Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Урусова Зурият Магометовна. Традиционная педагогическая культура карачаевской семьи как фактор формирования личности младшего школьника : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Карачаевск, 2005 200 с. РГБ ОД, 61:05-13/2046

смотреть содержание
смотреть введение
смотреть литературу
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. Историко-педагогические основы становления традиционной педагогической культуры карачаевской семьи 12

1.1. Сущностные характеристики традиционной педагогической культуры карачаевского народа 12

1.2. Становление и развитие традиционной педагогической культуры карачаевской семьи 37

1.3. Традиции семейного воспитания в педагогике карачаевского народа 56

Выводы 86

ГЛАВА II. Традиционная педагогическая культура карачаевской семьи и ее влияние на формирование личности младшего школьника 89

2.1. Этнопедагогическое пространство карачаевской семьи 89

2.2. Идеал совершенного человека в карачаевской семейной педагогике 110

2.3. Труд - как основное средство в формировании личности младшего школьника в карачаевской семье 139

2.4. Взаимодействие семьи и школы в формировании личности младшего школьника 162

Выводы 178

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 181

БИБЛИОГРАФИЯ 1883

ГЛАВА I. Историко-педагогические основы становления традиционной педагогической культуры карачаевской семьи 12

1.1. Сущностные характеристики традиционной педагогической культуры карачаевского народа 12

1.2. Становление и развитие традиционной педагогической культуры карачаевской семьи 37

1.3. Традиции семейного воспитания в педагогике карачаевского народа 56

Выводы 86

ГЛАВА II. Традиционная педагогическая культура карачаевской семьи и ее влияние на формирование личности младшего школьника 89

2.1. Этнопедагогическое пространство карачаевской семьи 89

2.2. Идеал совершенного человека в карачаевской семейной педагогике 110

2.3. Труд - как основное средство в формировании личности младшего школьника в карачаевской семье 139

2.4. Взаимодействие семьи и школы в формировании личности младшего школьника 162

Выводы 178

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 181

БИБЛИОГРАФИЯ 188 

Введение к работе:

Актуальность исследования. Решение современных социально-экономических, политических и образовательных задач, вставших перед современной Россией, актуализировало проблемы культуры и человека как ее носителя, усиление роли культуры в воспитании подрастающего поколения. Это связано с тем, что человек информационной цивилизации XXI в. может руководствоваться разными ценностями, вместе с тем главным регулятором его поведения, жизнедеятельности должна стать культура, проявляющаяся в образованности, профессионализме, этнокультурной и социокультурной активности. В этом процессе особая роль отводится современному осмыслению этнических ценностей культуры, рассмотрению их в качестве оздоровляющего компонента культурно-воспитательных систем. Современному человеку необходим возврат к истокам своих культур, приобщение к их традициям, позволяющим осознать принадлежность к своей нации. В обращении к культуре своего народа его привлекает ощущение глубинной связи между собственной судьбой и судьбой этнокультуры, пока жив народ, жива и его культура и опора на родную культуру порождает веру и надежду человека, чувство уверенности и защищенности.

Семья как общность людей, связанных отношением супружества, родительства и родства, как основная ячейка нашего общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении социализации. Семья является тем уникальным социальным институтом, посредником между человеком и государством, транслятором фундаментальных, общечеловеческих, национальных ценностей от поколения к поколению В ней заключен мощный потенциал воздействия на такие процессы как воспитание и образование подрастающего поколения, развитие национальной культуры и языка, формирование целостной личности, демографические изменения, здоровье общества, становление гражданских позиций. Она является «институтом экологии личности, экологии души человека». Поэтому сегодня актуальной проблемой является не только определение социальной роли

ГОСНАЦИОп .

БИБЛИОТЕКА і

семьи в обществе, но и раскрытие ее педагогического потенциала, разработка стратегических направлений интеграции семьи и школы, внедрение тех технологических механизмов в систему образования, которые бы принесли положительные результаты

Время требует возвращения к воспитательному опыту народа, к духовным корням развития этнической культуры, и это возможно лишь на основе глубокого изучения общего и специфического в культуре разных народов, самобытности и уникальности каждого народа, на основе познания закономерностей развития национального самосознания, народного опыта и традиций воспитания.

