Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Философские науки
Религиоведение, философская антропология, и философия культуры

Диссертационная работа:

Щипина Римма Владимировна. Антропология Григория Нисского в системе византийской культуры : диссертация... кандидата философских наук : 09.00.13 Санкт-Петербург, 2007 198 с. РГБ ОД, 61:07-9/483

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Глава I. Философская антропология св. Григория Нисского в философском
синтезе византийской культуры 23

  1. Неоплатонизм как мировоззренческая основа позднеримской культуры 23

  2. Философский синтез каппадокийцев как мировоззренческая основа ранневизантийской культуры 49

  3. Философская антропология Григория Нисского в философском синтезе каппадокийцев 67

Глава И. Влияние символического реализма философской антропологии
Григория Нисского на формирование символического реализма в
византийской культуре 79

  1. Основные этапы формирования символического реализма в ранневизантийской культуре 79

  2. Влияние символического реализма антропологии Григория Нисского на богословие иконопочитания 101

  3. Влияние трактата «Об устроении человека» на символический реализм искусства 129

Заключение 165

Список литературы

Введение к работе:

Акггуальность проблемы исследования Остро переживая кризис европейской культуры, Макс Шелер констатировал «единой идеи человека у нас нет», указывая на разобщенность теологической, философской и естественнонаучной антропологии Словно вступая в диалог с ним, в 1931 году В В Зеньковский утверждал, что учение об образе Божьем, онтологически включенном в природу человека, имеет значение конститутивной идеи в философской антропологии, однако, в системе современного научно-философского мышления эта идея находится не просто в ситуации забвения, но исключительного пренебрежения Учение о человеке ев Григория Нисского (ок 335-ок. 394) заслуживает пристального внимания, поскольку в значительной мере отвечает на эти запросы, обладая универсальностью Обращение к нему представляется актуальным в настоящее время, так как к исходной универсальности возвращается современное знание о человеке культуральная, культурная, социальная, педагогическая, философская, интегративная, духовная антропология

В мировоззрении Средневековья антропология занимала исключительное положение христианская вера в Боговоплощение делала антропоцентричной теологию и теоцентричной антропологию Учение о человеке обладало иерархической стройностью, соединив естественные науки, натурфилософию, философию, религию

Св Григорий Нисский, подобно и другим христианским мыслителям, именовал философию «служанкой богословия», но оставался эллином, ей верным знатоком Эмпедокла, Платона, Аристотеля, Посидония, Ямвлиха, Климента Александрийского, Плотина, Оригена

В наследии Григория Нисского трактат «Об устроении человека» (379г ) занимает центральное место В нем подведен итог предшествующим святоотеческим трудам и заложены основы учения о человеке эпохи раннего Средневековья В своем сочинении Григорий Нисский обратился, в частности, к проблемам онтогенеза и космогенеза человека, дал определение личности, - что не только позволяет выделить философскую составляющую в его учении, но и сосредоточить на ней внимание

Учение Григория, как правило, рассматривается в контексте наследия «великих каппадокийцев» (Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова) Из этого ряда Григорий Нисский выделился как тонкий мистик и ярко одаренный философ Сопряжение кажущихся противоположностей явилось не только индивидуальной чертой Григория и отличительным свойством символического реализма его учения о человеке, но и стало принципом парадокса как фундаментального мировоззренческого принципа Средневековья, стремящегося «познать знание незнаемое».

Особой заслугой каппадокийцев, согласно Г В Флоровскому, был философский синтез, осуществление которого способствовало преодолению мировоззренческого кризиса античности Христианская философия, выделившаяся из вероучения, стала основанием для зарождающейся

культуры Средневековья В прикладном аспекте она стала основой и для искусства пользуясь терминологией Э Б Тайлора, можно сказать «духовные концепты» приобретают свои «материальные пары», в искусстве происходит персонификация антропологических идеалов времени, включенных в универсум Проблема влияния антропологии Григория Нисского на формирование иконографического канона ранее не являлась самостоятельным предметом исследования, чем и обусловлена актуальность заявленной темы

Объектом данного диссертационного исследования является учение о человеке Григория Нисского в аспекте его влияния на формирование византийской культуры

Предметом исследования является рецепция символического реализма антропологии Григория Нисского в символических образах византийской культуры и искусства (на примере трактата «Об устроении человека» в аспекте его влияния на иконографический канон)

