Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Овсяникова Людмила Дмитриевна. Музыкальное воспитание как средство формирования эстетического сознания учащейся молодежи России во второй половине XIX - начале XX веков : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Ставрополь, 2006 184 с. РГБ ОД, 61:06-13/971

смотреть содержание
смотреть введение
смотреть литературу
Содержание к работе:

Введение 3

Глава 1. Генезис подходов к музыкальному воспитанию как средству формирования гармонически развитой личности в мировой и отечественной педагогической теории и практике (до середины XIX века) 12

1.1. Формирование системных представлений о гармонически развитой личности как детерминанта эстетического и музыкального воспитания 12

1.2. Музыкальное воспитание в системе формирования эстетиче

ского сознания учащейся молодёжи (до середины XIX столетия) 49

Глава 2. Развитие теории и практики музыкального воспитания учащей

ся молодёжи в отечественной педагогике второй половины XIX - начала XX веков 75

2.1. Становление научных основ музыкального воспитания в поре –форменной России 75

2.2. Отечественные традиции музыкального воспитания детей и юношества в семье и школе и их укрепление во второй половине XIX века 96

2.3. Формирование системы музыкального образования молодё -жи в школе России во второй половине XIX века 112

2.4. Музыкальное воспитание как средство формирования эстети

ческого сознания учащейся молодёжи в начале XX века 134

Заключение : 164

Список литературы 168 

Введение к работе:

Актуальность и постановка проблемы исследования.

Стратегическая цель всей воспитательной работы - формирование всесторонне развитой личности наполняется на современном этапе развития нашего общества новым содержанием. Технократизация образования и его ориентация на простое восприятие только учебной информации; натиск низкопробной, с элементами агрессии музыкальной «культуры»; утрата школой и семьёй ранее незыблемых воспитательных традиций и другие факторы ставят перед педагогической наукой задачу поиска путей разрешения сложившейся в России начала XXI века ситуации, при которой молодые люди постепенно утрачивают способность отличать истинные общечеловеческие ценности от подделок.

Перед отечественной педагогикой и школой стоит исключительно важная задача: подготовка высокообразованных, культурных, конкурентоспособных граждан, готовых к активной, созидательной деятельности. Вопросы эстетического воспитания в последние годы привлекают пристальное внимание педагогической общественности страны. С уровнем развития эстетического сознания, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности. Формирование эстетического опыта, как составляющей эстетического сознания необходимо человеку для реализации себя в мире в качестве свободной, полноценной и нужной обществу личности. Новые подходы к оценке педагогического прошлого, порождённые изменениями последних полутора десятилетий, служат верным способом преодоления сложившихся стереотипов в характерной деятельности отечественной системы воспитания и образования.

На протяжении многих веков искусство, и, прежде всего музыкальное, признавалось незаменимым средством эстетического воспитания,

важнейшим фактором формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка, воздействуя на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы, обогащает эмоциональный мир. Приобщаясь к музыкальному наследию, молодое поколение познаёт эталоны красоты, усваивает культурный опыт поколений.

Поиск путей решения проблемы формирования эстетического сознания молодёжи ведётся в различных направлениях, важнейшим из которых является обращение к отечественному опыту музыкального воспитания и образования учащейся молодёжи, как средству формирования эстетического сознания. Из всех существующих видов искусств именно музыке сегодня отдаётся предпочтение в молодёжной среде. В это же время современное состояние теории и практики музыкально-эстетического воспитания можно охарактеризовать как кризисное, состояние воспитательной работы в целом. Как и в педагогике, в области музыкального воспитания идёт творческий поиск обоснования стратегии развития отечественной теории образования, в которой должно найтись место и полноценному музыкально-эстетическому воспитанию.

В связи с этим исследование идей прошлого в области музыкального воспитания как средства становления гармонично развитой личности не только актуально в теоретическом плане, но вызывает и практический интерес.

