Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Культурология
Теория и история культуры

Диссертационная работа:

Сорокина Софья Александровна. Гендерные аспекты традиционной культуры народов Севера, Сибири и Дальнего Востока : Дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 : СПб., 2005 291 c. РГБ ОД, 61:05-24/96

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3-12

1. Тендерная теория в системе этнокультурологического познания 13-53

  1. От культурной антропологии — к теории тендера: этапы эволюции 13-29

  2. Основные понятия и принципы тендерного анализа 29-37

  3. Тендерный подход к изучению этнической культуры 37-44

  4. Проблема матриархата в контексте тендерных исследований традиционных культур 44-53

2. Тендерная стратификация в традиционных культурах народов Севера, Сибири и
Дальнего Востока 54-164

2.1. Символическая репрезентация мужского и женского в традиционных
культурах 54-84

  1. Тендерные особенности бинарных оппозиций г. 54-78

  2. Тендерная символика жилища 78-84

2.2. Механизмы формирования и трансляции тендерных стереотипов 84-114

  1. Формирование тендерной идентичности 84-91

  2. Специфика тендерного разделения труда 91-101

  3. Мужские и женские табу 101-114

2.3. Тендерная дифференциация обрядности, праздников и культов 114-164

  1. Тендерная дифференциация семейной обрядности 118-149

  2. Женские и мужские праздники и культы 149-164

3. Тендерные аспекты шаманизма народов Севера, Сибири и Дальнего

Востока 165-260

3.1. Тендерные особенности генезиса и эволюции шаманизма 165-186

  1. Женщины-шаманки в фольклорных, письменных и археологических источниках 165-172

  2. Роль женщин в семейном, индивидуальном и профессиональном

шаманстве 173-186

3.2. Тендерная специфика шаманского мировоззрения 186-214

  1. Тендерные стереотипы в шаманизме 186-192

  2. Генеалогия и избранничество шаманок и шаманов 192-206

  3. Мужские и женские шаманские духи 206-214

3.3. Тендерные аспекты шаманского снаряжения и практик 214-260

  1. Костюм и атрибутика шаманов и шаманок 214-239

  2. Профессиональная деятельности шаманов и шаманок 239-260

Заключение 261-268

Список использованной литературы 269-291

Введение к работе:

Актуальность темы

Дифференциация мужских и женских практик1 в традиционных культурах народов Севера, Сибири и Дальнего Востока присутствует во всех сферах этнического бытия, является как основой, так и следствием многих культурных процессов, вот почему описание традиционной культуры предполагает включение в него знаний, основанных на специальном анализе деятельности носителей культуры того и другого пола. Комплекс исследуемых традиций следует рассматривать как традиции «мужской» и «женской» половины этноса. Однако важно не только изучить разницу опыта мужчин и женщин, но и выявить обусловившие ее обстоятельства и. стереотипы, проанализировать характер взаимоотношений и существующую социальную иерархию полов в обществе. Решение этих задач делает актуальным тендерный подход к исследованию традиционных культур.

Тендерный порядок отражается в любом проявлении культуры, этническая культура в свою очередь выступает как основной канал репрезентации тендерных отношений. Тендерные различия конструируются в этнической общности через воздействие традиционных социокультурных установок, в рамках.традиционной культуры создаются,, осмысляются и распространяются образы тендерной реальности этноса. Пересечение проблемных полей и методологий тендерных и этнокультурологических исследований, таким образом, открывает путь к более глубокому постижению сущности традиционной культуры.

Помимо того, что изучение мужских и женских практик в обрядово-праздничной и обыденной деятельности, углубляя познание культуры народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, является актуальным само по себе, полученная информация способствует также, выяснению механизмов формирования тендерных стереотипов и функционирования системы

1 Термин «практика» используется в англоязычном значении «повторяющегося,, привычного, регулярного способа деятельности».

