Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Гребенщиков Андрей Григорьевич. Педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Елец, 2005 217 с. РГБ ОД, 61:06-13/376

смотреть содержание
смотреть введение
смотреть литературу
Содержание к работе:

Введение 4

Глава 1. Теоретико-педагогические аспекты развития художественно-творческих способностей учащихся...

1.1. Педагогическая значимость народного художественного промысла Гжель. История открытия и становления русского фарфора

1.2. Педагогические аспекты развития художественно- творческих способностей учащихся

1.3. Педагогические условия построения системы непрерывного художественного образования учащихся

1.4. Педагогическая направленность развития художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного образования

1.5. Педагогическое моделирование процесса развития 73 художественно-творческих способностей учащихся

Выводы 85

Глава 2. Развитие художественно-творческих способностей 88

учащихся в условиях системы непрерывного образования

2.1. Дошкольное учреждение как первоначальный этап 88 художественного образования.

2.2. Педагогические функции средней общеобразовательной школы по развитию художественно-творческих способностей школьников

2.3. Педагогические условия развития художественно- 108 творческих способностей учащихся в период начальной профессиональной подготовки

2.4. Педагогическая сущность развития художественно- 111 творческих способностей учащихся в период средней профессиональной подготовки

2.5. Педагогические особенности развития художественно-творческих способностей студентов в вузе

2.6. Педагогические условия построения модели развития 119 художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного образования

Выводы 135

Глава 3. Опытно-экспериментальная проверка эффективности развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях непрерывного образования

3.1. Постановка цели и задач опытно-экспериментальной 137 работы

3.2. Методика проведения опытно-экспериментальной 144 работы

3.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

Выводы 167

Заключение 168

Список литературы 171

Приложения 183 

Введение к работе:

Актуальность исследования определяется потребностью общества в подготовке высококвалифицированных специалистов декоративно-прикладного искусства с развитыми художественно-творческими способностями, обладающих высокими профессиональными умениями и навыками, эрудицией, являющихся развитыми личностями, способными к творческой профессиональной деятельности, самоопределению, саморегуляции и саморазвитию.

Потребность общества актуализировала необходимость реорганизации системы художественного образования через модернизацию системы непрерывного образования, направленную на развитие художественно-творческих способностей учащихся и повышение уровня профессиональной подготовки специалистов для предприятий народных художественных промыслов и других отраслей народного хозяйства России. Сложившаяся практика подготовки специалистов декоративно-прикладного искусства недостаточно обоснована с научно-педагогической точки зрения, зачастую вне связи с художественной культурой бытования народных художественных промыслов, в отрыве от производства, когда не в полной мере используются традиции и самобытность национального искусства. Теоретические аспекты проблемы развития художественно-творческих способностей нашли отражение в работах философов: Б.С.Гершунского, Б.Т.Лихачева, Л.П.Печко и других; психологов: Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и других; педагогов, рассматривающих развитие художественно-творческих способностей в русле общеобразовательной и профессиональной подготовки: В.С.Кузина, В.И.Козлова, Т.А.Кобцевой, Г.В.Лабунской, Н.Н.Ростовцева, Л.Г.Савенковой, Н.Н.Фоминой, Л.В.Школяр; художников, раскрывающих проблему взаимодействия

культуры, художественного воспитания и развития личности: М.С.Соколова, М.Н.Семенова, С.А.Федорова, В.С.Щербакова.

Исследования педагогов и социологов показывают, что налицо комплекс социально-педагогических, экономических противоречий между потребностями предприятий народных художественных промыслов в специалистах с высокоразвитыми художественно-творческими способностями и реальной действительностью этих предприятий и жизненными планами современной молодежи.

С одной стороны, повышаются требования к качественной художественно-эстетической подготовке учащихся (создаются новые типы учебных заведений - художественные лицеи, колледжи, гимназии; открываются учреждения начальной, средней и высшей художественно-эстетической профессиональной подготовки; разрабатываются сквозные учебные планы и учебные программы, альтернативные учебники по предметам художественно-эстетического цикла), а с другой стороны, явно ощущается невостребованность молодых специалистов, особенно с художественным образованием, на предприятиях народных художественных промыслов. Это в значительной степени снижает качество подготовки молодых специалистов и эффективность работы учебно-воспитательных заведений.

