Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Тарханова Маргарита Леонидовна. Формирование единства нравственного сознания и поведения старшеклассников в деятельности комсомольской организации школы : ил РГБ ОД 61:85-13/925

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

стр.

ВВЕДЕНИЕ 3-16

ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНСТВА НРАВСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ И ПОВЕЩЕНИЯ СТАРШЕ -КЛАССНИКОВ КАК СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИ-ХОЛОІО-ПЩГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 17-76

I. О проблеме сущности единства нравственного сознания и по -ведения личности школьника 17-34

2* Педагогические условия деятель
ности школьной комсомольской
организации в деле формирова
ния единства нравственного
сознания и поведения старше -
классников 34-66

3. Состояние работы школьных ком
сомольских организаций по фор
мированию., единства нравствен
ного сознания и -поведения
старшеклассников 66-76

ГЛАВА П. СОВЕНІШСТВОВАШЕ ПРОЦЕССА ФОР
МИРОВАНИЯ ЕДИНСТВА НРАВСТВЕННО
ГО СОЗНАНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ СТАР -
ШЕКЛАССНИКОВ 77-152

I. Совершенствование содержания, форм и методов деятельности школьного комсомола по формированию единства нравственного сознания и поведения 77-136

2, Повышение уровня педагоги -
ческого руководства процес -
сом формирования единства
нравственного сознания и
поведения 136-152

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152-158

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение к работе:

Актуальность проблемы. В условиях совершенствования развитого социализма все большее и большее значение имеет идейно-нравственное воспитание советских людей вообще, молодежи в особенности, В материалах июньского (1983) Пленума ЦК КПСС говорится: "Советское общество вступило в такой этап, когда назрели глубокие ка -чественные изменения в производительных силах и соответствующее і этому совершенствование производственных отношений. В тесной взаимосвязи с этим должны происходить и изменения в сознании лю -' дей, во всей надстройке общества"; "... партия добивается того, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель опреде -ленной суммы знаний, но прежде всего - как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему

идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой

I труда и поведения" (19.67, 18) .

Столь пристальное внимание партии и правительства идейно-нравственному воспитанию (объемлющему такие важные задачи, как

' повышение идейно-теоретического уровня образованности молодежи, вооружение ее основной суммой знаний основ марксизма-ленинизма, формирование нравственного сознания, развитие моральных качеств людей в процессе общественно полезной деятельности, их повсед -невных связей, отношений в коллективе, семье, обществе в целом) обусловлено рядом объективных причин. Например, коренные потребности движения нашего общества к коммунизму, переход от социа -

к диетической государственности к коммунистическому самоуправле -

См.список использованной литературы, приведенной в конце диссертации. Первая цифра обозначает номер источника, вторая -страницу источника.

нию значительно повышает роль морали как регулятора социальных отношений. Это Ео-первых.

"Во-вторых, это связано с изменениями в самом содержании труда под воздействием научно-технической революции. Сегодня такие критерии, как нравственная надежность личности, рабочая совесть, высокий душевный настрой, чувство хозяина, оказывают непосредственное влияние на эффективность и качество труда, на все дела общества" (24, 17).

Другая причина заключается в том, что постоянное совершенствование средств производства предполагает и неуклонный рост культурно-технического уровня советского человека, создаются объективные предпосылки для все более активного участия советских людей в общественной работе. Росту образованности, эрудиции, общественной активности советского человека способствует огромное возрастание информационных потоков, способствующее развитию высокой умственной активности. Но вместе с тем растущая информация, все активнее обрушивающаяся на молодое поколение, создает определенную угрозу ее поЕерхноотного восприятия; легкость и доступность информации где-то мешают овладению фун -даментальными знаниями, без чего невозможно истинное приобщение к богатствам культуры.

