Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Тукиш Виктория Александровна. Педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия (Вениаминова) митрополита Московского : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Москва, 2006 216 с. РГБ ОД, 61:07-13/882

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 Духовное наследие святителя Иннокентия (Вениамннова) митрополита Московского как и стер и ко-педагоги чес кое явление

1. L Становление личности и деятельность святителя Иннокентия

(Вениаминова) митрополита Московского 14

1.2.Духовное наследие святителя Иннокентия (Вениаминова) в контексте

социокультурной обстановки в России конца XVIII-XIX века 57

ГЛАВА 2 Педагогические составляющие духовного наследия святителя Иннокентия (Вениаминова)

2.1. Место и значение просветительской деятельности святителя Иннокентия
(Вениаминова) в миссионерском служении 93

2.2. Содержание просветительской деятельности святителя Иннокентия

(Вениаминова) 118

23. Анализ педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова)

в свете церковно-педагогического опыта 155

Заключение 167

Список литературы 172

Приложения

Введение к работе:

Актуальность исследования. В преамбуле Конституции Российской Федерации сформулированы ценностные ориентации воспитания XXI века: утверждение прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, сохранение исторически сложившегося государственного единства, принципы равноправия и самоопределения народов, почитания предков, передавших любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, чувство ответственности за свою Родину, перед нынешними и будущими поколениями.

В настоящее время в России осуществляется переход от прежней социально-экономической системы к новому укладу жизни. Вместе с тем нравственное состояние современного общества характеризуется деформацией шкалы его моральных ценностей» Соответственно разрушаются идеалы и ценностные ориентации, особенно у молодых людей, детей и юношества. В этих условиях у россиян рождается потребность обращения к традиционным российским духовно-нравственным ценностям, и в первую очередь - к истокам православного уклада жизни русского народа.

Изучение духовного наследия, оставленного христианскими просветителями и возможности его применения в российской системе образования сегодня приобретают особую актуальность, поскольку это способствует включению его в современное культурно - образовательное пространство. Необходимость обращения к наследию просветителей Русской Православной Церкви вызвана ещё и тем, что российское государство связывает прогресс в развитии Отечества с духовно-нравственным потенциалом народа, и в первую очередь молодёжи.

Вопросы воспитания в России всегда решались на примерах жизни и
подвига людей духовных, совершенных и мужественных. Неслучайно
отечественная история педагогики исследовала культурное наследие Русской
Православной Церкви. Сегодня особую значимость приобретают

педагогическая интерпретация духовного наследия, обогащение её фактами образовательной практики.

Без высшей идеи не может существовать ни человек, пи нация. Национальная идея, несущая в себе объединяющее, скрепляющее начало, не отвергает, а дополняет, входит на правах существенного компонента в содержание личностных ценностей (В.А. Сластёнин).

Отечественная история свидетельствует, что государственная власть России и русская Православная Церковь совместно заботились о просвещении народа и на протяжении многих веков осуществляли деятельность но его духовному совершенствованию. Существовавшая в тот период система образования была подчинена формированию внутренних ценностей личности, И в настоящее время Православпая Церковь призывает приобщать детей іїє только к знаниям, но и к нравственным основам российской и европейской цивилизации, к внутреннему преобразованию личности.

В последние годы педагогика пополнилась новым осмыслением методологических аспектов проблемы взаимоотношений религии и светского образования (Е.И. Артамонова, Н.Н. Гатилова, Б.С. Гершунский, Ф.Н, Козырев, М.Н, Костикова, В.В. Краевский? В.М. Меньшиков, А.И. Осипов, Т.ИЛетракова, ВА Ситаров, ВЛ Сластёнин, В.Д. Шадриков, E.FL Шиянов, Я,Н. Щапов и др.).

В работах Е.П Белозерцева, В.А. Беляевой, М.В. Богуславского,
Н.С. Гордиснко, И.В. Метлика, Н,Д. Никандрова, В А, Николаева,
И.ВЛонкина, Л.В. Суровой, Л.А. Харисовой, ОЛ. Янушкявичене и др.
проанализированы формы и методы включения религиозных знаний в учебный
процесс образовательных учреждений* Разработаны и широко применяются в
учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений учебные
программы и пособия по преподаванию основ православной культуры (свящ.
Е.Бсляков, А.В. Бородина, прот, В. Дорофеев, В.А. Гребеньков

, В.М. Меньшиков, Т.И, Петракова, Л.В, Сурова, ЛЛ. Шевченко и др.).

