Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Гагарина Куннэй Егоровна. Формирование духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха : диссертация... кандидата педагогических наук : 13.00.01 Якутск, 2007 173 с. РГБ ОД, 61:07-13/1581

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

стр.

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ.... 12

1.1. Философский аспект раскрытия сущности духовной
культуры личности 12

  1. Формирование духовной культуры личности как проблема педагогического исследования 43

  2. Особенности формирования духовной культуры студентов

на традициях народа саха 62

Выводы по первой главе 95

ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ НА ТРАДИЦИЯХ
НАРОДА САХА
100

2.1. Модель формирования духовной культуры студентов вузов

на традициях народа саха 100

  1. Формы и методы развития духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха 109

  2. Диагностика сформированности духовной культуры

студентов вузов 123

Выводы по второй главе 137

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 139

БИБЛИОГРАФИЯ 142

ПРИЛОЖЕНИЕ 166

,-:-^ ":-:*х-.:>- ,.:. ВВЕДЕНИЕ

Введение к работе:

Актуальность исследования. В центре педагогических исследований находится проблема выявления индивидуальности человека из контекста его жизнедеятельности Это подводит к анализу и обобщению уровней социальной реальности, ее ведущей идеи - универсальной категории духовности. Образование является одним из важных социальных институтов трансляции духовных ценностей народа, его духовного самовоспроизводства

Явления и процессы, носящие антикультурный характер, воздействуют на традиционную системную целостность культуры Сегодня, к сожалению, индивидуализм, эгоцентризм отодвигают народную мудрость поколений, общественную заинтересованность в развитии созидательной культуры Вследствие этого в полной мере не воплощается в жизнь идея единой стратегии образования и воспитания человека, его духовного обновления

Теоретические аспекты духовности исследованы в трудах И Канта («этика долга», «категорический императив»), И Фихте («деятельное есть нравственное», «создавай собственное Я»), Г.Гегеля («единство правового содержания и морального убеждения», «доктрина отрицания») Духовность -явление водящего духа («воля - в стремлении») А Шопенгауэра, «идеальный образ сверхчеловека» Ф Ницше Представления о духе часто определяли своеобразное понимание духовности- «Ум» Аристотеля, «Святой Дух» Августина, «Разум» И Канта, «Абсолютный дух» Г Гегеля

Гуманитарно-антропологическое направление, стремящееся к «здоровому обществу» и объединяющее мышление и действие, представляют У.Джемс, В Дильтей, О Шпенглер, Г Плеснер, Э Фромм Экзистенциальные пространства духовности освещены в работах С Кьеркегора, М Хайдеггера («вот-бытие»), К Ясперса («в-себе-бытие»), Ж П Сартра («человеческая реальность») и других

Ряд исследователей обращают свое внимание на диалектику и движение
духовности, разрабатывают типологические подходы сопоставлений и
методологические принципы анализа явлений Примером служат построенные
великими педагогами разных времен и народов ЯАКоменским,
И Г Песталоцци, К Д Ушинским, Л Н Толстым, А С Макаренко,

В А Сухомлинским и др системы воспитания и обучения, основанные на культурных, духовно-нравственных традициях и ценностях народа

Мыслители и педагоги Н А Бердяев, П П Блонский, В И Вернадский, Н К Рерих и др подчеркивали в своих трудах целостность духовно-душевного мира, рассматривали человека как творца своей судьбы и указывали на необходимость развития духовно-нравственной сущности человека, отмечали общепланетарную значимость личности

В изучение духовной культуры народа саха внесли свой вклад В Л Приклонский, В М Ионов, И А.Худяков, В Л Серошевский, Э К Пекарский, В Ф Трощанский, А Е Кулаковский, П А Ойунский, С А Новгородов, А А Попов, С И Боло, Г П Башарин, А Е Мординов и другие

В исследовании традиционной культуры и системы воспитания большую роль имеет значение богатое духовное наследие педагогов В Ф Афанасьева,

Г С Виноградова, Г Н Волкова, К С Чиряева, А А Григорьевой, Д А Данилова, А Э Измайлова, А Г Корниловой, Н Д Неустроева, Т.Н Петровой, И С Портнягина, З Б Цаллаговой, Я И Ханбикова и других Ученые-педагоги подтверждают, что подлинно народные по сути формы, методы, приемы обучения и воспитания ориентируют личность на гуманистическое миропонимание и нравственный стиль поведения

Выделяются имена тех, которые работают над исследованием проблем
происхождение якутов и формирование их культуры (А И Гоголев), динамика
современной социокультурной ситуации (У А Винокурова), процесс
формирования циркумполярной цивилизации, своеобразие менталитета саха
(А Г Новиков), диалектика движения духовности, возрождения, развития
национальной культуры (Б Н Попов), особенности традиционной культуры
(Е Н Романова), типологические подходы сопоставлений и методологические
принципы анализа явлений духовной культуры (КД Уткин),
этносемиотические средства освоения национальной культуры на материалах
культуры саха (К Д Дьячковский), корневые истоки и диалектика развития
религиозно-культового мировоззрения (Л А Афанасьев), социальные,
психолого-педагогические, национально-этнические аспекты

