Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Политические науки
Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

Диссертационная работа:

Хусайнов Ахмаджон Курбонович. Формирование мировоззрения молодёжи в условиях демократизации общества : 23.00.02 Хусайнов, Ахмаджон Курбонович Формирование мировоззрения молодёжи в условиях демократизации общества (опыт Таджикистана) : диссертация... кандидата политических наук : 23.00.02 Душанбе, 2007 169 с. РГБ ОД, 61:07-23/288

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 3-17

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ И ЕГО РОЛЬ В

РАЗВИТИИ И ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО

ОБЩЕСТВА

1. Понятие мировоззрения и изменение его содержания в процессе

развития общества 18-34

  1. Сущность мировоззрения, его важнейшие черты и социальные функции 35-49

  2. Закономерности, противоречия и факторы формирования мировоззрения молодежи 49-69

ГЛАВА П. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ МОЛОДЕЖИ ТАДЖИКИСТАНА В УСЛОВИЯХ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

  1. Социально-политические условия возникновения и факторы формирования мировоззрения молодежи 70-96

  2. Формирование политических взглядов молодежи на уровне демократических требований 96-115

3. Взаимодействие религиозного сознания и процесса
формирования, мировоззрения молодежи в контексте
приоритета общечеловеческих ценностей 115-132

4. Место и роль мировоззрения в формировании политической
культуры молодежи 132-148

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 149-158

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ

ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 159-169

Введение к работе:

Актуальность темы исследования. Таджикистан, вступая в ХХI век, пытается построить правовое, демократическое государство и гражданское общество. Данный процесс является исторически длительным и направлен на укрепление позиции личности, ограничение государственного принуждения и утверждения справедливого социального порядка. Осуществление такой стратегической цели во многом зависит от политики, которая вырабатывает формы и определяет средства для их достижения. Однако, политика служит благу общества только в том случае, если его граждане политически грамотны, т.е. у них развито политическое сознание, широкое мировоззрение, кругозор и высокая политическая культура.

Поэтому формирование самостоятельного и ответственного за свои поступки гражданина, знающего свои права и свободы, возможности влияния на власть требует, прежде всего, чтобы член общества имел твердое мировоззрение, высокое политическое сознание и политическую культуру. Формирование идейной убежденности каждого члена общества поможет привить ценности демократической культуры новым поколениям, которые будут создавать свободное общество.

Среди сложного, многогранного комплекса проблем, которые отчетливо проявились в нашей стране, особое место занимает формирование мировоззрения личности. Формирование мировоззрения молодежи занимает особое место и является насущной потребностью нашего общества. Именно поэтому разработка проблем формирования мировоззрения молодёжи приобретает актуальное теоретическое и практическое значение. Особенно в условиях демократизации общественной жизни, включая в себя процесс раскрепощения сознания человека, в качестве приоритетного направления теоретической и практической мысли выдвигает задачу исследования проблем и противоречия закономерностей формирования мировоззрения людей.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что нынешняя политическая ситуация нашего общества, в целом, объективно требует нового подхода к теоретическому анализу мировоззрения, как сложного, так и противоречивого социального феномена. Этот новый подход, с одной стороны, должен исходить из того, что в процессе демократизации общественно-политической жизни утверждается плюрализм мировоззрений, а с другой, связано с тем, что переломный характер нашего времени, в котором мы живём создаёт сложные социальные и международные коллизии, глобальные проблемы и остро ставят вопрос о выработке правильной системы взглядов на мир и отношения человека к миру, осознания взаимосвязанности всего человечества. И, в этих условиях значительно повышается социальный статус мировоззрения, усиливается его роль в духовной жизни общества и человека.

Практика всех социально-политических реформ и преобразований, в том числе, происходящие изменения в современных условиях, убедительно показывает, что без перелома в общественно-политическом сознании, без изменения мышления людей нельзя добиться качественного обновления общества. В свою очередь, исследование диалектики общего и особенного в формирования мировоззрения классов и социальных слоёв создаёт возможность учёта приоритета общечеловеческих ценностей. На наш взгляд, такой анализ крайне важен сейчас, когда общественно-политическая ситуация в Таджикистане требует консолидации всех прогрессивных общественных сил, группировок, политических партий, организаций и общественных движений, а также нации, классов, социальных групп и слоев населения страны.