Далее, социальная политика КПСС включает широкий комплекс мероприятий, направленных на улучшение условий труда и быта, образования и медицинского обслуживания, социального обеспечения советских люлей. Все это способствует акселерации - ускорению соматического и полового созревания детей. А акселерация обнаруживает несоответствие во времени, необходимом для завершения развития организма, и временем, отведенном для воспитания. Оче -

видно самое главное: при задержке социализации у молодежи иногда появляются негативные установки к действительности, не форми -руется желание активного включения в жизнь, что в свою очередь проявляется в инфантилизме, когда человек избегает принимать самостоятельные решения, перекладывает свои обязанности на плечи других.

Общеизвестно и то, что растущий уровень жизни, рост потребительского спроса и большие возможности для его удовлетворения, предоставляемые НТР в условиях развитого социализма,при ослаб -лении воспитательной работы могут способствовать порождению потребительской морали, означающей страсть к вещам, к материальным благам, боязнь потерять их. К.Маркс писал: "... чтобы пользоваться множеством вещей, человек должен быть способен к пользованию ими, т.е. он должен быть в высокой степени культурным человеком" (4, 386).

Следующей причиной является не изжитый до сих пор форма -лизм в некоторых направлениях идеологической работы. Не без основания на июньском (1983) Пленуме ЦК КПСС говорилось': "Мы долж-( ны объявить настоящую войну такой практике, когда наши демокра -тические нормы и установления не подкрепляются делами, когда довольствуются лишь формой, видимостью дела...

Исключительно важно добиться, чтобы слова никогда не расходились с делом, а суть дела не подменялась формой (19, 16-17).

Наконец, до сих пор еще не до конца искоренено влияние буржуазных идеологов на сознание нашей молодежи. Активная деятельность буржуазных идеологов иногда способствует появлению у мо -лодежи, чье мировоззрение еще не вполне сформировано, ряда ка -честв, противоречащих нормам коммунистической морали.

Все перечисленные выше факты показывают необходимость усиления идейно-нравственного воспитания подрастающего поколения в целом, формирования, единства сознания и поведения в частности: "В поведении каждого человека, в деятельности каждого коллектива и каждой организации коммунистические идеи должны органичес -ки сочетаться с коммунистическими делами" (15, 118).

Известно, что в деле формирования личности огромное место занимает средняя общеобразовательная школа, которая в своей вое -питательной деятельности руководствуется указаниями В.И.Ленина о необходимости того, чтобы "все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунисти -.ческой морали" (7, 309). В своей речи на Пленуме ЦК КПСС 10 апреля 1984 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС тов.К.У.Черненко говорил: "Надо, чтобы в школе не только говорили на темы комму -нистической морали, а учили ребят строить в соответствии с ней свое поведение. Вот для чего следует активнее развивать самоуп -равленческие начала в школьных коллективах. Естественно, при умной помощи учителей ..." (21,7).

Одним из главных помощников учителей в коммунистическом воспитании детей является комсомольская организация школы, за -дача которой - "воспитывать убежденных борцов за коммунизм, патриотов и интернационалистов, прививать учащимся высокие гражданские и нравственные качества, коллективизм, трудолюбие, от -ветственное отношение к учебе, непримиримость к чуждым нашему образу жизни взглядам и вкусам" (21, 12). И действительно, ком -сомольская организация активно борется за нравственную чистоту каждого школьника, способствует формированию поколения людей образованных и информированных, профессионально подготовленных, ,

7 всегда готовых к защите социалистической Родины.

Вместе с тем "не секрет, что у некоторых молодых людей обра -зованность и информированность подчас уживаются с политической наивностью, а профессиональная подготовленность - с недостаточно ответственным отношением к труду. Во многом - это результат недоработки комсомола" (17, 67). Наблюдения за работой школьных ком -сомольских организаций показывают, что в деятельности ряда комсомольских организаций еще нередко царит формальное отношение к делу: намеченные мероприятия не претворяются в жизнь, оставаясь лишь на бумаге, в результате чего и у комсомольцев подчас слова расходятся с делами. "ЦК ВЛКСМ, комсомольские органы на местах медленно перестраивают стиль и методы своей деятельности... Ком -сомольские организации не всегда эффективно используют имеющиеся возможности влияния на молодых людей, пытаются решать новые задачи "заезженными", шаблонными приемами и средствами. Зачастую они не успевают реагировать на новые увлечения в молодежной среде, придавать им нужную направленность", - говорится в Постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи" 7 июля 1984 года (20).