Развитию художественно-творческих способностей учащихся препятствуют в немалой степени и разрушение прежних обычаев, традиций, художественных ценностей и крайне медленное воссоздание новых. Развитие художественно-творческих способностей — длительный процесс, который начинается с раннего детства и продолжается вплоть до получения высшего профессионального образования, на практике же все еще не отработана преемственность между ступенями системы художественного образования. Сама же система непрерывного художественного образования (детский сад - школа с углубленным изучением ДЛИ

колледж - вуз) недостаточно интегрирована с производствами народных художественных промыслов России.

Еще недавно проблематика развития художественно-творческих способностей учащихся и профессиональная подготовка специалистов определялись госзаказом государственных предприятий и организаций, а с изменением социального и экономического курса страны (государственного и негосударственного сектора экономики) определяется и потребность в диверсификации системы образования. Поэтому при подготовке специалиста, наряду с реализацией новой парадигмы образования, возникла необходимость реализации экономической составляющей рыночных отношений и новых потребностей рынка труда.

В педагогической науке недостаточно разработаны научно-педагогические положения подготовки специалистов с развитыми художественно-творческими способностями в соответствии с историко-культурными ценностями, с территориальными особенностями народных художественных промыслов и производств по изготовлению высококачественной художественной продукции.

Проблема исследования заключается в разрешении вышеперечисленных противоречий, поэтому был сделан выбор темы, проблему которой можно сформулировать вопросом: каковы теоретико-педагогические особенности художественно-творческих способностей учащихся в процессе непрерывного образования, модель и педагогические условия, обеспечивающие их дальнейшее функционирование? Решение проблемы составляет цель исследования.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования - «Педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного образования».

Цель исследования заключается в научном обосновании теоретико-педагогических аспектов развития художественно-творческих способностей учащихся в процессе непрерывного образования и построении модели, обеспечивающей их функционирование и дальнейшее развитие.

Объект исследования — теория и практика развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях непрерывного образования.

Предмет исследования - педагогический процесс развития художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного образования (детский сад - школа - колледж - вуз) и производства.

Гипотеза исследования. Развитие художественно-творческих способностей учащихся в условиях непрерывного образования заметно повысится, если:

- будут определены теоретико-педагогические предпосылки и условия развития художественно-творческих способностей учащихся на разных уровнях и ступенях учебных заведений художественной направленности;

- будет разработана и апробирована многоуровневая модель системы непрерывного образования, в которой традиционная структура системы образования (детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования) будет дополнена учреждениями художественного образования и отвечать требованиям комплексности, целостности, преемственности и непрерывности обучения и воспитания учащихся;

- налажены структурно-функциональные и содержательные связи между учебно-воспитательными заведениями и учреждениями дополнительного образования, обеспечивающие последовательность педагогических

воздействий, направленных на развитие художественно-творческих способностей учащихся в интеграции с предприятиями народно-художественных промыслов, их историей становления и бытования;

- система непрерывного образования будет ориентирована на созидательную творческую деятельность и развитие художественно- творческих способностей посредством реализации содержания художественного образования (учебные планы, учебные программы), государственного стандарта образования, применения профессионально- деятельностного подходах учетом саморазвития, самосовершенствования учащихся.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования решались следующие задачи:

- определить теоретико-педагогические предпосылки, факторы и условия профессиональной ориентации и развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях непрерывного образования;

- разработать и апробировать модель многоуровневой системы непрерывного художественного образования, ориентированную на развитие художественно-творческих способностей: детский сад - школа - колледж - вуз;

- обосновать педагогические условия развития художественно- творческих способностей учащихся в системе непрерывного художественного образования;

- опираясь на результаты исследования, разработать рекомендации развития художественно-творческих способностей и профессиональной ориентации учащихся в условиях непрерывного художественного образования.

