Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Брит Надежда Михайловна. Взаимодействие школы, семьи и общественности в научно-атеистическом воспитании подростков : ил РГБ ОД 61:85-13/526

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Стр.

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ЧАСТЬ ОБЩЕГО

ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА 15

I. Социально-педагогические основы формирования у

подростков атеистической убежденности 15

2. Анализ предпосылок и состояния взаимодействия
школы, семьи и общественности в атеистическом
воспитании подростков. 33

ГЛАВА П. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ

В НАУЧНО-АТЕИСТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ 59

I. Повышение педагогического мастерства учителей
в вопросах научно-атеистического воспитания
учащихся 59

2. Установление воспитательных контактов с семьей

и организация в ней общения подростков 78

3. Координирование работы школы, семьи и обществен
ности в атеистическом воспитании подростков 99

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11 ?

СПИСОК ОСНОВНОЙ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 130

Введение к работе:

Строительство коммунизма в нашей стране предполагает формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Партия усматривает в этом не только важнейшую цель, но и непременное условие успехов в коммунистическом строительстве.

В осуществлении этой программной цели КПСС важное место занимает формирование научно-материалистического мировоззрения. Эта проблема приобретает особое значение в связи с задачами, поставленными -Ш и 1111 съездами КПСС, последующими Пленумами ЦК партии.

Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ К.У.Черненко в речи на Пленуме ЦК КПСС 10 апреля 1984 года отметил: "Сегодня весь учебный процесс должен в гораздо большей мере стать носителем мировоззренческого содержания... Призвание школы - формировать у учащихся марксистско-ленинскую убежденность, способность к самостоятельному, творческому мышлению... И, конечно, прививать стойкий иммунитет к чуждым нам взглядам и нравам" /38, с.18/.

Формирование научно-материалистического мировоззрения органически включает в себя воспитание атеистической убежденности. В "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" подчеркивается: "Важно, чтобы преподавание и обществоведческих, и естественно-научных дисциплин вырабатывало у учащихся стойкие материалистические представления, атеистические взгляды, умение правильно объяснять явления природы и общества, действовать в соответствии с нашими мировоззренческими принципами» /52, с.46-47/.

В партийных документах ставится задача усилить работу с людьми, попавшими под религиозное влияние. На июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС товарищ К.У.Черненко акцентировал внимание на том, что: "Нельзя ослаблять работу и с такой специфической группой на-

селения, как верующие" /37, с".60/. Центральный комитет нашей партии ориентирует на дифференцированный подход к осуществлению атеистического воспитания. В Постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении партийного руководства комсомолом и повышении его роли в коммунистическом воспитании молодежи" указывается, что усиление атеистического воспитания юношества является одной из актуальных задач /49, с.1/.

Общество развитого социализма создает реальные предпосылки для полного преодоления религиозности в нашей стране. В настоящее время неверующие среди молодежи в возрасте от 21 до 30 лет, по данным конкретно-социологических исследований, проведенных в стране, составляют 92-94/й, в возрасте до 20 лет - 97-98% /102, с.75/. Вместе с тем, некоторая часть населения находится под влиянием религии, в том числе и молодежь. Например, среди учащихся школьного возраста, по данным социологических исследований, под влиянием религии находится около 1% учащихся, а около 2% признают существование сверхъестественных сил /78, с.97-98/. Однако, и отсутствие религиозных представлений не всегда свидетельствует о сформирован-ности атеистического сознания. Некоторая часть учащихся не овладела предусмотренными содержанием школьного образования знаниями основ наук о природе и обществе, необходимыми для формирования их атеистических убеждений. Многие подростки не понимают антинаучного существа религии и не могут четко определить свое отношение к ней, часть из них относится к религии индифферентно.

Поскольку в стране имеются верующие семьи, религиозные организации пытаются сделать их главным источником воспроизводства религии. При этом используются самые различные способы привлечения детей к вере.

На июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС отмечалось: "Многочисленные идеологические центры империализма стремятся не только под-

держивать, но и насаждать религиозность, придать ей антисоветскую, националистическую направленность. Особая ставка делается на религиозных экстремистов" /37, с.60/. Большое внимание империалистические идеологические центры уделяют вопросам привлечения к религии детей. Ими организуются специальные радиопередачи религиозного содержания, направленные на возбуждение интереса детей к религии, издается методическая литература по привлечению несовершеннолетних к культовой деятельности, создаются специальные учебники для религиозного обучения молодежи школьного возраста и др. Эти и другие факты свидетельствуют,-что религиозное влияние на детей, особенно на подростков, имеет место и не всегда безрезультатно.

Подростковый возраст - период становления взглядов и убеждений личности. Исключить религиозное влияние именно в этот период ее развития - одна из важнейших задач воспитания. Усиление внимания к атеистическому воспитанию учащихся среднего школьного возраста тем более необходимо, что в современных условиях задачи атеистического воспитания значительно расширились. Они предусматрива-

ют не просто преодоление существующей религиозности и безрелигиозное воспитание, а целенаправленное формирование научно-материалистического мировоззрения у всех без исключения школьников, их активной атеистической позиции, усиление контрпропагандистского аспекта атеистической работы с целью разоблачения идеологических диверсий Запада, что создает необходимые предпосылки для обеспечения неприятия этих влияний.

Ведущая роль в системе атеистического воспитания подрастающего поколения принадлежит школе. Она призвана заложить основы коммунистического мировоззрения в сознании каждого из своих питомцев.

В.И.Ленин подчеркивал, что "...наша школа должна давать молодежи основы знания, уменье вырабатывать самим коммунистические

взгляды, должна делать из них образованных людей" /18, с.313/. Но воспитывает не только школа. Сознание ребенка формируется во всех сферах его жизнедеятельности. И "...мы не верили бы учению, воспитанию и образованию, если бы оно было загнано только в школу и оторвано от бурной жизни" /18, с.313/, - продолжал свою мысль В.И.Ленин. Организация атеистического воспитания, борьба с религией должны быть делом всего общества, считал Владимир Ильич: "...наш безусловный долг привлекать к совместной работе всех сторонников последовательного и воинствующего материализма в борьбе с философской реакцией и с философскими предрассудками так называемого "образованного общества"" /23, с.24/»

Закономерности развития нашего общества обусловливают расширение целенаправленного воздействия всех воспитательных влияний на формирование личности школьника. Особо важное значение приобретает в этой связи организация тесного взаимодействия школы, семьи и общественности, координация их работы по решению всех задач воспитания школьников, в том числе атеистического. Постановление июньского /1983 г./ Пленума ЦК КПСС "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии" обязывает "настойчиво добиваться единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, улучшения координации средств идеологических воздействий, усилий общественных организаций, трудовых коллективов, семьи, школы, охватывать идейным влиянием все социальные группы" /37, с.77/. В "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" указывается: "Повышение эффективности воспитания в большой степени зависит от согласованности усилий и единства требований к учащимся семьи, школы, общественности и трудовых коллективов" /52, с.56/.

В свете задач, поставленных Партией и правительством в области научно-атеистического воспитания подрастающего.поколения,

научная разработка данной проблемы приобретает особую актуальность.

Методологические основы атеистического воспитания подрастающего поколения разработаны в трудах основоположников марксизма-ленинизма. Идеологические и общепедагогические аспекты этой проблемы нашли отражение в работах выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, известных советских педагогов Н.К.Крупской, М.И.Калинина, А.В.Луначарского, Е.Ярославского.

Различные аспекты атеистического воспитания учащихся отражены в исследованиях А.Н.Алексеева, Г.Г.Быковой, И.А.Галицкой, А.И.Иванченко, М.Ф.Калашникова, Г.С.Лялиной, А.СОнищенко, Г.И.Под-луцкого, Р.М.Роговой, В.Л.Сенчило, М.М.Усеновой, С.В.Черненко, В.А.Якубовского.