Как переломить устаревшие стереотипы мышления, психологические привычки людей – этот вопрос волнует сегодня весь прогрессивный потенциал нашего общества. Сложные экономические, социально-политические и духовные ситуации в нашей стране на современном этапе требуют внимательного теоретического рассмотрения связи между политическим сознанием и мировоззрением людей и их практической деятельностью, что требует повышения роли и значения мировоззрения и вообще духовной жизни людей Таджикистана.

Актуальность темы исследования обусловлена:

-во-первых, потребностями дальнейшего совершенствования теории мировоззрения, необходимостью конкретизации его места и роли в социально-политической и духовной жизни нашего общества; анализом специфики качественных черт их взаимосвязи и взаимодействия;

-во-вторых, наша страна вступила в новый этап своего развития - этап демократизации, качественного преобразования всех сфер духовой жизни общества. Решение этих задач возможно лишь при условии активизации человеческого фактора, идейной основой которого является мировоззрение;

-в-третьих, глубокие перемены в социально-политической жизни общества требуют соответствующих перемен во взглядах, так как без перелома в мировоззрении, общественном сознании, без изменений в психологии и мышлении невозможно преодолеть критическое состояние нашего общества. Поэтому формирование мировоззрения людей в духе современности, повышение социальной, политической активности молодёжи в создании гуманного и демократического общества, устоявших стереотипов – это сегодня одно из мощных факторов к переходу в качественно новое состояние нашего общества;

-в-четвёртых, мировоззрение молодёжи ныне формируется в условиях беспрецедентного развёртывания в области научно-технического прогресса и информационной политики революционных преобразований, которые характеризуются неоднозначными последствиями. Следующие друг за другом крупные научные открытия вызывают ломку устаревших представлений и стереотипов человеческого мышления и мировоззрения. Поэтому для того, чтобы верно сориентироваться в сложных процессах, порождённых научно-технической революцией, важно иметь солидный мировоззренческий кругозор, подразумевающий широту взглядов, высокую политическую культуру и способность проникать в противоречивую суть происходящего не только у нас, но и во всём мире;

-в-пятых, актуальность данной проблемы определяется тем, что в современных условиях вопрос о тенденциях дальнейшего возрастания роли и значения мировоззрения в социально-политической и духовной жизни нашего общества становится в один ряд с конкретными социально-политическими, экономическими и духовными задачами. В осуществлении этих задач велика роль и значение мировоззрения как методологической, так и идейно-теоретической основы общества.

Названные факторы обуславливают чрезвычайную актуальность проблем формирования мировоззрения. В свою очередь, данное обстоятельство определяет важность анализа сущности и структуры мировоззрения, выявления путей и средств его утверждения в сознании молодёжи на нынешнем этапе развития общества.

Степень научной разработанности проблемы. В последние годы вопросам теории и практики формирования мировоззрения у молодёжи в печати вышло большое количество монографий, брошюр, статей, коллективных трудов, где рассматриваются анализы соотношения мировоззрения и философии, мировоззрения и политики, мировоззрения и идеологии, мировоззрения и морали, мировоззрения и сознания, мировоззрения и традиций, мировоззрения и религии, а также другие аспекты данной проблемы.

В трудах известных учёных стран СНГ, таких как: М.Б.Митина, М.Б.Кедрова, М.П.Иовчука, А.Г.Спиркина, В.В.Бобенко, В.Л.Василенко, М.К.Капрова, В.С.Овчинникова, М.С.Ковалёва, В.Г.Платонова, В.А.Медведева, В.Ф.Черноволенко, В.А.Черняка, В.Г.Афанасьева, А.И.Анишенко, М.Г.Гака, В.В.Журавлёва, Ж.М.Абдильдина, М.С.Аженова, И.Т.Фролова, М.Я.Ковалзона и др., в свете задач демократически строящегося общества рассматриваются социально-политические, духовно-идеологические, нравственные, эстетические, национальные, интернациональные, патриотические, юридические и другие аспекты мировоззрения в духовной жизни общества.

