Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Исторические науки
Этнография, этнология и антропология

Диссертационная работа:

Примак Петр Викторович. Этнокультурная адаптация евреев ЕАО к общественным трансформациям конца XX - начала XXI вв. : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.07 Биробиджан, 2006 246 с. РГБ ОД, 61:07-7/81

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. Роль религиозных общин в современной этнокультурной
адаптации евреев ЕАО
25

1.1. Деятельность религиозной общины «Бэйт-Тшува» 25-42

1.2. Деятельность религиозного общественно-культурного центра
«Фрейд» 42-56

1.3. Роль религиозных праздников в современной духовности евреев
ЕАО 56-73

ГЛАВА 2. Вклад государственных учреждений в процесс восстановления
системы еврейского образования и обучения языку
74

2.1. Возрождение еврейского языка в ЕАО 74-98

2.2. Возрождение этнического самосознания еврейских детей на основе
специальных образовательных программ 99-121

ГЛАВА 3. Адаптационные процессы в еврейской художественной
культуре ЕАО
122

3.1. Роль музеев и изобразительного искусства для воссоздания
традиционной духовной культуры евреев 122-137

3.2. Театральное, музыкальное и танцевальное искусство как важная часть
еврейской культуры 138-150

3.3. Фестивали еврейской культуры как фактор укрепления межэтнического
взаимодействия 15Ы68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 169

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 174

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 196

ПРИЛОЖЕНИЯ 197

  1. Иллюстрации 197

  2. Рецепты традиционной еврейской кухни 223

  3. Сценарии проведения еврейских праздников в детском саду № 28 227

  4. Список информантов 240

  5. Таблица соотнесения месяцев еврейского календаря с григорианским.. ,246

Введение к работе:

Актуальность исследования определяется тем, что современные российские социально-политические и культурные изменения, рост этнического самосознания отражаются в попытках этносов пересмотреть историческое прошлое и реализовать свой этнокультурный потенциал. С крахом советской идеологии обострились межэтнические и межконфессиональные отношения, что поставило вопрос о необходимости их комплексного анализа. Россия всегда являлась полиэтнокультурным государством, и каждый ее регион, включая Еврейскую автономную область, уникален. Региональная специфика ЕАО обусловлена этнокультурной историей евреев, которая вызывает большой интерес. Еврейские общины России представляют собой разные модели развития отношений с окружающим обществом. Особенность евреев ЕАО связана с характером их переселения и освоения области в ХХ в. Еврейская культура представляет исследовательский интерес, поскольку по своей мировоззренческой основе, ценностным ориентациям разительно отличается от культуры других народов России и Дальнего Востока.

Возрождение этнического самосознания и культуры евреев ЕАО начинается со второй половины 1980-х гг., поэтому актуальным является исследование этнокультурной адаптации евреев к современным изменениям российского общества, современных этнокультурных процессов, протекающих в еврейской среде, оторванной от основной массы еврейского населения. Несмотря на то, что в ХХ в. в области протекали ассимиляционные процессы и отмечались вспышки антисемитизма, евреи не утратили этнической идентичности.

Объектом исследования является современная еврейская культура в Еврейской автономной области.

В качестве предмета выступают особенности этнокультурной адаптации евреев к современным общественным изменениям в ЕАО.

Территориальные рамки исследования обоснованы компактным расселением евреев на территории ЕАО, которые переселились сюда в конце 1920-х гг. и до настоящего времени живут здесь.

Хронологические рамки: вторая половина 1980-х гг. – начало XXI в. В 1980-х гг. стала активизироваться деятельность евреев в области отправления религиозного культа в связи с политическими послаблениями в стране, что впоследствии привело к возрождению элементов комплекса еврейской культуры. Нижняя граница определяется тем фактором, что освещаемые процессы происходят и в настоящее время.

Цель работы заключается в исследовании процесса этнокультурной адаптации евреев ЕАО к современным российским общественным трансформациям, возрождения их этнического самосознания и традиционной культуры. Поставленная цель решается с помощью конкретных задач:

– раскрытие роли религиозных общин «Бэйт-Тшува» и «Фрейд» в развитии еврейской культуры;

оценка вклада государственных и общественных учреждений в процесс возрождения еврейского языка, образования и воспитания;

– исследование компонентов еврейской культуры в деятельности местных музеев, литературе, изобразительном искусстве;

– выявление степени самобытности современного еврейского театра, музыки и танцев;

– исследование роли фестивального движения в процессе межэтнического взаимодействия.

