Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Культурология
Теория и история культуры

Диссертационная работа:

У Сук Енг. Фортепианная программная музыка в истории культуры (Проблема взаимодействия искусств) : Дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 : Москва, 2003 146 c. РГБ ОД, 61:04-24/68

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3

Глава I. Музыка как культурный феномен

  1. Музыка в системе духовной культуры 12

  2. Развитие клавирной музыки и его основные этапы 27

  1. История клавира 31

  2. История клавирной музыки 34

  1. Эволюция музыкальных произведений 35

  2. Художественные стили эпохи и музыка 39

2.3. История исполнительства 51

3. Создание фортепиано и зарождение фортепианной культуры
Западной Европы в конце XVIII вв 55

' 4. Фортепианная культура Западной Европы (1789 г. - сер. XIX в.) 74

  1. Общее развитие фортепианной культуры 74

  2. Бетховен и его вклад в фортепианную культуру 85

5. Основные тенденции развития фортепианной музыки XIX в 96

Глава II. Программная фортепианная музыка и проблема взаимодействия искусств

  1. Из истории программной музыки 104

  2. Культурологические и музыковедческие идеи Руссо: проблема соотношения звука и цвета 111

  3. Проблема синтеза искусств 116

4. Программная фортепианная музыка и проблемы
межсемиотического перевода 121

Заключение 139

Список литературы 141

*

Введение к работе:

Актуальность исследования. Музыка - это один из древнейших видов искусства. Зародившаяся еще в первобытной культуре, она существовала вместе с человечеством на протяжении всей его истории, выполняя при этом самые различные функции: вдохновляя людей на великие свершения, даруя отдых и силы для жизни, открывая человеку глаза на красоту мира, в котором он живет, воплощая тончайшие душевные переживания композитора и исполнителя и вызывая соответствующие сопереживания у слушателей.

Музыка, являясь важнейшей составляющей человеческой культуры, находится в теснейшей связи со всеми остальными видами искусства и рядом других форм духовной культуры, поэтому адекватное её понимание -так же как и её общей роли в культуре - требует не только узкого искусствоведческого, но и широкого культурологического анализа. Так, в древности музыка считалась священным искусством и была обязательной составляющей религиозно-культовых действий. Музыка была тесно связана с философией и наукой, и первые попытки проверить гармонию алгеброй были предприняты еще древнегреческим мудрецом Пифагором, ему же принадлежит идея о космологическом характере музыки, воплотившаяся в его учении о «музыке небесных сфер». Музыка с древнейших времен использовалась в педагогическом процессе и т.д. Теснейшим образом связана музыка со всеми видами искусства: литературой и поэзией, живописью и архитектурой и т.д.

Связь музыки с различными формами духовной культуры выступает в качестве фундаментальной теоретической предпосылки данной работы, поскольку объектом исследования в ней является программная музыка, т.е.

инструментальная музыка, написанная в соответствии с некой «программой», заданной не на «языке» музыки. В качестве такой программы может выступать историческое событие, миф и даже путевые впечатления (например, «Альбом путешественника» Листа), но это может быть и произведение искусства: стихотворение, поэма, пьеса, картина, скульптура и т.д.

В последнем случае в программной музыке мы имеем дело со своеобразным синтезом искусств и с «переводом» некоторого «текста» с языка одного искусства на язык другого. Но как осуществляется этот «перевод», что, собственно, при этом переводится и т.п., во многом остаётся неясным. Когда же программой оказывается некое — в общем говоря — культурное событие, то не вполне ясным даже является, что представляет собой эта программа. Отсюда анализ программной музыки выводит нас на глобальную культурологическую проблему взаимодействия форм духовной культуры в целом.

