Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Философские науки
Религиоведение, философская антропология, и философия культуры

Диссертационная работа:

Боташева Сафиназ Казбековна. Этноконфессиональное сознание и его проявления в духовной культуре : 09.00.13 Боташева, Сафиназ Казбековна Этноконфессиональное сознание и его проявления в духовной культуре (на примере религиозного синкретизма карачаевского этноса) : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.13 Ставрополь, 2006 175 с. РГБ ОД, 61:06-9/697

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ КАК ОБЪЕКТ
ФИЛОСОФСКО-ЭТНОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
14

1.1. Проблематика этнонационального сознания в философско-
этнологическом знании 16

  1. Религиозный синкретизм: природа и форма проявления религиозного сознания в этническом 47

  2. Этноконфессиональное сознание как фактор функционирования культуры 70

ГЛАВА П. ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАРАЧАЕВ
СКОГО ЭТНОСА КАК СИНТЕЗ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ И НОРМ
ИСЛАМА
84

  1. Историко-культурная специфика религиозных верований карачаевцев84

  2. Соотношение религиозного и этнического в традиционной обрядовой практике 101

  3. Этнорелигиозная ситуация в Карачаево-Черкесии: состояние и тенденция

развития 125

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 146

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 148

Введение к работе:

Актуальность темы исследования. Этническая, в том числе и этно-конфессиональная проблематика на протяжении всего XX столетия оставалась и продолжает оставаться в XXI веке одним из серьезнейших вызовов современной цивилизации. Глобализационные процессы обострили и без того сложную палитру межэтнических противоречий, вызвав к жизни комплекс феноменальных проявлений религиозного фактора в жизни современных государств и их взаимоотношений на международной арене. Этноконфессио-нальный фактор в политическом процессе как на страновом, так и региональном уровнях, в социальной практике осознается в качестве важнейшего и необходимого слагаемого поддержания целостности и жизнеспособности общества. Его актуальность в процессах трансформации российского социума подтверждается возросшей активностью как внутриконфессиональной, так и межконфессиональной деятельности структур и институтов религии.

Трансформация социокультурной среды современного российского общества в условиях этнического возрождения определяет интерес к исследованиям конфессиональной проблематики. Значительная часть этносов веками связана с определенными конфессиями, а конфессии воспринимаются ими как национальные религии. В том случае, когда большинство этнофоров относят себя к последователям определенной конфессии, справедливо выделение этого этноса в этноконфессиональную общность, обладающую специфическим этноконфессиональным сознанием. Все социокультурные явления воспринимаются сквозь призму опыта и культурно - ценностных традиций этноса. Этноконфессиональное сознание выступает в качестве идентификационного элемента. С другой стороны, этноконфессиональное сознание способствует как обострению межэтнических и межконфессиональных конфликтов, так и ослаблению.

Этноконфессиональное взаимодействие народов России во многом зависит от способности федеральных и региональных структур политической

4 власти обеспечить оптимальный уровень единства и взаимопонимания представителей различных этноконфессиональных общностей. В этой связи проблематика исследования этноконфессионального фактора в обеспечении эт-нонациональной и конфессиональной интеграции российского общества приобретает очевидные параметры как теоретической, так и практической актуальности.

В современной философской, культурологической и этнологической науках проблема этноконфессионального сознания в теоретическом отношении является одной из наиболее актуальных. Будущее Российской Федерации, всех населяющих ее народов, во многом зависит от их способности, а также от способности властных федеральных и региональных структур обеспечить необходимый уровень единства и взаимопонимания представителей многочисленных этносов и религий в сложных условиях переходного периода . В этой связи проблема исследования этноконфессионального фактора в обеспечении этнонациональной и конфессиональной интеграции российского общества приобретает очевидные параметры как теоретической, так и практической актуальности.

Несмотря на вышеобозначенную важность и актуальность проблемы, методологическая разработанность темы, с нашей точки зрения недостаточна и нуждается в основательности.

В настоящее время в философско-этнологической литературе практически отсутствуют системные исследования этноконфессионального взаимодействия, а проблема этноконфессионального сознания фрагментарно представлена лишь в некоторых диссертационных исследованиях. Это делает исследование теоретически актуальным, и практически необходимым.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема этноконфессионального взаимодействия является предметом изучения ряда научных

См.: Рагузин В.Н. Этноконфессиональные отношения в современной России: состояние, проблемы, противоречия: (Соц.- филос. анализ). Дис. ...д-ра филос. наук. - М., 1999. - С. 9.

