Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Исторические науки
Отечественная история

Диссертационная работа:

Лисовой Николай Николаевич. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX - начале XX в. : диссертация... д-ра ист. наук : 07.00.02 Москва, 2007 381 с. РГБ ОД, 71:07-7/189

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 6

Раздел 1. Россия и Православный Восток: параметры ситуации

Глава 1. Источники и историография вопроса 22

Глава 2. «Иерусалимский вектор» российской внешней политики 44

  1. Святая Русь на Святой Земле

  2. Государственная защита русских православных паломников

  3. Иерусалим и страны библейского региона в контексте Восточного вопроса

  4. Августейшие паломничества

  5. Опыт периодизации русско-палестинских связей

Раздел 2. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле в XIX - нач. XX вв.

Глава 3. Иерусалимское подворье в Москве и Русская Духовная Миссия

в Иерусалиме 90

  1. Иерусалимские подворья в России в первой половине XIX в.

  2. Узник Map-Сабы: одиссея архимандрита Арсения

  3. «Как можно помогать?»

  4. «Проект Нессельроде и Порфирия»

  5. Учреждение и первый состав Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1847)

  6. Оценка первого периода деятельности РДМ (1847-1854)

  7. Возобновление деятельности РДМ после Крымской войны

Глава 4. Палестинский Комитет (1859-1864) и Палестинская Комиссия
(1864-1889) 147

  1. «Проект Мансурова»: МИД, РОПИТ и Мраморный дворец

  2. Б.П.Мансуров, М.И.Эппингер и Русские Постройки в Иерусалиме

  3. Преобразование Палестинского Комитета в Палестинскую Комиссию

Глава 5. Российское дипломатическое и консульское представительство

в Святой Земле 177

  1. Русское консульское присутствие в Святой Земле: предыстория и предпосылки

  2. Создание русского консульства в Иерусалиме (1858)

  3. Генконсул А.Г. Яковлев (1897-1907)

  4. Дипломатические бури у «Мышиного источника» (1903-1912)

Глава 6. «Проект Антонина»: создание Русской Палестины (1865-1894). 208

  1. От Перми до Иерусалима

  2. Дневник начальника Миссии

  3. «Палестинское владельчество» (1866)

  4. Монастырь в Горней (1871-1883)

  5. Вакуф Антонина (1889)

Глава 7. Императорское Православное Палестинское Общество (1882-

1917) 228

  1. В.ПХитрово и создание ИППО

  2. «Православие в Святой Земле» (1881)

  3. Открытие Палестинского Общества (1882), его устав и структура

  4. Великий князь Сергий Александрович и его соратники

  5. Епархиальные отделы ИППО

  6. Строительство в Палестине (1883-1906)

  7. Вениаминовское подворье (1891)

  8. Великая Княгиня Елизавета Федоровна - председатель ИППО (1905-1917)

7.9. Школьная деятельность ИППО в Палестине
7.10.Императорское Православное Палестинское Общество и

проблемы православного востоковедения

7.11. Проект Иерусалимского института

Раздел 3. Палестинское Общество вне Палестины

Глава 8. «Румынский след» 323

Глава 9. Работа Палестинского Общества в пределах Антиохийского
Патриархата 331

  1. Антиохийская Православная Церковь и русско-антиохийские духовные связи

  2. Русская политика в отношении к Антиохийской Церкви во 2-й пол. XIX в.