Методы исследования. Методы полевой этнографии: наблюдение, опрос информантов, фиксация этнографических материалов и документов учреждений, текущих архивов: запись в полевой дневник, фото и видео съемка. Методика сбора: этнографический материал собирался в областном центре и поселках области; запись фольклорных текстов и описание ритуалов проводились на русском языке; сюжеты духовной культуры перепроверялись в беседах с несколькими информантами разных возрастов; информанты отбирались по результатам собеседования с руководителями общин, раввинами, с учетом возраста, места рождения, специальности, уровня образования. Диссертант участвовал в религиозных праздниках в общинах и синагоге, фестивалях еврейской культуры, обрядах жизненного цикла. Результаты исследований оформлены в виде полевых отчетов и зафондированы в Государственном архиве ЕАО.

В качестве теоретических методов использовались три составляющих сравнительно-исторического метода, необходимого для изучения целостного процесса историко-культурной динамики. С помощью историко-типологического метода исследовались стадиальные явления и тип культуры, совокупность моделей поведения людей, в рамках относительно замкнутых областей, традиционные иудейские верования и ритуалы, обряды жизненного цикла; на основе историко-диффузного метода решались проблемы культурного взаимовлияния внутри и между этносами, исследовалась степень иноэтнического влияния славянской культуры на мировоззренческий комплекс евреев; историко-генетический метод применялся при решении проблем трансляции этнокультурных ценностей в ходе этнической истории и трансформации этого механизма. С помощью метода системного анализа выявлялась структура и функции комплекса верований и ритуалов евреев.

Методологическими принципами являются системность и историзм, необходимые для исследования функционирования отдельных явлений целостного образования, находящихся в развитии при изучении сущности и структуры этнокультурного комплекса евреев, изменявшегося на протяжении XX в., обусловленности его современного состояния прежними чертами; принцип выявления общего и особенного в этнической истории, получивший развитие в разработках отечественных ученых: С.А. Арутюнова, Ю.В. Бромлея, В.А. Тишкова, С.А. Токарева и др. Данный принцип использовался для сопоставления причин трансформации отдельных форм духовной культуры евреев: этнокультурных, экономических, политических и т.п.

Важными в методологическом плане являются теоретические разработки С.А. Токарева по выявлению этнических признаков обрядности, что позволяет выделить локальные аспекты этнических культур. Согласно концепции конструктивизма В.А. Тишкова, политическая ассимиляция почти всегда идет впереди этнокультурной, а конструируемые культурные стандарты используются для оценки этнической принадлежности. Ключевую роль в конструировании этничности и мобилизации членов этнической группы на коллективные действия играют политические лидеры, преследующие свои цели. Данные теоретические концепции позволили выявить этнокультурные особенности религиозной ментальности евреев ЕАО на протяжении нескольких десятилетий, сравнить политические тенденции с толчком к возрождению традиционной культуры, произошедшим в результате воздействия на местную власть и сознание людей политических мероприятий, законов о языке, свободе вероисповедания и др. С середины 1990-х гг. процесс развития культуры евреев как титульного этноса стал использоваться региональной властью как один из инструментов сохранения за ЕАО статуса субъекта РФ.

Одним из главных механизмов сохранения этничности является обрядность этноса. В последние десятилетия наблюдается постепенное возвращение евреев к отдельным сторонам самобытной духовной культуры. В культурной динамике современного мира выделяются три группы тенденций: 1) обусловленные прогрессивным движением культуры в условиях развития науки и техники; 2) обусловленные современной социально-политической обстановкой и 3) связанные с растущим осознанием народами мира общности судеб человечества. Для культурной динамики евреев ЕАО наиболее характерной является тенденция, связанная с современной социально-политической обстановкой в стране и регионе. По мнению С.А. Арутюнова, культуры отдельных обществ взаимодействуют с межэтнической культурой, адаптируя ее и приспосабливая к своим специфическим нуждам, вычленяя в ней новые локальные варианты и маркируя ее спецификой своей ценностной ориентации. Такая маркировка может успешно достигаться украшением общественных зданий традиционными орнаментами. Подобная маркировка осуществлялась в период еврейского освоения Биро-Биджанского района Дальневосточного края и создания ЕАО в конце 1920-х гг., с бурным развитием еврейской культуры, с идишем как доминирующим языком. На государственных учреждениях висели вывески на этом языке, частично велось делопроизводство, регулярно выходила газета, его учили представители других этносов, развивались национальное образование, литература и искусство. Однако репрессии 1930-х-40-х гг. прервали эти процессы, и до конца 1980-х гг. о еврейской принадлежности области, кроме названия, мало что свидетельствовало.

