Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Непомнящая Галина Николаевна. Педагогические условия подготовки будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Комсомольск-на-Амуре, 2006 250 с. РГБ ОД, 61:07-13/99

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО
УЧИТЕЛЯ К ВОСПИТАНИЮ ДУХОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
НА ОСНОВЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА 16

1.1. Философские, этнографические, социально-психологические аспекты проблемы подготовки будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной

компетентности 16

1.2 Педагогический аспект профессиональной подготовки
будущего учителя к воспитанию духовности школьников на
основе этнокультурной компетентности 51

1.3. Состояние проблемы педагогические условия подготовки
будущего учителя к воспитанию духовности школьников на
основе этнокультурной компетентности 85

Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ВОСПИТАНИЮ
ДУХОВНОСТИ ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ
ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ 101

2.1. Обогащение образовательного процесса педагогических
дисциплин этнокультурным содержанием как педагогическое
условие подготовки учителей к воспитанию духовности
школьников на основе этнокультурной компетентности 101

  1. Педагогическая практика студентов как условие подготовки будущих учителей к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности 127

  2. Спецкурсы и спецсеминары по подготовке будущих учителей к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности и профессиональной готовности к этнокультурной трансляции 144

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 162

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 168

ПРИЛОЖЕНИЯ 187

Введение к работе:

Актуальность темы исследования определяется современной ситуацией в России, характеризующейся ростом национального самосознания народа, расширением социальных функций образования, все более осознаваемой потребностью поиска новых путей передачи традиций своего народа. В этой связи актуализируется и роль учителя-воспитателя как носителя как общечеловеческих ценностей и культуры, так и традиций национальной культуры воспитания.

В условиях нестабильности общества, в период ломки старых стереотипов воспитания и образования, в противоборстве между традиционным и новым нарушается процесс формирования духовного мира подрастающего поколения, что особенно остро проявляется у школьников. Дефицит духовных ценностей в современном процессе воспитания, на наш взгляд, может быть снят тем духовным потенциалом, который имеется в этнокультурном опыте, и именно его следует использовать при профессиональной подготовке современного учительства.

В ситуации всеобщего кризиса, сопровождающегося кризисом духа народа в условиях размытого духовно-нравственного идеала и отсутствия единых принципов и ориентиров развития, чрезвычайно важно представить целостный образ своеобразия духовности России для того, чтобы обрести утраченный настрой души народа на преодоление трудностей и веру в будущее Отечества. Восстановить духовность народа, воспитать духовность у подрастающего поколения может учитель, обладающий этнокультурной компетентностью, способный возрождать, сохранять и транслировать народную педагогическую культуру - основу духовности.

Одним из возможных способов, позволяющих качественно изменить учебно-воспитательный процесс вуза в современных условиях, является использование и включение в процесс профессиональной подготовки будущих учителей идей этнопедагогической культуры воспитания.

Перед наукой и практикой стоит задача: изучить богатое национальное духовное наследие педагогической культуры народа, определить оптимальный объем этнокультурных знаний, скоординировать их с требованиями к современной модели личности специалиста, сделав их интегрирующей основой для всех других качеств и проявлений личности учителя.

Это потребует определения педагогических условий и разработки адекватных воспитательных средств, способных реализовать воспитательные возможности этнокультурного опыта в процессе подготовки будущих учителей к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности.

Потребности и условия зарождающейся в России новой национальной и культурной политики требуют рассмотрения школы как важнейшего гаранта духовного развития и воспитания народа. Это обязывает, в свою очередь, рассматривать высшую школу как социальный институт, способный изучать, сохранять и передавать этнокультурный опыт самобытной отечественной восточнославянской педагогической культуры посредством формирования у будущих учителей этнокультурной компетентности.

Сторонниками самобытности толкования этой культуры можно назвать ученых-этнографов, разрабатывающих в отечественной науке теорию этноса: С.А. Арутюнова, А.К. Байбурина, Ю.В. Бромлея, А. Гулыгу, Л.М. Дробижеву, Д.К. Зеленина, Р.Ф. Итса, В.А. Тишкова, С.А. Токарева, Н.Н. Чебоксарова, Я.В. Чеснова, К.В. Чистова.