  1. Консул А.П.Беляев и низложение Патриарха Спиридона (1897)

  2. Патриарх Мелетий и семилетняя «пасха» Антиохийского Патриархата (1899-1906)

  3. Hi 1110 и Антиохийская Церковь при Патриархе Григории IV

  4. Патриарх Григорий IV в России (1913)

Глава 10. Святыни Иерусалима и русско-эфиопские отношения кон.
Х1Х-нач.ХХвв

  1. Встреча с Абиссинией

  2. Миссия в Аддис-Абебе и полковник Л.К. Артамонов

  3. Последняя попытка соединения

Глава 11. Императорское Православное Палестинское Общество и
почитание Святителя Николая Чудотворца: прокол в Турции, прорыв в
Италии

  1. «Мирликийское дело» (1850)

  2. Мирликийский участок в собственности ИППО (1886)

  3. Николо-Александровский храм ИППО в Петербурге

  4. Святыни Бари

  5. Возникновение замысла о строительстве подворья в Бари (1898-1908)

  6. А.В.Щусев и строительство храма и подворья

  7. Освящение временной церкви во имя Николая Чудотворца (1913)

  8. Барградский эпилог

Раздел 4. Личности и массы: человеческий фактор Русской Палестины

Глава 12. Патриархи Иерусалимские в их отношении к Русской Церкви
и Русской Палестине

  1. Панэллинизм и панславизм: два конкурирующих пути к Третьему Риму

  2. Патриархи и Святогробское братство

  3. Патриарх Кирилл II: «мудрый византиец» или «мелочный

ум» і

  1. Патриарх Никодим - ставленник Российского МИДа

  2. Русский вклад в бюджет Патриархии

  3. Вопрос о Бессарабских имениях

  4. Закавказские имения Святого Гроба в составе Российской

Империи

12.8. Русско-иерусалимские отношения после Патриарха Никодима

Глава 13. Православные паломники - основной фактор русского
присутствия в Палестине 503

  1. Типология русского паломника

  2. Англичанин о русских паломниках (1913)

  3. Когда количество не переходит в качество

Раздел 5. Россия и Православный Восток: век XX

Глава 14. Императорское Православное Палестинское Общество в

канун крушения Империи 524

  1. Русская Палестина: год 1914

  2. Итоговые доклады П.И.Ряжского

  1. Планы послевоенного обустройства в Палестине

  2. Церковно-политические утопии XX века: секретный доклад И.И.Соколова

Глава 15. Судьбы российского наследия на Ближнем Востоке в XX в.... 574

  1. Палестина в эпоху Британского Мандата

  2. Восстановление Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1948)

  3. Борьба за русскую собственность

  4. Соглашение о продаже Русской Палестины государству Израиль(1964)

  5. Палестинский эпилог

Глава 16. Императорское Православное Палестинское Общество: век
ХХ-векХХІ 615

  1. Школа выживания: от ИППО к РПО (1917-1925)

  2. Научная жизнь Российского Палестинского Общества в 1920-е-1930-е гг.

  3. Школа возрождения: от РПО к ИППО (1950-1992)

Заключение 647

Источники и литература 651

Введение к работе:

Актуальность темы диссертационной работы обусловлена тем, что история русского присутствия в Святой Земле и на Ближнем Востоке и сегодня является основой формирования политики Российской Федерации и Русской Православной Церкви в регионе. В плане географическом, в понятие Святая Земля исторически входили территории нынешней Палестины (государство Израиль и Палестинская Национальная Администрация), Ливана, Сирии, Иордании (библейское Заиорданье) и даже Египет и Синай. В средние века, когда начинается осмысление (и освоение) Святой Земли русскими паломниками, названные территории образовывали большую часть Православного Востока, объединявшего юрисдикционные пределы Иерусалимского, Антиохийского и Александрийского патриархатов. В настоящем исследовании автор говорит о русском присутствии в пределах Иерусалимского и Антиохийского патриархатов. Автор оперирует также понятием Русская Палестина, под которым подразумевается совокупность храмов, монастырей, странноприимных домов, подворий и земельных участков, принадлежавших России и Русской Церкви в Святой Земле - и отчасти до ныне ей принадлежащих.

Данный регион характеризуется наличием устойчивой тенденции рассматривать Россию - практически на всех этапах ее исторического существования (царский, императорский, советский, постсоветский) в качестве правового и религиозного гаранта духовной и политической стабильности, доброй памятью о той духовной и гуманитарной поддержке, которую оказывали учреждения Русской Духовной Миссии (РДМ) и Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) местному христианскому - и не только христианскому населению. В этом смысле наследие Русской Палестины является одним из существенных факторов современного российского присутствия.

