства;

4) провести сопоставительный анализ "Дэвида Коплерфилда" и "Детства"; решить проблему того, можно ли говорить о непосредственном воздействии Ч.Диккенса на создание первой повести Л.Н.Толстого,

5) проследить дальнейшую эволюцию английской и русской прозы о детстве в конце 1850-х гг.;

6) определить основные элементы жанра школьной повести;

7) проанализировать "Детские годы Багрова-внука" в контексте традиции Л.Н.Толстого; определить новаторство С.ТАксакова в изображении детского мира;

8) рассмотреть прозу о детстве в свете развития жанра романа воспитания.

Для решения названных задач используются культурно-исторический, биографический, сравнительно-типологический методы.

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что её материалы и выводы могут быть использованы в лекционных курсах по истории английской и русской литератур XIX века, на спецсеминарах, посвященных проблемам литературных взаимосвязей, в специальных курсах лекций по детской литературе и вопросам изображения детства в национальных литературах.

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, примечаний и библиографии. Общий объём работы - 249 страниц ; список использованной литературы включает 331 наименование.

Подобные работы
Михина Марина Валерьевна
Эдгар Аллан По, новелист, поэт, теоретик и французская поэзия второй половины XIX века
Морозкина Евгения Александровна
Творчество Теодора Драйзера и литературное развитие США на рубеже XIX-XX веков
Бурцев Анатолий Алексеевич
Английский рассказ конца XIX - начала XX века. Проблемы типологии и поэтики.
Скуратовская Людмила Ивановна
Основные жанры детской литературы в историко-литературном процессе Англии XIX-начала XX века.
Стулов Юрий Викторович
Своеобразие художественной прозы Дж. Болдуина 1950-х - середины 1970-х годов (идейно-художественная эволюция)
Тамаев Павел Михайлович
Проблема "русской художественной школы" в отечественной словесности середины XIX века
Гавриленко Татьяна Александровна
Концепция "чистого искусства" в историко-литературном контексте середины XIX века
Слонь Ольга Васильевна
Композиция традиционных и нетрадиционных жанров русской лирики середины XIX века
Бралина Галина Минигазизовна
Жанр инвективы в русской лирике середины XIX века
Румянцева Виктория Николаевна
Стихотворный фельетон середины XIX века : Н.А. Некрасов, В.С. Курочкин, Д.Д. Минаев

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net