В условиях создания новых государственно - церковных отношений современные ученые, педагоги (ЕЛ. Белозерцев, В.А. Беляева, А.Я. Данилюк, Н,В. Киселев, Н.В. Маслов, В.М. Меньшиков, А.И. Осипов, Т.В. Склярова, ВЛ.

Сластенин, Д.В. Чернилевский, психологи В.П. Зинченко, B.C. Мухина, В.Д. Шадриков, богословы прот. В, Воробьёв, прот. Б. Ничипоров, прот. Б. Пивоваров, писатели и деятели культуры Р.А. Гальцева, В.Н. Ганичев и др.), не только доказывают жизненную необходимость рассмотрения проблем образования в русле отечественной культуры, но и подчеркивают непреходящее значение и актуальность раскрытия педагогического потенциала традиционной для России конфессии.

На современном этапе развития российской педагогики предстоит осмыслить отечественную духовную почву, на которой выросла конкурентоспособная и эффективная для своего времени система образования и воспитания. В связи с этим представляется значимым обращение к педагогическому наследию одного из самых одаренных государственных и церковных деятелей, трудами которых Россия укрепляла свои позиции на Тихоокеанском побережье в XIX в., святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского,

В 1977г. Иннокентий (Вениаминов) был канонизирован Православной Церковью, этот год Международной организацией ЮНЕСКО был назван годом Преосвященного Иннокентия (Вениаминова) в связи с празднованием 200-летия со дня его рождения.

Исследователи жизни и творчества святителя (В.В. Аржанухин, Н.Н. Болховитинов, Ван - Стоун Дж. Освальт У, Н.В. Карташова, И.А. Курляндский, Б.И. Пивоваров, Е.К. Скурат, ИГ. Стрюченко, Л.Е. Фетисова, свящ, И. Филяновский, свящ. С. Широков, Т.С. Шульгина, ОД Якимов и др.), до настоящего времени находят в архивах неопубликованные материалы многих его трудов, таких, как записки, путевые заметки, письма. Просветительская и миссионерская деятельность святителя свидетельствует о его бесценном педагогическом опыте. Написанные им работы связаны с осмыслением им дела духовного просвещения и воспитания коренных народов российских северо-восточных земель, его поучения о воспитании детей обращены к родителям, педагогам и пастырям, что

обусловливает особую актуальность исследования педагогической составляющей духовного наследия святителя.

Недостаточная изученность и малая востребованность историей отечественного образования духовного наследия Иннокентия (Вениаминова) как педагогического явления определили выбор темы исследования: «Педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия (Вениаминова) митрополита Московского».

Проблема исследования: каков вклад духовного наследия святителя Иннокентия (Вениаминова) в формирование российской культурно-образовательной традиции?

Решение проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: духовное наследие святителя Иннокентия (Вениаминова) митрополита Московского.

Предмет исследования: педагогические воззрения в духовном наследии святителя Иннокентия (Вениаминова).

Задачи исследования:

1 .Выявить основные факторы становления личности святителя Иннокентия (Вениаминова) митрополита Московского и Коломенского.

2.Раскрыть особенности формирования духовного наследия святителя Иннокентия (Вениаминова) в социокультурной ситуации в России конца XVIII - XIX века,

3.Охарактеризовать место и значение просветительской деятельности святителя Иннокентия (Вениаминова) в его церковно-государственном служении.

4. Проанализировать содержание педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) в свете церковно-педагогического опыта,

5.0пределить значение и возможности использования педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) в современной российской культурно-образовательной традиции.