Предметом исследования стала история возникновения и развития специализированных учреждений, практически осуществлявших русское

духовное и политическое присутствие. Имеются в виду Русская Духовная Миссиия (создана в 1847 г.), Палестинский Комитет (1859-1864) и Палестинская Комисия при Азиатском Департаменте МИДа (1864-1889) и Императорское Православное Палестинское Общество (1882-1917). Особенное внимание уделено просветительной работе ИППО, развитию его школьной сети в Палестине, Сирии и Ливане. Анализируется также феномен русского православного паломничества, восходящий своими истоками к средневековой Руси и активно использовавшийся политиками и дипломатами XIX-нач.ХХ вв. для достижения политических целей.

Целью работы является комплексный анализ истории внешней политики России в азиатских вилайетах Турецкой империи, осуществлявшейся традиционно с помощью церковных и гуманитарных связей и контактов, с преимущественным акцентом на проблеме борьбы православных и католиков за святые места Палестины и роль русского паломничества как разновидности народной дипломатии.

Для достижения этой цели автор ставил перед собой и решал следующие задачи:

Определение места и значения Святой Земли и других стран библейского региона в системе международных отношений России XIX- нач. XX вв.;

Выявление специфики средств и методов внешнеполитического присутствия России в ближневосточном регионе с учетом давних церковно-канонических связей и контактов Русской и других Поместных Церквей;

Анализ и попытка периодизации русско-палестинских связей с точки зрения преимущественной активизации тех или иных светских и церковных факторов русского присутствия;

Конкретный анализ деятельности МИДа, Св. Синода и русских учреждений в Святой Земле и на территории Антиохийского Патриархата;

Оценка деятельности церковных и светских учреждений с точки зрения реальной эффективности предпринимаемых мер по укреплению русского присутствия;

Последующая судьба российского наследия в Святой Земле в XX- нач. XXI вв.

Хронологические рамки исследования определены началом регулярного функционирования русских учреждений в Иерусалиме и других церковных и культурных центрах региона. Для Русской Духовной Миссии это период с 1847 г. до 1914 г., для русского генерального консульства -период с 1858 г. до того же 1914 г., для Палестинского Общества - с 1882 г. также до начала Первой мировой войны, которая прервала деятельность всех иностранных учреждений в пределах Турецкой империи.

Естественно, что само создание Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в 1847 г. стало завершением длительного предварительного этапа, который неизбежно должен был стать предметом исследования. С другой стороны, Первая мировая война 1914-1918 гг., революция и Гражданская война, прервав - и в некоторых аспектах навсегда - работу русских учреждений в Палестине и связь их с Россией и Русской Церковью, не прекратили однако церковной жизни Русской Палестины. Соответственно, заключительные главы диссертации посвящены судьбе Духовной Миссии и Палестинского Общества в исторических испытаниях XX - нач. XXI вв.

Степень научной разработанности темы совершенно не соответствует ее актуальности. Публикаций и монографий, обобщающих духовный и политический потенциал России в Святой Земле и на Ближнем Востоке, не возникло ни в дореволюционный, ни в советский период. Тому были свои причины. В канонических пределах Восточных Поместных Церквей русское влияние и способы проникновения носили почти исключительно церковный и церковно-политический характер. Институциональная двойственность (подчинение русских учреждений в Святой Земле одновременну МИДу и Синоду) до самого недавнего времени

мешала как светским, так и церковным историкам объективно осмыслить и представить события. Светским историкам, особенно советского времени (хотя в известной степени это утверждение справедливо и для авторов дореволюционных), тема представлялась сугубо конфессиональной, «излишне» церковной. Историкам церковным, напротив, во многом препятствовал именно «конфессиональный» момент, заставлявший опускать или приглушать противоречия как канонического свойства (между Русской, Иерусалимской и другими автокефальными Православными Церквами), так и внутриполитического (между государственными и синодальными структурами, между духовными идеалами и экономическими и геостратегическими реальностями).

