Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Сидорова Маргарита Ивановна. Педагогические условия формирования концертмейстерской компетентности будущего учителя музыки : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Мурманск, 2006 188 с. РГБ ОД, 61:06-13/2474

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3

Глава 1. Теоретическое исследование концертмейстерской
компетентности в профессиональном формировании будущего
учителя музыки
Ы-
Понятие и сущность компетентности 13

  1. Характеристика профессиональной компетентности педагога 26

  2. Специфика концертмейстерской компетентности учителя

музыки 52

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективности комплекса педагогических условий в формировании концертмейстерской компетентности будущего учителя музыки

2.1. Изучение комплекса педагогических условий,
способствующих развитию концертмейстерской компетентности

студентов-музыкантов 75

2.2. Выявление уровня сформировашюсти концертмейстерской
компетентности у студентов музыкально-педагогического

отделения 84

2.3. Внедрение комплекса педагогических условий в логику
учебно-воспитательного процесса с целью развития

и совершенствования компонентов концертмейстерской

компетентности педагога-музыканта.. 107

2.4. Динамика развития концертмейстерской компетентности будущих

учителей музыки 140

Заключение 156

Библиография

Введение к работе:

Актуальность исследования

Проблема глобализации актуализирует процессы сближения стран и народов, усиление их взаимодействия. Влияние этих тенденций ощущает и образование, что сопряжено с соответствующим профессиональным развитием педагогов.

Профессия учителя музыки требует от педагога, кроме системы знаний, личностного самовыражения в речевом действе, владения музыкальным инструментом, что способствует реализации общегуманистической идеи — диалогу культур. В контексте современной парадигмы образования одной из ключевых проблем педагогической науки является процесс формирования профессиональной компетентности учителя, в том числе концертмейстерской компетентности учителя музыки.

Изучение современных психолого-педагогических исследований (В.А. Адольф, Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, О.Е. Лебедев, М.И. Лукьянова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, М.В. Рыжа-ков, Ю.Г. Татур, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской, СЕ. Шишов и др.) свидетельствует о наличии компетентностного подхода, о развитии компетенций в условиях модернизации отечественного образования.

Ряд исследований посвящен проблеме профессионально-педагогической компетентности, сущность которой рассматривается с позиций функционально-деятельностного, аксиологического, личностно ориентированного, системообразующего подходов (И.Ю. Алексашина, В.Н. Введенский, В.Г. Воронцова, М.Н. Карпетова, И.А. Колесникова, Ю.Н. Кулюткин, О.М. Мутовкина, Е.И. Панина, Г.С. Сухобская, Н.Ф. Талызина и др.).

В вопросах подготовки учителей музыки к предстоящей профессиональной деятельности накоплен фундаментальный исследовательский опыт, который составляют монографии и диссертации о системе специальных знаний, умений и навыков, личностных качествах, входящих в про-фессиограмму педагога-музыканта (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, А.Н. Зимина, А.Г. Менабени, Е.В. Николаева, М.И. Ройтерштейн, Г.П. Стулова, Б.М. Целковников, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр и др.).

В ракурсе исследуемой проблемы существенное значение имеют работы в области музыкознания и музыкальной психологии, касающиеся исполнительства (Б.В. Асафьев, Л.А. Баренбойм, А.Л. Готсдинер, Г.Г. Нейга-уз, Б.М. Теплов, В.Н. Холопова и др.).

Специальных исследований, рассматривающих проблему формирования концертмейстерской компетентности учителя музыки, в настоящее время нет. Имеются отдельные музыковедческие, исполнительские и педа-, гогические версии. В некоторых исследованиях освещаются отдельные ас-

пекты компетентности, например умение читать нотный текст с листа (А.Д. Алексеев, Л.А. Баренбойм, Р.А. Верхолаз, К.А. Цатурян и др.); умение музыкального редактирования (А.Б. Гольденвейзер, М.Д. Корноухов и др.); специфика работы аккомпаниатора с солистом (К.Л. Виноградов, Л.М. Живов, Е.М. Шендерович и др.) и т.д.

В свете настоящего исследования определенный интерес представляет диссертация Д.А. Науказ, в которой впервые в полном объеме рассматривается комплекс профессионально значимых концертмейстерских умений и навыков учителя музыки и предлагается инновационная методика их формирования.

