Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Никитенко Светлана Николаевна. Ситуация диалогического понимания как средство духовного становления студенческой молодежи : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Волгоград, 2006 166 с. РГБ ОД, 61:06-13/1243

смотреть содержание
смотреть введение
смотреть литературу
Содержание к работе:

введение 3

Глава 1. Теоретические основы применения ситуации

диалогического понимания в процессе духовного 17

становления студенческой молодежи

1.1. Сущностные характеристики духовного становления студенческой молодежи

1.2. Специфика ситуации диалогического понимания как средства духовного становления студенческой молодежи

Выводы ПЕРВОЙ ГЛАВЫ 72

Глава 2. Особенности практического применения ситуаций

диалогического понимания в процессе духовного 75

становления студенческой молодежи

2.1. типология ситуаций диалогического понимания 76

2.2. Модель применения ситуаций диалогического

понимания в процессе духовного становления студенческой 107

молодежи и ее практическая реализация

выводы второй главы 146

заключение 149

Литература 154 

Введение к работе:

Проблема духовного становления человека сегодня является чрезвычайно важной во всем мире. Это вызвано духовно-нравственной деградацией общества, отчуждением человека от собственного внутреннего мира и духовных потребностей, кризисом прежних идеалов и норм поведения. Человек переживает небывалый кризис именно из-за приостановки своего духовного развития, из-за утери духовных ценностей, которые составляют основу человеческого бытия, особенно в молодежном, в частности, в студенческом возрасте. Духовный кризис оказывает негативное влияние на все без исключения сферы жизни общества - культуру, политику, образование, социальные отношения и пр. Поиск путей выхода из духовного кризиса направлен на решение не только внутренних проблем человека, но и масштабных социальных проблем.

Проблема помощи человеку в его духовном становлении рассматривается в современной педагогике как одна из самых актуальных, так как в традиционной педагогике она не получила достаточного рассмотрения. Образовательные процессы в вузах и школах были ориентированы преимущественно на формирование и развитие интеллектуальных способностей обучаемых, а освоение духовных ценностей бытия подменялось ценностями искусства и культуры, моралью отношений. Кроме того, когда речь идет о студенчестве, внимание акцентируется главным образом на проблемах профессиональной подготовки, а не на становлении у студенческой молодежи тех качеств, которые необходимы ей независимо от характера будущей профессиональной деятельности.

Современная культура все чаще имеет дело с ситуациями, когда возникает необходимость в понимании. Понимание и взаимопонимание во всех сферах индивидуальной и общественной жизни все более и более стано вится решающим фактором выживания общества. В современных условиях целесообразно рассматривать понимание не с точки зрения его разнообразных внешних проявлений, а с позиций духовной сущности человека, что позволит решить многие проблемы взаимодействия между людьми.

Решение проблемы духовного становления затрагивает насущные вопросы общества и образования, так как в современных условиях все более ощущается потребность в духовно развитых людях, способных к познанию мира и себя в этом мире, к осмыслению поиска жизни, обращенности к Другому посредством диалога.

В современной педагогике наблюдаются попытки решить проблемы духовного становления человека, но их решение осложняется недостаточной разработанностью целевых установок, принципов, потенциала педагогических средств, позволяющих оптимально содействовать духовному становлению воспитанника, утверждению диалогического стиля жизни воспитанника и других субъектов, включенных в воспитательный процесс.

С точки зрения современной педагогической науки, одним из эффективных средств воспитания выступает педагогическая ситуация. Согласно исследованиям Н. М. Борытко, И. А. Колесниковой, Н. Е. Щурковой и др., педагогическая ситуация является для воспитанника своеобразным образом жизненного события, а потому обладает, на наш взгляд, большими возможностями в духовном становлении человека. Проблемы духовного бытия человека — это прежде всего проблемы понимания. Таким образом, ситуация, в которой актуализируется, реализуется и закрепляется интерес воспитанника к окружающему миру, другим людям и самому себе, основана на понимании и самопонимании. Исследование такой ситуации в контексте духовного становления студенческой молодежи (студентов) позволило бы, на наш взгляд, разрешить одно из противоречий между теорией и практикой духовного становления человека.

