Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Савина Юлия Григорьевна. Формирование ценностных ориентаций учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Москва, 2006 245 с. РГБ ОД, 61:06-13/2587

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ

МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 13

1.1.Ценностные ориентации в целостном процессе становления личности... 13

1.2.Структура и содержание процесса формирования ценностных ориентации

учащейся молодежи 36

1.3.Оценка состояния сформированности ценностных ориентации учащейся

молодежи 59

Выводы по первой главе 73

ГЛАВА И. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ

МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО

ИСКУССТВА 77

2.1.Теоретическая модель процесса формирования ценностных ориентации

учащейся молодежи средствами народного декоративно-прикладного

искусства 77

2.2.Воспитательный потенциал декоративно-прикладного искусства в

формировании ценностных ориентации молодежи (на примере бурятской

материальной культуры) 104

2.3.Дидактическое и методическое обеспечение реализации программы

процесса формирования ценностных ориентации учащихся 126

2.4.Анализ опытно-экспериментальной работы формирования ценностных

ориентации учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного

искусства л 146

Выводы по второй главе 165

Заключение 168

Библиография 171

Приложение 193

Введение к работе:

Актуальность исследования. Изменение общественного строя и идеологической надстройки в современных условиях выдвинули новые требования к воспитанию и образованию молодежи. Разрушение старой системы ценностей привело к образованию идеологического "вакуума". У молодых людей начал преобладать интерес к материальным сторонам жизни. Духовные же потребности сместились на второй план. Это вызвало доминирование прагматических ориентаций и резкое уменьшение и деградацию направленности личности на культурные ценности.

В связи с этим возникает противоречие между необходимостью формирования всесторонне развитой личности, соответствующей настоящему времени, с одной стороны, и сохранения, развития системы переходящих духовных ценностей личности, с другой стороны, т.е. сохранение и развитие духовных ценностных ориентаций.

Педагогический аспект проблемы формирования ценностных ориентаций личности в самом общем виде состоит в том, чтобы широкий спектр общекультурных ценностей (нормы морали, труд, идеи гуманизма, служения общественным интересам, человеческая личность, образование, ценности культуры и т.д.) сделать предметом осознания, освоения и реализации в виде ценностно-направленной деятельности личности.

Теоретический анализ исследуемой проблемы с педагогических позиций различных категорий учащихся дается в работах: Дубровиной И.В., Казакиной М.Г., Круглова Б.С., Мальковской Т.Н., и др. Реализация процесса формирования ценностных ориентаций молодежи рассматривается рядом авторов в различных аспектах: через воспитание трудолюбия (Матушкин С.Е., Чернецов П.И.); в системе экологического образования (Костецкая Г.А.); средствами художественной литературы (Хочинян Е.И.); средствами изобразительного искусства (Козлов В.И.).

Формирование ценностных ориентаций личности – процесс многофакторный. Среди основных факторов - влияние на личность социальной среды, ее институтов, семьи и школы. Важным также является освоение народного культурно-исторического опыта. Культура и искусство - наиболее устойчивые формы сохранения традиционных нравственных и эстетических ценностей. Наиболее полно это представлено в декоративно-прикладном искусстве.

Декоративно-прикладное искусство содержит, как правило, все составляющие народного мировоззрения и соответственно этому систему ценностей и ценностных ориентаций. В нем прослеживается преемственность поколений, традиции и история народа. Это делает его эффективным средством формирования ценностных ориентаций личности.

Проблема применения народного декоративно-прикладного искусства как средства образования получила определенное освещение в педагогических исследованиях. В работах Коришкова В.В., Кузина В.С., Ломова С.П., Максимович В.Ф., Ростовцева Н.Н., Хворостова А.С. раскрыты важные теоретические положения сущности и функций декоративно-прикладного искусства в воспитании, методические вопросы обучения. Бакушинским А.Б., Василенко В.М., Вакуленко Е.Г., Неумовой Б.В., Трубниковой Л.А., Шомерзаевым М.Х. показано воспитательное воздействие декоративно-прикладного искусства на духовное и эстетическое развитие личности. В ряде методических исследований раскрыта роль различных видов декоративно-прикладного искусства в художественном образовании и профессиональном становлении личности студентов педагогических вузов, изучены вопросы развития творческой деятельности, трудового воспитания различных возрастных групп с учетом региональных особенностей традиций народной культуры (Асылханов Е.С., Абакумова Е.И., Байметов Б.Б., Беджанова Ю.К., Ломоносова Р.Г., Лыкова И.А., Маркуцкая С.Э., Новикова С.Н. и др.).

