Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

Диссертационная работа:

Шульгина Ирина Борисовна. Функциональная модель продуктивного образования школьников на основе полихудожественного взаимодействия искусств : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Москва, 2006 203 с. РГБ ОД, 61:07-13/900

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 4

Глава I. Культурно-социальные условия построения функциональной модели продуктивного образования школьников.

  1. Идеи и теории совершенного устройства общества и воспитания человека в философских, этических и педагогических трудах крупнейших мыслителей 26

  2. Специфика культурообразующей роли школы в условиях региона и социума на современном этапе развития общества и образования 38

  3. Опыт работы отечественных средних общеобразовательных школ по активизации культурно-эстетического компонента в целях обеспечения продуктивности образования школьников 48

Выводы I Главы 56

Глава II. Теоретические и практические аспекты построения функциональной модели продуктивного образования на базе школы с углубленным изучением области знания «Искусство».

2.1 Теоретические основания взаимодействия традиционного и
инновационного подходов в обеспечении продуктивности образования 57

2.2 Организационно-педагогические формы реализации модели
продуктивного образования школьников на основе полихудожественного
взаимодействия искусств 66

2.3 Обоснование приоритетных направлений развития
образовательного пространства школы и построение функциональной
модели продуктивного образования школьников на основе
полихудожественного взаимодействия искусств (этапы и практически
значимые результаты эксперимента) 94

Выводы II Главы 138

Заключение 139

Список литературы 143

Приложение 1 156

Приложение II 167

Приложение III 184

Введение к работе:

Гуманистический характер образования, заявленный в качестве принципа государственной политики, а также задачи освоения ценностей национальной и мировой культуры, общечеловеческих духовных богатств диктуют проявлять особое внимание педагогов и ученых к комплексному, всестороннему образованию детей средствами искусства, что обеспечивает развитие творческих способностей, художественно-образного восприятия мира, ценностных ориентаций подрастающего поколения, его социокультурную адаптацию в сложных условиях современной жизни.

Современная парадигма образования, освоение возможности реального воплощения идей личностно-ориентированного продуктивного образования обращены к человеку как доминантной ценности. При этом важным становится перенос акцентов педагогической теории и практики с преобладания внешних влияний на пробуждение внутренних потенциалов личности (Ананьев Б.Г., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Крутецкий В.А., Мелик-Пашаев А.А,

Поддъяков Н.Н., Эльконин Д.Б., Цукерман Г.А.). Решение этих педагогических проблем и обусловливает актуальность позиций продуктивного образования, которое строится на организации условий для приобретения учащимися собственного опыта посредством практической деятельности, нацеленной на создание нового образовательного продукта, личностно-значимого результата.

В данном исследовании, на основе существующих теоретических разработок, сформулированных в государственных документах требований и передового практического опыта, выдвинута авторская концепция продуктивного образования, которая базируется на определяющей роли искусства, предоставляющего свои возможности для развития интеллектуального, эмоционального, коммуникативного уровня школьников.

Исследование культурообразующих функций искусства было начато в нашей стране А.В. Бакушинским, Г.В. Лабунской, С.Т. Шацким и продолжено такими учеными, как Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов. В Программе развития образовательной системы г. Москвы подчеркивается, что «образование продуктивно, если оно дает каждому человеку…необходимые средства для его социализации, духовного, этнокультурного и профессионального самоопределения, для роста общекультурного багажа, поддержания или повышения своего профессионального и материального статуса, для сохранения или обновления социальных ролей и позиций, присущих ему и насущных для окружающих его людей» (К новой программе развития образовательной системы г. Москвы. - М.: МИРОС, 1996. - С. 6).

В этом контексте продуктивное образование рассматривается как процесс взаимодействия школьника с интеллектуальной средой, совершенствующей его внутренний мир и умножающей при этом свой собственный потенциал. Опираясь на развивающие возможности искусства, продуктивное образование является в большей степени культурно ориентированным, так как оно нацелено на самоопределение личности ребенка, стимулирование его жизненной и творческой активности.

Основными характеристиками продуктивного образования являются качество школьного образования, обеспечивающее способность учащихся к освоению новых информационных пространств, его доступность и эффективность, когда высокие результаты достигаются комплексными действиями в рамках существующей системы.

