Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Козырев Федор Николаевич. Неконфессиональное религиозное образование в зарубежной школе : диссертация... д-ра пед. наук : 13.00.01 Санкт-Петербург, 2006 412 с. РГБ ОД, 71:07-13/141

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3

Глава 1. Школьное религиозное образование как предмет педагогического исследования

  1. Понятие «религиозное образование» и его педагогическая интерпретация 24

  2. Светскость и конфессиональное^ в теории и практике образования 46

  3. Разработка типологии религиозного образования в России и за рубежом 70

Глава 2. Неконфессиональное религиозное образование в зарубежной школе: история и современность

  1. Возникновение неконфессионального религиозного образования в Англии и основные этапы его развития 95

  2. Феноменологическое религиозное образование и «обучение у религии» 118

  3. Современные модели неконфессионального религиозного образования за рубежом 145

Глава 3. Методология неконфессионального религиозного образования

  1. Проблемы целеполагания в школьном религиозном образовании и пути их решения на неконфессиональной основе 182

  2. Феноменология религии как основа для проектирования содержания религиозного образования 218

  3. Религия и наука: эпистемологические основы религиозного образования 253

Глава 4. Факторы и перспективы развития неконфессионального религиозного образования

  1. Религия и школа в условиях постмодерна 293

  2. Смена парадигм в религиозном образовании 321

Заключение 356

Библиография 362

Введение к работе:

Актуальность исследования.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года рассматривает школу в качестве важнейшего фактора гуманизации общественно-экономических отношений, формирования у молодого поколения новых жизненных установок личности, которые способствовали бы расширению межкультурного взаимодействия. Поиск новых путей решения учебно-воспитательных задач, связанных с обеспечением мировоззренческого самоопределения личности, формированием ценностной системы, выработкой активной жизненной позиции, адаптацией личности к жизни в открытом обществе, раскрытием перед школьниками духовности и культуры в их многомерности и многообразии, необходимо включает в себя рассмотрение вопроса о взаимоотношениях школьного образования и религии. Проблемы, связанные с присутствием в содержании школьного образования религиозной тематики неотделимы от проблем гуманизации образования (Б.Л. Вульфсон). В то же время эта проблемная область остается недостаточно изученной российской педагогической наукой.

Почти девяносто лет в России религия не изучалась в средней школе и проблематика религиозного образования не входила в поле педагогического исследования. Хотя в это время много писалось о формировании мировоззрения школьников, речь не могла идти о его религиозной составляющей. Напротив, среди основных задач школы, выделяемых советской педагогикой, называлась задача воспитания убеждённых атеистов. Следствием стагнации указанного направления исследовательской и методической деятельности стало снижение способности современной отечественной педагогики вырабатывать новые, адекватные меняющейся социокультурной ситуации подходы к решению задач, связанных с освещением религиозных вопросов и тем в школьной практике. Необходимость решения этих задач обусловлена, в свою очередь, комплексом правовых, социальных и педагогических факторов.

Обращение школы и педагогической науки к религиозной проблематике прямо связано с демократическими преобразованиями последних десятилетий. В обществе, где религиозная жизнь перестает рассматриваться как маргинальное явление, нахождение оптимальных форм и уровней обогащения содержания школьного образования религиозной тематикой становится одним из факторов повышения результативности образовательного процесса. Нацеленность общеобразовательных программ на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе (Закон РФ «Об образовании», ст. 9) требует уделять внимание подготовке учащихся к встрече с феноменом религиозной веры в его социальных и личностных проявлениях, конфессиональном многообразии и многомерности.

Внимание к религиозным вопросам в образовательном контексте объективно обусловлено той ролью, которую играет религия в формировании индивидуальных убеждений, мотиваций, картины мира, а также той компенсаторной функцией, которую способна выполнять религия в отношении негативных последствий жесткого прагматизма и сциентизма образовательных приоритетов. Последняя функция становится все более востребованной по мере углубления процессов отчуждения личности и возрастания рисков потери техногенной цивилизацией и культурой человеческого измерения, уважения к ценностям детства.

