Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Филологические науки
Литература зарубежных стран

Диссертационная работа:

Широкова Людмила Федоровна. Художественный мир Винцента Шикулы в контексте словацкой прозы второй половины XX века : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 Москва, 2006 174 с. РГБ ОД, 61:07-10/623

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение . 3

Глава I. Творчество В Шикулы и словацкая «молодая проза» 1960-х

годов 17

Глава П. Трилогия «Мастера» в контексте с ювацкой прозы о войне и

Словацком национальном восстании. 62

Глава III. Исторические портреты и литературные реминисценции в

произведениях В. Шикулы 1980-90-х гг 132

Заключение 162

Список использованной литературы 168

Введение к работе:

Винцент Шикула (1936-2001), исследованию творчества которого посвящена диссертационная работа, занимает особое место в литературе Словакии. Обладая яркой писательской индивидуальностью, он создал в своих многочисленных произведениях целый художественный мир, отразивший жизнь словацкого общества и отдельного человека в их сущностных чертах. Многими нитями творчество В. Шикулы связано с идейными и художественными исканиями словацкой литературы как своего времени, так и предшествующих периодов.

Словацкая литература второй половины XX веке в полной мере отразила драматизм послевоенной эпохи - эпохи социальных и политических потрясений, трансформации национальных традиций, сопровождавшихся в искусстве сменой идеологических ориентиров, эстетических и художественных концепций. Будучи частью духовной культуры одной из славянских наций Центральной Европы, а в послевоенный период - страны, принадлежавшей к социалистическому лагерю, она испытала на себе все трудности этих исторических процессов.

Развитие словацкой литературы на протяжении последних пяти десятилетий прошло несколько этапов, часто конфронтационных по отношению друг к другу. Так, начало 1950-х годов связано с утверждением в словацкой литературе социалистического реализма, упрощенная, схематичная форма которого была представлена в ряде произведений, посвященных, прежде всего, теме строительства социализма и воспитания «нового» человека. Однако вследствие жесткой идеологической заданности и невысокого художественного уровня даже лучших его образцов соцреализм вызвал отторжение у наиболее талантливых писателей зрелого поколения и полное неприятие его канонов молодыми литераторами, чьи дебюты состоялись в конце 1950-х - начале 1960-х гг. Политическая «оттепель»

60-х годов, способствовавшая зарождению и развитию их талантов, сменилась в начале 1970-х гг. очередным похолоданием поры «нормализации». На протяжении последующего периода, вплоть до конца 1980-х годов, словацкая литература, постепенно раздвигая дозволенные рамки, достигла более высокого уровня художественной дифференциации и творческой свободы и внесла ощутимый вклад в процесс распада изжившей себя политической системы. В 1990-е гг., в новых условиях, развиваясь уже в независимом национальном демократическом государстве (Словацкая республика была образована в 1993 г.), литература во многом утратила роль рупора тех или иных идей; приоритетными становятся эстетические качества художественного произведения. Однако если творческое разнообразие еще сохранялось благодаря активному присутствию в литературе писателей старшего и среднего поколения, то заметных художественных достижений в этот переходный период было немного. К рубежу тысячелетий ведущие позиции в словацкой литературе заняли молодые авторы, обратившиеся - преимущественно в формах малых жанров - к материалу современности, к реальным или виртуально-имагинарным проблемам человека эпохи глобализации.

В. Шикула, не подстраиваясь под модные веяния и идеологические клише, чутко улавливал токи, витавшие в литературной атмосфере и общественном сознании, нравственные вопросы и сомнения своего современника. Писатель вступил в литературу вместе со своими сверстниками, товарищами по «Поколению-5б» и продолжал творческую работу вплоть до последнего дня жизни; его можно с полным правом назвать - в ряду немногих - классиком словацкой литературы второй половины XX века.

Значимость В. Шикулы в процессе развития литературы второй половины XX в., высокие идейно-художественные достоинства его произведений, оригинальность поэтики и особый, неповторимый индивидуальный писательский почерк - все это дает основание для

подробного научного анализа его творчества и свидетельствует об актуальности темы данного исследования.

Основная задача диссертации состоит в том, чтобы представить творчество В. Шикулы целостно, в комплексе его идейных и эстетических характеристик, а также в широком контексте словацкой литературы, прежде всего - прозы второй половины XX века, в русле которой оно развивалось.