интеллектуального воспитания школьников (ДА Данилов, И И Портнягин), процессы формирования и реализации гуманистических идей в традиционной культуре народов Якутии (М А Абрамова, Н Д Неустроев), этнические основы традиционной педагогической культуры, системы природосообразного воспитания якутских детей (Г С Попова), формирование духовной культуры учителя в системе послевузовского образования (Н А Корякина), гражданское воспитание учащейся молодежи как педагогический процесс (Л И Аманбаева), философско-праксиологическая модель соуправления развитием личности (Т А Корсакова), феномен саморазвития личности (В Е Степанова), аксиологическое содержание духовной культуры народа саха и его педагогический потенциал (А А Борисова), этнопедагогические воззрения народа саха на материале олонхо (М И Баишева) и другие

В целом, признавая большую ценность результатов вышеназванных исследований, необходимо отметить, что формирование духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха до сих пор не являлось предметом специального педагогического исследования

Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяются существующими противоречиями

несмотря на официальную декларацию о высоком уровне экономического, научно-технического развития, общество в целом ощущает чувство дискомфорта во всех сферах социально-культурной, образовательно-воспитательной и индивидуальной жизни Само время обуславливает новое осмысление происходящих процессов в контексте общей системы социокультурного процесса,

- практически не воплощается в жизнь идея единой стратегии политики целостного воспитания человека, духовного обновления личности и всего

уровня общества Многие начинания остаются на уровне формализованных мероприятий В деле оптимального и действенного управления духовными процессами встает задача концептуальной разработки новых идей, организационно-финансового обеспечения политики обновления духовного мира человека, наполнения его содержательными компонентами действительной, а не формальной духовности

Необходимость выявления теоретических и методологических основ формирования духовной культуры студентов и недостаточная разработанность этой проблемы обусловили выбор данной темы в качестве диссертационного исследования «Формирование духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха»

Объект исследования процесс формирования духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха

Предмет исследования теоретические основы и педагогические условия формирования духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха

Цель исследования: разработать авторскую концепцию нравственного императива «стать человеком» как необходимый этнопедагогический ориентир в развитии духовной культуры студентов вузов

Гипотеза исследования: формирование духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха будет наиболее эффективным, если

-обосновать и разработать концепцию и структуру нравственного императива «стать человеком»,

-внедрить в образовательно-воспитательный процесс модель формирования духовной культуры студентов,

В соответствии с поставленной целью и гипотезой определены следующие задачи

  1. Проанализировать теоретико-методологические основы формирования духовной культуры студентов вузов

  2. Раскрыть сущность и содержание формирования духовной культуры личности

3 Разработать авторскую концепцию и структуру нравственного
императива

  1. Сконструировать модель формирования духовной культуры студентов

  2. Определить и экспериментально обосновать педагогические условия формирования духовной культуры студентов

Методологической основой исследования являются философские, культурологические и педагогические теории и подходы к проблеме всестороннего и гармоничного развития личности, принципы причинной обусловленности воспитательного процесса и идеалы гуманизма, современные теории социокультурных реалий в условиях всеобщей глобализации и трансформации традиционных основ национальной культуры

Теоретической основой исследования являются философские, педагогические и психологические концепции гуманистической направленности (Р.Л Лившиц, Н Н Добкина, В Г Федотова, А 3 Арабаджян, Н А Бердяев, Л С Выготский, С Л Рубинштейн, Р М Салимова, Н Б Крылова,

Я А Коменский, В А Сухомлинский, К Д Ушинский и др ), этнопедагогическая теория (Г Н Волков, А А Григорьева, ДА Данилов, НДНеустроев, М А Абрамова, А П Оконешникова, Т Н Петрова, И С Портнягин, М И Баишева и др), теории по истории и этнографии народа саха (А Е Кулаковский, П А Ойунский, В Л Серошевский, Э К Пекарский, В Ф Трощанский и др), культурологический подход к изучению фольклора народа саха (К Д Уткин, Л А Афанасьев - Тэрис, А Г Новиков, А Г Пудов, Б Н Попов, Р И Бравина, Г С Попова, А А Борисова, К Д Дьячковский, И Г Васильев и др)

Методы исследования:

-теоретико-сопоставительный анализ педагогических, философских, культурологических,'психологических аспектов выбранной темы,

-изучение и выявление положительного опыта посредством наблюдения, привлечения научно-фондового материала Центра духовности «Туласа», Музея меценатства Якутской государственной сельскохозяйственной академии (г Якутск, Республика Саха (Якутия)),

-использование этнопедагогических и культурологических методов научного исследования, продуктивность которых обусловлена смыслообразующими теоретическими построениями

Научная новизна исследования:

-разработана авторская концепция нравственного императива «стать человеком»,

-теоретически обоснованы и экспериментальным путем проверены эффективные формы и методы формирования духовной культуры студентов, построенные на принципах природосообразности, глобализации, опережающего образования;

