Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Культурология
Теория и история культуры

Диссертационная работа:

Солтамурадов Магомед Дикалович. Суфизм в культуре народов Северо-Восточного Кавказа : 09.00.03, 24.00.01 Солтамурадов, Магомед Дикалович Суфизм в культуре народов Северо-Восточного Кавказа (идейно-философская эволюция) : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.03, 24.00.01 Грозный, 2007 165 с. РГБ ОД, 61:07-9/332

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Глава 1. Суфийская культура на Северо-Восточном
Кавказе 16

  1. Идейно-философские основания и нравственно-гуманистическое содержание суфизма 16

  2. Основные этапы становления учения накшбандийа в культуре народов Дагестана и Чечни 39

  3. Религиозно-философское содержание местных арабо-графических текстов, отражающих учение накшбандийа..68

Глава 2. Эволюция учения кадирийа на Северо-
Восточном Кавказе 85

  1. Социокультурные предпосылки появления и распространения тариката кадирийа в традиционной культуре чеченцев и ингушей 85

  2. Духовно-нравственное содержание арабо-графических текстов кадирийа 97

  3. Сегментация суфийских братств на Северо-Восточном Кавказе: эволюция учений и ритуальных практик 121

Заключение 141

Источники и литература 146

Введение к работе:

Актуальность диссертационной работы. Тема суфизма в системе культуры народов Северо-Восточного Кавказа (Дагестана, Чечни и Ингушетии) продолжает оставаться малоизученной в историко-философском и культурологическом ракурсах. Недостаточно раскрыты идейные основания этого сложного мозаичного феномена мусульманской культуры, оказывающего влияние на этнокультурные особенности региона. Должной историко-философской и культурологической интерпретации не подверглись арабо-графические тексты местных авторов, переведенные на русский и чеченский языки, отражающие суфийское учение. Слабо раскрыты причины появления и распространения в данном регионе тариката накшбандийа как основополагающего мистико-философского направления суфизма, трансформировавшегося в региональных социокультурных условиях в мюридизм, составивший идейную основу имамата Шамиля.

Требуют системного анализа социокультурные предпосылки распространения и эволюции тариката кадирийа в Чечне и Ингушетии, а также его идейно-философское содержание.

Современные духовные, религиозно-политические процессы на Северо-Восточном Кавказе сложно понять без изучения идейно-философских оснований и ритуальной практики суфизма, что во многом определяет особенности бытования ислама и его культуры.

Составной частью культуры суфизма на Северном Кавказе являются арабо-графические тексты, отражающие его идейные, догматические положения, оказывающие влияние на формирование нравственных ценностей и мировоззренческих установок.

Суфийские персоналии (шейхи и устазы) на Северном Кавказе, их образы жизни, учения, несмотря на более чем многовековую давность,

прочно сохраняются в духовной культуре народов. Их имена, духовно-нравственные высказывания часто воспроизводятся в религиозном дискурсе, ритуалах и песнопениях (назмах). Их деяния и места захоронений - зиярты окутаны мистической таинственностью. Учения шейхов и устазов занимают важное место в религиозном мировоззрении народов Северо-Восточного Кавказа. Суфийский ислам - достаточно укорененная духовно-нравственная традиция аварцев, кумыков, лакцев, даргинцев, лезгин, чеченцев, ингушей.

В начале 20-х годов XIX века в Дагестане появляется и распространяется накшбандийа, прошедший здесь ряд эволюционных этапов, каждый из которых раскрывается в содержательной части диссертации. В конце 50-х годов XIX века в Чечне появляется новый тарикат кадирийа, отличающийся от накшбандийа как по идейной, так и политической, практической направленности. Он также проходит соответствующую духовную и религиозно-политическую трансформацию, получившую название зикризм. В конце XIX века кадирийа в Чечне сегментизируется, дробится на более мелкие группы, зикристские вирды. В ходе эволюции он приобретает автономную, религиозно-политическую самостоятельность.

