Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Приставкина Татьяна Афанасьевна. Формирование ценностного отношения школьников к художественному наследию в образовательном процессе регионального музея : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Белгород, 2005 184 с. РГБ ОД, 61:05-13/1682

смотреть содержание
смотреть введение
смотреть литературу
Содержание к работе:

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы формирования ценностного отношения школьников к художественному наследию 16

1.1. Аксиологические основания исследования проблемы формирования ценностного отношения школьников к художественному наследию 16

1.2. Историко-педагогический анализ проблемы освоения художественного наследия в отечественной педагогике 29

1.3. Содержательно-структурные компоненты ценностного отношения школьников к художественному наследию 41

1.4. Особенности образовательного процесса в региональном музее 52

Выводы по главе 1 65

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностного отношения школьников к художественному наследию в образовательной деятельности регионального музея 69

2.1. Состояние проблемы формирования ценностного отношения школьников к художественному наследию: к итогам констатирующего эксперимента 69

2.2. Моделирование образовательного процесса регионального музея по формированию ценностного отношения школьников к художественному наследию 84

2.3. Технология формирования ценностного отношения школьников к художественному наследию 103

2.4. Анализ результатов экспериментальной работы 119

Выводы по главе 2 135

Заключение 137

Библиографический список 143

Приложения 162 

Введение к работе:

Актуальность проблемы. Стремительное изменение базовых ценностей в России определяет становление новой философии образования, гуманитарных исследований. Стратегия образования складывается на основе инкультурации индивида: в процессе усвоения культурных ценностей. Это создает условия для самореализации личности, т.е. максимального личностного раскрытия и вхождения в социум для воспроизводства и дальнейшего функционирования общества. Формирование интеллектуально-творческих способностей, эмоциональной сферы личности; развитие умения адаптироваться в реалиях современного общества актуализировали проблемы социализации, в том числе и художественной.

Гуманизация образования, преодоление сциентистской направленности привели, с одной стороны, к возросшей значимости художественного образования, эстетического воспитания, с другой, выявили отсутствие эффективного механизма его обновления в условиях реформирования системы образования. В действующей модели художественно-эстетического образования в России только обозначились перспективы движения к новому качественному состоянию. Интеграция образования и культуры способствует воспитанию творческой личности, человека культуры как активного ее субъекта-творца и носителя ценностной картины мира, художественно-эстетической ментальносте. Музей в современном российском обществе может стать действенным каналом трансляции культуры, образования культурой, воспитания в мире национальных традиций.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время в музейной практике произошли изменения, суть которых состоит в усилении образовательной и рекреационной функций. Музей входит в новую систему научно-просветительных координат, являясь партнером образовательных учреждений России. Происходит обновление всех видов музейной коммуникации, интенсивное использование возможностей музейной педагогики, прежде всего в контексте сотрудничества с общеобразовательной школой. Музеи России, в том числе и региональные -хранители социальной памяти и художественного опыта нации - включены в механизм передачи материального и духовного наследия не только с целью его сохранения как эталонов, идеалов, но и как инструмент введения в современную социокультурную ситуацию; как компонент педагогических технологий, способствующих становлению и развитию личности в универсальной среде обитания. В музеях искусствоведческого профиля создаются условия, способствующие ценностному освоению культурного наследия нации в процессе интериоризации музейных ценностей через решение задач эстетического воспитания, музейного образования.

Многоаспектный характер исследуемой проблемы обусловил рассмотрение широкого круга литературы: философской, культурологической, психолого-педагогической, музееведческой.

В общефилософском плане «ценность» трактуют как оценку, норму, регулятив, императив на субъективном и объективном уровнях; а ценностные отношения как часть механизма регулирования личностного мира и социума (С.Ф. Анисимов, А.Г. Здравомыслов, В.В. Ильин, А.А. Ручка, В.Н. Сагатовский, Н.З. Чавчавадзе, М. Вебер, М. Шеллер и др.).

В работах психологов (Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, Н.М. Лебедева, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, К. Клакхон, А. Маслоу, М. Рокич и др.) категория «ценность» рассматривается как когнитивное и потребностно-мотивационное понятие.

