Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Портнягин Иосиф Семенович. Этнопедагогика "кут-сюр" в воспитании и развитии личности ученика якутской школы : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 Якутск, 1999 363 с. РГБ ОД, 71:00-13/212-9

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Стр.

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ЭТНОПЕДАГОГИКЛ "КУТ-СЮР",
КАК СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 20

1.1. Проблемы народного воспитания в историко-
этнографической литературе 20

= 1,2. Учение "кут-сюр" как предмет философского осмысления 29

| 1.3. Педагогическое обоснование концепции учения айыы

и школы воспитания "кут-сюр" 37

  1. Теоретические основы организационно-педагогического обеспечения народных традиций, обычаев и праздников 56

  2. Отражение этнической педагогики в фольклоре якутов 74

  3. Идеал совершенного человека в учении айыы и школы воспитания "кут-сюр" т. 87

Выводы по главе 94

Глава 2. ЭТНОПЕДАГОГИКЛ "КУТ-СЮР" И
ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ 97

2Л. Трансформация народных традиций для умственного
развития детей 97

  1. Нравственные идеалы в системе учения айыы и школы воспитания "кут-сюр" 114

  2. Учение айыы о трудовом воспитании детей 127

  3. Средства и формы воспитания здорового поколения 140

  4. Народные представления о прекрасном и учение айыы об эстетическом воспитании личности 150

Выводы по главе 164

і *

Глава 3. СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЦЕЛОСТНОГО
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРЕССИВНЫХ ТРАДИЦИЙ
ЭТНОГШДАГОГИКИ В ПОДГОТОВКЕ
БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ 166

3.1. Формирование этнопедагогической культуры

будущего учителя 166

3.2. Сельская социальная среда как фактор воспитания

детей и молодежи 173

3.3. Формы и методы совершенствования воспитания

на основе изучения этнопедагогики "кут-сюр" 184

3.4. Этнопедагогические идеи в работе учителей 192

Выводы по главе 205

Глава 4. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

ПО РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЯКУТСКОЙ
ШКОЛЫ -. 207

  1. Программа опытно-экспериментальной работы 207

  2. Модель выпускника сельской школы 213

4.3. Опытно-экспериментальное исследование развития личности
школьника 220

4.4. Результаты эксперимента 290

Выводы по главе 315

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 317

ЛИТЕРАТУРА 326

ПРИЛОЖЕНИЯ 354

Введение к работе:

Актуальность. В условиях демократизации и перехода к рыночным отношениям один из основных путей развития образования лежит через возрождение этнических традиций, приведение их в действие в реальной общественной и семейной жизни, в межнациональных и межличностных отношениях. Ценность этнических традиций заключается в том, что будучи продуктом материальной и духовной деятельности народа они содержат в себе сочетание общечеловеческого и национального. Они также требуют необходимости осмысления совокупности влияний, обеспечивающих гуманистическую ориентацию, углубление духовности, интенсивность и продуктивность личностного саморазвития человека в современных условиях.

В нашей жизни набирает темп процесс интенсификации развития и изменения всей системы общественных отношений, в том числе культурных, этнических, межнациональных. В этой системе функционирует и воспитание. Поэтому необходимость совершенствования системы воспитания культуры межнационального взаимодействия на современном этапе обусловлена как потребностями нашего государства так и теми процессами, которые характеризуют сегодня все мировое сообщество. С одной стороны, это усиление интеграции в международных отношениях, необходимость вхождения российских субъектов в мировой процесс развития, и, наконец, обострившаяся напряженность в сфере взаимоотношений разных национальностей внутри страны. Кроме того, стремительность социальных изменений (экономических, научно-технических, культурных), их значительность убеждают нас в том, что сегодняшним детям предстоит жить в мире, существенно отличном от того, в котором живут их родители и воспитатели. В современном информационном обществе процесс простого воспроизводства базовых знаний уступает место необходимости связать

формирование личности, способной оценить и прошлое, и будущее с задачей социального воспитания, с проблемой создания благоприятных условий для овладения человеком определенными ценностями, в том числе и национальными как базой саморазвития и самовоспитания.