В качестве непосредственного объекта исследования в данной работе выбрана программная фортепианная музыка конца XVIII - XIX веков. Фортепиано сыграло (и продолжает играть) в истории музыкальной культуры чрезвычайно важную роль, не случайно П.И. Чайковский называл его «царём инструментов». Причины такой оценки фортепиано легко объяснимы. Своей способностью воспроизводить бесчисленные оттенки звука, певучие мелодии, сложную гармонию и полифонию, инструмент оказался чрезвычайно подходящим для воплощения основного круга образов европейской музыки. Кроме того, сразу же стали ясны его неограниченные возможности "транскрипции" — возможность полно передавать содержание оперных, вокально-хоровых, симфонических — словом, всех сочинений, написанных для человеческого голоса и других инструментов, сделали фортепиано незаменимым для эстетических, просветительских и учебных целей. Отметим сразу, что переложения для фортепиано музыки, написан-

ной для других инструментов, тоже есть своеобразный семиотический перевод музыкального текста, но только с одного музыкального языка на другой, но тоже музыкальный.

Однако выбор фортепианной музыки в качестве объекта анализа в данном исследовании имеет ещё и особые причины. Анализ истории фортепианной музыки позволяет понять, как один, казалось бы «узкий» и весьма «специальный» фрагмент духовной культуры оказывается тысячами нитей связан с множеством других: начиная с научно-технического прогресса, благодаря которому родился и обрёл современную форму сам инструмент — фортепиано, и заканчивая различными (и глобальными, и частными) явлениями культуры, например, такими, как художественные стили эпохи (барокко, рококо, классицизм и т.д.), ведущие философские учения, система идеалов эпохи и т.д. А исследование такого рода взаимосвязей опять-таки позволяет сделать очередной шаг в культурологическом анализе общей проблемы взаимодействия форм духовной культуры, что является в настоящее время особо актуальным в связи с явно обозначившимися тенденциями к глобализации культуры в целом и к синтезу самых разнообразных культурных феноменов в частности.

Степень научной разработанности проблемы. Поскольку проводимое исследование носит синтетический и, отчасти, междисциплинарный характер, говоря о степени научной разработанности проблемы, необходимо указать на два важнейших блока источников и научной литературы.

Для анализа историко-культурных проблем весьма важными оказались работы по истории и теории культуры в целом, а также работы, посвященные отдельным областям духовной культуры, таким, как религия, философия, литература и изобразительное искусство. Среди них особо хочется отметить работы таких российских и зарубежных исследователей, как В.М. Алексеев, А.А. Аронов, А.И. Арнольдов, Я. Ассман, B.C. Библер,

Г.М. Бонгард-Левин, М. Бубер, Я. Буркхардт, К.И. Голыгина, Г.В. Гринен-ко, А.Я. Гуревич, П.С. Гуревич, А.Я. Зись, Н.И. Конрад, А.И. Кобзев, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, Э.А. Орлова, В.М. Розин, С.А. Токарев, В.Н. Топоров, О. Шпенглер, А. Шопенгауэр, А.Я. Флиер, У. Эко, М. Элиаде, К. Яс-перс.

В настоящее время имеется большое количество российских и западноевропейских научных исследований в области истории музыки и программной музыки в частности. В азиатские страны, и в частности в Корею, фортепиано пришло только с европейцами в конце XIX века. И только в XX веке фортепианная музыка получила здесь распространение. Поэтому корейские искусствоведы практически не занимались данной проблемой.

Особенно существенную роль для проводимого в данной работе исследования сыграли работы музыковедов А.Д.Алексеева, Б. Афанасьева, Л. Ауэрбаха, В.И. Бобровского, Э. Бюккена, И. Бэлзы, Р.И. Грубера, Л.М. Кадцына, В. Конена, Лароша, Т.Н. Ливановой, М. Сабининой, И.И, Сол-лертинского, Ю.Н. Тюлина, Ю.И. Хохлова, Б.С. Штейнпресса, И.М. Ям-польского.

Кроме того, проблеме программности в музыке значительное внимание уделяли и многие композиторы, особо важны здесь работы П.И. Чайковского и Д.Д. Шостаковича.