Для понимания особенностей русской национальной культуры имеют значение работы русских мыслителей Н.А. Бердяева, А.И. Владимирова, Н.Я. Данилевского, В.О. Ключевского, Н.О. Лосского, П.И. Новгород-цева, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, Э.Ю. Соловьева, Е.Н. Трубецкого, С.Л. Франка, П. Чаадаева, Г.Г. Шпета, Л.Н. Гумилева, И.А. Ильина.

Общие вопросы теории культуры рассматриваются такими исследователями, как С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин, B.C. Библер, П.С. Гуревич, Н.С. Злобин, М.С. Каган, Г.С. Кнабе, Э.С. Маркарян. Определенным сторонам и конкретно-историческим явлениям культуры посвящены исследования В.В. Иванова, В.О. Ключевского, Л.В. Карасева, В.Я. Петрухина, И.О. Лосского, И.Я. Фроянова, А.В. Юдина и др. Вопросам национального своеобразия и взаимовлияния культур посвящены работы В.В. Богданова, Г.Н. Волкова, Г.Д. Гачева, Л.Н. Гумилева, М. Забелина, В.В. Иванова, Д.С. Лихачева, Б.Н. Путилова, С.А. Токарева, И.Я. Фроянова, О.А. Шабуровой и др.

Проблемы становления духовной личности рассматриваются в исследованиях философов: К.А. Абульхановой-Славской, А.С. Арсеньева, Л.П. Буевой, И.А. Владимирова, А. Гулыги, И.А. Ильина, А.Г. Здравомы-слова, Р.Л. Лившица, Е.В. Шороховой.

В течение многих лет опыт использования педагогической культуры и этнокультурного опыта воспитания духовности исследовался выдающимися представителями образования и педагогической науки России В.Г. Белинским, В.И. Водовозовым, К.Д. Ушинским.

Вопросам педагогической культуры в русле гуманистической парадигмы посвящены работы Л.Н. Куликовой, Н.Е. Седовой, Л.А. Степашко, Е.Н. Шияновым, А.А. Шумейко.

Проблемы народной педагогики как истинного феномена гуманизма в сфере воспитания раскрыты в исследованиях В.Ф. Афанасьева, И.А. Виноградова, Г.Н. Волкова, Л.С. Выготского, О.В. Гукаленко, Н.А. Матвеевой, И.А. Ильина, Л.И. Новиковой, А.А. Орлова, В.Н. Руденко.

Народные представления о формировании человека как личности рассматривались в работах А.Н. Афанасьева, Л.М. Архангельского, Е.В. Шороховой.

Анализ и описание фольклорного наследия русского народа представлены в исследованиях И.А. Виноградова, М. Власовой, Ф.С. Капицы.

Психологический аспект формирования личности исследован Б.Г. Ананьевым, Л.И. Божович, Л.С. Выготским, В. Вундтом, А.Г. Ковалевым, И.С. Коном, Г.С. Костюком, А.Н. Леонтьевым, Д.А. Леонтьевым, К.К. Платоновым, С.Л. Рубинштейном, И.М. Сеченовым, Е.В. Сидоренко, А.А. Смирновым, Д.Б. Элькониным.

Анализ имеющейся этнографической, философской, психолого-педагогической литературы, изучение реальной практики подготовки будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности будущего учителя позволяют утверждать, что имеется объективная потребность в осуществлении процесса воспитания духовности у подрастающего поколения, но педагогические условия подготовки будущих учителей к воспитанию духовности на основе этнокультурной компетентности еще не имеют достаточной определенности теоретического, методологического и инструментального обозначения. В то же время этнокультурный опыт недостаточно изучен теоретически, не имеет достаточной определенности теоретического, методологического и инструментального обозначения в той мере, которая необходима для использования его в современной практике подготовки будущих учителей к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности. Таким образом, обнаруживаются противоречия:

между социальной востребованностью более продуктивной подготовки будущих учителей, способных воспитывать духовность современных школьников на основе этнокультурной компетентности и неготовностью высшего педагогического образования выпускать таких специалистов;

между наличием значительного научного анализа своеобразия и богатства отечественной духовной культуры, множества педагогических концепций, доказывающих необходимость использования ее в практике профессиональной деятельности учителя и отсутствием разработки механизмов передачи духовной культуры и педагогических условий подготов-

ки будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности;

между возможностями педагогических дисциплин и педагогической практики в стимулировании потребности формирования у будущих учителей этнокультурной компетентности как основы для воспитания духовности школьников и отсутствием насыщения их этнокультурным содержанием вследствие научной и профессионально-технологической неразработанности проблемы;

между потребностью будущих учителей обрести профессиональные знания, умения и навыки работы с отечественным этнокультурным наследием и неразработанностью специальных курсов и спецсеминаров по данной проблематике.