Значение традиционных культур для воспитания подрастающего поколения в современных условиях понимают и учителя-практики» В республике все больше и больше появляется детских учреждений, работающих с народными традициями, праздниками, играми, фольклором^ приобщающих школьников к национальным ремеслам, труду, обычаям и обрядам. Этот опыт требует изучения и обобщения.

Одновременно с этим необходимо обратить внимание на подготовку учителей, которые должны не только хорошо знать культуру и историю своего народа, но уметь использовать их в процессе воспитания.

Культурное наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания, которые обогащают мировую педагогическую мысль. Именно они должны стать предметом изучения как в теории, так и практике воспитания,

В процессе исследования мы базировались на философских, социологических и психолого-педагогических исследованиях разных лет и направлений. В первую очередь это была философия этнических традиций учения айыы и школы воспитания "кут-сюр'\ которая призвана трансформировать глобальные общечеловеческие ценности этнопедагогики в педагогическую теорию воспитания личности. Такая трансформация нужна, ибо концепция учения айыы учитывает региональные особенности, связанные с природно-культурными, социально-педагогическими факторами этносов.

Обоснованию диалектико-материалистического статуса человека и формирования его самосознания нам помогли труды И.Канта, К.Маркса, Ф,Энгельса, В.И.Ленина, а также идеи представителей философской антропологии: Н.А.Бердяева, В.С.Соловьева, Л.Фейербаха, современные

исследования НАббаньяно, МСКагана, В.В.Носова, В.АІЦербинина и якутских исследователей-философов: А.Г.Новикова, В. Д. Михайлова, Б.Н.Попова, А.С.Саввинова и др.

Вековые традиции российской системы образования (единство обучения и воспитания, интеллектуального и нравственного, профессионального и социокультурного развития личности и т.д.), гуманистические позиции, раскрытые в работах В.И.Вернадского, П.А-Флоренского, Д.Н,Узнадзе, М,М.Бахтина, ГХЛІпета, М.К.Мамардашвили, дают основания для построения воспитания на смыслообразующих ценностях гуманизма.

Вопросы самоактуализации, рассматривающиеся в качестве механизма развития сложной саморазвивающейся системы, освещены в работах Г.С.Батищева, МХМамардашвили, С.Л.Франка; идея свободы и свободного выбора себя, своего мировоззрения, самостоятельности, саморазвития, самопознания отражены в философских трудах НА.Бердяева, СКьеркегора, К.Ясперса, Ж-П.Сартра, М-Хайдегтера и др.

В ряде философско-психологических работ (Л.И.Анцыферова, В.А.Абульханова-Славская, А.Маслоу, К.Роджерс, ЭЭриксон и др.) в экзистенциальной традиции рассматривается заданная предпосылка человеческой сущности к ее саморазвитию. Все это позволило нам выстроить систему анализа учения айыы.

В ходе исследования мы опирались на фундаментальные труды ведущих
психологов и педагогов: ЛЛБожович, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина,
А,Н.Леонтьева, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, МИСкаткина, Н.Ф.Талызиной,
Ю.ЮБабанского, КД.Никандрова, Б.Т.Лихачева, В-М-Коротова,

В.А.Сластенина, А.В,Мудрика, ПН.Филонова, Н.Е.Щурковой. Их труды помогли нам расширить горизонты научного поиска, глубже проникнуть во взаимозависимости педагогических, социальных и этнопедагогических факторов.

В разработке концепции приобщения детей к идеям «кут-сюр» е процессе социально-педагогической деятельности мы основывались на трудах В.Г.Бочаровой, И.А.Зимней, ЛЛ.Бугаевой, В.С.Торохтия, СВ.Дармодехина, М.Я-Виленского, О.КВолжиной; при изучении механизмов развития самосознания и самоопределения ребенка - Л.В.Петровского, И.П.Иванова, В.В.Столина; концептуальных идей творческого саморазвития личности -А.ИЛСочетова, А.Г.Ковалева, МЛХТайчинова, Л.ПКуликовой; в философии образования и воспитания - Б.Т.Лихачева, Б.С.Гершунского, Э.Н.Гусинского и Др.