Для раскрытия этой проблематики необходимо решить ряд конкретных задач, в числе которых: исследование особенностей литературного процесса в Словакии в 1950-е - 1990-е гг. и места в нем творчества В. Шикулы; анализ произведений писателя, созданных в 1960-е годы, с точки зрения воплощенной в них концепции личности, особого типа героя; рассмотрение трилогии «Мастера» (1976-1979) как новаторского художественного воплощения темы войны и Словацкого национального восстания, традиционной для послевоенной словацкой литературы; исследование способов и особенностей отражения традиций словацкого литературного и культурного наследия в романах «Матей» (1983), «Орнамент» (1991) и «Ветряная вертушка» (1995); выявление общих основных черт поэтики произведений В. Шикулы (жанровая система, формы и структура повествования, роль и функции автора и рассказчика, приемы художественной характеристики персонажей); определение характера художественного мира произведений В. Шикулы как сплава элементов идейного уровня (прежде всего - гуманистической концепции личности и истории) и самобытной поэтики.

Методологической основой диссертации послужили труды по литературоведению российских и словацких ученых: М.М. Бахтина, А.Н. Веселовского, В.М. Жирмунского, Д С. Лихачева, А. Матушки, А. Мраза, О. Чепана, С. Шматлака, Я. Штевчека и др. Для анализа материала использовался историко-литературный метод; кроме того, большое внимание уделялось отдельным проблемам теории литературы (жанр, композиция, повествование и др.) в применении к

поэтике В. Шикулы; автор диссертации обращался и к методикам других исследовательских направлений, в частности, герменевтики для интерпретации тех или иных произведений.

Научная новизна работы определяется тем, что впервые как в отечественном, так и в словацком литературоведении проведено монографическое исследование творчества одного из крупнейших представителей современной словацкой литературы, тесно связанного с идейно-художественными процессами в Словакии второй половины XX века. Впервые художественный мир В. Шикулы рассмотрен целостно и разносторонне, в его развитии и определяющих чертах; освещены проблемы, которые находились вне сферы внимания критиков либо упоминались лишь вскользь (например, жанровая структура, концепция личности и типы героев, способы повествования и роль автора в сюжетном построении произведения).

Научно-практическая значимость диссертации заключается в важности научного осмысления новейшего периода в развитии литературы Словакии как неотъемлемой части общественного сознания, в реализации комплексного подхода к творчеству одного из ее наиболее вьщающихся представителей, а также в освещении ряда значимых теоретических проблем. Результаты исследования могут быть использованы при научном освещении проблем словацкой литературы XX в. в курсах лекций по истории словацкой литературы, истории славянских и зарубежных литератур, в спецкурсах и спецсеминарах.

Апробация результатов работы. Основные положения диссертационной работы были представлены в докладах на научных мероприятиях: международной конференции «Центральная и Юго-Восточная Европа: литературные итоги XX века» (2001, Москва), круглом столе «Новое в зарубежном славянском литературоведении» (Москва, 2003), круглом столе «Изучение современного литературного процесса в странах ЦЮВЕ» (2003, Москва), международных конференциях "Национальная идентичность литератур Центральной и

Юго-Восточной Европы в условиях глобализации" (2004, Москва), «Вторая мировая война: опыт истории - опыт литературы. Центральная и Юго-Восточная Европа» (2005, Москва) и др. Материалы диссертации использовались автором при чтении спецкурса на филологическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова. Концепция работы обсуждалась во время научной стажировки диссертанта в Институте словацкой литературы САН (Братислава, 2005 г.). Диссертационная работа и автореферат были обсуждены в Центре по изучению современных литератур Центральной и Юго-Восточной Европы ИСл РАН.

Результаты исследования отражены в 17 работах, опубликованных по теме диссертации.

Винцент Шикула родился 19 октября 1936 г. в деревне Дубова в Западной Словакии. Будучи седьмым (из двенадцати) ребенком в бедной многодетной семье рабочего местного лесничества, он рано узнал нужду и голод, но в то же время - и радости деревенского детства, общения со сверстниками, семейного музицирования, поскольку многие в семье, в том числе и отец, играли на музыкальных инструментах. Одиннадцатилетним мальчиком он был отдан в миссионерское училище при монастыре в г. Нитра и серьезно готовился стать священником. Однако в 1948 г. монастыри были закрыты властями в ходе антирелигиозной кампании, и юному Винценту пришлось выбирать другую жизненную стезю. После окончания школы он получил музыкальное образование в Государственной консерватории (училище) в Братиславе, но профессиональным музыкантом так и не стал. Отслужив год в армии, он несколько лет преподавал музыку в Народной школе искусств в г. Модра, одновременно работая церковным органистом.

