Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Халилулина Юлия Надировна. Развитие креативности младших школьников в учреждениях дополнительного образования на основе интеграции педагогических технологий : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Москва, 2007 318 с. РГБ ОД, 61:07-13/915

смотреть содержание
смотреть введение
смотреть литературу
Содержание к работе:

Введение 3-24

Глава 1. Теоретические основы развития креативности

младших школьников в учреждениях дополнительного

образования на основе интеграции педагогических технологий.

1.1. Психолого-педагогические подходы к развитию креативности младших школьников. 25- 52

1.2. Сущность, структура и функции учреждений дополнительного образования детей. 53-78

1.3. Интеграция педагогических технологий как условие развития креативности младших школьников в учреждениях дополнительного образования. 79-120

Выводы по главе 1. 121

Глава 2. Педагогические условия оптимального развития креативности младших школьников в учреждениях дополнительного образования на основе интеграции технологий обучения (на материале хореографических объединений).

2.1. Современное состояние развития креативности младших школьников в

учреждениях дополнительного образования. 122-154

2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению

педагогических условий оптимального развития креативности младших

школьников в учреждениях дополнительного образования на основе

интеграции технологий обучения (на материале хореографических

объединений). 155-208

Выводы по главе 2. 209-210

Заключение. 211-217

Список литературы. 218-244

Приложения. 245-318 

Введение к работе:

Актуальность исследования. В настоящее время в нашей стране идет процесс становления новой модели системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, характеризующееся значительными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Общепризнанной стала мысль о переходе педагогической науки на новый этап развития, от экстенсивных к интенсивным методам обучения, от информационно-объяснительных технологий к деятельностно - развивающим, формирующим широкий спектр личностных качеств ребенка.

В условиях стремительных перемен творческая, продуктивная, легко адаптивная личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития, и, как следствие, одной из задач современной системы образования провозглашается установка на развитие креативной личности, способной осознанно строить свою методику действий в различных жизненных ситуациях.

Закон РФ «Об образовании» создал правовые предпосылки для перехода от транслирующей, унитарной, идеологизированной, тоталитарной системы образования к системе вариативной, гуманистической, творчески развивающей. Вместе с тем, несмотря на позитивную динамику процесса реформирования, четких условий творческого развития индивида до сих пор не существует.

По мнению ряда авторов, одним из приоритетных условий развития креативности является нерегламентированность образовательной среды (В.С. Кузин, Б.М. Теплов и др.), что в полной мере присуще микроклимату учреждений дополнительного образования детей (далее УДО), где исторически сложилась особая учебно – воспитательно – развивающая среда, позволяющая эффективно решать задачи комплексного развития личности.

Актуальность развития креативности в условиях дополнительного образования диктуется самой целью этого образования: развитием мотивации обучающегося к познанию и творчеству, содействием его личностному самоопределению, адаптацией к жизни в обществе, приобщением к здоровому образу жизни и т.д. Тем не менее, высокие показатели креативности у детей вовсе не гарантируют творческих достижений в будущем, а лишь увеличивают вероятность их появления при наличии высокой мотивации к творчеству и овладении необходимыми творческими умениями.

Дополнительное образование способствует расширению знаний о творческих возможностях обучающегося, позволяет полнее использовать потенциал основного образования за счет углубления, расширения и применения теоретических знаний, компенсировать неизбежную ограниченность школьного образования путем реализации досуговых и индивидуальных программ, предоставляет возможность каждому участнику удовлетворить индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.

Одной из наиболее ярких форм проявления и развития творчества младшего школьника является искусство танца. Организация учебно-воспитательного процесса хореографических объединений представляет собой основу развивающей деятельности в рамках свободного времени, позволяет создавать условия комплексного развития и саморазвития личности, использовать адекватные средства реализации творческого потенциала младшего школьника с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

В этой связи особенно актуальной становится проблема оптимизации УВП, разработка комплексных технологий обучения и воспитания в сфере дополнительного образования, как неотъемлемой части личностного развития ребенка, где переход к различным модификациям содержания образовательного процесса, использование возможностей современной дидактики в повышении результативности качества образования, научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий составят основные тенденции перехода от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным программам обучения. Однако, эффективное решение данного вопроса вызывает необходимость в новой технологической волне, новых идеях, способах ускоренного получения и постоянного обновления знаний, требует от каждого участника образовательного процесса инновационного типа мышления.

