Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Исторические науки
Археология

Диссертационная работа:

Амиров Шахмардан Назимович. Северо-Восточная Сирия в IV - первой половине III тыс. до н. э. : дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.06 Москва, 2006 436 с. РГБ ОД, 71:07-7/109

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 5-9

Глава 1. К истории археологического изучения Хабурской степи 10- 38

Глава 2. Природная среда верховьев Хабура 39-61

Глава 3. Топография археологических памятников Хабурской степи 62-108

1. Материалы, собранные в археологических разведках экспедицией ИА РАН 64-70

2. История заселения Хабурской степи в VI-II тыс. до н.э 71-82

3. Становление поселенческой иерархии Хабурской степи в первой половине III тыс. до н.э 82-101

4. Система коммуникаций Восточной Джезиры по археологическим источникам 102-108

Глава 4. Распространение материальной культуры цивилизации Южной Месопотамии в Джезире 109-135

1. Модели распространение достижений южно-месопотамской цивили зации 110-135

1.1. Западная Джезира 115-122

1.2. Восточная Джезира 123-127

1.2.1 Хабурская степь 127-135

Глава 5. Культовая архитектура поселений Северной Месопотамии IV- первой половины III тыс. до н.э 136-206

1. Планировка архитектурного комплекса Телля Хазна 1 137-144

2. К интерпретации сооружений «теменоса» Телля Хазна 1 144-173

3. Культовая архитектура Северной Месопотамии IV тыс. до н.э 173-191

4. Культовая архитектура Северной Месопотамии первой половины III тыс. до н.э 192-206

Глава 6. К вопросу об организации хранения общественного продукта и социальном развитии поселений Хабурской степи IV- первой половины III тыс. до н.э 207-236

1. Организация хранения зерновых запасов общины поселения Телль Хазнаї 208-217

2. Сооружения, связанные с хранением зерна на поселениях Джезиры IV- первой половины III тыс. до н.э 217-219

2.1 Сооружения, связанные с хранением зерна на поселениях среднего Хабура первой половины III тыс. до н.э 219-232

3.Сравнение организации хранения зерновых запасов Телля Хазна 1 с другими поселениями Хабурского района 232-236

Глава 7. Керамика поселения Телль Хазна 1 и периодизация материальной куль туры Джезиры IV- первой половины Штыс. до н.э 237-388

1. Классификация форм массовой керамики из Телля Хазна 1 237-241

1.1. Система описания морфологии и принципы классификации...241-243

1.2. Классификационная гипотеза 243-246

1.3. Список признаков 246-267

1.4. Работа с базой данных (количественный анализ и редактирование) 267-280

1.5. Классификация (Выделение Устойчивых Разновидностей Формы верхнего таксономического уровня) 280-287

1.6. Классификация (Выделение Устойчивых Разновидностей Формы нижнего таксономического уровня) 287-301

1.7. Степень близости между собой выделенных Устойчивых Разновидностей Формы 301-303

2. Периодизация отложений культурного слоя Телля Хазна 1...303-307

2.1 Анализ распределения в слое Телля Хазна 1 Устойчивых Разновид ностей Формы массовой керамики 307-315

2.2. Анализ распределения в слое Телля Хазна 1 специализированных групп керамики 315-325

2.3. Характеристика стратиграфических ярусов и общие наблюдения над распределением керамики в культурном слое Телля Хазна 1 326-333

3. Телль Хазна І в системе синхронных памятников Северной Месопо тамии 334-383

Заключение 384-388

Словарь терминов 389-400

Библиография 401-436

Альбом иллюстраций 437-671 

Введение к работе:

Социальные и экономические изменения, охватившие значительные территории Ближнего Востока во второй половине IV-III тыс.л. до н. э. привели к сложению древнейших цивилизаций долин великих рек, среди которых Южной Месопотамии принадлежит особое место. Среди наиболее наглядных свидетельств изменений, охвативших к середине III тыс. до н.э. обширные территории может быть отмечен беспрецендентный рост городов от Египта и Левантийского побережья до Иранского плато и долины Инда (Weiss, 1986:1), получивший название городской революции. Расцвет шумерской цивилизации Южной Месопотамии, основанный на исключительной продуктивности поливного земледелия и социальной организации общества (организации труда и перераспределения продуктов труда), имел долгую предысторию непрерывного развития культуры, по меньшей мере, с VI тыс. до н.э. В убейдское время, в конце V начале IV тыс. до н.э., Южная Месопотамия в силу опережающего технологического развития захватывает лидерство в негласном "соревновании" с Северной Месопотамией, после чего достижения Южной Месопотамии определяют ход культурного процесса в Междуречье Тигра и Евфрата и за его пределами значительное время, вплоть до II тысячелетия до н.э.