Конкретная актуальность обращения к отечественному опыту музыкального воспитания обуславливается рядом следующих обстоятельств. Во-первых, необходимостью воспитания гармонично развитой личности, способной к эстетическому восприятию и творческому преобразованию действительности, к противостоянию неполноценной культуре, ложным, антигуманным ценностям, а это можно осуществить посредством приобщения молодежи к шедеврам мировой и национальной музыкальной культуры, позволяющей видеть мир в его единстве. Во-вторых, важностью

противопоставления истинного образования продолжающейся технократи-зации общества, значимостью формирования непреходящих ценностей, эмоционально обогащающих личность. В-третьих, в решении указанных задач неоценимым подспорьем является накопленный отечественной педагогикой опыт эстетического и музыкального воспитания, изучение которого призвано способствовать формированию личности во всей её полноте и гармонии. В-четвёртых, обращение к данному опыту в современных условиях представляется особенно значимым в связи с необходимостью выполнения семьёй эстетико-воспитательной функции, которая успешно реализовалась в процессе домашнего воспитания в дореволюционной России.

Налицо противоречие между объективной необходимостью усиления внимания к музыкальному воспитанию как средству формирования эстетического сознания молодежи и недостаточным теоретическим осмысления имеющегося в этой области отечественного педагогического опыта.

Важность разрешения данного противоречия определила проблему исследования, состоящую в поиске не утративших своей актуальности педагогических подходов прошлого к музыкально-эстетическому воспитанию в семье и школе, а также в теоретическом обосновании возможностей их реализации в современной образовательной практике. Разрешение данной проблемы стало целью исследования.

Объектом исследования явился процесс музыкального воспитания учащейся молодежи России во второй половине XIX - начале XX веков.

Предмет исследования: развитие теоретико-практических основ музыкального воспитания как средства формирования эстетического сознания учащейся молодёжи в дореволюционной России.

Задачи исследования: 1. Определить роль и место музыкального воспитания в системе формирования эстетического сознания современных школьников.

2. Проследить развитие идеи музыкального воспитания как средства формирования гармонично развитой личности в мировой и отечественной педагогике до середины XIX века.

3. Осуществить детерминантно-генетический и содержательный анализ теории и практики музыкального воспитания учащейся молодежи России в контексте эстетического воспитания во второй половине XIX - начале XX столетия.

4. Выявить сохранившие актуальность подходы к музыкальному воспитанию и образованию юношества.

5. Теоретически обосновать возможности использования отечественного опыта музыкального воспитания в современной образовательной практике.

Методологическую основу исследования составили философские идеи о всеобщей связи и развитии, о детерминации явлений культурной жизни экономическими, социально-политическими и другими факторами; культурологический, аксиологический, личностно-деятельностный, антропологический подходы; конкретные принципы историко-педагогического исследования: научности, историзма, преемственности.

Теоретической базой исследования послужили историко-педагогические работы М.И.Демкова, П.Ф. Каптерева, И.И.Паульсона, Н.И.Пирогова, П.Г.Редкина, В.Я.Стоюнина, К.Д.Ушинского, В.П. Острогорского, а также их современных коллег: А.Н.Джуринского, Э.Д.Днепрова, Б.М.Бим-Бада, В.В.Колпачёва, .Ю.Колпачёвой, Е.Н.Шиянова, Б.Т.Лихачёва, А.И.Пискунова; работы по философии Ф.В.Шёллинга, И.Канта, Ф.Шиллера, Г.В.Ф.Гегеля, Н.Бердяева, Н.Г.Чернышевского, Г.Г.Гадамера, А.А.Радугина, В.Б.Бычкова, О.В.Кривцуна, Т.В. Адорно, А.Ф.Еремеева, В.В.Кандинского; труды по истории музыкальной педагогики Б.В.Асафьева, В.В.Стасова, В.Ф.Шевлягиной, О.А.Апраксиной, М.Г.Плоховой, В.Н.Щацкой, С.Т.Щацкого, по общей и музыкальной психологии: М.М. Рубинштейна,

Л.С.Выготского, И.Е.Вольперта, Л.П.Гримака, З.А.Бейцовой,

В.И.Петрушина и др.