Общая методология исследования определяется потребностью выявления наиболее значимых философских и педагогических теорий,

взглядов, обеспечивающих целенаправленное развитие художественно-творческих способностей учащихся в условиях непрерывного образования:

- художественно-педагогический аспект: развитие творческих способностей в процессе гуманитарно-художественного воспитания и обучения (И.В.Марченко, В.В.Давыдкина, Р.А.Данилина и др.);

- системно-целостный подход к развитию личности, в котором художественно-творческие способности формируются на основе идей современной дидактики развивающего обучения (Л.В.Занков, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Л.П.Саксонова, О.Г.Радомская и др.), личностно-дея-тельностного подхода (Е.В.Бондаревская, М.А.Данилов, В.И.Загвя-зинский, М.Н.Скаткин, В.А.Сластенин, З.И.Равкин, Е.Н.Шиянов);

- педагогические аспекты проблемы художественного воспитания (Г.В.Лабунская, Б.П.Юсов, А.А.Мелик-Пашаев, Е.М.Торшилова, А.А.Дмитриева, Н.А.Кушаев и др.);

- инновационные технологии подготовки учителя изобразительного искусства в вузе (В.С.Кузин, Н.Н.Ростовцев, Л.В.Школяр, Л.Г.Савенкова и

ДРО;

- системно-структурный подход построения и функционирования учебно-воспитательной системы художественного образования в интеграции с производством (А.А.Андреева, В.М.Логинов, Н.М.Таланчук, Ю.А.Кустов, В.Н.Мещеряков, Е.М.Торшилова и др.).

Методологически значимыми для нашего исследования в аспекте искусствознания, теории и практики художественного творчества, декоративно-прикладного искусства явились фундаментальные исследованиях академика.В.С.Кузина, с позиций историзма развития изобразительного искусства раскрывающего искусство древнего мира, искусство средних веков, искусство Возрождения, искусство западноевропейских стран, русское и советское искусство и архитектуру.

Результаты и анализ, выводы и рекомендации этих исследований являются основополагающими в теории и практике изучения молодыми художниками России основ изобразительной грамоты (рисунка, живописи, композиции, лепки) и декоративно-оформительского искусства.

Исследования В.М.Логинова раскрывают условия социально-профессионального становления молодежи в образовательном комплексе, на примере города Гжель, в котором раскрываются основные тенденции развития художественных способностей учащихся среднего профессионального художественного образования. В работах Л.П.Саксоновой художественное образование рассматривается как фактор развития профессионально значимых, творческих качеств студентов педагогического колледжа. В публикациях В.В.Давыдкиной анализируются современные подходы развития художественных знаний, умений и навыков в контексте единства содержания и формы. В монографиях А.В.Морозова и Д.В.Чернилевского раскрываются педагогическая сущность, структура и содержание креативной педагогики и психологии, формулируется концептуальная модель формирования креативной индивидуальности педагога в современной высшей школе России, показываются особенности развития мотивации педагогического творчества в условиях непрерывного образования.

Для решения поставленных задач (и в соответствии с методологической основой исследования) были использованы следующие методы исследования: теоретического исследования (анализ психолого-педагогической, философской, искусствоведческой

литературы); эмпирического исследования (анкетирование, беседы, наблюдение, изучение художественного творчества учащихся, констатирующий и формирующий эксперименты, экспертная оценка, тестирование, табличное представление уровней сформированности художественно-творческих способностей учащихся).

База исследования. Разными формами исследования было охвачено более 1500 учащихся и 50 воспитателей, преподавателей и художников ЗАО научно-производственного объединения «Гжель». Экспериментальные работы проводились в ходе построения системы непрерывного художественного образования в Гжельском государственном художественно-промышленном институте, Гжельском художественно-промышленном колледже, Гжельской средней общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, учебно-культурного научно-производственного центра «Гжель», студии изобразительного искусства средней школы № 6 Раменского района Московской области.

Объектом специального изучения и эксперимента явились учебно-воспитательные учреждения народного художественного промысла «Гжель» Раменского района Московской области.

Организация и этапы исследования. Исследование состояло из трех основных этапов, которые проводились в течение 2000 — 2005 годов, различавшихся по характеру решаемых задач и методам их решения.

