Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Философские науки
Религиоведение, философская антропология, и философия культуры

Диссертационная работа:

Чистякова Светлана Сергеевна. Глобализация культуры: генезис, типология, современные смыслы : генезис, типология, современные смыслы : диссертация... кандидата философских наук : 09.00.13 Белгород, 2007 168 с. РГБ ОД, 61:07-9/492

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Глава 1. Глобализация как культурно-исторический процесс 13

  1. Философско-ментальные образы глобализации 13

  2. Культурно-исторические типы глобализации 58

Глава 2. Современные проблемы глобализации культуры 80

2.1. Проблема культурно-цивилизационной идентичности

в эпоху глобализации 80

  1. Аксиологические проблемы глобализации 97

  2. Религиозные факторы современной глобализации 113

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 146

БИБЛИОГРАФИЯ 152

Введение к работе:

Актуальность темы исследования. В начале XXI века редкая характеристика мировой ситуации обходится без упоминания о глобализации. Тема глобализации стала предметом исследования всех социально-гуманитарных наук, которые концентрируют внимание на разных сторонах и особенностях этого противоречивого процесса. Появилось большое количество работ, посвященных глобализации, проводятся многочисленные конференции, «круглые столы», но в исследовательской среде мы наблюдаем значительное расхождение в понимании данного феномена.

В современной исследовательской среде бытует убеждение, что глобализация - уникальное явление современности и порождение новейших сдвигов в производстве, информатике, культуре, психологии. Правомерно ли считать, что глобализация появилась ниоткуда, и неужели этот процесс не имел никаких аналогов в истории? Тем более что большинство исследователей утверждают, что глобализация - это процесс, но мы ведь знаем, что любая процессуальность имеет не только настоящее и будущее, у нее обязательно есть прошлое, в лоне которого оно структурировалось и развивалось. Нам представляется весьма актуальным провести «генетический» анализ глобализации, рассмотрев ее в исторической перспективе.

Анализ литературы, посвященной вопросам глобализации, показал, что сегодня наибольшее внимание уделяется политико-экономическим, информационным, экологическим аспектам глобализации. Влияние же процессов глобализации на культуру, на наш взгляд, недостаточно исследовано. В основном, вместо теоретического анализа мы находим ряд публицистических высказываний. Также сегодня сложилось устойчивое мнение, что глобализация - это цивилизационный процесс, который, прежде всего, связан с материально-практической сферой и затрагивает области

4 технологии, информации и управления. Но, на наш взгляд, становление общества, связей и отношений теснейшим образом связанно с культурой. Именно сегодня в результате интенсивности развития коммуникаций, средств связи и информационных технологий глобализация культуры стала одной из самых актуальных проблем современности. Она привела к расширению объема, увеличению разнообразия и ускорению глобальных культурных потоков, повышению интенсивности и скорости культурного обмена.

Глобализация культуры - явление не новое. Глобализационные процессы в культуре существовали на протяжении всей истории развития человечества, но проявлялись в разных сферах. Однако на сегодняшний день эта проблема остается практически без специального рассмотрения со стороны философов, культурологов и других специалистов, занимающихся проблемой глобализации культуры. Невозможно правильно оценить современную глобализацию культуры, не рассматривая ее в историческом контексте.

Таким образом, назрела необходимость философско-культурологического анализа процессов глобализации культуры, с наибольшей интенсивностью проявившихся во второй половине XX века.

Степень разработанности проблемы. Сам характер актуальности исследования предопределил множество научных дискуссий и работ по данной тематике. Глобалистика является совокупностью научных, философских, культурологических и прикладных исследований различных аспектов глобализации и глобальных проблем и еще находится в стадии активного становления. Как всякое научное понятие, недавно вошедшее в широкий оборот, понятие «глобализация» является достаточно расплывчатым. Благодаря своей нейтральности этот термин допускает самые противоречивые и плюралистические трактовки.