Анализ философских, социологических, психолого-педагогических исследований показал, что в педагогической науке сложились теоретические предпосылки для разработки модели применения ситуации диалогического понимания как средства духовного становления студентов.

Наиболее многогранно проблема духовности рассматривалась и изучалась в работах отечественных философов. Русские философы Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, В. С. Соловьев, С. Л. Франк и др. поставили проблему духа на высшую ступень мировоззренческого осмысления. Среди ученых, занимающихся философскими проблемами духовности, особый интерес для решения задач нашего исследования представляют труды Л. П. Буевой, Б. С. Ерасова, М. С. Кагана, Р. Л. Лифшица, И. В. Силуяновой.

Проблему духовного становления и воспитания в контексте культуры, через призму ценностного подхода, рассмотрели Е. П. Белозерцев, Е. В. Бондаревская, Т. И. Власова, И. А. Колесникова, Л. П. Разбегаева, Н. Е. Щуркова. Проблемы духовного воспитания с позиций диалога православной и светской педагогики рассматривают В. А. Беляева, И. А. Солов-цова.

Положения, содержащиеся в работах этих авторов, позволяют выявить основные характеристики процесса духовного становления студентов. Однако, несмотря на всю ценность результатов исследования проблемы духовного становления студентов, многие важные вопросы остаются мало разработанными.

Чрезвычайно важными являются исследования, в которых обоснованы методологические идеи о диалогизме как способе бытия, диалогическом понимании (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Х.-Г. Гадамер, Г. Дильтей, П. Рикер, Ф. Шлейермахер и др.), в которых обстоятельно исследуется проблема понимания и взаимопонимания. Проблему диалогического понимания как способа бытия, который приводит к духовному росту челове ка, рассмотрела Л. М. Лузина, а диалогическая онтология раскрыта в трудах М. Бубера, Ф. Розенцвейга и др. Основные функции и структуру понимания рассмотрела В. Г. Малахова.

Развитие студента в процессе учебного диалога и ситуаций межличностных коммуникаций рассматривалось в трудах А. А. Бодалева, О. В. Бочкаревой и др.

В педагогике глубоко проанализирован феномен педагогической ситуации. В фундаментальных исследованиях Н. М. Борытко, Е. А. Крюковой, В. А. Павлова, В. В. Серикова исследуются сущностные характеристики педагогической ситуации, ее воспитательный потенциал. Не остались без внимания и вопросы моделирования ситуаций в производственной деятельности, которые нашли отражение в работах Н. А. Бакшаевой, А. А. Вербицкого, С. В. Кондратьева и др. Понятие «диалогическая ситуация», ее сущностные характеристики рассмотрела Ю. С. Богачинская.

Однако применительно к теории педагогики высшего образования педагогическая ситуация как педагогическая категория разработана недостаточно, не получила должного теоретического обоснования. Отсутствуют исследования, направленные на выявление педагогического потенциала педагогической ситуации для духовного становления студентов, не создана типология таких ситуаций, не разработаны теоретические основы их конструирования.

Между тем именно юношеский возраст признается исследователями как один из наиболее благоприятных для решения проблем духовного становления. В этом возрасте на первый план выходят проблемы бытия, понимания ценностей, окружающего мира, других людей и самого себя, обостряется интерес к экзистенциальным проблемам (жизнь и смерть, свобода и долг, вина и ответственность). Существо этих проблем составляет поиск своего места в жизни, в том числе и создание образа своего «я» в будущей профессии. Без своевременно оказанной педагогической помощи интерес к

смысложизненным проблемам либо угасает, либо приобретает негативную направленность (занятия оккультизмом, интерес к нетрадиционным религиям). Значительным деформациям при этом подвергается профессиональная позиция будущего специалиста.