Что касается послеоктябрьского периода, в эти десятилетия по понятным причинам истории Православного Палестинского Общества, Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и других подобных учреждений посвящены были в лучшем случае краткие юбилейные заметки в соответствующих выпусках «Палестинского сборника»1. Сообщения о деятельности РДМ в Иерусалиме появлялись время от времени в «Журнале Московской Патриархии», но носили, в основном, чисто официозный или панегирический характер, что, естественно, обедняло как общую историческую картину, так и возможность учета исторических духовных реалий в прогнозировании и планировании современной российской политики

Ситуация изменилась лишь в самые последние годы. В различных
историко-архивных изданиях, появились связанные с данной темой статьи
Л.А.Герд2, А.Г.Грушевого3, И.П.Медведева4, Е.Н.Мещерской5,

К.Н.Юзбашяна6. Автором настоящих строк было подготовлено и издано при поддержке Историко-документального департамента МИДа два тома документов, исследований и материалов «Россия в Святой Земле»7, впервые в отечественной историографии позволяющих достоверно воссоздать сложную и многогранную историю российского дипломатического,

духовного и культурно-гуманитарного проникновения на Ближний Восток. Раздел о Русской Палестине содержится также в альбоме-монографии

«Приди и виждь» . В начале текущего года была опубликована монография Н.Н.Лисового по теме докторской диссертации и два историко-документальных альбома по истории русского присутствия в Иерусалиме9.

Методологической основой диссертации является принцип историзма, требующий изучения явлений в широком контексте их генезиса, развития, разносторонних причинно-следственно связей. В работе осуществлен системный и комплексный анализ факторов, из которых складывался феномен русского присутствия в Иерусалиме и на Ближнем Востоке. При написании работы были использованы труды российских и зарубежных историков, политологов, богословов, затрагивающих различные аспекты истории христианского Востока и русско-палестинских связей. Большое внимание автор уделил обработке статистической и финансовой информации, обобщающей динамику развития русского присутствия: создание школьной сети ИППО, статистика русского паломничества, нарастание масштабов материальной помощи России православным патриархатам Востока. Наиболее глубоко исследован материально-хозяйственный комплекс Русской Палестины (деятельность РДМ, Палестинского Комитета и Палестинского Общества, строительные и гуманитарные проекты ИППО). Основные тенденции развития выявлены и обработаны автором в виде многочисленных таблиц.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

на основе новой обширной источниковой базы впервые сделана попытка дать целостную картину истории русского проникновения и присутствия в Святой Земле и на Ближнем Востоке в Х1Х-нач. XX в.;

открыты и исследованы практически неизвестные в литературе участки дипломатической борьбы за российское духовное и политическое

преобладание в противостоянии с Османской империей и западными державами - Иерусалим и Дамаск;

выявлен полный комплекс документов по становлению и динамике главного фактора русского присутствия - системы русского землевладения и строительства в Святой Земле (храмы, монастыри, подворья, школы, больницы);

впервые документально прослежена, с основания до наших дней, история Императорского Православного Палестинского Общества, его наследие на Ближнем Востоке, источники финансирования, особенности функционирования в советский и постсоветский периоды;

изучен не исследовавшийся ранее аспект межведомственного сотрудничества и соперничества Министерства иностранных дел и Святейшего Синода в регионе с традиционно сильным русским православным влиянием, выявлены методы и реальные масштабы участия Церкви в определении приоритетов внешней политики и межцерковной дипломатии;

проанализирован феномен русского православного паломничества, - как по количественным и социальным показателям, так и с точки зрения его активизации и использования политиками и дипломатами во внешнеполитических и церковно-дипломатических целях.

Практическая значимость исследования определяется тем, что собранный и проанализированный в диссертации материал может быть полезен, в первую очередь, историкам России, Русской Церкви и русской внешней политики, так как восполняет чрезвычайно важные пробелы в отечественной историографии.