Одновременно с учетом сложных и противоречивых процессов,
происходящих в современном обществе, обуславливающих интеграцию
прошлого с настоящим, мы обратились к трудам Я.А.Коменского,
ИХ.Песталоцци, К.Д.Ушинского, Л.Н/Голстого, выдвинувших и обосновавших
ведущий принцип воспитания - народность, теснейшим образом связанную с
созданием соответствующих условий для развития личности детей с
гуманистической направленностью воспитания идеей трудолюбия, воспитания
любви к Родине, идеей воспитания гуманизма и идеей толерантности. К ним
вплотную примыкают и прогрессивные мыслители прошлого:
А.Е.Кулаковский-Єксокулззх влексей, В.В.Никифоров-Кюлюмнюр,

АЛСофронов, С.А.Новгородов, П,А.Слепцов-Ойунский, отразившие передовые прогрессивные идеи, в народном опыте воспитания. В их наследии содержатся не просто общие мысли, идеи, предположения, но и стремление научно и практически обосновать народные педагогические воззрения.

Этнопедагогика теснейшим образом связана с проблемами национальных и общечеловеческих ценностей. Вопросы воспитания детей невозможно рассматривать вне реальных процессов жизни и быта народа, географических, исторических и социально-экономических условий, определяющих своеобразие национальных традиций, обычаев и обрядов. Большой вклад в

своеобразие национальных традиций, обычаев и обрядов. Большой вклад в исследование этих проблем, внесли - Г.Н,Волков, Я.И.Ханбиков, В.ФАфанасьев, АШГашимов, КЛ.Пирлиев, А,Ф.Хинтибидзе, И.А.Шоров, Б.А.Кадыров, ША.Мирзоев, А.П.Орлова, Т.Н.Петрова, АЛБугаева, Н.В.Силистрару, О.Д.Мукаева и др.

Особую актуальность для нашей работы имеют научные исследования
культурно-исторических, духовно-национальных воспитательных традиций
народа. Всестороннее изучение и объективную оценку общих основ и
национальной самобытности народа саха дали в своих трудах В ,Ф.Афанасьев,
Д.А.Данилов, НД.Неустроев, А.П.Оконешникова, Е.ИЖирков,

У,А.Винокурова, А.А.Шадрина-Григорьева, А.Д,Семенова, К.С.Чиряев и
другие. Они показали, что сама жизнь ставит перед педагогической наукой
актуальную задачу всестороннего изучения и внедрения в практику того
педагогического богатства, которое накоплено народом в его многовековой
воспитательной деятельности. В глубинах народной памяти сохранились
вековые ценности также, как "учение айыы" и школы воспитания "кут-сюр"^
имеющие большое воспитательное значение и в современных условиях, когда
развитие общества характеризуется обилием новых проблем, и, в первую
очередь многих проблем воспитания и формирования подрастающего
поколения. Обращение к национальному, духовному богатству,

нуждающемуся в сохранении и передаче грядущим поколениям - залог эффективного решения этих проблем.

Воспитание школьника осуществляется двумя путями: через целенаправленное воздействие на его личность семьи, школы, общественности и через самовоспитание. А.Г.Ковалев, А.А.Бодалев и др. отмечают, что самовоспитание - это сознательная, систематическая работа над собой в целях совершенствования ранее приобретенных и формирование новых качеств собственной личности, необходимых для плодотворной деятельности.

При разработке методики воспитания по «кут-сюр» мы упирались на труды Я.Я.Арета, А.И.Рувинского, А.И.Кочетова, Л.С.Сапожникова, М.ГТайчинова, Л.Н.Куликовой в которых придается огромное значение реализации идеи стремления детей показать себя. Именно в этом авторы видят стержневой путь к самоутверждению личности.

Видные психологи и педагоги Л.СВыготский, А.Н.Леонтьев, А.РЛурия, Г.С.Костюк, П.Я.Гальперин, А.А.Смирнов, Л.И.Божевич, Д.Б.Эльконин, В-ВДавыдов, АЛЗ.Запорожец и другие показывают, что в развитии личности ее потребностей в познании, общении, труде ведущуто роль играет человеческая деятельность.