В настоящее время для реализации актуальных задач педагогической науки и практики необходимо построение функциональной, то есть, действующей модели продуктивного образования, обеспечивающей условия для преобразований, и реальные сроки их осуществления на современном этапе развития существующей системы. Такая модель включает в себя образование детей и подростков, реализованное в различных формах: традиционной классно-урочной, клубной, студийной, кружковой. Не менее важными являются формы социально-психологического воздействия, а также формы взаимодействия с различными учреждениями культуры (музеи, театры, филармонии и пр.).

Анализ работы в разных типах образовательных учреждений выявляет существующее противоречие между актуальными задачами современного образования и рассогласованностью в действиях общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования, а также со всеми сферами культуры. В этих условиях обоснованным шагом является объединение в единое целое образовательной деятельности в урочное время (с опорой на взаимодействие искусств) со студийными и клубными формами работы. Вопросы организации и содержательного наполнения деятельности средних общеобразовательных школ эстетического профиля рассматриваются в диссертационных исследованиях В.А. Алексеева, Е.А. Елизаровой,

Н.М. Сокольниковой, С.Д. Давыдовой, Т.М. Сорочан, Н.Б. Гонтаровской. Авторы едины в мнении о том, что данный подход требует развития гибких организационных форм внутри школы с учетом индивидуальных возрастных, физических и психологических особенностей учащихся.

В данном исследовании одним из подходов к построению модели школы, создающей продуктивное образовательное пространство, является развитие структурных подразделений школы, работа которых, как показала практика, позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получения базового образования, развить индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье.

Важным условием реализации обозначенной модели является материально-техническое обеспечение, а также эстетически организованная предметная среда, которая должна создаваться, в основном, самими учащимися, отражать их восприятие мира, обеспечивая неформальное общение с педагогами в процессе совместной творческой деятельности.

Принимая во внимание тот факт, что высшая школа все еще готовит специалистов для общеобразовательных школ узкопрофильно, не учитывая объективную тенденцию к взаимопроникновению, взаимосвязи различных областей знания, роль полихудожественного взаимодействия искусств в условиях лавинообразно увеличивающегося объема информации, необходимо признать, что в сложившейся ситуации именно творческий педагогический коллектив общеобразовательной школы обеспечивает решение задач реальной образовательной деятельности.

Базой для определения подходов к организации художественно-творческой деятельности детей в условиях действия модели продуктивного образования стали психолого-теоретические теории А.И. Бурова, Е.В. Квятковского, Ю.У. Фохта-Бабушкина, а также работы Б.Г. Ананьева,

Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева,

С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина. Важным условием действия разрабатываемой модели стало положение о том, что индивидуальность ученика и учителя должны быть защищены принципами гуманистической педагогики (Ш.А. Амонашвили, П.П. Блонский, А. Дистервег, М. Кляйн,

А.С. Макаренко, Б. Спок, В.А. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов, Р. Штайнер).

В основу содержания образования было положено углубленное изучение образовательной области «Искусство». В то же время уровень изучения естественнонаучных и физико-математических дисциплин должен был оставаться качественным и достаточно глубоким. Сложность условий выбора концептуальных основ и соответствующих путей и принципов построения модели продуктивного образования заключается в том, что муниципальная общеобразовательная школа обязана реализовывать традиционную образовательную практику, основанную на подчинении всех участников образовательного процесса единым внешним стандартам, формирующим личность по заранее определенным критериям.

Традиционный подход к школьному образованию оперирует в большей степени понятием «формирование», а не «становление личности», что в известной мере ограничивает свободу развития ее эмоциональных и духовных качеств. В массовой школе доминирует преобладание рационально-логической стороны познания над чувственно-эмоциональной: базисный учебный план основывается на единых стандартах; 75% учебных предметов школы направленно на развитие рационально-логической стороны познания; на эстетические предметы отводится лишь 3%; обучение обладает подавляющим приоритетом перед воспитанием, что не способствует созданию условий для творческого проявления личности. В этом контексте особенно значимым представляется тот факт, что сам статус школы с углубленным изучением искусства изначально ориентирует педагогический коллектив на гуманистический подход к организации образовательного процесса, создающего условия для самореализации личности.