Тенденции к становлению глобального, целостного мира существовали еще задолго до постиндустриальной эпохи, а осмысление феноменов,

5 родственных глобализации, началось еще в глубокой древности и продолжается в настоящее время. Явления единения человечества, его истоки рассматриваются еще в древних религиозных текстах, таких как Библия, Бхагават-Гита, откровения религиозных лидеров и др. Идея единства, единения, взаимосвязи человечества как конкретно, так и абстрактно рассматривалась Фомой Аквинским, Н. Бердяевым, В. Вернадским, Гераклитом, Г. В. Ф. Гегелем, Ч. Дарвиным, И. Кантом, О. Контом, Конфуцием, В. Лениным, Т. Мальтусом, К. Марксом, Платоном, К. Поппером, В. Соловьевым, К. Ясперсом и др.

Со второй половины XX века человечество пришло к более глубокому осознанию актуальности глобализационных процессов. Глобальные проблемы стали активно обсуждаться как в мировой, так и отечественной литературе, в первую очередь, это было связанно с деятельностью Римского клуба. Назовем имена представителей этого клуба, чьи работы оказали существенное влияние на постановку и трактовку глобальных проблем человечества: Дж. Боткин, Э. Вайцзеккер, Б. Гаврилишин, А. Кинг, Э. Ласло, Э. Ловинс, М. Малица, Д. Медоуз, М. Месарович, Э. Пестель, А. Печчеи, И. Рандерс, Я. Тинберген, Дж. Форрестер, Г. Фридрихе, А. Шафф и др.

В дальнейшем внимание исследователей от глобальных проблем постепенно перемещается к осмыслению непосредственно процесса глобализации. В первую очередь хотелось бы отметить работы, посвященные теоретико-методологическому осмыслению процесса глобализации. В зарубежной исследовательской среде эту проблему разрабатывали такие известные ученые, как 3. Бауман, У. Бек, Д. Белл, Ф. Бродель, И. Валлерстайн, Э. Гидценс, М. Дойл, М. Кастельс, Р. Робертсон, Л. Склэр, Дж. Сорос, Г. Томпсон, О. Тоффлер, Ф. Фукуяма, Д. Хелд, П. Хэрст и др.

В отечественной науке теоретико-методологическими исследованиями процесса глобализации занимались и продолжают заниматься такие ученые, как Э. Азроянц, А. Вебер, А. Володин, В. Дергачев, Г. Дилигенский, В. Загладин, А. Зиновьев, В. Иноземцев, А. Кара-Мурза, И. Кефели,

Э. Кочетов, В. Межуев, А. Неклесса, А. Панарин, И. Подзигун, А. Уткин,

B. Федотов, И. Фролов, М. Чешков, А. Чумаков, Г. Широков и др.

Также интерес для диссертационного исследования представляют работы, в которых проблема глобализации рассматривается с точки зрения цивилизационного подхода. Разностороннее осмысление феномена цивилизации приходится на XX век, когда сначала он получил широкое распространение в работах Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина, К. Ясперса, а позже, уже во второй половине XX века, проблема цивилизации также оказалась в центре внимания исследователей в связи с выходом статьи «Столкновение цивилизаций» (1993) американского политолога С. Хантингтона. В отечественной науке тема глобализации в контексте цивилизационного развития получила освещение в работах

A. Ахиезера, А. Гордона, Б. Ерасова, В. Иноземцева, А. Назаретяна,
Ю. Яковца и др.

Современные трансформации, происходящие в обществе, ставят задачу философско-культурологического осмысления новой действительности. Весьма актуальным и востребованным стало исследование культуры в контексте глобализационных процессов. Теоретическому осмыслению проблем глобализации культуры способствовало изучение работ К. Акопяна,

C. Артоновского, А. Ахиезера, 3. Баумана, С. Бенхабиб, П. Бергера,

B. Библера, Э. Гидденса, И. Дилигенского, Г. Драча, Р. Инглегарат,

A. Кармина, Р. Ле Коадика, Э. Межуева, X. Ортега-и-Гассета, А. Панарина,

B. Пантина, Г. Померанца, В. Римского, Р. Робертсона, Н. Федотовой,
А. Чумакова.

В рамках дискурса глобализации культуры особый интерес для нашего исследования представляют работы, которые посвящены проблеме идентичности в современном мире. В контексте философско-гуманитарного знания последних десятилетий феномен идентичности и его различные аспекты получили разработку в теоретических и эмпирических исследованиях У. Бека, Д. Белла, Л. Буевой, Э. Гидденса, М. Заковоротной, А. Кара-Мурзы,

7 Ф. Кессиди, Л. Королевой, А. Панарина, Р. Робертсона, С. Хантингтона, А. Шарова и др.

