Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Филологические науки
Русский язык

Диссертационная работа:

Сыров Игорь Анатольевич. Способы реализации категории связности в художественном тексте : Дис. ... д-ра филол. наук : 10.02.01 Москва, 2005 349 с. РГБ ОД, 71:06-10/103

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА I. Текст как предмет изучения лингвистики 15

§ 1. Дефиниция понятия «текст» в лингвистике. Точки зрения на природу текста 19

§ 2. Текст и дискурс: соотношение понятий в зарубежном и отечественном языкознании. Разграничение единиц 28

§ 3. Языковая специфика функционирования текста. Текст и внутренняя речь 42

§ 4. Тексти сложное синтаксическое целое 49

§ 5. Абзац как единица текста. Основные принципы членения текста на абза цы 73

ГЛАВА П. Основные категории текста 87

§ 1. Вопрос о категориях текста. Понятие грамматической, текстовой и функ ционально-семантической категории. Свойства (признаки) текста 87

§ 2. Интегральные и дифференциальные признаки категории связности и ка тегории цельности... 106

§ 3. Средства выражения категории связности 125

ГЛАВА III. Имплицитный способ реализации категории связности 138

Раздел 1. Локальный вид имплицитного способа реализации категории связ ности 139

§ 1. Суммарная имплицитная корреляция 141

§ 2. Элементарная имплицитная корреляция 161

§ 3. Инкомплективная корреляция. Присоединение и парцелляция как ло кальные средства реализации категории связности 167

§ 4. Однотипные случаи сильной бессоюзной внутрифразовой парцелляции. Переходные случаи, сочетающие свойства парцеллята и односоставного именного предложения 182

§ 5. Типичные случаи сильной союзной межфразовой парцелляции. Переход ные случаи, сочетающие свойства присоединения и межфразовой связи в тек сте 188

Раздел 2. Интратекстуальный вид имплицитного способа реализации катего рии связности 208

§ 1. Именительный представления и именительный темы как средства реали зации категории связности 209

§ 2.Роль вопросительных предложений в художественном тексте монологи ческого типа. Текстообразующие функции риторических вопросов 237

2.1. Вопросительные предложения, участвующие в организации вопросно-ответного (парного) единства 239

2.2. Вопросительные предложения, представляющие тему сложного синтаксического целого 240

2.3. Вопросительные предложения, организующие внутреннюю структуру ССЦ 244

2.4. Вопросительные предложения, определяющие семантическую структуру нескольких ССЦ 248

2.5. Риторический вопрос в тексте. Семантика и текстообразующие функ ции 254

§ 3. Синтаксическая гиперо-гипонимия в тексте ' 266

3.1. Сложные синтаксические целые с препозитивным автосемантичным предложением-гиперонимом 272

3.2. Сложные синтаксические целые с препозитивным дейктическим предложением-гиперонимом 277

3.3. Сложные синтаксические целые с предложениями-квазигиперонимаи (функциональными гиперонимами) 283

Раздел 3. Глобальный вид имплицитного способа реализации категории связ ности. Заглавия текстов как средство реализации глобальной имплицитной связности 297

3.1. Информационно-концептуальный тип заглавий 301

3.2. Информативно-троповый тип заглавий 302

3.3. Конспективный тип заглавий 305

3.4. Реминисцентно-смысловой тип заглавий 308

3.5. Номинативно-образный тип заглавий 312

Заключение 317

Список литературы 324 

Введение к работе:

Актуальность диссертационного исследования определяется тем, что в нем на материале художественного текста рассматриваются дискутируемые проблемы выявления языковой природы текста, соотношения категории связности и категории цельности, взаимосвязи имплицитного и эксплицитного способов связности, выводящим на более общую проблему содержания и смысла в лингвистике.

Анализ способов реализации категории связности соотнесен в работе с
рассмотрением различных факторов и средств текстообразования. Следует
отметить, что в современной лингвистической литературе существуют раз
личные подходы к пониманию связности, к определению объема данной
категории, к проблеме типологии реализации конкретных значений катего-
, рии связности в тексте (см., например, работы И.Р. Гальперина, А.И. Нови-

кова, Л.М. Лосевой, Н.Д. Зарубиной (Бурвиковой), К.А. Филиппова, R. Beaug-rand, W. Dressier и др.).

Многогранность и сложность разрабатываемого вопроса связана с
' тем, что проблема способов реализации категории связности пересекается с

множеством других проблем теоретического и прикладного характера: с проблемой соотношения языка и речи, с вопросами типологии и структуры текстовых единиц, с проблемами речевой сегментации, экспрессивности и другими. В диссертационном исследовании продолжается разработка этих проблем.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Предлагается опыт системного описагіия(|)аздмщя«йСМкюСівв реализации категории связности в художественном теисте. БИБЛИОТЕКА J

О» V») »мСр/ »1

2. Выявляется специфика имплицитной связности высказываний в тексте,
основанная на учете количества взаимосвязанных единиц и их контактном /
дистактном расположении в контекстуальных условиях. Определяются инте
гральные и дифференциальные показатели категории связности и категории
цельности.