Диссертация может также использоваться для составления учебных курсов и пособий по истории русского духовного и политического присутствия в Святой Земле и на Ближнем Востоке, истории русской дипломатии в регионе, истории Русской Православной Церкви и русско-палестинских религиозных и культурных связей, в исследовательской работе

светских и церковных научных центров, в лекционной и просветительской работе.

Работа имеет особое значение для политиков и дипломатов с точки зрения информационного ознакомления и конкретного использования в разработке современных моделей внешней политики России в Израиле, Палестине и других странах Ближнего Востока.

Результаты и выводы диссертации могут также использоваться - и используются - в практической деятельности российских дипломатов, Русской Православной Церкви и ИППО по возвращению объектов российской собственности, по возрождению и укреплению влияния России и Русской Церкви в странах библейского региона.

Исследование указанных проблем будет способствовать решению ряда задач, стоящих ныне перед Русской Православной Церковью: выяснение и урегулирование отношений с учреждениями, относящимися к юрисдикции Русской Зарубежной Церкви, развитие диалога и сотрудничества с греческой Иерусалимской Патриархией, участие в многосторонней миротворческой деятельности.

Апробация работы. По теме диссертации автором издана монография «Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке»10. Документы и материалы Архива внешней политики Российской империи и других архивохранилищ опубликованы и прокомментированы автором в упомянутом выше двухтомнике «Россия в Святой Земле». Основные положения работы изложены соискателем в научных статьях и публикациях общим объемом более 200 а.л. Результаты исследования были представлены в докладах и сообщениях на российских и международных научных и богословских конференциях 1990-2006 гг.: международный симпозиум «Россия и Палестина: культурно-религиозные связи и контакты в прошлом, настоящем и будущем» (Москва, 23-27 января 1990 г.); научно-богословские конференции, посвященные 150-летию Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (Москва, 15 апреля 1997 г.;

университет Баламанд (Ливан), октябрь 1997 г.; Назарет (Израиль), ноябрь 1997 г.); международная конференция «Иерусалим в русской духовной традиции» (Иерусалим, 1-2 ноября 2005 г.), а также на регулярных конференциях Императорского Православного Палестинского Общества.

В структурном отношении диссертация состоит из Введения, 5 разделов (16 глав сквозной нумерации), Заключения и списка источников и литературы.

Первый раздел «Россия и Православный Восток: параметры ситуации» включает две главы. Одна из них посвящена источникам и историографии вопроса, о которых сказано выше. Вторая глава озаглавлена «Иерусалимский вектор» российской внешней политики». Согласно авторской концепции, с самого начала и на протяжении веков тяга к Святой Земле находила на Руси свое выражение не только в народно-церковном, стихийном паломническом движении, но и в государственной инициативе. С падением Константинополя, когда русский царь остался единственным независимым православным государем в мире, стрелка церковно-политического компаса для всего порабощенного исламом христианского Востока стала автоматически показывать на север.

В XVIII-XIX вв. тема святых мест по-новому зазвучала в международных трактатах и конвенциях. Защита их статуса стала вновь казаться достойным поводом для войн и политических противостояний, а церковно-дишюматическая проблематика сделались неотъемлемой частью внешнеполитического дискурса. Россия при этом продолжала вековые традиции своих связей с православными народами Османской империи, по-прежнему осознавая свою историческую ответственность за них.

Это привело к возникновению на периферии русского политического сознания так называемого «греческого вопроса». При объективном первенстве Русской Православной Церкви в церковно-канонической и геополитической системе мирового православия, претензии греческого духовенства на религиозно-политическое лидерство в православном мире (с

надеждами на восстановление Греческой империи - так называемая «Великая идея») и готовность идти ради собственных амбиций на поддержку любых антирусских политических акций создавали неизбежное поле напряжения по всему так называемому Православному (или Греческому) Востоку. Обостренный характер русско-греческое соперничество приобретает в течение XIX в., в условиях роста греческого, а за ним и славянского (на Балканах) и арабского (в Сирии и Палестине) национального сознания, при том, что последние два более или менее явно поддерживались русской дипломатией.