В ходе исследования был проанализирован опыт гуманизации образовательного процесса ряда общеобразовательных школ Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которые, в поисках повышения уровня эффективности и продуктивности образования, обратились к педагогическому потенциалу искусства. Несмотря на позитивные стороны данного опыта: в создании художественной предметно-пространственной среды, во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования, пока не было проведено работы, обобщающей достижения различных школьных коллективов и отдельных исследователей, в которой была бы разработана единая функциональная модель, отвечающая критериям качества, доступности и эффективности.

Педагогическая деятельность по созданию школы с углубленным изучением образовательной области «Искусство», поиски наиболее рациональных и оправданных путей решения ежедневно возникающих проблем становления и роста школьного организма определили выбор темы исследования – «Функциональная модель продуктивного образования школьников на основе полихудожественного взаимодействия искусств».

Объектом исследования является образовательный процесс в школе с углубленным изучением образовательной области «Искусство».

Предмет исследования – содержание и формы продуктивного образования школьников.

Цель исследования – определить концептуальные позиции и разработать содержание модели продуктивного образования школьников в условиях полихудожественного взаимодействия искусств.

Задачи исследования:

  1. Определить понятие «продуктивное образование» в соответствии с современными задачами развития общества, а также педагогической науки и практики.

  2. Обосновать научно-педагогическую концепцию необходимости опоры на полихудожественное взаимодействие искусств в процессе построения модели продуктивного образования.

  3. Выявить в ходе анализа и практики возможности и средства сближения базового и дополнительного образования в условиях средней общеобразовательной школы.

  4. В условиях эксперимента определить параметры функциональной модели продуктивного образования как саморазвивающейся образовательной системы.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что образование будет продуктивным, если:

1) в его основе будет заложено полихудожественное взаимодействие искусств, когда каждое искусство предоставляет свои специфические качества для развития школьников в соответствии с их возрастными особенностями;

2) функциональная модель продуктивного образования будет включать в себя несколько составляющих, взаимодействующих в условиях школьной полиэтнической среды – образовательную деятельность в учебное время, студийную и клубную деятельность, а также социальную и общественную деятельность, выходящие за пределы школы;

3) средствами искусства будет достигнута гармонизация всех составляющих образовательной деятельности, в результате чего система приобретет черты саморазвивающегося, самосовершенствующегося целого и начнет развивать наиболее актуальные направления, не разрушая при этом своих основ.

Методологической основой исследования стали:

направления философии, определяющие целостность и многомерность постижения бытия, способность личности к саморазвитию, самосовершенствованию (И.А. Герасимов, Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов,

И. Стенгерс);

принцип дополнительности как основа постижения мира с помощью разных видов искусства, различных видов деятельности (Н. Бор);

позиция «экологии культуры» как культурной среды нации и ребенка (Д.С. Лихачев);

культурно-историческая концепция психологического развития ребенка (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);

концепции воспитания искусством (Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский);

положения о ведущей роли воспитания и идеи целостного подхода к обучению и развитию детей (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская,

Б.С. Гершунский, Г.И. Филонов, В.Н. Шацкая, С.Т. Шацкий);

исследования закономерностей возрастного развития детей (Б.Г. Ананьев, Г. Вильсон, Л. Колберг, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, Ф. Райс, Ф.И. Шмит, Д.Б. Эльконин, Б.П. Юсов);

исследования интеграционных процессов (П.Р. Атутов, М.Н. Берулава, А.Я. Данилюк, Б.М. Кедров, В.П. Кузьмин, Д. Радьяр, Б.П. Юсов).

Методы исследования: теоретический анализ литературы по философии, эстетике, педагогике, психологии, культурологии, методике общего и художественного образования учащихся; сравнительный анализ различных педагогических систем; обобщение передового опыта учителей и организаторов учебного процесса и многолетнего личного опыта работы в области организации образования школьников; педагогический эксперимент по разработке, апробации и внедрению модели продуктивного образования в практику; социолого-статистические и математические методы обработки результатов опытно-экспериментальной работы, а также педагогическое наблюдение, беседы с учащимися, учителями и родителями, анализ результатов творческой деятельности детей, метод экспертной оценки.