Так, чтобы оптимально решить данную задачу, недостаточно разработать или отобрать методы эффективного обучения, использовать инновационные технологии. Их необходимо объединить и интегрировать во взаимосвязанную и взаимодействующую систему конструктивной педагогики, оптимизирующую процесс развития креативности.

Таким образом, актуальность исследования, знакомство с системой дополнительного образования, анализ ее потенциала в решении задач творческого развития личности позволили выявить ряд определенных противоречий:

между потребностями современной социокультурной ситуации в повышении творческого потенциала младших школьников и отсутствием научно-теоретического обоснования технологии его развития;

между необходимостью развития творческих возможностей личности и неразработанностью критериев творческого развития;

между высоким качеством образовательного процесса в системе дополнительного образования детей и формальным его описанием;

между необходимостью использования обществом обучающе – воспитательно – развивающего потенциала системы дополнительного образования и ведомственной разобщенностью, с одной стороны, а также недооценкой роли дополнительного образования детей органами государственной власти, с другой.

Выявленные противоречия подвели нас к выводу о сложности, актуальности и практической значимости проблемы нашего исследования: развитие креативности младших школьников в учреждениях дополнительного образования.

Степень научной разработанности проблемы.

Анализ научной литературы и специальных исследований показал, что научный подход к развитию креативности младших школьников как направлению учебно-воспитательного процесса в рамках учреждений дополнительного образования до настоящего времени не применялся.

Начало осмысления вопросов организации свободного времени восходит к работам философов Античности и Средневековья, таких, как Августина Блаженного, Аристотеля, Гомера, Платона, Сенеки, Цицерона и др. Позднее, в эпоху Возрождения, в работах итальянских и немецких гуманистов, в утопических сочинениях Т. Кампанеллы, Т. Мора и др. были предприняты попытки теоретической разработки характера деятельности, содержательно наполняющей пространство свободного времени. В эпоху Просвещения проблемам организации образа жизни людей в рамках свободного времени уделяли внимание Вольтер, Руссо, Тюрго, позднее – Г. Гегель, И. Кант, Ф. Шеллинг и др. В России к этим проблемам обращались такие философы, как Н.А. Бердяев, Н.Я. Данилевский, А.Ф. Лосев, П.А. Флоренский и др.

Значительный опыт, оказавший большое влияние на наше исследование, в рамках формирования представлений об исторических аспектах развития и становления системы дополнительного образования детей, был накоплен в трудах В.П. Голованова, Е.Б. Евладовой, О.Е. Лебедевой, Л.Г. Логиновой, Н.Н. Михайловой и др.

Формированию педагогических основ исследования способствовали работы, посвященные вопросам творчества и искусства в философском и культурологическом аспектах, профессионального мастерства специалистов культуры художественно – эстетического профиля А.А. Аронова, Т.И. Баклановой, Н.А. Бердяева, О.А. Блоха, В.А. Волобуева, Л.С. Зориловой, В.И. Козловского, Д.С. Лихачева, П.А. Флоренского и др.

Важными для нашего исследования являются положения системного подхода, нашедшие отражение в работах В.П. Беспалько, И.В. Блауберга, М.Н. Руткевича, В.Н. Садовского, В.А. Сластенина, Т.И. Шамовой и др.

Большую помощь в определении творчества как фактора развития личности нам оказали работы отечественных и зарубежных исследователей: Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, В.Н. Дружинина, В.В. Давыдова, А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарева, Дж. Бьюдженталь, А. Маслоу, Р. Мэй и др.

Особое внимание привлекли исследования по развитию и диагностике креативности, представленные в работах Дж. Гилфорда, П. Торренса, Н.Ф. Вишняковой, Е.Л. Яковлевой и др.

При изучении личности как субъекта деятельности и общения нами использовались работы психологов К.А. Абульхановой – Славской, Л.Б. Буевой, А.В. Брушлинского, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского и др. и педагогов З.И. Васильевой, А.В. Мудрика, Г.И. Щукиной и др.

Особый интерес для нашего исследования представили работы классиков психологии и педагогики Б.Г. Ананьева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.С. Лихачева, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, посвященные изучению творческой активности личности.

