Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Филологические науки
Русская литература

Диссертационная работа:

Бедарева Ирина Александровна. Эволюция философско-эстетического взаимодействия алтайской и русской фольклорно-мифологических систем в русскоязычной литературе Горного Алтая : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01 Горно-Алтайск, 2007 182 с. РГБ ОД, 61:07-10/834

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Основные этапы и тенденции взаимодействия алтайской и
русской фольклорно-мифологических систем в русскоязычной литературе
Горного Алтая первой половины XX века
16

  1. Мифологический образ Хан-Алтая в произведениях Григория Чорос-Гуркина 17

  2. Формы и способы использования алтайского и русского фольклора в цикле очерков Петра Гордиенко «Ойротия» 35

1.3. Эстетические функции алтайских и русских фольклорно-
мифологических образов и мотивов в повести Николая Глебова «Кара-
Баарчык» 48

ГЛАВА 2. Билингвистический принцип мировосприятия как фило-
софско-эстетическая основа поэтики творчества Георгия Кондакова
61

  1. Хронологические и жанровые параметры формирования билингвисти-ческого мировосприятия в творчестве Георгия Кондакова 62

  2. Формирование фольклорно-мифологической системы в лирике Георгия Кондакова 74

2.3. Алтайский фольклор в прозе Георгия Кондакова 87

ГЛАВА 3. Полисемантические тенденции в фольклорно-

мифологическом аспекте в современной русскоязычной литературе Горно
го Алтая
99

  1. Особенности бытования фольклорно-мифологической системы в современной русскоязычной литературе Горного Алтая 99

  2. Эволюционные тенденции фольклорно-мифологической системы в современной поэзии русскоязычной литературы Горного Алтая 105

  3. Полисемантические тенденции фольклорно-мифологической системы в прозе современной русскоязычной литературы Горного Алтая 124

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 147

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 152

Введение к работе:

Диссертационное исследование посвящено выявлению эволюции взаимодействия алтайской и русской фольклорно-мифологических систем в русскоязычной литературе Горного Алтая.

Актуальность исследования. В современном литературоведении отмечается устойчивый интерес к проблемам региональной литературы. Это связано с тем, что проблема региональной субкультуры непосредственно связана с одной из общих историко-литературных проблем, которая была основательно сформулирована в книге Н.Г. Неупокоевой «История всемирной литературы», и эта проблема заключается в необходимости изучения всемирной литературы «не как суммы литератур отдельных народов, но как многосложной динамической макросистемы, складывающейся из исторически подвижных систем меньшего диапазона».' Именно региональный масштаб является наиболее удобной «стартовой площадкой» для изучения взаимосвязей мирового литературного процесса в их комплексе.

Теоретические основы и принципы русского регионального литературоведения были заложены в трудах Н.К. Пиксанова, который отмечал необходимость изучения истории русской литературы во всем взаимодействии ее компонентов. Наиболее основательно эти принципы были разработаны в монографии Н.К. Пиксанова «Областные культурные гнезда», в которой ученый утверждает, что данные «гнезда, представляющие собой сплав ландшафтно-природных, исторических, эстетических, религиозно-философских явлений, традиций и тенденций, требуют системного изучения — как важнейшая составляющая процесса взаимодействия провинциальной и национальной культуры».2

В современной науке основные положения работ Н.К. Пиксанова были развиты в исследованиях К.В. Анисимова, П.В. Куприяновского, A.M. Путинцева, Б.А. Чмы-хало и других.3

В диссертации, в связи с полиэтническим пространством субрегиональной литературы Горного Алтая, речь идет о русскоязычной литературе, важной особенностью указанного пространства является билингвизм. Большинство представителей русскоязычной литературы Горного Алтая являются билингвами. Для писателей-билингвов характерно использование фольклорного и мифологического материала в качестве «национального народного элемента». Если говорить об обращении русскоязычных писателей Горного Алтая к алтайскому и русскому фольклору, то следует отметить, что фольклорно-мифологическая символика выполняет в их произведениях двойную функцию: идейно-эстетическую и национальную.

