Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Михина Светлана Владимировна. Развитие эстетической культуры у российских студентов начала XXI века : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Владикавказ, 2005 154 с. РГБ ОД, 61:06-13/280

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 14

ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Выводы по первой главе 58

Глава II. РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУ- 60

ЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

  1. Особенности формирования эстетической культуры совре- 60 менного студента

  2. Пути и способы формирования эстетической культуры сту- 91 дентов

  3. Творческая инициатива как интегративный показатель це- 116 лостного развития личности в процессе эстетического воспитания

Выводы по второй главе 128

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 131

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ 138

ЛИТЕРАТУРЫ

Введение к работе:

Актуальность исследования. В начале третьего тысячелетия, когда на протяжении одного поколения происходят глобальные перемены в социальной, политической, экономической сферах, проблема формирования личности в новых условиях особенно значима. Данное обстоятельство чрезвычайно актуализирует проблему формирования эстетической культуры личности, создания для этого благоприятных условий. Мы согласны с выводами ученых о том, что важно при этом противодействовать вытеснению эстетической среды на периферийный план не только среди студентов гуманитарных институтов, но и высших технических учебных заведений. Современное производство требует работников с высоко развитой эстетической культурой, готовых к чувственно-эстетическому восприятию трудовых операций и процессов. Мастерство, совершенство, талант - это далеко не исчерпывающие составляющие эстетических ценностей, которые позволяют труженикам достигать значительных результатов, дающих основание квалифицировать их труд как деятельность «по законам красоты».

Важная роль эстетического сознания состоит в том, что при его помощи в известной мере создается и поддерживается гармония духовного мира личности. Господство дискурсивного мышления в различных сферах деятельности современного человека отталкивает на второй план способность интуитивных суждений. Между тем, по утверждению ученых, художественная деятельность обусловливает единство дискурсивного и интуитивного начал. Выбрать одну из нескольких идей, носящих рациональный характер, и в особенности при отсутствии возможности обоснования ее приоритета, представляется возможным^лишь посредством интуиции. Значение интуитивных суждений велико в системе норм нравственного поведения. При общении с искусством в личности формируется чувство миропорядка, складывается образ мировой гармонии. Соединение в единстве различных, даже

полярных идей, целостное восприятие противоположностей вызывает чувство эстетического наслаждения, гармонизирует личностное сознание.

В современных условиях проблемы систематического, разностороннего эстетического развития учащихся в мировой педагогической науке еще не получили теоретического оформления в фундаментальных исследованиях. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992, 1996) под ним понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». В целостном, разностороннем процессе воспитания и обучения современной молодежи первостепенное значение приобретает развитие эстетического отношения к потенциально качественно новой действительности эпохи информационных технологий.

Несмотря на частоту употребления термина в зарубежной и отечественной науке, методологически еще не выработан комплекс фундаментальных педагогических понятий, отражающих специфику развития эстетического отношения (его объективной основы, структуры, функций, качественно результативной формы) в социокультурном контексте современной российской действительности. Это затрудняет раскрытие специфики эстетического отношения учащихся школ и высших учебных заведений в сегодняшних педагогических условиях как социокультурного, образовательно-развивающего феномена.

В педагогической науке под эстетическим отношением понимается совокупность целостно-систематических взаимосвязей личности учащегося со всеми объектами современной ему действительности, порождаемых эмоционально-образной спецификой идеальных художественно-духовных ориентиров прогрессивного мировоззренческого, социокультурного самосовершенствования общества и профессионально реализуемых в комплексном

процессе разностороннего образования учащегося - субъекта-носителя рассматриваемого отношения (См.: Макаев В.В. Педагогика для переводчиков. - Пятигорск, 1999). В методологическом смысле эстетическое отношение индивида к действительности всегда опосредовано общественными отношениями и ценностями исторически определенной культуры, интериоризован-ными личностью, т. е. воспринятыми ею как собственные. Действительно, целесообразен именно педагогический анализ, опирающийся на логическую реконструкцию процесса развития рассматриваемого отношения. Он позволяет конкретно интерпретировать классические эстетически воспитывающие личность идеи как в современную педагогическую практику, так и в потенциальные возможности общеобразовательной и высшей школы дня завтрашнего. Большинство педагогических разработок ориентировано сегодня на технологические, но не поисковые компоненты развивающего процесса, лишь единицы прогрессивных исследований направлены на то, чтобы воспитывающийся сегодня человек XXI века, попадая в поле «другой» культуры, не терялся, а самореализовывался гармонично и творчески.