На первом, подготовительном, этапе исследования (2000 - 2001 гг.) осуществлялось теоретическое осмысление и изучение проблемы исследования, проводился анализ педагогической практики художественного образования, констатирующий эксперимент, разрабатывались методологические положения, а также модели системы непрерывного образования с программным обеспечением.

На втором, основном, этапе (2002 - 2004 гг.) осуществлялся формирующий эксперимент, выявлялись педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся, определялся уровень эффективности разработанной модели функционирования системы непрерывного образования, оценивались результативность и условия ее

сопряжения с производством, осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, уточнялись теоретические положения исследования.

На третьем, заключительном, этапе исследования (2004 — 2005 гг.) осуществлялись качественная и количественная обработки полученных результатов, корректирование педагогического обеспечения развития художественного творчества учащихся в системе непрерывного образования и внедрения обобщенных материалов в практику, оформление диссертационной работы. На этом этапе исследования диссертант выступал не только в роли организатора и педагога, но и непосредственного участника учебно-воспитательного процесса по художественно-эстетическому воспитанию учащихся.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- определены теоретико-педагогические условия развития художественно-творческих способностей учащихся в системе непрерывного художественного образования;

- на основе опытно-экспериментального исследования выявлены и научно обоснованы основные факторы и направления построения системы непрерывного художественного образования;

- представлена многоуровневая система непрерывного профессионального образования, ориентированная на развитие художественно-творческих способностей учащихся;

- разработана и апробирована модель, раскрывающая этапы развития художественно-творческих способностей учащихся;

- разработаны методические материалы, рекомендации развития художественно-творческих способностей учащихся в условиях непрерывного образования в интеграции с производством.

Теоретическая значимость результатов выполненного исследования обусловлена его вкладом в теорию развития художественно-творческих способностей и в обоснование целенаправленного развития

художественно-творческих способностей учащихся, разработку научных основ создания педагогических условий для построения непрерывной системы художественного образования. Результаты исследования могут служить теоретической базой для решения проблем развития креативности учащихся в образовательном процессе.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретико-педагогические положения и разработанные научно обоснованные рекомендации функционирования учебно-воспитательного комплекса системы непрерывного художественного образования обеспечивают развитие художественно-творческих способностей и профессиональной ориентации учащихся, а также начальной, средней и высшей профессиональной подготовки специалистов посредством интеграции содержания, форм и методов обучения с производством и рынком труда.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикации и выступления на ежегодных научно-практических конференциях Гжельского государственного художественно-промышленного института (2003 г., 2004 г.), НИИ общего образования Минобразования и науки Российской Федерации (2003 -2005 гг.), Борисоглебского государственного педагогического института (Воронежская область, 1999 - 2001 гг.); выступления автора по проблематике диссертационного исследования на Всероссийском конгрессе «Проблемы нравственно-эстетического воспитания молодежи: современное состояние и перспективы» г. Орел (ОГУ, 2005 г.), XXIV Южно-Российских психолого-педагогических чтениях по теме: «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (г. Волгоград, 2005 г.), научно-практической конференции «Инновационные проблемы педагогического образования» г. Таганрог (ТГПИ, 2005 г.), городских и районных педагогических семинарах-совещаниях г. Рамен ское (Московская область); персональных художественных выставках картин автора: г. Воронеж (2002 г.), г. Борисоглебск (Воронежская область, 1998 г., 2001 г.), Гжель (Московская область, 2002 г., 2003 г.), выставочных залах художественно-графических произведений искусств «Итера» г. Москва (2004 г.), Гжельской общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (2004 г.) Разными формами исследования было охвачено более 1500 учащихся и 50 воспитателей, преподавателей и художников ЗАО научно-производственного объединения «Гжель». Экспериментальные работы проводились в ходе построения системы непрерывного художественного образования в Гжельском государственном художественно-промышленном институте, Гжельском художественно-промышленном колледже, Гжельской средней общеобразовательной школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, учебно-культурного научно-производственного центра «Гжель», студии изобразительного искусства средней школы № б Раменского района Московской области.

