Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Багреева Елена Геннадиевна. Нравственное воспитание педагогически запущенных подростков в процессе музыкальной деятельности (на материале школ с особым режимом) : ил РГБ ОД 61:85-13/1049

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3

Глава I;1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯМ'

§ I,' Система перевоспитания правонарушителей и место музыки в их нравственном развитии. 16

§2. Особенности педагогически запущенных подростков. 33

§ Зі Теоретические-предпосылки использования "Комплекса музыкальных программ" в процессе перевоспитания правонарушителей'^ 48

Глава 2; ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ІОДАГОГШЕС-КИХ УСЛОШЙ ВОЗДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ НА ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ.

§ I. Организация и ход экспериментальной работы. 68

§ 2; Изучение состояния музыкального воспи тания учащихся в исправительных учреждениях; 72

§ 3. Изучение личностных качеств воспитанни ков экспериментальных спецшкол (конста тирующий эксперимент). 86

§ 4. экспериментальная проверка педагогических условий воздействия "Комплекса музыкальных программ" в условиях спецшколы. 118

Заключение 144

Библиография 149

Приложение 162 

Введение к работе:

Построение коммунистического общества невозможно без всестороннего развития самого человека, без высокого уровня культуры, внутренней зрелости людей.

Воспитанию подрастающего поколения партия и советское правительство придают первостепенное значение. Решение сложных задач; стоящих перед нашим обществом, зависит от уровня сознательности людей,человеческого фактора. Именно поэтому совершенствование процесса воспитания всесторонне и гармонически развитых людей так актуально сейчас. Это требует от педагогической науки и школьной практики постоянного поиска новых, наиболее эффективных форм, путей и методов воспитания,

В сложном процессе комплексного подхода к воспитанию, музыкальное искусство призвано также формировать духовный облик личности. Ни с чем не сравнима сила его воздействия на эмоции и сознание человека, а "без человеческих эмоций, - говорил В,И,Ленин, - никогда не бывало, нет и быть не может че « I ловеческого искания истины".

В речи на юбилейном пленуме Союза писателей СССР К.У.Черненко сказал: "...убежден: ничто не может заменить литературу, искусство в воспитании общественных нравов и чувств людей, в их способности воздействовать на ум и на сердце .. Убежден, что сегодня идейно-нравственному развитию подрастающих поколений, воспитанию культуры чувств следует уделять не меньшее внимание, чем обучению основам наук". Искусство музыки специфическими средствами открывает нам мир высоких чувств, разные стороны действительности. Оно делает нас духовно богаче, чище, совершеннее, помогает находить в себе новые, неведомые нам прежде силы, увидеть жизнь в новых тонах и красках. Она может способствовать формированию личности -развитого социалистического общества.

К сожалению, не все члены нашего общества находят свои нравственные идеалы. Бее еще нарушаются нормы социалистического общежития, совершаются проступки и даже правонарушения. "Нам предстоит большая работа по совершенствованию социалистического образа жизни, по искоренению всего, что мешает формированию нового человека".

Б развитом социалистическом обществе нет глубинных социальных корней для совершения правонарушений, преступность органически чужда нашему строю. И все же, на данном уровне развития общества существуют объективные и субъективные предпосылки правонарушений. Это не только пережитки в сознании людей, но и наши недостатки, например, в воспитании: столкновении индивидуалистических и общественных сторон в сознании и поведении человека, деформация системы ценностей, нравственные и правовые изъяны в воспитании. Вот почему способы перевоспитания не могут быть для всех одинаковы. Их спектр может быть чрезвычайно широким и, как сказано в статье "Концерт для "трудного подростка: "...если на кого-то подействует концерт ля-бемоль мажор - надо играть этот концерт".

Решение этой задачи на практике требует в современных условиях теоретической разработки данной проблемы не только в области общей, но и глузыкальной педагогики, а также в психологии, социологии, криминологии, философии.