В нынешнюю эпоху, в начале нового тысячелетия всемирной истории, педагогические аспекты формирования информационной цивилизации образования, его настоящего и будущего эстетическими, мировоззренчески от-ношенческими средствами становятся особенно актуальными. Тем более необходимы исследование и разрешение проблем развития эстетического отношения учащихся к действительности для нашей страны, сделавшей за столетие невиданный в истории скачок в преодолении неграмотности, создавшей систему общеобразовательного типа, но в наши дни столкнувшейся с угрозой разрушения образования и общедоступного обучения как социокультурного феномена и резкого падения уровня художественной воспитанности своих молодых сограждан. Пессимистически упаднические утверждения о непрестижности, «вторичности» культуры, образования, эстетического развития носят, как правило, критиканский (но не критический) характер,

гася при этом, по существу, на корню ростки и наметки новых образовательных систем.

В качестве основной тенденции обновления и развития системы образования в России все заметнее проявляется ориентация на образование как на человекообразующий и культуросозидающий процесс. Воспитание человека культуры, т. е. человека нового типа мышления, обладающего не только высоким профессионализмом, стремлением к творчеству, но и способного к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации как в профессиональном, так и личностном плане, - это задача, стоящая сегодня перед российским образованием. По нашему мнению, в решении этой задачи необходимо исходить из того, что концепт «эстетическое, творческое отношение» со стороны его структуры, функций, типологии и механизмов в общей педагогике эстетического воспитания представляет собой не только отражение действительности, но и источник саморазвития, характерный для науки в целом.

Актуальность и теоретическая неразработанность названных проблем, настоятельная потребность практики в обобщении, систематизации накопленного опыта обусловили выбор темы исследования - «Развитие эстетической культуры у российских студентов начала XXI века», проблема которого состояла в необходимости разработать целостное теоретическое представление о педагогических условиях развития эстетического отношения студента к действительности в образовательном процессе вуза и выявить эффективные пути организации эстетического воспитания студентов в учебной деятельности с целью развития их творческой инициативы.

Цель исследования: определить роль и место эстетической культуры в современной студенческой среде, выяснить как общие, так и особенные причины, влияющие на ее становление и формирование.

Объектом исследования является совокупность сложившихся к настоящему времени педагогических условий, как способствующих, так и

препятствующих гармоничному развитию учащихся современных вузов по законам красоты в меняющейся действительности.

Предмет исследования — содержание, динамика и свойства прогрессивных педагогических условий и технологий, реально способствующих формированию гармоничного, подлинно эстетического отношения студентов к действительности.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что развитие эстетической культуры у российских студентов начала XXI века осуществляется наиболее эффективно, если в ходе учебных занятий комплексно реализуются взаимосвязанные и взаимодействующие педагогические условия:

выявлен эстетический аспект в содержании учебного предмета с учетом специфики организационной формы занятия;

обеспечено взаимодействие рационального и эмоционального на занятиях;

организовано субъект-субъектное взаимодействие преподавателей и воспитанников.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой исследования нами были поставлены следующие задачи:

  1. Определить понятие «эстетическая культура» и механизм ее функционирования в вузе.

  2. Дать характеристику теоретических основ изучения эстетического отношения как педагогического феномена.

  3. Изучить взаимодействие процессов развития творческой инициативы и эстетического воспитания студентов.

  4. Выявить психолого-педагогическую сущность и структуру творческой инициативы как интегративного показателя целостного развития личности в процессе эстетического воспитания.

Теоретико-методологической основой исследования являются фило-

софско-педагогические идеи гуманизации и демократизации общества, об
разования; основные положения системного, аксиологического подходов,
положения теории социализации личности, деятельности как способа само
реализации человека в труде и общении. Мы опирались на работы о сущно
сти педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, П.Ф.Каптерев, В.В.Макаев,
А.С.Макаренко, Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин, Т.А.Стефановская); работы
по педагогической антропологии и психологии, теории развития личности
(Г.С.Абрамова, В.В.Белоус, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.В.Лидак,
С.Л.Рубинштейн, О.В.Хухлаева, Е.Н.Шиянов). В имеющейся сегодня эсте-
тико-философской литературе можно выделить ряд исследований, осве
щающих сущность, специфику, задачи эстетического воспитания, его взаи
мосвязь с другими направлениями воспитательной работы, роль эстетиче
ского воспитания в формировании личности, среди которых можно назвать
работы А.И.Арнольдова, Э.А.Баллера, В.А.Балашова, А.И.Бурова,
С.Г.Ваниевой, А.Ф.Еремеева, М.С.Кагана, Л.Н.Когана, Н.И.Киященко,
Д.С.Лихачева, Г.Б.Минервина, М.Т.Овсянникова, Ю.С.Сомова, У.Ф.Суны,
А.К.Уледова и др., имеющие методологический характер. Наше диссертаци
онное исследование основывается на содержательной стороне гуманистиче
ской парадигмы личностно-ориентированного образования
(Е.В.Бондаревская, Т.И.Власова, В.В.Зайцев, С.В.Кульневич, В.В.Сериков,
И.СЯкиманская и др.), приоритетными целями и ценностями которой вы
ступают развитие духовно-смыслового начала личности и становление че
ловека как субъекта культуры.

