Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Философские науки
Социальная философия и философия истории

Диссертационная работа:

Зайцева Татьяна Вячеславовна. Социально-философский анализ становления ценностного сознания современной российской молодежи : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 Москва, 2002 168 с. РГБ ОД, 61:02-9/223-4

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования. 13

1.1. Социокультурные процессы

постиндустриального общества. 13

1.2. Особенности социокультурных процессов

в современной России. 31

1.3. Социально-философские представления

о массовом сознании. 49

Глава 2. Генезис понятия «ценностные ориентации» и

его гносеологический смысл. 74

  1. Ценности как объект социально-гуманитарного знания. 74

  2. Развитие представлений о системах ценностей в

современном обществознании. 87

2.3. Концепция социальных представлений и ее роль в анализе
молодежного сознания. 98

Глава 3. Ценностные ориентации современной

российской молодежи. ПО

3.1. Менталитет и особенности ценностного

сознания молодежи. ПО

  1. Плюрализм ценностных миров молодежи. 125

  2. Эволюция социокультурных процессов

в современной России. 144

Заключение 155

Библиография 159

Введение к работе:

Актуальность темы исследования определяется целым рядом теоретических и практических обстоятельств, среди которых наиболее значимыми с точки зрения автора работы представляются Следующие:

необходимость социально-философского осмысления современных социокультурных процессов, происходящих в планетарных масштабах, которые связаны с реализацией разных моделей модернизации, с глобализацией всех сфер деятельности современного человечества, интеграцией усилий, направленных на выживание человечества и на предотвращение военно-политических, финансово-экономических, демографических и экологических катастроф;

особую значимость приобретает теоретический анализ специфики практической деятельности народов, государств и огромных регионов, не связанных с западнической, европоцентристской культурной традицией при переходе к новому, информационному типу культуры, потому что этот переход освещен как в нашей стране, так и за рубежом, явно недостаточно;

десятилетие курса реформ в России, направленное на создание российской рыночной экономики, привело к очевидным, не вызывающим сомнений, огромным потерям России как государства. Это потери в области территориальной, геополитической, военно-стратегической и экономической, равно как и в области внутренней, преимущественно социальной политики, в образе жизни, системах ценностей, в интересах, потребностях и идеалах большинства российского населения - осмысление этих процессов предполагает нетенденциозное и политически не ангажированное философское исследование происходившего и происходящего;

в условиях радикальной трансформации общества массовое сознание населения приобретает особую 'значимость, оно выступает важным социальным индикатором позитивного/ негативного отношения к курсу реформ, поэтому изучение феномена массового сознания обеспечивает создание реальных социальных прогнозов относительно развития массовых процессов современного российского общества;

практически функционирующее в обществе массовое сознание определяет стандартное поведение большинства граждан, их стиль и образ жизни, и в этой связи массовое сознание, включающее социальные представления и стереотипы сознания, основанные на системах ценностей, норм и идеалов, разделяемых большинством населения, оказывает активное обратное воздействие на все социальное бытие общества и все сферы его деятельности, особенно существенно воздействуя на темпы развития общества, что требует постоянного теоретического анализа массового сознания, его изменения под влиянием деятельности современных СМИ;

эффективность трансформации современного российского общества во многом определяет участие в ней молодых поколений, поэтому анализ молодежи, как особой социально-демографической группы российского общества в условиях радикальных преобразований практически всех сфер социального бытия, деятельности различных социальных институтов и существенного изменения социальной структуры населения, приобретает особое значение.

Как показывает социально-философский анализ, социально-политические преобразования в большинстве постсоциалистических стран во многом определяются: мерой культурных традиций/новаций в реализации курса реформ; учетом властными структурами специфических особенностей национального характера и ментальности народов, осуществляющих радикальное изменение своего социального бытия;

консолидацией всех социальных групп населения вокруг такого общественного идеала, который способствует сплоченности и взаимодоверию, сохранению национального достоинства и уважения к своей самобытной истории и культурным традициям. Такая реализация курса реформ, особенно в некоторых странах Центральной и Юго-восточной Европы, обеспечила им практически бескризисный переход к рыночной экономике и их интеграцию с западноевропейскими странами, в то время как ряд других государств, в том числе и Россия, оказались в условиях затяжного системного кризиса, обострившего все социальные конфликты, усилившего дестабилизацию общества и резко ухудшившего материальное положение большинства населения.