Следовательно, нужно прежде всего покончить с формализмом. А для этого необходима соответствующая методическая литература, где указывались бы рациональные пути преодоления подобного формализма. Между тем такая литература пока почти отсутствует. А в имеющейся психолого-педагогической литературе нет работ, пос -вященных анализу формирования единства нравственного сознания и поведения старшеклассников в деятельности комсомольской орга -низации средней общеобразовательной школы. Правда, проблеме идейно-нравственного воспитания в духе единства сознания и по-

ведения посвящено немало исследований. Это работы Н.К.Добрынина (79), В.Г.Асеева (41), А.Н.Леонтьева (120-122), Л.П.Туевой (62-64), М.И.Бобневой (51), М.И.Боровского (60), М.І^сака (75), В.И.Бакштановского (44), Л.С.Выготского (71) и др.

Существует много исследований и по проблеме деятельности школьной комсомольской организации в идейно-нравственном воспитании старшеклассников (исследования С.Е.Хозе (179), М.М.Ящен -ко (189), Б.Е.Вульфова (70), В.В.Лебединского (172), С.А.Шафие-ва (183) и других ученых). Интерес представляют также диссерта -ции С.А.Алиевой (197), Б.Вахабджанова (199), O.K. Зидса (200), М.В.Кабатченко (202), Н.Е.Кульпединовой (203), Л.П.Лаптевой (204), А.И.Малащенко (205), М.Е.Стеклова (206), В.А.Фокина (207). Но обстоятельного изложения, подробного анализа вышеназванного , вопроса пока нет.

t Следует отметить, что первые попытки в поиске путей форми-

рования единства сознания и поведения встречаются у М.Гусака, который указывает на некоторые причины разрыва сознания и пове -дения. По его мнению, основная причина - это недостаточное убеждение, наличие довольно устойчивых старых привычек, от которых необходимо избавиться для достижения единства сознания и поведения. А к этому можно прийти через эмоциональный Езрнв и упражнения в положительных поступках. Однако автор не указывает конкретных путей перехода от знаний к убеждениям (75).

Следующей работой, в которой делается попытка проанали -зировать и указать пути формирования единства сознания и пове -дения,явилась диссертация Л.П.Лаптевой, где также указаны некоторые причины расхождения слова и дела (в пионерском коллективе). Главными причинами автор считает неверное понимание школь - .

никами ряда законов, плохо организованную воспитательную работу, отсутствие у пионеров устойчивой убежденности и т.д. Л.П.Лапте -ва справедливо отмечает, что для формирования единства сознания и коммунистического убеждения необходимо "упражнение в правильных поступках", а подобное единство возможно достигнуть через формирование у учащихся определенных нравственных качеств. Она подробно останавливается на воспитании у пионеров самокритичности, принципиальности, общественной активности (204).

А.И.Малащенко посвящает свою работу проблеме единства поведения и нравственных знаний в процессе воспитания' подростков. Автор также указывает на причины расхождения знания и поведения, главная из которых заключается в ограниченном характере деятельности школьников. Согласно убеждениям Малащенко, дружба и соревнование с коллективом шефствующего предприятия - важный источ -ник нравственных знаний, нравственного поведения.

Автор указывает в качестве важной причины несоответствия знания и поведения отсутствие твердой убежденности в необходимости поступать правильно, недостаточное развитие волевых ка -честв, отсутствие единства между семьей и школой и т*д. Он справедливо отмечает, что проблема единства нравственных знаний и поведения - это часть проблемы единства нравственного сознания и поведения (205).