Сегодня перед российской педагогикой стоит комплекс сложных проблем, связанных с преодолением последствий атеистической идеологии, господство которой в течение долгих десятилетий лишало педагогов возможности изучать влияние религии на становление личности, развивать новые подходы в области религиозного просветительства. Отсутствие теоретической и методологической базы, адекватной современному уровню развития научного знания и религиозным запросам общества, явилось основной причиной того, что по прошествии полутора десятилетий демократических реформ в России процессы становления религиозного самосознания учащихся остаются вне ведения школы. Поскольку многие плодотворные в эвристическом отношении идеи - как в педагогике, так и в духовной культуре человечества в целом - явились результатом рефлексии над феноменом религиозной жизни и экстраполяции богословского опыта в область светской науки, исключение религии из содержания образования имеет и более широкие следствия, негативно влияя на усвоение учащимися гуманитарного знания в целом.

Актуальность избранной темы исследования обусловлена слабой изученностью накопленного в XX веке за рубежом опыта организации и реализации религиозного образования в школе на светских началах и результатов его педагогического осмысления. Об актуальности религиозно-педагогической тематики в различных ее аспектах свидетельствует активное возвращение к ней отечественных исследователей. К проблемам преподавания в школе предметов религиозной направленности, духовно-нравственного воспитания на религиозной основе обращались за последние десять лет А.Ф. Ахматов, И.А. Галицкая, В.И. Гараджа, З.Т. Гасанов, Евгений (Георгий) Шестун, М.Д. Гуськов, К.Д. Давлетшин, Димитрий Конюхов, А.А. Корзинкин, Андрей Кураев, Ю.П. Зуев, И.С. Колесова, А.А. Корольков, Д.Г. Левчук, А.Е. Лихачев, И.В. Метлик, Л.Н. Митрохин, Н.Д. Никандров, СМ. Панич, СВ. Перевезенцев, М.Г. Писманик, Л.А. Попов, О.М. Потаповская, Т.В. Склярова, Л.В. Сурова, В.Ю. Троицкий, В.М. Филиппов, Л.А. Харисова, Л.Л. Шевченко, В.Л. Ширяев, Киприан Ященко.

Правовым аспектам религиозного обучения и преподавания знаний, касающихся религии, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях посвящены исследования И.В. Понкина. Проблема места и роли религиозной культуры в содержании образования рассмотрена в работах

Л.А. Харисовой, Л.Н. Митрохина, М.Г. Писманика и А.В. Вертинского, проблема изучения религии в современной российской системе образования - в монографии и диссертации И. В. Метлика. Имеется опыт разработки учебно-методических пособий по предметам «Православная культура» (А.В. Бородина, И.В. Кошмина, Сергей Коротких, И.В. Метлик, Борис Пивоваров, Д.Е. Самогаев, О. Харитонова, Л.Л. Шевченко, Георгий Шестун, Киприан Ященко) и «Религии мира» (М.Ф. Альбедиль, Д.В. Брилев, В.Л. Вихнович, Е.В. Жудинова, А.Е. Кулаков, Кучер, Александр Мень, Л.В. Перельструз, Е.В. Резник, О.П. Семотюк, Т. В. Чумакова, А.С. Шабуров, М.М. Шахнович).

В последние годы наблюдалось повышение интереса к процессам развития образования в западных странах. Сравнительно-педагогические исследования в этой области предпринимали Н.А. Антипин, Б.Л. Вульфсон, Б.С. Гершунский, Э.Н. Гусинский и Ю.И. Турчанинова, А.Н. Джуринский,

Г.Б. Корнетов, И.Р. Луговская, А.П. Огурцов и В.В. Платонов, несколько ранее - З.А. Малькова, В.Я. Пилиповский. Вместе с тем, проблемы религиозного образования в современной зарубежной школе в этих исследованиях не освещались. Исследование О.Р. Зайцевой (2005), посвященное опыту религиозного (конфессионального) воспитания в современной школе Германии, является в этом ряду исключением.