События и обстоятельства жизни будущего писателя, впечатления и переживания детства, юности, лет взросления трансформировались потом в темы, мотивы и образы его

произведений. К началу шестидесятых годов относятся первые литературные опыты и первые публикации Винцента Шикулы. В 1964 г. вышли сразу две его книги - сборники рассказов «Не аплодируйте на концертах» и «Может, я построю себе бунгало», доброжелательно принятые критикой и читателями. Успехом пользовались и его книги для детей «У пана лесничего на шляпе кисточка» (1965) и «Каникулы с дядюшкой Рафаэлем» (1966). Вышедшая в том же 1966 г. новелла «С Розаркой» принесла молодому писателю престижную премию международного ПЕН-клуба, а большая повесть «Не на каждом пригорке трактиры стоят» (1966) стала первым его произведением более крупного жанра, по многим признакам приближающегося к роману. В достопамятном 1968 году им была опубликована последняя перед длительным периодом молчания книга - сборник рассказов «Воздух».

В пору безвременья, которую одни называли «консолидацией общественной и политической жизни», а другие - «режимом нормализации», В. Шикула писал, как и многие другие, «в стол», официально занимая должность драматурга словацкой государственной кинокомпании. По его сценарию известный режиссер Эло Гаветта снял в 1972 г. фильм «Лилии полевые», в котором одну из эпизодических ролей - органиста - выразительно и с большим знанием дела сыграл сам Шикула. Новая работа - редактора издательства «Словенски списователь» - вплотную приблизила его к нуждам современной словацкой прозы, пребывавшей в первой половине семидесятых годов в тягостном оцепенении. Лишь спустя несколько лет смогли увидеть свет написанные в эту пору романы «Мастера» (1976), «Герань» (1977) и «Вильма» (1979), составившие вместе трилогию, а роман «Орнамент» из-за поднятых в нем острых политических проблем был опубликован много позднее, в 1991 г. В восьмидесятые годы вышел только один роман В. Шикулы - «Матей» (1983). В этот период он отдает предпочтение малым жанрам: появляются новеллы «Орешник», «Иволга» (обе - 1980), «Солдат»

(1981), сборники рассказов «Героические этюды для коней» (1987) и «Пастушья сумка» (1990), книги для детей «Яичко курочки-лилипутки» (1981) и «Про умного петушка» (1984), книга эссе «Ноктюрны» (1983). В 1983 г. В. Шикула, периодически публиковавший свои стихи в литературных журналах, отдает на суд читателя первый поэтический сборник - «Из дома на холме».

В начале девяностых годов писатель дорабатывает и публикует упомянутый уже роман «Орнамент», вторая его часть под названием «Ветряная вертушка» вышел в 1995 г. Жанровая структура произведений В. Шикулы, созданных в последние годы его жизни, остается столь же разнообразной, что и в предыдущий период: наряду с романами он пишет рассказы - сборники «Постный менуэт» (1994) и «Августин и колокол» (1996), книгу для детей «Сказки дядюшки Медарда» (1997), публикует два сборника стихов «Из заброшенного сада» (1994) и «Барабанщик сентябрь» (1998). Последней вышедшей при жизни книгой В. Шикулы стала повесть о радостях и горьких испытаниях юности «Ангел Габриэла» (2000). Компьютер сохранил и последние слова писателя, работавшего над романом о гонениях на духовенство в 50-е годы - «Ударь пастыря», который был опубликован уже после его кончины: «Я мог бы еще многое рассказать об этом. Но жар в голове поднимает меня своей волной. Etc, etc.». Из обширного наследия Винцента Шикулы подготовлены к публикации и изданы две книги эссе «Там, куда сворачивает дорога» (2002) и «Благословенная палочка дирижера» (2003), книга для детей «Винцурко» (2001) и стихотворный сборник «Прощание с сиренью» (2003).

Произведения В. Шикулы переведены на польский, сербский, хорватский, македонский, венгерский, румынский языки. Книги писателя, переведенные на русский язык, опубликованы и в нашей стране.

Творчество В. Шикулы привлекало к себе внимание критиков и литературоведов, начиная с первых книжных публикаций

Исследователи проявляют интерес к писателю и в наши дни; в научной периодике и в трудах по истории словацкой литературы появляются статьи и разделы, посвященные некоторым вопросам его творческой биографии и анализу тех или иных произведений. Вместе с тем, говоря о степени изученности творчества В. Шикулы как в российском, так и в словацком литературоведении, необходимо отметить отсутствие посвященных этому писателю монографических исследований, равно как и обобщающих глав и разделов в индивидуальных или коллективных трудах.

