Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Философские науки
История философии

Диссертационная работа:

Шестакова Татьяна Геннадьевна. Концепция исторического развития в конфуцианстве Китая во второй половине XIX - начале XX веков (Цзэн Гофань, Чжан Чжидун) : ил РГБ ОД 61:85-9/537

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

стр.
ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТРЭДИЦИОННАЯ КОНФУЦИАНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 13

I. Философские воззрения Цзоу Яня 18

2. Концепция исторического развития Дун Чжуншу и его вклад в создание новой конфуцианской

доктрины 23

3. Философские воззрения Шао Юна и его концепция

исторического развития 43

ГЛАВА П. КОНЦЕПЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В КОНФУЦИАНСТВЕ КИТАЯ ВО 2-ой ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

(ЦЗЭН ГОФАНЬ, ЧЗШ ЧІИДУН) 56

I. Китайское общество в конце XIX - начале XX веков. 56 2. Философско-исторические воззрения Цзэн Гофаня -идеолога китайского феодального консерватизма

второй половины XIX века 73

3. Философско-исторические воззрения Чжан Чжидуна... 91

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116

ЛИТЕРАТУРА 122

Введение к работе:

В речи на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС товарищ К.У.Черненко, говоря о задачах дальнейшего развития идеологической работы, отметил: "Научным работникам надо действовать с большей ориентацией на будущее, своевременно "улавливать" назревающие тенденции. Я имею в виду научное прогнозирование, которое позволило бы лучше видеть завтрашний день, принимать обоснованные решения".1

Проблемы, поднятые на июньском Пленуме, имеют прямое отношение и к деятельности специалистов, занимающихся проблемами Китая. Одним из путей решения поставленной задачи является анализ концепций исторического развития в конфуцианском направлении философской и общественно-политической мысли Китая на рубеже 2-ой половины XIX и начала XX веков, когда "мирный"период (1872-1904) общественного развития, по выражению В.И.Ленина, "отошел бесповорот-но в вечность". Вопросы взаимоотношения между государственной властью в централизованном китайском обществе и частнособственническими интересами далеко не исчерпаны. Поэтому возникает необходимость проанализировать идейно-теоретические истоки концепций исторического развития, традиционные для китайской общественно-политической мысли, сконцентрировать внимание на огромной роли конфуцианской традиции, в течение многих веков доминировавшей при определении путей и конкретных форм общественного развития.

Актуальность взятой диссертантом для исследования проблемы

Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической,массово-политической работы партии.- Партийная жизнь, 1983, № 13, с.18. р

Ленин В.И. Исторические судьбы учения Карла Маркса.- Поли.собр.

соч., т.23, сЛ.

обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, опыт исторического развития Китая свидетельствует о тесной взаимосвязи между отвлеченными философскими воззрениями теоретиков конфуцианского толка и практикой государственных деятелей того времени. Во-вторых, не всегда удается установить и научно определить действительные теоретические посылки реальных политических программ. Поэтому обращение к этой малоразработанной теме представляется в какой-то мере ответом на комплекс вопросов, возникающих при соотнесении истории общественной мысли с реальной практикой государственного строительства в Китае не только того времени, но и в позднейшие периоды.

Реальная практика свидетельствует о том, что в настоящее время пекинское руководство проводит политику "открытых дверей" в отношении капиталистического Запада. Этот курс нынешнего руководства Китая вырос отнюдь не на пустом месте. Он имеет прецедент (с учетом, разумеется, особенностей исторических эпох) в китайской истории 2-ой половины XIX в. Этим прецедентом является политика "самоусиления" ("цзыцян"). Поборниками проведения политики "самоусиления" путем технической модернизации Китая, опираясь на техническую мощь капиталистического Запада, были наиболее дальновидные представители китайской феодальной элиты (Цзэн Гофань, Цзо Цзунтан, Ли Хунчжан, Чжан Чжидун), стремившиеся восстановить пошатнувшуюся под ударами капиталистических держав Запада былую мощь Китая и сохранить, а по возможности даже усилить его влияние по крайней мере на страны дальневосточного региона.

Цзэн Гофань и Чжан Чжидун были не только крупными политическими деятелями во второй половине XIX века, но и видными мыслителями из правящего лагеря. Они придерживались националистической концепции китайской исключительности и отстаивали идею о том,что

только китайская наука может служить целям внутренней мощи страны, а западная наука и особенно техника - исключительно для внешнего, практического применения. Соединение этих двух частей обновленного Китая мыслилось исключительно на основе философской концепции "ти-юн" - "сущность и ее функция".