В аспекте развития творческого потенциала личности нас заинтересовали исследования В.Н. Дружинина, С.О. Грузенберга, С.А. Изюмовой, А.А. Мелик-Пашаева, Ю.А. Полуянова, А.Я. Пономарева и др.

В рассмотрении вопросов развития личности в коллективе основополагающими для нашего исследования явились труды отечественных педагогов – И.П. Иванова, М.Г. Казакина, Т.Е. Конникова, А.С. Макаренко, Л.И. Новиковой, К.Д. Радина, разработавших основы теории и методики организации детского коллектива, его роли в воспитании личности, педагогического руководства им.

Психологическую основу научного подхода нашего исследования к современным педагогическим технологиям составили работы Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина.

Подойти к пониманию сущности инновационных педагогических технологий, их проектирования, внедрения и оценки эффективности в образовательном процессе помогли работы Н.В. Бабушкиной, Е.И. Григорьевой, И.Ю. Гутник, А.Г. Казаковой, Т.Н. Крыгиной, А.И. Науменко, Т.П. Сальниковой, Г.К. Селевко, Ж.С. Хайдарова.

Раскрывая характеристику категории «интеграция» и, в частности, ее сущность и функции в педагогических системах, мы опирались на исследования Г.И. Батуриной, В.И. Загвязинского, В.Н. Максимовой, В.Т. Фоменко, Н.К. Чапаева и др.

Существенный интерес представляют также работы В.А. Левина, Н.Ю. Хрящевой, Г.А. Цукерман и др., направленные на рассмотрение вопросов развития творческого потенциала личности с использованием новых форм и методов обучения, воспитания, развития.

При рассмотрении возможности развития творческих способностей личности в условиях социально-культурной среды, использования ее педагогического потенциала наше внимание привлекли работы Т.И. Баклановой, Ю.В. Васильковой, Т.А. Васильковой, И.Н. Ерошенкова, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко и др.

Выявление роли социокультурной среды в процессе развития личности составляет одно из ведущих направлений научных исследований вузов культуры и искусств. Так, нами были рассмотрены диссертационные исследования, затрагивающие проблемы развития творческой активности подростка в школьном театре-студии (В.И. Козловский), креативности ребенка в условиях досуга (О.Ю. Михалева), профессионально-хореографической направленности детей в учреждении дополнительного образования (А.С. Яценко) и др.

Вместе с тем, отрадно отметить, что существуют работы, направленные на изучение потенциала образовательной среды учреждений дополнительного образования, как средства развития личности. Интересно в этом плане диссертационное исследование Л.А. Турик «Образовательное пространство учреждений дополнительного образования детей, как средство личностного развития обучающегося». Особый интерес представляет для нас также исследование А.А. Колчина – «Деятельность учреждений дополнительного образования детей по развитию творческих способностей и воспитанию учащихся». Тщательный сравнительный анализ исследований А.А. Колчина, Л.А. Турик и нашего исследования показывает, что, как сама формулировка темы исследования, так и все его составные, включая цель исследования, объект, предмет, задачи, гипотезу и, тем более, положения, выносимые на защиту, между собой не стыкуются, имеют существенные отличия. Они оригинальны.

Таким образом, актуальность проблемы, ее слабая разработанность и противоречивость, а также потребности практики определили тему исследования: «Развитие креативности младших школьников в учреждениях дополнительного образования на основе интеграции педагогических технологий».

С учетом сказанного были сформулированы объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объект исследования креативность младших школьников.

Предмет исследования – процесс оптимального развития креативности младших школьников в учреждениях дополнительного образования на основе интеграции педагогических технологий.

Цель исследования заключалась в разработке концептуальных основ создания педагогических условий оптимального развития креативности младших школьников в учреждениях дополнительного образования на основе интеграции технологий обучения.

Для достижения цели были определены следующие задачи исследования:

  1. Систематизировать сущностную характеристику, структуру и функции учреждений дополнительного образования.

  2. Определить психолого-педагогические подходы к развитию креативности младших школьников.

  3. Рассмотреть интеграцию педагогических технологий как условие развития креативности младших школьников в учреждениях дополнительного образования.

  4. Разработать критерии качества творческой деятельности младших школьников в учреждениях дополнительного образования (на материале хореографических объединений).