Проблема исследования состоит в научном обосновании педагогических условий, способствующих формированию этнокультурной компетентности будущих учителей как основы в подготовке их к воспитанию духовности школьников.

Актуальность исследования данной проблемы - недостаточный уровень ее теоретико-методологической разработанности - обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Педагогические условия подготовки будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности».

Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке педагогических условий подготовки будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности.

Объект исследования - образовательный процесс подготовки будущих учителей в высшей школе.

Предметом исследования являются педагогические условия, необходимые для подготовки будущих учителей к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности.

Гипотеза исследования заключается в том, что этнокультурная компетентность является основой для профессиональной культуры современного учителя в его сложной деятельности по формированию духовности школьников и компонентом профессионально-педагогической подготовки. Процесс ее формирования будет эффективным при следующих педагогических условиях:

обогащении образовательного процесса в вузе этнокультурным содержанием, в основу которого заложено изучение возможностей использования традиционного этнокультурного опыта как педагогического средства воспитания духовности;

содержательной направленности педагогической практики будущих учителей на изучение и использование в учебно-воспитательном процессе воспитательных технологий, основанных на этнокультурном опыте народа, для подготовки будущих учителей к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности;

включении в образовательный процесс спецкурсов и спецсеминаров по изучению этнопедагогического наследия народа, в том числе восточных славян как условия формирования этнокультурной компетентности и профессиональной готовности к этнокультурной трансляции.

Это обусловило необходимость решения следующих задач исследования:

  1. Теоретически обосновать модель подготовки будущего учителя, обладающего этнокультурной компетентностью.

  2. Выявить и описать педагогические условия подготовки будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности.

  3. Определить критерии развития этнокультурной компетентности.

  4. Проверить эффективность педагогических условий подготовки будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности.

Методологическую основу диссертационного исследования составили идеи российских философов Н.А. Бердяева, В.В. Розанова, В. Соловьева, Е.Н. Трубецкого, И.В. Киреевского, П.Я. Чаадаева, Н.Я. Данилевского, М.М. Бахтина, А.С. Арсеньева, Р.Л. Лившица о сущности духовности, необходимости и обязательности этнокультурной трансляции в социуме с учетом национальных особенностей воспитания и суждения о механизмах и способах, обеспечивающих сохранение духовности и передачу этнокультурного наследия.

Мы опирались также на этнопсихологические этнографические концепции о сущности ментальности, смыслах национального самосознания, союза «духа» и «духовности» в контексте социализации личности, о необходимости усвоения этнокультурного опыта в условиях развития культурно-исторических процессов, идеи психологической природы феномена духовности личности.

Методологическим ориентиром являлись для нас научные положения педагогики о компетентностной парадигме, о целях, закономерностях и принципах профессионально-педагогического образования будущего учителя, идеи народной педагогики о духовных смыслах взаимодействия и общения, положения личностно-ориентированного образования.

Ведущей идеей нашей концепции является представление о лич-ностно-профессиональном становлении будущего учителя как смыслооб-разующем факторе жизнедеятельности и профессиональной подготовки, обеспечивающем (при соответствующих педагогических условиях) формирование его как исследователя духовного опыта народа, владеющего навыками сохранения и трансляции народного опыта воспитания, несущего профессиональную ответственность перед обществом за духовное здоровье поколений.

1. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы нами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы (философской, этнографической, психолого-

педагогической), педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос, анализ продуктов учебно-профессиональной деятельности, творческих работ, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

База исследования - Комсомольский-на-Амуре государственный педагогический университет, педагогический колледж г. Комсомольска-на-Амуре, МОУ СОШ № 8 и МОУ СОШ №33, филиал Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, музей изобразительных искусств г. Комсомольска-на-Амуре.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что:

теоретически обоснована модель подготовки специалиста, обладающего этнокультурной компетентностью;

определены педагогические условия подготовки будущих учителей к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности;

уточнено содержание понятия этнокультурной компетентности и сформулированы критерии ее выявления у будущих учителей.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

в обогащении теоретических основ процесса подготовки будущих учителей к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности;

в раскрытии сущности педагогических условий процесса подготовки будущих учителей к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности;

- в предложении критериев сформированности этнокультурной
компетентности и описании ее уровней.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что:

- полученные в ходе опытно-экспериментальной система работы по
обогащению образовательного процесса в вузе этнокультурным содержа-

11 ниєм может быть использована при разработке дидактических и методических материалов в системе педагогического образования, в ходе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

- в апробации поливариативных спецкурсов и спецсеминаров по этокультурной тематике.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены методологической аргументацией теоретических положений; целостным подходом к решению поставленной проблемы, длительным характером организации опытно-экспериментальной работы на различных факультетах; устойчивой повторяемостью основных результатов; соответствием концептуальных позиций тенденциям развития социально-педагогической реальности; единством общенаучных и конкретных исследовательских методов, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования; разнообразием источников информации, взаимодополняемостью и соответствием результатов количественного и качественного анализа, статистической значимостью экспериментальных данных, подтверждающих теоретические выводы.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Современная ситуация, характеризующаяся ростом национального самосознания народа, требует подготовки специалиста, обладающего этнокультурной компетентностью, способного к трансляции прогрессивного этнокультурного опыта воспитания духовности подрастающего поколения. Этому будет способствовать, разработанная нами модель подготовки будущего учителя, обладающего этнокультурной компетентностью.

  2. Первым из представленных педагогических условий успешной подготовки будущих учителей к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности является насыщение этнокультурным содержанием педагогических дисциплин.

  3. В качестве второго педагогического условия мы рассматриваем отработку умений использования этнокультурных педагогических техноло-

гий на педагогической практике через внедрение в воспитательный процесс элементов этнокультурного опыта народов по воспитанию духовности, в том числе восточных славян (традиции, обычаи, праздники ритуалы, игры и т.п.).

4. Третьим педагогическим условием подготовки будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности выступают спецкурсы и спецсеминары по этнокультурной тематике, содержательно построенные на изучении традиционного прогрессивного этнокультурного опыта восточных славян, которые активизируют механизмы формирования у будущего учителя духовного самоопределения, национального самосознания и профессиональной самооценки, а также служат формированию этнокультурной компетентности и потребности будущих учителей к этнокультурной трансляции духовности.

Апробация результатов исследования. Основные направления и результаты исследования обсуждались на методологических и аспирантских семинарах кафедры общей педагогики Комсомольского-на-Амуре государственного педагогического университета. Результаты диссертационного исследования были представлены и получили одобрение на 38-ой научно-практической конференции студентов и аспирантов КГПИ (г. Комсомольск-на-Амуре 17-20 апреля 1998г.); Всероссийской научной конференции «Личность в меняющемся обществе» (г. Комсомольск-на-Амуре, 23-24 октября 1998 г.); на конференции «Управление в образовании: теория и практика» (г. Хабаровск, 1999г.); на научной конференции «Саморазвитие личности в воспитательной системе образовательного учреждения» (г. Комсомольск-на-Амуре, 1999 г.); на межрегиональной научной конференции «Развитие личности в образовательных системах Дальневосточного Федерального округа» (г. Комсомольск-на-Амуре, 2002 г.); на региональной научно-практической конференции «Технология внедрения гуманистических традиций в системе образования Дальнего Востока» (г. Комсомольск-

на-Амуре, 5-6 марта 2003 г.); на III Международной научно-практической конференции «Дальний Восток: наука, экономика, культура в XXI веке: опыт, прогноз» (г. Комсомольск-на-Амуре, 15-16 сентября 2005 г.); на научной конференции «Философско-педагогические и религиозные основания образования в России: история и современность»: Четвертые Покровские образовательные чтения (г. Рязань: Ряз. гос. ун-т им. С.А.Есенина, 2006.).