Политика "самоусиления", взгляды, идеи ее сторонников еще недостаточно исследованы. В многочисленных работах содержатся лишь разрозненные материалы об отдельных событиях и личностях рассматриваемого периода. Так, в вышедшей в I960 году монографии Моу Аньши "Движение за усвоение заморских дел" , основное внимание уделяется автором изложению фактических данных о создании тех или иных промышленных предприятий и компаний.

В 1961 году в КНР был издан восьмитомный сборник документов

и материалов, относящихся к указанному периоду, под названием

2 "Движение за усвоение заморских дел". В сборнике широко представлены документы и материалы, касающиеся мероприятий в области образования, по созданию флота, подготовке войск, по созданию машиностроительных предприятий, образованию пароходных компаний, сооружению железных дорог и так далее. В то же время политическая жизнь страны, идеи последователей "новой" политики по существу не нашли отражения ни на страницах этой монографии, ни на страницах сборника.

Среди работ современных западных авторов следует назвать ис-

Моу Аньши. Янъу юньдун.- Шанхай, I960. 2 Янъу юньдун. Т.І-УШ.- Шанхай, 1961.

- б -

Т 2 3 4

следования Д.Фейербэнка1, Д.Левенсона , К.Чана , К.Биггерстафа ,

М.Райт , С.Спектора", Д.Бая , У.Сутхилла , касающиеся отдельных аспектов политической истории цинской империи 60-90-х годов ХІХв. и частично рассматривающие взгляды, идеи сторонников политики "самоусиления". Д.Фейербэнк утверждает, что политика "самоусиления" проводилась в направлении создания общности интересов китайского правительства и иностранных завоевателей. К.Чан считает, что целью этой новой политики было "свести Восток и Запад под крышу одного здания". К.Чан рассматривает взгляды сторонника по-

Pairbank J.K. Chinese thought and institutions.- University of

Chicago press, 1957. Pairbank J.K. and Teng Ssu-yu. Ching administration. Three studies.- Cambridge,I960. Pairbank J.K. Ching

documents. Vol.1-2, 1970.

Levenson J.R. Confucian China and its modern fate. The problem

of intellectual continuity.- Berkeley and Los Angeles, 1958.

J Chang C. Development of Heoconfucian thought.- Hew York, 1962.

Biggerstaff K. The earliest modern government schools in China.

- Ithaca - ITew York, 1961.

J Wright M.C. The last stand of Chinese Conservatism. The T'ung chin Restoration, 1862-1874.- Stanford, 1957.

Spector S. Li Hung Chang and the Huai army. A study in 19-th

century Chinese regionalism.- University of Washington press,1964.

Bays D.H. China enters the twentieth century: Chang Chin-tung

and the issues of a new age,1895-1909.- University of Michigan press, 1978.

Soothill W.E. China and the west: A sketch of their intercourse.

- Curson press, 1974.

J Chang C. Development of Heoconfucian thought.-New York,1962,

p.408.

- 7 -литики "самоусиления" Цзэн Гофаня и представляет его "исключительно либеральным, прогрессивным и дальновидным" , что не соответствовало действительности. С.Спектор дает подробную характеристику военных способностей Цзэн Гофаня, Ли Хунчжана, а также характеристику деятельности хуайской группировки. М.Райт рассматривает вопросы, связанные с реконструкцией китайской экономики, модернизацией армии, а также вопросы, связанные с подавлением восстаний в Китае. Однако ни в одной из названных работ нет удовлетворительного анализа взглядов, воззрений государственных деятелей, осуществлявших политику "самоусиления".

В буржуазной литературе (китайской и западной) наблюдается выраженная тенденция идеализации китайских политических и военных деятелей, сторонников политики "самоусиления". Американский историк конца 20-х годов У.Хейль , например, считает Цзэн Гофаня фигурой, равнозначной Джорджу Вашингтону. К.Чан сравнивает Цзэн

Гофаня с вершиной Эверест, стоящей выше других вершин Гималай-

3 ских гор.

Таким образом, политика "самоусиления" сводится западными учеными к заимствованию западной технологии, причем ими не говорится о ее классовых, социальных целях и задачах. Они считают, что "самоусиление" было направлено на решение лишь внешнеполитических задач, а не являлось также курсом и внутренней политики.

В настоящее время в КНР развернута полемика по вопросу о ро-

Chang С. Development of Neoconfucian thought.- New York, 1962,

p.408.