Существенный вклад в развитие вышеназванной отрасли науки, внесли и те исследователи, которые хотя и не ставили перед собой задачу непосредственного изучения мировоззрения, но тем не менее, они проанализировали целый ряд социальных явлений и зависимостей, теснейшим образом связанных с процессом формирования мировоззрения членов общества.

Среди таких трудов, в первую очередь, следует назвать работы Т.И.Ойзермана, А.С.Богомолова, П.Г.Лященко, М.А.Акапова. Н.В.Столетова, А.И.Щербинина, Н.С.Гуревича, Ю.Т.Волкова и других авторов, не только раскрывающих сложную взаимосвязь объективных и субъективных факторов в развитии общества, но и научно обосновывающих те характерные черты и свойства поведения и, соответственно, сознание членов нашего общества, которые делают возможным нормальное функционирование этого общества, реализацию его закономерностей.

Исследование собственного сознания является важнейшей теоретической предпосылкой для успешного изучения мировоззрения. Проблема сознания, его природа, структура, социальные факторы его развития в трудах ученых исследованы с различных сторон. Общефилософское рассмотрение сознания содержится в работах Э.Ф.Володина, Б.А.Грушина, В.В.Лазарева, А.И.Новикова, В.А.Щегарцов и других.

При всем внимании научной мысли к мировоззрению, признании его особого места в сознании и акцентировании значения целенаправленного формирования мировоззрения в процессе нравственного воспитания, при неоспоримых успехах этого процесса, непосредственном изучении мировоззрения, его сущности, взаимосвязи с другими видами сознания, его исторической и диалектической динамики посвящён целый ряд научных работ. В качестве основных, исчерпывающе представляющих степень современной научной исследованности мировоззрения, следует назвать работы: А.С. Тонких, В.И. Дрыгина, П.В. Алексеева, В.И. Шинкарука, А.И. Лященко, М.Г. Ашманиса, А.В. Мяювицкого, Н.В. Попова, С. Джумагулова, Р.А. Арцишевского, В.С. Буянова, И.Т. Ильинского и др.

В названных работах исследуются диалектическая и историческая природа мировоззрения в системе общественного сознания, соотношение мировоззрения с философией, наукой, идеологией раскрываются социальные функции мировоззрения.

Однако во всех указанных работах анализируются вопросы формирования мировоззрения в целом, следовательно, особенности процесса формирования данной проблемы освещаются в общих чертах. Они написаны на основе общего материала, поэтому у них не хватает широких теоретических обобщений, рассматривающих особенности проявления общих закономерностей формирования мировоззрения людей в той или иной стране СНГ. Тем не менее, вышеназванные работы оказали определенную помощь в процессе исследования закономерностей, противоречий мировоззрения молодежи и особенностей их проявления в условиях Таджикистана.

За последние годы руководителями и учеными Таджикистана проводится определённая работа в области обобщения опыта работы Республики Таджикистан по идейному воспитанию молодежи. Весьма ценными являются научные исследования Э.Ш.Рахмонова, М.К.Гафаровой, Т.Рахмонова, А.Махмадова, З.Тураева, А.Имомова, Р.Комилова, Махмадали Нурали, Н.Давлятова, К.Джалилова, А.А.Шамолова, Г.Содикова и др.

Однако, несмотря на это, остаётся еще много нерешенных проблем и дискуссионных вопросов по проблемам и противоречиям процесса формирования мировоззрения, требующих дальнейшего исследования и освещения. Анализ имеющейся литературы показал, что ещё недостаточно глубоко исследованы проблемы и противоречия процесса формирования мировоззрения в условиях Таджикистана.

Опыт работы Республики Таджикистан, как и других республик Средней Азии и Казахстана по формированию мировоззрения людей отличается разнообразием форм, методов, средств, обусловленных специфическими и историко-этнографическими особенностями развития этого многонационального региона.