К различным видам имплицитного способа реализации категории связности отнесены такие, которые, регулярно реализуясь в тексте и имея собственную систему типов и подтипов, не имеют внешних (формальных) скреп высказывания и содержат коррелирующие элементы семантики, присутствующей в языковых значениях и отношениях, образующих текст единиц, что, в свою очередь, являются определенным следствием актуализации одного из значений единицы (Ш. Балли), а также актуализации в тексте дополнительной внетекстовой нагрузки языкового знака.

В настоящей работе предлагается выделить внутри имплицитной связности текста, как одного из двух базовых способов реализации указанной категории, гри основных вида: локальный, интратекстуальный и глобальный, что позволяет достаточно детально проанализировать сложный механизм взаимодействия, структурные особенности и текстовые характеристики языковых единиц в рамках объемного текста или его фрагмента, более полно представить влияние неязыковых знаний (пресуппозиций) на особенности связи высказываний при отсутствии грамматических скреп.

  1. Определяются основные принципы членения художественного текста на абзацы.

  2. В рамках исследования глобальной имплицитной связности дается система типов заглавий текстов, выявляется специфика и текстообразующие функции каждого типа.

Теоретическая значимость диссертации состоит в развитии одного из аспектов теории текста, связанного с изучением и описанием основных категорий текста, в комплексном рассмотрении проблемы языковых средств представления имплицитной связности и лингвистических контекстуальных условий реализации формально не выраженной связи между самостоятельными высказываниями в тексте. В связи с тем, что предпринятое в диссертации и публикациях по теме изучение имплицитной связности художественного текста затронуло многие проблемы теории языка и речи, полученные выводы во многом существенны для общего языкознания, проявляющего значительный интерес к проблемам скрытой коммуникации, имплицитных смыслов различных лингвистических единиц. Теоретическое значение имеют осуществленный на новой основе анализ текстового материала, а также общие и частные выводы, способные повлиять на характер дальнейшей теоретической разработки проблем, посвященных исследованиям связности и цельности текста.

Практическая ценность работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в вузовских курсах синтаксиса русского языка, общего языкознания, а также в специальных курсах по лингвистике текста, фило-

""*' "'"' \ 9

логическому анализу художественного текста, активным процессам в синтаксисе русского языка, стилистике текста и т. д.

Целями данной работы является выявление, описание и систематизация
различных способов реализации категории связности в художественном тексте;
установление специфических характеристик имплицитной связности как доми
нантного типа корреляции самостоятельных высказываний на базе осмысления
художественного текста как сложного структурного единства, обладающего,
наряду с вербально выраженным содержанием, скрытыми смыслами, присущи
ми художественному тексту как особой эстетической реальности.
ц Названные цели потребовали решения следующих задач:

  1. описать различные способы реализации категории связности в художественном тексте;

  2. дать интеї-ральньїе и дифференциальные признаки категории связности

* и категории цельности;

  1. представить систему видов имплицитной связности;

  2. выявить специфику лингвистического подхода к исследованию текста как многоаспектной единицы, имеющей языковые показатели и речевые характеристики;

  3. исследовать соотношение понятий «текст» и «дискурс» в зарубежном и отечественном языкознании, разграничить данные единицы с точки зрения их специфических характеристик, охарактеризовать явление прагматической дис-курсивизации художественного текста;

  4. установить языковые особенности функционирования текста, в связи с чем проанализировать соотношение таких явлений как «іекст» и «внутренняя речь»;

Объектом исследования являются синтаксические единицы, обладающие различными текстообразующими способностями (отдельные высказывания, вопросительные предложения, именительный темы и именительный представления, заглавие, различные типы начальных и конечных предложений текста (ССЦ), парцелляты). Картотека речевого материала содержит боле 3500 единиц; в работе используется 431 пример: фрагменты

* текста, включающие несколько ССЦ; единичные сложные синтаксические
целые и отдельные предложения, подтверждающие различные положения и
выводы диссертационного исследования.

* Материалом для исследования послужили прозаические художествен
ные тексты русской литературы XX века, которые традиционно квалифициру
ют как реалистическую прозу (поэтические тексты использовались только для
представления аспектов связности, более характерной для ритмизованных по
этических произведений /см., например, ассонанс, звукопись и т. п./; драмати
ческие тексты в качестве фактического материала не привлекались). Доя анали
за отбирались тексты с различными видами эксплицитной и имплицитной связ
ности и разнообразными способами их представления; большинство анализи
руемых текстов относятся к тем, художественная значимость которых подтвер
ждена фактами их длительного и широкого влияния на читающих. Однако, по

мере необходимости, привлекались тексты, которые можно отнести к беллетристике, а также модернистская и постмодернистская литература (особенно в тех случаях, когда требовалось показать «размывание» показателей целостности текста в литературных направлениях последних десятилетий).

Теоретической базой данной работы являются достижения последних лет в области лингвистики (теории) текста, а также данные лингвистических дисциплин, исследующих все уровни языка.