Теоретической базой исследований в данной области явились положения о содержании общего образования, методах обучения, организационных формах. Они опираются на основы политехнического образования и профориентации, разработанные в трудах Атутова П.Р., Андрианова П.Н., Бабанского Ю.К., Батышева С.Я., Бешенкова А.К., Казакевича В.М., Краевского В.В, Лернера И.Я., Полякова В.А., Сасовой И.А., Скаткина М.Н., Чистяковой С.Н.

Декоративно-прикладное искусство любого народа имеет в своей основе ценностный потенциал, включающий в себя сочетание материальных и духовных ценностей. Одним из примеров данного обстоятельства является декоративно-прикладное искусство Республики Бурятия, его разнообразные виды народного материального творчества. Теоретическая основа исследования истории материальной культуры бурят заложена в трудах историков и этнографов: Бадмаевой Р.Д., Герасимовой К.Н., Качешкова В.Н., Окладникова А.П., Сампилова И.С., Соктоевой И.И., Тумахани А.В., Хороших П.П. и др.

Изучению социокультурных ориентаций молодежи на современном этапе развития общества посвящены работы Силласте Г.Г., Собкина В.С. По данной проблеме также проводились исследования влияния этнических, региональных особенностей и традиций на воспитание молодежи (Бадможаповой Э.Ш., Манзанова Г.Е.).

Однако ни в теоретическом и ни в методическом аспектах остались не раскрытыми пути решения проблемы воспитания культурной направленности личности и, в частности, формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи посредством изучения и создания предметов декоративно-прикладного искусства. Таким образом, выявлено научно-педагогическое противоречие между большим образовательным и воспитательным потенциалом народного декоративно-прикладного искусства с одной стороны и теоретико-методологической неразработанностью соответствующей системы средств в науке, с другой стороны. Это определило актуальность и выбор темы исследования - "Формирование ценностных ориентаций учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства".

Цель исследования: определение и теоретическое обоснование педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи средствами народного декоративно-прикладного искусства.

Объект исследования: формирование ценностных ориентаций учащийся молодежи.

Предмет исследования: содержание, формы и методы процесса формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи средствами народного декоративно-прикладного искусства.

Гипотеза: формирование ценностных ориентаций учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства может быть эффективным, если:

в основу формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи положено развитие познавательной и деятельностной направленности личности;

педагогическое воздействие ориентировано на стимулирование познавательных интересов и потребностей учащейся молодежи к изучению духовной и материальной культуре народа, выраженной средствами декоративно-прикладного искусства;

учащиеся будут включены в творческую познавательно-трудовую деятельность по созданию предметов декоративно-прикладного искусства.

Задачи исследования:

  1. Обосновать компоненты и структуру процесса формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи, с учетом того, что в основу формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи положено развитие познавательной и деятельностной направленности личности.

  2. Построить теоретическую модель процесса формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства, которая предполагает развитие познавательной и деятельной направленности личности, а также стимулирование познавательных интересов и потребностей учащихся в изучении материальной культуры народа, выраженной средствами декоративно-прикладного искусства.

  3. Определить содержание, формы и методы формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи в процессе творческой познавательно-трудовой деятельности в области декоративно-прикладного искусства.

  4. Разработать программу формирования ценностных ориентаций средствами декоративно-прикладного искусства с учетом его ценностного потенциала для учащихся старших классов общеобразовательных школ.

  5. Разработать критерии, показатели, уровни сформированности ценностных ориентаций учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства.

Методологической основой исследования явились: психологическая теория личности (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Ананьев Б.Г., Ядов В.А. и др.); концепция установок (Узнадзе Д.Н.); теория ценностей (Тугаринов В.П., Доброницкий О.Г., Анисимов С.Ф., Саготовский В.Н. и др.); диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности (Ядов В.А.); работы, раскрывающие процесс становления ценностных ориентаций (Водзинская В.В., Кузьминов М.Ю., Подольская Е.А., Ермоленко В.Д. и др.); культурно-историческая концепция (Выготский Л.С); концепция понимания народного искусства как части культуры мира (Некрасова М.А.).

