Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Раджабов Октай Мамед Ага оглы. Детские песни азербайджанских композиторов в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников : ил РГБ ОД 61:85-13/978

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ - I

ГЛАВА I. Общие проблемы музыкально-эстетического воспитания

в азербайджанской общеобразовательной школе. I. Из истории становления и развития детской музыки - 10

азербайджанских композиторов* 2. Основные задачи музыкально-эстетического - 22.

воспитания младших школьников на современном

этапе. 3. Анализ содержания программ музыкального - 35

воспитания, учебно-методических пособий и их

использования в практике советской

г!

азербайджанской школы^' ГЛАВА П. Возможности использования детских песен

азербайджанских композиторов в музыкально-
эстетическом воспитании младших школьников.
I. Особенности музыкального языка детских песен - 57
азербайджанских композиторов и их использова
ние в формировании музыкальных знаний»
умений и навыков учащихся 1-і классов.
2. Воспитательные возможности детских песен - 107
азербайджанских композиторов.
ВЫВОДЫ - 138

БИБЛИОГРАФИЯ - 142

Введение к работе:

Актуальность исследования.

В постановлении ЦК КПСС "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы, принятом на апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС, взят курс на коренное улучшение дела художественного и эстетического воспитания подрастающего поколения» Выступая на Пленуме, Генеральный секретарь ЦК КПСС К.У.Черненко подчеркнул, что для того, "чтобы советсткое общество уверенно двигалось вперед, каждое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень общей культуры, профессиональной квалификации и гражданской активности"1.

Творчески разрабатывая марксистско-ленинское учение в условиях развитого социализма, коммунистическая партия и Советское правительство видят основную цель общеобразовательной школы в том, чтобы человек воспитывался у кас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего - как гражданин социалистического общества, активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения2.

Нынешний процесс совершенствования содержания народного образования в общеобразовательной школе включает в себя и уроки художественного цикла, в том числе и музыки. 6 связи с этим в каждой республике, исходя из специфики условий, в

  1. Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Постановление Пленума ЦК КПСС от 10 апреля 1984 г.

  2. Материалы Пленума ЦК КПСС* М.: Политиздат, 1964, с.25-31.

- г -

настоящее время ведутся поиски эффективных путей приобщения школьников к музыкальному искусству, являющемуся носителем важнейших эстетических и нравственных ценностей социалистического общества. Совершенствование методов музыкально-эстетического воспитания азербайджанских школьников отвечает требованиям, поставленным перед советской школой партией и правительством в деле формирования всесторонне развитой личности*

Уже в первые годы Советской власти выдающиеся деятели партии и советской педагогики - Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, В.Н.Шацкая, Н.Я.Брюсова, а в Азербайджане крупнейшие музыканты-просветители У.Гаджибеков и М.Магомаев указывали на то большое значение, которое имеет музыка в общественной жизни и в правильном развитии личности школьника. Так, Н.К.Крупская указывала, что базой для понимания переживаний других людей должны быть сильные коллективные переживания - совместные пения близкой, понятной песни, совместные коллективные движения (игра), коллективная декламация и пр.

В последующих работах советских музыкантов-педагогов (Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер) эта точка зрения нашла свое конкретное воплощение в разработке теории и практики музыкального воспитания в общеобразовательной школе. Большой вклад в разработку этой проблемы внесли сотрудники лаборатории преподавания музыки и танца НИИ художественного воспитания Ю.Б.Алиев, В.К.Белобородова, Г.С.Ригина, Т.Н.Овчинникова, а также представители других организаций Д.Б.Кабалевский (ССК), Н.А.Ветлугина (НИИ дошкольного воспитания), О.А.Апраксина (МИМ им. В.И.Ленина).

I. Крупская Н.К. О задачах художественного воспитания. Пед. соч. в 10 т., т.З, с.317.

Непосредственно в Азербайджанской ССР проблемы музыкально-эстетического воспитания школьников кашли свое отражение в диссертационных исследованиях С.Д.Кулиева, Н.Д.Меликмамедова, В.Д.Халилова. Обобщая богатую практику музыкального воспитания школьников средствами народной музыки, эти исследователи нашли ряд важных закономерностей в развитии их музыкальной культуры. Однако вне поля зрения этих исследователей оказалось - такое важное средство музыкального воспитания нынешних школьников, как детская песня азербайджанских композиторов. Богатее эстетическое и нравственное содержание этих песен дает все основания для того, чтобы использовать их в учебно-воспитательном процессе, однако для этого детские песни азербайджанских композиторов должны быть проанализированы с точки зрения их дидактических и воспитательных возможностей, а также пройти соответствующую опытно-экспериментальную проверку перед включением их в репертуар для слушания, разучивания и исполнения детьми.