Глобализация актуализирует вопрос о ценностных основаниях современной цивилизации, что нашло отражение в работах А. Абишевой, 3. Баумана, Э. Дюркгейма, В. Зубеца, В. Лапкина, Д. Леонтьева, К. Мацуура, И. Поповой, В. Федотовой, Ф. Фукуямы и др.

Сегодня религии все более вовлекаются в глобальные трансформации, и это стимулирует осмысление глобализации в религиозном контексте. Нами используются важные результаты изучения религии как основного вызова современной глобализации, которые мы находим в исследованиях А. Агаджаняна, А. Агрономова, С. Бабкина, Д. Горохова, А. Игнатенко, Б. Кнорре, А. Красникова, И. Кудряшовой, Р. Лукина, А. Пименова, С. Хантингтона, Ф. Холлидея, А. Юдина и др.

Своеобразной вехой в становлении глобалистики можно назвать выход специального словаря «Глобалистика» (2003), в составлении которого участвовали известные ученые, философы, политические и общественные деятели из 58 стран мира. В этом фундаментальном издании представлены тзсновные понятия и термины глобалистики, а также основательно освещены проблемы глобализации и основные противоречия современного мира.

Сегодня проводятся многочисленные международные и региональные конференции, посвященные вопросам глобализации. Самые крупные из них -Всемирные философские конгрессы - проходили в г. Брайтоне (1988), г. Москве (1993), г. Бостоне (1998), г. Стамбуле (2003). Проведение следующего Всемирного философского конгресса запланировано в г. Сеуле в 2008 году.

Несмотря на большое количество работ, посвященных глобализации, некоторые аспекты заявленных в диссертации проблем, касающихся глобализации культуры, остаются недостаточно изученными. Это проблемы, решение которых требует специального философско-культурологического анализа, так как именно в философских системах и концептах скрыты

8 значительные потенциальные возможности для осмысления глобализационных процессов.

Объектом исследования в данной работе является глобализация как культурно-исторический процесс.

Предметом исследования выступает глобализация культуры в контексте истории и современности.

Целью диссертационного исследования явилось философско-культурологическое обоснование закономерности и специфики процесса глобализации культуры.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

произвести анализ генезиса идеи глобализации и раскрыть сущностные основания этого процесса;

осуществить философско-теоретическую рефлексию глобализационных процессов на различных этапах мировой истории;

исследовать проблему культурно-цивилизационной идентичности в процессе глобализации культуры;

рассмотреть процесс становления и развития новых ценностных ориентации, которые возникают под влиянием глобализации;

выявить и проанализировать отношение основных мировых религий к современным глобализационным процессам.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют прежде всего общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения и экстраполяции, структурно-функциональный подход; общефилософские методы и принципы исследования, такие как принцип системности, который позволяет описать объект как системное целое с точки зрения его структурных элементов, функций и целей.

В диссертационном исследовании использовались историко-философский и философско-культурологический подходы. Помимо этого, были приняты во внимание методы социального прогнозирования и глобального моделирования.

Теоретической базой для диссертанта явились те выводы и положения, которые содержатся в работах Э. Гидденса, Р. Робертсона, С. Хантингтона, Д. Хелда, А. Чумакова.

Научная новизна диссертационного исследования:

на основе всестороннего анализа сущности глобализации, сформулировано авторское определение данного феномена;

обосновывается историчность процесса глобализации культуры, а также выявлены и проанализированы культурно-исторические типы и проекты глобализации культуры;

выявлены тенденции к изменению культурных идентичностей под воздействием современных глобализационных процессов;

раскрыты основные противоречия влияния глобализации на аксиологию жизнедеятельности человека и общества;

- определена роль религии в контексте современной глобализации.
Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Глобализация - это тенденция к универсализации культурного развития и к росту многообразия его форм. Взаимодействие этих тенденций определяет характер современного мирового развития, его неоднозначность и сохранение альтернативности выбора для каждого народа и культуры. Глобализацию можно определить как процесс универсализации жизни человека, отдельных государств и народов и всего человечества, конечной целью которого является повышение степеней человеческой свободы и увеличение многообразия человеческого бытия.