Достоверность исследования обеспечивается:

- научно-теоретическим обоснованием работы, основу которой составили исследования по философии, педагогике, психологии, теории изобразительного искусства;

- научно обоснованными показателями экспертных оценок учебных рисунков, лепки, графики, художественных картин и художественной керамической продукции (фарфор, фаянс, полуфаянс) «Гжель»;

- опытно-экспериментальной проверкой основных положений развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, учащихся общеобразовательных и художественных школ, студентов художественно-промышленного колледжа и института, репрезентативностью выборки участников эксперимента. Разными формами иссле дования было охвачено более 1500 учащихся и 50 воспитателей, преподавателей и художников ЗАО научно-производственного объединения «Гжель».

Положения, выносимые на защиту:

1. Развитие художественно-творческих способностей учащихся обеспечивается наиболее эффективно в условиях непрерывной системы образования целенаправленным, комплексным педагогическим воздействием в местах бытования народного художественного промысла, в русле его историко-культурных традиций и ценностей, в оптимальном сочетании теоретической и практической подготовки на учебно-производственной базе учебного заведения, при совместной и комплексной педагогической деятельности педагогов, художников-наставников, мастеров художественно-производственного обучения.

2. Педагогические условия характеризуются степенью интеграции уровней начального, среднего и высшего профессионального образования и определяются: содержанием, формами и методами обучения и воспитания обучаемых; организацией и управлением образования, а также средствами промышленного производства продукции декоративно-прикладного искусства, при котором развитие художественно-творческих способностей (общих способностей и специально-художественных способностей) есть целостный процесс художественной деятельности, активного вовлечения учащихся в процесс художественного творчества по развитию природных художественных задатков ребенка, имеющим своим направлением художественно-эстетическое мастерство подготовки специалиста.

3. Синтез знаний, практических умений и навыков, направленный на развитие художественно-творческих способностей учащихся, наиболее успешно обеспечивается в системе непрерывного образования на основе органического сопряжения учебных планов, учебных программ, учебно методических пособий и материалов и организации учебного процесса в интеграции с производством народного художественного промысла, реализующих общеобразовательную и профессиональную художественно-эстетическую подготовку учащихся.

4. Разработанная модель системы непрерывного образования закладывает основы художественно-эстетического и духовного воспитания ребенка, обеспечивает развитие художественно-творческих способностей учащихся. Построение системы непрерывного образования с ориентацией на целостность, комплексность, обеспечивает педагогическую эффективность обучения и воспитания учащихся, развитие личности на принципах исторических и духовных народных традиций, национального декоративно-прикладного искусства, бытования народного художественного промысла «Гжель». Инновационное образовательное пространство народного художественного промысла в интеграции с содержанием, формами и методами практической художественной подготовки учащихся обеспечивает развитие художественно-творческих способностей, становление и развитие профессиональных качеств будущих специалистов.

Структура работы состоит из введения, трех глав, списка литературы и приложения.

Подобные работы
Плотников Леонид Дмитриевич
Организационно-педагогические средства и условия развития муниципальной системы образования (На прим. разработки и реализации программы развития образования Тюмени)
Глотов Сергей Александрович
Оптимизация содержания педагогической деятельности преподавателя классической гимназии в условиях развития региональной системы образования
Виноградова Лидия Ивановна
Организационно-педагогические условия развития воспитания в системе образования России
Худякова Валентина Тимофеевна
Организационные условия развития региональной системы педагогического образования
Гладышева Лариса Юрьевна
Муниципальная система непрерывного экологического образования как условие развития экологической культуры учащихся
Ранних Виктор Николаевич
Социально-педагогические факторы развития муниципальной системы образования в современных условиях
Сударикова Наталья Алексеевна
Управление развитием региональной системы общего образования в условиях ее модернизации (На материалах Удмуртской Республики)
Егорова Наталья Егоровна
Организационно-педагогические условия развития системы 4-летнего начального образования (На примере начальных школ Республики Саха (Якутия))
Белый Виталий Викторович
Педагогические условия развития дистанционного образования преподавателей в системе регионального комплекса "педагогический университет - колледж"
Угрюмов Владимир Николаевич
Развитие региональной системы общего образования в условиях реструктуризации сети общеобразовательных учреждений

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net