Наше исследование является логическим продолжением уже имеющихся работ по этнологии, этнографии и этнопедагогики.

Важность использования различных элементов педагогического наследия народов, роль народных традиций в развитии педагогики отмечали в своих исследованиях Н.А.Константинов, В.Ф.ЛСоролев, Е-НМедынский и др.

В российской науке начало изучению педагогического наследия народа было положено Г.СЛЗиноградовым. Его труды раскрывают большую общественно-педагогическую ценность воспитательного опыта трудового народа, выявляют психологические основы народной педагогики.

Интенсивное изучение опыта народного воспитания мы находим в трудах
Г.КВолкова, Б.МХовратовича, ША,Мирзоева, Г.И.Батуриной,

В.М.Григорьева, Т.Ф.Кузиной, МБХуртуевой, Т.Н.Петровой, З.Б.Цаллаговой и многих других педагогов-ученых, представивших народную педагогику как результат творческого коллективного вклада многих поколений в духовную культуру нашей многонациональной страны-

В научных исследованиях по проблемам северных народностей в настоящее время значительное внимание уделяется вопросам этнографии, лингвистики, фольклора, экономики и социологии. Педагогические идеи народностей Севера изучены Г.Ш.Абсалямовой, Ю.Б.Стракачом, но они

ограничивают использование народного опыта процессом физического и трудового воспитания учащихся.

Г.Н.Волков показал, что народная педагогика предмет особой науки. Она представляет опыт воспитания народа, куда входят традиции, обычаи, содержание и методы воспитания, весь арсенал народных средств воздействия на личность. Этнопедагогика - наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их духовных воззрениях, наука о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности и нации. Другой известный исследователь Ханбиков Я.И, дает следующую формулировку понятия «народная педагогика» - "это область народных эмпирических знаний и опыта, выражающаяся во взаимосвязи народных воззрений на цели и задачи воспитания и обучения, применяемых широкими массами трудящихся в целях привития подрастающему поколению качеств, желательных народу".

Крупный исследователь народной педагогики якутского народа, проф. В.Ф.Афанасьев показывает, что опыт и знания, накопленные народом, оказывают значительное влияние на формирование личности нового человека, сочетающего в себе духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство. Вопросы трудового, умственного и нравственного воспитания тесно связаны между собой как в педагогических идеях, так и в традициях, обычаях якутского народа. Формирование морального облика молодого человека велось и ведется в процессе активного участия его в труде. Труд воспитывает в человеке многие качества характера, отвечающие интересам народа. В результате труда, наблюдений за природными и общественными явлениями, имеющими отношение к трудовой жизни формируется мышление. Культурное наследие якутского народа необходимо сделать всенародным достоянием, использовав его в педагогической работе и в воспитании подрастающего поколения.

Ю.А.Рудь рассматривает народное воспитание как совокупность народных взглядов на воспитание подрастающего поколения, характеризуемое

функциональной связью с интересами и стремлениями трудящихся масс. Народное воспитание как социальное явление представляет собой некий органический сплав экономических, политических, идеологических и социально-психологических элементов, для которых характерно развитие, изменчивость в зависимости от конкретно-исторических условий народной жизни. Стало быть, народному воспитанию присуща историческая преемственность, трансформация и усвоение народного опыта воспитания последующими поколениями.

Национальный подъем каждого народа возможен лишь на основе возрождения народных традиций воспитания. Ценные идеи по вопросам народной педагогики имеются в трудах ИН.Ульянова, И.Я.Яковлева, А.СМакаренко, В.А,Сухомлинского, А.Е.Кулаковского, ПА.Слепцова-Ойунского.

Д.А.Данилов показывает, что народная педагогика - это совокупность и взаимозависимость представлений, взглядов, суждений, убеждений, идей, навыков и приемов в области воспитания, отраженных в народном творчестве. Народное творчество следует рассматривать как широкое явление, потому *гго оно включает в себя различные виды трудовой деятельности, ремесла, традиции, обычаи, праздники, обряды, фольклор, игры, танцы, народный костюм, изобразительное, декоративно-прикладное искусство.