Актуальным становится обеспечение единства процессов воспитания осуществляемых в образовательных учреждениях и в семье, этнической среде, средствами народной педагогики. Оно важно для формирования этнического менталитета подрастающего поколения, развития любви к родному народу, гражданственности

Сегодня остро ощущается потребность в разработке этнопедагогических проблем семейного воспитания и, в частности, в карачаевской семье. Обращение ученых и учителей к традиционной народной педагогике, критическое осмысление жизни и педагогического опыта предшествующих поколений позволяют выявить наиболее эффективные методы и средства, способствующие воспитанию молодого поколения. Особенно важно осуществление целенаправленного воздействия традиций на детей младшего школьного возраста, ибо основы формирования цельной личности закладываются именно в этом возрасте.

В разработке этнических проблем семейного воспитания мы опирались на труды Я.А Коменского, И.ГЛесталоцци, А.С Макаренко, В.А Сухомлинского, Л.НТолстого, К.Д.Ушинского, С.Т.Шацкого, И.Я.Яковлева, Н.М.Охотникова, Г.Т.Тимофеева, а также на современные исследования. Это труды по общим вопросам педагогики (В.П.Борисенков, Б.З.Вульфов, Т.С.Комарова, В.М.Коротов, Г.Б.Корнетов, Б Т.Лихачев, С В Мягченков, В.И.Петрова, КХП.Сокольников), исследования по проблемам этнопедагогики (И.А Арабов, А.Л.Бугаева, В.И.Баймурзина, Х.Х-М.Батчаева, Г.Н.Волков, А.Г.Гашимов, А.Ю. Гранкин, М.Б.Гур туева, В.Г.Закирова, А.Э.Измайлов, Б А Кадыров, Ш.А.Мирзоев, Г.В.Мухаметзянова, З.Г.Нигматов, К Б.Семенов, Э.И.Соколь

никова, М.И.Стельмахович, С Б.Узденова. Я.И.Ханбиков, И.А.Шоров). труды, посвященные истории, культуре и быту народов Северного Кавказа, Карачаево-Черкесии (У.Д.Алиев, Е.П.Алексеева, ХХБиджиев, М.Д Каракетов, .И.Караева, МА.Мизиев, КТЛайпанов, В.П.Невская, Р.А-К.Ортабаева, Е.Н.Студенецкая, К.МТекеев, МА.Хубиев. К.И.Чомаев, И.М.Шаманов, Ф.С.Эфендиев).

Необходимо отметить, что на сегодняшний день отсутствует комплексное исследование традиционной педагогической культуры карачаевской семьи и ее влияния на формирование личности младшего школьника.

Вместе с тем родители, педагоги, общественность все более остро ощущают потребность в научно обоснованных рекомендациях, направленных на усиление влияния семьи на подрастающее поколение на основе использования богатств народной педагогики.

Таким образом, обнаруживаются следующие противоречия между.

отмечаемой тенденцией к повышению статуса этнонациональных культур в общецивилизационном масштабе и недостаточным научно-практическим обеспечением наблюдаемого процесса как в теории педагогики, так и в практике воспитания и образования:

воспитательной функцией семьи по приобщению к общечеловеческой и зтнонациональной культуре подрастающего поколения и отсутствием знаний механизмов трансформации этих ценностей в новых социокультурных условиях:

объективной социальной потребностью в формировании подрастающих поколений как носителей этнических культур в системе семейного воспитания и недостаточной разработанностью педагогических технологий реализации воспитательной парадиг мы в этом направлении;

богатством потенциальных возможностей традиционной педагогической культуры карачаевской семьи по формированию личности младшего школьника с выраженным национальным самосознанием и этнической идентификацией и недостаточной разработанностью этнопедагогических инструментариев данного воспитательного процесса.

Проблема исследования в этой связи сформулирована таким образом" каков воспитательно-образовательный потенциал традиционной педагогической культуры карачаевской семьи и возможности ее использования в формировании личности младшего школьника. Решение этой проблемы и составило цель исследования.

Объект исследования - воспитательные идеи и опыт традиционной педагогической культуры карачаевского народа.

Предмет исследования - традиционная педагогическая культура карачаевской семьи и ее влияние на формирование личности младшего школьника.