Изучение основной дефиниции аксиологической системы мы находим в культурологии (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Г.П. Выжлецов, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, Ю.Ю. Лотман), где категория «ценность» определяется как «историко-культурная единица» - константа культурного наследия, необходимое звено в процессе трансляции национального достояния через феномен человека.

Проблемы эстетического воспитания, формирования ценностного отношения к художественной культуре, к искусству раскрыты в работах М.А. Верба, И.Ф. Гончарова, Г.А. Гуковского, Ю.Б. Борева, Е.Я. Бурлиной, В.А. Кан-Калика, Н.В. Киреевой, B.C. Кузина, И.Е. Кулагиной, Б.Т. Лихачева, А.А. Мелик-Пашаева, Б.Н. Неменского, Л.П. Печко, Л.Г. Савенковой, Л.Н. Столовича, Н.А. Терентьевой, Б.П. Юсова и др. Авторы исследовали природу ценностного отношения к действительности, его содержание и структуру; показали пути и средства художественного образования и эстетического воспитания.

Вопросы освоения человеком культурных ценностей рассматривались B.C. Библером, Е.В. Бондаревской, Н.В. Бордовской, М.С. Каганом, А.В. Петровским. Их исследования содействовали становлению новых педагогических технологий личностно-ориентированного образования и воспитания культурологического характера, что послужило в определенной степени методологическим обоснованием при анализе эмпирической деятельности музеев, способствовало поиску новых методик в работе с посетителями.

Аксиологическая парадигма в образовании изучалась на основе теоретического осмысления внутренних потенциалов ценностных отношений в исследованиях Н.А. Асташовой, М.В. Богуславского, В.И. Гинецинского, В.Н. Додонова, И.Ф. Исаева, Н.Д. Никандрова, А.В. Репринцева, В.А. Сластенина, Г.И. Чижаковой, Е.Н. Шиянова, Н.Е. Щурковой, обосновавших значение «ценности», «ценностных отношений» как важнейших характеристик личности, мощного регулятора поведения человека.

Вопросы этнохудожественного образования - в центре внимания Т.И. Баклановой, СИ. Ботовой, М.С. Жирова, М.Ю. Новицкой, Т.Я. Шпикаловой, которые разработали теоретические положения, научно-методическое обоснование использования традиционной народной культуры в системе художественного образования как главного объединяющего начала. Проблемы развития творческих способностей школьников, активизации целостного педагогического процесса на основе этнорегионального материала нашли отражение в диссертациях В.М. Джашукаева, ЯЛ. Кузнецовой, А.И. Фишелевой, И.В. Шманевой.

Изучение проблематики регионализации образования (В.В. Кадакин, А.Г. Прокофьева, Г.М. Швецова) позволило выявить специфику приближения учреждений образования и культуры к насущным региональным потребностям, учету его местной культурно-исторической модификации. Проблемы формирования ценностного отношения к культурному наследию, к прошлому, в том числе и на краеведческом материале исследованы в диссертациях О.Н. Апанасенко, Н.Г. Гавриловой, Г.Н. Ищук, О.М. Хлытиной.

Научно-просветительная деятельность отечественных музеев рассматривалась с точки зрения теории коммуникации, аксиологии, музейной педагогики. Исследователи М.Б. Гнедовский, Г.П. Калугина, СВ. Пшеничная, Д.А. Равикович, Б.А. Столяров, Т.В. Чумалова, Д. Камерон, К. Хадсон способствовали обоснованию аксиологического подхода в музеологии. Труды Е.Г. Вансловой, Е.Л. Галкиной, М.Б. Гнедовского, И.М. Коссовой, Т.А. Кудриной, А.К. Ломуновой, Е.Б. Медведевой, Н.И. Решетникова, Б.А. Столярова, М.Ю. Юхневич содействовали теоретическому становлению и практическому развитию музейной педагогики в России.

Как показал проведенный анализ литературы, проблема формирования ценностного отношения школьников к художественному наследию в образовательном процессе регионального музея до сих пор не являлась предметом специального педагогического исследования.

Формирование ценностного отношения школьников к художественному наследию в образовательном процессе регионального музея является одним из слагаемых педагогического процесса в условиях интеграции школы и музея, образовательных и культурно-просветительных учреждений; фактором, который способствует эстетическому воспитанию, фасилитации художественного образования. В связи с этим перед педагогической наукой и музеологией встала проблема теоретического обоснования условий модернизации образовательного процесса в рамках интегрированной системы «образование - культура» (школа - музей).