Для проверки гипотезы исследования и решения поставленных задач использовался комплекс общепедагогических методов: анализ научной литературы по теме исследования, программно-методической документации; изучение и обобщение педагогического опыта, анализ современного процесса формирования эстетической культуры студентов, педагогическое наблюдение.

Этапы исследования. На первом этапе (2002-2003) осуществлялся теоретический анализ проблемы, сбор и систематизация материала, обобщался педагогический опыт работы, определялись задачи исследования, формулировалась рабочая гипотеза исследования. На втором этапе (2003-2004) разрабатывалась общая концепция исследования, проводилось теоретическое обоснование изучаемой проблемы. На третьем этапе (2004-2005) уточнялись теоретические положения исследования, проводилась аналитическая обработка полученных результатов, их систематизация, обосновывались выводы исследования, оформлялся текст диссертационной работы.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем предпринята попытка комплексного анализа эстетической культуры студентов; устанавливаются основные факторы, влияющие на совершенствование эстетической культуры будущих специалистов; раскрываются пути использования возможностей эстетической культуры в воспитательном процессе; предлагаются новые подходы к пониманию сущности, целей и задач процесса формирования эстетической культуры личности с учетом совокупности качественных изменений во всех сферах общественной жизни; выявлена психолого-педагогическая сущность и структура творческой инициативы как интегративного показателя целостного развития личности; показана роль эстетического воспитания как фактора оптимизации процесса целостного развития личности.

Теоретическая значимость определяется тем, что проведен анализ методологических основ изучения эстетического отношений к действительности как педагогического феномена; уточнено значение категории «творческая направленность личности»; рассмотрен ее философско-психолого-педагогический аспект; выявлена психолого-педагогическая сущность и структура творческой инициативы как интегративного показателя целостного развития личности; проанализированы особенности студенчества как объекта и субъекта эстетического воспитания. Благодаря представленным в

исследовании материалам современная теория и практика воспитания эстетической культуры студентов вузов России XXI в. может обогатиться фундаментальными идеями, положениями, подходами к решению.

Практическая значимость заключается в том, что методологические положения, содержащиеся в исследовании, могут быть применены при планировании процесса эстетического воспитания будущих специалистов, стать основой для построения конкретных методик и оптимизации управления эстетическим воспитанием студентов. Знание педагогических условий, критериев и уровней развития творческой инициативы студентов дает возможность оптимизировать учебно-воспитательный процесс в вузе, эффективно организовать работу по эстетическому воспитанию студентов в учебной деятельности.

Источниковедческую и информационную базу диссертации составили труды отечественных и зарубежных философов, социологов, психологов, искусствоведов, педагогов, данные всероссийских и региональных научно-практических конференций по проблемам эстетического воспитания и развития творческой активности студенческой молодежи.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается четкостью исходных методологических позиций, применением комплекса методов, соответствующих целям и задачам исследования, репрезентативностью использованных материалов, широкой апробацией и внедрением в практику основных результатов работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Основные концептуальные подходы к содержанию процесса развития эстетической культуры будущих специалистов в процессе технологического образования, которые состоят в следующем:

- при известных педагогических условиях специфически эстетический контекст любого личностного отношения, отличающийся своеобразными структурой, функциями, типологией и механизмами, способен естественно -

органично переходить в эстетическую деятельность человека;

возникновение и активизация эстетического отношения учащегося связаны со спецификой социокультурной ситуации, которая появляется содержательно на конкретных этапах развития подобной деятельности, определяя ее художественно-творческую доминанту как особую форму связи между субъектом и объектом общественного отношения воспитанника к действительности в целом;

развитое эстетическое сознание является важным стимулом познавательной деятельности личности. Раскрывая глубинные свойства явлений, их внутренние закономерности, познающий субъект открывает красоту удивительного совершенства процессов природы. Ее выражение - система научных понятий и теорий, классификация элементов природы. Вместе с тем освоение закономерностей природы вызывает стремление более глубокого познания, а испытываемое эстетическое наслаждение способствует преодолению преград, возникающих на путях познавательной деятельности;