Неупокоева И.Г. История всемирной литературы Проблемы системного и сравнительного анализа -М, 1976 -С. 185-186

2 Подробнее см Пиксанов Н.К. Областные культурные гнезда. Историко-краеведческий се-минар.-М.-Л., 1928 -С 61-71.

См . Анисимов К Вопросы поэтики литературы Сибири - Красноярск, 2001, Куприянов-ский П Проблемы регионального изучения литературы // Русская литература - 1984. - № 1; Пу-тинцев А.М Краевая художественная литература. Собрание, изучение, экспозиция - Воронеж, 1929, Чмыхало Б.А Молодая Сибирь. Регионализм в истории русской литературы - Красноярск, 1992.

Русская литература Горного Алтая является составной частью алтайского текста, другими составляющими которого являются собственно алтайская литература - то есть произведения, написанные на алтайском языке - и литература об Алтае - произведения писателей, посещавших Алтай и сделавших его центральным объектом художественного познания в своих сочинениях.

В настоящее время наиболее полно исследована алтайская литература. Различным аспектам ее становления и бытования посвящены отдельные работы многих авторов: К. Антошина, В. Дементьева, 3. Казагачевой, С. Каташа, С. Каташева, Н. Киндиковой, Р. Панкиной, А. Сагалаева, С. Суразакова и других. Кроме того, все видные деятели алтайской литературы являются объектом литературоведческого исследования - начиная с Михаила Чевалкова до современных писателей: Аржана Адарова, Бронтоя Бедюрова, Дибаша Каинчина, Паслея Самыка, Бориса Укачина.

Литература об Алтае создавалась на протяжении полутора веков выдающимися писателями, среди которых можно назвать, прежде всего - Георгия Вяткина, Георгия Гребенщикова, Петра Драверта, Сергея Залыгина, Всеволода Иванова, Анну Караваеву, Афанасия Коптелова, Николая Рубцова, Владимира Чивилихина, Мариэтту Шагинян, Вячеслава Шишкова и многих других. Общее число литераторов, писавших об Алтае, и количество произведений, ему посвященных, назвать, даже приблизительно, не представляется возможным, так как материал по данной проблеме до настоящего времени не систематизирован.

Третья грань алтайского текста - русская литература Горного Алтая - является практически не разработанной, и степень ее изученности можно считать минимальной. Единственным крупным научным трудом в этом плане является монография Л.Г. Чащиной «Русская литература Горного Алтая: Эволюция. Тенденции. Пути интеграции» (Томск, 2003), в которой, в частности, были определены причины, подтверждающие актуальность изучения русской литературы указанного субрегиона.

Русская литература Горного Алтая, несомненно, относится к числу молодых литератур, а процесс зарождения младописьменных литератур, как известно, шел по пути использования арсенала художественных достижений устного народного творчества и русской литературы. Проблема взаимодействия фольклора и литературы занимает особое место в современном литературоведении, о чем свидетельствуют многочисленные работы ученых, посвященные непосредственно выявлению элементов фольклора или мифологии в литературных произведениях русских классиков с одной стороны, и писателей «второго ряда» - с другой, среди них - исследования А.В. Бармина, В.В. Борисова, М.Н. Кипрусовой, И.О. Кирсанова, Т.В. Красновой, Л.В. Лыткиной, В.А. Михнюкевича, Р.А. Палкиной, М.Г. Рахимкулова, Е.Е. То-пильской, И.И. Тюриной, Л.А. Ходанен и других.

В работе рассмотривается взаимодействие алтайской и русской фольклорно-мифологических систем в русскоязычной литературе Горного Алтая. Под системой понимается «соединение однородного знания в одно целое, исходя из какой-либо общей идей, с целью познания какой-либо области явлений».4

Выявление алтайских и русских фолыоюрно-мифологических элементов как составных частей определенной системы в текстах русскоязычных писателей представляется важным в том плане, что именно системные элементы являются в тексте

Брокгауз Ф А, Ефрон И.А Энциклопедический словарь Философия и литература Мифология и религия. Языки культура - М, 2005 - С 483

носителями значений, а внесистемные воспринимаются как не несущие информации и отбрасываются. Это связано с тем, что информация, по определению Ю.М. Лот-мана, «может заключаться только в определенной системе, в определенном типе структурных отношений. Дело здесь в том, что любой процесс чувственного освоения представляет собой длительное и многократное приложение к тексту различных, часто взаимосвязанных кодов с целью введения в систему предельного круга внесистемных элементов».5

Среди фолыогорно-мифологических элементов выделяются мотивы, образы, цитаты, сюжеты.