Разработке содержания, форм и методов атеистического воспитания родителей силами общественности посвящена кандидатская диссертация В.П.Цицулиной; предметом исследования В.Г.Дегтяренко стала система работы школы с учащимися из семей верующих. Ф.А.Пинхасова определила педагогические условия повышения результативности атеистического воспитания подростков в деятельности внешкольных учреждений.

Несмотря на значительный вклад вышеназванных авторов в решение проблемы взаимодействия школы, семьи и общественности в научно-атеистическом воспитании подростков, многие ее аспекты остаются недостаточно раскрытыми. Требуют уточнения содержание, формы и механизм взаимодействия воспитательных институтов, координация их атеистического воздействия на подростков.

Необходима дальнейшая разработка проблемы воспитания неверующей части школьников и родителей, что обусловливается расширением фронта атеистического воспитания на современном этапе развития нашего общества. В уточнении и значительном углублении нуждаются на-

учно обоснованные методические рекомендации для учителей, родителей и других работников, имеющих отношение к атеистическому воспитанию школьников.

Потребности практики вызывают необходимость усиления внимания и новых подходов к проблеме взаимодействия школы, семьи и общественности в научно-атеистическом воспитании подростков, обобщения и анализа передового опыта в этой области воспитания, определения и научного обоснования педагогических условий совершенствования совместной работы институтов воспитания.

Недостаточная разработанность проблемы является одной из существенных причин, снижающих эффективность атеистической работы с подростками.

Учитывая все сказанное, мы избрали темой диссертационного исследования "Взаимодействие школы, семьи и общественности в научно-атеистическом воспитании подростков".

Объектом исследования является процесс атеистического воспитания подростков.

Предмет исследования составляет формирование у подростков научно-атеистических убеждений в результате совместного и согласованного воздействия на них школы, семьи и общественности.

Цель исследования состоит в разработке и научном обосновании педагогических условий, обеспечивающих повышение эффективности атеистической работы с подростками при взаимодействии школы, семьи и общественности.

В соответствии с целью исследования была сформулирована следующая гипотеза:, научно-атеистическая убежденность подростков формируется более успешно, если:

- взаимодействие школы, семьи и общественности осуществляется не эпизодически, а непрерывно и в его основе лежит глубокое знание отношения членов семьи к религии и атеизму;

школа и общественные организации осуществляют выбор методов атеистического воздействия на подростков с учетом результатов постоянного изучения причин религиозности, корректируют и изменяют эти методы по мере достижения конкретных результатов воспитания ;

педагогические коллективы и общественность осуществляют постоянное и целенаправленное руководство атеистическим воспитанием в семье путем повсеместного обучения родителей основам атеистического воспитания подростков;

осуществляется целенаправленная координация воспитательных влияний школы, семьи и общественности.

Цель и гипотеза исследования потребовали решения следующих задач:

проанализировать состояние исследования проблемы взаимодействия школы, семьи и общественности в научно-атеистическом воспитании подростков в педагогической литературе и обобщить опыт этого взаимодействия;

выявить причины проявления религиозности среди некоторой части подростков;

определить наиболее важные педагогические условия эффективного взаимодействия школы, семьи и общественности в научно-атеистическом воспитании подростков;

разработать и экспериментально проверить научно обоснованные методические рекомендации по организации взаимодействия школы, семьи и общественности в атеистической работе с подростками.

Методологическую основу исследования составляет марксистско-ленинское учение о социальной природе религии, сущности коммунистического воспитания, формировании коммунис-тического мировоззрения, воспитании всесторонне развитой личности. Основополагающее значение для проведения исследования имела, в

частности, концепция о социальной обусловленности личности окру-жающей средой, о человеке как субьекте тех или иных форы общественной жизни. При проведении исследования мы руководствовались указаниями и ХХУЇ съездов КПСС о комплексном подходе к коммунистическому воспитанию, о необходимости повышения качества обучения и укрепления связи школы с жизнью в условиях общества развитого социализма, Конституцией СССР, решениями Пленумов ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам народного образования, "Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы".