Кроме того, не полностью выявлен и раскрыт диалогический потенциал педагогической ситуации, ее возможности в решении проблем понимания и самопонимания. Педагогическая ситуация практически не рассматривалась с точки зрения ее влияния на духовное становление человека, в том числе такой важной возрастной и социальной группы, какой является студенческая молодежь. Требуют рассмотрения и вопросы о структуре ситуации, ее влиянии на духовную жизнь студентов.

Одновременно с теоретическими формировались и практические предпосылки, способствующие разработке модели применения ситуации диалогического понимания как средства духовного становления студентов. К ним можно отнести усиление внимания к воспитанию на государственном уровне, о чем свидетельствует принятие Федеральной программы развития воспитания в системе образовательных учреждений России, концепции модернизации российского образования до 2010 г., Приказ Министерства Образования РФ об аттестации и аккредитации воспитательной деятельности образовательного учреждения № 4670 от 27.12.02 г., где духовно-нравственное воспитание рассматривается как один из важнейших элементов системы воспитательной работы и т.д. В воспитательной практике все более широко применяются методы и технологии воспитания, в основе которых лежит диалогическое взаимодействие субъектов воспитания.

Идея диалогического понимания пока еще не нашла в отечественной педагогике широкого признания, но объективные предпосылки для ее актуализации налицо. Они - в изменении «человеческого материала» (Л. М. Лузина), который все настойчивее сопротивляется воспитанию и формированию посредством внешних воздействий.

Однако все эти процессы, идущие в сфере воспитательной практики, более характерны для средней общеобразовательной школы. Что касается высшей школы, то здесь воспитание организуется преимущественно на основе традиционного «формирующего» подхода, не уделяющего должного внимания ни духовному становлению студенческой молодежи, ни соответствующим ему воспитательным средствам. Причина такого положения видится в недостаточной разработанности теоретических моделей ситуаций диалогического понимания, практическое применение которых обеспечило бы эффективное педагогическое влияние на духовное становление студентов.

Таким образом, существующий отечественный и зарубежный опыт по вопросу духовного становления человека и развитие мировой педагогической мысли свидетельствуют об актуальной потребности в разработке теоретических основ и практических путей построения средств воспитания, направленных на духовное становление студентов, в качестве одного из которых можно рассматривать ситуацию диалогического понимания. Все более остро обнаруживаются противоречия между:

? потребностью в духовно развитых людях, способных к диалогическому взаимодействию с другими людьми и окружающим миром, и неразработанностью теоретических основ процесса духовного становления человека в наиболее благоприятные для этого возрастные периоды и в наиболее подходящих социальных условиях;

? необходимостью теоретического переосмысления сущности понимания применительно к духовному становлению человека и традиционным подходом к трактовке данного термина;

? ситуационным характером воспитательного процесса и недостаточным использованием потенциала воспитывающих ситуаций в процессе духовного становления студенческой молодежи;

потребностью в применении особых педагогических средств,

учитывающих специфику духовного становления студентов, и недостаточной теоретической обоснованностью их применения.

Необходимость разработки модели ситуации диалогического понимания, оптимальной для духовного становления студентов, рассматривается нами как проблема исследования.

С учетом этого и была избрана тема исследования: «СИТУАЦИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОГО ПОНИМАНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ».

Объектом исследования является воспитательный процесс в высшей школе.

Предметом исследования избрана ситуация диалогического понимания как средство духовного становления студенческой молодежи.

Цель исследования — разработка научных основ применения ситуации диалогического понимания как средства духовного становления студенческой молодежи.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

1. Уточнить понимание и содержание стадий духовного становления студенческой молодежи как особой возрастной и социальной группы.

2. Выявить сущностные характеристики ситуации диалогического понимания и ее специфику как средства духовного становления студенческой молодежи (студентов).

3. Разработать типологию ситуаций диалогического понимания, выявить функции отдельных ее разновидностей в их соотнесении с логикой духовного становления студенческой молодежи.

4. Разработать и апробировать на практике модель применения ситуации диалогического понимания с целью духовного становления студенческой молодежи.

