Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Радынова Ольга Петровна. Профессиональная направленность фортепианного обучения студентов факультетов дошкольного воспитания пединститутов (на материале музыкальной специализации) : ил РГБ ОД 61:85-13/876

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

стр,

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФОРТЕПИАННОГО .

ОБУЧЕНИЯ И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ 16

1.1. Основные проблемы профессиональной направлен
ности фортепианного обучения.......... 16

1.2. Особенности исполнения и словесных пояснений
" музыки в профессиональной деятельности музы
канта-педагога дошкольных учреждений... 46

ГЛАВА 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ И СЛОВЕСНОЙ
ИНТЕРПРЕТАЦИИ МУЗЫКИ КАК ПУТЬ ПРОФЕССИО
НАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ФОРТЕПИАННОГО
ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ 74

  1. Задачи, организация и методика экспериментального исследования 74

  2. Выявление качественного уровня исполнения и словесных пояснений студентами учебного и дошкольного репертуара (констатирующие

опыты) 78

  1. Формирование умений исполнять и пояснять музыкальные произведения (во взаимосвязи) в процессе фортепианного обучения.. 94

  2. Формирование умений исполнительской и словесной интерпретации музыки в условиях курса "Детская музыкальная литература и исполнение". 107

  3. Обоснование содержания спецсеминара "Взаимосвязь исполнительской и словесной интерпретации музыки детям"и проверка эффективности

его проведения 123

ВЫВОДЫ 158

БИБЛИОГРАФИЯ 161

ПРИЛОЖЕНИЯ 181

ї- о -

Введение к работе:

Воспитание квалифицированных молодых специалистов - ответст-ственная и почетная миссия советской высшей школы. В настоящее время высшая школа в основном удовлетворяет потребности общества в кадрах специалистов, однако, вполне закономерно, что, чем выше уровень развития социалистического общества, тем серьезнее требования, предъявляемые к высшей школе, профессиональным знаниям, идейным и моральным качествам ее выпускников.

В решениях ХХУ, ХХУІ съездов КПСС, ноябрьского (1982 года) и июньского (1983 года) Пленумов ЦК КПСС поставлена задача дальнейшего совершенствования профессиональной подготовки специалистов в вузах с учетом современных требований.'

В ряде Постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1979, 1984 гг.) отмечается важность повышения качества профессиональной подготовки специалистов в высшей школе, указываются пути совершенствования вузовской подготовки специалистов и намечаются конкретные меры по их реализации.

В "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" дан курс на подготовку высококвалифицированных кадров педагогов для работы с детьми: "Повысить качество учебно-воспитательного процесса невозможно без соответствующего повышения теоретической, профессиональной, общекультурной подготовки всей массы учительства" ("Правда", 13 апреля 1984 г.). В свете поставленных партией перед вузом задач проблема совершенствования профессиональной подготовки студентов в вузе, усиления профессиональной направленности преподавания является актуальной.

Поиски путей научного содержания современного высшего педаго-

гического образования, форм и методов учебно-воспитательной работы, обеспечивающих повышение качества профессиональной подготовки и формирования личности советского учителя ведутся в различ-. ных направлениях:

- исследуются вопросы методологии и теории высшего педагоги
ческого образования (Александров Н.В., Васильев К.И., Кузьми
на Н.В., Огородников И.Т., Пискунов А.И., Петровский А.В., Сама
рин Ю.А. и др»);

- с позиций системно-структурного подхода исследуются воп-
росы планирования и организации учебного процесса высшей школы
(Архангельский СИ., Бабанский Ю.К., Ильина Т.А., Кузьмина Н.В. и

дрО;

- разрабатываются модели специалиста с высшим педагогическим
образованием - профессиограммы учителя (как в общетеоретическом
плане, так и конкретно по различным специальностям) - Гришин Б.А.,
Кузьмина Н.В., Рыков Н.А., Сластенин В.А., Шаблыкин АЛІ., Щерба
ков А.И. и др.;

- вопросы формирования профессионально-педагогической на
правленности личности советского учителя наиболее полно раскрыва
ются в трудах Гоноболина Ф.И., Гришина Э.А., Кузьминой Н.В., Слас-
тенина В.А., Щербакова А,И. Пути формирования профессионально-пе
дагогической направленности личности будущего учителя-воспитателя
нашли свое отражение и в ряде кандидатских диссертаций: Айтмамбе-
товой Б.Г., Ахмедзяновой Л.М., Воробьевой Т.А., Дергач Т.С, Кол-
денковой А.Т., Погосяна Э.А., Шелухина Ю.Д.;

- исследуется влияние профессиональной направленности препода
вания в вузе на формирование основ профессионального мастерства
(Абдуллина О.А., Засобина Г.А., Бенедектинов Б.А., Зиновьев СИ.,
Елманова В.К., Кайдакулов М.А., Рыков Н.А. Сластенин В.А., Спи-

рин Л.Ф., Шаблыкин А.П., Щербаков А.И.).