А.А*Шадрнна в своей диссертации "Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики Якутии и их использование в совместной деятельности школы и семьи по профориентации старшеклассников" (1991) дает характеристику многообразных прогрессивных традиций народов Якутии, способствующих успешному воспитанию детей и подготовке их к выбору профессий.

Анализ литературы показывает, что проблеме народной педагогики уделяется большое внимание. Однако вопросы культурологического подхода к народной педагогике не нашли достаточного отражения. Дальнейшее изучение проблемы актуализируется следующим:

кризис школы и народного образования отрицательно влияет на воспитательную работу в национальных школах, способствует отрыву воспитания от национальных традиций, опыта и идей воспитания;

в национальных школах до сих пор недостаточно применялись традиционные формы, средства, приемы воспитания; целостность педагогического подхода была нарушена из-за недостаточного учета принципов природосообразности, культуросообразности и народности воспитания;

- недостаточно внимания уделялось вопросам формирования диалектико-
материалистического мировоззрения учащихся с учетом национальных,

традиционных ценностей воспитания;

забывались, веками устоявшиеся методы, формы, средства воспитания, связанные с трудовой деятельностью человека: куобахтааЬын (охота), муетхалааЬын (неводьба), оттооЬун (сенокос), отоннооЬун (сбор ягод); наряду с этим не учитывали народные традиции воспитания, например, с Юрюнг Айыы - умственное воспитание, Джилга - духовность, нравственность человека, Сюнг Джаасын - экологическая работа, Улуу Суорун -профессиональное воспитание, Хотой Айыы - физическое воспитание, Иэйэхсит - этика, эстетика, Айыьтсыт - воспитание детей в семье;

не использовались культурные ценности и влияние культуры других народов; мало обращалось внимания на изучение родного языка, литературы и

этнографии своего народа-

Все выше изложенное и определило основное направление нашей работы: показать роль и место в народной педагогике основного содержания учения айыы, школы воспитания "кут-сюр", раскрыть сущность этого учения и школы воспитания "кут-сюр", обосновать его влияние на формирование якутской современной педагогической мысли и передового опыта выявить пути использования педагогических идей, традиций, обычаев в воспитании

молодежи, указать оптимальные механизмы использования этих идей в школьной практике.

Использование многовековых традиций и опыта воспитания народной педагогики якутского народа позволяет значительно поднять качество воспитательной работы в школах Якутии, так как сущность учения айыы, школы воспитания "кут-сюр" заключается в воплощении закономерностей развития природы, общества и человеческого мышления в реальной действительности, выработке норм морали, поведения людей их духовности и нравственности. Школа воспитания "кут-сюр" дает людям развитие их личности через воспитание в материнской школе. Анализ этнографических источников, устного народного творчества позволяет утверждать, что народ за много веков своего существования создал свою систему воспитания, накопил богатейший опыт и идеи воспитания молодого поколения. У якутского народа сложились свои представления о жизненно важных умениях и навыках, о физической закалке, об уважении к труду» любви к природе и т.д. Однако^ остаются неисследованными принципы и методы использования прогрессивных традиций, обрядов и обычаев народа саха в воспитании учащихся в новых условиях социально-экономического развития общества, пути приобщения школьников к учению айыы, школы воспитания "кут-сюр". Все еще актуальной остается проблема целостного подхода к анализу и комплексному использованию учения айыы и школы воспитания "кут-сюр" в системе современного воспитания и развития личности школьника.

Идея настоящего исследования продиктована объективной необходимостью, обусловленной всем ходом развития педагогической науки, педагогической практики и требованиями, предъявляемым к ним на современном этапе развития общества. Этим обстоятельством и определяется выбор темы диссертационного исследования: "Этнопедагогика "кут-сюр" в воспитании и развитии личности ученика якутской школы".

Объектом исследования является этническая педагогика народа саха.

Предмет исследования - процесе передачи подрастающему поколению духовно-нравственного и социального опыта на основе этнической педагогики «кут-сюр» народа саха.

