Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Даваев Санал Алексеевич. Использование идей народной педагогики в калмыцкой школе на материале эпоса "Джангар" : 13.00.01 Даваев, Санал Алексеевич Использование идей народной педагогики в калмыцкой школе на материале эпоса "Джангар" (Идеал совершенного человека) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Москва, 2000 171 с. РГБ ОД, 61:01-13/537-7

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА И ИДЕАЛ СОВЕРШЕННОГО 14 ЧЕЛОВЕКА- ОСНОВА ЭТНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

  1. НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОСНОВНОЙ ФАКТОР 14 ЭТНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

  2. ИСТОРИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ 33 ПРЕДПОСЫЛКИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ВОСПИТАНИЯ КАЛМЫКОВ

  3. ИДЕАЛ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА В НАРОДНОЙ 52 ПЕДАГОГИКЕ КАК КОНЦЕНТРИРОВАННОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

ГЛАВА II. ИДЕАЛ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА ПО ЭПОСУ 77

"ДЖАНГАР" И ЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

  1. СОЦИАЛЬНО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ 77 ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕАЛА СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА В ЭПОСЕ "ДЖАНГАР".

  2. ИДЕАЛ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ 94 ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ ЭПОСА И СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. (ИДЕАЛ КАК ВЫСШАЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ)

  1. ИДЕАЛ СОВЕРШЕННОГО МУЖЧИНЫ В 104 ПРЕДСТАВЛЕНИИ ОЙРАТ-КАЛМЫКОВ

  2. ЭПИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИДЕАЛА 131 СОВЕРШЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ

  3. ИДЕАЛ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА КАК ГЛАВНЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ. (В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ) 147 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154 БИБЛИОГРАФИЯ 157 ПРИЛОЖЕНИЕ

Введение к работе:

Актуальность исследования определяется современной ситуацией в России;
политической, социально-экономической, . характеризующейся ростом

национального самосознания, частичным изменением ценностных идеалов и ориентации, обращением к гуманистическим общечеловеческим и национальным ценностям как составной неотъемлемой части культуры любого народа.

Проблема соотношения культуры, образования и духовности в наиболее острой форме обнаруживается в период смены жизненных укладов и ценностей в обществе. Процесс возрождения и становления национального культурно-исторического наследия различных этносов в России значительно активизировался, наблюдается тенденция повышения интереса к народной педагогике с её богатым многовековым опытом воспитания. В поисках утраченных ценностей непременное обращение к национальным истокам, к народной педагогике сегодня актуально и своевременно. Это связано с расширением связей народов многонациональной России; многовековой интеграцией с русской культурой и культурами других народов, а также со значительным ростом национального самосознания.

Главная проблема - слабая связь (преемственность) между поколениями, также частичная утрата родного материнского языка. Пробудить национальное самосознание в этносе - немаловажный фактор в процессе возрождения и становления национальной культуры, поскольку процесс будет малоэффективен, если этносу будет безразлично существование родного языка и культуры.

Обращение к народной педагогике, а именно к эпосу "Джангар", где заложена суть народного воспитания: культура, традиции, обычаи продиктовано самим временем и теми обстоятельствами, в которых оказалось современное

общество (Республика Калмыкия). Идеи эпоса "Джангар" сегодня подходят для возрождения и становления национальной культуры и языка. Для формирования ценностных качеств и воспитания подрастающего поколения необходимо обращаться к вековым морально-этическим традициям, закрепившим такой идеал совершенного человека, содержанием которого является образ личности, способной посвятить себя борьбе за счастье своего народа. Именно такой образ является наиболее устойчивой сердцевиной духовной культуры каждого народа, каждой нации, живущей по принципам истины, добра и красоты.

Идеал совершенного человека - конечная цель народной педагогики, является основным фактором в воспитании подрастающего поколения на традициях народной педагогики.