Адаптивные способности культурных традиций Южной Месопотамии были настолько сильны, что они оказались способными реализоваться в иных экологических и хозяйственных условиях. Это касается убейдских, но особенно поселений, с урукским обликом материальной культуры. Помимо Южной Месопотамии, где основой хозяйства было поливное земледелие, памятники этого времени известны и на севере, в степях Джезиры с хозяйством, основанным на неполивном земледелии, и в горах Загроса и Тавра.

Во второй половине IV тыс. до н.э. города Южной Месопотамии основывали колонии вдоль Евфрата на таких поселениях как Хабуба Кабира, Джебель Аруда, далее в Анатолии на поселениях типа Арслантепе и вдоль торговых путей на Иранское плато, в горных долинах Загроса на поселениях типа Годин Тепе. Вместе с тем до последнего времени вопрос о зарождении городов и становлении городского образа жизни в зоне неполивного земледелия Северной Месопотамии оставался открытым. Только в последнее время, в связи с широкими раскопками в Джезире поселений конца IV первой половины III тыс. до н.э. ситуация стала несколько более понятной. Раскопки последних лет позволили пересмотреть процесс урбанизации в зоне неполивного земледелия. В современном северном Ираке большие городские центры появляются в III тыс. на плодородных долинах вокруг Телль Афара, Мосула, Эрбиля, Киркука, где расположены такие поселения как Телль Тайа, Ниневия, Эрбиль, Гассур/Аррапха. В Сирии два обширных плодородных региона демонстрируют появление больших городов. Первый включает долины притоков Хабура в Северо Восточной Сирии, протянувшись от долины Тигра до Балиха. В этих местах находятся Хамукар, Мюзан, Лейлан и в самой западной части Телль Хуэйра. Второй район неполивного земледелия включает обширные долины на Северо-Западе Сирии, где средиземноморские красноземы протянулись на сотни кв.км. вокруг Алеппо и Телль Мардиха, и вдоль долины Оронта с древними городскими центрами в Хаме и Кат-He.(Weiss, 1986:2).

Большие городские центры, окруженные обводными стенами, появляются на юге Месопотамии в первой трети III тыс., во времена Гильгамеша (I династия Урука или раннединастический II период.). В Джезире, поселения городского типа становятся относительно многочисленны в середине второй половины III тыс. до н.э. В восточной части Джезиры (Ассирийская степь) могут быть отмечены такие поселения этого времени как Телль Хава, Телль Тайа, Телль Хадхаил, Телль Хоши и другие. Среди поселений центральной части Джезиры (Хабурская степь и далее на запад) могут быть упомянуты такие памятники, как Телль Лейлан, Телль Мюзан, Телль Хамукар, Телль Бейдар Телль Хуэйра и др.

Несмотря на значительные южномесопотамские культурные заимствования, которые в IV- III тыс. до н.э. с некоторым хронологическим запозданием достигали Хабурской степи, этот регион в известной мере сохранял свою самобытность. Ниже на примере физико-географических характеристик мы постараемся показать, что р-н Хабурской степи в экологическом отношении представляет собой, и представлял в древности самостоятельную субсистему в рамках обширной степной зоны Северной Месопотамии. Такое положение Хабурской степи определило, в историческое время некоторую самостоятельность развития региона по отношению к «культурной метрополии», какой для него была, в исследуемое время, территория Ассирийской степи Северной Месопотамии. В меньшей степени это касается самобытности материальной культуры поселений Хабурской степи IV-III тыс.л. до н.э. (из ограниченных примеров своебразия материальной культуры исследуемого региона можно отметить наличие специализированных керамических производств: особый стиль расписной керамики периода Ниневия 5 и производство сосудов категории Metallic Ware неизвестных восточнее Хабурской степи). В большей степени это, возможно, касалось этнической обособленности региона. Х.Вейсс считает, что район Хабурского треугольника, с конца III тыс. до н.э. известный под именем Субир или Субарту уже в III тыс. до н.э. был населен хурритоязычным населением. (Weiss, 1983:49) Это утверждение не исключает возможности существования более сложной этнической ситуации в регионе, и возможности иноэтнической миграции на территорию Хабурской степи и, прежде всего из сопредельных районов Ассирии.