При несомненной значимости перечисленных и других работ по данной проблематике недостаточно освещенными остаются некоторые существенные вопросы. К ним относятся: теоретические представления о сущностной природе и специфике концертмейстерской компетентности; обоснование педагогических условий, которые способствуют целесообразному и эффективному формированию данного феномена в профессиональной вузовской подготовке учителя музыки.

Анализ вузовских программ для музыкально-педагогических факультетов показал, что учебные дисциплины, решающие задачи расширения музыкального кругозора или обучения исполнительству, в совокупности не дают целостного представления о том, как неодушевленная звуковая материя под руками исполнителя или концертмейстера превращается в одухотворенную форму выражения музыкального образа.

В то же время количество часов, отведенных, согласно стандарту высшего профессионального образования, на изучение дисциплины «Концертмейстерский класс», не соответствует в полной мере ни личным, ни профессиональным потребностям будущих учителей музыки. Сталкиваясь с реальной исполнительской практикой, многие студенты испытывают значительные трудности в реализации имеющихся у них знаний, оказываются неспособными к созданию долговременных программ профессионального роста и самосовершенствования.

Таким образом, существуют противоречия: между актуальностью, высокой практической значимостью формирования концертмейстерской компетентности учителя музыки и недостаточной разработанностью в психолого-педагогической науке теоретических представлений о сущности и специфике данной интегративной способности педагога-музыканта; между необходимостью целенаправленного формирования концертмейстерской компетентности в профессиональной подготовке учителя музыки и отсутствием соответствующих научно обоснованных педагогических условий как средств ее реализации.

Указанные противоречия очерчивают проблему исследования - определение педагогических условий, способных в практике вузовской подготовки целесообразно и эффективно формировать концертмейстерскую

компетентность будущего педагога-музыканта в соответствии с ее сущностной природой и спецификой.

С учетом актуальности исследования и неразработанности данного вопроса была определена тема исследования — «Педагогические условия формирования концертмейстерской компетентности будущего учителя музыки».

Цель исследования — выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования концертмейстерской компетентности будущего учителя музыки.

Объект исследования - процесс формирования концертмейстерской компетентности студента-музыканта в условиях педагогического вуза.

Предмет исследования - педагогические условия формирования концертмейстерской компетентности будущего учителя музыки.

Гипотеза исследования: формирование концертмейстерской компетентности учителя музыки будет проходить более эффективно, если:

— при изучении психолого-педагогических и специальных (музыкальных)
дисциплин у студентов развиваются мотивационный, информационный,
операционный, музыкально-психологический и профессионально-
личностный компоненты концертмейстерской компетентности, которые
определяют ее поступательное развитие и совершенствование;

- реализован комплекс психолого-педагогических, организационных и
музыкально-дидактических условий;

— в логике учебно-воспитательного процесса осуществляется междисцип
линарная интеграция на содержательном и психологическом уровнях;

- разработана система обучения концертмейстерской деятельности сту
дентов-музыкантов, направленная на формирование профессиональной
компетентности в области аккомпаниаторско-исполнительского искус
ства.

Определение объекта, предмета, цели и гипотезы исследования позволило сформулировать следующие задачи:

  1. Изучить состояние проблемы формирования концертмейстерской компетентности будущих учителей музыки в психолого-педагогической науке и опыте работы отечественных педагогических вузов.

  2. Охарактеризовать сущностную природу, структуру и специфику концертмейстерской компетентности студента-музыканта.

  3. Выявить уровни и динамику концертмейстерской компетентности студентов-музыкантов.

  4. Обосновать комплекс педагогических условий, способствующих формированию концертмейстерской компетентности будущего учителя музыки; опытно-экспериментальным путем проверить их эффективность.

  5. Разработать и адаптировать систему обучения концертмейстерской деятельности студентов-музыкантов, обучающихся в педагогическом вузе.

Методологической основой исследования явились культурологический (А.И, Арнольдов, B.C. Библер, М.С. Каган, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лот-ман и др.), творческий (Г.А. Барышева, Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, В.В. Медушевский, А.А. Мелик-Пашаев, B.C. Мерлин, Е.В. Назайкинский, В.И. Петрушин, Я.А. Пономарев, А.В. Торопова и др.), личностно ориентированный (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, Г.М. Цыпин и др.) подходы.

