Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Бураченко Татьяна Яковлевна. Педагогические взгляды Теодора Литта и их влияние на развитие теории и практики образования в ФРГ : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.01 Ростов-на-Дону, 2007 145 с. РГБ ОД, 61:07-13/1780

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ ТЕОДОРА ЛИТТА.

1.1. Философские и теоретико-методологические предпосылки
педагогики Теодора Литта. 13

1.2. Система социально-политических воззрений Т. Литта и попытка
их оформления в концепциях национального и гражданского
воспитания.

1.3. Особенности антропологической позиции Т. Литта и ее
значение для развития теории педагогики.

ГЛАВА 2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ИДЕЙ ТЕОДОРА ЛИТТА, ОСОБЕННОСТИ ИХ ОЦЕНКИ И
РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ
ОБРАЗОВАНИЯ ФРГ.
2.1 Концепция педагогики культуры Теодора Литта ее место в
современной системе образования. 64

2.2. Идеи гуманистического воспитания и гуманитарного
образования в педагогическом наследии Теодора Литта и их оценка
теоретиками и практиками образования. ^

2.3. Проблемы воспитания нравственности и духовности в научных
трудах Теодора Литта. 107
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 117
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 136

Введение к работе:

Актуальность исследования. Тенденции гуманизации и глобализации образования, реализация национального проекта «Образование», современная образовательно-педагогическая ситуация предполагают активное освоение педагогических ценностей многообразных национальных культур, одной из которых заслуженно является немецкая культурная педагогика выдающегося ученого-философа и педагога Теодора Литта. Эффективная государственная политика в области образования, основанная на принципах гуманизации, является важным условием его конкурентоспособности. Во все времена формы, направления и цели воспитания и образования были отражением целостного культурного окружения и содержания общества. В настоящее время четко просматривается эта взаимосвязь задач воспитания с общим культурным состоянием общества, более того, сегодня эти связи актуальны как никогда ранее. Обращение педагогики к живому наследию национальной культуры углубляет систему ценностей национального образования. Духовный рост личности, основанный на лучших образцах общечеловеческой культуры, становится важнейшей педагогической задачей, выполнение которой свидетельствует о подлинном качестве образования. Образование и наука, как два стратегических института интеллектуальной культуры, обеспечивают социально-культурный и экономический прогресс. Культурное развитие человека, основанное на получении и правильном использовании научных знаний, повышает его возможности для преодоления трудностей и негативных явлений, достижения устойчивого развития и качества жизни. Культура как специальное понятие, отображающее определенным образом познаваемую реальность, к началу XXI века перестает быть объектом сугубо эмпирических, частных или вспомогательных научных дисциплин и превращается в один из генеральных ориентиров современного общего образования. Основные принципы и положения, на основе которых меняется парадигма образования и строится стратегия и тактика реализации идей развития образования, определены Законом РФ «Об образовании» [1992]. В настоящее время в научно-педагогическом сообществе России идет активная дискуссия, посвященная поиску научного обоснования путей внедрения основных положений законодательных и нормативных документов в практику образования. Обсуждаются проблемы гуманитаризации и гуманизации образования, а также характеристики социально-культурного типа личности, формирование которой в образовательном процессе носит характер общекультурного развития и при всемерном сохранении национальных и региональных культурных традиций и все более широко используется мировой педагогикой.

В педагогической литературе уделяется большое внимание проблемам гуманистического воспитания и гуманитарной направленности образования. Большой вклад в становление и развитие теории и практики гуманитарного образования внесли российские и зарубежные теоретики [Берулава М.Н., 2001; Богуславский М.В., 2006; Бондаревская Е.В., 2003; Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. 2006; Кекк Р.В., 2001; Лазарев Н.А., 2001; Максимова Н.Ю., 2004], исследования которых посвящены различным стратегиям гуманизации образования.

Немецкая философия ХIХ в. выдвинула и обосновала идею гуманистического образования личности, предложила пути реформирования системы и школьного и университетского образования. Взаимосвязи педагогики и культуры исследовали такие философы, как Гуссерль Э. [1994], Дильтей В. [2001], Зиммель Г. [1918], Шпрангер Э. [1965].

В отечественной педагогике ведутся систематические исследования процессов, происходящих в педагогической теории и истории Германии и ФРГ, Австрии и Швейцарии. Теоретико-методологические и исторические проблемы немецкой педагогики нашли отражение в современных отечественных диссертационных и монографических исследованиях [Воробьев Н.Е., 2006; Егорова О.Л., 2005; Корнетов Г.Б., 2000; Кларин В.М., 1989; Назарова О.П., 2006; Никандров Н.Д., 2000; Пискунов А.И., 1976; Требухина Н.В., 2005; Федотова О.Д., 1998; Яркина Т.Ф., 1974].