Цель и задачи данного диссертационного исследования Цель данной работы - выявить характер влияния антропологии Григория Нисского на формирование византийской культуры Цель предполагает поэтапное разрешение следующих задач

- определить своеобразие онтологических оснований религиозно-
философской антропологии Григория Нисского,

выявить специфику космологических, гносеологических, эстетических аспектов его учения о человеке,

выявить особенности собственно-антропологических воззрений Григория Нисского,

рассмотреть характер влияния неоплатонизма и философии каппадокийцев на эволюцию христианского символизма,

охарактеризовать влияние символического реализма антропологии Григория Нисского на богословие иконопочитания,

- проанализировать, как повлиял символический реализм антропологии
Григория Нисского на формирование символического реализма в
художественной культуре на примере иконографического канона

Степень научной разработанности проблемы. Проблема влияния антропологии Григория Нисского на процесс формирования византийской культуры и ее символического образного строя не была предметом специального исследования, но отдельные аспекты затронуты в философских, искусствоведческих исследованиях, трудах историков церкви, богословов, культурологов

Антропологическим воззрениям Григория Нисского и его трактату «Об устроении человека» посвящены публикации архимандрита Киприана (Керна), А А. Королькова, В М Лурье, А Мартынова, В И Несмелова, Д И Тихомирова Работа А Мартынова задает угол зрения на философское наследие Григория Нисского автор определяет значение Григория Нисского как выдающегося философа ранневизантийской эпохи, вменяя ему в заслугу разработку философско-догматической системы, ассимиляцию и преодоление неоплатонизма Мартынов указывает на причастность Григория Нисского к

традиции александрийской философской школы. Автором проанализированы антропологические воззрения Григория Нисского как философская система, центром которой явилось учение о человеке В 1995 году В М Лурье был опубликован новый перевод трактата «Об устроении человека», снабженный комментарием и примечаниями Автор, уточняя атрибуции и датировку близких по содержанию к трактату «Об устроении человека», антропологических сочинений Григория Нисского, подчеркивает исключительное значение трактата в его наследии, поскольку многие из ранее приписываемых ему произведений оказались псевдоэпиграфами В «Истории византийской философии» В М Лурье обращается к философии каппадокийцев В настоящее время именно эта книга представляет византийскую философию как целостность и выявляет ее особенные черты Лурье ввел периодизацию, которая строится по принщіпу решаемых на отдельных этапах задач концептуализации богословской мысли Автор указывает на методологическую необходимость расширения круга первоисточников после открытия рукописей Мертвого моря, обращается к иудейской предыстории философии Византии

Проблема специфики космологических воззрений каппадокийцев затрагивается в публикации О М Каллахана «Греческая философия и каппадокийская космология» Космология рассматривается в ней обособленно от антропологии, выявляется круг апелляций каппадокийцев к трудам античных философов Каллахан констатирует каппадокийцами заложены основы космологических представлений Средневековья Трактат «Об устроении человека» не может рассматриваться независимо от всего богословского наследия Григория Нисского Мистико-догматический аспект его богословия стал предметом исследования В Н Лосского, И Мейендорфа идр

Проблема влияния философской антропологии Григория Нисского на формирование византийской культуры предполагает обращение к трудам по истории церкви и святоотеческому богословию К их числу относятся работы Е В Афонасина, В В Болотова, А И Георгиевского, А П Голубцова, С Л Епифановича, С М Зарина, игумена Иллариона (Алфеева), П С Казанского, А В Карташева, В М Лурье, Р Ф Тафта и др

Фундаментальный анализ богословия Григория Нисского и его философских аспектов дан в трудах митрополита Макария (Оксиюка), архимандрита Порфирия (Попова), Г В Флоровского

Формирование богословия образа и ранневизантийской эстетики становится предметом исследования в трудах В В Бычкова, А П Каждана, В Н Лазарева, Дж Мэтьюза, Л А Успенского, П Флоренского и др Проблема развития иконографического канона как самостоятельная теоретическая проблема анализируется К Г Вагнером, А Ф Лосевым, Э Панофским и др Авторы отдельных публикаций вплотную приближаются к постановке и рассмотрению проблемы влияния философии каппадокийцев на образный строй христианского искусства, это работы Д В Айналова, В М Живова, А И Комеча, П Малкова, Ю Г Малкова, К Манго, Т Мэтьюза Зачастую в