Локальное разнообразие культуры имеет важное адаптивное значение, так как для эффективного выполнения своих адаптивных функций культура должна быть способной нести в себе необходимые потенции в изменяющихся условиях. В качестве такой потенции в условиях общественных трансформаций в ЕАО можно назвать стремление евреев к воссозданию своей традиционной духовности в сфере образования, религиозной жизни, музыки, искусства, театра и т.п. При взаимодействии различных культур в культуре-рецепторе по отношению к воздействию культуры-донора активизируются особые механизмы, фильтрующие поток культурного воздействия. У евреев роль такого фильтра играли иудаизм и традиционные нормы, которые в советское время деградировали под воздействием государственной политики, а в конце 1980-х – в 1990-х гг. стали возрождаться.

Важным методологическим аспектом исследования выступает разработанная Э. С. Маркаряном концепция о сущности традиционной культуры этноса, ее динамике, трансформации и современном состоянии. Из этой концепции заимствовано понимание динамики культурной традиции как универсального механизма воспроизведения и изменения человеческих обществ и основного носителя жизненного опыта. Культурная традиция является одним из средств культуры, специфическим механизмом, призванным упорядочивать и структурировать социальный жизненный опыт через стереотипизацию новаций. В настоящее время традиционного комплекса еврейской культуры в ЕАО не существует, есть лишь отдельные его аспекты, что связано с его разрушением в советское время и особенностями современного процесса конструктивной, деструктивной и стагнационной трансформации. В результате конструктивной трансформации прослеживается влияние еврейской культуры на нееврейское население области: принятие иудаизма отдельными славянами, получение еврейского образования их детьми, приобщение к еврейскому искусству. Деструктивная трансформация, происходившая под воздействием советской идеологии, привела к разрушению комплекса еврейских традиций, исчезновению ритуальной практики, социальной апатии евреев и исчезновению обрядности на семейном уровне. Результатом стагнационной трансформации, с одной стороны, стало воссоздание культурных элементов, не опирающихся на внешние атрибуты, исчезнувшие у евреев области в советское время, но проявлявшиеся на ментальном уровне стариков (при отсутствии мезузы на косяке двери в доме, некоторые евреи продолжали прикасаться к этому месту). С другой стороны, некоторые культурные проявления продолжают сохраняться на протяжении всей истории ЕАО: вывески на идише на административных зданиях, деятельность еврейских театральных и танцевальных коллективов. В настоящее время эти факторы во многом определяют характер этнокультурной адаптации евреев в ЕАО.

Диссертант использовал определение этнокультурной адаптации как приспособления евреев ЕАО к меняющимся историческим и социальным условиям жизни посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации, норм и ценностей, образа жизни, способов жизнеобеспечения, механизмов трансляции социального опыта. Этнокультурная адаптация — один из основных факторов исторической изменчивости этнической культуры, порождения инноваций и иных процессов социокультурной трансформации, которые могут привести к утрате прежних культурных ценностей и переходу на новые.

На основе теоретических разработок этнографов, этнологов и теоретиков культуры была сформулирована концепция данной диссертации: процесс этнокультурной адаптации евреев ЕАО к социокультурной трансформации российского общества конца XX – начала XXI вв. связан с двумя главными группами сложных причинно-следственных связей: с этническими традициями и ментальностью еврейского этноса, с одной стороны, и с политическими процессами, с другой.

Новизна исследования обосновывается положениями, не привлекавшимися ранее в качестве специального исследования истории и культуры евреев в России:

– комплексное исследование современной культуры евреев в Еврейской автономной области;

– исследование процесса этнокультурной адаптации евреев ЕАО к общественным изменениям конца XX- начала XXI в.;

– выявление трансформации традиционности и возможных перспектив процесса возрождения еврейской культуры в регионе.