Однако несмотря на большой объем и глубину работ, посвященных истории музыки в целом и программной музыке в частности, анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что проблема взаимодействия форм духовной культуры в программной фортепианной музыке изучена недостаточно серьезно и подробно.

Методология и методы исследования.

Исследование проводилось на методологической базе современной теории и истории культуры. Важнейшим принципом, лежащим в основе

работы, был принцип историзма. При этом в работе использован метод конкретно-исторического анализа рассматриваемых явлений в контексте диалогизма, предполагающий не просто описание конкретных фактов в их специфике, но и их теоретическое обобщение.

Кроме того, в работе использовались методы системно-структурного подхода и компаративистики, динамический анализ этапов развития и структурно-функциональный анализ.

Цель диссертационной работы состоит в том, чтобы на основе культурологического анализа фактического и теоретического материала выявить роль и место музыки в системе духовной культуры и выработать целостное представление об особенностях взаимодействия различных форм духовной культуры в фортепианной программной музыке.

Задачи исследования:

выявить роль и место музыки в духовной культуре в период синкретизма искусств;

рассмотреть процесс становления инструментальной музыки как самостоятельного вида искусства и его связь с секуляризацией общественной жизни в Европе в эпоху Возрождения;

выявить основные аспекты развития клавирно-фортепианной культуры и проанализировать их взаимосвязь;

рассмотреть вопрос о связи музыки с такими художественными стилями, как барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, романтизм;

проанализировать основные тенденции развития фортепианной музыки в XIX веке;

рассмотреть различные культурологические трактовки проблемы соотношения цвета и звука в аспекте проблемы синтеза искусств;

проанализировать вопрос о природе программности в фортепианной музыке и о роли сюжета в программе.

Объектом исследования является фортепианная программная музыка конца XVIII - XIX веков.

Предметом исследования являются процесс и характер взаимодействия различных форм духовной культуры в фортепианной программной музыке.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертации состоят в том, что в ней:

выявлены роль и место музыки в духовной культуре в период синкретизма искусств и проанализировано понимание музыки как сакрального искусства;

рассмотрен процесс становления инструментальной музыки как самостоятельного вида искусства и его связь с секуляризацией общественной жизни в Европе в эпоху Возрождения;

проанализирован процесс формирования клавирной, и в частности фортепианной, культуры в трёх выделенных аспектах: 1. создание и усовершенствования фортепиано как инструмента; 2. основные закономерности развития клавирной музыки, включая фортепианную; 3. основные закономерности истории исполнительства; показана взаимосвязь этих трёх аспектов;

проанализированы основные художественные стили европейской культуры XVI - начала XIX веков (барокко, рококо, сентиментализм, классицизм), нашедшие прямое выражение в музыке, и выявлен характер их проявления в музыке этого периода;

показано, как ряд конкретных идей философии просветителей повлиял на определённые черты художественных стилей и через них - на музыку XVIII века;

»

проанализирован вопрос о зарождении и развитии фортепианной программной музыки и связь этого процесса с таким художественным стилем, как романтизм;

проанализирован вопрос о культурологических подходах к проблеме соотношения звука и цвета в аспекте проблемы синтеза искусств;

поставлен и проанализирован вопрос о природе программности в музыке и о роли сюжета в программе;

проведена дифференциация понятий «программность музыки» в широком и в узком смысле; показано, что программной в широком смысле можно считать любую инструментальную музыку, выступающую в синтезе с другими видами искусств (в пении, танце, в спектакле, кинофильме и т.д.), поскольку при этом для них всех имеется общая немузыкальная программа (сюжет, тема).

Теоретическая значимость работы заключается в последовательном применении культурологической методологии к анализу программной фортепианной музыки, что позволяет считать её выражением синтетических тенденций в развитии культуры.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Музыка, являясь одним из древнейших видов искусства, вплоть до
эпохи Возрождения существовала практически только в синтезе с другими
видами искусства. И только в рамках общекультурного процесса формиро
вания светских искусств возникла профессиональная инструментальная
музыка как самостоятельный культурный феномен.