Научная новизна исследования состоит в том, что с современных позиций уточнено понятие «продуктивного образования», на основе углубленного изучения образовательной области «Искусство» разработана образовательно-воспитательная программа, позволяющая повысить эффективность образования школьников. Определена структура модели продуктивного образования, разработана концепция гармоничного взаимодействия предметов образовательной области «Искусство», разработано содержание авторских учебных курсов и педагогических технологий по предметам культурно-эстетического цикла.

Впервые для внедрения в практику общего образования предлагается функциональная модель продуктивного образования школьников, основанная на различных формах взаимодействия искусств. Это позволяет на новом качественном уровне осуществлять подготовку выпускников школы, в том числе по предметам естественно-научного и математического циклов, что подтверждается высоким процентом поступления воспитанников экспериментальной школы в ВУЗы данного профиля (73%).

Выявлены условия функционирования модели продуктивного образования, среди которых – педагогические условия (ведущая роль учителя, интегрированное педагогическое воздействие на всех уроках с опорой на предметы эстетического цикла, единство методологических подходов, дидактических принципов и методов); экономические условия (сбалансированное построение всех подразделений экономического основания жизни школы, применение методов экономического планирования и роста экономических показателей модели продуктивного образования); социальные условия (опора на принцип диалога культур).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что была выстроена научная концепция продуктивного образования, послужившая базой для создания функциональной модели. С современных позиций уточнено понятие «продуктивного образования» для государственных средних общеобразовательных школ, реализующих эстетический компонент образования. Это понятие определяется в данной работе как культурно ориентированный процесс взаимодействия школьника с интеллектуальной и художественной средой, совершенствующий его внутренний мир и умножающий его творческий потенциал.

Структурированы педагогические, экономические и социальные условия реализации исследуемой концепции в условиях школьной полиэтнической среды на основе погружения в пространство искусства в процессе индивидуального и коллективного творчества.

Практическая значимость данной работы заключается в универсальности предлагаемых методов достижения эффективности образовательного процесса, что подтверждается широким практическим внедрением и высокими показателями уровня образования в общеобразовательной школе, которое получили участники данного эксперимента.

Выводы, положения и методы данного исследования частично или в виде предлагаемой функциональной модели могут быть применены в любой общеобразовательной школе и способствовать увеличению продуктивности образования в целом.

Материалы исследования могут быть использованы в методологической и педагогической подготовке студентов педагогических ВУЗов и в системе переподготовки педагогических кадров и руководителей образовательных учреждений разного типа.

Достоверность исследования обусловлена исходной теоретико-методологической базой, разнообразием методов и валидностью результатов исследования, а также многолетней опытно-экспериментальной педагогической работой автора в различных общеобразовательных школах.

Этапы исследования.

I этап (1989-1997). Изучение и анализ педагогической практики общеобразовательных школ Санкт-Петербурга (№157) и Ленинградской области (Янинская средняя общеобразовательная школа Всеволожского района Ленинградской области) и г. Москвы (ГОУ СОШ №475, ГОУ СОШ №1148) в направлении взаимодействия искусств и роли искусства в общем развитии школьников. Отбор и изучение научно-методической, психологической и педагогической литературы, близкой теме исследования. Разработка цели, задач, гипотезы эксперимента, создание рабочих моделей для выявления компонентов продуктивного образования.

II этап (1997-2002). Построение базы для формирующего эксперимента, создание, лицензирование и отработка учебного плана школы нового типа – с углубленным изучением области знания «Искусство». Осуществление педагогической работы с учителями-исследователями по вхождению в процесс работы на базе предложенной модели продуктивного образования.

III этап (2002-2006). Новый, более высокий уровень проверки качества эксперимента и его результатов на базе школы №1942 в статусе экспериментальной площадки Российской академии образования. Работа над текстом диссертации, обсуждение положений исследования на научно-практических конференциях и педагогических совещаниях.