Анализ литературы по народной педагогике, в частности по проблеме идеала совершенного человека, подтверждает ее' актуальность и значимость для современной воспитательной и образовательной практики. В различных аспектах исследованы вопросы народной педагогики и идеала совершенного человека: русских (Г.С. Виноградов, В.М. Григорьев, В.А Николаев), чувашей (Г.Н. Волков, Э.И. Сокольникова, Т.Н. Петрова, М.Г. Харитонов), грузин (А.Ф. Хинтибидзе), азербайджан (А.Ш. Гашимов), армян (В.Х. Арутюнян), узбеков (К.А. Кадыров, М.Ш. Ширбаев), народов Коми (Л.Д. Вавилова), народов Сибири и Дальнего Востока (В.Ф. Афанасьев), башкир (Т.К. Искаков), татар (Я.И. Ханбиков), дагестанцев (Ш.А. Мирзоев, З.М. Магомедова), алтайцев (Р.К. Санабасова), народов поморского Севера (И.Л. Данилова, А.Г. Гмырин, Л.С. Малик), кыргызов (А.Э. Измайлов, Т. Ормонов), казахов (К.Д. Кожахметова), калмыков (О.Д. Мукаева), хакассов (Б.М. Ховратович), туркменов (К.П. Пирлиев), адыгов (Ш.А. Шоров, М.Г. Загезежев), карачаевцев, балкарцев, черкесов (К.Б. Семенов, М.Б. Гуртуева) и др., по идеалу совершенного человека есть ряд работ по философии,

психологии, социологии: Л.В. Константинова, Л.П. Федорчук, И.И. Загоренко, О.Е. Зубов и других.

Основная часть исследований по народной педагогике отражает традиционный анализ различных сторон воспитательной практики тех или иных этносов, в основе которых лежит изучение традиций, обычаев, фольклора. Специфика многомерности феномена народной педагогики допу^жает возможность разных подходов к её рассмотрению. В частности, недостаточное внимание уделено проблеме формирования идеала совершенного человека в педагогике, народной педагогике, механизму воспитания подрастающего поколения на общечеловеческих и национальных ценностях, сконцентрированных в идеале совершенного человека.

При внимательном изучении образовательного процесса Республики Калмыкия следует заметить, что мало внимания уделяется воспитанию подрастающего поколения на традициях народной педагогики, процесс обобщен и не концентрирован, недостаточна подготовка учителей в области народной педагогики. Сложность определяется главным образом: отсутствием фундаментальных исследований по проблемам формирования идеала совершенного человека. Все вышеперечисленное обусловило выбор темы исследования: использование идей народной педагогики в калмыцкой школе ня материале эпоса «Джангар» (идеал совершенного человека)

Объект исследования: Использование идей народной педагогики в калмыцкой школе.

Предмет исследования: процесс формирование нравственных качеств у подрастающего поколения на примере идеала совершенного человека йо эпосу «Джангар».

Цель исследования: Выявить педагогические условия преемственности воспитания духовной, эстетической, этической культуры, становления личности и национального самосознания на примере идеала совершенного человека эпоса "Джангар".

Гипотеза исследования: Духовно-нравственное воспитание

подрастающего поколения на примере идеала совершенного человека эпоса "Джангар" будет эффективно, если:

определены педагогические условия осуществления преемственности в овладении духовной культурой, в становлении личности и национального самосознания;

определены основные критерии функционирования народных традиций калмыков и нравственных общечеловеческих ценностей;

выявлены критерии уровня развития духовно-нравственной, этико-эстетической воспитанности детей.

подрастающим поколением будет осознанно критическое состояние родного (калмыцкого) языка и культуры.

Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

На основе этнопедагогического анализа эпоса "Джангар" выявить народные педагогические традиции ойрат-калмыков, отраженные в калмыцком эпосе "Джангар", определить его ведущие педагогические идеи.

Исследовать традиционное представления ойрат-калмыков об идеале совершенного человека в эпосе, определение условий для применения идеала совершенного человека в воспитании нового поколения на основе укрепления духовных связей воспитуемых с многообразной и духовной нравственной жизнью родного народа.

Показать на региональном материале, что многовековой опыт воспитания
народа, ставший духовной составляющей частью этноса и мировой культуры,
имеет непреходящую ценность при решении проблем национального воспитания
и образования и в первую очередь - задачи формирования нравственно-идеальных
качеств нового поколения.

Разработать и экспериментально проверить методику воспитания и становления личности, самосознания детей на основе нравственно-этических, духовных традиций народной педагогики калмыков, в частности на эпосе "Джангар" (идеала совершенного человека).

Разработать программу "Совершенный человек - мифы, легенды ойрат-калмыков (на материале эпоса "Джангар") в современном контексте".