-сконструирована модель формирования духовной культуры студентов
вузов на основе рационально-логических подходов осмысления

педагогических разработок и их практического применения

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке концептуальных основ прогностической модели формирования духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха, в обосновании научных подходов к формированию духовной культуры студентов вузов

Практическая значимость исследования состоит в том, что
разработанные и экспериментально проверенные теоретические положения,
выводы и рекомендации могут найти применение в научно-исследовательской,
преподавательской и образовательно-управленческой деятельности,

способствовать повышению уровня духовности в структурах системы образования Материалы диссертации могут послужить базой для дальнейших разработок и исследований по данной проблеме

Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, организацией экспериментальной работы с применением комплексов и методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, а также соблюдением таких важных общенаучных принципов, как объективность фактов, связь истории с современностью, системный подход к анализу явлений

воспитания и образования

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации отражены в монографиях, научных статьях, докладах по направлениям изучаемой проблемы.

По разным аспектам темы исследования диссертант выступал на международной научно-практической конференции «Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки» (гМосква, 2001 г), Всероссийской научно-практической конференции «Социальные исследования благотворительности в современной России» (г Санкт-Петербург, 2001 г), международном семинаре CAES (Циркумполярные исследования окружающей среды Арктики) в рамках международной конференции CAES (Финляндия, 2003г), курсах послевузовского образования «Педагогические аспекты культурно-досуговой деятельности» (г Якутск, 2001 г), VI Гумилевских чтениях «Гумилевское наследие на рубеже веков» (г Якутск, 2001 г), 1-ой республиканской научно-практической конференции «Духовность — веление Времени» (г Якутск, 2001 г); «Аспирантских чтениях», посвященных декаде научной молодежи Якутии (г Якутск, 2003г), 1-ой республиканской научно-практической конференции «Глобализация судьба культуры» (г Якутск, 2003г), научно-практической конференции «Возрожденные традиции меценатства» (г Якутск, 2004г), научно-практической конференции «За подъем духовности села» (гНюрба, 2004г), Форуме научной молодежи Якутии, посвященному Дню российской науки (г Якутск, 2004г) и других

Отдельные положения диссертации включены в учебные планы курсов по выбору «Духовность - как приоритет саморазвития личности» для студентов Якутской государственной сельскохозяйственной академии и спецкурса Центра культурологического образования Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) Автор принимал непосредственное участие в организации Центра духовности «Туласа», Музея меценатства и 15 научно-культурологических экспедициях По материалам исследования разработана и внедрена Концепция образовательно-воспитательной работы студентов

Экспериментальной базой исследования явились Центр духовности «Туласа», Музей меценатства при Якутской государственной сельскохозяйственной академии, Центр заочного культурологического образования Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия)

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 2000 по 2007гг в три основных этапа

I этап (2000-2001гг) - поисково-теоретический. Изучение и анализ
научной литературы по проблеме исследования На данном этапе были
определены цель, задачи, гипотеза и научная экспериментальная база,

II этап (2001-2005гг.) - опытно-экспериментальный. Осуществление
формирующего эксперимента, в процессе которого определялись
эффективность подходов, принципов, форм и методов В экспериментальной
работе изучался специально разработанный в контексте нашего исследования

курс по выбору «Духовность — как приоритет саморазвития личности»;

III этап (2005-2007гг) - обобщающий. Завершение эксперимента, коррекция, систематизация и обобщение результатов исследования

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Духовная культура студентов рассматривается как культуролого-педагогический феномен их личностного становления

  2. Обоснование и разработка авторской концепции нравственного императива «стать человеком» как необходимый этнопедагогический ориентир в развитии духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха

  3. Технология формирования духовной культуры студентов вузов строится на основе философско-антропологического, гуманистического, системного, синергетического, личностно-деятельностного, культурологического, этнопедагогического, социально-педагогического, индивидуально-творческого подходов, включает 3 компонента (когнитивный, аксиологический, деятельностно-практический)

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения

Подобные работы
Мохова Ольга Викторовна
Формирование экономической культуры студентов вузов неэкономических специальностей
Гугин Дмитрий Николаевич
Формирование общей культуры студентов вуза во внеаудиторной деятельности
Шамсутдинова Елена Валерьевна
Формирование досуговой культуры студентов вуза в условиях клубного объединения
Юркина, Лера Валерьевна
Формирование культуры общения студентов непедагогических вузов : Гуманитарные и технологические специальности
Баталова Анна Викторовна
Формирование гуманистического мировоззрения студентов вузов культуры и искусств
Зайцева Светлана Сергеевна
Формирование культуры умственного труда студентов вуза
Исакаева Гайда Иншаровна
Формирование фамилистической культуры студентов педагогических вузов
Гришина Ираида Алексеевна
Педагогические условия формирования речевой культуры студентов гуманитарного вуза
Халупо Ольга Ивановна
Формирование коммуникативной культуры у студентов технического вуза при изучении иностранных языков
Сапронова Зоя Васильевна
Организация свободного времени студентов вуза как условие формирования педагогической культуры (На примере факультета физической культуры)

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net