Традиционные суфийские группы (накшбандийского и кадирийского тарикатов) на Северо-Восточном Кавказе, почитающих своих основателей, не остались в прошлом, они существовали в XX веке и существуют сегодня, оказывая духовное и политическое влияние на этнические культуры, поведение верующих. Анализ истории появления, идейного и практического функционирования этих групп позволяет лучше понять их современные взаимоотношения, роль в общественной жизни, значимость для социокультурной, в том числе и духовной реальности, складывающейся в регионе.

Традиционный ислам, составляющий важную часть региональной культуры народов Северного Кавказа, сегодня позиционирует себя в качестве противника идей и практики ваххабизма. Тщательное изучение идейно-философских оснований и ритуальных особенностей суфийского ислама необходимо не только для научно-познавательных целей, но и для выработки адекватных мер противодействия религиозному радикализму и экстремизму.

Степень разработанности проблемы. Значительное внимание исследованию общих проблем суфизма, формирования и эволюции его идейных основ и ритуальных особенностей, воздействия на духовную и социокультурную жизнь народов уделено в работах отечественных ученых: М. А, Абдуллаева, А. В. Авксентьева, В. X. Акаева, А. А. Баранец, М. И. Билалова, Е. Э. Бертельса, Т. К. Ибрагима, А.А. Игнатенко, Г. М. Керимова, А. В. Крымина, А. Д. Кныша, К. Мамадова, В. В. Орлова, Ю. Г. Петраша, И. П. Петрушевского, А. В. Смирнова, М. Т. Степанянц, Е. А. Фроловой, И. М. Филыитинского, А. А. Хисматулина, Г. Шайхмухамбетовой1 и др.

См.: Абдуллаев М. А. Арабо-мусульманская научная и философская мысль в досоветском Дагестане // Ислам и исламская культура в Дагестане. - М., 2001; Авксентьев А. В. Ислам на Северном Кавказе. - Ставрополь, 1984; Акаев В. X. Место суфизма в исламе // Россия и мусульманский мир / Бюллетень рсферативпо-аналитической информации ИВ РАН. № 9. - М,, 2000; Он же. Суфизм в контексте арабо-мусульманской культуры. Дисс. док-pa филос. наук. - Ростов-на-Дону: РГУ, 2004; Баранец А. А. Мистика в христианской и мусульманской культурах: компаративистский подход. Автореф. док-pa филос. наук. - Ростов-на-Дону: РГУ, 2000; Билалов М. И. Философия суфизма о человеческом познании // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2001. - № 3; Бертельс Е. Э. Суфизм и суфийская литература // Бертельс Е. Э. Избр. труды. Т. III. -М., 1965; Ибрагим Т. К. Философские концепции суфизма // Классический ислам: традиционные науки и философия. - М., 1988; Игнатенко А. А. Зеркало ислама.- М., 2004; Керимов Г. М. Газали и суфизм. - Баку, 1980; Крымин А. В. Тарикат // Кавказский сборник. Т. I (33). - М., 2004; Кныш А. Д. Суфизм // Историографические очерки, - М., 1991; Он же. Мусульманский мистицизм: краткая история. - СПб., 2004; Мамадов Курбан. Этическая доктрина суфизма. - Душанбе, 1987; Орлов В, В. Суфийские братства в общественно-политической жизни исламского мира (50-90-е годы) // Ислам и политика. - М., 2001; Петраш Ю. Г. Социально-мировоззренческая

В произведениях крупнейших мыслителей арабо-мусульманской философии Абу Хамида ал-Газали и Ибн Араби2, переведенных на русский язык, раскрыты духовно-нравственные, мистико-философские, социальные аспекты суфизма, которые оказали значительное влияние не только на идейное и культурное развитие мусульманского мира, но и на средневековую западную духовную культуру.