Для проведения данного исследования был выбран младший школьный возраст, так как именно в этом периоде начинается интенсивное развитие музыкальных способностей ребенка и формирование его как личности под воздействием общения с музыкой. В советской педагогике этот возраст характеризуется как наиболее восприимчивый к воздействиям эмоционального плана и именно этими воздействиями особенно богата сфера музыкального воспитания.

Исходя из сказанного, цель данного исследования заключалась в выяснении возможностей детских песен азербайджанских профессиональных композиторов в музыкально-эстетическом воспитании

младших школьников.

Под музыкально-эстетическим воспитанием понимается оснащение учащихся необходимыми музыкальными умениями, знаниями, навыками и на их основе развитие у них эмоционального отклика на музыку, умения глубоко чувствовать и понимать идейно-нравственное содержание музыкальных произведений» красоту окружающей действительности.

Предметом данного исследования явилось:

а) изучение теоретических предпосылок формирования у
младших школьников музыкальных умений, знаний и навыков в
процессе воспитания, разучивания и исполнения детских песен
азербайджанских композиторов;

б) изучение возможностей детских песен азербайджанских
композиторов в идейно-политическом и нравственном воспитании
младших школьников.

Объект исследования - младшие школьники на уроках музыки в общеобразовательных школах Азербайджанской ССР.

Гипотеза исследования» Отбор детских песен азербайджанских композиторов на основе предварительного теоретического анализа, их эстетической и нравственной ценности, а также на основании экспериментальной проверки песен в школе значительно повысит эффективность воспитательной работы учителя музыки. Развитие музыкальных способностей младших школьников протекает более эффективно, если применяемые для этого методы будут учитывать традиции азербайджанской национальной поэзии и народной музыки, ее ритмические и ладовые особенности.

Методологической основой исследования явились труды классиков марксизма-ленинизма о сущности коммунистического воспи-

- о -

тания; о необходимости проведения культурной образовательно-воспитательной политики с учетом местных национальных условий и культуры; положения классиков марксизма-ленинизма о роли искусства в общественной жизни и воспитании подрастающего поколения; программные документы и материалы съездов КПСС, Пленумов ЦК КПСС* постановлений партии и правительства по вопросам народного образования» коммунистического воспитания, развития литературы и искусства.

Исследование основывается также на опорных положениях советской музыкальной педагогики, накопившей к настоящему времени большой опыт в деле музыкального воспитания подрастающего поколения» на опыте истории развития азербайджанской национальной музыкальной культуры в советский период.

Для проверки гипотезы и достижения цели исследования в нем предстояло решить следующие задачи:

проследить историю развития и становления детских песен азербайджанских композиторов;

проанализировать детские песни азербайджанских композиторов, вошедшие в программы музыкального воспитания, учебно-методические пособия и репертуарные сборники по музыке для общеобразовательной школы в целях использования их для музыкально-эстетического воспитания младших школьников;

- экспериментальная проверка отобранных песен.
Методы, использованные в данном исследовании, включали

в себя:

- изучение и теоретический анализ в рамках исследуемой
проблемы литературы по педагогике, эстетике, музыкознанию и
музыкальной педагогике;

анализ произведений детской музыки азербайджанских профессиональных композиторов в учебных и внеклассных программах по музыке, репертуарных сборников для общеобразовательных школ;

изучение и обобщение массового и передового опыта работы по музыкально-эстетическому воспитанию школьников в республике с точки зрения использования в нем детских песен азербайджанских композиторов;

собственная опытно-экспериментальная работа автора в общеобразовательной школе (школа * 12 г.Баку) с 1978 по 1983 гг.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

  1. Впервые обосновывается педагогическая целесообразность широкого включения в практику музыкального и эстетического . воспитания младших школьников произведений детской музыки азербайджанских композиторов.