Таким образом, зарубежный опыт школьного религиозного образования и воспитания был представлен до сих пор в отечественной педагогике лишь обзорно, а феномен неконфессионального религиозного образования целенаправленно не изучался. Как следствие указанного недостатка, отечественная школа развивается без должного учета международного опыта, в педагогике формируется ограниченное и не соответствующее действительности представление о развитии теории и практики школьного религиозного образования за рубежом. Значительный и многообразный опыт организации религиозного образования на светских началах, накопленный в мире, остается недоступным широкому кругу российских ученых, методистов, учителей.

Между тем, актуальность обращения к международному опыту организации религиозного образования в светской школе очевидна не только в научном, но и в социальном плане. Существование антиномии между правом граждан на свободное и открытое исповедание веры и необходимостью ограничения свободы религиозного самовыражения в целях обеспечения светскости имеет своим следствием неэффективность «простых» решений проблемы светскости образования, определяет необходимость обеспечения баланса общественных интересов и прав в выборе соотношения «конфессионального» и «светского» в образовании. Поэтому несомненно, что международный педагогический опыт не стоит оставлять без внимания при решении социально острых вопросов реализации свободы вероисповедания в образовании, обеспечение культурной

преемственности поколений, воспитания культуры межконфессиональных отношений.

Другая сторона социальной проблематики связана с тем, что религиозная жизнь является столь же глубоко личным, сколько и социально значимым делом. Нежелательность и опасность полного выведения религиозной жизни из сферы общественного внимания, представления ее в качестве асоциального феномена входит в очевидный конфликт с недопустимостью вмешательства в личную жизнь человека, попыток контроля его убеждений. Особую проблему для сферы общественного образования представляет религиозный плюрализм, порождающий свои антиномии и противоречия. Так, усиление конфессиональной и культурной идентичности этнических и религиозных меньшинств в многоконфессиональном государстве не всегда бесконфликтно сочетается с задачами гражданского воспитания и интеграции учащихся в общенациональную культуру.

Актуальность исследования обусловлена, наконец, настоятельной необходимостью обеспечения всесторонней научно-методической поддержки учителей и работников управления образованием в решении комплекса прикладных проблем правового, этико-педагогического и дидактического плана, возникающих в процессе организации, методического обеспечения и осуществления образовательной деятельности, связанной с освещением религиозных вопросов и тем в светской школе. В частности, это касается проектов введения в учебный план общеобразовательной школы предметов «Православная культура» или «История мировых религий». Светский характер предметов предусматривает необходимость разработки соответствующей концептуальной базы и методики. Ввиду отсутствия собственного адаптированного к современным условиям опыта светского преподавания религиозных предметов в системе общего образования, анализ соответствующего зарубежного опыта становится для отечественной педагогической науки необходимым условием выработки оптимальных и научно обоснованных инновационных стратегий. Для педагогически продуктивного включения религиозного компонента в содержание общего образования требуется осмысление на высоком теоретическом уровне таких рассмотренных в настоящем исследовании фундаментальных проблем, как совместимость религиозного образа мышления с принципом научности обучения (совместимость научной и религиозной картины мира), сочетаемость идеалов светской школы и религиозных ценностей (проблема индоктринации, автономии личности, авторитета), академическая независимость преподавателя религии (и, следовательно, возможность организации религиозного образования на неконфессиональном основании) и др.

В качестве объекта исследования в данной работе выступает теория общего образования в зарубежной школе. Предмет исследования - феномен неконфессионального религиозного образования в зарубежной школе.

Цель исследования: выявление ресурсов и тенденций развития теории и практики школьного религиозного образования за рубежом на основе изучения генезиса, концептуальных основ и базисных характеристик неконфессиональных образовательных моделей и подходов. Система рабочих гипотез включает следующие подлежащие исследованию предположения:

  1. Произошедшие в XX веке глобальные изменения социокультурной ситуации привели к появлению парадигмально новых подходов к организации и реализации религиозного образования в зарубежной школе.