дисциплин - этнологии и этнопсихологии, философии, религии, социологии, культурологии, политологии и т.д. Все это обязывает исследователя в диссертации обратиться к анализу значительного объема литературы.

Можно выделить несколько подходов к рассмотрению этноконфес-сиональной тематики.

Наиболее детально исследована проблема генезиса, сущности и функционирования этносов. Разрабатывается эта проблема начиная с 50 гг. XX столетия и до наших дней - в работах Р. Абдулатипова, В.А. Авксентьева, А.В. Авксентьева, В. Амелина, Э. Баграмова, Ю. Бромлея, В. Басилова, Ж. Головина, М. Губогло, Л. Гумилева, М. Джунусова, Л. Дробижевой, А. Знаменского, А. Игнатенко, С. Калтахчяна, В. Михайлова, Г. Тавадова, В. Тиш-кова, В. Торукало, Н. Чебоксарова, В. Чистова и других1.

В частности, в рамках теории этногенеза рассматривается проблематика этноконфессиональных взаимодействий в исследованиях В. Алексеева, Ю. Бромлея, X. Дейкер, К. Леви-Стросса, Н. Фрайда.

В данном случае приоритетным является определение категориального аппарата («этнос», «этническая индентификация», «национальное созна-

См.: Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства. - М., 1996; Авксентьев В.А. Социально-философские аспекты анализа этнических конфликтов. Дис. ...д-ра филос. наук. - Ставрополь, 1996; Авксентьев В.А., Шаповалов В.А. Этнические проблемы современной России: социально-философский аспект анализа. - Ставрополь, 1997; Авксентьев А.В. Национальное самосознание народов Северного Кавказа и религиозная идеология // Социология, атеизм, религия. Вып. 1-Грозный, 1972; Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. - Ставрополь, 1983; Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М., 1983; Губогло М.Н. Современные этноязыковые процессы в СССР. - М., 1984; Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. - Л., 1990; Джунусов М.С. Нация как социально-этническая общность людей // Вопросы истории. - 1966. - № 4; Джунусов М.С. Введение в марксистко-ленинскую теорию наций. - Ашхабад, 1988; Дро-бижева Л.М. Культура национального самосознания // Советская культура: 70 лет развития. - М., 1980; Дробижева Л.М. Этническое и историческое самосознание народов СССР на рубеже последнего десятилетия XX века (в конце 80-х - начале 90-х гг) // Духовная культура и этническое самосознание. - М., 1991; Канаев С.З. Роль религиозного фактора в формировании национальной психологии. Дис. ...канд. филос. наук. - М., 1997; Тавадов Г.Т. Содержание и структура национального самосознания // Интернациональное сознание и национальное самосознание. - М.., 1985; Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. - М., 1998; Тишков В.А. Об идее нации // Общественные науки и современность. -1990. - № 4; Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. - М., 1997.

ниє», «этнонациональное самосознание»).

Этнический компонент как доминирующий фактор этноконфессио-нального взаимодействия выделяет Л. Гумилев. Б. Гафуров, И. Крачковский,

A. Мирзеев и И. Петрушевский отмечают религиозную компоненту как до
минанту процесса этноконфессионального взаимодействия.

Проблематика этнокультурых и этноконфессиональных процессов рассматривается отчасти в работах С. Аверинцева, А. Арнольдова, М. Аства-цатуровой, В. Бабакова, А. Багдасаровой, Э. Балл ера, М. Бахтина, Г. Гачева,

B. Журавлева, Л. Когана, Д. Лихачева, А. Лосева, В. Межуева, Н. Моисеева,

C. Передерия, В. Семенова, Д. Кардинера, А. Рапопорта, Л. Фрейнда, Т. Ши-
бутани. С конфликтологических сторон этноконфессиональное взаимодейст
вие как межнациональные или межконфессиональные конфликты характери
зуют С. Хантингтон и Р. Абазов1.

С позиций социологического подхода названные исследования функциональной зависимости взаимодействия этнического и религиозного компонентов основательно рассматривают Н. Смелзер, Т. Парсонс, Л. Леви-Брюль.

