Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Филологические науки
Теория литературы

Диссертационная работа:

Жданова Анна Владимировна. Структура повествования в условиях ненадежного нарратора : 10.01.08 Жданова, Анна Владимировна Структура повествования в условиях ненадежного нарратора (роман В. В. Набокова "Лолита") : диссертация... кандидата филологических наук : 10.01.08 Самара, 2007 195 с. РГБ ОД, 61:07-10/942

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Глава 1. Подходы к теоретическому осмыслению проблемы автора.

1. Проблема автора в современной нарратологии 18

2. Понятие «образ автора» в отечественном литературоведении 35

3. Перволичное повествование и его нарративные возможности 50

Глава 2. Анализ фигуры ненадежного нарратора.

1. Подходы к определению фигуры ненадежного нарратора в

отечественном и зарубежном литературоведении 67

2. Уровни проявления Гумберта как ненадежного нарратора в романе

В.В. Набокова «Лолита» 73

3. «Предисловие Джона Рэя» как свидетельство ненадежности Гумберта-
- нарратора 105

Глава 3. Фигура ненадежного нарратора как один из способов построения нетрадиционного нарратива.

1. Понятие нетрадиционного нарратива 118

2. К вопросу об истории формирования понятия «нетрадиционный

нарратив» 136

3. Читательские стратегии в процессе выявления ненадежности
нарратора 144

Заключение 164

Библиографический список 170

Введение к работе:

Одной из центральных проблем современного литературоведения является проблема организации повествования в таких ее аспектах, как субъектная организация текста, автор как многоуровневая система, его взаимоотношения с категориями персонажа и читателя При этом актуализируются концепции автора в разработке М М Бахтина, В В Виноградова, Б О Кормана, переосмысляется и дополняется понятие образа автора Отечественная теория литературы активно обращается к использованию наработок и терминологического аппарата нарратологии, продолжая структуралистскую методологию школы ГО М Лотмана Своеобразным посредником и актуальным адаптером в этом оказалась русскоязычная «Нарратология» немецкого русиста В Шмида, суммирующая многие повествовательные концепции от русского формализма до современной европейской теории в работах Ж Пуйона, Р Барта, Ц Тодорова, К Бремона, Ж Женетта и др

Наблюдения над структурой повествования позволили современным исследователям (Е В Падучева, Ю И Левин, М Я Дымарский и др) сделать вывод о существовании нарратива нового типа, который получил наименование нетрадиционного, неклассического, непрямого Новизна этого типа повествования заключается в усложнении, а нередко и акцентировании авторского присутствия в нем за счет разного рода экспериментирования - прежде всего на уровне организации повествования, не только рассказывающего об изображенном мире, но и заставляющего обратить внимание на механизмы работы по его созданию Подчеркивание способов авторской работы с миром дие-гесиса является напоминанием о его фикциональной природе Этой задаче служат разнообразные «прорывы» в повествовательной ткани произведения, дающие возможность нескольких равноправных интерпретаций в отношении фабульных, сюжетных, психологических характеристик «происходящего» (кавычки обусловлены как раз данным контекстом)

Яркие примеры нетрадиционной организации нарратива представляют собой произведения В В Набокова, охарактеризованные как «нарративные детективы» (А А Долинин), так как при всем своеобразии и увлекательности сюжетов в первую очередь в них проблематизируются именно повествовательные технологии Неслучайно набоковские произведения становятся своего рода полигоном для апробирования новаторских теоретических терминов «биспациальность» (Ю И Левин), «тексты-матрешки» (С Давыдов), «игровые поэтика и стиль» (А М Люксембург, Г Ф Рахимкулова)

Одним из мощных средств создания нетрадиционного нарратива может стать использование фигуры ненадежного рассказчика, предельно усложняющей способы авторского проявления в тексте, организованном диететическим

нарратором (в терминологии В Шмида) Термин «ненадежный нарратор» (unreliable narrator) был введен в начале 60-х годов XX века американским теоретиком литературы У Бутом для характеристики тех ситуаций, когда нормы нарратора и имплицитного автора не совпадают Современные лингвисты в своих аналитических работах по типологии повествования (Н А Кожевникова, Е В Падучева, Ж Женетт, В Шмид) фактически обходят данную категорию своим вниманием, справедливо указывая на ее лингвистическую невы-являемость Видимо, определение критериев ненадежности рассказчика должно стать полем совместных усилий лингвистов и литературоведов, одной из сфер изучения нарративной организации текста, способствующей его адекватному анализу