Философское наследие Т. Литта рассматривается отечественными теоретиками советского периода преимущественно как неудачная попытка антропологического истолкования и возрождения гегельянства [Богомолов А.С., 1977; Давыдов Ю.Н., 1989]. В советской педагогике взгляды Т. Литта критические анализировались Коваленко Ю.И., 1972. В постсоветский период система взглядов Т. Литта анализировалась. Федотовой О.Д., 2003 в контексте исследования проблем немецкой диалектической педагогики и педагогической антропологии. Количество работ отечественных исследователей, посвященных наследию Т. Литта, несопоставимо с их количеством, ежегодно появляющимся на страницах зарубежных научных изданий.

Анализ сложившейся ситуации выявил ряд противоречий между:

– поисками современной отечественной педагогикой новых концептуальных оснований в реализации идей, связанных с самораскрытием и активностью субъекта, пониманием образования как личностно-ориентированного процесса и несоответствующим требованиям времени уровнем теоретического освоения подходов к пониманию антропологических проблем, представленных в истории зарубежной педагогической мысли и в теории педагогики;

– значительным вкладом немецкой гуманистической педагогики и ее яркого представителя Теодора Литта в развитие мировой педагогической мысли и образовательной практики и невыявленностью теоретических оснований и внутренних механизмов, определивших значение немецкой гуманистической педагогики для современной социокультурной практики;

– представленной в отечественной науке оценкой теоретического наследия Теодора Литта как не имевшей успеха и перспективы попытки возрождения неогегельянства, а также антропологизации педагогики, и широтой влияния его идей на современное развитие педагогической теории и образовательной практики ФРГ.

Проблема исследования заключается в ответе на вопросы: Каково теоретическое значение философско-педагогических идей Теодора Литта? Что в содержательном и теоретическом плане определяет востребованность гуманитарной педагогики Теодора Литта в настоящее время?

Объект исследования – педагогика Германии и ФРГ как целостное явление, предмет исследования – педагогическое наследие Теодора Литта и особенности реализации его идей в современной теории и практике образования в ФРГ.

Цель исследования заключается в выявлении сущности педагогических идей Теодора Литта и определении актуальности их использования в теории педагогики и практике образования.

Теоретико-методологический характер исследования определил совокупность предположений, составивших содержание гипотезы:

Выявить качественное своеобразие системы педагогических воззрений немецкого теоретика философии и культуры Теодора Литта, а также влияние его идей на современную теорию педагогики и практику образования можно будет в случае, если:

– будут установлены идейные и теоретико-методологические предпосылки, определившие особенности формирования педагогической проекции его социально-политических и антропологических позиций;

– подвергнуть ретроспективному анализу и рассмотреть с позиций современного науковедения широкий спектр авторских произведений довоенного и послевоенного периода, затрагивающих, помимо педагогической, социально-политическую тематику, а также работы по культурно-философской, философско-религиозной, философско-биологической антропологии;

– будут обнаружены и упорядоченно описаны свидетельства проявлений воздействия основоположений педагогической концепции Теодора Литта на теорию немецкой педагогики и современную образовательную практику.

Для реализации цели и проверки гипотезы исследования были поставлены и решены следующие задачи:

1. Установить идейные и теоретико-методологические предпосылки, определившие систему философско-педагогических воззрений Т. Литта;

2. Выявить основное содержание социально-политических и культурологических идей Т. Литта, определить их влияние на становление теоретических основ его гуманитарной педагогики;

3. Раскрыть особенности антропологического подхода Т. Литта к проблемам воспитания и обучения молодого поколения;

4. Определить значение идей Т. Литта для развития современной педагогической теории и практики образования в ФРГ.

Теоретико-методологическим основанием исследования послужили следующие концепции и отдельные идеи: теория социальных эстафет [Розов М.А., Розова С.С., Сычев Л.С.], идея методологической значимости методологических исследований как средства повышения эффективности специально-научной работы [Бережнова Е.В., Краевский В.В., Щедровицкий Г.П.], философские основы анализа гуманитарного знания [Колесникова И.А., Шор Ю.М.], философские аспекты осмысления научного исследования и анализа знаний как его результата [Герасимов Г.И., Лекторский В.А., Ракитов А.И., Степин В.С.], идеи общефилософского анализа понятийно-категориального аппарата [Зиновьев А.А., Касавин И.Т., Микешина Л.А., Розин В.М.], а также

– современные философские, социально-психологические, культурологические концепции, обосновывающие генетический, исторический и сущностный подход к изучению педагогических явлений;

– системный подход, делающий возможным анализ предмета исследования как целостной развивающейся структуры, встроенной в другие системно-структурные образования;