Влияние нравственных знаний на поведение учащихся исследует в своей диссертации Б.Вахабдданов, который считает, что знания о морали - основа действий и поступков. По его мнению, именно они (знания) и образуют новые умения, навыки поведения. На наш взгляд, с этим нельзя полностью согласиться, т.к. именно опыт, приобретенный в процессе деятельности и служит источником

навыков и умений. Вопрос в том, чтобы правильно направить эту деятельность, о чем совершенно не упоминается в диссертации (204).

Интерес представляет диссертация М.В.Кабатченко, в которой автор указывает, что одной из основных причин разрыва сознания и поведения является построение воспитательного процесса на основе формирования сознания без одновременного воздействия на поведение подростка или воспитание правильного поведения без опоры на сознание (202). Автор считает, что воспитание единства сознания и поведения предполагает одновременно воспитание сознания и поведения, влияющих и обусловливающих друг друга. Но и в этой работе не затронута роль школьной комсомольской организации в деле формирования единства сознания и поведения уча -щихся.

А диссертация В.А.Фокина, защищенная сравнительно недав -но, посвящена проблеме формирования единства нравственного соз-t нания и поведения учащихся в деятельности комсомольской организации среднего городского профтехучилища (207).

Итак, процесс формирования единства сознания и поведения у старшеклассников в свете деятельности комсомольской организации общеобразовательной школы по сей день почти не изучался. Особенно в Азербайджане эта тема еще не стала объектом специального исследования. В то время когда, как и во всей стране, в ряде комсомольских организаций средних школ республики имеется определенный опыт работы, позволяющий высказать ._-»>. ;. соответствующие соображения в этой области. Необходимо глу -боко изучить и проанализировать этот опыт, сделать его достоянием педагоническои общественности^ также выявить причины,порождающие

недостатки и определить пути их устранения. На Всесоюзном со -вещании секретарей комсомольских организаций К.У.Черненко отметил, что "новизна задач, стоящих перед нами объективно выд -вигает на одно из первых мест вопрос об улучшении форм и мето -дов самого стиля деятельности комсомола" (22).

Все вышеизложенные мотивы побудили и направили нас к данному исследованию. Эта работа представляется нам особенно интересной и актуальной еше и потому, что она обусловлена возрастными особенностями школьникоЕ-комсомольцев (старший под -ростковый и юношеский возраст), т.е.тем периодом, когда он (школьник) уже ищет смысл в окружающей его жизни, когда формируются его жизненные планы. Комсомольский коллектив выступает здесь как субъект и в то же время как объект воспитания.

Таким образом, проблемой нашего исследования является формирование единства нравственного сознания и поведения -содержательного элемента активной жизненной позиции.

Объектом исследования является процесс формирования мо -сального облика советского человека.

Предметом исследования является процесс формирования единства нравственного сознания и поведения старшеклассников в деятельности комсомольской организации общеобразовательной школы.

Цель работы - проследить динамику формирования единства нравственного сознания и поведения и разработать научно обоснованные рекомендации для улучшения совершенствования деятельности комсомольских организаций школ по формированию единства нравственного сознания и поведения старшеклассников.

Мы предположили, что комсомольская организация средней общеобразовательной школы при правильной постановке работы мо - і

жет стать действенным фактором формирования единства сознания и поведения учащихся-комсомольцев. Это означает строгое соблю -дение ленинских принципов идейно-нравственного воспитания уча -щихся, единства теории и практики, связи с жизнью, с практикой коммунистического строительства. Необходима правдивость пропа -ганды, ее уместность, доступность. Важно реализовать на практике постановление ЦК КПСС о комплексном подходе к делу воспита -ния, соблюдать единство элементов воспитания: целей и средств, различных факторов, форм и методов. Обязательным должно являться правильное определение основных направлений идейно-нравственной работы, использование в воспитательном процессе бога -того опыта, накопленного комсомольскими организациями, правильный подбор, расстановка и Боепитание кадров.