  5. Экспериментально выявить педагогические условия оптимального развития креативности младших школьников в учреждениях дополнительного образования на основе интеграции технологий обучения (на материале хореографических объединений).

В качестве гипотезы исследования выступили предположения о том, что педагогические условия развития креативности младших школьников в учреждениях дополнительного образования на основе интеграции технологий обучения будут оптимальны, если в теории и практике дополнительного образования:

будет систематизирована сущностная характеристика, структура и функции учреждений дополнительного образования;

будет определена теоретическая основа развития креативности младших школьников;

будет рассмотрена интеграция педагогических технологий как условие развития креативности младших школьников в учреждениях дополнительного образования;

будут разработаны критерии качества творческой деятельности младших школьников в учреждениях дополнительного образования (на материале хореографических объединений);

будут экспериментально выявлены педагогические условия оптимального развития креативности младших школьников в УДО на основе интеграции технологий обучения (на материале хореографических объединений).

Методологической основой исследования явились: концептуальные положения диалектико-материалистической философии о теории познания, ведущей роли деятельности в развитии личности, диалектическом единстве теории и практики; общенаучные принципы системного и деятельностного подходов; теории системно – комплексного, логико-аналитического, личностно – деятельностного подходов к изучению педагогических явлений; индивидуально-личностный и системный подходы к управлению педагогическим процессом.

Раскрывая научно – теоретическую базу исследования, мы опирались на следующие концептуальные положения: о деятельности и общении как ведущих факторах развития личности (К.А. Абульханова – Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); о творчестве как механизме развития (Т.А. Шумилин); о системе дополнительного образования как личностно – ориентированной развивающей среде (А.Г. Асмолов, С.И. Гессен, О.М. Мотков, В.А. Ясвин и др.); об образовательной среде как комплексе условий организации жизнедеятельности и развития личности (А.Г. Асмолов, Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский, В.И. Гинецинский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Г.И. Щукина, И.С. Якиманская и др.); об инновационных технологиях обучения как факторе оптимизации образовательного процесса (В.П. Беспалько, Л.И. Божович, И.А. Зимняя, А.Г. Казакова, Г.К. Селевко и др.).

Цель и задачи исследования определили характер теоретических и эмпирических методов исследования.

Теоретические методы исследования включали: широкое изучение и анализ специальной философской, психолого-педагогической и научно – методической литературы по проблемам исследования; анализ нормативной и учебно-методической документации учреждений системы дополнительного образования детей; общетеоретические методы анализа, синтеза, теоретического моделирования.

В качестве эмпирических методов исследования были применены: анализ опыта работы УДО Московской области; наблюдение и анализ практической деятельности педагогов и детей на учебных занятиях в рамках констатирующего эксперимента; комплексная методика формирующего эксперимента по изучению творческого развития младших школьников в учреждениях дополнительного образования; социометрия и экспертные оценки; диагностика креативности учащихся хореографических объединений УДО по фигурному тесту П. Торренса; педагогический эксперимент; метод отсроченного контроля; составление матричного анализа промежуточного и итогового срезов по результатам проводимого исследования.

Исследование проходило в три этапа.

На первом этапе исследования (2000-2002г.г.) был осуществлен: анализ философской, психолого-педагогической, социологической и специальной литературы, диссертационных исследований; документации, образовательно – развивающей программы, научно – методической продукции УДО, продуктов деятельности детей с позиций формулировки темы исследования; определены направления, цель и задачи исследования, сформулирована гипотеза; раскрыта сущность, структура и функции учреждений дополнительного образования детей; определена теоретическая основа развития креативности младших школьников; выявлены педагогические технологии развития креативности младших школьников в системе дополнительного образования; дано научное обоснование практической реализации педагогических условий оптимального развития креативности младших школьников на основе интеграции технологий обучения.

На втором этапе исследования (2002-2003г.г.) был осуществлен констатирующий эксперимент, программа которого включала в себя: определение цели и задач констатирующего эксперимента; разработку экспериментального дидактического материала; разработку критериев определения уровня развития креативности младших школьников; выбор методов исследования на этапе констатирующего эксперимента; осмысление научной гипотезы исследования; гипотетическое определение педагогических условий оптимального развития креативности младших школьников в системе дополнительного образования на основе интеграции технологий обучения.