Учитывались концептуальные позиции философов и искусствоведов, которые определяют роль общекультурных ценностей и традиций в становлении человека. При этом особое место занимали труды Воловича Л.А., Злотниковой Т.С., Комарова М.С., Разумного В.А. и др. Также интерес представляли работы, связанные с историей возникновения и развития декоративно-прикладного искусства бурят, его видами и формами существования, состоянием на современном этапе (Бадмаева Р.Д., Вяткина К.В., Кочешков Н.В., Петри Б.Э., Соктоева И.И., Тугутов И.С., Хороших П.П.).

Методы исследования: историко-методологический анализ, научной и учебной литературы; моделирование, математические методы обработки информации. Диагностические методы: наблюдение, опросные методы, беседа, анкетирование, интервьюирование, анализ творческих работ учащихся, анализ статистической обработки данных. Экспериментальные методы: констатирующий и формирующий эксперименты.

Организация и этапы исследования. Исследование проходило в три этапа.

Первый этап (1998-2000гг.) был связан с теоретическим осмыслением философских, психолого-педагогических, искусствоведческих научных работ с целью изучения проблемы ценностей и ценностной ориентации личности; влияние декоративно-прикладного искусства на формирование и развитие ценностной ориентации молодежи. Определялись теоретические положения исследования, его основные направления, предмет, задачи исследования, сформулированы цель и гипотеза. Выявлена специфика понятия "ценностные ориентации".

На втором этапе (2000-2002гг.) проводился констатирующий этап эксперимента, в ходе которого выявлялись критерии, показатели и уровни сформированности ценностных ориентаций, определялось содержание, формы и методы, обеспечивающие формирование ценностных ориентаций учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства, разрабатывалась теоретическая модель процесса формирования ценностных ориентаций средствами декоративно-прикладного искусства. Проведено диагностическое исследование уровня сформированности ценностных ориентаций учащейся молодежи.

На третьем этапе (2002-2006гг.) осуществлялась разработка, а также реализация программы формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства, включающая в себя методические рекомендации для учителей и учебные материалы для учащихся. Проверялась эффективность педагогических условий, форм и методов с помощью поэтапного контроля за уровнем сформированности ценностных ориентаций. Были осуществлены анализ, обобщение и интерпретация результатов формирующего эксперимента исследования. На основе полученных результатов учащиеся были распределены по уровням сформированности у них ценностных ориентаций, осуществлялась проверка выдвинутой гипотезы и оформление результатов.

Базами для исследования явились средняя школа №19 (школа “Диалог культур”), Бурятский лицей №1, ПТУ №24, Восточно-Сибирская академия культуры и искусств (г. Улан-Удэ), Лицей традиционных искусств народов Забайкалья №38 (с. Иволга Иволгинского района Бурятии).

Научная новизна исследования: обоснована структура процесса формирования ценностных ориентаций личности представленная двумя направлениями: развитием познавательной и деятельностной направленности. Развитие познавательной направленности обеспечивают следующие структурные компоненты: усвоение общекультурных ценностей, развитие познавательной деятельности, развитие познавательных интересов, познавательных потребностей, формирование познавательных ценностей. Развитие деятельностной направленности определяется: оценкой, репродуктивной деятельностью, мотивацией, творческой деятельностью и ценностями творческого развития. Содержание процесса формирования ценностных ориентаций личности рассматривается как интериоризация общекультурных ценностей в познании и их экстериоризация, реализация в конкретной творческой познавательно-трудовой деятельности.

Построена теоретическая модель процесса формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи средствами декоративно-прикладного искусства, которая определяет развитие познавательной и деятельной направленности личности, а также стимулирование познавательных интересов и потребностей учащейся молодежи к изучению духовной и материальной культуры народа. Модель содержит три компонента: когнитивный, мотивационно-потребностный и деятельностно-практический.

Теоретическая значимость исследования: Определено содержание декоративно-прикладного искусства как средства формирования ценностных ориентаций учащихся (общекультурные и национальные ценности нашедшие отражение в народном декоративно-прикладном искусстве; способы преобразующей деятельности, виды труда включающие народные промыслы, его организацию, нормы, традиции; ценностное отношение к людям труда; функциональных и конструктивных особенностях объектов труда, их культурное и потребительское предназначение, сочетание в них материальных и духовных ценностей; материалы, орудия труда и ценностное отношение к ним). Выявлены наиболее эффективные формы (встречи с мастерами декоративно-прикладного искусства; посещение мастерских народных промыслов; предприятий художественного промысла; лекции; беседы; экскурсии; инсценирование народных обрядов и праздников; познавательные экспедиции; исследовательские занятия, связанные с изучением историко-культурных материалов; организация творческих выставок) и методы (использование проблемных и игровых ситуаций; творческих заданий; коллективного труда; соревнования; примера) формирования ценностных ориентаций учащихся средствами декоративно-прикладного искусства.

