Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Искусствоведение
Музыкальное искусство

Диссертационная работа:

Невская Ольга Витальевна. Фортепианные произведения М. Равеля: музыка в диалоге с литературой : музыка в диалоге с литературой : диссертация... кандидата искусствоведения : 17.00.02 Москва, 2007 187 с. РГБ ОД, 61:07-17/115

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3

Глава первая. Эстетические взгляды М. Равеля в их связи с литературой

1. Рационализм: Эдгар По и его «Философия творчества» 10

2. Дендизм: Ш. Бодлер и Ж. Барбе д'Оревильи 25

3. Эстетизм: Роман Ж.-К. Гюисманса «Наоборот» 34

Глава вторая. Музыка М. Равеля в ее связи с литературой

1. «Павана почившей инфанте» и ее культурный контекст 48

2. «Ночные видения» А.Бертрана-М.Равеля 62

3. «Встречи господина де Брео» Анри де Ренье и «Благородные и

сентиментальные вальсы» 118

Заключение 138

Библиография 140

Приложения 155

Введение к работе:

Постановка проблемы и актуальность исследования. Давно замечено, что «Равель принадлежит к числу художников, крайне неохотно предававших гласности свое идейно-художественное credo». Высказывания композитора о своей музыке всегда указывают на самодостаточность музыкальных средств выразительности. Т. Адорно писал, что ни одно произведение Равеля «не нуждается для объяснения в другом, кроме самого себя». Может быть, поэтому так велик интерес ко всему, что связано с культурно-историческим контекстом, с предпочтениями Равеля в искусстве, с эстетическими и мировоззренческими принципами. Среди разного рода источников, питавших его музыку, немаловажную роль играют литературные влияния.

Взаимодействия с литературой в творчестве Равеля многообразны: это и выбор текстов для камерно-вокальных произведений, и обращение к программным заголовкам инструментальных сочинений, и либретто театральных композиций, и, в самом общем плане, эстетика его творчества. И если литературные истоки своих инструментальных произведений композитор порой не прояснял, то по отношению к собственному творческому методу он утверждал, что «ключ» находится именно в литературном тексте.

Мы предполагаем, что литературное слово обеспечивает не только некое общее воздействие на музыку Равеля, но играет самую непосредственную роль в становлении композиционного метода и в формировании особенностей композиции. Эта научная гипотеза позволяет акцентировать внимание на общей проблеме соотношения литературного текста и инструментальной музыки, выявления способов их взаимодействия, степени конкретности и опосредованности. Ее решение актуально не только для музыковедческой и исполнительской интерпретации фортепианного творчества Равеля, но и для более полного представления о музыкальном мышлении композиторов рубежа XIX-XX веков, когда отношение слова и музыки приобретало особо сложные и изысканные формы.

Нам представляется, что наиболее интересными аспектами взаимодействия литературы и музыки в творчестве Равеля являются, с одной стороны, его творческий метод, позволяющий оценить путь от замысла к воплощению, с другой стороны – реализация литературных мотивов в ткани инструментальных произведений. В связи с этим сформировалась основная задача работы: исследовать взаимодействия литературных текстов-источников с творческим методом и инструментальными (фортепианными) произведениями Равеля. Основная задача диссертации предполагает решение ряда более частных задач, таких, как изучение самих литературных текстов, анализ эстетических взглядов композитора, интерпретация литературных мотивов в фортепианных произведениях. Объектом исследования стали фортепианные произведения М. Равеля. Его предмет – соотношение литературных текстов и музыкальной композиции.

Материал диссертации включает в себя как литературные источники, так и музыкальные произведения, наиболее ярко отразившие литературные влияния. Для раскрытия эстетических пристрастий и творческого метода Равеля источниками послужили такие литературные тексты, как: Эдгар Алан По эссе «Философия творчества» («The philosophy of composition»); Дени Дидро трактат «Парадокс об актере» («Paradoxe sur le comedien»); Шарль Бодлер статья «Художник современной жизни» («La peintre de la vie moderne»); Жюль Барбе д’Оревильи эссе «О дендизме и Джордже Бреммелле» («Du dandysme et de George Brummell»); Жорис-Карл Гюисманс роман «Наоборот» («A Rebours»), а также избранные статьи Поля Валери.

Другой ряд источников – литературные сочинения, напрямую либо опосредованно связанные с музыкой. Это стихотворения в прозе Алоизиюса Бертрана «Гаспар из тьмы. Фантазии в манере Рембрандта и Калло» («Gaspard de la nuit. Fantaisies a la maniere de Rembrandt et de Callot»); стихотворение Альбера Самена «Инфанта» («Mon ame est une infante») из сборника «В саду инфанты» («Au Jardin de l’Infante»); поэтический цикл Поля Верлена «Галантные празднества» («Fetes galantes»); роман Анри де Ренье «Встречи господина де Брео» («Les rencontres de M. de Breot»).