Создание комплекса педагогических условий эффективного
использования народной педагогики - (эпоса "Джангар") в духовном воспитании
нового поколения в рамках преемственности поколений.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

философские, социологические, психолого-педагогические,
этнопедагогические исследования в области ценностных ориентации личности:
(Г.Н. Волкова, Г.С. Виноградова, Л.С. Выготского, Я.И. Ханбикова, Н.Д.
Никандрова, Б.Т. Лихачева, Р.К. Санабасовой, А.Ш. Гашимова, Т. Ормонова, Б.М.
Ховратовича, М.Б. Гуртуевой, К.Б. Семенова, З.Б. Цаллаговой, Л.В.
Константинова, К.Б. Семенова, О.Е. Зубова, и других.);

исследования калмыцкой научной школы, рассматривающие историю
калмыцкого народа, национальную культуру, философию, мировоззрение,
историю образования: (А.Ш. Кичикова, М.Л. Кичикова, Н.Ц. Биткеева, О.Д.
Мукаевой, Л.Н. Мукаевой, А.В. Бадмаева, В.Ф. Ефремовой, П.А. Дарваева, Б.А.
Бичеева, Л.Н. Мукаевой, А.Г. Митирова, Б.Б. Оконова, А.Б. Панькина, Н.Ш.

Ташнинова, У.Э. Эрдниева, М.М. Батмаева, Г.О.Авляева, Р.Б. Дякиевой, З.О. Кекеевой, А.Б. Имкеновой и других.).

Историческую базу исследования: составили теоретические труды отечественных, зарубежных исследователей; монографии; диссертационные исследования, защищенные по проблемам ценностей; истории мировой и отечественной культуры, этнографии, психологии, философии, социологии, педагогики; материалы из фондов Российского и калмыцкого государственных архивов, Диссертационного отдела Российской Государственной Библиотеки, Государственной педагогической б..^лиотеки имени К.Д. Ушинского, Амур-Санана, КИГПИ РАН и этнографические записи, выполненные непосредственно самим исследователем.

В диссертации используются следующие методы исследования:

теоретический анализ философской и психолого-педагогической, социологической, филологической литературы по исследуемой проблеме; анкетирование; метод экспертной оценки; метод самооценки, опросы и беседы со студентами, школьниками, педагогами; опытно-экспериментальная работа: чтение лекций, спецкурса "Совершенный челвоек - мифы, легенды ойрта-калмыков в контексте современности" (по эпосу "Джангар"), обработка результатов анкетирования.

Экспериментальная база исследования: Государственный Центр одаренных детей "Элистинский лицей". В массовом констатирующем эксперименте приняли участие, (90 человек). Опытно-экспериментальная работа проводилась с учащимися Элистинского Государственного Центра одаренных детей.

Логика и этапы исследования: Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап - теоретический - (1997-1998гг.) решал следующие задачи:

изучение литературы по проблеме исследования;

анализ инновационных процессов в системе национального образования других регионов;

уточнение понятийного аппарата,

сбор информации.

Второй этап - теоретико-поисковый (1998-1999гг.) был нацелен на решение следующих задач:

разработка теоретических основ исследуемой проблемы;

конструирование исходной гипотезы исследования;

определение базы исследования;

уточнение используемого понятийного аппарата и исходной гипотезы;

разработка спецкурса: " Совершенный человек - мифы, легенды наших
предков (на материале эпоса "Джангар") в контексте современности",
ориентирующих на общечеловеческие ценности на национальную культуру.
Третий этап - преобразующе - заключительный. (1999-2000гг.) был

нацелен на решение следующих задач:

обработка анкетных данных;

реализация опытно-экспериментальной работы на базе Элистинского
Государственного центра одаренных детей.

подведение итогов, оформление материалов диссертационного
исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

Народные традиции ойрат-калмыков - основа духовного возрождения национальной культуры;

Выделяющаяся роль эпоса "Джангар" в духовной культуре калмыков;

Идеал совершенного человека - концентрированное выражение цели народной педагогики - как один из главных факторов в становлении и возрождении национальной культуры и самосознания, как - ведущий фактор воспитания подрастающего поколения на гуманистических традициях народа;

ориентация подрастающего поколения на общечеловеческие ценности черезиациональную культуру.