Третий этап исследования (2003-2006г.г.) представлял собой проведение формирующего эксперимента, программа которого включала в себя: определение цели и задач формирующего эксперимента с выходом на проверку научной гипотезы; специфику комплектования контрольных и экспериментальных групп; определение методов исследования на этапе формирующего эксперимента; выявление исходного уровня креативности учащихся посредством диагностики творческого развития личности; определение методики проведения занятий в контрольной и экспериментальных группах; экспериментальную проверку эффективности педагогических условий оптимального развития креативности младших школьников в учреждениях дополнительного образования на основе интеграции технологий обучения в соответствии с научной гипотезой; подготовку матриц обобщенных данных по результатам формирующего эксперимента, его сопоставительному анализу; осуществление дублирующего этапа экспериментального исследования; разработку методических рекомендаций по определению педагогических условий оптимального развития креативности младших школьников в УДО на основе интеграции технологий обучения; публикацию результатов исследования; оформление диссертационного исследования.

Базой исследования выступили 24 учреждения дополнительного образования детей Московской области.

Общее количество респондентов, охваченных исследованием, составляет 356 человек.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. Систематизирована сущностная характеристика, структура и функции учреждений дополнительного образования.

  2. Определены психолого-педагогические подходы к развитию креативности младших школьников.

  3. Рассмотрена интеграция педагогических технологий как условие развития креативности младших школьников в учреждениях дополнительного образования.

  4. Разработаны критерии качества творческой деятельности младших школьников в учреждениях дополнительного образования (на материале хореографических объединений).

  5. Экспериментально выявлены педагогические условия оптимального развития креативности младших школьников в УДО на основе интеграции технологий обучения (на материале хореографических объединений).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

  1. Уточнен и дополнен понятийный аппарат, раскрывающий специфику создания педагогических условий оптимального развития креативности младших школьников в УДО на основе интеграции технологий обучения.

  2. Конкретизированы теоретические основы развития креативности младших школьников.

  3. Изложены научно – обоснованные аргументы по вопросу интеграции технологий обучения в процессе создания педагогических условий оптимального развития креативности младших школьников.

  4. Сформулированы закономерности изменения уровня овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, а также качеств творческой деятельности младших школьников от значений показателей уровня развития креативности.

  5. Обоснованы явления педагогической действительности, составляющие специфику практических действий педагогов дополнительного образования в УДО (на материале хореографических объединений).

  6. Теоретически обоснованы и экспериментально выявлены педагогические условия оптимального развития креативности младших школьников в УДО на основе интеграции технологий обучения (на материале хореографических объединений).

Практическая значимость. Практическое значение имеет то, что в процессе опытно-экспериментальной работы разработаны и научно обоснованы оригинальные методические подходы и рекомендации, способствующие созданию педагогических условий оптимального развития креативности младших школьников в УДО на основе интеграции технологий обучения (на материале хореографических объединений). Полученные результаты могут быть использованы в процессе развития креативности младших школьников не только в системе УДО, но и в образовательном процессе детских садов, структуре начального образования средней общеобразовательной школы, в условиях семейного воспитания.

Основные результаты диссертационного исследования могут быть также использованы при чтении вузовских курсов как в системе университетов культуры и искусств, так и педагогических. Кроме того, материал имеет несомненную практическую значимость и для системы переподготовки и повышения квалификации специалистов социально-культурной сферы.