Район верховьев Хабура, начиная с VI тыс. до н.э. традиционно испытывал культурные влияния идущие с востока, из Ассирийской степи. Эти влияния стали особенно сильны со второй половины IV тыс.до н.э во время, когда значительные социальные и демографические сдвиги охватили обшир ные территории Месопотамии, а культурные импульсы, идущие из Шумера посредством Ассирии (в данном случае это географический термин), достигли Хабурской степи. Влияние древнейшей цивилизации затронуло многие стороны жизни современного общества исследуемого района. Это касается как социальной организации (система организации труда, перераспределения, сложение теократического характера власти), так и монументальной архитектуры и отдельных предметов первой необходимости-керамики, одежды, печатей и т.п. Но в целом, при исключительном сходстве, как отмечал еще М.Маллован, материальная культура Хабурской степи несет на себе печать провинционализма по сравнению с соседними территориями и особенно Ассирией (Mallowan, 1936:4). Здесь наглядным примером может быть сравнение материалов из синхронных слоев двух равноценных памятников (храмовых поселений) таких как Телль Хазна I и Тепе Гавра. При всей сложности монументальной архитектуры «теменоса» Телля Хазна 1, при сравнении индивидуальных находок (и особенно количества знаков собственности - печатей) поселение выглядит значительно беднее Тепе Гавры. Что в свою очередь является свидетельством относительной неразвитости отношений собственности внутри общины Телля Хазна 1.

Со второй половины III тыс. до н.э. Хабурская степь превращается в более самостоятельный центр политической и культурной жизни, впоследствии многократно игравший важную роль в судьбах региона. А в начале III тысячелетия территория, известная позднее под названием Субарту, представляла собой сообщество зарождающихся протогосударственных объединений типа «номов» Южной Месопотамии второй половины IV тыс. до н.э. В том, что эта территория представляла собой некое сообщество, еще до того как оно было консолидировано в государственную систему в конце III тыс.до н.э., видно из организации системы расселения. Она частично детерминирована гидрографией региона (почти все памятники привязаны к руслу рек), а частично коммуникативными потребностями. Крупные поселки или прото городские центры, которые были центрами транзитной торговли, располагались примерно на равном расстоянии друг от друга, что видимо должно было соответствовать караванным переходам.

Центральным объектом нашего исследования является поселение Телль Хазна 1, расположенное в центральной части Хабурской степи, ближе к южной их границе, очерчиваемой притоками Хабура. Это небольшое, земледельческое поселение, судя по материальной культуре, имело длительную историю жизни от начала IV тыс. до н.э. - до середины III тыс. до н. э., отраженную примерно 15-метровым культурным слоем. На определенном этапе поселение становится лидером своей округи, свидетельством чему является экстраординарное, монументальное строительство в его центральной части. Интерес к истории развития и затухания жизни этого автохтонного поселения Хабурской степи усугубляется тем, что оно находится в непосредственной близости от телля Брак. Телль Брак в IV-III тыс. до н. э., в силу своего особого географического положения был лидером социально-культурных инноваций в регионе. В указанное время он был одним из первых городских поселений, и проводником идеи раннегосударственного строительства в верховьях Хабура.

Исследование преследует две цели. С одной стороны, это попытка рассмотреть поселение Телля Хазна 1 как составную часть системы синхронных памятников Северной Месопотамии, и соответственно определить ее место в рамках этой системы. Но с другой стороны, это попытка через наблюдения сделанные в ходе многолетних исследований на Телле Хазна 1, попробовать предложить систематизированную картину некоторых сторон культурного развития Хабурской степи и более генерализованно Северной Месопотамии IV-III тыс. до н.э. в целом.

Подобные работы
Насан-Очир Эрдэнэ-Очир
Военное дело древних кочевников Монголии : II тыс. до н.э. - III век до н.э.
Завойкина Наталья Владимировна
Частные сообщества городов Боспорского царства в I - первой половине III вв. н. э.
Воробьев Сергей Михайлович
Государственная идеология Египта в эпоху Раннего и Древнего царств (III тыс. до н. э.)
Аветисян Карине Араратовна
Эллинистическое градостроительство Сирии (конец IV - I вв. до н.э.). Приложение
Антонов Валерий Владимирович
Второй Афинский морской союз и возрождение имперской политики Афин в первой половине IV в. до н. э.
Ярцев Сергей Владимирович
Варварский мир Северного Причерноморья второй половины I - третьей четверти IV вв. н.э.
Воробьева Наталия Николаевна
Проблема отношений христианской церкви и государства в Римской империи I - IV вв. в освещении отечественной историографии второй половины XIX - начала XX вв.

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net