Исследование религиозного компонента этноконфессионального взаимодействия проводится в рамках философии религии. Теологический подход к рассмотрению осуществляют Ж. Маритен, А. Клоде, М. Мюллер, Ю. Мальтман, указывая на примат религиозного над этническим.

В отечественной философской и культурологической литературе данные вопросы рассматривают Ю. Борунков, В. Гараджи, Н. Гордиенко, И. Контеров, В. Каширин, А. Красников, Л. Митрохин, Л. Немирова, К. Нико-

См.: Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы). - М, 1996; Багдасарова А.Б. Социально-философские аспекты формирования эт-нонационального сознания и самосознания. Дис. ...канд. филос. наук. -Ставрополь, 1997; Батчаева Х.Х. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа. Воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры. - Нальчик, 1996; Лихачев Д.С. Национальное самосознание Древней Руси. - М. - Л., -1945; Культурология. Краткий словарь / Под ред. И.Ф. Кефели. - СПб., 1995; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. - 1994. -№ 1.

7 нов, M. Новиков, Т. Овсиенко, А. Попов, 3. Тажуризина, В. Тимофеев, 3. Трофимова, Д. Угринович, И. Яблоков, а также зарубежные ученые А.Бергсон, М.Хайдеггер, Ф.Ницше и др.

В рамках рассматриваемой тематики заслуживают внимание работы русских философов: А. Хомякова, И. Киреевского, П. Чаадаева, Н. Лосского, В.Зеньковского, Н.Бердяева, В.Соловьева, Н.Данилевского. Ориентированные теологически, тем не менее авторы проявляют интерес и к проблеме эт-нонациональной обусловленности религии. Правда, зачастую речь идет лишь о русском этносе.

Как отмечает В. Рагузин, в исследовании проблем взаимосвязи межнациональных и межконфессиональных отношений в нашей стране фактически сложились две научные школы, каждая из которых изучает свой круг вопросов. В рамках данной многогранной проблематики они довольно гармонично дополняют друг друга. Речь идет о кафедре религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ (руководитель - проф. Н. Трофимчук), где исследование этноконфессиональных отношений имеет прежде всего прикладной характер. Коллектив ученых кафедры (Л. Батыров, Ю.Зуев, Г.Керимов, Т. Кудрина, Р.Лопаткин, М.Одинцов, В. Тинкевич и др.) изучает характер взаимосвязей межнациональных и межконфессиональных отношений в различных регионах страны с тем, чтобы представить федеральным органам власти конкретные рекомендации по их гармонизации. Разработка национально-религиозной проблематики на этой кафедре осуществляется в русле решения более общей задачи - выработки концепции государственно-церковных отношений в современной России. Вторая школа в изучении исследуемой темы представлена Центром «Религия в современном обществе» (директор - проф. М. Мчедлов), действующим в рамках Россий-

См.: Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. - М., 1971; Гараджа В.И. Социология религии. - М., 1995; Гараджа В.И. Религиоведение. - М., 1995; Митрохин Л.Н. Религия и нация. // Наука и религия. - 1989. - № 3; Попов В.Г. Религиозный стиль мышления как способ функционирования иллюзорного сознания: Автореф. дис. ...канд. филос. наук. -Л., 1981; Угринович Д.М. Введение в религиоведение. - М, 1987; Яблоков И.Н. Основы теоретического религиоведения. - М., 1994.

8 ского независимого института социальных и национальных проблем (РНИС и НП). Специфика исследований этноконфессиональной проблематики, осуществляемых учеными данного Центра, (В. Глаголев, С. Медведко, А. Ну-руллаев, Э. Филимонов, Е. Элбакян и др.) в рассмотрении этноконфессиональных отношений либо преимущественно на уровне постановки и решения теоретико-методологических задач, либо же в русле исторического и об-щецивилизационного подходов. Весьма плодотворно разрабатывают этно-конфессиональную проблематику такие ученые как В. Викторин, Л. Колесников, В. Локосов, В. Махнач, С. Филатов, Д. Фурман, С. Яковлев и др.

Необходимо отметить, что во многих разработках этноконфессиональной направленности акцент делается на истории конкретного этноса и конкретной конфессии, что зачастую свидетельствует о недостаточно глубокой разработанности в теоретико-методологическом плане.

Следует отметить и вклад российских ученых Е. Дриновой, А. Ипато-ва, В. Рагузина в исследование этноконфессиональное тематики.