Каждое из указанных направлений исследований в свою очередь содержит ряд аспектов. Все они теснейшим образом, диалектически взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга, обеспечивая системный подход и поступательное развитие науки.

Профессиональная направленность преподавания, по определению В.А.Сластенина, означает "развитие таких качеств, знаний, умений, и навыков, владея которыми будущий учитель сможет эффективно выполнять свои профессиональные обязанности" (184, с.141).

Суть этой проблемы состоит в том, что в профессионально направленном учебном процессе, в учебной деятельности, которая по своему содержанию приближена к будущей профессиональной деятельности специалиста и моделирует задачи, стиль, способы, особенности профессионального труда, создаются условия, при которых у студентов на основе полученных знаний формируются профессиональные умения, опыт профессиональной деятельности, а также качества личности, необходимые специалисту.

Профессиональная направленность преподавания - широкая проблема. Мы исследуем один из ее аспектов: пути совершенствования профессиональной подготовки музыкантов-педагогов дошкольных учреждений в условиях музыкальной специализации К

±JB настоящее время не существует специально организованной подготовки музыкантов-педагогов высшей квалификации для дошкольных учреждений и дошкольных педагогических училищ. Совершенствование подготовки специалистов-музыкантов в вузе на факультетах

дошкольного воспитания проводится в основном через систему факультативов. Впервые музыкальная специализация была организована в МГПИ им. В.И.Ленина под руководством В.И.Ядэшко по специально разработанному учебному плану (228, с.16-23). (Музыкальная специализация была создана на базе факультатива, созданного в 1924 году под руководством видного деятеля музыкального воспитания Н. А. Мет лова. Большой вклад в его разработку внесла доцент А.В.Кенеман). На музыкальную специализацию отбираются студенты, имеющие музыкальное образование в объеме музыкальной школы или музыкального училища. За время обучения они изучают цикл музыкальных дисциплин (12 предметов) и по окончании института получают удостоверение, утвержденное Министерством просвещения СССР,

Исследований, посвященных поискам путей оптимизации подготовки кадров музыкантов-педагогов дошкольных учреждений в условиях музыкальной специализации, пока не проводилось.

Исходя из анализа практики работы детских садов, опыта подготовки специалистов-музыкантов по дошкольному воспитанию в пединституте в условиях музыкальной специализации, мы выделяем стержневые, на наш взгляд, умения, необходимые в будущей профессиональной деятельности музыканта-педагога, подчеркиваем их специфику в связи с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, доказываем значимость этих умений, опираясь на метод профессиографического исследования деятельности педагога, и исследуем эффективность путей их формирования.

Мы считаем, что готовность педагога-музыканта к будущей профессиональной деятельности в любой области музыкальной педагогики, а в особенности в работе с детьми, во многом определяется двумя аспектами его подготовки: качеством исполнения музыки и владением искусством речи, раскрывающей эмоционально-смысловое содержание музыкальных произведений.

В качестве ведущих профессиональных умений в деятельности музыканта-педагога, специалиста по дошкольному воспитанию, мы выделяем:

дающее им право работать музыкантами-педагогами дошкольных учреждений, преподавателями дошкольных педучилищ, методистами-музыкантами городских и районных отделов народного образования. В настоящее время создана музыкальная специализация в Шауляйском пединституте им. К.Прейкжаса, учебный план которой неоднократно являлся предметом обсуждения в Научно-методическом совете при Министерстве просвещения СССР, возглавляемом профессором Ветлу-гиной Н.А. В связи с реформой школы актуальна дальнейшая разработка музыкальной специализации на факультетах дошкольного воспитания и создание музыкально-педагогических отделений, готовящих специалистов с высшим музыкальным образованием для системы дошкольного воспитания.

умение художественно исполнять на фортепиано музыкальные произведения (находить и отоирать варианты интерпретации);

умение давать характеристики эмоционально-ооразного содержания исполняемых произведений согласно возрастным возможностям развития мышления и речи детей.

Мы предполагаем, что оба эти умения тесно взаимосвязаны, взаимообогащают друг друга как в профессиональной деятельности музыканта-педагога, так и в процессе их формирования,

Разработка этих аспектов подготовки студентов связана с проблемой соотношения наглядности и слова в педагогике. Под на-гладностьго в данном случае мы понимаем живое звучание музыки.