^PyW\ Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается:

в изучении калмыцкого эпоса "Джангар" с точки зрения педагогики, психологии, социологии;

в выявлении воспитательных возможностей народной педагогики калмыков, в частности - эпоса "Джангар" в формировании личности;

в создании комплексной методики диагностики уровней формирования национального самосознания на идеале совершенного человека эпоса "Джангар";

в научном обосновании преемственности в воспитании подрастающего поколения на традициях народной педагогики и определение педагогических условий повышения его эффективности;

в создании программы: "Совершенный человек - мифы, легенды ойрат-калмыков (на материале эпоса "Джангар") в контексте современности", необходимого для целенаправленного воспитания подрастающего поколения на традициях народной педагогики и экспериментальной проверки её эффективности;

в раскрытии возможных путей трансляции традиций национальной
культуры путем введения спецкурса "Совершенный человек - мифы, легенды
ойрат-калмыков в контексте современности" (на материале эпоса "Джангар")
детям старшего школьного возраста.

в доказательстве эффективности процесса воспитания подрастающего
поколения на примере идеала совершенного человека - как национальной
ценности, в возрождении и развитии национальной культуры и формирования
самосознания.

Практическая значимость исследования состоит:

во внедрении спецкурса: "Совершенный человек - мифы, легенды ойрат-
калмыков в контексте современности (на материале эпоса "Джангар")";

в реализации идеи этнического национального самосознания и
формирования ценностей на идеале совершенного человека по эпосу "Джангар";

в выявлении значения идеала совершенного человека по эпосу "Джангар"
в современной культуре и жизни калмыцкого народа.

Достоверность научных результатов: обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, применением комплексной методики диагностики уровней формирования национального самосознания на основе эпоса "Джангар"; применением целого комплекса теоретических и практических методов исследования, адекватных его предмету, объекту, задачам и этапам; результатами экспериментальной работы; достаточной базы апробации и внедрения в педагогическую практику.

Апробация исследования: проводилась на научно-практических конференциях по различным проблемам (г. Москва: конференция молодых ученых Государственный НИИ семьи и воспитания РАО, 1999; Международная конференция "Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания", 1999; г. Пятигорск: региональная конференция ЮО РАО, 1998; г. Элиста: региональная конференция ЮО РАО, 1999).

Структура работы: диссертация объемом (164) машинописных страниц состоит из введения, двух глав (8 параграфов), заключения, списка литературы, приложения. Текст диссертации проиллюстрирован схемами, таблицами.

Список публикаций:

  1. Национальные ценности - главный аспект воспитания на идеале совершенного человека.// Актуальные проблемы воспитания и развития личности: теория и практика: Материалы VII конференции молодых ученых / Под общей ред. А.Л. Бугаевой. - М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 1999. - С.40

  2. Социально-религиозные аспекты в системе ценностей современных приоритетных идей в калмыцком эпосе "Джангар". // Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания: Материалы международной научно-практической конференции. - М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 1999. - С. 100

3. Нравственные аспекты в эпосе "Джангар" // Свет в степи. Элиста., 1997. -
№ 6. С. 64 - 78.

  1. Эстетические идеалы ойрат-калмыков в эпосе "Джангар".// Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона. / Y годичное собрание ЮО РАО. Материалы XYII региональных чтений Юга России. Пятигорск., 1998.Часть 2. С. 144

  2. Проблемы преемственности поколений в Калмыкии (на примере народного эпоса "Джангар"). // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона. / YI годичное собрание ЮО РАО. Материалы XYII региональных чтений Юга России. Элиста., 1999.Часть. 2 С. 102

Подобные работы
Кузиев Мурод Азизович
Педагогические условия организации трудового воспитания школьников на основе прогрессивных идей и положений научной и народной педагогики (На материале общеобразовательных школ Республики Таджикистан)
Фетисова Ольга Пантелеевна
Использование идей и опыта русской народной педагогики в нравственном воспитании подростков
Каракотова Светлана Абугалиевна
Использование идей и опыта карачаевской народной педагогики в умственном воспитании и образовании младших школьников
Кутлугильдина Юмабика Закировна
Идеи нравственного воспитания в башкирской народной педагогике и их использование в современной школьной практике
Салтанов Евгений Николаевич
Развитие идеи трудовой школы в отечественной педагогике в конце XIX - первой трети XX вв.
Криворотова Татьяна Анатольевна
Идея русской национальной школы в отечественной педагогике второй половины XIX-начала XX века
Малыхина Ольга Акимовна
Идея программированного обучения в отечественной педагогике высшей школы, 60-70-е гг. XX века
Копылова Наталья Александровна
Концептуальные идеи педагогики сотрудничества и их реализация в современной школе
Иванова Наталия Ивановна
Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (На материале чувашских школ Республики Башкортостан)
Босхамджиева Саглар Николаевна
Этнопедагогические воззрения ойрат-калмыков (На материале эпоса "Джангар")

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net