На широкой источниковедческой базе эти и другие вопросы, в частности, взаимоотношение ислама и суфизма, мистико-психологические, интеллектуальные, организационно-политические особенности суфизма получили освещение в трудах зарубежных исследователей: И. Гольдциера, Л. Массиньона, Р. А. Николсона, Джавада Нурбахша, Ф. Роузенталя, Дж. Тримингэма, Сейид X. Насра, Хазрат Инайят Хана, Идриса Шаха, Аннемари Шиммель, К. Эрнста3 и др.

сущность идеи святости в исламе и его проявления в современных условиях (регион Средней Азии). Автореф. Дисс. док-pa филос. наук. - Киев, 1990; Петрушевского И. П. Ислам в Иране в VII-XV веках. - ЛГУ, 1966; Смирнов А. В. Великий шейх суфизма. -М., 1993; Степанянц М. Т. Философские аспекты суфизма. - М., 1989; Она же. Восточная философия. - М., 2001; Фролова Е. А. История средневековой арабо-исламской философии. - М., 1995; Она же. Арабо-мусульманская философская мысль и проблемы культуры // Арабо-мусульманская философия в системе мировой культуры, -М, 1983; Филынтинский И, М. Концепция единства религиозного опыта у арабских суфиев // Суфизм в контексте мусульманской культуры. - М, 1989; Хисматулин А. А. Суфийская ритуальная практика (на примере братства накшбапдийа). - СПб, 1996; Он же. Суфизм. - СПб., 2003; Шайхмухамбетова Г. О проблемах историографии средневековой арабской философии // Средневековая арабская философия: Проблемы и решения, - М., 1998; и др.

2 Ал-Газали Абу Хамид. Воскрешение наук о вере. - М, 1980; Ибн Араби. Геммы
мудрости // Великий шейх суфизма. - М., 1993; Ибн Араби. Наставления ищущему Бога
// Средневековая арабская философия: Проблемы и решения. -М,, 1998.

3 См.: Гольдциер И. Лекции об исламе. - Изд-е «Брокгауз-Ефронъ», 1812; Массиньон Л.
Тасаввуф // Вестник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. - 2006. -
№ 4 (8); Nicholson R. A. The mystics of islam. - London, 1914; Hacp X. Сейид. Суфизм в
ретроспективе II История современной зарубежной философии: компаративистский
подход. - СПб., 1997; Нурбахш Джавад. Рай суфиев. - М., 1995; Он же. Психология
суфизма. - М., 2004; Роузентал Франц. Торжество знания. Концепция знания в
средневековом исламе. - М., 1978; Тримингэм Дж. Суфийские ордены в исламе. - М,
1989; Хазрат Инайят Хан. Введение в суфизм. - М., 2003; Шах Идрис. Суфизм, - М.,
1994; Он же. Путь суфиев. - М, 1996; Шиммель Аннемари. Мир исламского
мистицизма. - М., 2000; Эрнст Карл. Суфизм. - М., 2003; и др.

В общетеоретические и конкретно-региональные аспекты проявления суфийского ислама, а также его противоречивое взаимодействие с исламским радикализмом, рассмотрены в исследованиях отечественных специалистов: М. А. Абдуллаева, А. Г. Агаева, В. X. Акаева, А. К. Аликберова, С. Е. Бережного, М. В. Вагабова, В. Ю. Гадаева, И. П. Добаева, А. Зелькиной, М. М. Керимова, С. А. Ляушевой, М. Г. Магомадова, Д. В. Макарова, 3. Д. Мугадиева, М. М. Мустафинова, Ш. Ю. Пашаевой, Н. И. Покровского, Г. М. Садыки, Н. А. Смирного, К. М. Ханбабаева, С. Ц. Умарова, В. Н. Шевелева, А. Д. Яндарова, С.-У. Г. Яхиева и др. рассмотрены социальные, политические и духовные