2. Анализ клавирно-фортепианной культуры требует учёта трёх
взаимосвязанных факторов: истории клавирных инструментов, истории му
зыки и истории исполнительства; каждый из них оказал влияние на два
других, и на развитие всех них существенное влияние оказали определён
ные особенности европейской культуры XVI-XIX веков.

  1. Процесс формирования клавирно-фортепианной культуры протекал под воздействием как внешних, так и внутренних закономерностей. К числу внешних можно отнести научно-технический прогресс, благодаря которому был создан сам инструмент — фортепиано, и шел процесс его усовершенствования. К числу внешних же могут быть отнесены некоторые глобальные процессы развития культуры и музыки XVI-XIX веков, такие, как появление и исчезновение основных художественных стилей эпохи, ведущих идеалов, систем ценностей и предпочтений. К числу внутренних может быть отнесен характер исполнительства, хотя общекультурные процессы также оказали на него определённое влияние.

  2. Программная фортепианная музыка является особым культурным феноменом, в котором происходит своеобразный синтез искусства: музыки - с одной стороны, литературы, архитектуры, живописи и т.д. - с другой. Хотя зарождение и развитие программной фортепианной музыки в значительной степени происходило под влиянием романтизма, природа этого феномена такова, что не может быть объяснена только на базе романтических идеалов и концепций, а имеет в качестве фундамента общекультурную тенденцию к синтезу искусств, проявившуюся в XIX веке.

  3. Говоря о программности инструментальной музыки в целом, необходимо различать программность в широком и в узком смысле; и программной в широком смысле можно считать любую инструментальную музыку, выступающую в синтезе с другими видами искусств (в пении, танце, в спектакле, кинофильме и т.д.), поскольку при этом для них всех имеется общая немузыкальная программа (сюжет, тема), тогда как программной в узком смысле является чисто инструментальная музыка с заданной не на музыкальном языке программой.

  4. При создании программной в узком слова инструментальной музыки, когда в качестве программы используются невербальные произведе-

ния искусства (картины, архитектурные памятники и т.п.) и различного рода культурные события, программой являются не сами эти произведения искусства или события, а их субъективные образы в сознании композитора, причем образы, получающие предварительно словесное выражение.

Практическая значимость работы определяется её актуальностью и новизной, анализом форм и методов взаимодействия форм духовной культуры в истории культуры, представляющими интерес для культурологии.

Они также могут использоваться в теоретической и практической разработке проблем теории и истории культуры и музыковедения, для спецкурсов и соответствующих разделов основного курса по культурологии.

Апробация работы. Выводы и результаты, полученные в данной работе, излагались диссертантом при чтении лекций на музыкальном отделении в университете Сам Юк Мендэ в г. Сеуле.

Ряд основных положений работы был изложен в публикации диссертанта.

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории культуры Московского государственного университета культуры и искусств.

Подобные работы
Демшина Анна Юрьевна
Проблема взаимодействия искусств в эпоху постмодернизма: российская художественная практика
Манджиева Наталья Тарахмановна
Художественная культура Калмыкии (Проблемы истории и типологии)
Жукова Ольга Анатольевна
Религиозный смысл творчества в истории художественной культуры России : проблема преемственности творческого опыта
Рябов Антон Александрович
Проблема преображения жизни в истории культуры России XVIII века
Мельчакова Юлия Сергеевна
Испанская национальная картина мира : взаимодействие искусства и религии
Митасова Светлана Алексеевна
Взаимодействие русской православной культуры и культового искусства
Курасова Тамара Ивановна
Эколого-культурная миссия искусства в экстремальной ситуации войны : на примере западноевропейской музыки 1933-1945 гг.
Гудкова Надежда Николаевна
Идеал образованного человека в истории культуры
Рон Мария Витальевна
Метаморфозы образа зеркала в истории культуры
Осташова Наталья Владимировна
Символ креста в истории культуры

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net