Апробация работы и практическая значимость. Аспекты диссертационного исследования обсуждались на международных (XII сессии археологов и антропологов Дальнего Востока, Владивосток, 2005; V Крушановских чтениях «Тихоокеанская Россия в истории российской и восточно-азиатских цивилизаций», Владивосток, 2006), региональных (Биробиджан, 2005) научных конференциях; на заседаниях кафедры истории ДВГСГА в 2004-06 гг.; в Управлении культуры правительства ЕАО в 2006 г.

Отдельные положения диссертации использованы при разработке спецкурсов в Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии (г. Биробиджан), Владивостокском государственном университете экономики и сервиса. Диссертантом подготовлены рукописи учебных пособий «Современная еврейская культура в ЕАО» и «Этнический сервис как фактор возрождения еврейской культуры в ЕАО». Разработки были учтены комиссией Управления культуры ЕАО в ходе выработки концепции развития народных промыслов, Комитетом по охране памятников культуры.

Источниковой базой по исследуемой проблеме служат источники четырех видов: законодательные акты, религиозные книги, архивные материалы и музейные коллекции.

Законодательные акты являются важным источником, так как они регламентируют характер развития религиозных организаций и возрождение еврейского языка на территории ЕАО.

Религиозные книги представлены тремя сборниками, входящими в ТаНаХ (Ветхий Завет): Тора, Невиим (Пророки), Кетувим (Писания). Их использование необходимо для понимания главных положений иудаизма. Важную роль в повседневной религиозной жизни евреев играет Сидур – сборник молитв. Все эти книги изданы в Израиле на русском языке.

Архивные документы достаточно доступны, достоверны и ценны своей фактологической стороной. Весь их корпус классифицирован на материалы государственного областного архива и документы текущих архивов местных учреждений и религиозных организаций.

– Государственный архив ЕАО (ГАЕАО) представлен документами, связанными с процессом закрытия синагоги в 1953 г. Использовать более широко фонды ГАЕАО не позволили хронологические рамки исследования. Наиболее важными из архивных источников являются материалы полевых исследований диссертанта 2004-2006 гг., так как они содержат информацию по многим аспектам современной истории и культуры евреев ЕАО, которые прежде нигде не документировались: о процессе возникновения религиозных общин, о проведении религиозных праздников и фестивалей, о современной обрядовой жизни евреев и т.п.

– Текущий архив религиозной общины «Бэйт-Тшува» (ТАРОБТ), в котором содержится информация о проведении еврейских праздников и т. п. Документы не классифицированы, но позволяют проследить процесс развития первой еврейской общины Биробиджана.

– Материалы текущего архива религиозно-общественной организации «Фрейд» (ТАРООФ) позволяют изучить организацию работы общинного центра, направлений его деятельности.

– Текущий архив управления культуры ЕАО (ТАУКПЕАО), в котором содержатся отчеты о работе Музея современного искусства ЕАО, о проведении фестивалей еврейской культуры в Биробиджане. Документы этого архива также не систематизированы.

Музейные коллекции областного краеведческого музея представлены культовыми предметами иудаизма; уникальными являются свитки Торы и Вавилонский Талмуд. Коллекции выполняют важную ретранслирующую функцию по передаче молодежи знаний о культуре евреев области.

Анализ источников показал, что в них наиболее освещены вопросы развития биробиджанских еврейских общин, проведения общественных обрядов, деятельности благотворительной организации «Хэсед» и клубов. Недостаточно освещенными оказались проблемы деятельности Еврейского агентства в России и его филиала в ЕАО; иудаистские обряды и праздники в домашних условиях, свадьбы и похороны.

Анализ опубликованных работ показал, что историография по этой проблеме только начинает складываться и пока невозможно проследить хронологические периоды. Поэтому литература классифицирована на четыре группы: историческая, религиозная (иудаика), краеведческая и периодика.

1. Одними из первых исследовали сущность и функции религиозных общин российских евреев Ю. И. Гессен, С. М. Дубнов, Ю. Островский, Л. В. Кальмина и др. Первое крупное исследование, посвященное еврейским общинам Дальнего Востока, было проведено В. В. Романовой, которая акцентировала внимание на их правовом статусе и отношениях с властями. Однако эти работы затрагивают историю еврейских общин со второй половины ХIХ в. до 1930-х гг. и позволяют диссертанту сделать лишь ретроспективные отступления, помогающие выявить процессы, схожие с теми, которые происходят среди евреев в конце 1980-х гг. – начале ХХI в.