О необходимости взаимосвязи наглядности и слова в педагогическом процессе писали многие прогрессивные педагоги прошлого (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, Н.И.Пирогов,В.М.Вах-теров, К.Д.Ушинский). Они указывали на роль речи в процессе упорядочения наблюдений, в возникновении определенных понятий.

Марксистско-ленинская теория познания является гносеологической, философской основой советской педагогики. Соотношение "живого созерцания" и "абстрактного мышления" является обоснованием различных ступеней познания, движением от явления к сущности.

Исследования И.П.Павлова, И.М.Сеченова о высшей нервной деятельности человека, о роли слова во взаимодействии двух сигнальных систем явились психофизиологическим научным основанием взаимосвязи наглядно-чувственного и словесно-логического.

В советской педагогике и психологии рассматриваются различные соотношения слова и наглядности, подчеркивается неоднозначность характера пояснений в развитии процесса восприятия: создание установки, фиксация внимания на определенных признаках

объекта, истолкование сделанных наблюдений на основе соотнесения различных признаков объекта и др. (Ананьев Б.Г., Выготский Л.О., Занков Л.В., Рубинштейн С.Л., Узнадзе Д.Н.).

В музыкальной педагогике и психологии роль различного рода внемузыкальных представлений в процессе восприятия музыки и актуализация их в речи рассматривалась в исследованиях кечхуаш-вили Г.Н., Медушевского В.В., Назайкинского Е.В., Орджоникидзе Г.Ш., Рыжкина Й.Я., Теплова Б.М. и др.

Проблема наглядности и слова в дошкольной музыкальной педагогике получила свое обоснование в трудах Н.А.Ветлугиной. Автор подчеркивает, что "самое широкое понимание наглядности как метода познания действительности применительно к музыкальному воспитанию включает живое восприятие музыки. Это непосредственное восприятие музыкальных произведений является основой всего музыкального воспитания" (43, с.142). Основываясь на принципах дидактики о необходимости сочетания наглядности и слова и подчеркивая специфику понятия наглядности в художественном воспитании, как чувственного познания, Н.А.Ветлугина указывает на необходимость сочетания исполнения с беседой о музыке, подчеркивает, что "роль и значение слова педагога, особенно в работе с детьми дошкольного возраста, когда лишь закладываются основы музыкального воспитания, очень велики" (43, с.86).

В процессе такой беседы ребенок глубже осознает содержание музыкального произведения, мысли и чувства, которые оно вызывает. "Примечательной чертой искусства, - подчеркивает В.А.Разумный, - является такая его особенность, как единство эмоционального и рационального начал. Апеллируя к нашим чувствам, вызывая те или иные эмоции, впечатления, художник одновременно побужда-

'ет к работе мысли, к осознанной (а не только прочувствованной) реакции на произведение" (169, с.105-106).

Положение советской педагогики о - двустороннем характере процесса обучения, предполагающего взаимодействие учителя и ученика, делает необходимым поиск содержания и методов обучения студентов, которые бы учитывали адрес приобретенных знаний, умений и навыков. Поскольку в нашем исследовании идет речь о подготовке кадров музыкантов-педагогов для дошкольных учреждений, в процессе подготовки этих кадров необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогические исследования (Запорожец А.В., Банков Л.В., Венгер Л.А., Поддьяков Н.Н., Рубинштейн С.Л., Усова А.П.) свидетельствуют о том, что процесс ощущений и восприятий у детей значительно обгоняет развитие мышления. Однако исследователи отмечают диффузный характер восприятия ребенка дошкольного возраста.

В работах советских психологов и педагогов особо подчеркивается роль слова в развитии детского восприятия. Установлено, что в деятельности восприятия возникают существенные изменения в связи с усвоением слов-названий предметов и их свойств (40, с. 186).

Следовательно, в силу специфики восприятия ребенка - дошкольника для развития восприятия музыки особенно необходимы словесные пояснения, разъяснение ее эмоционально-образного содержания.

Психолого-педагогические исследования (Запорожец А.В., Венгер Л.А., Поддьяков Н.Н.) свидетельствуют о том, что в перцеп-

тивных процессах ребенка-дошкольника большое значение имеет прошлый практический опыт ребенка. Это весьма важно учитывать педагогу-музыканту, когда он исполняет произведения для детей и поясняет их,

Музыкальный репертуар, исполнение музыки и словесные пояс-^ нения ее должны отвечать требованиям художественности и учитывать возможности детей дошкольного возраста.