Именно социально-философский анализ происходящих в современном мире социокультурных процессов позволяет понять причины и детерминации происходящего, а значит, и способствовать разрешению кризисных процессов, характерных для современной России.

Степень разработанности проблемы. Проблематика диссертации достаточно многопланова, и поэтому в ней, на основе междисциплинарного подхода, анализировались труды по самым разным гуманитарным и социально-научным дисциплинам - философии, социологии, общей и социальной психологии, а также труды по истории и теории культуры.

Своё значение и своё специфическое исследовательское поле эта проблематика имеет и внутри собственно социально-философского знания, причём, как показывает анализ текстов, существует немало подходов для выявления значимых структурных и содержательных характеристик как социокультурных процессов, так и в определении особенностей массового сознания, его национального характера, ментальной специфики, обусловливающей и массовое поведение в целом, и поведение молодежи в частности.

Эти вопросы вызвали широкий исследовательский интерес в конце XIX - начале XX вв., и на первых этапах чаще всего изучались в трудах социологов и социальных психологов.

В конце XX в. состояние постиндустриального общества активно обсуждается многими западными философами и футурологами. В их числе: А. Горц, Д.К Гэлбрейт, К. Мангейм, Дж. Нейсбит, А. Турен, Э. Фромм, Ю. Хабермас.

Социально-философская мысль на Западе успешно анализировала и анализирует феномены массы, массового сознания и массового поведения. В работах Дж. Белла, Г. Блумера, Г. Лебона, Р. Липпса, Г. Маркузе, X. Ортеги-и-Гассета эти феномены всесторонне рассматриваются в своих противоречивых проявлениях на разных стадиях истории индустриального и постиндустриального общества.

Обращение к этому теоретическому материалу способствовало
энергичному развертыванию исследований массового сознания в
отечественной философии в работах Г.Г. Дилигенского, Б.А. Грушина,
А.К. Уледова, B.C. Грехнева, СВ. Туманова, П.С. Гуревича,

Э.В. Ильенкова и др.

Вместе с тем, остаются открытыми многие вопросы функционирования массового сознания, нет удовлетворительного решения проблемы его участия в преодолении кризисных процессов, в выборе целей общественного развития, в процессах социализации молодежи.

В качестве ведущей теоретической основы своей работы автор избрал принципы плюрализма и толерантности и системный подход к анализу современного российского общества, а также использовал гносеологический потенциал концепции социокультурной динамики, предложенной П.А. Сорокиным.

Для объективного понимания проблематики массового поведения автор обратился к теориям стереотипов сознания, социальных

представлений и ценностных ориентации, которые были теоретически обоснованы в трудах У. Липпмана, Ф. Знанецкого, С. Московичи.

В общетеоретических трудах Э. Дюркгейма, М. Вебера, М. Мид, Т. Парсонса автор находил обоснование современной социальной структуры общества и его динамики, а также описание механизмов адаптации новых поколений к социокультурным процессам и институтам в условиях статичного и трансформирующегося общества.

Большое значение для понимания автором тенденций развития современных социокультурных процессов имело обращение к трудам Э. Тоффлера, А. Печчеи, Г. Маклюэна.

Значительное место среди источников занимают работы российских исследователей - Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, К.Н. Леонтьева, И.А. Ильина, Н.Ф. Федорова, которые изучали русский национальный характер, давали характеристику российской ментальносте и специфическим чертам российской культуры.

Эта же проблематика отражена в ряде новейших отечественных публикаций, посвященных анализу происходящего в современной России. Это работы А.С. Панарина, В.Г. Федотовой, К.Х. Момджяна, Ю.Н. Давыдова и др., изученные автором в процессе написания диссертации.

Большое значение для исследования имели работы отечественных социологов - как прошлых десятилетий, так и современных. Это труды В.А. Ядова, А.Г. Здравомыслова, В.И. Добренькова, Н.И. Лапина, А.И. Антонова, Б.С. Ерасова, работы по социологии молодежи В.Т. Лисовского, С.Н. Иконниковой, Ю.А. Зубок, по социологии образования - В.И. Добрыниной, Т.Н. Кухтевич, Т.Э, Петровой.