Цель исследования - разработать педагогические основы учения айыы и школы воспитания "кут-сюр" и определить рациональные условия их использования в формировании и развитии личности детей.

Задачи исследования:

- раскрыть сущность учения айыы, школы воспитания "кут-сюр" и их роль
в воспитательной работе;

- показать социальную сущность и особенности традиционной
педагогической культуры народа саха, выявить функциональные возможности
учения айыы и школы воспитания "кут-сюр" для формирования личности
совершенного человека ("киЬилии киЬи");

-изучить возможности и педагогические пути использования лучших идей и традиций из опыта жизни народа в современной воспитательной практике в целях формирования научно-материалистического мировоззрения школьников;

- разработать модель выпускника сельской средней школы, воспитанного
на лучших этнопедагогических традициях;

- обосновать необходимость учета этнопедагогического и культурно-
исторического опыта в воспитании в контексте лучших гуманистических идей
и традиций;

экспериментально обосновать и определить рациональные педагогические условия эффективного использования учения айыы и школы воспитания "кут-сюр" в саморазвитии и самовоспитании школьников;

разработать теоретико-методологические основы региональной подготовки учителей с учетом национально-культурного и исторического своеобразия.

Гипотеза исследования исходит из позиции, что якутская этническая педагогика, как и любая народная педагогика, включает в себе ценные находки и богатый опыт воспитания, которые при научно-обоснованном использовании могут обеспечить воспитание и развитие школьников на уровне современных требований. Ее суть составляет предположение о том, что процесс саморазвития и самовоспитания может быть эффективным, если:

- на основе традиций этнопедагогики "кут-сюр" соблюдается
преемственность в процессе саморазвития и самовоспитания школьников;

сохраняется взаимодействие целенаправленного воспитания в школе с традициями трудового и нравственного воспитания народа, отраженными в учении айыы, школы воспитания "кут-сюр";

многообразием методов, приемов, средств этнопедагогики **кут-сюр" обеспечивается непрерывность воспитательного воздействия на сознание и самосознание учащихся;

стратегией повышения осознанности, интенсивности и эффективности самовоспитания личности на основе этнопедагогической теории и практики будет выступать личностный подход, благодаря которому целью, смыслом и главной ценностью воспитательной работы становится личность субъекта педагогического процесса;

осуществляется целенаправленная подготовка учителей и родителей для творческого подхода к использованию положений учения айыы в саморазвитии и самовоспитании детей и подростков.

Методологическую основу исследования составляет диалектический подход к изучению явлений и процессов. В своем исследовании мы исходим из принципа единства национального, межнационального и общечеловеческого опыта, учета подъема национального самосознания народа и необходимости в связи с этим не только выявления национальных традиций, форм, средств и методов воспитания, но и использования их в рамках соответствующих этнокультурных общностей, развивающих личность человека.

Теоретическим фундаментом исследования явились достижения
классической педагогики, относящиеся к последующей проблеме и
изложенные в трудах Я.А.Коменского, И-Г.Песталоцци, А.Дистервега,
К,Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А.С.Макаренко, Н.К.Крупской,

В.А.Сухомлинского и др.

Разработка концепции этнопедагогики "кут-сюр" основывается на положениях, изложенных в трудах ГТТВолкова, ЯЛХанбикова, К.П.Пирлиева, А.Ф-Хинтибидзе, Т.НЛетровой, А.ПОрловой, 3-П.Цаллаговой и др,5 на научных разработках этнической педагогики народа саха в трудах В.Ф.Афанасьева, Д.А.Данилова, А.А.Шадрщгой-Григорьевой, А,Д.Семеновой, Л.И.Федоровой, а также в работах социальных педагогов В.Г.Бочаровой, А.Г.Корниловой, В.Н.Аргуновой, А Л-Шамаевой, В.С.Торохтия и др.