В российской науке творчество В. Шикулы представлено либо в общем контексте послевоенной литературы, либо в ряду произведений, объединенных по тематическому признаку.

В первую очередь следует упомянуть главы по словацкой литературе в двухтомном труде «История литератур Восточной Европы после Второй мировой войны» (1,11.1995,2001), автор которых - Ю.В. Богданов. В первом томе он уделяет писателю небольшое по объему место, рассматривая его первые произведения на общем фоне молодой прозы 1960-х гг. и подчеркивая при этом, что речь идет об особом «типе художественного самоопределения»1. Во втором томе автор вьщеляет трилогию В. Шикулы «Мастера», определяя ее, наряду с романами П. Яроша и Л. Баллека, как «принципиально важную веху в творческой разработке нового эпического историзма»2.

К произведениям В. Шикулы обращалась P.P. Кузнецова в своих книгах, посвященных литературе Чехословакии. Так, в ее исследовании «Роман 70-80-х годов в Чехословакии» в главе «Автор, герой, читатель в трилогии В. Шикулы», дается как общая характеристика, так и анализ отдельных сторон трилогии «Мастера»3.

Словацкая литература // История литератур Восточной Европы после Второй мировой войны. Том первый. 1945-1960 гг. С. 310

2 Словацкая литература // История литератур Восточной Европы после
Второй мировой войны. Том второй 1970-1980-е гг. С. 265

3 Кузнецова P.P. Роман 70-80-х годов в Чехословакии. М., 1988

Творческий портрет В. Шикулы представлен и в российской литературе учебного характера Подготовленные совместно с учеными Словакии и изданные в МГУ им. М.В. Ломоносова книги «Словацкая литература (1945-1985). Проза» (отв ред. А.Г.Машкова, 1987) и «Словацкая литература. XX век» (науч. ред. А.Г. Машкова, 2003) содержат краткие историко-литературные статьи о творчестве писателя. Характеризуя его как «традиционалиста и новатора одновременно»1, словацкие авторы Я. Штевчек и Л. Чузы отмечают особые черты его поэтики - размытость сюжета, полифонизм повествования, ритмизацию прозаического текста.

Оценки тех или иных сторон творчества писателя прозвучали и в работах С.А. Шерлаимовой, А.Г. Машковой, И.В. Шабловской, СИ. Бэлзы.

Существующую в Словакии литературу о творчестве В. Шикулы можно сгруппировать хронологически и по жанрам.

В шестидесятые годы появлялись преимущественно рецензии литературных критиков на публиковавшиеся произведения. Среди них нужно отметить рецензию П. Штевчека на сборник рассказов писателя «Не аплодируйте на концертах», в которой критику удалось подметить в этом дебюте существенные черты творческого облика молодого прозаика: «Шикула - легитимный представитель своего поколения; он возвышает его, одновременно выделяясь на его фоне; он ничего не имитирует, не эротизирует, не психологизирует и не идеологизирует. ...Он создает круговую оборону большого гуманизма маленьких людей, возводит здание своего печального гуманизма» . Столь же проницательным оказался и М. Гамада, уже в середине шестидесятых годов определивший характер и место творчества В. Шикулы в контексте словацкой литературы: «Упрощенно понимаемая историческая перспектива рассыпалась, и человек стоит перед необходимостью поиска собственной перспективы»; «Шикула -

1 Винцент Шикула // Словацкая литература. XX век. Учебное пособие.
Часть П. М., 2003. С. 413

2 Stevcek P. Navrat k literature. Bratislava, 1967, s. 211

настоящий поэт сюжета, ...он дает человеку надежду, что все уничтожить нельзя. Он следует за Ф. Швантнером и Р. Яшиком в их усилии превозмочь искусством жестокость своего времени». Зарождение в прозе писателя своего особого художественного мира отмечал в рецензии Ю. Ноге: «Это мир, который является частицей большого, настоящего сегодняшнего мира, но при этом свой, собственный, заново создаваемый в литературе и составляющий с автором единое целое» . Нужно отметить, что и все последующие произведения В. Шикулы неизменно привлекали внимание критиков; их выход в свет всегда сопровождался появлением рецензий в периодической печати.