Для решения поставленных задач была разработана программа исследования, которая предусматривала использование комплекса методов: теоретический анализ, педагогический эксперимент, систематическое и целенаправленное наблюдение, беседы, анкетирование, интервьюирование, создание специальных ситуаций, социометрия, изучение психолого-педагогических характеристик учащихся, монографическое изучение семей, изучение и обобщение передового опыта и др. Ведущее место в исследовании занимал педагогический эксперимент.

Для определения результатов сформированности атеистической убежденности подростков, как главного качественного показателя эффективности атеистической работы в условиях взаимодействия школы, семьи и общественности, были определены следующие критерии:

отношение к овладению атеистическими знаниями, их глубина и осознанность, готовность руководствоваться ими в повседневной жизни;

характер отношения к религии и верующим людям;

отношение к деятельности атеистического содержания, мотивы участия в ней и степень проявления активности в ее осуществлении. При этом одним из ведущих показателей сформированное ти атеистической убежденности подростка определен уровень готовности подрост-

ка опираться на научные знания в оценке явлений окружающей действительности.

Экспериментальная работа, которая включала констатацию состояния и создание условий для повышения эффективности взаимодействия школы, семьи и общественности по атеистическому воспитанию подростков, велась с 1976 по 1984 год на базе средних общеобразовательных школ г.Киева 215, 143, 121/, г.Запорожья 81,83/ Киевской области /Броварская средняя школа № 1/, Черкасской области /Уманские средние школы Ш II, 7, 4; Летичевская 8-летняя школа/, Винницкой области /Оратовская и Якимовская средние школы/.

На первом этапе /1976-1979 гг./ изучались труды классиков марксизма-ленинизма, историко-педагогическая, философская, специальная психологическая и педагогическая литература, осуществлялась подготовка к эксперименту: определение обьекта, предмета, цели, гипотезы, задач и методики исследования.

На втором этапе /1979-1982 гг./ проводились констатирующий и формирующий эксперименты: выявлялись педагогические условия, способствующие формированию атеистической убежденности подростков в условиях взаимодействия школы, семьи и общественности; организовывался опыт более эффективного взаимодействия школы, семьи и общественности по предупреждению проникновения религиозности в среду подростков и преодолению проявлений существующей религиозности среди школьников; обобщались и сопоставлялись с выводами теоретического анализа результаты исследования.

На третьем этапе /I982-1984 гг./ осуществлялась апробация выявленных педагогических условий повышения эффективности атеистической работы в условиях взаимодействия школы, семьи и общественности, уточнялись полученные данные, оформлялись результаты исследования.

Научная новизна исследования заключается в том,

что:

в качестве основных педагогических условий эффективности взаимодействия"школы, семьи и общественности в научно-атеистическом воспитании подростков определены деятельность школы по организации общения старших членов семьи с подростками по вопросам отношения к религии и атеизму и установление непрерывных воспитательных контактов школы и общественности с семьями верующих с целью преодоления и предупреждения религиозного влияния на детей;

при разработке уровней сформированное ти научно-атеистической убежденности подростков среди ведущих показателей вычленен эмоциональный фактор;

в плане повышения атеистического потенциала семьи четко дифференцированы задачи педагогического влияния на семью: преодоление религиозного влияния на детей в верующих семьях и предупреждение возможности религиозного- влияния на детей из неверующих семей;

вскрыты педагогико-психологические аспекты механизма координации взаимодействия школы, семьи и общественности и разработаны методические рекомендации совершенствования механизма этой координации .