Для решения поставленных задач использовался комплекс дополняющих друг друга методов исследования: детерминантно-генетический анализ проблемы, анализ документальных и литературных источников.

Источниковую базу исследования составили труды выше названных и других авторов, а также материалы, содержащиеся в Центральном муниципальном архиве г. Москвы и в Российском государственном историческом архиве. В общей сложности было проанализировано свыше 224 документальных и литературных источников.

Организация исследования.

Исследование осуществлялось в три основных этапа в период с 2002 по 2005 годы.

Первый этап (2002 - 2003) - поисково-теоретический: проводился сбор и изучение материала, анализ литературы, была осуществлена постановка проблемы, определены его цели и задачи, сформулированы основные идеи и теоретические основы и методы исследования.

Второй этап (2003-2004) - продолжалось изучение источников по проблеме исследования. Вносились корректировки в ранее сформулированные цели и задачи исследования. Проводился анализ фактического материала при работе с историко-педагогическими, архивными источниками и его углублённое осмысление, осуществлялся его синтез, позволявший представить целостную картину развития теоретико-практических основ музыкального воспитания и образования.

Третий этап (2004-2005) - включал в себя систематизацию материалов исследования и оформление его результатов. На данном этапе использовались преимущественно методы обобщения и систематизации полученных данных.

Результаты проведённого исследования позволяют сформулировать основные положения, выносимые на защиту:

1. Эстетическое сознание - это та форма или часть общественного сознания, которая отражает всё богатство эстетического отношения человека к миру и выражает его активное стремление к гармонии, к совершенству, к красоте, как внешнего мира, так и самой личности. На протяжении многих веков музыкальное воспитание выступало одним из основных средств формирования эстетического сознания, являясь одновременно средством развития личности.

2. Идеи музыкального воспитания как средства формирования гармонически развитой личности зародились в эпоху Античности (Сократ, Платон, Аристотель), где музыка считалась важным средством и целью общественного воспитания. Обращение к античным традициям была предпринята в эпоху Возрождения, провозгласившей человека главной ценностью на земле. Одной из основных идей эпохи Просвещения являлась идея формирования эстетического сознания людей средствами музыкального воспитания в интересах развития и облагораживания природы человека.

З.В России формирование эстетического сознания находилось под властью «церковной педагогики» вплоть до конца XVII столетия. В XVIII веке акцент в области музыкального воспитания и образования был перенесён на развитие сословных, прежде всего дворянских, учебно-воспитательных учреждений и домашнее воспитание. С проникновением в Россию западноевропейских педагогических идей в конце XVIII столетия наблюдался процесс теоретического осмысления музыкального образования как средства формирования эстетического сознания дворянской молодёжи. В первой половине XIX века проблема музыкально-эстетического воспитания постепенно становится предметом теоретических исследований и рассматривается в единстве с умственным, физическим, нравственным воспитанием. На протяжении истории Российского государства на формирование эс тетического сознания существенное влияние оказывала народная музыка, и, прежде всего песня.

4.Процесс развития музыкального воспитания в России во второй половине XIX - начале XX веков характеризовался теоретико-практическим «приращиванием» его содержательных, организационных и методических основ. В трудах Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского, П.Ф.Каптерева и др. обоснована необходимость комплексного решения задач умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания в интересах становления гармонично развитой личности; обоснованы подходы к музыкальному воспитанию как средству формирования эстетического сознания; исследованы психологические основы музыкального воспитания и образования. В исследуемый период сложилась практика музыкального воспитания в учебных заведениях страны.