Основу гипотезы исследования составили предположения о том, что ситуация диалогического понимания будет обеспечивать более эффективное в сравнении с имеющейся практикой духовное становление студентов при соблюдении следующих условий:

1) будет учитываться специфика духовного становления студентов в единстве его сущностных характеристик, связанных с духовностью человека (связь с основами бытия человека, обращенность к другому человеку и самому себе), и логики духовного становления студентов, представляющей собой последовательность четырех стадий: понимание ценностей; понимание себя; понимание Другого; понимание своего места в мире;

2) ситуация диалогического понимания будет рассматриваться как совокупность педагогических условий, которые побуждают человека к саморефлексии и смыслопорождению путем построения внешнего и внутреннего диалога, и содержать следующие структурные элементы: целеполага-ние, переживание, осознание, смыслоопределение;

3) применение ситуации диалогического понимания будет осуществляться с учетом ее многофункциональности, специфики ее типов - информационных, рефлексивных, эмпатических и смысложизненных ситуаций;

4) применение разных типов ситуаций диалогического понимания будет соотнесено с логикой духовного становления студентов и представлять собой единство четырех этапов воспитательной работы: для перехода на стадию, характеризующуюся пониманием ценностей, будут использоваться информационные ситуации (ценностно-смысловой этап), для перехода на стадию понимания себя - рефлексивные (рефлексивно-аналитический этап), на стадию понимания Другого - эмпатические (эмпатический этап) и на стадию понимания своего места в мире - смысложизненные (духовно-практический этап).

Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи феноменологии (Э. Гуссерль, М. Мамардашвили, Э. Финк, В. Франкл и

др.) о смысловой жизни сознания; философской герменевтики (Х.-Г. Гадамер, Г. Дильтей, П. Рикер, Ф. Шлеймахер и др.) о сущности понимания и самопонимания; рефлексивной философии (Г. Гегель, Р. Декарт, И. Кант и др.), разрабатывавшей проблемы обращенности человека к себе и Другому в процессе взаимодействия; экзистенциализма (Ж. П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс) о человеке как единстве неизменной сущности и ее динамической самоактуализации; философии культуры (М. М. Бахтин, В. С. Библер и др.) о диалогическом характере сознания и диалогическом взаимодействии; идеи целостного подхода к изучению педагогического процесса (В. С. Ильин и его научная школа) с учетом достижений культурологической концепции воспитания (Е. В. Бондаревская), идеи «педагогики духовности» и онтологической педагогики (Н. М. Борытко, Т. И. Власова, И. А. Колесникова, И. А. Соловцова, Н. Е. Щуркова), положения философско-антропологического подхода о сущности понимания как основы воспитательного процесса (Л. М. Лузина), концепции непрерывного педагогического образования (Н. К. Сергеев), а также отдельные положения теории личностно ориентированного образования (В. В. Сериков).

Эмпирическую базу исследования составила опытно-экспериментальная работа, проводимая в Волгоградском филиале Российского университета кооперации, где диссертант работает в должности старшего преподавателя кафедры социально-гуманитарных дисциплин и педагогики и в разные периоды провел опытно-экспериментальную работу со студентами младших курсов.

В ходе исследования были использованы следующие группы методов: теоретические: анализ литературы, моделирование общей гипо тезы исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы, интерпретация результатов эмпирических данных др.;

эмпирические: опросно-диагностические методы (анкетирование,

беседы), экспертная оценка, анализ творческих работ, наблюдение, обобщение педагогического опыта, опытная работа, диагностический и формирующий эксперименты по исследованию возможностей разных типов ситуаций диалогического понимания и др.

Исследование проводилось в 2001 - 2006 гг. и включало четыре этапа:

На первом этапе (2001 - 2002 гг.) на основе изучения и критического анализа отечественной и зарубежной научной литературы по проблемам духовности, духовного становления студентов выявлялись основные подходы к пониманию проблем духовного становления. На этом этапе был разработан концептуальный замысел исследования, определена его эмпирическая база, организована опытная работа по проверке гипотезы об основных характеристиках духовного становления человека. Частично результаты разработки теоретических основ духовного становления студентов и отдельные элементы ситуаций диалогического понимания обобщены в соответствующих публикациях автора.