Haxl W.J. Tseng Kuo-fan and the Taiping rebellion with a short

sketch of his later career.- Hew Haven, Yale University press,

1927.

* CM.:Chang C. Ibidem, p.408.

- 8 -ли политики "самоусиления". В I960 г. в "Лиши яньцзю" была опубликована статья Ли Шиюя "От движения за заимствование заморских дел и движения за реформы 1898 г. к буржуазной революции". Автор считает, что "движение за заимствование заморских дел было в основном реакционным". Однако Ли Шиюй признает и прогрессивную сторону движения, что нашло отражение в строительстве фабрик, заводов, судоверфей, телеграфа, переводах на китайский язык западных книг, посылке китайских учащихся за границу и т.д.

В том же году в "Лиши яньцзю" вышла статья Сюй Тайлая "Мой взгляд на движение за заимствование заморских дел". Автор считает, что "движение за заимствование заморских дел" было прогрессивным.

В последующие годы полемика по вопросу о политике "самоусиления" перешла на страницы органа ЦК КПК газеты "Жэньминь жибао".

В 1981 году была опубликована статья Ли Шиюя и Ху Биня "О движе-

нии за заимствование заморских дел". В статье дается положитель
ная оценка политики "самоусиления". Ли Шиюй и Ху Бинь говорят о
том, что лидеры, которые осуществляли политику "самоусиления",
учились у Запада с целью превращения Китая в богатое и могущест
венное государство. Авторы статьи считают, что Цзэн Гофань, Чжан
Чжидун и другие творцы политики "самоусиления" заслуживают положи
тельной оценки. По их мнению, движение за заимствование заморских
дел выражало "неодолимую тенденцию китайского общества к прогрес
су".4

Лиши яньцзю, 1980, № I, с.33.

Лиши яньцзю, 1980, № 4, с.36

Жэньминь жибао, 1981, 12 марта.

Там же.

_ 9 -

В нынешнем политическом курсе Пекина есть элементы в какой-то мере напоминающие политику "самоусиления". Руководство Китая ставит своей целью превратить Китай в могущественную державу с помощью иностранного капитала. Здесь вновь популяризируется националистический лозунг "опоры на собственные силы", вновь выдвинут призыв: "Ставить историю на службу современности", "ставить иностранное на службу Китаю". Зот почему курс пекинского руководства на сближение с капиталистическими странами Запада использует прецедент в китайской истории - политику "самоусиления".

В советской исторической и философской литературе вопросы политической истории Китая периода "самоусиления", а также вопросы, касающиеся философских воззрений государственных деятелей, проводивших эту политику, изучены еще далеко недостаточно. Нет специальных исследований по этой теме, на что указывает один из ведущих советских китаеведов С.Л.Тихвинский, который является пионером в деле научной разработки проблем, связанных с политикой "самоусиления".

С.Л.Тихвинский в политике "самоусиления" прослеживает и дает характеристику трем крупным периодам: I) 1360-1870 гг., когда ос-

Тихвинский С.Л. Движение за реформы в Китае и Кан Ювэй.- М., 1959; его же: Два различных подхода к вопросу о целях реформы в Китае в конце XIX в. - Проблемы востоковедения, I960, №3; его же: Маньчжурское господство в Китае в конце XIX века и партия реформ. - Тр. ХХУ Межд.конгресса востоковедов, т.У, М.,1963; его же: Политика самоусиления правящих кругов Китая (1860-1895).- Вопросы истории, 1969, }$А; его же: Политика самоусиления - средство подавления народного недовольства в Цинском Китае.- В кн.:Страны и народы Востока, вып.XI, М.,1971; его же: История Китая и современность.- М.,1976.

- 10 -новное внимание правящих кругов империи было направлено на быстрейшее подавление крестьянских войн тайпинов и няньцзюней и восстаний неханьских народов империи; 2) 1870-1885 гг., когда развернулась борьба за влияние на цинское правительство между хуай-ской и сянской китайскими феодально-помещичьими кликами, начавшими заниматься предпринимательской деятельностью; 3) 1885-1894 гг., когда после поражения в войне с Францией усилилась группировка Ли Хунчжана. Поражение китайских войск и флота в войне с молодой, империалистической Японией привело к полному провалу политики "самоусиления". С.Л.Тихвинский считает, что политика "самоусиле-ния",проводившаяся на протяжении 35 лет, была неспособной укрепить суверенитет страны и упрочить феодальный общественный строй цинской империи. Основная причина поражения политики "самоусиления", по его мнению, заключалась в том, что она преследовала реакционную цель искусственной консервации в неизменном виде об-

I щественных отношении в стране.