Внедрение результатов проводимого исследования осуществлялось в процессе преподавания дисциплин педагогического цикла и спецкурсов «Воспитательные традиции восточных славян» и «Подготовка будущего учителя к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности». Результаты исследовательской работы внедрены в учебный процесс на филологическом факультете, отделении иностранных языков, историческом и географическом факультетах ГОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный педагогический университет», в работе «Школы вожатого», «Инструктивного лагеря», в организации и проведении педагогических практик студентов 3,4,5 курсов, в учебно-воспитательный процесс школ МОУ СОШ № 8 и МОУ СОШ № 33, филиала Краевого института усовершенствования учителей, художественного музея, педагогического колледжа г. Комсомольска-на-Амуре.

Результаты исследования нашли отражение в семи публикациях автора по проблеме исследования.

Организация исследования:

Исследование проходило в три этапа.

На первом (теоретическом) этапе (1998-2001гг.) проводился анализ научной и научно-методической литературы по теме исследования. Анализировались философские, этнографические и этнопедагогические работы, определялись методологические основания исследования. Осуществлялось изучение литературы по теме исследования, происходило

практическое изучение воспитательной практики, способов включения отечественного этнокультурного опыта в содержание преподаваемых предметов педагогического цикла. Определялся научный аппарат исследования, что дало возможность выделить и обосновать проблемы исследования, наметить цели и задачи, сформулировать рабочую гипотезу. Разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы. Проводился контактирующий эксперимент.

На втором (поисково-аналитическом) этапе (2001-2003гг.) в процессе экспериментальной работы проводилось уточнение гипотезы, целей, задач исследования, разрабатывались критерии оценки состояния и динамики формирования этнокультурной компетентности, определялось содержание этнокультурного наследия, влияющего на воспитание духовности, экспериментально апробировались педагогические условия подготовки будущих учителей к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности, разрабатывались программы педагогических практик, проводился констатирующий эксперимент, продолжалась проверка педагогических условий, обеспечивающих подготовку будущих учителей к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности, проходило апробирование отдельных элементов системы подготовки будущих учителей к изучению, сохранению и трансляции этнокультурного опыта воспитания духовности.

На третьем (завершающем) этапе (2003-2006гг.) осуществлялась систематизация результатов исследования, уточнение теоретических и экспериментальных выводов. Был проведен целостный преобразующий эксперимент, в основу которого была положена разработанная нами совокупность педагогических условий подготовки будущих учителей к воспитанию духовности школьников на основе этнокультурной компетентности; осуществлялось обобщение и теоретическое осмысление полученных данных, проводилось оформление диссертации.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, насчитывающего 241 источник, и 22 приложений. Работа содержит 8 таблиц, 2 рисунка. Объем диссертации составляет 167 страниц, общий объем с приложениями составляет 250 страниц.

Подобные работы
Степанец Раиса Владимировна
Подготовка учителя к экологическому воспитанию младших школьников в условиях многоуровневого педагогического образования
Александренко Анна Петровна
Формирование иноязычной коммуникативной компетентности младших школьников на основе интегративного подхода На материале английского языка
Антропова Лидия Григорьевна
Совершенствование коммуникативной компетентности учителя на основе творческой рефлексии (В условиях дополнительного образования)
Матвеева Татьяна Михайловна
Педагогические условия формирования предпринимательской компетентности у учащихся старших классов на основе метода проектов
Васильева Екатерина Николаевна
Организационно-педагогические условия подготовки учителя в ИПК РО к инновационной деятельности
Слепцова Людмила Юрьевна
Педагогические условия подготовки учителя к формированию у школьников нравственно-экономических качеств личности (В системе повышения квалификации пед. кадров Респ. Беларусь)
Дука Наталья Александровна
Педагогическое проектирование как условие подготовки будущего учителя к инновационной деятельности
Гарт Марина Аарисовна
Педагогические условия совершенствования подготовки учителя технологии и предпринимательства
Папшева Ольга Владимировна
Духовно-нравственная ориентация профессиональной подготовки учителя в условиях педагогического колледжа многонационального региона
Волчок Татьяна Ивановна
Самоуправление как средство совершенствования подготовки учителя в условиях обновления общества (На материале Республики Саха (Якутия))

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net