В работе использована официальная статистика, а также результаты вторичного анализа базовых данных ВЦИОМ, ЦСИ МГУ, ВНИИКСИ, Института молодежи и некоторых других социологических служб, чьи

исследования в той или иной мере отражали тематику диссертационной работы. Эти данные были проанализированы на основе качественных (идиографических) и статистических (количественных) методов, что позволило выявить и систематизировать современные социокультурные факторы, влияющие на массовое поведение молодых россиян.

Очевидно, что полнота изучения современных социокультурных процессов, а также специфики массового сознания с точки зрения их влияния на становление доминирующих систем базовых ценностей и соответствующих им стандартов поведения молодых россиян, предполагает долговременную перспективу и не может быть реализована в рамках одного диссертационного исследования. Определение целей и задач данной работы обусловлено выбранной диссертантом для анализа тематикой.

Цель и задачи диссертационного исследования заключаются в теоретическом осмыслении современных социокультурных процессов с точки зрения их влияния на формирование систем ценностных ориентации и соответствующих им стандартов поведения молодых, определяющих их отнесение к традиционному/ инновативному образцу. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

анализ объема и содержания понятия «социокультурный процесс», выявление его гносеологических возможностей для адекватного описания современного российского общества;

анализ понятия «массовое сознание» и выделение его основных характеристик, влияющих на процессы становления ценностного сознания россиян;

обобщение сложившихся в рамках социально-гуманитарного знания представлений о ценностях, их специфики в течение последнего десятилетия;

выявление характерных черт современного менталитета россиян, оказывающего особое влияние на формирование стереотипов сознания и социальных представлений молодых;

анализ влияния современных систем ценностей на становление ценностного сознания молодежи, социализация которой протекает в условиях резкого нарушения в обществе меры соотношения традиций/ новаций наиболее значимых патернов культуры;

анализ процесса формирования ценностного сознания молодежи на базе вторичного' социологического анализа материалов эмпирических исследований, в которых выявляются новые приоритетные базовые и инструментальные ценности современной российской молодежи;

создание прогноза эволюции ценностного сознания российского
общества и его молодежной когорты в условиях изменений социального
бытия России.

Теоретико-методологическая база исследования. Автор рассматривает современное российское общество как целостную, динамичную, открытую социальную систему, в которой происходят радикальные изменения во всех социальных институтах, структурах и социальных процессах. Они оказывают определяющее воздействие на общую направленность социокультурных процессов. Реализация в работе плюралистического подхода представляется наиболее соответствующей множественности и мозаичности культурных миров россиян, эмпирически подтверждаемой исследованиями, проведенными в течение последнего десятилетия.

Научная новизна диссертации выражается в следующем:

определены эвристические возможности понятия

«социокультурный процесс», выработанного на основе научного

понимания того, что новации в социальной практике и все культурные

изменения в массовом сознании взаимообусловливают и дополняют друг

друга. Это позволило раскрыть содержание процессов внедрения инновативных норм и идеалов в традиционные системы ценностей россиян;

на основе использования методологии концепции социокультурной динамики выявлено, что современные социокультурные процессы в России можно рассматривать как смену патернов культуры, свидетельствующую об эволюции массового сознания россиян от ценностей традиционного общества к либеральным ценностям прозападной культурной модели. Обосновано положение о том, что нынешнее российское общество осуществляет переход к новому типу социальной организации и культуры - информационному;

выделены специфические, традиционные для ценностных миров россиян и российского менталитета, черты в рамках «дуальных оппозиций» (А.С. Ахиезер), в частности, стремление переложить ответственность за свою лично-индивидуальную судьбу на общество или государство; утопичность в поисках «лучшей жизни» в сочетании с верой в ее непременное достижение; своеобразная абсолютизация независимости и «воли»; растворенность личности в общине и др., придающие социокультурным процессам современной России амбивалентный, противоречивый и разнонаправленный характер;