7 Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

- теоретические положения выдающихся мыслителей (Аристотель, Платон,
Ориген и др.), философов (Н.Я. Данилевский, В.В. Зеньковский, ИЛ. Ильин,

В.Н. Лосский, B.C. Соловьев), классиков педагогической мысли
(П.Ф. Каптерев, ЯА Коменский, ИГ, Песталоцци, К.Д. Ушинский и др.) о
связи религиозной культуры и педагогики;

- концептуальные установки современных ученых (В.Г. Еезрогов,
Е.П. Белозерцев, В.И. Беляев, ВА Беляева, М.Я. Виленский, Б.С. Гершунский,
Ф.Н. Козырев, ИЗ, Метлик, A3. Мудрик, Н.Д. Никандров, Т.И. Петракова,
В.А,Садовничий, Т.В. Склярова, В.А. Сластенин, и др.), философов А.Ф.Лосев,
М. Мамардашвили), иерархов и богословов Русской Православной Церкви
(Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II (A.M. Ридигер),
архим, Иоанн (Экономцев), митр. Калужский и Боровский Климент, архиеп.
Верейский Евгений, игумен Георгий (Шестун), прот. Владимир Воробьев,
прот. Борис Пивоваров, А.И. Осипов, и др.) относительно взаимовлияния
светской и христианской педагогики;

- идеи современной науки о диалогическом отношении к культурному
духовному наследию прошлого (В.В. Бибихин, М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман,

А.И. Поспелова, ВА Ситаров, ТА Флоренская, ВД Шадриков и др.);

педагогическая антропология о человеке как субъекте деятельности (Е.И. Артамонова, И.Ф. Исаев, В.И. Максакова, Н.Е. Мажар, В.Д. Путилии, В.А. Ситаров, В.А. Сластенин, А.Н. Фролова, Т.И. Шамова, И.О. Шиянови др.);

педагогические традиции Русской Православной Церкви, сформировавшиеся на основе Священного Писания Ветхого и Нового Заветов;

- идеи и воззрения отцов, учителей древней церкви (Климент Александрийский,
Иоанн Златоуст, и др.), русских святителей (Сергий Радонежский, Серафим
Саровский, Тихон Задонский, Феофан Затворник (Вышенский), Филарет
(Дроздов) митрополит Московский, и их многочисленных последователей);

- положения науки о генетической связи религиозной антропологии,
философии и педагогики, которые в отечественной духовной традиции

8 выражается синтезом науки-религии-творчества, как трех форм познания мира

(Е.И. Артамонова, В.А. Беляева, А.В. Бородина, Б.З. Вульфов, Т,Б. Лихачев,

EX. Селяева, Д*В. Чернилевский, Э.А. Чурсина, О.Л. Янушкявичене и др.);

- методология историко-педагогического исследования (A.IL Джуринский,
Н,Н. Жуков, С.Ф. Егоров, М.В. Кларин, Г.Б. Корнетов, Д.И. Латышина,
З.И, Равкин, М.Г. Плохова и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были использованы следующие методы исследования:

теоретический анализ философской, психолого-педагогической, богословской и мемуарной литературы по проблемам исследования;

ретроспективный анализ источников, характеризующих жизнь и деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова);

- сравнительно - исторический метод, обеспечивающий сравнение и
сопоставление историко - педагогических фактов, выявление в них общего,
особенного и единичного;

- историко - педагогическая интерпретация полученной информации;
герменевтические процедуры, предусматривающие интерпретацию фактов

действительности.

В состав источниковой базы исследования входят:

литературное наследие святителя Иннокентия (Вениаминова) - научные труды, письма, миссионерские записки и рапорты, церковно-педагогические сочинения, огласительные поучения;

архивные материалы фонда отдела рукописей Российской Государственной библиотеки, Государственной публичной исторической библиотеки, Синодальной библиотеки Русской Православной Церкви Московского патриархата, (г, Москва), библиотеки Московских Духовных Семинарии и Академии Троице-Сергиевой Лавры (г. Сергиев Посад); Государственного архива Магаданской области (г. Магадан), архива Магаданского краеведческого музея (г. Магадан);

- исторические и историко-педагогические труды и монографии, публикации

эпистолярного жанра, по рассматриваемому периоду;

- законодательные исторические и современные документы по вопросам
образования;

библиографические описания монографических изданий популярных книг и брошюр, обзорных статей из периодических и продолжающихся изданий, энциклопедий, словарей, справочников;

материалы научных, научно-богословских конференций, чтений.