Исследование велось в констекте современных психолого-педагогических
теорий Л.С Выготского, ПЯ.Гальперина, ЭЛ.Гусинского, Л,Н.Куликовой,
А.Н.Леонтьева, Б.ТЛихачева, А.В,Мудрика, А.ПОконешниковой,

В-А.Сластенина, Н.Е.ЩурковоЙ и др.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ литературы по педагогике и этнопедагогике и по смежным наукам -философии, психологии, фольклористике, этнографии, отражающей современное состояние проблемы; анализ программ, учебников по якутскому языку и литературе с точки зрения выявления их нравственного потенциала и возможностей использования элементов этнопедагогики: "кут-сюр"; наблюдение за работой учащихся, организуемой по специальной программе: анкетирование, интервьюирование и беседы с учителями школ, преподавателями вузов, студентами, учащимися и с их родителями; обобщены независимые характеристики и анализы результатов деятельности учащихся; опытно-экспериментальная работа.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе школ Чурапчинского улуса.

Было проведено целенаправленное наблюдение за деятельностью многодетных семей сельского улуса. Эта работа была проведена на первом этапе (1986-1989 гг.).

На втором этапе (1989-1995 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, в ходе которой проверялась научная достоверность выдвинутой гипотезы, выявились уровни развития этнопедагогического сознания и поведения школьников, сформированных с учетом опыта этнопедагогики: "кут-сюр", в результате чего в исследовании была дана оценка внеклассной работе, воспитанию детей в семье, определены основные направления подготовки учителей по использованию материалов этнопедагогического учения айыы в целях формирования личности школьников. В этот период мы обобщили, систематизировали и оформили полученные материалы в виде докладов, лекций и статей.

На третьем этапе (1995-1998 гг.) проверялись теоретические положения и разрабатывались методические рекомендации, подводились итоги и оформлялись результаты проделанной работы.

Научная новизна исследования состоит в целостном и системном раскрытии основных идей и направлений этнопедагогического учения айыы и школы воспитания "кут-сюр": впервые проанализированы основные пути формирования традиционной педагогической культуры народа саха как объекта науки, выявлены ее классические источники; систематизирована и классифицирована народная мудрость как уникальная сокровищница учения айыы и школы воспитания "кут-сюр"; разработана этнопедагогическая концепция учения айыы, школы воспитания "кут-сюр" с педагогической интерпретацией этнических теорий "сюр" и "суе"; показана возможность применения идей и принципов учения айыы для духовно-нравствен кого развития личности; составлены научно-методические рекомендации по системе

долговременной этнопедагогическои системы воспитания школьников и по подготовке учительских кадров на этнопедагогических курсах; установлены историко-этнографические и философские истоки, социальные предпосылки использования этнопедагогических ценностей в системе воспитания в национальной школе.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что в ней разработаны, обоснованы и впервые внедрены в практику модель и теория целостного использования прогрессивных традиций этнической педагогики, идеи воспитания совершенного человека. Сформированы и обоснованы основополагающие принципы и положения комплексного использования идей учения айыы и опыта школы воспитания "кут-сюр", нашедшие применения в воспитании и развитии личности ученика.

Выводы и научно-практические рекомендации, разработанные в результате опытно-экспериментального исследования, закладывают основу нового направления в этнопедагогических исследованиях педагогической науки.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы о сущности, принципах учения айыы, школы воспитания "кут-сюр" могут быть применены при разработке современных технологий воспитательной работы на основе обычаев и традиций народа. Данные исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов, спецсеминаров по этнопедагогике, по истории педагогики и на курсах повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность содержащихся в диссертации положений и выводов обеспечивается представленной источниковедческой базой исследования, адекватностью методов исследования его пелям и задачам; систематическим анализом полученных результатов, нашедших свое выражение в разрешении проблем саморазвития личности; воспроизводимостью результатов опытно-экспериментальной работы в аналогичных условиях; многолетним опытом работы автора в школе и вузе.

На защиту выносятся:

1- Концепция целостной системы современного воспитания на основе использования основополагающих принципов учения "айыы" и школы воспитания "кут-сюр", раскрывающая теоретические основы и практические пути воспитания личности совершенного человека.