Достоверность полученных результатов обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических предпосылок исследования, разнообразием источников информации и реализации комплексной методологии исследования, адекватной его логике и научному аппарату, а также анализом теоретических и опытно-экспериментальных работ по проблеме исследования; комплекса взаимодополняющих методов, которые нашли применение в констатирующей и формирующей части опытно-экспериментальной работы. Репрезентативность эмпирического материала, его апробация в областных учреждениях общего среднего образования и учреждениях дополнительного образования детей, сообщения на научно – практических конференциях позволили осуществить сравнительный анализ полученных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Сущность и специфика деятельности УДО определяется отсутствием жестких образовательных стандартов; осуществлением набора воспитанников в объединения без вступительных экзаменов, что, с одной стороны, подчеркивает доступность образования, с другой, – принцип малокомплектности групп, отражающий разноуровневость врожденных способностей и личностного развития обучающихся; осуществлением деятельности в рамках объединений на основе принципа добровольности посещения; разработкой программы объединения, составляющей комплексную модель развития обучающегося, способствующей разностороннему раскрытию младших школьников за счёт объединения вариативных учебных дисциплин, применения индивидуальных сроков и темпов выполнения программ, соответствующих особенностям каждого ребенка; возможностью перехода из одного объединения в другое, а также «переключения» с одного вида деятельности на другое в рамках одного объединения; нацеленностью занятий в объединении не столько на получение профессиональных ЗУН, сколько на совместную и самостоятельную развивающую деятельность в сфере свободного времени; установлением субъект – субъектных отношений в рамках системы: «учреждение – обучающий – обучающийся» для управления деятельностью воспитанников; социализацией обучающихся, опосредованной их активной творческой деятельностью в коллективе; осуществлением управления активностью воспитанников на основе стимулирования личностного интереса.

  2. Развитие креативности младших школьников в учреждениях дополнительного образования проявляется в характеристике творческой деятельности воспитанников и выражается в способности к анализу, синтезу, сравнению и установлению причинно-следственных связей; критичности мышления и способности выявлять противоречия; прогнозировании возможного хода развития; способности «многоэкранно» видеть любую систему или объект в аспекте прошлого, настоящего, будущего; творческом воображении в решении импровизационной композиции; выстраивании алгоритма действия, генерировании новых идей и предъявлении решения в образно-этюдной композиции; способности открытия аналогий в решении элементов – связок к движениям; смелости и независимости суждений при анализе наглядного учебного материала; парадоксальном, тем не менее, выдержанном в рамках логической строгости решении поставленной творческой задачи. Кроме того, развитие креативности младших школьников оптимально при создании педагогических условий, основывающихся на использовании авторского подхода, представляющего собой сочетание содержательно-функциональной основы и процессуальной составляющей, включающего методические рекомендации в адрес педагогов дополнительного образования.

  3. Интеграция педагогических технологий является процессом и результатом взаимодействия технологий обучения, приводящим к их функционированию как целостной системы, обладающей новыми качествами и новыми потенциальными возможностями в достижении оптимизации целей личностно-ориентированного обучения; особым технологическим методом интенсификации учебно-воспитательного процесса, включающего методический, операционный, аналитический, контрольно-оценочный, результативный уровни разработки; способом расширения границ познания в рамках дисциплинарного курса объединения; также способствует становлению и развитию симультантного мышления ребенка; обеспечивает приобщение учащихся к системному мышлению; формирует у обучающихся основы обобщения, т.е. высокий тип ориентировки и др. Интеграция педагогических технологий осуществляется под конкретный педагогический замысел, в основе которого лежат ценностные ориентации, целевые установки автора, имеющие форму конкретного ожидаемого результата.

  4. Критерии качества творческой деятельности младших школьников в учреждениях дополнительного образования составляют три группы:

  5. Показатели критериев, характеризующих уровень сформированности профессиональных знаний, умений и навыков:

теоретическая подготовка: знание теории и методики выполнения движения; знание хода занятия; владение профессиональной терминологией;

практическая подготовка: умения и навыки выполнения движений, предусмотренных данным этапом образовательной программы.

  1. Показатели критериев, направленных на выявление качеств творческой деятельности ребенка, отражающих динамику развития креативности: эмоциональная выразительность передачи учебного материала; самостоятельность выполнения творческой работы; творческое воображение в решении импровизационной композиции; эстетическое чувство красоты в передаче композиционного, образного, костюмированного решения этюдной работы; способность открытия аналогий в решении элементов – связок к движениям; смелость и независимость суждений при анализе наглядного учебного материала; интерес к занятиям в коллективе.

  2. Показатели критериев, характеризующих личностные качества обучающегося: коммуникативность; активность; чувство «товарищества»; самооценка; самоконтроль; воля; терпение; трудолюбие.