В связи с этим актуальность данного исследования обусловлена недостаточной выявленностью критериев ненадежности нарратора в современном литературоведении и нарратологии, при том что использование данной категории является одним из сложных аспектов проблемы автора в повествовании и одним из способов построения нарратива нетрадиционного типа Именно обнаружение ненадежности нарратора и, соответственно, недостоверности поставляемой им информации является важным аспектом адекватного понимания художественного текста и опосредованно выраженной в нем авторской позиции

Цель данного исследования состоит в том, чтобы проанализировать на примере романа В Набокова «Лолита» особенности структуры повествования в связи с использованием в нем фигуры ненадежного нарратора Задачи исследования обусловлены целью работы В задачи исследования входит

анализ критериев ненадежности рассказчика и способов их авторской презентации, в частности, определение уровней ненадежности Гумберта как персонажа-рассказчика в романе В Набокова «Лолита»,

выявление специфики сотрудничества автора с читателем в условиях пер-воличного повествования, затрудняющего прямые авторские оценки,

выявление читательских стратегий при рецепции текста с деформированной информацией,

определение набора минимально необходимых повествовательных условий для осуществления ненадежной наррации,

характеристика факторов ее культурно-исторической обусловленности

Методологическую основу исследования составляет концепция автора в разработке М М Бахтина, определяющая понятия завершения образа и диалогических отношений между автором и героем Помимо того, в качестве теоретической базы используются отечественные теории автора в работах В В Виноградова и Б О Кормана, книга Н Т Рымаря и В П Скобелева «Теория автора и проблема художественной деятельности», обосновывающая дея-

тельностный аспект проблемы автора, а также труды отечественных исследователей по теории литературы Ю Н Тынянова, Б М Эйхенбаума, В Б Шкловского, О М Фрейденберг, Д С Лихачева, Ю М Лотмана, И В Саморуковой и др Также данное диссертационное исследование опирается на герменевтические и структуралистские исследования зарубежных ученых, принципы теоретической семантики и семиотики концепцию автора и текста Р Барта и М Фуко, изучение особенностей построения исторического и беллетристического нарратива П Рикера, исследование художественного нарратива Ж Женетта, У Бута и В Шмида

Объект изучения данного исследования - структура прозаического повествования, его предмет - категория ненадежного нарратора и уровни ее функционирования в произведении Материалом данного исследования служит роман В В Набокова «Лолита» как один из наиболее ярких примеров использования категории ненадежного нарратора в литературе XX века при обязательном обращении к другим произведениям писателя, в том числе к эссеис-тике, критике, лекционным материалам, интервью, что подразумевает и необходимое использование англоязычных произведений, прежде всего первоначального «английского» текста романа

Научная новизна исследования состоит в осмыслении категории ненадежного нарратора как важнейшего инструмента кардинального преобразования повествовательной техники художественного произведения и создания нетрадиционного нарратива

Теоретическая ценность работы заключается в выявлении критериев ненадежности нарратора и определении повествовательных условий текста, дающих возможность осуществления в нем ненадежной наррации, а также в характеристике факторов культурно-исторической обусловленности данного феномена

Основные положения и результаты исследования могут найти практическое применение в анализе использования фигуры нарратора и его разновидности, ненадежного нарратора, в сложно организованных повествованиях, в том числе в нетрадиционном нарративе Материалы исследования могут быть использованы при подготовке общих историко-литературных курсов (причем, в силу специфики биографии В В Набокова, по истории как русской, так и зарубежной литературы, спецкурсу по литературе русского зарубежья) и теоретических курсов (теория автора)

На защиту выносятся следующие положения

1 Ненадежная наррация используется в произведении в игровых целях, проблематизируя отношения напряженного противостояния между автором и нарратором