Таким образом, объективно существуют противоречия между: потребностью современного российского общества в творческой личности, обладающей социальным и художественным опытом, и недостаточными научными знаниями о механизмах ее развития средствами музейной педагогики; традиционным содержанием художественного образования и неиспользованными возможностями обогащения образовательного процесса региональным художественным наследием; накопленным опытом художественно-эстетического образования школьников и инновационными средствами музейной педагогики.

Названные противоречия определили проблему исследования: каковы педагогические условия формирования ценностного отношения школьников к художественному наследию в образовательном процессе регионального музея?

Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования: художественно-эстетическое образование школьников средствами музейной педагогики.

Предмет исследования: процесс формирования ценностного отношения школьников к художественному наследию в образовательной деятельности регионального музея.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что формирование ценностного отношения школьников к художественному наследию в образовательном процессе регионального музея будет эффективным при выполнении следующих педагогических условий:

• интеграция дисциплин гуманитарного и художественно-эстетического циклов, краеведения и музейной педагогики;

• непрерывность краеведческого и музейного образования художественно-эстетической направленности;

• овладение школьниками способами интеракции в предметно-пространственной эстетической среде;

• включение учащихся в различные виды ценностно-ориентационной, художественно-эстетической деятельности на основе синтеза образования и культуры;

• использование метода оценочного освоения художественного наследия.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью, гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Определить содержание и структуру ценностного отношения школьников к художественному наследию.

2. Выявить особенности образовательного процесса регионального музея.

3. Разработать модель процесса формирования ценностного отношения школьников к художественному наследию средствами музейной педагогики.

4. Обосновать и апробировать совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования ценностного отношения школьников к художественному наследию в образовательном процессе регионального музея.

5. Разработать и апробировать технологию формирования ценностного отношения школьников к художественному наследию в образовательном процессе регионального музея. Методологической основой исследования явились: современные основные философские концепции о «ценностях», «ценностных отношениях»; психологические теории соотнесения личностных потребностей и социума; интеграция культурологического, аксиологического, личностного, деятельностного подходов; ведущие положения рецептивной эстетики, искусствознания по проблемам восприятия произведений искусства, а также рассмотрение явлений действительности на основе филиативного подхода (системное развитие во времени и пространстве).

Теоретическую основу исследования составили современные концептуальные положения: гуманистической педагогики и личностно-ориентированного образования (К.А. Абульханова-Славская, Е.В. Бондаревская, С.Г. Сериков, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская); аксиологии образования (Н.А. Асташова, И.Ф. Исаев, А.В. Кирьякова, Н.Д. Никандров, А.В. Репринцев, Г.И. Чижакова, В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова); культурологического подхода в педагогике (Н.В. Бордовская, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин); художественного образования и эстетического воспитания (И.Ф. Гончаров, Г.А. Гуковский, Б.Т. Лихачев, Б.Н. Йеменский, Т.Я. Шпикалова, Б.П. Юсов); педагогической интеграции (Т.Г. Браже, Л.Н. Будаева, В.Н. Максимова); музейной коммуникации (М.Б. Гнедовский, Г.И. Калугина, СВ. Пшеничная, Д.А. Равикович, Б.А. Столяров, Т.В. Чумалова, Д. Камерон, К. Хадсон); эстетического развития личности при использовании художественных ценностей и музейной педагогики (А.Г. Бойко, Е.Г. Ванслова, Е.Л. Галкина, М.Б. Гнедовский, И.М. Коссова, Б.А. Столяров, М.Ю. Юхневич).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - междисциплинарный анализ, обобщение; диагностические - беседа, анкетирование, тестирование, психолого-педагогическое наблюдение; моделирование; эксперимент; метод экспертных оценок; анализ продуктов деятельности, творческих работ учащихся, учебных программ; изучение, обобщение опыта учителей предметов художественно-эстетического цикла, научных сотрудников музеев искусствоведческого профиля; ретроспективный анализ собственной педагогической и музейной деятельности - в качестве школьного учителя, педагога дополнительного образования, старшего научного сотрудника, заведующей Белгородским литературным музеем.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступили: Белгородский государственный историко-краеведческий музей; Белгородский литературный музей; Белгородский областной музей народной культуры; Белгородский государственный художественный музей; музеи Белгородской области; сельские школы Валуйского, Шебекинского районов Белгородской области; общеобразовательные школы № 1,3, 4, 5, 17, 20, 35, 48 города Белгорода; Белгородский областной Дворец детского творчества; Белгородский областной центр детского и юношеского туризма. При проведении констатирующего эксперимента участвовали 350 школьников указанных выше школ, ПО педагогов, 145 родителей. Основная экспериментальная работа проводилась на базе Белгородского литературного музея, общеобразовательной школы №20 г. Белгорода, где на этапе формирующего эксперимента приняли участие 75 учащихся 6-8 классов.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