эстетическое восприятие - это одновременно и форма, и составная часть общественного сознания, которое отражает, по существу, все социокультурные богатства системного отношения человека к миру, вызывая мировоззренчески активное, действенное стремление к разносторонности, гармонии, совершенству, к красоте, идеалу прекрасного в жизни и искусстве. Реальность взаимосвязи различных звеньев эстетического отношения дает основание говорить о его целостности и структурности. Виды эстетической деятельности, порождаемые в схеме «сознание - потребность — отношение — действие», являются системой чисто человеческих психолого-педагогических факторов, находящихся в диалектически целостной взаимообусловленности и динамичном саморазвитии;

достоверно творящее теоретически обоснованное и практико ориентированное мировоззрение студента - это эстетически завершенная общест-венно-отношенческая система, на фундаменте которой преподаватель в co-

стоянии вновь ставить как цель всей истории человечества - целостную, гармонично развитую индивидуализированно-уникальную самость, универсальность личности, совершенствование которой заключается в адекватном взаимодействии с реальным миром;

- эстетическое отношение, развиваемое применительно к действительности в студенческом возрасте, представляет собой многоплановое структурное целое, выполняющее в системе ценностных, социокультурных ориентации «спектр» функций как эмоционально-нормативный способ регуляции творческой жизнедеятельности и как универсальная оценочная реакция учащегося, фиксирующая представления о выразительности окружающих его предметов, вещей, действий и явлений, степени их приближенности к идеальному пониманию совершенства в искусстве и конкретной действительности;

  1. Ориентиром деятельности преподавателей и студентов в процессе формирования эстетической культуры является освоение ими системы диалогических способов эстетически развивающей активности, порождающих соответствующие личностные смыслы и отношения к действительности. Этот процесс включает в себя как формальную, так и содержательную стороны и представляет собой синтез ценностных художественных и образовательных ориентации студента как самоорганизующейся системы.

  2. Психолого-педагогическая сущность и структура творческой инициативы как интегративного показателя целостного развития личности.

Специфика творческой направленности личности как научной категории заключается в том, что она отражает особый вид связи личности с окружающим миром, который ведет одновременно и к преобразованию среды, и к самоусовершенствованию личности. В этом диалектическом сплаве содержится психологический смысл творческой направленности как научной категории. Философский смысл творческой направленности личности как научной категории - в полном совпадении ее с социально-деятельной сущ-

ностью человека.

4. Основными психологическими составляющими творческой деятельности являются: творческая позиция - отношение и потенциальная готовность субъекта к творчеству, определяемая взаимодействием его потребностей, интересов, убеждений и представлений о самом себе и окружающем мире; творческое выражение, т. е. средства, с помощью которых реализуется творческая позиция в повседневной жизни, способ реагирования на окружающую действительность; творческий продукт (то, что человек в течение творческого процесса создает, такое сочетание ранее известных вещей, которое для него является новым), характеризующийся такими показателями как стандартность - нестандартность, оригинальность — стереотипность.

Апробация и внедрение результатов исследования. Полученные результаты обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета в 2004-2005 гг., на ежегодных заседаниях научно-педагогической секции клуба молодых ученых Пятигорского государственного лингвистического университета в 2004-2005 гг., на научно-методических чтениях «Университетские чтения ПГЛУ» (2004-2005). Опубликованные материалы использовались членами кафедры педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета, кафедры педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского государственного университета, кафедры педагогики Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л.Хетагурова на лекциях и семинарских занятиях, при выполнении студентами курсовых и дипломных работ по педагогике.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, библиографического списка, включающего 187 источников.

Подобные работы
Горбаченко Сергей Михайлович
Инновационные процессы в развитии кадетского образования в 90-е годы XX века - начала XXI века
Ундозерова Алла Николаевна
Развитие идей компьютерного обучения в отечественной педагогике второй половины XX-начала XXI века
Бухарова Анна Викторовна
Развитие теории и практики дистанционного образования в России и за рубежом в 80-е годы XX - начала XXI века (Историко-педагогический аспект)
Кукуева Надежда Николаевна
Лингводидактическое тестирование в образовательных контекстах России и Великобритании конца XX - начала XXI века
Позднякова Марина Николаевна
Просветительная деятельность рода Стаховичей (Вторая половина XIX - начало XXI века)
Бижова Инна Анатольевна
Административно-общественное управление процессом воспитания гражданина в государственных школах США в 90-х гг. XX - начале XXI века
Зайцев Геннадий Семенович
Становление и развитие муниципальной системы патриотического воспитания молодежи на рубеже XX - XXI веков
Белогуров Анатолий Юльевич
Становление и развитие этнорегиональных образовательных систем в России на рубеже XX - XXI веков
Гарнышева Татьяна Владимировна
Тенденции развития дошкольного педагогического образования в Республике Татарстан на рубеже XX - XXI веков
Судник Сильвия Станиславовна
Деятельность народных учителей в развитии латышской музыкальной культуры с 40-х годов XIX века до Великой Октябрьской социалистической революции

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net