– философские положения Выготского Л.С., Дубинина Н.П., Карповец И.И., Кудрявцева В.Н. о биосоциальной сущности человека;

– идеи глобального и поликультурного образования, гуманизации образования, личностно-ориентированнного образования [Берулава М.Н., Борисенков В.П., Бондаревская Е.В., Борытко Н.М., Данилюк А.Я., Гукаленко О.В., Засимовский А.В, Лазарев Н.А., Лиферов А.П., Никандров Н.Д., Сериков В.В., Фоменко В.Т., Шиянов Е.Н., Якиманская И.С.];

– эпистемологический подход в педагогике, согласно которому тенденции развития и закономерности исследуемого объекта могут быть познаны в контексте изучения особенностей форм его представленности [Краевский В.В., Корчагина Л.М., Полонский В.М., Федотова О.Д.].

Специфика предмета исследования определила необходимость использования преимущественно теоретических методов исследования: научной абстракции, анализа и синтеза, контент-анализа, абстрагирования, сравнения, интерпретации, сопоставления, обобщения, концептуализации, генерализации. Из специальных методов исследования нами используются сравнительно-исторический и конструктивно-генетический методы.

Источниками исследования являются

– труды Т. Литта, относящиеся к различным периодам его творчества;

– отечественные и немецкие исследования диссертационного и монографического жанра, педагогические первоисточники, содержащие аналитические материалы по проблеме исследования;

– отечественная и зарубежная науковедческая, философская и инонаучная литература, включающая материалы по изучаемой проблеме;

– отечественные и немецкие учебники и учебные пособия, методические материалы, иллюстрации, изобразительные публикации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в разработке малоизвестных в нашей стране работ Теодора Литта и их места в современной гуманистической системе образования и воспитания.

Конкретное приращение научного знания характеризуется следующими положениями:

раскрыты особенности педагогического обоснования культурологического принципа образования, разработанного Теодором Литтом;

определена качественная специфика теоретической позиции Т. Лита в оценке педагогики, характера ее взаимосвязи с наукой, искусством, религией, моралью;

раскрыта антропологическая педагогическая концепция и показана гуманистическая направленность педагогики Теодора Литта;

выявлена предложенная Т. Литом система ценностных приоритетов как ориентиров в образовательном процессе;

обоснована теоретическая значимость работ Теодора Литта на современном этапе развития педагогической науки и их место в современной гуманитарной системе образования.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что взгляды и идеи Теодора Литта в области педагогики могут быть использованы для совершенствования современной образовательной системы. Концептуальные разработки и рекомендации диссертации по гуманизации и гуманитаризации воспитательной системы, выдвинутые Теодором Литтом, могут быть использованы в образовательном процессе по дисциплинам: педагогика, история, философия, культурология, психология, антропология и другим в теории и на практике.

Обоснованность и достоверность научных результатов исследования обеспечивается его методологической оснащенностью, комплексностью методов исследования проблемы, адекватным цели и задачам исследования подходом к отбору исследуемых материалов из разнообразных достоверных источников, соответствием структуры и содержания работы логике изучения предмета и логике изложения результатов исследования, преемственностью и последовательностью в реализации исходных теоретико-методологических положений работы, построением исследования на основе единства дедуктивного и индуктивного подхода.

Положения, выносимые на защиту.

1. Система философско-педагогических воззрений Теодора Литта сформировалась под влиянием:

– учения И.Г. Гёте о прафеномене как первообразе, воспроизводящем себя во всех элементах живой структуры и культуры;

– идей представителей историцистского крыла «философии жизни» [Дильтей В., Шпенглер О., Зиммель Г.], исходящих в интерпретации «жизни» из непосредственного внутреннего переживания, как оно рассматривается в сфере исторического опыта духовной культуры, и интуиции как источника познания;

– диалектического учения Гегеля в части признания раздвоения единого на противоположности сущностью развития.

2. Являясь теоретиком неогегельянства, Теодор Литт в области педагогической теории и образовательной практики развивает идею «актуализации самости» и «свободного решения» субъекта, встретившегося с уникальной ситуацией, а также оригинальную концепцию диалектического метода применительно к исследованию проблем формирующегося человека.

3. Система социально-политических воззрений Теодора Литта включает:

– понимание национального государства, способного поддерживать конструктивный и рациональный порядок, как основного инструмента гражданского воспитания (концепция педагогизации политики и политизации педагогики);

– трактовку цели общественной жизни как помощи в становлении личности и совершенствовании всех сущностных сил человека, являющимся не «управляемым», а творцом самого себя и своих обстоятельств (обоснование идей гуманизации педагогики, считающей благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе).