В музыкальной психологии экспериментально доказано, что художественное исполнение отличается от нехудожественного наличием у исполнителя определенной "чувственной программы", которая адекватно воспринимается слушателем (В.Г.Ражников, 165). Это особенно важно в плане нашего исследования, так как обосновывает актуальность разработки методики фортепианного обучения, способствующей формированию такой "чувственной программы" у будущего музыканта-педагога.

Одним из важных средств формирования "чувственной программы" исполнителя, на наш взгляд, может явиться актуализация в словах-образах настроений, чувств, выраженных в музыке, в процессе отбора вариантов исполнения и словесных пояснений музыки, наиболее адекватно выражающих музыкальный художественный образ и доступных детям.

Таким образом, при подготовке музыкантов-педагогов дошкольных учреждений на занятиях фортепиано вопрос об исполнении и словесных пояснениях музыкальных произведений может ставиться в двух аспектах:

1) поиск вариантов исполнения и образных словесных пояснений характера музыки для осознания художественного образа исполняемого произведения в процессе его познания. Эти характеристики

-IX -

необходимы студентам для наиболее выразительного исполнения произведения;

2) поиск вариантов исполнения и образных словесных характеристик для исполнения и пояснения музыкального произведения детям. Отбор таких вариантов, которые будут доступны, понятны детям дошкольного возраста. В этом случае студент как бы репетирует предстоящую работу с детьми.

Как показывает опыт, а также анализ литературы, на занятиях фортепиано образные словесные характеристики используются лишь в первом аспекте и применяются, как правило, как пояснения или указания педагога, а не как самостоятельные творческие поиски студентов.

По нашему мнению, использование возможностей второго аспекта в обучении может содействовать профессиональной направленности преподавания фортепиано.

Умения находить и отоирать варианты исполнительской и словесной интерпретации музыки являются гибкими, вариативными, творческими. Для овладения ими необходимы специальные знания, а также определенная тренировка. Эффективность фортепианного обучения может быть повышена, если использовать возможности других музыкальных дисциплин. Мы выделяем наиболее близкие фортепианному обучению музыкальные дисциплины в различных формах их организации, имеющие непосредственное отношение к формируемым умениям. Это курс лекций и практических занятий "Детская музыкальная литература и исполнение" (разработанный на основе одной из тем курса "Теория и методика музыкального воспитания детей" и расширенный в условиях музыкальной специализации) и спецсеминар по проблеме "Взаимосвязь исполнительской и словес-

вой интерпретации музыки детям".

На лекциях курса "Детская музыкальная литература и исполнение" студенты получают специальные знания о художественно -стилевых особенностях произведений изучаемого репертуара, необходимые для формирования выделенных умений. На практических занятиях этого курса выделенные умения формируются в условиях совместного анализа исполнения изучаемых произведений детского репертуара, сравнения различных вариантов трактовки при исполнении одного и того же произведения различными студентами. Коллективная форма выбора адекватных словесных характеристик при этом взаимообогащает словарь образных выражений, применяемых студентами.

В задачи спецсеминара входит теоретическое изучение проблемы взаимосвязи исполнительской и словесной интерпретации музыки детям, формирование выделенных умений при опоре на специальные знания и в непосредственном применении к будущей профессиональной деятельности студентов, изучение студентами разработанной нами методики занятий в детском саду, построенной на взаимосвязи исполнительской и словесной интерпретации музыки с применением метода подбора репертуара по принципу сужения контраста. Форма спецсеминара способствует большей самостоятельности студентов, развивает у них творческий, исследовательский подход к проблеме.

Таким образом, предметом исследования является анализ педагогического процесса подготовки музыкантов-педагогов дошкольных учреждений высшей квалификации в условиях музыкальной специализации и нахождение путей профессиональной направленности фортепианного обучения студентов.

- ІЗ -

. Цель исследования - проанализировать роль выделенных нами умений в структуре деятельности музыканта-педагога дошкольных учреждений и определить наиболее рациональные пути формирования этих умений.

Гипотеза. Мы предполагаем:

установление взаимосвязи между умением исполнять музыкальные произведения (с учетом художественных и педагогических задач) и умением пояснять эмоционально-образное содержание музыки (согласно возрастным возможностям развития мышления и речи детей) является одним из ведущих путей профессиональной подготовки будущих музыкантов-педагогов дошкольных учреждений;

успешность формирования выделенных умений зависит от реализации взаимосвязи различных музыкальных дисциплин, обладающих своими специфическими возможностями в профессионализации формируемых умений.