Особая актуальность и недостаточная изученность вышеназванных вопросов определили интерес к ним автора, были им учтены при выборе направлений исследования. Диссертант при этом, разумеется, исходит из того, что более или менее полное рассмотрение всего комплекса вопросов, связанных с закономерностями и противоречиями формирования мировоззрения молодёжи на примере Таджикистана в современных условиях, в рамках одной работы не представляется возможным. Данная задача может быть решена только совместными усилиями представителей различных общественных наук, целых научных коллективов. На основе анализа всех вышеуказанных, взятых в своей совокупности источников, предпринята попытка исследовать особенности проявления закономерностей формирования мировоззрения молодежи на примере Республики Таджикистан. Эти и другие проблемы, требующие теоретического и практического осмысления, обусловили выбор данной темы в качестве диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования. Основываясь на анализе практического и теоретического материала, определена основная цель - как в комплексе изучить особенности формирования мировоззрения молодежи в Таджикистане. Главной целью диссертационного исследования являются следующие задачи:

- исследовать категорию мировоззрения, изменение его содержания в процессе развития общества, дать определение понятию мировоззрения, показать различные типы мировоззрения в политической истории общества;

- раскрыть социальную сущность мировоззрения и его роль в развитии социально-политической и духовной жизни общества, выявить механизм взаимосвязи объективных условий и субъективных факторов, влияющих на формирование мировоззрения;

- вскрыть общие закономерности и специфику особенностей формирования мировоззрения в условиях Таджикистана, показать диалектику общего и особенного, взаимосвязь общих и региональных моментов формирования мировоззрения;

- рассмотреть процесс демократизации общества как важный фактор формирования мировоззрения, преодоления отчуждённости человека от общечеловеческих и духовных ценностей. В этом аспекте раскрыть сущность современной модернизации ислама, стремящегося к укреплению и усилению влияния идеологии ислама и национальной обособленности, исследовать причины переплетения религиозных и националистических пережитков;

- исследовать взаимосвязь становления духовной жизни общества и формирования мировоззрения молодёжи;

- определить место политической сознательности и идейной убеждённости в системе мировоззрения личности;

- раскрыть специфические формы проявления противоречий и негативных явлений в нашей стране и их отрицательное влияние на процесс формирования мировоззрения молодёжи;

- исследовать влияние социально-политических и духовных факторов превращения мировоззрения в личную идейную убеждённость молодого человека;

- выявить диалектику тенденции дальнейшего возрастания роли и значения мировоззрения в социально-политической и духовной жизни общества.

Объектом исследования диссертационной работы являются процессы формирования мировоззрения у молодежи в условиях демократизации общества в Таджикистане.

Предметом исследования является научный анализ социально-политических и идеологических факторов возникновения, исторические условия формирования молодежи Таджикистана. Важным моментом исследования является прослеживание особенностей формирования мировоззрения различных категорий таджикской молодежи.

Научная новизна исследования состоит в том, что специальные исследования, посвящённые формированию мировоззрения молодёжи в условиях демократизации Таджикистана еще не проводились и поэтому в диссертации предпринята попытка восполнить этот пробел.

В отличие от других исследований в диссертации впервые сделана попытка выявить общие и специфические особенности формирования мировоззрения. Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней:

- проанализирован уровень развития политического сознания, характерные аспекты отдельных форм классового общественного сознания в дореволюционный период Таджикистана, выявлены основные социально-экономические факторы, тормозившие формирование мировоззрения молодёжи;

- исследовано влияние социально-освободительной борьбы таджикского народа накануне Октября на закономерности пробуждения мировоззрения, выявлено основное содержание мировоззрения этой эпохи;

- подвержены анализу объективные условия и субъективные факторы формирования мировоззрения народа, общие и специфические закономерности, вытекающие из них;

- показаны уровень и содержание политического сознания основных классов и социальных групп Таджикистана, а также место и роль каждого из них в демократическом процессе;

- проведен анализ места возникновения процесса формирования мировоззрения в системе закономерностей нового общества;

- показаны возникновение и формирование мировоззрения в условиях Таджикистана, проанализированы особенности социально-политических, экономических, духовных и идеологических предпосылок формирования мировоззрения молодёжи;

- впервые проведён научный анализ процесса формирования мировоззрения молодежи в условиях переходного периода;

- проведен научный анализ процесса преодоления устоявшихся стереотипов, выразившихся в стремлении искусственно форсировать процесс формирования мировоззрения людей под влиянием мощного механизма административно-командной системы, политикой и идеологией застоя;

- в работе освещается теоретический аспект идеологической работы по разработке научных основ в деле формирования мировоззрения;

- дана целостная характеристика борьбы против негативных явлений, консервативных тенденций последних лет в Таджикистане; выявлены социально-экономические корни проявления и становления бюрократизма, догматизма, консерватизма, коррупции, взяточничества и других негативных явлений в обществе; сформулированы практические рекомендации для преодоления этих антиподов общечеловеческой морали.