  2. Глобализация не является абсолютно новым явлением, свойственным именно современной эпохе, так как ни один исторический этап развития человечества не может не нести на себе реликтовые следы родственных признаков предшествующего историко-культурного опыта. Среди наиболее значимых и бесспорных культурно-исторических проектов глобализации являются римско-эллинистическая цивилизация, распространение основных мировых религий и формирующихся на их базе

10 культурно-цивилизационных систем, единые стили художественной культуры, транснациональные светские идеологии эпохи модерна. Все это -разные культурно-исторические типы и культурно-идеологические проекты глобализации.

  1. Глобализация культуры в современном мире бросает вызов центральному положению национальных культур, национальных идентичностей и их институтов. Этот вызов в основном исходит от массовой культуры и культуры консьюмеризма и материализма. Но пока рано говорить о том, что процесс глобализации постепенно стирает национально-государственные и культурно-антропологические идентичности. При таком подходе глобализация как универсализация отвергает всяческую унификацию, господство целого над частью или части над целым и предполагает единство в многообразии и гармонию части и целого.

  2. Проблема ценностей в контексте глобализации - одна из центральных проблем современной цивилизации. В условиях современной глобализации национальные культуры должны быть избирательны по отношению к заимствованным формам, способам мышления и ценностям культуры. Это будет служить тем селективным механизмом, который может обеспечить успешное их участие и жизнеспособность в глобальном пространстве.

  3. В конце XX века мы наблюдаем «религиозное возрождение», характеризующееся усилением религиозного сознания и подъемом фундаменталистских движений. Но сегодня неправомерно говорить, что глобализация приводит к повсеместному поиску религиозных альтернатив, о возникновении общей для землян «глобальной религии», так как «религиозное возрождение» происходит в общем русле универсализации культуры и человеческого бытия, что предполагает необходимость гармонизации светского и религиозного компонентов в глобализационных процессах.

Теоретическая и научно-практическая значимость исследования.

Основные положения, обобщения и выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе по проблемам глобализации. Материал диссертации может использоваться при разработке учебно-методических пособий и в преподавании курсов философии, культурологии, политологии, антропологии, религиоведения, спецкурсов по актуальным проблемам современности.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были апробированы на III Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования» (г. Тамбов, март 2005 г.); на IV Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (г. Москва, май 2005 г.); на Международной научной конференции «Человек, культура и общество в контексте глобализации» (г. Москва, ноябрь 2005 г.); на III Международных Иоасафовских чтениях (г. Белгород, декабрь 2005 г.); на Межвузовской научно-практической конференции «Социальные конфликты в российском обществе и проблема их разрешения: историко-философский и политико-правовой аспекты» (г. Белгород, март 2006 г.); на VII Образовательном форуме, посвященном памяти св. Феофана (Вышенского Затворника) с участием «Глинских чтений» (г. Орел, май 2006 г.); на Международной научно-практической конференции аспирантов и студентов «Философия поверх барьеров: планетарное мышление и глобализация XXI века» (г. Белгород, май 2006 г.); на I Российском культурологическом конгрессе (г. Санкт-Петербург, август 2006 г.); на Международной научно-практической конференции «Наследие в эпоху социокультурных трансформаций» (г. Москва, декабрь 2006 г.);

По теме исследования опубликовано 9 научных работ общим объемом 2,6 п.л. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры философии Белгородского государственного университета.

12 Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографии.

Подобные работы
Зима Наталья Александровна
Глобализация культуры и специфика ее проявления в России
Падалка Наталья Васильевна
Глобализация как феномен современной культуры (Философско-антропологический аспект)
Крымова Любовь Михайловна
Функции музыки в генезисе западной культуры
Соколов Борис Георгиевич
Генезис исторического сознания в новоевропейской культуре
Суслова Татьяна Ивановна
Эстетика перехода отечественной культуры в условиях глобализации
Мовсесян Кристина Навасардовна
Влияние глобализации на трансформацию политической культуры современного российского общества
Кормилицина Ольга Васильевна
Модернизация культуры и образования в условиях глобализации и зависимого развития(социально-философский анализ)
Корюхина Ирина Юрьевна
Диалог культур как фактор социокультурной динамики в условиях глобализации
Аброзе Евгений Артурович
Индустрия моды в условиях глобализации культуры
Мухамед Наим
Телевидение в контексте глобализации культуры

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net