4 Абдуллаев М. А. Суфизм и его разновидности на Северо-Восточном Кавказе. -Махачкала, 2000; Агаев А. Г, Магомед Ярагский. Мусульманский философ: поборник веры, свободы, нравственности, - Махачкала, 1995; Акаев В. X. Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение. - Грозный, 1994; Он же. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе / Институт этнологии и антропологии РАН. - М., 1999; Он же. Суфийская культура на Северном Кавказе // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.). Т. 4, - М., 2005; Аликберов А. К. Эпоха классического ислама на Кавказе: Абу бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан ал-хакаик» (XI-XII вв.). - М., 2003; Бережной С. Е. Исламский фундаментализм на Юге России. - Росто-на-Дону, 2004; Добаев И. П. Исламский радикализм; соицалыю-философский анализ. - Ростов-па-Дону, 2002; Он же. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. - Ростов-на-Дону, 2003; Вагабов М.В. Религиозная ситуация в Дагестане: взаимопонимание и противоречия // Религиозный фактор в жизни современного дагестанского общества: Материалы Республиканской научно-практической конференции (27 октября 2000 г.). -Махачкала, 2002; Гадаев В, Ю. За частоколом мюридизма. - Грозный, 1987; Зелькина А. О роли накшбандии в Кавказской освободительной войне // Газимухаммед и начальный этап антифеодальной и антиколониальной борьбы народов Дагестане и Чечни. Материалы международной научной конференции 13-14 октября 1993 г. -Махачкала, 1997; Керимова М. М. Ислам в системе народной культуры вайнахов. Автореф.дисс... канд. филос. паук. - Махачкала: ДГУ, 1999; Ляушева С. А., Яхиев С.-У. Г. Суфизм: философские аспекты исламского мистицизма // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 1999. - № 4; Они же. Философские аспекты суфизма // Азия и Африка сегодня. - 2000. - № 4; Магомадов М. Г. Социальная и религиозно-философская мысль Чечни в начале XX века. Автореф. дисс... канд. филос. паук. - М.: МГУ, 2003; Макаров Д. В. Официальный и неофициальный ислам в Дагестане. - М., 2000; Мугадиев 3. Д. Северокавказский мюридизм: история и современность // Дисс, на соискание учен, степени канд. филос, наук. - Махачкала, 1989; Мустафинов М.М. Зикризм и его социальная сущность. - Грозный, 1977; Пашаевой Ш. 10. Кавказский мюридизм в Дагестане и Чечне: возникновение, становление и развитие (1821-1835). Автореф. дисс,.канд. историч. наук. - Махачкала, 2001; Покровского Н. И. Кавказская война и имамат Шамиля. - М., 2001; Садыки Г. М.

особенности появления и распространения суфизма. При этом установлена эволюция накшбандийа-халидийа, роль суфийских персоналий в духовной жизни мусульман Северо-Восточного Кавказа, раскрыта идеология мюридизма в народно-освободительной борьбе горцев, рассмотрены социокультурные особенности появления кадирийского тариката, сегментация его на вирдовые братства и их роль в политических и духовных процессах.

В осуществленных исследованиях в недостаточной мере отражены история появления и распространения тарикатов накшбандийа и кадирийа, выявлены их идейно-философские основания, организационные и ритуальные особенности.

Отмечая важность, полученных результатов исследования, диссертант считает, что проблема становления и развития суфийских течений в Дагестане, Чечне и Ингушетии, а также их идейная взаимосвязь, местные ритуальные особенности не получили системного исследования.