Изучением проблем этнической адаптации, миграций евреев Приморского края, еврейской диаспоры занимаются ученые Владивостока: А. С. Ващук, Е. Н. Чернолуцкая, И. О. Сагитова и др. Деятельность еврейских некоммерческих общественных организаций на Дальнем Востоке изучает Е. С. Верещагина.

В 2002 г. в Биробиджане прошла городская научно-практическая конференция, на которой обсуждались проблемы воссоздания еврейской культуры в ЕАО, что явилось первой попыткой обобщения опыта развития культурных традиций евреев. На IV региональной научной конференции 2003 г. было отмечено, что возрождение еврейской жизни на окраинах России – сложный и противоречивый процесс; в основном разрабатываются сюжеты, связанные с ХIХ и началом ХХ вв., период с 1920-х по 1990-е гг. остается малоисследованным, слабо изучаются современные процессы, происходящие в еврейской среде региона.

Первой достаточно крупной работой, посвященной аспектам истории и культуры евреев ЕАО, является монография американского историка Р. Вейнберга об истории создания и развития ЕАО с 1928 по 1996 гг. Однако современному положению еврейской культуры и начавшемуся процессу ее возрождения уделено мало внимания.

Имеются публикации, затрагивающие историю и современное положение иудейских общин, развитие еврейского образования в ЕАО.

2. Религиозная литература представлена работами Ю. Мануйловой, И. Бен Шимона, М. Г. Рашовского, Р. Й. Телушкина, Д. А. Харриса и др.

3. Краеведческая литература представлена книгами Д. И. Вайсермана и Е. И. Кудиша, в которых сделана попытка показать историю строительства области еврейскими переселенцами, их надежду на обретение здесь новой родины и крах этой надежды в 1920-е-1950-е гг. Эти исследования используются для выявления предпосылок современного возрождения еврейской культуры и литературы в ЕАО.

4. В научной литературе характер современного развития еврейской культуры в регионе отражен очень слабо, поэтому при написании диссертации были задействованы публикации в периодических изданиях об общих проблемах современного развития иудаизма, еврейского образования и культуры.

Таким образом, изучение процесса возрождения культурной и религиозной жизни евреев и перспектив дальнейшего их развития в ЕАО является актуальной и практически неисследованной проблемой. Многие проблемы только поставлены, и диссертационное исследование является первой попыткой комплексного историко-этнографического решения вопроса этнокультурной адаптации евреев ЕАО к общественным трансформациям современности. В дальнейшем диссертант планирует продолжить исследование проблем, связанных с развитием еврейской культуры в ЕАО с момента появления здесь в конце 1920-х гг. первых евреев до современности и процесса их этнокультурной адаптации.

Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений с иллюстрациями, рецептами традиционной еврейской кухни, сценариями еврейских праздников, списком информантов, таблицей соотнесения месяцев еврейского календаря с григорианским.

Подобные работы
Ковальчук Юлия Станиславовна
Корейский протестантизм и особенности его миссионерских практик в азиатской части Российской Федерации в конце XX - начале XXI вв.
Самушкина Екатерина Викторовна
Символические и социо-нормативные аспекты современного этнополитического движения Республики Алтай, Республики Тыва, Республики Хакасия : конец XX - начало XXI в.
Фролова Александра Викторовна
Праздники русских Архангельского Севера в XX - начале XXI века
Кузнецова Анастасия Игоревна
Бытование религиозного текста в русской православной традиции второй половины XX - начала XXI вв.
Субботина Ирина Алексеевна
Гагаузы: трансформации миграционного поведения : вторая половина XX - начало XXI вв.
Шаховцов Кирилл Геннадиевич
Этническая идентификация южных селькупов : XX - начало XXI века
Волжанина Елена Александровна
Этнодемографические процессы в среде ненцев Ямала в XX-начале XXI века
Блинова Анна Николаевна
Этнография детства немецкого населения Западной Сибири в XX - начале XXI вв.
Блощицына Мария Витальевна
Культура питания русских Верхнего Приобья и Саяно-Алтая в конце XIX-XX вв.: локальные варианты и их трансформация
Серов Алексей Александрович
Народные традиции сохранения здоровья и физического воспитания у мордвы : конец XIX - начало XX в.

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net