Диссертация является научной работой, в которой обобщён опыт идеологической работы Таджикистана по формированию мировоззрения молодёжи Республики в условиях демократизации общества.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Анализ позиций многих исследователей по определению понятия «мировоззрения» показывает, что мировоззрение имеет многоаспектный характер и по-разному отражает широту их подхода к раскрытию этих понятий. Поэтому, весьма важен углубленный теоретический анализ самого понятия «мировоззрения», раскрытие его роли в социальной политике и духовной жизни общества.

  2. Формирование мировоззрения в трудовом коллективе выступает как фактор взаимообогащения представителей молодежи разных народов и национальностей.

  3. Концептуальные направления диссертации, состоящие в доказательствах того, что после развала СССР и появления на месте бывшего Советского Союза – Содружества Независимых Государств (СНГ) – диктуются новым подходом к анализу социально-политической и духовной жизни общества, с учетом особенностей формирования мировоззрения молодежи.

  4. Основная концептуальная линия вбирает в себя ряд взаимосвязанных направлений исследования, специфику идеологического механизма, структуру общественного сознания, характерные черты и структуру религиозного мировоззрения, реакционную сущность фундаментализма и политического экстремизма; особенности проявления терроризма.

  5. Результаты исследования, анализ общих и исторических закономерностей, а также региональных особенностей формирования мировоззрения требуют всё более нового подхода и новых форм к изучению мировоззрения молодёжи Таджикистана в условиях демократизации общества.

  1. Перспективы и практические выводы для дальнейшего совершенствования мировоззрения молодежи в Таджикистане, основанные на философских и политических традициях и духовных ценностях таджикского народа, в свете построения демократического правового государства.

  2. Тенденции дальнейшего возрастания роли и значения мировоззрения в процессе воспитания молодежи суверенного Таджикистана.

Теоретическая и методологическая основа диссертации. Настоящая работа является теоретическим исследованием объективной обусловленности научного характера формирования мировоззрения молодёжи в условиях демократизации Таджикистана. Методологической основой работы является диалектический анализ духовных явлений, с целью выявить действительные позиции теории мировоззрения, понимание природы и сущности, ее структуру и функции мировоззрения как общественное явление, представляющие совокупность идей, оценок, целей, воззрений, отражающих общественные отношения через призму философских, социально-политических, политико-правовых, морально-этических и эстетических взглядов тех или иных социальных классов.

Постановка и анализ в диссертации ряда новых теоретических проблем, разработка методологии и методики их исследования открывают возможности для расширения фронта изучения процесса формирования мировоззрения и повышения его роли в социально-политической и духовной жизни общества.

Настоящее исследование позволяет выработать единую методику учета и оценки тех объективных условий, в которых осуществлялась прежняя практика, определившая особенности нынешнего состояния мировоззрения молодежи Таджикистана. К такой методике относятся: тщательный анализ, сравнение источников, проводимых на диалектической и методологической основе.

В то же время, в процессе исследования автор прибегнул к помощи методов исторического, диалектического, системного, структурно-функционального и сравнительного анализа. Работа осуществлена на основе изучения общечеловеческого идейного наследия, использования обширного круга философских, экономических, социологических, психологических и политических исследований.

Источниковая база диссертации. Источниковой основой исследования послужили публикации, материалы центральной, республиканской, областной и районной печати, текущих архивов Министерства образования Республики Таджикистан, Министерства культуры Таджикистана, ряда промышленных предприятий, учреждений, Центрального Статистического Управления Таджикистана и др.