них намечены общие контуры концепции, а упоминание о Григории Нисском является кратким, но тем оно важнее

Ю Г Малков в своей статье заявил проблему влияния апофатического богословия на образный строй искусства

П Малков упоминает Григория Нисского в аспекте влияния его текстов на формирование символа пещеры в средневековом искусстве, справедливо указывая на платонические истоки этого символизма Статья В М Живова посвящена Максиму Исповеднику, но имеет принципиальное значение для данного диссертационного исследования, поскольку ее автор указал на влияние антропологии каппадокийцев на формирование литургического символизма Он же показал, что преодоление внутреннего противоречия неоплатонизма (разрыва между чувственным и ноэтическим) преодолевается в теории перихорезиса (смешения Божественной и человеческой природ Иисуса Христа) А И Комеч показал, что космологические представления каппадокийцев повлияли на формирование символических форм культовой архитектуры Отдельно следует отметить труды В Н Залесской, раскрывающие порядок взаимодействия святоотеческой экзегезы и образного строя искусства «византийского антика» Залесская выявила в собрании Эрмитажа фрагмент керамического блюда, происходящего из Александрии, с надписью из Рождественской гомилии Григория Нисского К рассмотрению александрийской экзегетической традиции, к которой причастны каппадокийцы, прибегают Р В Светлов, Т Миллер, В Я Саврей Традиция александрийской экзегезы может рассматриваться в аспекте ее взаимодействия с философией и эстетикой неоплатонизма Проблемам соотнесенности неоплатонизма и патристики посвятили свои работы В Ф Асмус, А И Бриллиантов, И И Попов, В П Лега, В Н Лосский, В В Семенов, ЮА Шичалин и др Проблема влияния неоплатонизма на становление христианского символизма не утратила полемического значения доныне Часть исследователей (С С Аверинцев, А Грабар, А Ф Лосев, Ц Г Несселышраус, Э Панофский) склонна видеть в неоплатонической эстетике основу символизма Средневековья, но часть ученых (В Вейдле, В М Живов, С Г Савина и др) указывает на преодоление неоплатонизма каппадокийцами, в их числе Григорием Нисским, и принципиальное противостояние язычества и христианства на поле философии Вейдле, стремясь обозначить границу раннехристианского и ранневизантийского символизма, говорит не только о неоплатоническом наследии, но также и о том, что только в ранневизантийский период оформляется величественная картина христианского космоса, которая получит свое отражение в образном строе византийской культуры

Исследование генезиса символического реализма является одной из актуальных проблем современной науки, несмотря на значительное количество фундаментальных работ по истории раннехристианского и византийского искусства, к числу которых относятся труды Н П Кондакова, В Н Бенешевича, Ф И Буслаева, А П Голубцова, И И Горностаева, И В Попова, Е К Редина, Н И Троицкого, А С Уварова

Следующее поколение ученых (А В Банк, Дж Беквис, О М Дальтон, О Демус, Э Китцингер, В Н Лазарев, В Д Лихачева, Д Т Райе) тяготеет к стилистическим и иконологическим исследованиям Современный уровень науки отражают публикации Т Вельманс, Л М Евсеевой, О С Поповой, Ю А Пятницкого, ОЕ Этингофидр.

Анализ формирования символического реализма в антропологии и художественной культуре требует расширения историко-культурного контекста, чему посвящены труды по истории Византии и византийской культуры К числу первых относятся монографии А А Васильева, Ю А Кулаковского, «История Византии» под редакцией С Д Сказкина Ко вторым - исследовательский труд «Культура Византии», предпринятый авторским коллективом под редакцией 3 В Удальцовой, Г Г Литаврина, а также опубликованные материалы конференций византинистов, работы А Гийу, А П Рудакова, А П Каждана, Л А Фрейберг и др Теоретические проблемы антропологии и философии культуры разработаны А А Грякаловым, Б В Марковым, В И Стрельченко, С С Хоружим, В А Щученко, игуменом Иоанном (Экономцевым) и др

Анализ научных публикаций по выбранной теме позволяет сделать вывод не только о возможности, но и о необходимости исследования влияния философско-догматической системы Григория Нисского на формирование византийской культуры.