5. Оптимальный процесс развития креативности младших школьников в учреждениях дополнительного образования на основе интеграции технологий обучения определяет следующие педагогические условия, основывающиеся на использовании авторского подхода: выполнение методических рекомендаций по реализации системы комплексного развития креативности младших школьников; применение разработанного научно-методического обеспечения процесса развития креативности обучающихся в рамках учебно-воспитательного процесса (далее УВП) в учреждениях дополнительного образования на основе авторского подхода (структурированная программа развития креативности ребенка на основе содержания обучения, тематический план и планы-конспекты занятий, критерии оценки творческих работ учащихся, система диагностики уровня развития креативности); наличие методики обучения в объединении УДО, являющейся фундаментом системы педагогических условий, направленной на развитие творческой личности обучающегося посредством освоения содержания предметного курса и определяющей особенности инвариантной структуры учебного занятия, интеграции технологий обучения, системы контроля.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе проведения занятий в «Образцовом» хореографическом ансамбле «Русь» ЦРТДиЮ «Виктория» г. Химки (2003-2006г.г.); кружковой работы на базе НОУ «Школа «Современное образование» (2004-2005г.г.); выступлений на семинарах директоров УДО Химкинского р-на (2004г.); работы на семинарах и открытых занятиях в рамках областного конкурса «Педагог года – 2005» Химкинского р-на МО; выступлений на областных семинарах для руководителей хореографических объединений (2004-2006г.г.); участия в научно – практических конференциях факультета СКД МГУКИ «Развитие познавательной активности студентов в образовательном процессе» г. Москва (декабрь 2005г., декабрь 2006г.); участия в международном «круглом столе» «Социально-культурная деятельность как фактор развития личности и объединения общества» (январь 2006г.); участия во внутривузовской конференции «Россия и Европа: историко-культурные параллели» (МГУКИ, апрель 2006г.). Выступления освещали актуальность исследования; его основные положения; результаты исследования, отраженные в диаграммах диссертации; выводы; теоретическую и практическую значимость исследования.

Научные результаты исследования, теоретические положения, выводы диссертации и научно-методический инструментарий введены:

– в учебный курс Муниципального учреждения дополнительного образования детей ЦРТДиЮ «Виктория» г.о. Химки (в практику работы «Образцового» хореографического ансамбля «Русь»);

– в учебный курс НОУ «Школа «Современное образование» мкр. Новогорск г.о. Химки;

– в учебный курс кадетских классов Муниципального общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы №8 г.о. Химки (в основу предмета «Хореография»);

– методическую работу учителей начальных классов, педагогов творческих объединений Муниципального общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №14 г.о. Химки, а также педагогическую практику хореографической студии «Мозаика»;

– учебный курс Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей» г. Королев Московской области (в образовательный курс студий танца «Образцового» музыкального театра «Браво»);

– в учебный курс Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Дома Детского Творчества «Химки» г.о. Химки (в практику работы детской студии танца «Радуга»);

– в учебно-воспитательную работу Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Дома Детского Творчества «Родник» г.о. Химки, а также образовательную деятельность объединения «Хореография»;

– в практику работы «Образцового» хореографического ансамбля «Мечта» ЦДТ г. Куровское Орехово-Зуевского р-на МО;

– в практику работы Центра развития творчества детей и юношества Министерства образования Московской области (в учебно-практический курс повышения квалификации руководителей хореографических объединений учреждений дополнительного образования детей МО).

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Подобные работы
Засова Виктория Викторовна
Научно-методическое обеспечение духовного развития школьников в учреждении дополнительного образования
Тюрина Ольга Михайловна
Социально-педагогические условия развития эколого-ориентированной позиции школьника в учреждении дополнительного образования
Лейнова Инна Анатольевна
Педагогические основы формирования мотивации обучения у школьников в учреждениях дополнительного образования
Худолий Николай Григорьевич
Организационно-педагогические основы интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования в инновационном образовательном учреждении
Василенко Наталья Валерьевна
Интеграция знаний на основе использования новых информационных технологий в общеобразовательной школе
Пожидаева, Татьяна Федоровна
Игра как технология личностного развития младшего школьника
Глоба-Михайленко Марина Анатольевна
Проектирование педагогической технологии развития литературных способностей школьников
Куликова Елена Александровна
Развитие самостоятельности школьников средствами интерактивной технологии
Козинская Ольга Юрьевна
Педагогическая технология развития творческой активности младших школьников (На материале уроков музыки и внеклассных занятий)
Решетников Олег Викторович
Педагогическая технология оценки учителем личностного развития школьников в образовательном процессе

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net