По мере своего развития творчество В. Шикулы становилось объектом более подробного рассмотрения, причем уже не только с литературно-критических, но и с историко-литературных позиций. Одну из первых попыток такого анализа предпринял в 1967 г. М. Гамада. В статье «Ценности и литература», подчеркнув уже ощутимый целостный характер прозы Шикулы, он определяет основной, на его взгляд, принцип отражения в ней действительности: «Шикула - это автор, более чем кто-либо другой в нашей литературе обладающий способностью поднимать значимость казалось бы незначительных, периферийных вещей и явлений. ...Способность видеть то, что многие почти не замечают, имеет здесь значение поистине экзистенциальное»3.

В. Шабик, автор многих рецензий на произведения В. Шикулы, написал в 1986 г. статью, приуроченную к пятидесятилетию писателя. Представив в хронологической последовательности произведения В. Шикулы, появившиеся к тому времени, он вкратце проанализировал каждое из них, уделяя внимание в первую очередь аспектам их тематики и общественного звучания. Так, говоря о трилогии «Мастера» он отмечал: «Шикула открыл своими «Мастерами»

1 Hamada М. V hl'adanf vyznamu a tvaru. Bratislava, 1966, s. 272

2 Noge J.Literatura v pohybe. Bratislava, 1968, s. 192

3 Hamada M.Basnicka transcendencia. Bratislava, 1969, s. 218,221

широкое русло для создания романов семидесятых и восьмидесятых годов, проникающих сквозь толщу веков и исторических десятилетий ради поисков корней нашего настоящего»1.

Особенности стилистики произведений В. Шикулы рассмотрел в статье «Оксюморон разговорности и литературности у Винцента Шикулы» Ф. Мико, проанализировав с этой точки зрения повесть «Не на каждом пригорке трактиры стоят». Его выводы касаются и языкового состава («Разговорный стиль интегрируется в ином направлении, например, в тенденции к экспрессивному и гиперболизированному высказыванию»), и характеристики героя («Эпический субъект находится где-то на обочине жизни, мира, деревни, общества»).

В фундаментальном труде «История словацкого романа» Я. Штевчек посвятил отдельную главу анализу трилогии В. Шикулы «Мастера», поставив ее в один историко-литературный ряд с крупнейшими произведениями словацкой прозы. «Внутренний роман внешних событий», как определил исследователь ее жанровую разновидность, привлек его внимание новым художественным углом зрения на действительность по сравнению с крупномасштабными произведениями предыдущего периода. «Социально-исторические контуры событий выступают в трилогии Шикулы лишь штрихами, оболочкой сюжета. Само ядро в другом В том, как смотрят на великую эпоху негероические, маленькие люди». Построение сюжета, характер повествования напоминает ему форму «церковной литии, повторяющей одну и ту же центральную мысль», роль рассказчика при этом сложна и многопланова. Сопоставительное рассмотрение трилогии дает ученому основание сделать вывод о ее особом месте в словацкой романистике XX века: «Романный цикл Шикулы органически вписывается в современную романную ситуацию как ее

1 Sabi'k V. Literature pre sucasnikov. Bratislava, 1988, s. 364 1 Miko F. Stylove konfrontacie. Bratislava, 1976, s. 164,166

внутренняя составляющая и одновременно - как ненавязчивая, но принципиальная полемика»1.

Творчество В.Шикулы освещается и в труде «История словацкой литературы III» В.Марчока . В отдельных параграфах книги содержится ценный фактический материал, однако дробность его подачи, обусловленная расположением по шести выделенным автором периодам, не позволяет получить цельное представление об этом важном явлении современной словацкой прозы.

Научно-информативный характер носит сборник материалов конференции «Жизнь и творчество Винцента Шикулы», изданный в 1998 г. Помимо двенадцати статей, посвященных отдельным проблемам, книга содержит и био-библиографический очерк, а также подборку высказываний самого писателя из публиковавшихся ранее интервью. П. Штевчек в статье «Шикула - авторская альтернатива современной прозе» дает краткую экспрессивную характеристику писательскому таланту В. Шикулы: «Он оригинален и неповторим как в своем неизменном западнословацком мире, так и в повествовательной манере и в стиле, в котором выражается его безграничная спонтанность, совершенная свобода в выборе сюжетов»3(с. 9). Рассматривая крупные произведения писателя, В. Шабик (статья «Место и позиция писателя») обращает внимание на особенности повествования и типов повествователя, представленных в них: «Шикула умело решает проблему целостности и изменчивости рассказчика, голоса повествователя - индивидуального и коллективного, его когнитивных и вербальных функций» (с. 23). На внутреннюю связь творчества писателя с традициями словацкой литературы и, прежде всего, с творчеством Й. Цигера Тройского и Я. Червеня, указал в статье «Что не заметила критика в раннем Шикуле» А. Галвоник, поясняя свою мысль: «Критика достаточно сказала об иронии, самоиронии и музыкальности как семантических