осуществлен социально-философский анализ таких общесоциологических концепций, как «понимающая социология» М. Вебера, концепция «стереотипов сознания» Ф. Знанецкого, теории «социальных представлений» С. Московичи, «ценностных ориентации» У. Липпмана, «потребностей» А. Маслоу, что позволило определить основные характеристики процессов становления массового сознания подрастающих поколений в условиях кризисно трансформирующегося общества;

установлено эпистемологическое значение сопоставительного анализа данных конкретно-социологических исследований (КСИ) для понимания направленности эволюции социокультурных процессов в России и соответствующих им изменений в массовом сознании населения в течение последнего десятилетия: от традиционных - к новационным, либерально-рыночным ценностям. На основе полученной эмпирической информации выявлены определенные искажения системы ценностных ориентации, препятствующие социокультурной интеграции поколений, что привело к деформации социальной сферы и усилило разрыв социальных связей;

выявлены специфические черты «культурных миров» молодежи в современном российском обществе, связанные как с психологическими возрастными особенностями, традиционными «дуальными оппозициями», мозаичностью и плюралистичностью российской ментальности, так и с наличными социокультурными процессами, оказывающими существенное влияние на социализацию молодежи. Анализ данных КСИ позволил сделать вывод о том, что на массовое поведение молодежи наибольшее влияние оказывают прежде всего демографические, миграционные и тендерные процессы в современной России, в то время как политические, региональные и этнические находятся на периферии молодежного сознания;

установлено, что традиционные социальные институты, в которых осуществляется социализация современной молодежи - гражданское общество, семья, система образования, а также СМИ - претерпели радикальные трансформации в течение последнего десятилетия и по преимуществу реализуют социальные технологии, связанные с формированием дисциплинированных исполнителей, а не самоактуализирующихся личностей, необходимых для становления в России нового информационного типа культуры.

Теоретическая и практическая значимость диссертации.

Положения и выводы диссертации могут быть использованы для дальнейшего углубления социально-философского анализа современного социального бытия российского общества; выводы работы позволяют наметить пути для более глубокого осознания значимости интегративного понимания социокультурных процессов, обеспечивающих сплоченность общества на основе единства базовых систем ценностей и патернов культуры, позитивно воспринимаемых всеми членами общества.

Принципиальные положения работы могут быть использованы как при разработке и чтении спецкурсов по социальной философии, общей социологии, социологии молодежи, так и при проведении эмпирических исследований по данной проблематике, а также для разработки практических рекомендаций различным инстанциям, занимающимся социализацией и адаптацией молодежи.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в публикациях, а также были изложены на научной конференции в МГУ им. М.В. Ломоносова (Ломоносовские чтения, апрель 2001 г.), где были положительно встречены научной общественностью. Ряд положений работы способствовал более глубокому теоретическому анализу данных КСИ, проводимых Центром социологических исследований МГУ в различных регионах России.

Диссертация была обсуждена на совместном заседании отдела социокультурных процессов в молодежной среде и лаборатории социальных проблем высшей школы Центра социологических исследований МГУ им. М.В. Ломоносова и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Подобные работы
Калинина Наталья Владимировна
Становление экологического сознания: социально-философский анализ
Леньшин Владимир Петрович
Формирование массового сознания молодежи в современном обществе (Социально-философский аспект исследования)
Степанова Светлана Евгеньевна
Нравственное сознание и поведение молодежи в современных условиях
Арефьева Нина Тимофеевна
Философский анализ управления развитием молодежи в современном Российском обществе
Усова Майя Таймуразовна
Социально-философский анализ влияния музыкальной культуры на ментальность студенческой молодежи России
Усманов Ирек Марсович
Здоровье молодежи как общественная ценность в современном российском обществе : социально-философский анализ
Сырямкина Екатерина Гавриловна
Российский социально-политический контекст становления гражданского общества (Философский анализ)
Прокофьева Галина Петровна
Становление категории "Цивилизация" как универсальной единицы анализа исторического процесса
Мороз Елена Федоровна
Модернизация образования в системе становления просвещенного общества (Социально-философский анализ)
Смутко Александр Владимирович
Труд в контексте становления постиндустриального общества: социально-философский анализ

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net