  2. Основное направление инновации в области школьного религиозного образования за рубежом связано с разработкой теории и практики неконфессионального религиозного образования.

  3. Переход с конфессиональных на неконфессиональные формы религиозного образования предусматривает изучение и преподавание религии на общих педагогических основаниях с другими учебными предметами. Это требует решения общепедагогических проблем, связанных с теоретико-методологическим обоснованием новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса и соответствующим развитием концептуального инструментария, целеполаганием и проектированием содержания образования.

  4. Изучение опыта развития теории и практики неконфессионального религиозного образования в зарубежной школе открывает ресурсы инновации школьного образования в России.

В соответствии с выдвинутой системой гипотез достижение цели исследования определило необходимость решения следующих задач:

  1. Уточнение понятий «религиозное образование» и «конфессиональное образование», выявление различий их употребления в России и за рубежом

  2. Типологизация существующих в современном мире подходов к организации и осуществлению религиозного образования в светской школе. Уточнение понятия светскости образования и школы. Определение существенных признаков конфессиональное и неконфессиональности образования.

  3. Описание и систематизация основных моделей неконфессионального религиозного образования, практикуемых за рубежом

  4. Вычленение основных этико-педагогических и общепедагогических проблем в области школьного религиозного образования. Раскрытие философских оснований и теоретико-методологических ресурсов развития неконфессионального религиозного образования.

  5. Анализ социально-исторических факторов становления неконфессионального религиозного образования в Европе и мире.

Выявление закономерностей, тенденций, перспективных направлений и ориентиров его развития.

Исследование проводилось в течение шести лет и включало следующие основные этапы:

На первом этапе (1999-2001 гг.) обобщался опыт многолетней учебно-педагогической деятельности автора. Осуществлено первое знакомство с зарубежным педагогическим опытом в ходе участия в работе международных форумов и семинаров (Швейцария, Германия, Польша). Намечены основные концептуальные линии исследования.

На втором этапе (2001-2003) основное внимание уделено систематическому изучению современных зарубежных инноваций в области религиозного образования. Разработан тезаурус, сформирована авторская позиция по главным аспектам проблемы. В ходе участия в академическом обмене с институтом Восточно-христианских исследований г. Наймеген (Нидерланды) осуществлен интенсивный сбор зарубежной научно-педагогической литературы по теме диссертации.

На третьем этапе (2003-2006) проведена аналитическая обработка и систематизация собранных данных, сформулированы основные теоретические положения. Результаты исследования в виде фактических данных, моделей, теоретических обобщений и выводов представлены в монографии. Опубликован ряд статей, освещающих главные аспекты исследованной проблемы.

Предпринятое исследование имеет дело с междисциплинарной интегративной научной проблемой, формулируемой в контексте широкого круга противоречий. Рассматриваемый в диссертации комплекс проблем выходит за рамки педагогики и захватывает область права, межрелигиозных отношений, социологии, культурологии, эпистемологии, психологии, религиоведения, теологии и других научных дисциплин, что вполне оправдано при обращении к такому многогранному явлению как религия.

В связи с этим теоретико-методологическим основанием исследования послужила педагогическая антропология как широкое научно-исследовательское направление, требующее соотнесения знания об образовательных явлениях и процессах со знаниями о природе человека (Б.М. Бим-Бад). Соответствие данного основания предмету исследования определяется тем, что педагогическая антропология в ее современных изводах, как правило, включает в поле педагогического рассмотрения духовность как «третье измерение», дополняющее биологическое и социальное измерения человека (А.П. Огурцов и В.В. Платонов).