Анализ литературы показывает, что проблемам преступности, причинам и путям ее ликвидации посвящены исследования З.А.Ас-темирова, Ю.В.Гербеева, В.ЩКудрявцева, А.Б.Сахарова и других.

Изучение характера отклонений у несовершеннолетних правонарушителей, поиск причин такого уродливого развития личности, а также методы психологического воздействия с целью перевоспитания отражены в работах Б.Г.Ананьева, П.П.Еяонского, П.С.Выготского, В.А.Крутецкого, Л.Н.Леонтьева, Б.Н.Мясщева, Т.А.Фортунатова и других психологов.

Различными путями шло "наступление" педагогики на проблему перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей, в основе которого в нашей стране лежат принципы и методы общепедагогического характера. Поэтому теоретические основы нравственного воспитания учащихся общеобразовательных школ, разработанные А.С.Макаренко, С.Т.Шацким, О.С.Богдановой, її.И;Болдыревым, Г.П.Давыдовым, В.М.Коротовым, И.С.Марьенко, В.И.Петровой, Г.Н.Филоновым и др. имеют важное значение в учебно-воспитательном процессе перевоспитания педагогически запущенных подростков.

В коммунистическом воспитании подрастающего поколения важ ное значение имеет эстетическое воспитание;В "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы", в постановлениях июньского (1983г.) и апрельского (1984г.) Пленумов ЦК КПСС большое внимание уделяется дальнейшему совершенствованию эстетического познания учащимися реальной деиствитель-ности,развитшо у них различных форм художественного творчества с целью приобщения к ценностям социалистического общества.

Базой эстетического воспитания педагогически запущенных 7 подростков в условиях специальной школы являются исследования, которые проводились в этой области,но применительно к учащимся массовых школ.

Значение искусства в формировании гармонически развитой личности теоретически обосновано в фундаментальных работах, посвященных эстетическому воспитанию: С.Т.Шацкого, А.И.Бурова, Е.В Квятковского, Б.Т.Лихачева, И.Л.Любинского, В.А.Разумного, В;К.Скатерщикова и других.

Б последние годы все интенсивнее разрабатывается теория музыкального воспитания учащихся массовых школ - как важнейшая составная часть коммунистического воспитания"ІБ основе процесса формирования личности средствами музыки лежат работы, раскрывающие пути закономерного восприятия и воспроизведения музыки, развития музыкальных способностей, освещающие значение этого вида искусства в формировании человека (Б.В.Асафьев, Б.М.Теплов, Б.Л.Яворский и др.).

О важности использования музыкального искусства как средства воспитания подрастающего поколения говорится в трудах видных советских педагогов: Апраксиной О.А., Ветлугиной Н;А., Кабалевского Д.Б., Шацкой В.Н. и других.

Вопросам идейно-нравственного развития школьников при обучении музыке, формирования их музыкальных потребностей, интересов, вкусов, развития музыкального восприятия, певческой культуры, музыкально-творческих способностей, организации и содержания уроков музыки в общеобразовательной школе посвящены исследования: Алиева Ю.Б., Белобородовой В.К., Морозовой З.П., Николаевой Е.В., Овчинниковой Т.Н., Петрушина В.Й., Ригиной Г.С, и других.

Опеределенное место в работах занимает и вопрос о воздействии на трудновоспитуемых подростков средств искусства. Однако применение музыкального искусства в качестве воспитательного средства в условиях исправительных учреждений специально не изучалось. Лишь в небольшом количестве работ нашел освещение некоторый практический опыт. Большую ценность для нашего исследования, в частности, имеет опыт А.С.Макаренко по привлечению воспитанников к деятельности в области искусства. Интересна работа в этой области С.Т.Шацкого и В.Н.Шацкой в колонии "Бодрая жизнь".