Обращение к истории становления и развития суфийской мысли на Северо-Восточном Кавказе, рассмотрение ее динамики в условиях освободительной борьбы кавказских горцев, а позже и установления русского владычества - расширяет исследовательский и познавательный горизонт, дает ключ к пониманию современных духовных, религиозных

Шейх и муршид Мухаммед ал-Яраги // Газимухаммед и начальный этап антифеодальной и антиколониальной борьбы народов Дагестана и Чечни. Материалы международной научной конференции 13-14 октября 1993 г. - Махачкала, 1997: Смирнов Н. А, Мюридизм на Кавказе. - М., 1963; Ханбабаева К. М. Суфизм в Дагестане // Ислам и политика на Северном Кавказе. - Ростов н/Д: Изд-во СКНЦВШ, 2001; Умаров С. Ц. Эволюция основных течений ислама в Чечено-Ингушетии. -Грозный, 1985; Шевелев В. Н. Противостояние ваххабизма и суфизма на Северном Кавказе: социокультурное пространство осмысления // Кавказский регион пути стабилизации Доклады международной научной конференции. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2004; Яндаров А. Д. Суфизм и идеология национально-освободительного движения. - Алма-Ата, 1975; Яхиев С.-У. Г. Суфизм на Северном Кавказе: история и современность. Автореф.дисс...канд. филос. наук.-М.; МГУ, 1996.

процессов, протекающих в этом регионе, что позволяет принимать адекватные социально-политические решения.

К объекту диссертационной работы относится суфизм как религиозно-философское и мистическое учение в мусульманской культуре, в том числе и в культуре мусульманских народов Северо-Восточного Кавказа.

Предмет исследования - изучение места и роли суфизма в культуре народов Северо-Восточного Кавказа и его идейно-философские и ритуальные проявления, обусловленные социально-экономическими, политическими и религиозно-культурными факторами.

Цель исследования состоит в том, чтобы выявить эволюционный путь учения суфизма на Северо-Восточном Кавказе, его идейно-философские и ритуально-практические изменения, а также степень воздействия на мировоззрение мусульманского населения.

Достижение поставленной цели диссертационной работы предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

раскрыть идейно-философские основания, нравственно-гуманистическое содержание суфизма;

- выявить основные этапы эволюции учения накшбандийа в культуре
народов Дагестана и Чечни;

раскрыть религиозно-философское содержание местных арабо-графических текстов, отражающих учение накшбандийа;

эксплицировать социокультурные предпосылки распространения тариката кадирийа в традиционной культуре чеченцев и ингушей;

осуществить теоретический анализ содержания арабо-графических текстов кадирийа;

раскрыть особенности сегментации тариката кадирийа на Северо-Восточном Кавказе и эволюционные изменения идей и культовой практики суфийских братств.

Теоретико-методологическую основу исследования составили историко-философские методы, раскрывающие развитие культуры и общественной мысли. Важная роль при этом отводится принципу преемственности культур, в том числе и религиозной. В ходе исследования применяется системно-интегративный метод, позволяющий выстроить модель целостного бытия культуры, при этом осмысливается структура, архитектоника и механизмы функционирования суфизма как субкультуры мусульманской культуры. Знание общих подходов позволяет понять конкретные процессы проявления суфийского учения на Северо-Восточном Кавказе, являющегося вариацией инвариантного, в нашем случае модификацией общих тенденций суфизма в мусульманском мире.

В ходе изучения многообразной литературы, посвященной суфийской культуре, диссертант приобрел собственные методологические предпочтения, которые проявляются при интерпретации тех или иных фактов, событий региональной социокультурной реальности.

Анализ объекта и предмета исследования осуществлен на основе применения теоретико-методологических подходов таких известных отечественных востоковедов и философов, как В. В. Бартольда, С. Н. Григорьяна, И. Ю. Крачковского, В. В. Соколова, А. В. Сагадеева, М. Т. Степанянц, А. В. Смирнова, И. М. Фильштинского, Е. А. Фроловой, А. А. Хисматулина, В. К. Чалояна, Г. Б. Шаймухамбетовой и др. Учитывая широкий исследовательский опыт этих авторов, сосредоточено внимание на проблемах становления и развития идейно-философского содержания суфизма и его практики на Северо-Восточном Кавказе.