В работе используется определение мотива Б.М. Гаспарова: «в роли мотива может выступать любой феномен, любое смысловое «пятно»».6 А.И. Веселовский и А.А. Потебня сходятся во мнении о том, что все устойчивые мотивы генетически восходят к мифу.

Специфике мифа посвящены фундаментальные труды многих ученых, среди которых отметим работы Р. Барта, К. Леви-Строса, А.Ф. Лосева, Е.М. Мелетинско-го, М.И. Стеблин-Каменского, О.М. Фрейденберг, М. Элиаде, К.Г. Юнга и других. В диссертации употребляется определение мифа в формулировке М.Е. Мелетинского, который, учитывая новейшие интерпретации мифа, выдвигает миф на первый план как «некую емкую форму или структуру, которая способна воплотить наиболее фундаментальные черты человеческого мышления и социального поведения».7

Кроме того, мы учитываем, что фольклорно-мифологические элементы литературного произведения всегда полифункциональны, и под полифункциональностью подразумеваем участие одного и того же фольклорно-мифологического элемента в формировании всех или большинства художественных уровней литературного произведения: характерообразующего, смыслообразующего, сюжетообразующего, композиционного, языкового и других.

Основной целью диссертации стало исследование взаимодействия алтайской и русской фольклорно-мифологических систем в русскоязычной литературе Горного Алтая XX века.

Для осуществления указанной цели определены следующие задачи:

  1. Рассматривая в хронологическом порядке творчество русских/русскоязычных писателей Горного Алтая, выявить специфику, роль и эволюцию билингвистической фольклорно-мифологической системы в полиэтническом пространстве данного субкультурного региона.

  2. Проследить в творчестве конкретных писателей формирование фольклорно-мифологической системы и выяснить особенности и функции отдельных фольклорных и мифологических элементов в их картине мира.

  1. Выяснить, как развивалась фольклорно-мифологическая система в контексте всей русской/русскоязычной литературы Горного Алтая.

4. Определить место фольклорно-мифологической системы рус
ской/русскоязычной литературы Горного Алтая в контексте основных тенденций
историко-литературного процесса данного субрегиона в течение XX века.

5 Лотман Ю.М Структура художественного текста // Лотман Ю М Об искусстве - СПб,
1998 -С63.

6 Подробнее см Гаспаров Б М Литературные лейтмотивы - М, 1995.

7 Мелетинский Е М Поэтика мифа - М, 2000. - С. 10

Научная новизна работы обусловлена тем, что настоящая диссертация стала первым опытом выявления, обобщения и систематизации материала по проблеме выявления взаимодействия алтайской и русской фольклорно-мифологических систем в русскоязычной литературе Горного Алтая.

Объектом исследования является творчество русских/русскоязычных писателей Горного Алтая: Григория Чорос-Гуркина, Петра Гордиенко, Николая Глебова, Георгия Кондакова, Кузьмы Поклонова, Валерия Куницына, Ольги Граковой, Юлии Туденевой, Лилии Юсуповой, Владимира Бахмутова, Сергея Адлыкова.

Логика выбора данных авторов заключается в следующем.

Во-первых, они являлись жителями Горного Алтая и находились в течение почти всей творческой жизни внутри этого природно-ландшафтного и культурного пространства, оказавшего мощное влияние на все составляющие элементы их картины мира, в том числе и на особенности формирования фольклорно-мифологической системы в конкретных произведениях.

Во-вторых, они сами оказали безусловное влияние на все основные особенности и тенденции создания и развития русской литературы Горного Алтая как определенной философско-эстетической целостности.