Таким образом, ознакомление с литературой позволяет говорить о весьма активной разработке как большого круга проблем музыкального воспитания и обучения школьников, так и общих проблем воспитания педагогически запущенных подростков. Однако, вопрос о воспитательном значении музыки и, в частности, о ее использовании в работе с трудновоспитуемыми детьми не нашел достаточного освещения в работах педагогов с позиций современности. Не раскрыты потенциальные возможности музыки, не найдены методы и пути, которые позволили бы поставить ее на службу исправления и перевоспитания несоврешеннолетних правонарушите лей, не выявлены ведущие принципы системной организации музыкального воспитания в спецшколе.

Б.А.Сухомлинский отмечал, что "отставание культуры чувств от интеллектуального "багажа", которым овладевает человек и в школе, - это одна из конкретных причин того, что отдельные молодые люди, подростки становятся на неправильный путь, нарушают нормы социалистического общежития, законы нашего государства. Воспитание эмоциональной культуры - одна из первоочередных задач нынешней школы".

Актуальность проблемы прежде всего определяется той особой ролью, которую музыкальное воспитание может иметь в процессе развития трудновоспитуемых подростков, их перевоспитания.

Анализ учебно-воспитательного процесса ряда специальных исправительных учреждений показывает отсутствие системы музыкального воздействия. Это в значительной мере обусловлено неразра-ботанностыо проблемы применительно к педагогически запущенным подросткам, что замедляет процесс их исправления.

Как показывает практика, а также личный опыт работы в спецшколах, несовершеннолетние правонарушители чаще всего являются подростками с искаженными и даже извращенными представлениями об окружающей действительности (одни в большей, другие в меньшей степени), о взаимоотношениях людей в обществе. Дискомфорт эмоциональной сферы - подавленность и озлобленность, агрессивность и безразличие нередко приводят подростков к частым нарушениям их связей со здоровым коллективом, отчуждению от него. Для восстановления у них эмоционального комфорта необходимо пе дагогически гибкое воздействие, которое бы активно формировало способность к позитивной самоорганизации, самовоспитании.

Принято считать, что музыка с особой силой воздействует на эмоции, изменяя эмоциональное состояние человека. Реализуя в рамках перевоспитания потенциальные возможности музыки, мы можем способствовать прежде всего эмоциональному "раскрепощению" каждого ребенка, снятию отрицательных эмоций, совершенствованию его общения не только в связи с необходимостью адаптации подростков в коллективе спецшколы, но и реадаптации после вывода в открытую среду, созданию у них эмоционального комфорта.

Комплекс воспитательных мер должен включать целенаправленное музыкальное воздействие на нравственно-волевую сферу педагогически запущенных подростков, на повышение их чувства ответственности, улучшение дисциплинированности, воспитание доброжелательности в общении.

Таким образом, актуальность, значительный воспитательный потенциал и особое эмоциональное воздействие музыки на личность наряду с неразработанностью теории и практики музыкального воспитания в исправительных учреждениях побудили нас избрать тему исследования: "Нравственное воспитание педагогически запущенных подростков в процессе музыкальной деятельности" (на материале школ с особым режимом).

Объект исследования - педагогически запущенные подростки 11-15 лет, совершившие правонарушения и находящиеся в специальных школах с особым режимом воспитания. Предмет исследования - процесс нравственно-эмоционального воспитания подростков, содержащихся в спецшколе при условии целенаправленного музыкального влияния.

Цель исследования - определение возможностей музыкального воздействия для восстановления эмоционального комфорта и совершенствования процесса нравственного развития подростков-правонаруппітелей.

Рабочая гипотеза: отклонения в нравственном развитии педагогически запущенных подростков будут устранены быстрее, если музыкальное воспитание организовать, как комплекс оптимального, педагогически обоснованного музыкального воздействия, учитывающего специфику педагогически запущенных подростков, особенности условий их воспитания в исправительном учреждении, необходимость восстановления эмоционального комфорта, развития интереса к художественной музыке, формирования нравственных качеств учащихся.