1 StevSek J. Dejiny slovenskeho romanu. Bratislava, 1989, s. 523-524,531

2 Marcok V. A kol. Dejiny slovenskej Iiteratury III. Bratislava, 2004

3 Цитаты по изданию: 2ivot a dielo Vincenta Sikulu Nitra, 1998

аспектах стиля Шикулы, но редко связывала эти элементы с плюрализмом, который представляется мне конечной целью его полифонического повествования» (с.36). Функция рассказчика как центральной и организующей фигуре в повествовании заинтересовала А. Червеняка (статья «С Розаркой к началам бытия»). «Рассказчик Шикулы, - не вполне обоснованно обобщает он, - освобождает свое сознание, подсознание, интуицию от коммуникации с объективной реальностью, живет и говорит словно во сне, подпитываясь энергетическими импульсами, идущими от природы и космоса» (с. 43). Ф. Штраус в статье «Ритмический анализ поэтического творчества Винцента Шикулы» при помощи точного математического инструментария проанализировал стихи писателя, выделив в них пять типов и сделав вывод (также, на наш взгляд, спорный) о том, что «Шикула не владеет поэтическим языком. Поэтому стихотворная форма не стала в его сборниках выражением поэзии» (с. 58). Интерпретируя произведения писателя в их познавательном, социальном аспекте, В. Марчок (статья «Винцент Шикула в борьбе за достоинство человека») отмечает его способность «слышать в грубо дисгармоничном, бесконечном грохоте жизни нежные и трогательные мелодии конкретных людских судеб» (с. 70). К анализу романа «Матей» обратились в своих статьях сразу два исследователя -И. Сулик («Биография как тип романа») и Р. Главата («Историзм в романе «Матей»). Типы героя новелл, созданных писателем в восьмидесятые годы, рассмотрел М. Ферко («Типология новеллы Шикулы «Солдат»). И, наконец, две статьи сборника посвящены книгам для детей - 3. Станиславова «Проблема и форма в детской прозе Шикулы»; Э. Витезова «Вариации сказок у Шикулы».

На основании полного и детального изучения автором диссертации работ российских и словацких литературоведов по указанной теме можно сделать вывод, что до сих пор не создано труда, где творчество Винцента Шикулы было бы освещено и проанализировано в целостности и с учетом многообразных связей с

контекстом словацкой литературы. Имеющиеся в наличии работы раскрывают тему лишь частично, оставляя нерешенными многие принципиальные вопросы.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Список использованной литературы включает в себя 170 наименований.

Подобные работы
Калашникова Наталья Борисовна
Литература Нидерландов второй половины XX века и творчество Сейса Нотебоома
Карлина Наталия Николаевна
Миф Америки в американской и русской литературе второй половины XX века: Э. Л. Доктороу и В. Аксенов
Гнездилова Елена Валерьевна
Миф об Орфее в литературе первой половины XX века
Борисенко Юлия Александровна
Риторика власти и поэтика любви в романах-антиутопиях первой половины XX века (Дж. Оруэлл, О. Хаксли, Е. Замятин)
Биричевская Ольга Юрьевна
Творчество Кикути Кана и проблемы японской массовой литературы "тайсю бунгаку" в первой половине XX века
Окс Марина Владимировна
Вымышленные языки в поэтике англоязычного романа XX века : На материале романов "1984" Дж. Оруэлла, "Заводной апельсин" Э. Берджесса, "Под знаком незаконнорожденных" и "Бледный огонь" В. Набокова
Дмитриева Наталья Юрьевна
Проза Ж.-П. Сартра конца 30-х годов XX века и романтическая традиция
Мамонова Елена Юрьевна
Мотив "второго рождения" в немецкоязычном романе первого десятилетия XX века
Вилисова Татьяна Геннадьевна
Немецкая историческая проза 70-80-х гг. XX века. Поэтика жанров
Адельгейм, Ирина Евгеньевна
Поэтика молодой польской прозы 90-х годов XX века

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net