A. Ипатов первым осуществил комплексный анализ проблемы этно
конфессиональной общности в докторской диссертации «Этноконфессио-
нальная общность как социальное явление (Проблемы взаимодействия рели
гии и этноса)» в 1980 году. Именно тогда был заложен концептуальный фун
дамент изучения этноконфессиональных отношений, ибо всерьез говорить о
них стало возможно лишь после предложенных положений и дефиниций ге
незиса и природы этноконфессиональных общностей.

B. Рагузин в докторской диссертации «Этноконфессиональные отно
шения в современной России: состояние, проблемы, противоречия (социаль
но-философский анализ)» осуществляет социально-философский анализ эт-
ноконфессиональних отношений в современной России на федеральном и ре
гиональном уровнях и предлагает последующую разработку концепции их
гармонизации.

В диссертации «Содержание и формы этноконфессионального взаимодействия в обществе» Е. Дринова дает достаточно полную, содержатель-

9 ную характеристику этноконфессионального взаимодействия в обществе, определяет методологические основы взаимодействия этнического и конфессионального сознаний.

Актуальными в русле рассматриваемой темы, являются труды по изучению «исламского фактора» на Северном Кавказе. Так называемый «исламский фактор» рассматривается зачастую как использование религии в качестве идеологии национал-сепаратизма. Следует отметить, что это слишком политизированный подход. Исламский фактор определяет как идеологию, так и быт исламского общества. В настоящее время интересуемую проблему активно разрабатывают исследователи Северного Кавказа: Г. Балтанова, Л. Баширов, М. Вагабов, А. Ионова, Г. Керимов, А. Малашенко, А. Нуруллаев, А. Юнусова и др., в которых рассматриваются различные аспекты этой мировой религии. Несмотря на многочисленность трудов, посвященных исследованию этноконфессиональной тематики в философском, культурном и социально- политическом русле все же за пределами изучения остается природа этноконфессионального сознания как фактора духовной культуры. Особенности этноконфессионального сознания в проявлениях духовной культуры конкретного этноса исследованы еще явно недостаточно, вследствие чего существуют большие резервы в изучении этой многоаспектной проблемы.

Объектом исследования выступает этноконфессиональное сознание как слагаемое и фактор духовной культуры.

Предметом исследования является сущность и специфика этноконфессионального сознания карачаевского народа.

Цель исследования - выявить особенности этноконфессионального сознания в проявлениях духовной культуры карачаевского этноса на основе сравнительного анализа традиционной народной и мусульманской обрядовой практики.

Задачи исследования. Реализация данной цели предполагает решение ряда задач, основными из которых являются следующие: уточнить теоретико-методологические основания анализа понятий «этно-

10 национальное сознание», «религиозное сознание»;

раскрыть содержание, механизм формирования и особенности религиозного синкретизма;

исследовать сущность этноконфессинального сознания как основы функционирования культуры этноса;

реконструировать историко-культурную специфику распространения мусульманского вероисповедания среди карачаевцев;

показать взаимосвязь этнонациональных и религиозных норм на основе анализа традиционной обрядовой практики карачаевского народа;

проанализировать трансформацию и тенденции развития этнорелигиозной ситуации в Карачаево-Черкесии.

Теоретическая и методологическая база исследования. Постановка проблемы и связанные с ее реализацией цели и задачи исследования определили методологическую базу работы.

При анализе этнонационального сознания мы опирались на общефилософские методы (метафизический метод, метод материалистической диалектики, герменевтический метод, методология феноменологии, структурно-функциональный анализ) и этнологические теоретико-методолгические подходы (примордиализм, инструментализм и конструктивизм), методы индуктивного и дедуктивного подходов, метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Анализ религиозного сознания опирается на свое методологическое обоснование в принципах историзма, системного подхода, концепции религиозного синкретизма.

В свою очередь, анализ этноконфессионального сознания карачаевского народа опирается на философско-религиоведческий, диалектико-аналитический и сравнительно-критический подходы.

В силу междисциплинарного характера заявленной темы, теоретическую основу исследования составляют научные труды по философии, религиоведению, социологии, этнологии, политологии.