Второй этап (2002 - 2003 гг.) был связан с разработкой модели духовного становления студентов в ситуации диалогического понимания, ее опытно-экспериментальной апробацией и уточнением. В этот период автор апробировал разработанную модель в своей педагогической деятельности.

Третий этап (2003 - 2004 гг.) — на основе изученной литературы по проблеме и практического опыта в области духовного становления студентов, экспериментальной проверки отдельных положений гипотезы обосновывалась система условий, реализация которых повышает эффективность духовного становления в ситуации диалогического понимания. На этом этапе уточнялись возможности влияния ситуаций диалогического понимания на духовное становление студентов.

Четвертый этап (2005 - 2006 гг.) был посвящен оформлению и апробации результатов исследования. В это время под руководством автора

были созданы ситуации диалогического понимания, реализующие модель духовного становления студентов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Духовное становление связано с духовной сущностью человека, важнейшими составляющими которой являются обращенность к ценностям, другому человеку и самому себе. Духовное становление представляет собой целенаправленное освоение человеком высоких духовных ценностей бытия, саморазвитие и самосовершенствование духовной жизни в процессе самовоспитания во взаимодействии с другим человеком.

Логика духовного становления студентов представляет собой последовательность четырех стадий: понимание ценностей (ситуативное осознание духовных ценностей); понимание себя (возникновение потребности в самопознании, оценивании себя и своих духовных качеств, в обращенности к другому человеку); понимание Другого (формирование способности диалогического понимания другого человека); понимание своего места в мире (обретение смысла жизни как духовно-практического взаимодействия с другим человеком, стремление к духовному самосовершенствованию).

2. Ситуация диалогического понимания - это совокупность педагогических условий, которые побуждают человека к саморефлексии и смысло- порождению путем построения внешнего и внутреннего диалога. Специфика ситуации диалогического понимания как средства духовного становления студентов определяется ее функциями и соответствующими им структурными компонентами: информационной, обусловленной содержанием в данных ситуациях информации о духовных ценностях бытия, путях и способах духовного самосовершенствования, о самом себе как неповторимой индивидуальности (компонент целеполагание); когнитивной, благодаря реализации которой ситуация диалогического понимания побуждает студента к познанию самого себя, своих духовных возможностей (компонент переживание); коммуникативной, которая проявляется и развива ется в диалоге, взаимодействии, основанном на понимании себя через Другого и Другого через себя (компонент осознание); смыслообразующей, реализация которой позволяет человеку определить способы и пути духовного саморазвития, преобразования окружающего мира на началах духовности (компонент смыслоопределение).

3. С целью духовного становления студентов целесообразно применять ситуации диалогического понимания четырех типов: информационные (содержат необходимую для духовного становления информацию и способствуют ее осмыслению, стимулируют возникновение внутреннего и внешнего диалога); рефлексивные (обеспечивают организацию рефлексивных размышлений, направленных на самопонимание); эмпатические (направлены на постижение эмоционального состояния другого человека, сочувствия и сопереживания); смысложизненные (побуждают студента к духовному саморазвитию и позитивному изменению окружающего мира).

4. Модель применения ситуаций диалогического понимания с целью духовного становления студентов предполагает реализацию четырех этапов воспитательной работы: ценностно-смыслового, на котором используются преимущественно информационные ситуации с целью осмысления студентами духовных ценностей (понимание ценностей); рефлексивно-аналитического, где ведущая роль принадлежит рефлексивным ситуациям и достигается самопонимание (понимание себя); эмпатического, на котором используются главным образом эмпатические ситуации для решения задач понимания Другого (понимание Другого); духовно-практического, где с целью организации трансляции студентами вовне своего внутреннего духовного мира применяются смысложизненные ситуации (понимание своего места в мире).