Принципы педагогической антропологии используются при разработке как философского, так и психолого-педагогического аспектов исследуемой проблемы. В философском аспекте наиболее значимыми в контексте исследования оказываются трансценденталистское (И. Кант, М. Хайдеггер, О. Больнов, С. Гессен), экзистенциально-диалогическое (С. Булгаков, Н. Бердяев, М. Бубер, М. Бахтин) и персоналистское (М. Шелер, В. Штерн) направления

философской антропологии. При разработке психологических и собственно педагогических сторон проблематики осуществляется опора на теории Психологического развития Ж. Пиаже, Л. Кольберга, Э. Эриксона и Дж. Фаулера; педагогические теории Дж. Брунера, С. Гессена, В. Лоха, Г. Рота, В. Штерна. Труды русских классиков, обращавшихся к религиозным проблемам образования с антропологических позиций (К.Д. Ушинский, В.Я. Стоюнин, Л.Н. Модзалевский, П.Ф. Каптерев, В.В. Розанов, СИ. Рачинский, СИ. Гессен, В.В. Зеньковский, К.Н. Вентцель, И.А. Ильин), также составляют важнейший теоретико-методологический ресурс идей, развертываемых в исследовании.

При рассмотрении проблем содержания религиозного образования исследование опирается на феноменологические идеи и подходы, развитые в трудах Э. Гуссерля, Ф. Шлейермахера, Л. Фейербаха, Г. ван дер Леува, П. Тиллиха, М. Элиаде, Р. Нибура, У. Смита и ряда других выдающихся философов и религиоведов.

Гносеологические вопросы соотношения веры и знания, религии и науки, субъективного и объективного рассматриваются в опоре на достижения новейшей эпистемологии, в частности - на критико-рационалистическую программу К. Поппера, эволюционную эпистемологию Т. Куна и И. Лакатоса, концепцию языковой игры «позднего» Л. Витгенштейна, теорию тацитного знания М. Поланьи, а также отечественные работы в области теории познания (Е.А. Мамчур, B.C. Степин, В.А. Лекторский и Т.И. Ойзерман, В.В. Налимов, В. В. Ильин).

Методологически значимым основанием для раскрытия социальных аспектов теории неконфессионального религиозного образования послужила англо-американская аналитическая традиция философии образования, связанная с именами И. Шеффлера, Р. Питерса и П. Хёрста, и сформулированная в рамках этой традиции П. Хёрстом программа Построения религиозного образования на педагогическом основании.

Труды английских теоретиков религиозного образования Н. Смарта, Р. Голдмана, Э. Кокса, М. Гриммита, Дж. Халла рассматриваются в данном исследовании в качестве парадигмального основания неконфессиональной религиозной педагогики. Вторым основанием выступает герменевтическая традиция германской педагогики, связанная с именами В. Дильтея, Г. Ноля, Э. Венигера, В. Флитнера, которая нашла свое воплощение в идеях интерпретирующего религиозного образования и трудах ведущих современных теоретиков религиозного образования в Германии (К. Нипков, Ф. Швейцер).

При проведении исследования использовались методы: наблюдения; анализа научных источников, методических документов, учебных программ и образовательных стандартов; анкетирования учащихся; научного моделирования; историко-генетического анализа; компаративистики; феноменологического рассмотрения проблем; индуктивного построения теории.

Источниками исследования послужили научно-педагогические
публикации, труды и материалы, собранные на базе международного,
межконфессионального и междисциплинарного сотрудничества
образовательных, научно-исследовательских учреждений и религиозных
объединений. Сотрудничество обеспечивалось Межцерковной

образовательно-просветительской организацией «Апостольский город -Невская перспектива» и Русской Христианской гуманитарной академией в рамках партнерства с Институтом Восточно-христианских исследований университета Наймегена (Нидерланды), институтом Коменского (Мюнстер), университетами Гамбурга, Мюнстера, Нюрнберга и Эрлангена (Германия), Уорвика (Великобритания), отделом экуменического образования Всемирного совета Церквей и другими международными христианскими организациями (Societas Ecumenica, IAPCHE, CMS), а также на основе членства автора в организациях «Международный семинар по религиозному образованию и ценностям» (ISREV) и «Ассоциация преподавателей религии и богословия в Восточной и Центральной Европе» (ARTE). На защиту выносятся следующие положения:

  1. Развитие и распространение практики неконфессионалыюго религиозного образования, опирающегося на принципы светскости педагогического взаимодействия, мировоззренческого плюрализма, академической независимости педагога, - одно из главных направлений педагогической инновации в современной зарубежной школе. В ряде стран Европы, а вслед за ней - и других континентов, практически реализована программа построения школьного религиозного образования на педагогических основаниях.