Исходя из цели и рабочей гипотезы, были выделены следующие задачи исследования:

I.Изучить состояние музыкального воспитания несовершеннолетних правонарушителей в исправительных учреждениях (системы спецшкол, спецПТУ, воспитательно-трудовых колоний), их музыкальные интересы.

2. Определить принципы отбора музыкального материала, формы музыкального воздействия на личность с целью снятия негативных эмоций, позитивного влияния на нравственную сферу подростков, развития их интереса в высокохудожественной музыке.

3#; Наметить пути совершенствования музыкальной работы в условиях спецшколы, как одного из средств, воздействующих на процесс перевоспитания подростков-правонарушителей.

Методологической основой исследования является марксистско-ленинское учение о всестороннем развитии личности, о воспита тельной функции искусства, о роли эмоций в развитии личности. Эти положения нашли отражение в Программе КПСС, решениях съездов и пленумов Коммунистической партии, постановлениях партии и правительства, в "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы".

В соответствии с характером поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- теоретический анализ директивных и нормативных документов КПСС и Советского правительства о народном образовании, документации ряда исправительных учреждений; анализ литературы по вопросам организации и содержания музыкального воспитания как в общеобразовательной школе, так и в специальных учреждениях, по теории нравственного воспитания, а также по проблемам преступности;

- изучение реально сложившегося опыта музыкального воспитания в специальных учреждениях: воспитательно-трудовых колониях (ВТК), специальных профессионально-технических училищах (СПТУ), спецшколах; выявление резервов воспитания в специфических условиях режимного учреждения;

- педагогические наблюдения;

- опытно-экспериментальная работа в специальной школе -интернате (опросные методы - анкеты, сочинения, беседы, котор-ми были охвачены учащиеся, мастера производственного обучения, учителя, классные руководители, воспитатели, директора школ и их заместители, работники органов МВД);

- обобщение личного опыта работы в спецшколах. Исследование было начато в 1975 году и проходило в несколько этапов.

Первый этап (1975-1979 гг.) носил поисковый характер. Был изучен опыт организации и содержание музыкального воспитания в спецшколах и определены проблемы, требующие дальнейшего изучения.

На ВТОРОМ этапе (1979-1983 гг.) анализировалась научная литература, изучался существующий опыт музыкального воспитания подростков в трех исправительных системах (ВТК, СЕТУ, спецшкол).

На третьем этапе (1983-1985 гг.) был разработан и внедрен в реальную деятельность спецшколы "Комплекс музыкальных программ", анализировались и обобщались результаты исследования.

Научная новизна исследования состоит в дальнейшей оптимизации путей перевоспитания педагогически запущенных подростков посредством включения в комплекс воспитательных средств теоретически обоснованных и практически выверенных форм музыкального воздействия.

Впервые музыкальное искусство исследуется как средство перевоспитания правонарушителей;

- впервые проанализированы музыкальные интересы педагогически запущенных подростков, правонарушителей;

- впервые изучены условия организации музыкальной работы в процессе их исправления и определены некоторые ее формы.

Практическая значимость исследования заключается в разработке "Комплекса музыкальных программ", которые были проверены и внедрены в исправительном учреждении. Такая форма музыкального воздействия может быть организована и в других учреждениях исправительной системы, а также с определенной коррекцией, в общеобразовательных школах, школах-интернатах, пионерских лагерях. Материалы исследования могут быть использованы в спец курсах, спецсеминарах, в вузовских учебных предметах с целью подготовки педагогов-музыкантов для работы с педагогически запущенными подростками как в общеобразовательной, так и в специальной школе, других исправительных учреждениях. "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы" предусматривают расширение подготовки учителей на специальных факультетах высших учебных заведений для обеспечения преподавания предглетов эстетического цикла во всех классах квалифици I рованными специалистами.