Гипотез исследования заключается в том, что ^

традиционная педагогическая культура карачаевской семьи как этнически целостная и самобытная система воспитания будет служить обогащению практики семейного воспитания, способствовать становлению национального самосознания, сохранению этнической общности, возрождению и развитию ее самобытности, формированию этнического менталитета подрастающих поколений, если:

будет раскрыта общечеловеческая и национальная сущность традиционной педагогической культуры карачаевской семьи, ее общность и взаимосвязь с педагогическими культурами горских народов Северного Кавказа;

будет выявлена и проанализирована система формирования идеала совершенной личности в карачаевкой семейной педагогике;

будут выявлены и раскрыты особенности содержания воспитательного потенциала карачаевской семьи, направленного на формирование личности младшего школьника;

будут выявлены факторы, средства и методы воспитания детей младшего школьного возраста в карачаевской семье

Задачи исследования: 1. Изучить и обобщить опыт традиционной педагогической

культуры карачаевской семьи как этнически целесообразной

системы воспитания. 2 Раскрыть современную традиционную систему воспитания в

карачаевской семье, обосновать пути и средства достижения

идеала совершенной личности.

  1. Вычленить воспитательные ценности традиционной педагогической культуры карачаевской семьи, направленные на формирование личности младшего школьника.

  2. Обосновать структуру этнопедагогического пространства карачаевской семьи.

  3. Охарактеризовать факторы, методы и средства воспитания в семейной педагогике карачаевцев. Методологическую основу историко-педагогического

исследования составили: аксиологический (ценностный) подход, согласно которому человек рассматривается как высшая ценность в обществе и самоцель общественного развития, системный анализ, принцип единства логического, исторического и культурологического в педагогическом познании, системный, деятельностный и личностный подходы. Особое место в методологии заняли положения общей и этнической педагогики карачаевского народа, этнопсихологии, этнолигнвистики, этнографии, этнологии и педагогической антропологии, идеи гуманизации и этнопедагогизации воспитания.

В процессе исследования в соответствии с его задачами использовались методы: теоретические - логико-исторический педагогический анализ различных аспектов исследуемой проблемы; теоретическое обобщение результатов исследования с учетом всех факторов и конкретных условий; изучение ретроспективной информации по теме; теоретический анализ и обобщение литературных педагогических, этнографических, исторических источников, документов и архивных материалов по традиционной педагогической культуре карачаевского народа; сбор текущей информации: педагогический анализ и оценка; наблюдение, интервью, сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение фактического материала, опыта работы школ; беседы с учащимися, учителями и родителями, пилотажный опрос, методы математической обработки материала

Организация, база и этапы исследования.

Исследование проводилось в 1999-2005 гг. на базе общеобразовательных школ г Карачаевска и Карачаевского района

Первый этап (1999 - 2001 гг.) - изучение и анализ философской социологической, этнографической, этнопедаго

гической, этнопсихологической, лингвистической, фольклорной литературы по традиционной педагогической культуре карачаевского народа; исторических и архивных документов, выявление уровня разработанности проблемы; определение цели, задач, гипотезы исследования.

Второй этап (2001-2003 гт.) - систематизация и определение наиболее эффективных путей использования традиционной педагогической культуры карачаевской семьи в формировании младших школьников в современной этнокультурной среде.

Третий этап (2О03-2О05гг) - анализ роли семьи и школы в формировании личности младшего школьника; уточнение и систематизация полученных результатов, обобщение теоретических положений и выводов, оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования

выявлена закономерная зависимость и взаимообуслов ленность исторического развития традиционной педагоги ческой культуры карачаевской семьи от уровня развития общественно-педагогической мысли религиозных, философ ских, научных и эстетических представлений народа; определены этапы в истории развития традиционной системы воспитания в карачаевской семье как одного из важных элементов педагогической культуры народа, дана научная характеристика этнопедагогического пространства карачаевской семьи как одной из категорий общей и этнической педагогики;

раскрыты особенности организации (соблюдение этикетных норм поведения «Тау адет», традиции фамильной (родовой) чести, воспитание детей в совместном труде, взаимопомощь, культ почитания старших, традиции родной земли) воспитательной деятельности карачаевской семьи в формировании личности младшего школьника.