Методы исследования: в ходе работы автор опирался на диалектический и системный методы исследования, на методы типологического и аксиологического анализа историко-культурного процесса К числу специальных методов отдельных дисциплин могут быть отнесены иконологический анализ, стилистический и сравнительно-стилистический анализ, иконографігческий метод, экфрасис

Научная новизна исследования состоит в том, что оно является попыткой комплексного философского, культурологического и научного религиоведческого анализа учения о человеке Григория Нисского в аспекте его влияния на формирование символического реализма в византийской культуре Принципиальные положения, отражающие новизну исследования, содержатся в следующих пунктах

1 Реконструирование социо-культурной динамики исторического процесса
эпохи кризиса при переходе от поздней Античности к раннему
Средневековью опирается на исследование онтологизации антропологии в
неоплатонизме и патристике,

  1. Сформулирован концепт «символического реализма» как универсального принципа культуры Средневековья, мировоззренческое основание которой составил философский синтез каппадокийцев,

  2. Внесены уточнения в характеристику генезиса философского синтеза каппадокийцев,

  3. Вьывлены единые структурообразующие законы символического реализма антропологии Григория Нисского, реализуемые на идейном, содержательном, жанровом, риторическом уровнях трактата «Об устроении человека»,

5 Сделано уточнение относительно того, что учение о дематериализации и
энергийной природе вещества является одним из фундаментальных
принципов антропологии Григория Нисского,

6 Сделано уточнение относительно значимости категории «образ» в
философском синтезе византийской культуры как средоточия
онтологического, собственно-антропологического, космологического,
гносеологического, эстетического, мистико-догматического смысла,

7 Сделано уточнение относительно того, что символический реализм
антропологии Григория Нисского определил базовые принципы
формирования иконографического канона

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что собранный и проанализированный теоретический и фактический материал может быть использован для дальнейшего изучения влияния философской антропологии патристики на культуру Византии и стран византийского мира

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы в лекционных курсах по философским, историко-культурным, искусствоведческим дисциплинам, в лекционно-просветительской работе они могут способствовать обращению к духовным ценностям христианской культуры Средневековья

Положения, выносимые на защиту:

1. Учение о человеке Григория Нисского явилось
структурообразующим центром ранневизантийской культуры

Динамика социо-культурного процесса при переходе от поздней Античности к раннему Средневековью в Византии обусловлена формированием философско-догматической системы патристики Ее главными представителями являются «великие каппадокийцы», а наиболее значительной фигурой из них - Григорий Нисский Его учение о человеке организовано иерархически антропология подчинена онтологии, подчиняет себе космологию и гносеологию, исключительное значение антропологии в культуре Средневековья объяснимо ее сотириологическим характером

Григорий Нисский может считаться родоначальником антропологии, т к сам термин «антропология» впервые введен им в обиход философии в 379 г Учение о человеке Григория Нисского разносторонне оно рассматривает устроение человека на уровне первоэлементов, на уровне механики, с медицинской и психологической точек зрения, в аспекте познавательной деятельности человека Антропология Григория Нисского рассматривает устроение человека с точки зрения общих вопросов бытия, в его отношении к божественному бытию и бытию тварного мира, в аспекте смысла жизни человека,

2. Основными положениями философско-догматической системы
Григория Нисского являются

в сфере онтологии - учение об общих и частных законах творения, учеіше об апокатастасисе, определение сущности человека как образа Божия, в сфере

космологии учение об энергийной природе вещества, учение о тварности времени, в гносеологии интериоризация богопознания, утверждение, что «божественный мрак» не есть предел, но есть особый модус богообщения Основные положения антропологии Григория Нисского выражены в теории одновременного возникновения души и тела; в учении о конечной непознаваемости человека, в теории трихотомии

Определение природы человека дано Григорием Нисским в соответствии с принципом дополнительности двумя взаимоисключающими способами, истинными одновременно и в соединении как образа абсолютно трансцендентного Бога и как образа воплотившегося Логоса, что и образует символический реализм антропологии Григория Нисского Григорием Нисским даны определение персоналистических черт личности (эйдоса) и определение ноумена человека а) как образа Бога-Троицы и образа Воплотившегося Логоса б) как приснодвижного существа, наделенного свободной волей Определения природы и ипостаси человека даны при помощи категорий/образов, являющихся литургическими символами, восходящими от чувственного к ноэтическому, что позволяет назвать антропологию Григория Нисского символическим реализмом,