4. Становление антропологической концепции Теодора Литта проходило в острой полемике с идеологом немецкого нацизма А. Розенбергом. Суть педагогической антропологии Теодора Литта заключена в особенностях интерпретации концепта встреча (Begegnung), понимаемой 1) как духовный акт, конструирующий культуру и 2) процесс становления человека с учетом и при добровольном признании иного, не принадлежащего данному человеку опыта и свободы выбора. «Встречи» являются соприкосновением с «иным»: другим человеком, творением человеческого духа, которые раскроют перед ним новые пределы его собственного духа. Человек – единственное биологическое существо, способное услышать нравственный или религиозный призыв, который захватит его и станет его новой сутью; молодое поколение следует подготовить к встрече с низменным проявлением человеческой природы, негативным опытом и переживанием своих биологических потребностей.

5. Концепция педагогики культуры Теодора Литта строится на понимании

– культуры как пространства становления творческих возможностей и освоения духовного наследия. Культура выступает фактором формирующего воздействия и побуждает к саморазвитию в случае, если она активизирует, стимулирует человека к разнообразной продуктивной деятельности (обоснование культурологического принципа в педагогике и принципа личностного подхода к воспитанию);

– ведущей роли религии в воспитании духовности (концепция формирования телеологического мировоззрения).

6. Вклад Теодора Литта в теорию педагогики ФРГ заключается: в пересмотре сути введенного А. Дистервегом принципа культуросообразности (от идеи пожизненного гармоничного бытования в замкнутом социально-культурном слое к самоопределению в культуре и культурно-политическому самовоспитанию в течение всей жизни); в создании предпосылки для дальнейшего теоретического оформления предложенной им концептуализации педагогического знания «педагогика культуры» (получила развитие в школах Э. Шпрангера, Г. Ноля, О. Больнова), в развитии позиций педагогической антропологии (в рамках антиномии «водительство» – «создание условий для развития»).

В практике образования получила развитие идея сообщества (Gemeinschaft), которое Теодор Литт противопоставлял обществу и считал подлинной, непротиворечивой и «жизненной» формой объединения семьи, школы и мира включенных в труд взрослых, а также различных типов школ. Существующие сообщества школ, развивающих концепцию Т. Литта (Gemeinschaft Theodor-Litt-Schulen), акцентируют свое внимание на разработке и реализации гуманитарных практик, позволяющих учащимся выработать личное отношение к своему пониманию реалий изменяющегося мира.

В современной педагогике востребованы идеи Т. Литта, обращенные к проблеме определения ценностных ориентиров в образовании: формировании личности, обладающей новым уровнем самосознания, способной к творческому саморазвитию и внутренней активности, самостоятельности, гармоничному соотнесению всех сторон своей деятельности в процессе подготовки к реальной жизни. В педагогической теории интерес представляет практика применения Т. Литтом диалектического метода для создания основ диалектической педагогики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были отражены на научно-практических конференциях в Сочинском государственном университете туризма и курортного дела в 2005-2006 гг., Сочинском научно-образовательном центре РАО, на Международной конференции «Современные проблемы педагогики: парадигма науки и тенденции развития образования» (Москва – Сочи, 2006).

Публикации. Основные результаты исследования опубликованы в четырех работах общим объемом 1,2 п.л.; одна из статей – в журнале, рекомендованном ВАК РФ для публикации материалов по педагогике.

Объем и структура работы. Диссертация состоит их введения, двух глав, включающих 6 параграфов; заключения, содержащего выводы, практические рекомендации и перспективы дальнейшего исследования проблемы; списка использованной литературы, состоящего из 152 источников, в том числе 56 – на иностранных языках. Объем основного текста диссертации составляет 145 страниц.

Подобные работы
Токарева Нина Васильевна
Влияние педагогических идей Западной Европы на развитие теории и практики высшего образования в России в XIX - нач. XX вв.
Блинов Владимир Игоревич
Развитие теории и практики образования в России в XVIII - начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания
Бочарова Юлия Юрьевна
Ориентация теории и практики образования на продуктивный конфликт (На примере ФРГ)
Наумов Николай Георгиевич
Теория и практика развития образования в сельском районе в новых социально-экономических условиях
Воловикова Марина Левоновна
Историко-педагогические аспекты развития теории и практики многокультурного образования в США
Алехин Игорь Алексеевич
Развитие теории и практики военного образования в России XVIII-начала XX века
Бухарова Анна Викторовна
Развитие теории и практики дистанционного образования в России и за рубежом в 80-е годы XX - начала XXI века (Историко-педагогический аспект)
Куликова Светлана Вячеславовна
Становление и развитие теории и практики национального образования в России
Анисимов Виталий Викторович
Развитие теории и практики начального профессионального образования в России
Захаров Владимир Борисович
Развитие теории и практики непрерывного биологического образования в России

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net