5.Развитие музыкального воспитания учащейся молодёжи в России второй половины XIX - начала XX веков осуществлялось в условиях социально-экономических, политических, культурных и других буржуазных преобразований, носило характер творческого переосмысления западноевропейского опыта, было направлено на решение актуальных для школы и педагогики задач формирования эстетического сознания. Научная новизна исследования заключается:

- в осуществлении детерминантно-генетического анализа процесса становления и развития музыкального образования как средства формирования всесторонне развитой личности;

- в выявлении тенденций в развитии музыкального воспитания в контексте формирования эстетического воспитания учащейся молодёжи;

-в раскрытии конкретных подходов к осуществлению музыкально-эстетического воспитания в школе дореволюционной России;

- во введении в научный оборот новых и малоизвестных источников. Теоретическая значимость исследования:

- в расширении научных представлений о музыкальном образовании как составной части и средства формирования эстетического сознания учащейся молодёжи дореволюционной России;

- в показе взаимосвязи в историческом развитии мировой и отечественной музыкально-эстетических культур;

- в освещение вклада педагогов прошлого в становление музыкального воспитания как средства формирования эстетического сознания учащихся;

- в показе прогностического значения изучения истории музыкальной педагогики и в обосновании возможностей использования сохранивших свою актуальность подходов к музыкально-эстетическому воспитанию в современной образовательной практике.

Практическая значимость исследования состоит в возможности разработки на базе представленного материала технологий, позволяющих максимально реализовать воспитательный потенциал предметов эстетического цикла (музыки, пения) в школе; в его направленности на содержательное обогащение курсов «Истории педагогики», «Истории образования и педагогической мысли», «Истории музыкальной педагогики». Материалы исследования могут быть использованы при подготовке аспирантов педагогических и музыкально-педагогических специальностей и в системе повышения квалификации работников образования и культуры.

Достоверность исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, адекватностью методов исследования его цели и задачи, репрезентативностью и широтой источниковой базы, позволившей собрать, обобщить и систематизировать фактический материал.

Основные теоретические положения и результаты, полученные в ходе исследования, нашли своё отражение в шести публикациях автора.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры теории и истории пе дагогики Ставропольского государственного педагогического института, на теоретических семинарах в названном вузе, освещены в докладах и сообщениях IV научно-практической конференции «Педагогическая наука и практика - региону» (Ставрополь, 2002), на конференции «Молодёжь и образование XXI века» (Ставрополь, 2004), на межвузовской практической конференции «Педагогические идеи К.Д.Ушинского и модернизация современного начального образования» (Москва, 2004), на XII годичном собрании Южного отделения РАО «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского Региона (Ростов - на - Дону, 2005), на II Международной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы педагогической и детской антропологии» (Ставрополь, 2005).

Подобные работы
Баркова Наталия Николаевна
Проблема нравственного идеала в теории воспитания в России во второй половине XIX- начале XX веков
Прыскина Елена Александровна
История становления и развития художественного воспитания в России во второй половине XIX - начале XX веков (На примере Самары)
Беленцов Сергей Иванович
Влияние педагогических факторов на гражданскую активность школьников в России второй половины XIX - начала XX веков
Тимошкина Надежда Александровна
Народная игра как средство социализации детей в России (Вторая половина XIX - начало XX веков)
Андросова Ольга Анатольевна
Генезис и содержание высшего женского образования в России второй половины XIX - начала XX века
Ященко Роман Викторович
Развитие церковно-приходских школ России (Вторая половина XIX - начало XX века)
Климина Алла Валерьевна
Становление негосударственного сектора высшего профессионального образования России второй половины XIX - начала XX века: социокультурные и организационно-педагогические аспекты
Андросова Ольга Анатольевна
АВТОРЕФЕРАТ Генезис и содержание высшего женского образования в России второй половины XIX - начала XX века
Соломатина Тамара Борисовна
Развитие общественно-педагогических инициатив в области начального образования в России второй половины XIX - начала XX веков
Иванов Евгений Вячеславович
Феномен свободы в педагогике Западной Европы и России (Вторая половина XIX - начало XX веков)

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net