Первый этап (1999 - 2000 гг.) - изучение и анализ философской, культурологической, психолого-педагогической, музееведческой литературы; определение проблемы исследования; обобщение опыта работы учителей предметов художественно-эстетического цикла, научных сотрудников музеев искусствоведческого профиля; разработка программы опытно-экспериментальной работы; реализация констатирующего эксперимента. Проводилось включенное наблюдение за школьниками, посещавшими Белгородский литературный музей. Были выявлены социально-педагогические факторы реализации культурно-образовательной деятельности региональных музеев; осуществлена первичная диагностика ценностных ориентации учащихся.

Второй этап (2001 - 2004 гг.) - проведение формирующего эксперимента: разработка музейно-педагогических программ, Комплексной программы непрерывного краеведческого образования и воспитания личности школьника с элементами музейной педагогики «Люби, изучай и преобразуй свой край»; апробирование педагогических условий, технологии формирования ценностного отношения школьников к художественному наследию; определение результативности исследования.

Третий этап (2004 - 2005 гг.) - систематизация, обобщение, интерпретация полученных данных, оформление результатов в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

• определены содержание и структура ценностного отношения школьников к художественному наследию;

• обоснована специфика образовательного процесса регионального музея;

• разработана модель процесса формирования ценностного отношения школьников к художественному наследию средствами музейной педагогики;

• выявлена и апробирована совокупность педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования ценностного отношения школьников к художественному наследию в образовательном процессе регионального музея;

• разработана и апробирована технология формирования ценностного отношения школьников к художественному наследию в образовательном процессе регионального музея.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем: дополнена теория художественно-эстетического образования инновационными средствами музейной педагогики; обоснованы содержательно-технологические аспекты формирования ценностного отношения школьников к художественному наследию в образовательном процессе регионального музея как фактора эстетического развития личности; уточнены концептуальные положения теории аксиологии музейного образования; определен алгоритм формирования ценностного отношения школьников к художественному наследию в образовательном процессе регионального музея.

Практическая значимость состоит в том, что разработана система работы регионального музея по формированию ценностного отношения школьников к художественному наследию; внедрена технология формирования ценностного отношения личности к художественному наследию средствами музейной педагогики в учебно-воспитательный процесс школ. Результаты исследования могут быть использованы в системе дошкольного образования, в общеобразовательных школах; в учреждениях дополнительного образования, высшего и среднего профессионального образования; в системе повышения квалификации работников образования и культуры; в образовательной деятельности учреждений культуры (музеи, библиотеки, Дома творчества).

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивались исходными теоретико-методологическими позициями, связанными с аксиологическим, культурологическим и личностно-ориентированным подходами; применением комплекса методов исследования, адекватных его цели, задачам, логике; экспериментальной проверкой основных положений; репрезентативностью объема выборок; длительным характером и возможностью повторения опытной работы.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ

1. Ценностное отношение школьника к художественному наследию -это личностное новообразование интегративного характера, отражающее в сознании значимость того или иного объекта вследствие его оценивания. Формирование ценностного отношения к художественному наследию осуществляется в процессе развития системы ценностных эстетических ориентации личности как результат интериоризации художественных, музейных ценностей.

2. Образовательный процесс регионального музея - особый вид культурной коммуникации, основанный на личном соприкосновении с музейными предметами - источниками информации, в специально организованной, образно-наполненной среде с целью удовлетворения потребностей человека. Этот процесс представляет собой систему педагогического взаимодействия, направленную на организацию познавательной, оценочной, коммуникативной деятельности и творческой активности учащихся с целью решения образовательных и развивающих задач.