Разработаны критерии оценки сформированности ценностных ориентаций учащихся (когнитивный, мотивационно-потребностный, деятельно-практический) и показатели отражающие их суть, а также уровни (неудовлетворительный, низкий, средний, высокий) отражающие динамику.

Практическая значимость исследования: разработаны программа формирования ценностных ориентаций средствами декоративно-прикладного искусства (на примере бурятского декоративно-прикладного искусства); методическая поддержка процесса формирования ценностных ориентаций средствами декоративно-прикладного искусства для общеобразовательных школ (методические рекомендации для учителей и учебные материалы для учащихся); методика оценки сформированности ценностных ориентаций учащихся.

На защиту выносятся следующие положения:

процесс формирования ценностных ориентаций личности представлен двумя направлениями: развитие познавательной и деятельностной направленности. Развитие познавательной направленности представлено следующими структурные компонентами: усвоение общекультурных ценностей, развитие познавательной деятельности, развитие познавательных интересов, познавательных потребностей, формирование познавательных ценностей. Развитие деятельностной направленности определяется: оценкой, репродуктивной деятельностью, мотивацией, творческой деятельностью, ценностями творческого развития.

использование декоративно-прикладного искусства как педагогического средства, отражающего культурные, социальные, этнографические особенности, а также систему ценностных ориентаций конкретного народа, выраженных в символике категорий: колорит, форма, пластика, образ, орнамент, цвет, обеспечивает стимулирование познавательных интересов и потребностей учащейся молодежи в изучении духовной и материальной культуры народа, а также к становлению ценностей-образов во внутреней структуре личности, что определяет формирование их ценностных ориентаций.

формирование ценностных ориентаций учащейся молодежи возможно на основе творческой познавательно-трудовой деятельности по созданию предметов декоративно-прикладного искусства; содержание процесса формирования ценностных ориентаций личности рассматривается как интериоризация общекультурных ценностей в познании и их реализация в конкретной творческой познавательно-трудовой деятельности – экстериоризация.

Апробация и внедрение результатов исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях Центра технологического и экономического образования Института содержания и методов обучения РАО, на научно-практических конференциях молодых ученых и аспирантов ИОСО РАО (1999-20006 г.), на международном симпозиуме Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (г. Улан-Удэ, 1998г.), на республиканской научной конференции преподавателей, научных работников и аспирантов, посвященной 75-летию со дня образования Республики Бурятия (г. Улан-Удэ, 1998 г.), на Второй межрегиональной научно-практической конференции Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (г. Улан-Удэ, 2005г.), на Второй Байкальской международной конференции (г. Улан-Удэ, 2006 г.).

Разработанные учебные материалы для учащихся и методические рекомендации для учителей по программе "Формирование ценностных ориентаций средствами декоративно-прикладного искусства бурят" применяются в практике общеобразовательных школ № 35, 19, БГУ (г. Улан-Удэ).

Объем и структура диссертации. Результаты исследования систематизированы и представлены в виде диссертации, состоящей из введения, двух глав, заключения, схем, диаграмм, списка литературы и приложений, иллюстраций. Приложение содержит программу процесса формирования ценностных ориентаций учащихся средствами декоративно-прикладного искусства с методическими рекомендациями.

Подобные работы
Тимофеева Елена Николаевна
Художественно-эстетическая деятельность как средство формирования ценностных ориентаций младших школьников : на примере детской школы искусств
Медведевских Валентина Степановна
Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа
Султанова Патимат Султановна
Формирование межнациональных отношений школьников средствами изобразительного искусства (На материале Республики Дагестан)
Иванова Маргарита Михайловна
Формирование ценностного отношения к природе средствами искусства у младших школьников
Столярова Наталья Гарисовна
Формирование творческой позиции будущего учителя средствами искусства
Джурабаева Диляра Данияловна
Формирование интереса к книгам по искусству как средство эстетического воспитания подростков
Степанова Светлана Геннадьевна
Формирование музыкальной культуры школьников средствами национального музыкального искусства
Герасимова Эльвира Павловна
Формирование этнической толерантности подростков средствами национального музыкального искусства в учреждениях дополнительного образования
Косыгина Елена Александровна
Формирование учебно-познавательной мотивации младших школьников средствами искусств
Будаева Туяна Борисовна
Формирование эстетической культуры младших школьников средствами бурятского музыкального искусства

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net