  2. Современная практика неконфессионального религиозного образования в зарубежной школе может быть представлена многообразием моделей с богословско-катехизической, религиоведческо-феноменологической и экзистенциальной доминантами. При этом наблюдается конвергенция реализуемых в зарубежной школе подходов и технологий, которая отражается в растущем сходстве педагогических задач, содержания образования и методики преподавания религиозных дисциплин.

  3. Реализация неконфессиональных моделей религиозного образования в зарубежной школе сопряжена со следующими направлениями педагогической инновации:

в плане целеполагания - ориентация на решение общеобразовательных задач, усиление развивающей функции религиозного образования; наделение религиозного образования задачей подготовки учащихся к жизни в условиях этнического, конфессионального и мировоззренческого плюрализма (воспитание толерантности, «открытости ума»); переориентация учебных задач с усвоения формального знания о религии на понимание «языка религии», или способов религиозного самовыражения и интерпретации опыта;

в содержательном плане - проектирование содержания на феноменологической основе; углубление содержательной области за счет усиления внимания к личностному измерению религиозной жизни (религиозному опыту, переживанию, чувству); расширение содержательной области за счет перехода с моноконфессионалыюго на поликонфессиональное содержание; повышение актуальности и социальной значимости образования за счет обогащения содержания этической проблематикой и ее рассмотрения в ракурсе социально-этических вызовов современности;

в операциональном плане - ставка на гуманитарные интерпретирующие диалоговые подходы, снятие противопоставления «субъективности» и «объективности» за счет развигия представления об интерсубъективной природе знания; привлечение методов структурализма, конструктивизма, герменевтики для достижения лучшего понимания религиозных явлений; предпочтение аутентичных способов представления религиозных традиций.

4. Анализ зарубежных научно-педагогических источников свидетельствует о
том, что теоретико-методологическим основанием для развития
неконфессионального религиозного образования служат:

современные достижения в методологии гуманитарных наук, теории познания (эпистемологии), феноменологии религии, философии образования;

конвергенция гуманитарных и естественнонаучных направлений и методов педагогического исследования;

инновационные движения в теологии;

межконфессиональная и междисциплинарная интеграция, конвергенция педагогики, религиоведения и богословия.

  1. Широкое распространение феномена неконфессионального религиозного образования в конце XX века свидетельствует о наличии парадигмального сдвига в понимании целей, задач, содержания, путей организации и реализации школьного религиозного образования в современных условиях. Движущей силой указанного сдвига выступает необходимость адаптации образовательных концепций и подходов к изменившейся социокультурной ситуации. В числе наиболее значимых факторов процесса выступают: секуляризация общества; развитие технологий информационного обмена и связанные с ним явления глобализации, мультикультурности, коммерциализации образования и знания; системный кризис культурной парадигмы модерна; появление новых глобальных угроз.

  2. Анализ исторического хода развития педагогической науки и зарубежной школьной практики позволяет прогнозировать дальнейшее движение в сторону освоения педагогами гуманитарного способа мышления и формирования на этой основе гуманитарной парадигмы религиозного

образования, переход к которой включает три различных, но взаимосвязанных момента:

отнесение религиозного образования к компетенции педагогики;

признание педагогики гуманитарной наукой;

рассмотрение религии в качестве гуманитарного предмета. Перенесение гуманитарного способа мышления в данную область педагогической деятельности означает в организационном плане признание необходимости развития в системе педагогических наук особой отрасли, ведающей религиозным образованием и воспитанием.