Теоретическая значимость исследования обоснованы сущностные характеристики традиционной педагогической культуры карачаевской семьи, которые заключаются в естественности и в раннем начале домашнего воспитания: природосообразности, преемственности, иерар хизированности, инвентаризуемости и импровизир\емости;

выявлены факторы (природа, труд, общение, быт, искусство, детская этническая среда, пример-идеал) и средства карачаевской народной педагогики (традиция, обычаи, ритуалы, игры, праздники, фольклор) в воспитании детей младшего школьного возраста;

уточнены педагогические условия (усиление этнокультурной

направленности содержания образовательно-воспита

тельного процесса; создание целостной педагогической

системы на базе консолидации семьи, школы, общест

венности в этом направлении; изучение учащимися прошло

го и настоящего родного края, местной среды и др.) использо

вания традиционной педагогической культуры карачаевской

семьи в формировании личности младшего школьника.

Практическая значимость диссертационной работы

заключается в том, что его результаты способствуют пополнению

отечественной теории и практики современной этнопедагогики

новым фактическим материалом относительно самобытной сие

темы воспитания карачаевской семьи; они могут быть исполь

зованы родителями в деле совершенствования семейного воспита

ния. а педагогами образовательных учреждений в просвети

тельскои деятельности родителей, в организации этнопедаго

гизации всего процесса воспитания» в пропаганде идей народной

педагогики среди карачаевского населения.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются целостным подходом к анализу проблемы, адекватностью методов исследования его цели и задачам, наличием многообразного материала, взятого из научно-литературных, архивных источников, современной практики воспитания подрастающих поколений, сочетанием ее обобщения с опытной работой, научной апробацией важнейших идей, гипотетических утверждений и выводов в начальных национальных школах.

На защиту выносятся следующие положения: теоретическое обоснование традиционной педагогической культуры карачаевской семьи как ценного педагогического опыта, целостной этнической системы воспитания, которая сложилась под воздействием исторических, политических, социально-экономических условий жизни карачаевского народа в течение длительного периода;

характеристика этнопедагогического пространства семьи, представляющего собой единство общечеловеческого и этни ческого в формировании личности младшего школьника; эффективность использования традиционной педагогической культуры карачаевского семьи в формировании личности младшего школьника во многом определяется взаимодействием родителей и учителей, развитием у них профессиональной и педагогической культур. Апробация и внедрение результатов Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкеского государственного университета; докладывались на всероссийских, региональных научных и научно-практических конференциях' Карачаевск (1998-2005), Казань (2005), Майкоп (2004), Ставрополь (2005), Волгоград (2005).

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется объект и предмет исследования, его цели и задачи, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Историко-педагогические основы становления традиционной педагогической культуры карачаевской семьи» раскрыты сущностные характеристики традиционной педагогической культуры карачаевского народа, дается цельное представление о карачаевской семье и традициях семейного воспитания; определяется этнопедагогическое пространство карачаевской семьи.

Во второй главе «Традиционная педагогическая культура карачаевской семьи и ее влияние на формирование личности младшего школьника» выявлены особенности традиционной системы семейного воспитания, факторы, методы, средства воспитания детей младшего школьного возраста, взаимодействие родителей, учителей начальной национальной школы по формированию личности младшего школьника.

В заключении обобщены результаты исследования и излагаются выводы проведенного исследования.

Подобные работы
Садыкова Лилия Рифмировна
Романтический образ детства как фактор формирования личности школьника
Бочарова Валентина Георгиевна
Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника.
Богданова Людмила Александровна
Модернизация содержания образования как фактор формирования личности младшего школьника
Чудинский Руслан Михайлович
Формирование технологической культуры личности школьника в учебной деятельности (На примере уроков физики)
Ласкова, Марина Куприяновна
Реализация аксиологической функции изобразительного искусства в процессе формирования базовой культуры личности младшего школьника
Скриплёва Елена Викторовна
Педагогические условия формирования основ физической культуры личности младшего школьника
Скриплёва Елена Викторовна
Педагогические условия формирования основ физической культуры личности младшего школьника
Меняйлова Татьяна Александровна
Формирование качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода
Пфлюг Вера Павловна
Педагогические основы формирования экономической культуры как условия социализации личности младшего школьника в образовательном процессе
Ефименкова Светлана Анатольевна
Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в процессе изучения курса "Основы православной культуры"

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net