  2. Впервые эти произведения подвергнуты специальному анализу с точки зрения их дидактических возможностей, направленных на развитие у учащихся необходимых умений, знаний и навыков, и воспитательных, направленных на формирование у учащихся І-Ш классов ценных в социальном плане качеств личности, (таких как преданное отношение к Родине, к Коммунистической партии, к труду на общее благо и др.).

  3. Возможность использования народных ладов в детских песнях и роль связи между национально-поэтической ритмикой и текстами песни для детей.

  4. В исследовании освещены критерии отбора детских

песен для школьников» ведущими из которых являются доступность детскому возрасту, наличие связи с родной музыкальной культурой, художественная значимость в единстве с педагогической ценностью при решении учебно-воспитательных задач.

Практическая значимость исследования заключается в разработке на его основе программы по музыкальному воспитанию для начальных классов азербайджанской школы, составленной при личном участии и под непосредственным руководством автора. Исследование позволило уточнить содержание хорового репертуара, в котором детские песни азербайджанских композиторов играют важную роль в музыкально-эстетическом воспитании школьников, в развитии их как специальных способностей, так и общих нравственных качеств личности. На основе тщательного анализа автор отобрал песни для школьного репертуара и сам сочинил некоторые недостающие песни. Названная программа утверждена в качестве обязательной для школ Азербайджана решением коллегии Министерства просвещения республики от 16 мая 1982 г.

Апробация и внедрение в практику основных результатов исследования были осуществлены в процессе:

создания и внедрения программы по музыкальному воспитанию для учащихся начальной школы;

выступлений на Всесоюзных совещаниях специалистов по музыкальному воспитанию в Баку - в 1976 и 1982 гг., в г.Сумы - ( 1980 г. ), в Ташкенте - (1982 г. );

демонстрация результатов опытно-экспериментальной работы по республиканскому телевидению в учебно-воспита-

тельных передачах "Музыкальный клуб школьников";

- обсуждение материалов диссертации в НИИ педагогики Азербайджанской ССР, на кафедре теории и методики музыки Азербайджанского пединститута им. В.И.Ленина.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Детские песни азербайджанских композиторов могут явиться эффективным средством музыкально-эстетического воспитания учащихся младших классов при условии соблюдения в этих произведениях единства обучающей и воспитательной функции, доступности их детям, наличия связи с национальной музыкальной культурой.

  2. О необходимости учета традиций азербайджанской поэзии и музыки, их ритмических и ладовых особенностей при использовании общепринятых методов музыкального воспитания для развития музыкальных способностей учащихся азербайджанских школ.

  3. О необходимости оснащения учащихся специальными музыкальными знаниями, касающимися закономерностей применения средств музыкальной выразительности как в музыке своего народа, так и народов других стран. Наряду с оснащением учащихся умениями, знаниями и кавыками для их эстетического развития необходимо, чтобы они глубоко чувствовали идейно-нравственное содержание детских песен азербайджанских композиторов, чтобы при помощи этих песен у них форсировались правильное с точки зрения коммунистической морали отношения

к своей Родине, к труду, к своим близким людям - учителям» родителям и друзьям.

Подобные работы
Пархоменко Наталья Александровна
Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры
Рахимов Абдулфаттох Ибрагимович
Подготовка будущих учителей к организации экологического воспитания школьников
Хайрутдинов Марат Усманович
Мониторинг преемственности нравственного воспитания школьников в системе управленческой деятельности
Шафикова Адиля Валеровна
Мультикультурный подход к обучению и воспитанию школьников
Теплов Дмитрий Львович
Экологическое воспитание школьников в процессе дополнительного образования
Лисовенко Галина Васильевна
Национальные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников в условиях полиэтнического региона
Руссков Станислав Пименович
Подготовка учителей начальных классов к профессионально-творческой деятельности в трудовом воспитании школьников
Мартынова Марианна Степановна
Профессиональная направленность физического воспитания школьников на основе эвенкийских народных традиций
Харитонов Сергей Викторович
Эстетическое воспитание школьников на уроках труда и внеурочной деятельности средствами дизайна (На материале работы кружков технической эстетики)
Столярчук Людмила Ивановна
Теория и практика воспитания школьников в процессе полоролевой социализации

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net