7. В гуманитарной парадиїтне религия предстает как ресурс духовного

развития и роста учащегося (как дар), что существенно отличает

гуманитарное религиозное образование и от конфессионального

катехизического образования, в котором религия предстает в качестве

закона, и от религиоведческого, объективно-научного изучения, при

котором религия рассматривается как факт внешней по отношению к

учащемуся действительности.

Научная новизна исследования определяется, прежде всего, его

предметом. Зарубежный опыт неконфессионального религиозного

образования не становился до сих пор предметом специального исследования

в отечественной науке. Советская традиция определения понятия

«религиозное образование», сохраняющая свои позиции по сей день,

отвергает саму возможность существования такого явления. Исследование

вскрывает целый пласт новейшей истории развития философии и теории

образования, оказавшийся вне поля зрения российских педагогов. В

отечественный научный оборот введена проблематика, концепции и идеи,

широко обсуждаемые в зарубежной педагогической литературе второй

половины XX - начала XXI вв. Собран и систематизирован обширный

материал, отражающий неизвестный и не описывавшийся прежде в России

педагогический опыт.

В исследовании применен концептуально новый для отечественной науки подход к изучению и описанию религиозных аспектов образования, в рамках которого традиционная оппозиция конфессионально-катехизических и научно-религиоведческих направлений религиозно-образовательной деятельности («религия - наука») дополняется оппозицией, связанной с борьбой гуманитарных и эмпирико-аналитических направлений в педагогике. За счет дифференциации педагогической реальности по двум параметрам обеспечивается ее более квалифицированный и многосторонний анализ и обнаруживается существование третьего (гуманитарного) направления религиозно-образовательной деятельности, не сводимого к двум названным выше.

Научно новым является постановка и рассмотрение в педагогическом ракурсе теоретических и методологических проблем, входящих в компетенцию религиоведения, философии и теологии. Среди них проблемы адекватной репрезентации и интерпретации религиозных явлений в

образовательных целях; соотнесения личного и социального в религиозной жизни; религиозного плюрализма (многообразия религиозного опыта); конфессиональной идентичности и свободы; совместимости религиозных убеждений с автономией сознания и др.

Впервые в отечественной педагогической науке новейшие достижения теории познания, психологии развития, семиотики и герменевтики, культурологии и антропологии, философии образования, религии и науки представлены в качестве ресурса инновации школьного религиозного образования за рубежом. Теоретически значимым в выполненном исследовании является:

совершенствование концептуального аппарата общей педагогики и теории образования за счет: выявления и представления вошедших в международный оборот терминологических новообразований; создания типологии религиозного образования, учитывающей современный международный опыт; уточнения понятия (не)копфессионального образования; определения критериев конфессиональное и светскости образования и школы;

разработка общепедагогической проблематики посредством вычленения узловых проблем теории и методологии школьного религиозного образования в плане целеполагания, условий организации учебно-воспитательного процесса, отбора содержания образования, принципов педагогического взаимодействия, применения современных методов и технологий в области изучения религии;

выявление исторических, социальных и культурных детерминант возникновения и распространения феномена неконфессионального религиозного образования в зарубежной школе, диалектики исторического развертывания идеи построения религиозного образования на педагогическом основании;

описание и систематизация современных базовых моделей неконфессионального религиозного образования в зарубежной школе, обоснование целесообразности различения трех направлений в практике религиозного образования, определяемых доминированием религиозных, научных или педагогических нормативных критериев;

раскрытие основных направлений инновации школьного религиозного образования за рубежом и их философско-теоретическое обоснование;

выявление методологических ресурсов педагогической инновации, включая достижения отдельных гуманитарных дисциплин (религиоведения, антропологии, семиотики и др.), философии (эпистемологии, философии диалога, философии культуры и др.) и педагогики (педагогической антропологии, теорий возрастного развития, дидактических концепций развивающего обучения и др.);

обнаружение эпистемологических оснований взаимодействия религии и науки в образовательном контексте, разработка проблемы соотносимости религиозной и научной картины мира;

развитие парадигмального историко-генетического подхода к изучению педагогической реальности, введение представления о гуманитарной парадигме религиозного образования;

выявление существенных признаков гуманитарного религиозного образования и формулирование его основных принципов;

опыт применения феноменологического подхода к отбору и формированию содержания школьного религиозного образования; выявление основных структурных элементов религии как учебного предмета.