Теоретическую основу исследования составляют положения компе-тентностного подхода в отечественном образовании (В.А. Адольф, В.Н. Введенский, И.А. Зимняя, М.В. Рыжаков и др.); исследования, рассматривающие профессиональную компетентность в ракурсе подготовки специалистов (В.Г. Воронцова, И.А. Колесникова, Г.С. Сухобская, Н.Ф. Талызина и др.); концепции методологии музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, М.Ш. Бонфельд, Е.В. Николаева, Б.М. Целковников, Г.М. Цыпин, А.И. Щербакова, Л.В. Школяр и др.); теория музыкального мышления (М.Г. Арановский, А.С. Соколов, А.Н. Сохор и др.); психологические аспекты музыкальной формы (Б.В. Асафьев, Л.А. Мазель, В.Н. Хо-лопова и др.); концепции исполнительской педагогики (Л.А. Баренбойм, Е.И. Кубанцева, Г.Г. Нейгауз, А.И. Николаева и др.).

Реализация поставленных задач потребовала использования группы методов исследования: теоретические (изучение и анализ эстетико-философской, психолого-педагогической, музыковедческой и методической литературы по исследуемой проблеме; анализ действующих в педагогическом вузе программ), эмпирические (обобщение педагогического опыта, наблюдение, тестирование, экспертная оценка и самооценка, организация и проведение педагогического эксперимента).

База исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на факультете культуры и искусств Мурманского государственного педагогического университета. В проведенном исследовании в общей сложности участвовало 68 студентов, обучающихся по специальности «Музыкальное образование», 20 из которых составили экспериментальную группу.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (1999—2001 гг.) — теоретическое осмысление проблемы, выбор темы, определение цели, объекта, предмета, гипотезы и задач исследования; подготовка и проведение констатирующего этапа эксперимента.

Второй этап (2001-2003 гг.) - проведение опытно-экспериментальной работы по формированию концертмейстерской компетентности будущих учителей, уточнение рабочей гипотезы, накопление и анализ фактического материала.

Третий этап (2003-2005 гг.) - проведение контрольного среза по изучению эффективности педагогических условий, подведение итогов, анализ результатов исследования, оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

уточнена содержательная трактовка понятий «профессионально-педагогическая компетентность», «концертмейстерская компетентность» применительно к процессу профессиональной подготовки учителя музыки; дана характеристика компонентов концертмейстерской компетентности: мотивационного, информационного, операционного, музыкально-психологического, профессионально-личностного;

разработана диагностическая методика оценки уровней концертмейстерской компетентности;

выявлен комплекс условий, способствующих формированию концертмейстерской компетентности - психолого-педагогических (ориентация учебно-воспитательного процесса в концертмейстерском классе педагогического вуза на становление и развитие у студентов профессиональной компетентности в области аккомпаниаторско-исполнительской деятельности; перевод будущего учителя музыки с позиции объекта воспитания и обучения на позицию субъекта педагогической деятельности; осознание и понимание потенциальными специалистами важности развития и совершенствования концертмейстерской компетентности как необходимого элемента профессионального развития и как неотъемлемого компонента качественной профессиональной подготовки к будущей музыкально-педагогической деятельности); организационных (создание художественно-эстетической среды на уровне вуза, факультета, отделения; освоение будущими учителями музыки практики концертмейстерской работы; осуществление межпредметных связей на содержательном и технологическом уровнях); музыкально-дидактических (множественность и вариативность учебно-педагогического репертуара студентов; оптимальное сочетание эффективных методов и приемов, отражающих специфический характер концертмейстерской деятельности педагога-музыканта);

разработана и опытно-экспериментальным путем проверена система формирования концертмейстерской компетентности студентов, направленная на успешное осуществление их музыкально-исполнительской деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке сущностной, специфической и уровневой характеристики концертмейстерской компетентности как интегрированной способности педагога-музыканта, а также в определении психолого-педагогических, организационных и музыкально-дидактических условий развития этой способности в профессиональной вузовской подготовке.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

разработанная и апробированная система формирования концертмейстерской компетентности позволяет повысить эффективность профессиональной подготовки учителей музыки;

программа экспериментального учебного курса «Школьный концертмейстер» используется в Мурманском государственном педагогическом университете;

методика оценки уровней концертмейстерской компетентности может применяться в диагностике профессионального уровня учителей музыки и педагогов дополнительного образования.