  1. Ненадежность нарратора, не выявляемая с помощью приемов лингвистического анализа, обнаруживается путем логических, психологических и литературоведческих операций и способствует росту нарративной компетенции читателя в процессе подобной работы

  2. Роман В В Набокова «Лолита» является ярким примером сознательно игровой работы автора с категорией ненадежного нарратора, специфика которого заключается в нескольких уровнях его ненадежности

  3. К уровням ненадежности Гумберта-рассказчика можно отнести как обусловленные его психикой личностные качества, так и уровни, связанные с организацией нарратива в романе

  4. Использование в произведении фигуры ненадежного рассказчика является одним из способов организации нарратива нетрадиционного типа, приводящего к нарушению дейктического паритета между автором и читателем, создающего дейктический модус неопределенности, размывающий границы между внетекстовой реальностью и миром диегесиса, нарушающего цельность хронотопа Это дает читателю возможность выявить авторскую позицию в ситуации диегетического нарратора

  5. При встрече с ненадежной наррацией читателем могут задействоваться различные рецептивные стратегии, личностно и исторически обусловленные, а именно генетический, жанровый, экзистенциальный, внутритекстовый и рецептивный принципы прочтения художественного текста

  1. Применительно к ненадежной наррации можно выделить набор минимально необходимых повествовательных условий для ее осуществления, а также факторы ее культурно-исторической обусловленности

Апробация работы Материалы диссертационного исследования излагались на межвузовских и международных конференциях XVIII Пуришевских чтениях «Литература конца XX - начала XXI века в межкультурной коммуникации» (Московский педагогический государственный университет, апрель 2006 г), XXX юбилейной Зональной конференции литературоведов Поволжья «Вторые Бочкаревские чтения» (СГПУ, апрель 2006 г), Международной научной конференции «Татищевские чтения актуальные проблемы науки и практики» (Волжский университет им ВН Татищева, Тольятти, май 2006 г), Международной научной конференции «Нарративные традиции славянских литератур (средневековье и новое время)» (Институт филологии СО РАН, Новосибирск, июнь 2006 г), Международной научной конференции «Поэтика рамы и порога функциональные формы границы в литературе и искусстве» (СамГУ, сентябрь 2006 г), XI Международной научной конференции «Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе Проблемы теоретической и исторической поэтики» (ГрГУ, Гродно, сентябрь 2006 г), II Меж-

дународной конференции «Текст теория и методика в контексте вузовского образования» (ТГУ, Тольятти, ноябрь 2006 г), II Международной научной конференции «Татищевские чтения актуальные проблемы науки и практики» (Волжский университет им ВН Татищева, Тольятти, апрель 2007 г)

Объем и структура диссертации Общий объем диссертации составляет 195 страниц Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, насчитывающего 259 наименований

Подобные работы
Леус Валентина Ивановна
Основные типы сочетаемости союзов и условия их реализации в структуре сложного и самостоятельного предложения (На материале современного французского языка)
Новожилова К.Р.
Речевая структура иронического повествования в романах Жан-Поля Рихтера
Трофимов Василий Анатольевич
Поэтика автобиографической прозы Андрея Белого: структура символического образа и ритмика повествования : "Котик Летаев", "Крещеный китаец", "Записки чудака"
Миронова Оксана Ивановна
Компетентность руководителя в оптимизации материальных условий деятельности персонала (Сущность, структура, условия и факторы развития)
Савина Ольга Олеговна
Психологический анализ становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте (Условия, структура, динамика, типология)
Большаков Александр Сергеевич
Принципы и методы обеспечения конкурентного преимущества предприятий с матричной структурой в условиях рыночной экономики
Драч Владимир Евгеньевич
Исследование температурной зависимости генерации положительного заряда в термических пленках SiO2 МДП-структур в условиях управляемой сильнополевой инжекции электронов
Ильченко Светлана Михайловна
Интегрированные структуры в условиях рынка (На примере промышленного объединения)
Максимов Александр Владимирович
Формирование стратегических направлений деятельности российских интегрированных корпоративных структур в условиях глобализации
Джаман Михаил Алексеевич
Стратегическое управление строительными корпоративными структурами в условиях кризиса (На примере Петербургского инвестиционно-строительного комплекса)

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net