3. Эффективность формирования ценностного отношения школьников к художественному наследию достигается при реализации совокупности следующих педагогических условий: интеграции дисциплин гуманитарного и художественно-эстетического циклов, краеведения и музейной педагогики; непрерывности краеведческого и музейного образования художественно- эстетической направленности; овладения школьниками способами интеракции в предметно-пространственной эстетической среде; включения учащихся в различные виды ценностно-ориентационной, художественно- эстетической деятельности на основе синтеза образования и культуры; использования метода оценочного освоения художественного наследия.

4. Технология формирования ценностного отношения к художественному наследию в образовательном процессе регионального музея включает подготовительный, структурно-содержательный, операционно-деятельностный и рефлексивный этапы, которые реализуются по следующему алгоритму: введение в образовательный процесс памятников искусства, музейных ценностей, углубляющих краеведческое познание, - их оценка личностью - соотнесение с личностными ценностями - формирование ценностной ориентации.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись в форме обсуждения на Международных научно-практических литературно-педагогических Лихановских чтениях (Белгород, 2002 г., 2004 г.); на Всероссийском семинаре «Музей и подрастающее поколение» (Москва, 2002 г., 2005 г.); на региональных, межрегиональных конференциях (Москва, Шуя, 1997 г.; Белгород, 1999 г., 2001 г., 2002 г., 2003 г.,

2004 г.). Результаты апробированы на курсах слушателей Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, а также на заседаниях аспирантского семинара кафедры педагогики Белгородского государственного университета.

Структура диссертации определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение; две главы, заключение, библиографический список, приложения, 8 рисунков, 6 таблиц, 3 диаграммы.

Во введении обоснована актуальность темы исследования; обозначены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы; показаны его научная новизна, теоретическая и практическая значимость; указана база исследования и охарактеризованы этапы работы.

В первой главе «Теоретические основы формирования ценностного отношения школьников к художественному наследию» проведен междисциплинарный анализ категорий «ценность», «ценностное отношение», «ценностные ориентации» в блоке социогуманитарных дисциплин; рассмотрены вопросы освоения художественного наследия в отечественной педагогике; раскрыты сущностные конструкты процесса формирования ценностного отношения к художественному наследию; обоснованы особенности образовательного процесса регионального музея.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностного отношения школьников к художественному наследию в образовательной деятельности регионального музея» представлены: итоги констатирующего эксперимента; модель процесса формирования ценностного отношения школьников к художественному наследию средствами музейной педагогики; апробация педагогических условий и технологии, обеспечивающих формирование ценностного отношения к художественному наследию в образовательном процессе регионального музея; дан анализ результатов экспериментальной работы.

В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу, и положения, выносимые на защиту.

В приложениях содержатся материалы опытно-экспериментальной работы: анкеты, опросники, музейно-педагогические программы, таблицы, отражающие полученные результаты, и другое.

Подобные работы
Романова Светлана Васильевна
Формирование у учащихся сельских школ гражданских качеств в процессе поисково-краеведческой работы в музее
Султанова Патимат Султановна
Формирование межнациональных отношений школьников средствами изобразительного искусства (На материале Республики Дагестан)
Кучменко Валерия Семеновна
Решение проблемы формирования ценностного отношения школьников к здоровью в педагогической теории и практике
Зобкова Елена Валерьевна
Формирование положительного отношения младших школьников к физической культуре средствами поливариантного воздействия
Кожурова Алина Алексеевна
Формирование ценностных отношений младших школьников к этническим традициям в условиях поликультурной среды
Посохина Елена Владимировна
Педагогические условия формирования у школьников теоретического отношения к окружающей действительности
Астарханова Нурият Раджабовна
Формирование у школьников ответственного отношения к природе средствами народной экологии
Лапина Елена Владимировна
Формирование ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности
Реморенко Игорь Михайлович
Формирование ценности эстетического отношения школьников в открытом образовательном пространстве
Авилкина Светлана Викторовна
Формирование ценностных отношений младших школьников к физической культуре в учреждении дополнительного образования

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net