Гипотеза исследования - Эффективность формирования един-' ства нравственного сознания и поведения старшеклассников в деятельности школьной комсомольской организации обеспечивается: строгим соблюдением ленинских принципов идейно-нравственного воспитания учащихся, единством теории и практики, связью с жизнью, с практикой коммунистического строительства; наличием сформированноети самого комсомольского коллектива школы; объемом и качеством нравственных знаний учащихся, нравственными мотивами и потребностью деятельности, проявляющимися в общественно полезном труде, правильной организацией этой деятельности; развитостью морально-волевой саморегуляции поведения; сове -щательно-координирующим направлением руководства деятельностью комсомольцев. Правильная организация работы комсомольского коллектива по формированию единства нравственного сознания и шве -

^

».

дения старшеклассников с учетом вышеперечисленного содействует воспитания социально-активной, нравственно сформированной личности.

Цель исследования и проверка выдвинутой гипотезы предпо -

лагают последовательное решение ряда задач. А именно:

проанализировать сущность и структуру единства нравственного сознания и поведения личности школьника;

определить критерии и уровень сформированности единства нравственного сознания и поведения у старшеклассников-комсомоль-t цев и состояние постановки дела по формированию данного единства в комсомольских организациях школ республики;

определить возможности формирования единства нравственного сознания и поведения в деятельности школьной комсомольской организации;

выявить определенные условия, формы и методы, необходимые для успешной деятельности комсомольских организаций б деле формирования единства нравственного сознания и поведения, на практике проверить их действенность; '

определить взаимосвязь деятельности школьной комсомольской организации и педагогического руководства этой деятельностью.

Методологической основой исследования являются марксистско-ленинское учение о всестороннем и гармоническом развитии личности, взаимосвязи сознания и деятельности, развитое в дальнейшем в трудах советских ученых, основные программные документы партии и правительства по вопросам коммунистического воспитания подрас -тающего поколения, о роли комсомольской организаций в формирова -нии личности школьников, решения съездов ВЛКСМ, Пленумов ЦК ВЛКСМ по вопросам комсомольской работы в школе.

Этапы и методы исследования - исследование проходило в 4 этапа. На первом этапе исследования был проведен теоретический анализ состояния исследуемой проблемы путем изучения философской, социально-экономической и психолого-педагогической лите -paтуры, а также ее решения в практической деятельности школьных комсомольских организаций посредством наблюдения, интервьюирования, бесед с учащимися-комсомольцами, изучения документа -ции школьных комсомольских организаций, письменных работ старше -классников и др. Так мы подошли к обобщению опыта работы пере -довых комсомольских организаций, установлению специфических осо -бенностей в деле формирования единства нравственного сознания и поведения, что позволило сконструировать программу опытно-экспериментальной работы, разработать ее методику. Это явилось вторым этапом исследования.

Третий этап был посвящен проведению опытной работы по фор-; мированш единства нравственного сознания и поведения комсомоль-цев в базовых городских и сельских школах Азербайджана (школы Ш 58, 82, 83 города Баку, Ленинабадская сельская школа Шема -хинского района). Было охвачено около 700 комсомольцев-старше -классников.

Личное участие диссертанта в опытной работе заключалось:

в разработке содержания, комплексов и методики прове -дения мероприятий идейно-нравственной и общественно-трудовой направленности;

в инструктировании секретарей школьных комсомольских организаций по вопросам выполнения разработанных планов, ока -зании им необходимой практической помощи;

- в обсуждении результатов проведенных мероприятий, определении путей и средств совершенствования этой работы.

Изначальным моментом опытной работы было установление

уровня нравственного сознания, осведомленности и социальной ак --

тивности учащихся старших классов методами анкетирования, бесе -

ды, наблюдения.