Изучение различных способов реализации категории связности художе
ственного текста учитывает и достижения других наук: психолингвистики, изу
чающей процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в *
их соотнесенности с системой языка; семиотики, исследующей наиболее общие
характерные черты в строении и функционировании различных знаковых сис
тем, действующих в человеческом обществе; литературоведения, в задачи ко
торого входит изучения образного строя и идейного содержания художествен- *
ного произведения, его взаимообусловленность с определенной эпохой и отра
жение этой взаимообусловленности в конкретных языковых чертах; учитыва
лись также подходы, обращенные к исследованию особенностей психологии
автора, в скрытом виде проявляющейся в тексте; формальной логики, изучаю
щей общие закономерности человеческого мышления и выявляющей связь
языка и мышления, и других наук.

Цели и задачи диссертации, а также особенности объекта исследования обусловили применение следующих методов анализа.

  1. В качестве основного использовался метод функционального анализа в виде приема, который принято обозначать как контекстуальный анализ, позволяющий установить художественную и смысловую значимость отдельных элементов, определить роль единиц в контексте (слов, словоформ, словосочетаний, предложений) в реализации различных способов категории связности. При этом учитывалось, что языковой знак, в силу свой двойственной природы, - это единица, обладающая не только материально выраженным содержанием, но и смыслом (выраженным и формально не выраженным).

  2. Метод непосредственного наблюдения.

  3. Метод системного описания, который заключается в том, чтобы < представить массив языковых фактов как неопределенное множество реализаций вполне определенного числа типов, образующих систему.

  4. Метод лингвистического эксперимента, который в данной работе % включает в себя также элементы трансформационного анализа.

  5. Метод компонентного анализа. Полученные в результате анализа компоненты текста (отдельные лексемы, словосочетания, высказывания и группы высказываний /ССЦ/) исследовались не изолированно друг от друга, а как единицы, образующие объединения с разнообразными структурными и семантическими отношениями.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Текст является единицей, объединяющей языковые признаки и речевые характеристики, которая проявляет себя в форме устного или письменного про-

изведения и основной целью которой является непосредственный (устный текст) и опосредованный (письменный текст) акт коммуникации.

2. Специфика художественного текста заключается в способности прагматической дискурсивизации, которая выступает как специфический прием, основанный на построении структур, отражающих различные пласты «живой», непосредственной речи.

  1. Языковая специфика функционирования текста отражается в уровне-вых моделях внутренней речи, понимаемой в исследовании как определенной ментальной фазы порождения текста. Программирование грамматико-семантической стороны текста определяет такую языковую характеристику, как наличие в сознании говорящего определенных абстрактных моделей, реализующихся в речи. Дискретность (одна из основных характеристик внутренней речи) детерминирует различные проявления категории связности в тексте.

  2. Текстовая категория является типологической характеристикой текста, основанной на а) универсальном характере регулярной воспроизводимости во всех текстах; б) множественности состава (каждый текст строится на базе нескольких категорий); в) системе соотнесенных или противопоставленных друг другу форм и способов реализации той или иной категории.

  3. Основными категориями текста являются категории цельности и связности, которые имеют общие семантические (содержательные) показатели в плане реализации глобальной имплицитной связности.

  4. Категория связности отражает логико-смысловые связи и отношения между единицами различных языковых уровней, функционирующих в структуре текста, и имеет два основных способа реализации: эксплицитный и имплицитный.

  5. Доминантным видом связности художественного текста является имплицитная связность, основанная на импликациях (невыраженных смыслах, возникающих при синтагматических отношениях высказываний) и пресуппозициях (компонентах общих знаний автора и читателя, т.е. информации заведомо известной участникам коммуникации).

  6. В рамках имплицитного способа реализации категории связности выделяются локальный, интратекстуальпый и глобальный виды, основанные на объеме коррелируемых единиц, охватываемых каждым видом.

  7. В конкретном художественном тексте всегда наблюдается совмещение способов и частных видов реализации категории связности, которые дополняют друг друга и способствуют интерпретации текста, основанной на выявлении идейного авторского замысла.

Подобные работы
Ермакова Анна Валерьевна
Способы и средства реализации концептов "жизнь" и "смерть" в художественном тексте
Дремов Алексей Федорович
Роль падежей русского языка в обеспечении связности и компрессии текста
Немец Галина Ивановна
Концептуальное пространство художественного текста: структура и способы представления : На материале языка романов И. С. Тургенева "Отцы и дети" и Ф. М. Достоевского "Бесы"
Карпинец Татьяна Анатольевна
Концепт как способ смысловой организации художественного текста
Лукашевич Светлана Викторовна
Топика как способ создания аргументации в юридических текстах
Сиссоко Дуга
Имплицитность как способ актуализации смысла в художественном тексте
Мустафина Эльмира Камиловна
Способы выражения значения будущего времени в тексте "Повести временных лет" (к вопросу о будущем времени в древнерусском языке)
Рагимова Фарида Сиражадиновна
Способы актуализации прецедентного высказывания в рекламном тексте
Петрова Ирина Александровна
Парадигматические отношения имен собственных и способы ономастической номинации героев в фольклорном тексте
Мусагитова, Галия Нильевна
Способы эксплицирования картины мира автора в прозаическом тексте: деятельностный аспект : На материале творчества Ю.К. Олеши

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net