Апробация исследования и внедрение его результатов проходила в ходе экспериментальной работы в Государственном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе с углубленным изучением области знания «Искусство», а также в общеобразовательных школах №№ 475, 1148 г. Москвы, гимназии принцессы Ольденбургской (школы №157)

Санкт-Петербурга, Янинской средней общеобразовательной школе. Основные положения исследования прошли апробацию на Международных и Всероссийских конференциях и семинарах, проводимых на базе Института художественного образования Российской академии образования

(2001-2006 гг.), в Юго-Восточном окружном управлении образования

Департамента образования г. Москвы (2001-2006 гг.), на научно-практических семинарах Комитета образования Ленинградской области.

Опытно-экспериментальной базой исследования стала ГОУ средняя общеобразовательная школа № 1942 с углубленным изучением области знания «Искусство». В эксперименте участвовали следующие структурные подразделения школы: три возрастные ступени обучения, отделение предпрофильной и профильной подготовки, Центр творчества (литературный клуб «Парус», клуб юных журналистов «Мы», клуб интернациональной дружбы, клуб «Мифология и фольклор», кружок «Народно-прикладное искусство», музыкальные и художественные студии), школьный музей Декоративного искусства, психологическая служба, Оздоровительный центр.

Коллектив школы рассматривался как опережающая группа по отношению к коллективам других школ. Такой подход был обусловлен тем, что изначально школа была заявлена как школа с углубленным изучением образовательной области «Искусство». Это повлекло за собой серьезную работу по объединению в единое целое классно-урочных форм занятий и занятий в области дополнительного образования. Таким образом, все дети, которые пришли учиться в эту школу с самого начала ее деятельности находились в условиях действия экспериментальной работы, которая дала убедительные результаты в виде высокого уровня успеваемости, многочисленных побед учеников школы на различных конкурсах российского и международного уровня, их профессиональной ориентации.

К эксперименту было привлечено более 1500 человек, в 2002 г. школа получила общественную аккредитацию в Российской академии образования и стала экспериментальной площадкой РАО.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. На современном этапе продуктивным является образование, в процессе которого в государственных средних общеобразовательных школах, реализующих эстетический компонент образования, происходит эффективное взаимодействие школьника с интеллектуальной и художественной средой, влияющей на совершенствование его внутреннего мира и развитие творческого потенциала.

  2. Функциональная модель продуктивного образования позволяет достигнуть гармоничного объединения гуманитарного, естественно-научного и математического направлений развития школьников на основе полихудожественного взаимодействия искусств.

  3. Для реализации функциональной модели продуктивного образования школьников необходимыми условиями являются: а) сближение общеобразовательной школы и областью дополнительного образования школьников; б) разнообразные формы социально-психологического взаимодействия; в) совместная деятельность школы и различных учреждений культуры (музеев, театров, филармоний и пр.).

  4. Эффективность образования достигается за счет гибкого, сбалансированного построения подразделений школы, их содержательного взаимодействия, использования методов планирования и роста экономических показателей модели продуктивного образования.

  5. Универсальность разработанной функциональной модели продуктивного образования школьников обусловлена ее педагогическим потенциалом и возможностями реализации в условиях муниципальной средней общеобразовательной школы вне зависимости от ее профиля.

Подобные работы
Гребнева Зоя Семеновна
Обучение математике одаренных школьников региона в условиях дистанционной модели дополнительного математического образования
Гырдымов Михаил Владимирович
Методика использования моделей физических объектов и явлений в системе дополнительного физического образования школьников
Мерлина Надежда Ивановна
Теоретические основы дополнительного математического образования школьников
Семчук Надежда Михайловна
Теоретические и методические основы воспитания в биологическом образовании школьников
Никитина Екатерина Евгеньевна
Творческие работы как основа интеграции языкового и литературного образования младших школьников
Басова Анастасия Николаевна
Этнокультурное образование как фактор формирования основ национального менталитета у школьников
Викторова Людмила Петровна
Методологические основы и методика развития экологической культуры в биологическом образовании школьников
Александрова Юлия Николаевна
Развитие творческих способностей младших школьников в процессе овладения основами русской вышивки (В системе дополнительного образования)
Калугина Оксана Владимировна
Обучение младших школьников певческому искусству на основе экологического подхода в учреждениях дополнительного музыкального образования
Ильина Татьяна Ивановна
Взаимодействие искусств в образовательном пространстве школы искусств

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net