Диссертантом, с целью глубокого ознакомления с процессом формирования мировоззрения молодёжи в период исследования, проведены беседы со многими представителями рабочих, интеллигенции, служащих, жителей городов и посёлков Таджикистана. Все материалы дали автору возможность связать теоретические положения с практическими задачами, посвящённых проблемам формирования мировоззрения молодёжи.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Исследование формирования мировоззрения молодёжи в условиях демократизации общества в Таджикистане представляет фундаментальное значение, как в плане общечеловеческих ценностей, так и конкретизации социально-демократических функций мировоззрения в обществе.

Теоретическая и практическая ценность исследования возникает в связи с тем, что формирование у молодежи мировоззрения осуществляется на основе комплекса философских, социально-политических, психолого-педагогических, этико-нравственных знаний. Это требует глубокой разработки общетеоретической методологической основы проблемы, которая опиралась бы на учёт накопленного положительного опыта идеологических учреждений Таджикистана по формированию у молодежи мировоззрения.

В этой связи в диссертации выявляются функции мировоззрения в системе идейно-теоретических знаний личности, в утверждении её активной жизненной позиции, всесторонне осмысливается проблема оценки культурного наследия прошлого в аспекте обогащения интеллектуального развития общества.

Практическая значимость данной работы ещё состоит в том, что в ней анализируются качественные сдвиги в мировоззрении и в жизни молодёжи, в целом, произошедшие в Таджикистане за годы приобретения независимости и суверенитета.

Теоретические выводы данного исследования имеют особое значение в борьбе с международным терроризмом и исламским фундаментализмом. Сформулированные в диссертации положения позволяют вполне мобилизовать идеологический потенциал мировоззрения, способствовать процессу возвышения духовных и нравственных ценностей Республики Таджикистана, дают возможность выявить позитивную закономерность осуществления принципа свободы совести, недопустимость возбуждения вражды и ненависти на религиозной основе в нашем обществе.

Вместе с тем, теоретические выводы диссертации дают возможность более эффективно поднять уровень повышения политической сознательности молодёжи, формирования мировоззрения и социальной активности людей в реализации социально-экономических задач в Республике Таджикистан.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в дальнейшем анализе проблем формирования мировоззрения, раскрытия специфики духовно-идеологической жизни Таджикистана.

Тем самым выводы данного исследования могут послужить исходной базой для дальнейшего исследования проблемы соотношения мировоззрения с другими гуманитарными общественными науками. Материалы диссертации могут применяться в практической деятельности системы воспитания, Комитета по делам молодёжной политики при правительстве РТ; Управления отделов по работе с молодёжью; областных, городских и районных Хукуматов; Минобразования; молодёжных организаций и движений, а также при разработке и реализации долгосрочных программ и проектов в сфере государственной молодёжной политики.

Апробация работы. Тема исследования обсуждена и утверждена на заседании кафедры политологии Таджикского государственного педагогического университета им.К.Джураева и включена в план координации АН Республики Таджикистан. Диссертация выполнена на кафедре политологии ТГПУ им.К.Джураева, где обсуждена и рекомендована к защите. Основные положения диссертации отражены в брошюрах, статьях и тезисах докладов, опубликованных в научных изданиях и периодической печати. Результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава ТГПУ им.К.Джураева.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Подобные работы
Атоев Сухбатхон
Формирование политического сознания в условиях демократизации общества : Из опыта Таджикистана
Шарипов Джурахон Рахматович
Особенности политического процесса в условиях демократизации общества
Бедилов Хусайн Кабутович
Развитие национальных отношений в условиях демократизации общества : опыт Таджикистана
Савина Наталья Федоровна
Реализация конструктивной составляющей харизматического лидерства в условиях демократизации российского общества
Еремеева Вероника Владимировна
Политическое лидерство в молодежной среде в условиях демократизации российского общества
Прокопенко Елена Евгеньевна
Самоуправление казачества в условиях демократизации российского общества
Кравцова Ангелина Викторовна
Политическое участие в условиях демократизации российского общества
Митяева Юлия Владимировна
Национальная потребительская политика как условие демократизации современного российского общества
Мансуров Тилло Акилович
Национальное согласие и примирение-феномен демократизации общества (Из опыта Таджикистана)
Бессолицына Елена Александровна
Парламентский контроль как фактор демократизации российского общества

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net