Настоящая работа ставит целью исследование исторической концепции идеологов конфуцианства и двух видных государственных деятелей 2-ой половины XIX века Цзэн Гофаня и Чжан Чжидуна. Для реализации поставленной цели ставятся и последовательно решаются следующие задачи:

рассмотреть традиционные конфуцианские теории исторического развития, а именно теорию "золотого века" в Китае и теорию циклического развития;

показать воззрения первого представителя идеи циклического развития Цзоу Яня (конец ІУ - начало Ш в. до н.э.) с его системой "начала и завершения пяти проявлений";

См.: Тихвинский С.Л. История Китая и современность.- М.,1976, с.149,174.

- II -

- раскрыть взгляды мыслителя Дун Чжуншу (179-104 гг. до н.э.),
внесшего важнейший вклад в создание новой конфуцианской доктрины

и создавшего теорию круговорота взаимопреодолевающихся и чередующихся трех состояний жизни Поднебесной;

дать характеристику космологической теории циклического развития Шао Юна (I0II-I077 гг.);

провести анализ характера китайского общества в конце XIX -начале XX веков;

выяснить взгляды последних столпов конфуцианства - Цзэн Гофаня (I8II-I872 гг.) и Чжан Чжидуна (1837-1909 гг.), ставивших перед собой задачу не только сохранения, но и "самоусиления" страны перед лицом чужеземной культурной, экономической и военной экспансии;

проанализировать концепцию "ти-юн" - идейную основу исторических взглядов Цзэн Гофаня и Чжан Чжидуна;

выявить тенденцию к преемственности некоторых сторон концепций "самоусиления" в политике нынешнего китайского руководства.

Изучение концепции исторического развития в конфуцианстве Китая во 2-ой половине XIX - начале XX веков представляет собой новые постановку и подход к разрешению проблемы, поскольку в научной литературе данный вопрос специально не исследовался. Автором обобщены и проанализированы традиционные конфуцианские концепции исторического развития. В работе отражена огромная роль конфуцианской традиции, доминирующей при определении путей и конкретных форм общественного развития. Проведен критический анализ философских воззрений Цзэн Гофаня, Чжан Чжидуна - сторонников политики "самоусиления". Дана характеристика концепции "ти-юн" Цзэн Гофаня и Чжан Чжидуна, целью которой была защита государства на

- 12 -основе конфуцианства, защита расы всеми средствами, в том числе средствами новой промышленной техники и сильного вооружения. В работе прослеживается связь "самоусиления" с политикой нынешнего китайского руководства.

Диссертационная работа содержит ряд положений и выводов, которые могут быть использованы специалистами, занимающимися проблемами современного Китая. Исследование может послужить ответом на комплекс вопросов, возникающих при соотнесении истории общественной мысли с реальной практикой государственного строительства в Китае. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении лекций по курсу истории философии в высших учебных заведениях, в сети партийного просвещения, университетах марксизма-ленинизма, в пропагандистской практике общества "Знание".

По теме диссертации опубликованы три статьи. Диссертация обсуждалась на заседании сектора философии и социологии стран Востока Института философии Академии наук СССР (декабрь 1979 г.), а также на заседании кафедры истории философии Ленинградского государственного университета имени А.А.Жданова (июнь 1934 г.).

— ІЗ —

Подобные работы
Михайлова Елена Евгеньевна
Проблема социокультурного развития в российской позитивистской философии истории второй половины XIX - начала XX века
Дмитриева Оксана Викторовна
Пути формирования философии образования России и Германии второй половины XIX - начала XX века (Сравнительный анализ)
Дворкин Владимир Залманович
Концепции интеллигенции в русской общественной мысли конца XIX-начала XX века
Черникова Наталья Гаптунуровна
Философия слова в русской мысли конца XIX начала XX века
Васильев Борис Викторович
Философия права русского неолиберализма конца XIX - начала XX века
Осипов Игорь Дмитриевич
Философские основания русского либерализма (XIX- начала XX века)
Соколова Марина Геннадьевна
Христианская антропологическая традиция и проблема тела в русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков
Булгакова Ирина Яковлевна
Нравственный идеал И. Канта и русская религиозная философия конца XIX - начала XX века
Пономарева Галина Михайловна
Утопия и утопическое сознание в контексте русской культуры XIX - начала XX века
Герасимяк Иван Григорьевич
Решение проблемы "человек-мир" в общественной мысли Западной Украины второй половины XIX - начала XX ст.

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net