Основные этапы исследования:

Первый этап (2001-2003) - поисковый: ознакомление с историческими,
историко - педагогическими, религиозными, архивными материалами по
рассматриваемой тематике; анализ историографии и агиографии,

формулировка научного аппарата исследования.

Второй этап (2003-2004) - теоретический: классификация и систематизация материалов, их теоретическое осмысление; коррекция и уточнение логики исследования, апробация первичных результатов, публикация материалов по проблеме исследования.

Третий этап (2004-2006) - обобщающий: проведение сравнительно-сопоставительного анализа материалов; уточнение основных положений исследования; анализ и синтез полученных результатов; литературное оформление диссертационного исследования и его доработка. Наиболее существенные результаты, полученные в исследовании, их научная новизна:

- определены факторы, оказавшие влияние на формирование мировоззрения и
становление церковно-педагогическои деятельности одного из крупных
церковных и государственных деятелей России в контексте социокультурной
ситуации XIX века;

- представлено и осмыслено содержание духовного наследия святителя
Иннокентия (Вениаминова), обозначены составляющие его миссионерской и
просветительской деятельности;

- определены педагогические компоненты духовного наследия святителя

Иннокентия (Вениаминова) Митрополита Московского;

- раскрыто значение основных педагогических идей и положений духовного
наследия святителя Иннокентия (Вениаминова) для современной системы
образования.

Теоретическая значимость исследования:

обоснована возможность рассмотрения педагогических идей в духовном наследии святителя Иннокентия (Вениаминова) митрополита Московского;

выявлена специфика просвещения коренных народов Крайнего Северо-Востока России в XIX веке;

- определены и уточнены понятия; «духовное наследие», «миссия»,
«просвещение», «церковно-педагогический опыт», «наставление»,
«проповедь».

Достоверность и надёжность полученных результатов обеспечены методологической обоснованностью исходных позиций работы, применением комплекса методов исследования, адекватных его задачам и логике, репрезентативной источниковой базой, непротиворечивостью выводов и защищаемых положений.

Практическая значимость исследования:

определены способы использования элементов церковно-исторического опыта в современной педагогической науке и практике;

материалы исследования могут быть использованы в разработке концепции и программ культурно-образовательной деятельности с ннокультурными мигрантами на территории современной России;

содержание и выводы могут быть положены в основу программ нормативных курсов, а также спецкурсов и спецсеминаров по истории образования и педагогической мысли, истории педагогики, истории религии, философии образования в педагогических колледжах, вузах, учреждениях системы

повышения квалификации для педагогических работников, православных гимназиях и лицеях, воскресных приходских школах;

результаты исследования могут найти применение в деятельности образовательных учреждений, социальных работников и родителей;

исследование окажет помощь в научных изысканиях аспирантов и докторантов, занимающихся вопросами изучения святоотеческой педагогической традиции.

Основные положения, выносимые на зашиту:

Подобные работы
Зайцева Анжелика Валерьевна
Педагогические идеи в духовном наследии святителя Иннокентия Херсонского
Шевчук Сергей Васильевич
Развитие идей православной педагогики в наследии К. Д. Ушинского
Михайлова Луиза Валентиновна
Просветительно-педагогическое наследие Джона Локка (Личность, опыт, идеи, современное значение)
Михашина Алла Станиславовна
Идеи воспитания трудных детей в педагогическом наследии В. М. Бехтерева, П.П. Блонского, Л. С. Выготского (1917-1936 гг.)
Дегюга Вардан Евгеньевич
Идеи критической дидактики в философско-педагогическом наследии С. И. Гессена (1887-1950)
Челпаченко Татьяна Викторовна
Развитие идеи гармонии умственного и физического труда подростка в педагогическом наследии В. А. Сухомлинского
Зима Мария Викторовна
Идеи национально-патриотического воспитания в философско-педагогическом наследии И. А. Ильина
Киргуева Рузана Аслановна
Педагогические идеи и концептуальные основы нравственного воспитания школьников в творческом наследии ученого-педагога В.Е. Гурина : 1929-2004
Погосбекян Дмитрий Рубенович
Политические и правовые идеи в "Слове о Законе и Благодати" Илариона - митрополита киевского (ХI в. )
Хайруллин Ирек Ильдусович
Философские идеи в наследии А.А. Потебни

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net