  1. Символическим реализмом антропологии Григория Нисского предварено формирование символического реализма в культуре христианского Средневековья, практически же он стал основополагающим принципом развития литургического символизма в богослужении, богословии образа и в искусстве В христианском искусстве Византии символический реализм составил принципиальную основу иконографического канона Онтологические идеи антропологии Григория Нисского оказали воздействие на структурообразующий принцип канона как художественного стиля эпохи (иерархическую композицию, закон триангуляции, систему пропорций «трех окружностей», световую символику), «интериорный» порядок богопознания определил оппозицию внешнего - внутреннего в соотнесенности экстерьера и интерьера в культовой архитектуре, повлиял на формирование системы обратной перспективы Учение о человеке Григория Нисского и определение кагшадокийцами Христологического догмата лежит в основе перехода от сигнитивных знаков раннехристианского символизма и символико-аллегорических образов «византийского антика» к а) «классицизму Феодосия», б) к иконе как таковой и к формированию иконографии Иисуса Христа Учение о человеке Григория Нисского повлияло на исключительное внимание к образу человека в искусстве от иконы до антропоморфной символики храма, теория одновременного возникновения души и тела повлияла на возврат к калокагатии после этапа ее распада в позднеримском и раннехристианском искусстве и на совмещение в образах искусства двух планов - вещественного и мистического,

  1. Смысловая уплотненность символов византийской культуры объясняется историческим генезисом символического реализма, опирающегося на опыт до-каппадокийских философских синтезов и александрийской (эллинской и иудейской в своих истоках) экзегезы Образ

как ключевая категория символического реализма и эстетики отцов церкви соединяет несколько смысловых уровней (онтологический, антропологический, космологический и др), он характеризуется динамикой восхождения к первообразу, Богу-Троице, и как литургический символ служит обожению человека

Апробация работы

Основные результаты диссертационного исследования изложены в 14 публикации (список прилагается) и в докладах на конференциях «Философия детства», Ш Международная конференции «Ребенок в современном мире» Санкт-Петербург, 14-17 мая 1996 г, «Грани культуры» Вторая международная научная конференция Санкт-Петербург, 4-6 ноября 1997 г, «Отечество и дети» VUI Международная конференция «Ребенок в современном мире» Санкт-Петербург 18-20 апреля 2001 года, «Славянские культуры духовные традиции и вызовы современности» Международная конференция в рамках VI Кирилло-Мефодиевских чтений, 24-25 мая 2005 г, «Этническое своеобразие культурных традиций православно- христианского мира», Международная конференция в рамках VI Кирилло-Мефодиевских чтений, 24-25 мая 2006 г Теоретические положения работы использованы при разработке и чтении лекционных курсов «История русской средневековой культуры X-XVI вв », «Методика преподавания истории русской культуры», «Теория и история зарубежного искусства», а также спецкурса «Анализ произведений изобразительного искусства» на факультете истории русской культуры СПбГУКиИ

Структура диссертации:

Диссертация состоит го введения, двух глав, заключения и списка литературы Главы имеют внутреннюю рубрикацию по параграфам Структура работы подчинена логике исследования Объем работы составляет 200 страницы

Подобные работы
Ермоленко Галина Алексеевна
Язык культуры как знаковая система
Чжэн Чжилянь
Становление образования в контексте взаимодействия культуры востока и запада : На материале системы высшего образования в Китае
Шестакова Анна Владимировна
Феномен "театральной антропологии" в европейской культуре второй половины XX века
Расторгуев Максим Владимирович
Кризис "антропологии самотождественности" в современной культуре
Самохина Наталья Николаевна
Становление моделей культуры в американской культурной антропологии XX века
Лопин Роман Анатольевич
Религиозно-философская антропология А.С. Хомякова в контексте российской культуры
Страхов Александр Михайлович
Философская антропология эволюции образов пола и любви в отечественной культуре последних столетий
Лиходедов Андрей Анатольевич
Учение Григория Нисского об апокатастасисе в свете античных источников его антропологии
Мельникова Наталия Евгеньевна
Феномен маргинальности в системе культуры: социально-философский анализ
Хан Ян Гон
Вещь в системе культуры (философско-социологический анализ)

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net