  1. Сформулированы и обоснованы принципы целостного использования прогрессивных традиций, обрядов и обычаев культурно-исторического наследия народа саха в обучении и воспитании, способствующие реализации личностно-ориентированных целей воспитания.

  2. Спроектирована, апробирована и введена в практику теоретическая модель содержания и технологии воспитания учащихся по системе "сюр" и "eye", обеспечивающая рациональность, осознанность и результативность педагогического взаимодействия учителя и ученика, высокий уровень самовоспитания и саморазвития личности.

  1. Выявлены и обоснованы традиции педагогической системы "кут-сюр", определяющие сотрудничество школы и семьи, учителей и родителей, их взаимодействие в организации самовоспитания и саморазвития учащихся.

  2. Разработаны и проверены в процессе опытно-экспериментальной работы критерии отбора этнопедагогического материала, используемого в педагогическом процессе, а также модель школы, формирующей и развивающей личность школьника на основе теоретических установок этнопедагогики "кут-сюр".

  3. Создание новой модели выпускника средней школы и разработка новой модели школы, занимающейся формированием и развитием личности школьника на этнопедагогических традициях.

Наша диссертация является первой научной работой по якутской этнической педагогике, в которой исследована она в прошлом и современном аспектах учения айыы с точки зрения выявления стереотипов и трансформаций, происходящих в традициях истории, этнографии и фольклора

народа саха, выявления и обоснования прогрессивных традиций и воззрений, дошедших до наших дней, показаны на конкретных примерах место и возможности участия ее прогрессивных традиций в решении современных задач воспитания; все это имеет важное социально-педагогическое значение.

Апробация и внедрение исследования проходила научно-методическую экспертизу в лаборатории школоведения Якутского госуниверситета им. М.К.Аммосова5 где ведется подготовка студентов к использованию этнопедагогики "кут-сюр" в учебно-воспитательной работе школы. Автор неоднократно делал выступления и сообщения о результатах своего исследования на научно-практических конференциях в 1933-1998 гг. Введен спецкурс "Этнопедагогака" на факультетах ЯГУ. Проходя переподготовку в ВПИ и ПК АПН СССР, автор принял участие в работе семинара "Актуальные проблемы изучения народной педагогики", где прочитал ряд докладов по теме исследования и защитил выпускную работу по этнопедагогике (М, 1986, 1992).

Идеи и положения диссертации докладывались на международных научных конференциях: "Языки, культура и будущее народов Арктики", "Терпимость: Идея и традиции", 'Толерантность, взаимопонимание и согласие" (Якутск, 1993, 1994, 1995). "Новаторство как традиция отечественной педагогики" (М, 1998). "Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания", (М-, 1999).

По теме исследования опубликовано более 50 работ, в том числе монография "Этнопедагогика 'кут-сюр» (1998).

Структура диссертации - состоит из введения, 4 глав, заключения и списка использованной литературы.

Подобные работы
Чуб Ольга Ивановна
Воспитание достоинства личности ученика в образовательном процессе школы
Шафикова Зульфира Хасановна
Башкирская педагогическая мысль второй половины XIX века и ее влияние на развитие воспитания в национальной школе
Куприна Елена Вячеславовна
Развитие социального воспитания в вальдорфских школах Германии
Макарчук Артем Николаевич
Соматическое воспитание как средство общего развития и сохранения здоровья учащихся общеобразовательных школ
Нариманов Рустем Нариманович
Развитие нравственно-правового пространства в общеобразовательной школе как средство воспитания трудных подростков
Куличева Ирина Александровна
Инновационные компоненты эстетического воспитания и развития нравственных качеств старшеклассников (На примере изучения литературы в школе)
Павлов Борис Флегонтович
Развитие готовности студентов педагогического вуза к деятельности по патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ
Кононова Карин Карлосовна
Этнопедагогические основы воспитания и развития личности ребенка (На примере автобиографической прозы русского зарубежья первой половины ХХ века)
Аржанова Елена Васильевна
Гуманистическое воспитание и развитие личности подростка в коррекционно-развивающих классах
Анчуков Сергей Васильевич
Художественное творчество как фактор развития индивидуальности и воспитания личности школьников

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net