Четвертый этап исследования заключался в обобщении данных

опытно-экспериментальной работы, литературном оформлении дис -

сертации и составлении рекомендаций комсомольским организациям

школ по формированию единства нравственного сознания и поведе -

ния школьников-комсомольцев.

Главным'. критерием оценки полученных результатов явилось продвижение комсомольцев в области овладения идейно-нравственными знаниями (нравственная осведомленность), рост их социальной и трудовой активности, что устанавливалось по специально разра -ботанной программе посредством традиционных методов педагогики и социологии путем сравнения конечных результатов с начальными.

Научная новизна исследования состоит в раскрытии сущ -ности единства нравственного сознания и поведения и своеобразии процесса формирования данного единства у старшеклассников: в деятельности комсомольской организации школы; в определении педагогических условий, обеспечивающих эффективность деятельности школьных комсомольских организаций в формировании единства нравственного сознания и поведения; в уточнении некоторых прие -мов и методов руководства деятельностью школьных комсомольских организаций. Деятельность школьных комсомольских организаций по формированию единства нравственного сознания и поведения стар -шеклассников в республике исследуется впервые. v Достоверность исследования подтверждается результатами ">

опытно-экспериментальной работы, в ходе которой был достигнут значительный эффект в деле формирования у комсомольцев единства нравственного сознания и поведения.

Практическая значимость исследования заключается в разра -ботке научно-обоснованных рекомендаций, направленных на новы -шение эффективности работы школьных комсомольских организаций в деле формирования единства нравственного сознания и поведе -ния старшеклассников, в организации целенаправленной систематической научной работы сектора нравственного воспитания в комсомольских организациях базовых школ.

Результаты исследования могут быть использованы в прак -тической деятельности комсомольских организаций школ и других республик, а также при составлении методических рекомендаций по вопросам воспитательной работы в школе или в спецкурсах и спецсеминарах по педагогическим наукам в вузах.

Апробация и внедрение результатов исследования. Использо-1 вание научно обоснованных рекомендаций в ряде школ республики значительно повысило эффективность работы школьных комсомольских организаций по формированию единства нравственного сознания и поведения учащихся.

С целью пропаганды результатов исследования и широкого внедрения их в практику мы выступали на научных конференциях аспирантов вузов Азербайджана, на научно-практических семинарах, перед учителями средних школ.

Результаты исследования освещались в сборниках научных трудов, на страницах журнала "Азербайджан мектеби".

Структура диссертации, диссертация состоит из введения
двух глав, заключения и библиографии. ,

Подобные работы
Кондратьева Ольга Геннадьевна
Содержание и организация деятельности молодежных общественных объединений по развитию ценностных ориентаций старшеклассников сельских школ
Бородин Дмитрий Иосифович
Педагогические условия формирования единства нравственного сознания и поведения подростков нетрадиционными средствами воспитания (На прим. обучения боевым искусствам и оздоровительной гимнастике Востока)
Мальчевская Ирина Витальевна
Организация деятельности "школы здоровья" в условиях мегаполиса
Булгакова Елизавета Леонидовна
Организация внеучебной деятельности сельской школы как условие жизненного самоопределения школьников
Петрова Ирина Николаевна
Система организации этнопедагогической деятельности в сельской школе
Хадиуллин Ильсур Гараевич
Педагогические условия организации инновационной методической деятельности в общеобразовательной школе
Фокина Татьяна Александровна
Система организации социально-педагогической деятельности в сельской школе
Чикурова Марина Викторовна
Организация инспекционно-контрольной деятельности в педагогической системе "школа"
Петухова Ольга Владимировна
Взаимодействие школ образовательного округа как условие организации учебно-исследовательской деятельности учащихся
Луткин Станислав Сергеевич
Социально-просветительная деятельность общешкольного коллектива в организации воспитательного процесса в сельской школе

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net