Положения, выносимые на защиту Результативность перевоспитания педагогически запущенных подростков, правонарушителей определяется не только нравственно-эстетическим потенциалом и точностью средств педагогического воздействия, но и готовностью воспитанников к оптимальному восприятию этих средств. Анализ особенностей развития педагогически запущенных подростков для организации их перевоспитания имеет существенное значение. Музыка в процессе исправления может -быть эффективно использована в силу ее специфического воздействия на эмоции и сознание человека. При этом создаются лучшие условия для более благоприятного восприятия и других средств педагогического влияния в условиях исправительного учреждения.

Эффективной формой музыкального воздействия является специально созданный "Комплекс музыкальных программ" с целью оптимизации процесса исправления. Транслируемый по школьной радиосети, этот"комплекс" охватывает всех учащихся, являясь музыкальной формой педагогического влияния, неосознаваемого подростками.

Он способствует снижению тревожности, уменьшению напряженности, возникновению доброжелательности, веры в оптимистичные перспективы собственной жизни - в целом, положительном изменениям в их нравственном развитии. Введение "Комплекса музыкальных программ" в режим исправительного учреждения способствует также укреплению сознательной дисциплины.

Использование "Комплекса музыкальных программ" в воспитательном процессе должно соответствовать определенным требованиям: , органично входить в процесс перевоспитания специальной школы; способствовать формированию интересов к художественной музыке; нравственному воспитанию подростков; содержание музыкальных программ отбирается с учетом специфики и уровня нравственного развития педагогически запущенных подростков, динамики их эмоционального состояния в течение дня, недели, особенностей восприятия шли музыки, ее выразительных средств; в программах должны преобладать произведения советских композиторов и народной музыки наряду с доступными произведениями классики.

Исходя из условий режима спецшколы, музыкальные программы условно делятся на четыре блока в течение дня, каждый из которых служит решению определенной психолого-педагогической задачи и выражается в специально подобранном музыкальном материале.

Апробация основных положений и результатов исследования была осуществлена в выступлениях автора на Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы совершенствования правового воспитания молодежи в свете решений ХХУІ съезда ГЛСС, июньского 1983 года Пленума ЦК КПСС" в городе Куйбышеве в ноябре 1983 года, а также в опубликованных статьях в журналах "Воспитание школьников" (Педагогика, 1982 r.,J&5), "Музыка в школе" (Просвещение, 1983г., JS4), "Воспитание и правопорядок" (МВД СССР, 1984 г., №).

Результаты исследования внедрены в Киевской специальной школе и внедряются в практішу в исправительных учреждениях РСФСР и УССР.

Подобные работы
Еганова Земфира Исмаил казы
Взаимосвязь морального просвещения и общественно полезной деятельности старших подростков в процессе нравственного воспитания
Божко Наталья Владимировна
Воспитание гражданственности подростков в процессе социально значимой деятельности общественного экологического объединения
Бутов Владимир Николаевич
Воспитание активной позиции подростков в процессе общественно полезной деятельности в пионерском лагере
Левкина Татьяна Ивановна
Воспитание социальной активности детей и подростков в учреждениях дополнительного образования в процессе художественно-творческой деятельности
Куприянов Николай Иванович
Формирование изобразительной деятельности как сферы передачи социального опыта (На материале образовательного процесса средней школы и педагогического вуза)
Чередова Елена Александровна
Проектирование технологии эффективного взаимодействия школы и семьи в процессе воспитания подростка
Михайлов Андрей Павлович
Гуманизация процесса воспитания подростков с асоциальным поведением (В условиях воспитательной колонии)
Поздникина Наталья Николаевна
Воспитание подростков в процессе внеклассной работы с ориентацией на духовно-нравственные ценности
Рябчикова Светлана Борисовна
Духовно-нравственное воспитание младших подростков в процессе изучения древнерусской культуры
Морева Ольга Леонидовна
Этнопедагогизация процесса полихудожественного воспитания младших подростков

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net