Научная новизна диссертационной работы состоит в том, что суфизм рассматривается в динамике, при этом выделяются его идейно-философские основания, основные этапы распространения и развития на Северо-Восточном Кавказе. Выявлены существенные трансформации,

происшедшие с учением северокавказского суфизма, составляющие его предметные задачи. Основные пункты новизны:

  1. Раскрыты идейно-философские основания и нравственно-гуманистическое содержание суфизма.

  2. Выявлены основные этапы эволюции суфийского учения накшбандийа в этнических культурах народов Дагестана и Чечни. Рассмотрены разновекторность мистического и политического составляющих в суфизме, их содержательные особенности, различия, основанные на социокультурных изменениях в мусульманском обществе, а также его влияние на духовный мир верующих.

  1. Проанализированы основные положения учения тариката накшбандийа, отраженные в местных арабо-графических текстах - «Асар» Мухаммада Ярагского, «Адабуль-Марзия» Джамал-Эддина Казикумухского и «Книга воспоминаний» Абдурахмана из Газикумуха.

  2. Осуществлен теоретический анализ содержания арабо-графических текстов кадирийа - «Нохчийн а, Іарбийн а маттахь Иласхана-юьртарчу Хьажин жайна» («Книга хаджи из Иласхан-юрта на чеченском и арабском языках»), «Поучения достойного шейха и совершенного устаза Кунта-Хаджи чеченского». При этом уточнен целый ряд новых положений религиозно-философского учения чеченского суфия Кунта-Хаджи Кишиева, оставившего глубокий след в духовной культуре чеченцев и ингушей.

  3. Установлены социокультурные причины, приведшие к сегментации накшбандийского и кадирийского тарикатов на Северо-Восточном Кавказе, а также - эволюционные изменения в идейно-философской и практической деятельности суфийских братств в данном регионе.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Суфизм как феномен мусульманской культуры, религиозно-
философское учение основан на базисных положениях ислама, которым
придается мистико-иррациональный, пантеистическо-рациональный
характер. Анализ различных учений суфизма, в том числе таких его
основных направлений как накшбандийа и кадирийа, получившие
распространение на Северо-Восточном Кавказе и приобретшие здесь
духовно-культурные и социальные особенности, позволяет более
основательно раскрыть диалектику общего и особенного в развитии
суфизма.

2. В эволюции суфизма прослеживаются разновекторные
ориентации, связанные с разными подходами к социальному бытию,
пониманию отношения человека к Богу. Они выражены в отходе от
социальной действительности, или в протесте, что проявляется через
подчеркнутый аскетизм и мистицизм. С другой стороны, ориентации
выражены в социально-политической активности, даже в политической
борьбе, опирающейся на идеологию газавата (священной войны).
Подобные процессы заметны во всех странах, где происходили
антифеодальные и антиколониальные выступления, активными
участниками которых являлись суфийские братства.

3. Каждое основополагающее суфийское направление в ходе своего
исторического развития претерпевает различные трансформации, проходит
соответствующие эволюционные этапы. Подобная динамика характерна и
для тариката накшбандийа, который в истоках своих являлся учением,
социально пассивным, мирным, мистическим. Но со временем он
приобретает активный политический характер, превращается в
радикалистскую религиозную систему. На Северном Кавказе он
трансформировался в мюридизм, составивший идейно-политическую
основу имамата Шамиля, основанного на специфическом понимании
газавата, ориентирующего верующих на борьбу против неверных-

завоевателей. Такая радикалистская психологическая и культурная установка ставила горцев в жесткое противостояние, не допуская мирное развитие ситуации в регионе.

  1. В духовной культуре народов Северо-Восточного Кавказа важное место занимают арабо-графические тексты, написанные известными дагестанскими алимами. В текстах, принадлежащих суфийским шейхам Мухаммеду Ярагскому, Джамаледдину Казикумухскому, а также Абурахману Газикумухи, изложены история появления и распространения накшбандийа в Дагестане, отдельные события периода Кавказской войны, идейно-философские положения, которые раскрыты в диссертационном исследовании.