Достоверность результатов исследования обеспечивается наличием в исследовании методологической базы, соответствующей его цели и задачам, системой исследовательских процедур, опытно-экспериментальной проверкой гипотезы, подтвердившей результативность ее положений.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Концертмейстерская компетентность является интегративной способностью личности педагога-музыканта, которая обеспечивает готовность и успешность осуществления им аккомпаниаторско-исполнительской деятельности в общеобразовательной школе.

  2. В структуру концертмейстерской компетентности будущего учителя музыки входит 5 компонентов: 1) мотивационный - формирование у студентов заинтересованного, эмоционально-ценностного отношения к собственной музыкально-исполнительской практике; 2) информационный — усвоение будущим специалистом системы знаний о сущности музыкально-педагогической деятельности; 3) операционный — овладение студентом системой обобщенных музыкальных и частных концертмейстерских умений; 4) музыкально-психологический — знание психологии музыкального восприятия, художественного и исполнительского творчества, развитие исполнительских способностей; 5) профессионально-личностный — формирование и развитие у потенциальных специалистов профессионально значимых музыкально-личностных и нравственно-волевых качеств.

  3. Реализация комплекса условий в процессе музыкальной подготовки в педагогическом вузе — психолого-педагогических (ориентация учебно-воспитательного процесса в концертмейстерском классе педагогического вуза на становление и развитие у студентов профессиональной компетентности в области аккомпаниаторско-исполнительской деятельности; перевод будущего учителя музыки с позиции объекта воспитания и обучения на позицию субъекта педагогической деятельности; осознание и понимание потенциальными специалистами важности развития и совершенствования концертмейстерской компетентности как необходимого элемента профессионального развития и как неотъемлемого компонента качественной профессиональной подготовки к будущей

музыкально-педагогической деятельности); организационных (создание художественно-эстетической среды на уровне вуза, факультета, отделения; освоение будущими учителями музыки практики концертмейстерской работы; осуществление межпредметных связей на содержательном и технологическом уровнях); музыкально-дидактических (множественность и вариативность учебно-педагогического репертуара студентов; оптимальное сочетание эффективных методов и приемов, отражающих специфический характер концертмейстерской деятельности педагога-музыканта) — способствует формированию концертмейстерской компетентности будущих учителей.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на факультете культуры и искусств Мурманского государственного педагогического университета в процессе занятий со студентами, обучающимися по специальности «Музыкальное образование»; обсуждались на кафедрах педагогического проектирования и образовательных технологий, музыкального образования Мурманского государственного педагогического университета; международной научно-практической конференции «Детство в эпоху трансформации общества» (Мурманск, 2002); ежегодных научно-практических конференциях преподавательского состава и аспирантов Мурманского государственного педагогического университета (1999, 2000, 2001, 2002, 2003 гг.); межрегиональных научно-практических конференциях: «Художественная культура: личность, творчество, досуг» (Мурманск, 2004), «Тенденции и перспективы музыкального и художественного образования в XXI веке» (Мурманск, 2005); через публикацию научно-исследовательских и методических материалов; путем внедрения учебного курса «Школьный концертмейстер» в практику работы факультета культуры и искусств Мурманского государственного педагогического университета.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения,

Подобные работы
Левина Ирма Рашитовна
Формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя музыки
Рапацкая Людмила Александровна
Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкально-педагогического образования.
Савельева Светлана Станиславовна
Педагогические условия формирования профессиональной компетентности учителя в образовательном процессе вуза
Гончар Мария Валерьевна
Андрагогические условия развития компетентности учителя в формировании индивидуальности школьников
Лупанова Наталья Александровна
Педагогические условия формирования у будущего учителя социальной компетентности
Арьяева Людмила Владимировна
Дидактические условия формирования интеллектуальной компетентности учащихся в информационном взаимодействии с учителем
Батыршина Гульнара Ибрагимовна
Педагогические условия творческой самореализации будущего учителя музыки
Пронь Лариса Васильевна
Педагогические условия реализации познавательного потенциала искусства в процессе подготовки учителя музыки : На материале педагогического колледжа
Савельев Алексей Алексеевич
Педагогические условия формирования мотивации учения школьников на уроках музыки (На материале комплексного изучения предметов гуманитарно-эстетического цикла)
Матвеева Татьяна Михайловна
Педагогические условия формирования предпринимательской компетентности у учащихся старших классов на основе метода проектов

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net