Методологической и теоретической основой работы являются труды ведущих литературоведов: М.М. Бахтина, А.Н. Веселовского, Ю. Кристевой, Ю.М. Лотмана, И.Г. Неупокоевой, М.Я. Полякова, В.Н. Топорова, Н.А. Фатеевой, Е. Фарыно; исследователей мифологии: Ю.М. Антоняна, Р. Барта, ЯЗ. Голосовкера, Ю.В. Доман-ского, К. Леви-Строса, А.Ф. Лосева, Б.М. Мелетинского, В.Я. Проппа, О.М. Фрей-денберг, М. Элиаде, К.Г. Юнга; фольклористов: А.Н. Афанасьева, С.С. Каташа, Д.Н. Медриша, Э.В. Померанцевой, А.А. Потебни, С.С. Суразакова; культурологов: А.К. Байбурина, Г.Г. Гачева, М.С. Когана, Д.С. Лихачева, А.А. Огановой, И.Г. Хандель-гиевой и других.

Методология исследования. Исследование строится на принципах системного анализа материала: целостности, структурности, взаимозависимости, иерархичности и множественности, которые позволяют использовать различные модели описания.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что она включается в систему исследований, посвященных значимости фольклора и мифологии в становлении младописьменных литератур.

Практическая значимость работы заключается в возможности использовать ее основные положения и собранный научный и фактический материал в учебном процессе: при чтении общих и специальных курсов по истории русской литературы XX века, в работе специальных семинаров по литературе Сибири и литературе изучаемого региона, а также по актуальным проблемам литературного регионализма.

Апробация работы. Материалы диссертационного исследования были представлены в форме докладов на следующих научных конференциях: региональная конференция «Эстетика и художественность алтайцев» (Горно-Алтайск, 2003), международная конференция «Языки и литературы народов Горного Алтая» (Горно-Алтайск, 2005), межвузовская конференция «Художественный текст: варианты интерпретации» (Бийск, 2005), межвузовская конференция «Художественный текст: варианты интерпретации» (Бийск, 2006), всероссийская конференция «Алтай - Россия: через века в будущее» (Горно-Алтайск, 2006), международная конференция «Горный Алтай: проблема билингвизма в поликультурном пространстве» (Горно-

Алтайск, 2006), международная конференция «Языки и литературы тюрко-монгольских народов Алтая» (Горно-Алтайск, 2006), региональная конференция «Горный Алтай - Сибирь - Россия» (Горно-Алтайск, 2006), всероссийская конференция «Социокультурное взаимодействие алтайского и русского народов в истории государства Российского»» (Бийск, 2006), международная конференция «Актуальные проблемы изучения языка и литературы: языковая политика в межкультурной среде» (Абакан, 2006).

Основные положения диссертации изложены в семнадцати публикациях.

Материалы диссертации использовались при составлении комментария и подготовке текста поэтического сборника: Кондаков Г.В. Избранное: Стихотворения и рассказы. (Горно-Алтайск, 2005). Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры литературы Горно-Алтайского государственного университета.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, включающего 464 источника. Содержание работы изложено на 182 страницах.

Подобные работы
Чащина Людмила Георгиевна
Русская литература Горного Алтая: эволюция. Тенденции. Пути интеграции
Иващенко Елена Геннадьевна
Эволюция литературного билингвизма в творчестве В. Набокова (Взаимодействие стиха и прозы)
Николаенко Нина Александровна
Романтическая новелла Н. Готорна в жанровой системе русской литературы: проблемы рецепции
Гаряева Наталья Саранговна
Муниципальная пресса в системе информационного взаимодействия органов власти и населения
Курилов Валентин Васильевич
Теория литературы в системе литературоведческого знания
Григорьева Людмила Павловна
Драматическая поэма в якутской литературе (Композиция и система образов)
Адушкина Татьяна Владимировна
Очерк в системе жанров мордовской литературы
Ивлиев Сергей Александрович
Эволюция сложноэтнических систем в условиях межкультурного взаимодействия
Сунаева Гюзель Газимовна
Взаимодействие технологических укладов и внеэкономических факторов как условие эволюции экономической системы
Бейрюмова Людмила Георгиевна
Взаимодействие видов искусств (литературы, музыки, изобразительного искусства) в системе эстетической подготовки учителя начальных классов в педагогическом училище

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net