Научная новизна исследования. Диссертация является первым исследованием этноконфессионального сознания карачаевского народа, выполненным в русле сравнительного анализа традиционных и конфессиональных обычаев и обрядов данного этноса. Определена специфика проявления религиозного сознания в этнонациональном сознании карачаевцев. Сделана попытка определить этнонациональную идею карачаевского народа, выработанную на основе этноконфессинального сознания.

В содержательном отношении научная новизна заключается в следующем.

на основе критического анализа существующих в философии, культурологии и этнологии теорий определен категориальный аппарат, уточнены понятия «этнонациональное сознание», «религиозное сознание»;

уточнено определение понятия этнорелигиозного синкретизма как формы проявления религиозного сознания в этническом;

показано, что этноконфессинальное сознание выступает основанием и динамическим фактором функционирования этнической и религиозной культуры;

установлена историко-культурная специфика проникновения ислама на территорию Карачая посредством реконструкции путей распространения религиозных верований в данном регионе;

показано, что преимущественной сферой проявления этнорелигиозного синкретизма является обрядовая практика, ценностно-нормативная структура духовной культуры и образ жизни этноса;

- изучены особенности этнорелигиозной ситуации в Карачаево-
Черкесии, обоснована актуальность ее исследования в силу усиления полити
зации ислама и упрочения позиций исламского фундаментализма (в ее уме
ренном и радикальном течениях).

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в возможности использования результатов и выводов работы для дальнейшего исследования различных аспектов содержания, форм проявления и способов

12 функционирования духовной культуры в целом, и карачаевского этноса в частности. Материалы диссертационного исследования могут способствовать расширению теоретико-методологической основы понимания особенностей функционирования этноконфессионального сознания, его роли в обеспечении целостности этнической культуры, а также полиэтнической и поликонфессиональной интегрированности Российского общества. Значимость исследования определяется применимостью результатов работы в практике управления сферой межэтнической и конфессиональной коммуникации. Выводы диссертационного исследования представляют интерес для специалистов различных областей социогуманитарного знания, связанных с исследованием этноконфессиональной, а в широком смысле этнокультурной проблематики. Материалы работы могут быть использованы в преподавании со-циогуманитарных дисциплин в системе высшего профессионального образования в процессе подготовки общих и специализированных курсов.

Апробация исследования. Диссертационная работа обсуждена на кафедре социальной философии и этнологии Ставропольского государственного университета и рекомендована к защите по специальности 09.00.13-Религиоведение, философская антропология, философия культуры.

Отдельные положения были апробированы на межвузовских научно-практических конференциях: «Репрессированные народы: история и современность». Республиканская научная конференция (г. Карачаевск, 2003г.), «Противодействие терроризму и обеспечение гражданского мира и согласия в регионе конфликта». Международная научно-практическая конференция (г. Ставрополь, 2006г.), на ежегодной научной сессии преподавателей и аспирантов в Карачаево-Черкесском государственном университете «Алиевские чтения» (г. Карачаевск, 2006г.).

Ряд положений исследования были использованы при определении научно-методических основ и концепции деятельности организации «Центр духовной культуры», функционирующей на базе отдела образования администрации Урупского района КЧР. Материалы работы используются при

13 проведении факультативных занятий по предмету «История и культура традиционных религий народов Карачаево-Черкесии» в образовательных учреждениях района.

Основные положения исследования отражены в пяти публикациях общим объемом 1,6 п.л.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы, включающегося в себя 382 источника. Общий объем - 173 страниц машинописного текста.

Подобные работы
Доценко Людмила Николаевна
Этническая экология: дисциплинарный статус и формы проявления в культуре
Шичанина Юлия Владимировна
Иномерность в современной культуре: многообразие проявлений
Зима Наталья Александровна
Глобализация культуры и специфика ее проявления в России
Борисов Олег Сергеевич
Проблема институализации религиозного сознания в культуре
Хитров Арсений Вячеславович
Литературно-философские модели сознания в культуре нового времени: Лоренс Стерн и английская философия XVIII века
Соколов Борис Георгиевич
Генезис исторического сознания в новоевропейской культуре
Свирида, Надежда Николаевна
Историческое сознание как явление культуры
Кузнецов Олег Валентинович
Истоки и смысл "катастрофического" сознания в западной культуре
Ларин Евгений Игоревич
Массовое сознание и массовая культура : На примере российского общества
Щербина Алексей Владимирович
Конкуренция как проявление агональности в экономической культуре

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net