Задачи исследования:

  1. обосновать необходимость формирования у будущих музыкантов-педагогов дошкольных учреждений умений исполнительской и словесной интерпретаций музыки и определить специфику этих умений, исходя из анализа будущей профессиональной деятельности студентов;

  2. определить пути формирования выделенных умений с учетом их музыкально-педагогической профессионализации и разработать методику обучения студентов;

  3. экспериментально проверить эффективность предлагаемых путей и методики обучения.

В решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  1. изучение и анализ психолого-педагогической и музыковедческой литературы по проблеме исследования;

  1. проведение экспериментальной работы в детском саду с целью определения возможностей детей, которые должны быть учтены при формировании у студентов выделенных умений;

  2. анализ практики работы студентов вечернего отделения до обучения (с фиксацией музыкальных занятий на магнитофонную пленку);

  3. проведение экспериментальной работы в пединституте с целью определения эффективности предлагаемых путей и методики формирования выделенных умений. В экспериментальной работе применялись методы наблюдений (с ведением протоколов занятий); срезовых обследований на различных этапах исследования с применением рейтинга, письменного аннотирования студентами изучаемых произведений, анализа контрольных работ (составление словаря, применимого к характеристике эмоционально-образного содержания музыки);

  4. обработка и обобщение полученных данных;

  5. контрольная проверка результатов исследования (опыт внедрения).

Научная новизна диссертации состоит в том, что впервые предметом исследования явился анализ педагогического процесса подготовки музыкантов-педагогов дошкольных учреждений высшей квалификации в условиях музыкальной специализации; проблема взаимосвязи исполнения и словесной интерпретации музыки детям рассматривается как основной путь реализации профессиональной направленности обучения музыкантов-педагогов дошкольных учреждений; значимость стержневых профессиональных умений доказана,

опираясь на метод профессиографического исследования деятельности педагога;разработана и экспериментально проверена методика их формирования.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что разработанная методика формирования стержневых профессиональных умений может служить основанием для внесения коррективов в содержание и методы подготовки музыкантов-педагогов дошкольных учреждений, найти применение при подготовке этих кадров.

Апробация работы. Материалы исследования прошли проверку и получили одобрение на кафедрах дошкольной педагогики МГПИ им. В.И.Ленина, Шауляйского педагогического института им.К.Прейкша-са, Пермского педагогического института.

Результаты исследования докладывались: на пятом Всероссийском симпозиуме по эстетическому воспитанию в свете решений ХХУ съезда КПСС (Москва,1978 г.), на Всесоюзном совещании-семинаре преподавателей музыкальных дисциплин факультетов дошкольного воспитания пединститутов (Клайпеда, 1981 г.), на У1 научной конференции НИИ художественного воспитания АПН СССР (Москва,1982 г.), на конференциях Общественного института эстетического воспитания при Центральном Совете педобщества (Москва,1981, 1983 гг.).

По итогам диссертации опубликовано восемь научных работ.

Результаты исследования внедрены в Программу пединститутов "Теория и методика музыкального воспитания", раздел фортепиано (в соавторстве с М.И.Ридняк). М., Просвещение, 1984 г.

Материалы, полученные в результате изучения литературы, практического опыта и экспериментального исследования по избранной проблеме изложены в настоящей диссертации, состоящей из введения, двух глав, выводов, библиографии и приложений.

Подобные работы
Какимова Зере Шакеримовна
Вопросы подготовки будущего учителя к эстетическому воспитанию учащихся казахских сельских школ (на материале работы филологических факультетов пединститутов)
Бездухов Артем Владимирович
Педагогические условия формирования гуманистической направленности студентов в процессе обучения в педагогическом университете
Щербакова Наталия Анатольевна
Профессионально-педагогическая направленность подготовки студентов к реализации инновационных технологий обучения в школе
Назарова Валентина Николаевна
Педагогические условия продуктивного обучения студентов языкового факультета академическому письму на английском языке
Карамова Клара Хакимовна
Педагогические условия и барьеры творческой самореализации студентов в обучении на художественно-графических факультетах
Садетдинов Дмитрий Шейисданович
Формирование дидактических умений студентов факультета физической культуры на основе контекстного подхода к обучению (На примере преподавания "легкая атлетика" с методикой преподавания)
Белая Наталья Леонидовна
Формирование творческой активности студентов музыкально-педагогических факультетов педвузов в процессе индивидуального обучения
Ракипова Минзалия Шамсулловна
Проблема оценки результатов учебно-познавательной деятельности студентов в России и США (На примере обучения английскому языку на неязыковых факультетах вузов)
Хамзина Гульнара Разиевна
Музыкально-эстетическое воспитание студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза
Гошева Екатерина Николаевна
Развитие диагностических умений студентов факультета дошкольного воспитания средствами педагогической практики

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net