Музыкальный материал диссертации – это прежде всего те инструментальные композиции, где имеются связи с литературными источниками. Наше внимание было направлено по преимуществу на фортепианное творчество композитора, особенно такие фортепианные пьесы, как «Павана почившей инфанте», «Гаспар из тьмы» и «Благородные и сентиментальные вальсы». Естественно, что контекстом рассмотрения послужило все творчество Равеля постольку, поскольку это касалось литературных влияний.

Методология. Так как предмет диссертации сочетает в себе и литературу, и музыку, подход к нему по необходимости носит комплексный характер. Мы руководствовались стремлением выявить ключевые характеристики литературного текста и проследить, как они ведут себя в условиях текста музыкального. Сравнение двух видов текстов (литературного и музыкального) делает избранный метод примыкающим к одному из видов интертекстуальности (Р. Барт). Помимо исследований, адресованных анализу литературных произведений (назовем работы В. Жирмунского, Н. Балашова, М. Гаспарова, Г. Косикова, Д. Обломиевского, В. Толмачева, Д. Чавчанидзе и др.), мы опирались на музыковедческие исследования, посвященные проблеме взаимодействия словесной и музыкальной ткани. Это работы М. Арановского, В. Васиной-Гроссман, М. Бонфельда, Е. Ручьевской, Л. Гервер, Ю. Степановой, И. Горной и др. Из последних исследований назовем работу Т. Е. Лейе «Чехов и Шостакович» (2006). Проблема интертекстуальности в музыке разрабатывалась Л. С. Дьячковой. В анализе музыкальных произведений применялись различные методы: от рассмотрения отдельных параметров музыкального языка до композиционного анализа произведения. Нам также представилось необходимым проанализировать и интерпретировать все высказывания Равеля относительно связи между эстетической и технической сторонами его творчества.

Научная новизна диссертации определяется как материалом, так и ракурсом исследования. Исследования отношений музыки Равеля и литературы до сих пор в основном концентрировались вокруг сочинений с текстом (камерно-вокальные и оперные произведения). Музыковедческих исследований, где литературное слово рассматривалось бы как важное основание композиционного метода Равеля, как источник его мировоззрения и эстетических пристрастий, а также как важная составная часть поэтики инструментальных сочинений, до сих пор не существует. Обращение к литературным текстам, не привлекавшимся ранее, позволило выявить и уточнить некоторые аспекты творческого метода Равеля, а также существенно дополнить представления о его эстетических и мировоззренческих принципах. В музыкальном языке композитора выявлен ряд элементов, связанных с образами, идеями и структурными особенностями литературных источников. Анализ взаимодействия литературного и музыкального текстов позволил обнаружить дополнительные смысловые оттенки в фортепианных сочинениях Равеля.

Практическое значение. Материалы диссертации могут быть использованы в учебных курсах истории зарубежной музыки, истории фортепианного исполнительства, в исполнительской практике, а также для дальнейших научных исследований.

Апробация работы. Работа неоднократно обсуждалась на кафедре современных проблем музыкальной педагогики, образования и культуры Российской академии музыки имени Гнесиных. Помимо опубликованных статей, материалы диссертации стали основой сообщения на конференции «Музыкальные учебные заведения Гнесиных от XIX к XXI веку: стратегия и перспективы музыкального образования» 25–28 октября 2005 года.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, библиографического списка и Приложения. Приложение содержит тексты литературных произведений. Нотные примеры помещены в основной текст.

Подобные работы
Калашникова Ирина Витальевна
Интерпретация музыкального произведения: академическая музыка на отечественном телевидении 80 - 90-х годов XX века
Амрахова, Анна Амраховна
Взаимоотношение литературного первоисточника и музыки в музыкально-сценических произведениях азербайджанских композиторов
Светлакова Наталья Игоревна
Джаз в произведениях европейских композиторов первой половины XX века: к проблеме влияния джаза на академическую музыку
Гаспарович Елена Олеговна
Личностно-ориентированный диалог как средство формирования субъект-субъектных отношений младших подростков на уроках музыки
Сизова Марина Борисовна
Изучение в школе произведений новейшей литературы как способ подготовки учащихся к диалогу с современным искусством
Ядровская Елена Робертовна
Творческие работы учащихся 5-7 классов по литературе как диалог с искусством и собственной личностью
Белоглазова Вера Анатольевна
Особенности современного онтологического диалога между литературой и человеком
Толстых Ольга Анатольевна
Английский постмодернистский роман конца XX века и викторианская литература: интертекстуальный диалог : на материале романов А.С. Байетт и Д. Лоджа
Семенина Светлана Константиновна
Координация и интеграция преподавания русской и осетинской литературы на основе диалога культур в национальной (осетинской) школе
Захарова Галина Алексеевна
Изучение якутской литературы на основе диалога культур в 9 классе школ с русским (родным) языком обучения в Республике Саха (Якутия)

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net