Практическая значимость исследования заключается в разработке научной базы для методического обеспечения педагогического образования и повышения квалификации педагогических кадров по специальностям, связанным с преподаванием знаний о религии, в обновлении профессионального тезауруса отечественной педагогики и уточнения понятий, имеющих важность для управления системой образования и ее развития.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования представлены в научных публикациях и выступлениях автора в СМИ, доложены и обсуждены на 40 научно-практических конференциях и семинарах работников образования и ученых (в том числе 30 международных), заседаниях педагогических советов и консультациях. Среди них: VII, VIII и IX Нюрнбергский Форум (Нюрнберг 2000,2003, 2006), X Международные Рождественские образовательные чтения (Москва 2001), Покровские педагогические и межрегиональные Знаменские образовательные чтения (С.-Петербург 2000, 2001, 2005), международный теологический семинар по вопросам миссии и образования (Гамбург 2002, С.-Петербург 2003, Мюнстер 2004), 4-я Российская конференция по проблемам религиоведения (Москва 2002), 5-я международная научно-практическая конференция «Реальность этноса» и международная конференция «Общество, семья и социальная этика» (С.-Петербург 2003), консультативный семинар «Религия в образовании», созванный Комиссаром по правам человека при Созете Европы (Мальта 2004), X Международные Кирилло-Мефодиевские Чтения (Минск 2004), XIV и XV сессии международного семинара ISREV (США 2004, Нидерланды 2006), глобальная встреча экспертов по проблеме воспитания толерантности, созванная ЮНЕСКО (Норвегия 2004), международные научно-практические конференции «Толерантность и интолерантность в современном обществе» (С. Петербург 2005, 2006), региональная европейская конференция IAPCHE «Гражданское общество: Восток и Запад» (Москва 2005), теологический семинар 9-ой Ассамблеи Всемирного совета Церквей (Бразилия 2006). Результаты исследования нашли применение при разработке среднесрочной городской целевой Программы гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в городском сообществе Санкт-Петербурга (2006-2008 гг.) и реализации образовательного проекта Комиссии Европейских

Сообществ «REDCO» («Религия в образовании: вклад в диалог или фактор конфликта в трансформирующихся обществах европейских стран»). Структура диссертации. Диссертация на 412 с. состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии, включающей 628 источников.

Подобные работы
Нефедова Наталья Анатольевна
Детское объединение в системе дополнительного образования школы как средство развития индивидуальности подростков
Бушкова Надежда Константиновна
Формирование экономической культуры учащихся в системе непрерывного экономического образования школы
Кучма Игорь Викторович
Предпрофильная подготовка в системе дополнительного образования школы
Ефимова Елена Викторовна
Развитие исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного образования "школа - вуз"
Дюг Леонид Трофимович
Управление интеграцией основного и дополнительного образования в школе
Спирина Наталья Владимировна
Повышение качества гуманитарного образования в школе естественнонаучного профиля обучения
Березин Юрий Николаевич
Теоретические основы формирования содержания гуманитарного образования в школе в системе профессиональной подготовки учителя
Корнилова Ирина Николаевна
Системная диагностика как средство акмеологического анализа и управления педагогом качеством образования в школе
Гераськина Светлана Тихоновна
Формирование информационно-художественной культуры школьника в мультимедийных школах дополнительного образования
Бенькович Дмитрий Львович
Системная оценка эффективности инновационной деятельности как условие управления качеством образования в школе

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net