Обоснованность и досто в е р н о с т ь результатов исследования определяются методологическим подходом к процессу атеистического воспитания подростков, основанном на марксистско-ленинском учении о всестороннем развитии личности; обеспечены использованием адекватных методов исследования, а также подтверждены данными, полученными в ходе исследования.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендации по организации взаимодействия школы, семьи и общественности в атеистическом воспитании подростков успешно апробированы в прак-

- ІЗ -

тике атеистической работы экспериментальных школ и нашли широкое применение в практической деятельности школ г.Киева и Киевской области. Полученные в процессе внедрения результаты дают основание предполагать, что они могут также быть использованы в деятельности педагогических коллективов школ, органов народного образования, партийных, профсоюзных и общественных организаций, трудовых коллективов, а также при составлении и разработке программ народных университетов и школьных программ по совершенствованию содержания, форм и методов организации атеистического воспитания школьников во внеурочное время.

На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Реализация идеи комплексного подхода к атеистическому воспитанию подростков предполагает систематическое, плановое, научно-организованное и всестороннее взаимодействие школы, семьи и общественности.

  2. Постоянное выявление причин религиозности подростков способствует более полной и эффективной реализации индивидуального подхода к осуществлению научно-атеистической работы с детьми, находящимися под религиозным воздействием, а также конкретизации и углублению атеистического воспитания с неверующими.

  3. Методика установления воспитательных контактов школы и общественности с семьей верующих способствует повышению эффективности атеистического воспитания подростков, находящихся под религиозным влиянием, поскольку школьный учебно-воспитательный процесс направлен, в основном, на атеистическое воспитание учащихся из неверующих семей.

  4. Педагогически целесообразная организация общения родителей и других старших членов семьи с подростками по вопросам отношения к. религии и атеизму в семьях неверующих позволяет повысить эффек-

живность работы по формированию атеистической убежденности подростков.

5. Изучение психолого-педагогических особенностей функционирования механизма координации воспитательных влияний школы, семьи и общественности способствует совершенствованию атеистической работы с подростками.

Апробация и внедрение. Основные положения настоящего исследования докладывались автором на республиканской научно-методической конференции в г.Луцке /1982 г./, на областном научно-практическом семинаре в Павлышской средней школе им. В.А.Су-хомлинского Кировоградской области /1983 г./, на научных конференциях Уманского педагогического института и НИИ педагогики Украины /1980-1984 гг./, докладах для слушателей курсов повышения квалификации учителей и руководителей школ при Киевских областном и городском МУУ, на педагогических советах перед учителями школ, на родительских конференциях в школах республики.

Основное содержание диссертации раскрывается в 5-ти печатных работах.

Подобные работы
Золотухин Дмитрий Савельевич
Воспитание трудовой активности у сельских подростков в процессе взаимодействия школы, семьи и общественности
Махаева Гюльнара Магомедтагировна
Взаимодействие семьи и школы в воспитании у подростков качеств современного лидера
Чередова Елена Александровна
Проектирование технологии эффективного взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания подростка
Юсупова Роза Ярагиевна
Духовно-нравственное воспитание младших подростков во взаимодействии современной вайнахской семьи и школы
Бойматов Сайфулло Зикруллоевич
Педагогические основы взаимодействия школы и семьи по формированию общественного образа жизни у подростков
Гринюк Лариса Семёновна
Взаимодействие школы, семьи и общественности в физическом воспитании учащихся (историко-педагогический аспект 1966-1981 гг. на материалах Казахстана)
Чернышева Светлана Владимировна
Научно-практические основы полового воспитания девочек-подростков в учебно-воспитательном процессе школы
Байбаков Александр Михайлович
Воспитание толерантности у старшего подростка в условиях взаимодействия малых групп
Душко Валентина Витальевна
Взаимодействие субъектов воспитания как фактор духовно-нравственного развития подростков в условиях клубной деятельности
Осипов Иван Иванович
Организационно-педагогические условия взаимодействия школы, семьи и социальных центров по профилактике правонарушений школьников

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net