Автор анализирует основные, выделенные им, этапы формирования системы государственной защиты интересов русских паломников. С кон. XVII - нач. XVIII вв. инициатива в защите русских паломников и их интересов переходит - в соответствии с общей тенденцией - от Церкви к структурам светским, государственным, и реализовывалась эта государственная защита, как показывает исследование, системой последовательных мирных договоров России с Турцией, которой принадлежала с 1517 г. Палестина. С Петром Великим окончилась эпоха чисто благотворительного отношения московских царей к проблемам Востока и, ничуть не снижая своей щедрой благотворительности, Россия «прописывает» для себя и своих политических партнеров Восточный вопрос отдельной статьей в дипломатических трактатах, умело используя в своей дипломатии комбинацию религиозных и политических мотивов.

Второй раздел диссертации носит название «Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле в XIX - нач. XX вв.» и включает 5 глав. В них анализируются причины возникновения, способы финансирования и результаты деятельности специализированных учреждений, созданных в России и в Святой Земле для защиты русских интересов, развития паломничества и гуманитарной помощи народам Ближнего Востока.

Открывающая этот раздел 3 глава посвящена предыстории и возникновению Русской Духовной Миссии в Иерусалиме; в 4 главе рассказывается о Палестинском Комитете и Палестинской Комиссии при Азиатском департаменте МИДа; в 5 главе исследуется российское консульское представительство (прежде всего, Генеральное консульство в Иерусалиме); 6 глава повествует о выдающемся церковном деятеле на Востоке - создателе «Русской Палестины» архимандрите Антонине (Капустине); и, наконец, глава 7 посвящена истории и результатам деятельности Императорского Православного Палестинского Общества.

Третий раздел - «Палестинское общество вне Палестины» -включают главы, посвященные деятельности Палестинского Общества за пределами Палестины и даже Ближнего Востока: помощь Румынскому Православному Обществу (глава 8), участие ИППО в церковной «революции» 1897 г. в Антиохийском патриархате (глава 9), разыгрывание иерусалимской карты в русско-эфиопских отношениях (глава 10), наконец, неудачная попытка России и ИППО утвердиться в Мирах Ликийских на турецком берегу Средиземного моря, обернувшаяся, благодаря умелому маневрированию руководства ИППО, важным культурным и политическим достижением в Италии - строительством храма во имя святителя Николая и подворья ИППО в г. Бари (глава 11).

Подобные работы
Ким Ен-Су
Корейский вопрос в политике России на Дальнем Востоке в конце XIX - начале XX вв.
Курбатов Олег Анатольевич
Русская Православная Церковь на Дальнем Востоке в конце XIX - начале XX вв.
Мартыненко Юрий Александрович
Военная политика России на Дальнем Востоке в конце XIX - начале XX вв.
Котляр Надежда Васильевна
Российские общественные организации Дальнего Востока в конце XIX - начале XX вв.
Ким Ен-Су
Корейский вопрос в политике России на Дальнем Востоке в конце XIX - начале XX вв.
Новиков Дмитрий Георгиевич
Формирование интеллигенции Дальнего Востока России, вторая половина XIX - начало XX вв.
Масло Олеся Анатольевна
Становление и деятельность научных обществ на Дальнем Востоке России в конце XIX - начале XX вв.
Беляева Наталья Анатольевна
Таможенная политика России на Дальнем Востоке во второй половине XIX - начале XX века
Скрабневская Елена Серафимовна
Городское самоуправление на Дальнем Востоке России (Конец XIX-начало XX вв.)
Никитина Ирина Вячеславовна
Формирование и развитие пенитенциарной системы на Дальнем Востоке во второй половине XIX - начале XX вв.

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net