  2. Кадирийский тарикат как в прошлом, так и сегодня занимает важное место в этнических культурах чеченцев и ингушей, которые продолжают выполнять соответствующие ритуальные обряды, предписываемые данным учением. В самосознании верующих присутствуют различные высказывания шейха Кунта-Хаджи, распространивший данный тарикат, которыми многие его сторонники руководствуются в своих духовно-нравственных поступках.

На основе анализа арабо-графического текстов («Книга хаджи из Иласхан-юрта на чеченском и арабском языках»), составленного и изданного местным арабистом М. Асхабовым, «Поучения достойного шейха и совершенного устаза Кунта-Хаджи чеченского» раскрыты основные религиозно-философские и нравственные идеи Кунта-Хаджи, призывающие верующих к милосердию, взаимной помощи, преодолению греховных наклонностей.

6. Эволюционные изменения в идеологии и практике суфийских
братств на Северном Кавказе связаны с сегментацией суфизма и
образованием вирдовых братств во главе с новыми лидерами,
продолжавшими проповедовать идеи накшбандийа и кадирийа в новых

социально-политических условиях. Этому способствовали окончательное утверждение царизма в крае, преследование в царское и советское время суфийских групп. Такая ситуация вынуждало их функционировать в условиях подполья, но сохраняя свое влияние на религиозно-культурную жизнь народов.

Теоретическое и практическое значение исследования. Выявление эволюции идеологии и практики суфизма на Северном Кавказе в XIX веке в рамках историко-философского дискурса имеет познавательное и культурное значение для народов региона, придерживающихся традиционных мусульманских ценностей. Осуществленный анализ позволяет установить широкую взаимосвязь социально-культурных предпосылок и особенностей религиозно-политической и духовно-культурной ситуации, складывающейся в условиях завоевательной политики царизма, что расширяет исследовательский горизонт изучения особенностей суфизма на Северном Кавказе.

Практическое значение осуществленного исследования состоит в том, что его результаты позволяют понять историю становления суфизма в регионе, его идейные основания, а также особенности деятельности суфийских братств в современных условиях, что очень важно для практических целей, - использования возможностей традиционного ислама в организации противодействия радикалистским и экстремистским установкам и практике.

Апробация исследования. Полученные результаты исследования апробированы в ходе чтения спецкурсов студентам исторического факультета Чеченского государственного университета, на научных конференциях преподавателей вузов Чеченской Республики, на Всероссийском научном семинаре «Мусульманские духовные структуры» (7 декабря 2006 года, г. Ростов-на-Дону), а также в работе Всероссийской

научно-теоретической конференции «Изучение культурного наследия народов России - актуальная задача» (8 декабря 2006 года, Дагестанский научный центр РАН, г. Махачкала).

По теме диссертации опубликованы 6 статей.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, использованных источников и литературы. Объем диссертации -165 страниц.

Подобные работы
Акаев Вахит Хумидович
Суфизм в контексте арабо-мусульманской культуры
Сорокина Софья Александровна
Гендерные аспекты традиционной культуры народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
Джангуразов Мухаммат Хаджи-Муратович
Проблема формирования экологической культуры народов Северного Кавказа
Баинова Оюна Александровна
Семантика цвета в традиционной культуре народов Забайкалья :Лингвокультурологический аспект
Манкиева Хадишт Мухтаровна
Генезис правовой культуры народов Северного Кавказа
Семенова Валентина Ивановна
Мировоззренческие истоки погребальной обрядности в культуре народов Западной Сибири в эпоху средневековья
Колесникова Светлана Юрьевна
Универсальная модель календаря в традиционной культуре народов мира
Дробышева Наталья Владимировна
Социокультурный статус декоративно-прикладного искусства в культуре народов Северного Кавказа
Зязиков Мурат Магометович
Этноконцепты культуры ингушского народа
Неманова Элеонора Аллековна
Семантика образа Белого старца в традиционной культуре монгольских народов

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net