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в нем уточнены основные характеристики и стадии духовного становления студентов как особой возрастной и социальной группы; дополнено научное

представление о педагогической ситуации как средстве воспитания; впервые выявлены сущностные характеристики ситуации диалогического понимания, определены ее функции и разработана структура; конкретизированы возможности ситуации диалогического понимания в духовном становлении студенческой молодежи; разработана типология ситуаций диалогического понимания, применяемых в процессе духовного становления студентов; обоснована модель применения ситуаций диалогического понимания с целью духовного становления студентов, практическая реализация которой приводит к более эффективным результатам.

Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена разработкой модели ситуации диалогического понимания и соответствующей ей модели применения ситуации диалогического понимания в процессе духовного становления студентов, что является вкладом в разработку теории духовного воспитания в контексте гуманитарно-целостного подхода, в теорию педагогических средств, применяемых в воспитательном процессе высшей школы. Результаты исследования вносят вклад в понимание целевых, содержательных и процессуальных характеристик духовного воспитания.

Практическая ценность результатов исследования состоит в том, что они позволяют расширить круг средств, применяемых в практике учебных заведений, решающих задачу духовного становления студентов. Выявленные особенности ситуации диалогического понимания как средства духовного становления студентов могут быть использованы при конструировании и проектировании воспитательной работы в системе высшего образования с целью оптимизации его результатов. Результаты исследования вооружают преподавателя вуза новым подходом к процессу духовного становления студентов.

Достоверность полученных результатов обусловлена методологической обоснованностью исходных позиций, теоретических положений, це лостным подходом к решению поставленной проблемы, длительным характером изучения педагогической практики и организации опытно-экспериментальной работы и устойчивой повторяемостью ее основных результатов, соответствием концептуальных позиций тенденциям развития социально-педагогической реальности; единством общенаучных и конкретных методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования.

Апробация материалов исследования осуществлялись через участие в семинарах Научного центра современных проблем воспитания ВШУ, методических семинарах кафедры социально-гуманитарных дисциплин и педагогики, межвузовских конференциях Волгоградского филиала Российского университета кооперации, в 7- й международной научной конференции «Ильенковские чтения - 2005», в Четвертых Покровских образовательных чтениях «Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность», публикацию материалов исследования в различных научных, научно-методических изданиях, периодической печати (всего опубликовано 7 работ общим объемом 2,7 п.л).

Внедрение результатов исследования в практику образования осуществлялось в деятельности преподавателей Волгоградского филиала Российского университета кооперации.

Структура и объем диссертации обусловлены логикой проведенного научного исследования. Диссертация (165 с.) состоит из введения (14 с), двух глав (60с, 70 с), заключения (5с) и списка использованной литературы (176 наименований). Диссертация содержит в тексте 4 таблицы и 2 рисунка.

Подобные работы
Логинов Виктор Михайлович
Социально-профессиональное становление молодежи в образовательном комплексе малого города (На примере города Гжель)
Галиев Мирзанур Касимович
Формирование физических качеств учащейся молодежи в условиях становления и развития рыночных отношений
Зайцев Геннадий Семенович
Становление и развитие муниципальной системы патриотического воспитания молодежи на рубеже XX - XXI веков
Стерликов Владимир Николаевич
Социально-педагогическое сопровождение адаптации подростков и молодежи в ситуации эмиграции
Бабина Ольга Ивановна
Обучение будущих учителей пониманию учебно-воспитательных ситуаций в образовательном процессе вуза
Коржавина Наталья Валерьевна
Активизация понимания студентами учебного материала средствами информационных технологий
Юмсунова Любовь Нимажаповна
Образовательная деятельность как средство становления индивидуальности учителя
Дорохова Анна Владимировна
Учебный курс как средство становления конфликтной компетентности подростков
Утепов Марат Бахтыбаевич
Проектирование индивидуального образовательного маршрута как средство становления личностных достижений старшего школьника
Ферапонтов Геннадий Алексеевич
Становление образовательного пространства школьника средствами культурологической драматизации

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net