4 тендерной стратификации в исследуемых обществах. Необходимость подобного анализа назрела давно, и его осуществление свидетельствует об актуальности поставленной проблемы.

Одним из наиболее репрезентативных и интересных объектов для изучения тендерных особенностей дифференциации мужских и женских практик в традиционных культурах народов Севера, Сибири и Дальнего Востока является шаманизм . Эта социально значимая сфера деятельности является общей для мужчин и женщин^ кроме того, в ней четко проявляются тендерный порядок и стереотипы общества. Проблема тендерной специфики шаманизма в настоящее время стала особенно актуальной. Решение этой проблемы позволяет восполнить существующие пробелы в познании шаманизма, обусловленные отсутствием специальных исследований женского шаманства и его сравнительного анализа с мужским. Проведение тендерного анализа выявляет сущность шаманизма как целостного явления, позволяющего судить о социальном положении мужчин и женщин в традиционных культурах народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Феномен шаманизма не может быть охарактеризован до тех пор, пока не определена его специфика, зависящая от пола практикующего шамана. Анализ деталей женского шаманства, выяснение общего и особенного по отношению к шаманству мужскому, относятся к числу актуальных научных проблем, поскольку предоставляют возможность более полного описания этнической культуры и установления общих закономерностей тендерной стратификации в традиционных обществах.

Объект исследования: традиционные культуры народов Севера^ Сибири и Дальнего Востока.

Предмет исследования: мужские и женские практики в культурах народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Цель и задачи работы.

В данном исследовании под термином «шаманизм» мы подразумеваем комплекс верований, явление в целом, а под термином «шаманство» непосредственно шаманскую практику, культ.

Основной целью диссертационной работы является исследование гендерных аспектов традиционных культур народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:

  1. Раскрыть содержание и перспективы тендерного подхода в этнокультурологическом познании;

  2. Исследовать тендерную стратификацию в традиционных культурах народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

  3. Изучить формы символической репрезентации мужского и женского в данных культурах;

  4. Выявить механизмы трансляции гендерных стереотипов в процессах формирования тендерной идентичности и трудовой деятельности, в бытующих табу;

  5. Рассмотреть особенности тендерной дифференциации в обрядах, праздниках и культах;

  6. Проанализировать тендерные аспекты шаманизма народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Эмпирическая, база.

Эмпирической базой диссертационной работы послужили материалы археологических, этнографических, лингвистических, религиоведческих исследований традиционных культур народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Для изучения гендерных особенностей традиционных обществ была использована информация по культуре тюркоязычных народов (алтайцы, телеуты, якуты, буряты), тунгусоязычных народов (эвенки, эвены, орочи, нанайцы, негидальцы, ульчи), финно-угорских (ханты, манси, саамы, селькупы) и самодийских (ненцы, энцы, нганасаны) народов, палеоазиатских народов (нивхи, юкагиры, кеты, чукчи, коряки, ительмены). Ценные сведения о мужских и женских практиках были получены из фольклорных текстов, записок путешественников и миссионеров, отчетов участников экспедиций, организованных Императорским Русским Географическим Обществом.

6 В ходе проведения тендерного анализа шаманизма в качестве эмпирического материала были привлечены данные о женщинах-шаманках, представляющие практически все этнические группы коренных северных народов, поскольку материалы о женском шаманстве рассматриваемого региона носят фрагментарный, отрывочный характер и ни в одной из традиционных культур народов Севера, Сибири и Дальнего Востока женское шаманство не было описано как система, во всех аспектах функционирования.. Особое внимание уделено шаманизму Алтая, так как в культуре алтайских племен по сей день наблюдается живое бытование фольклора и религиозных традиций, в которых женское шаманство играет значительную роль. В связи с недостаточностью данных временные рамки исследования также довольно широки: от первых описаний шаманского культа, относящихся к средневековью до современных данных, касающихся поставленной проблемы. Названные обстоятельства обусловили выбор материала для тендерного анализа не только шаманизма, но и остальных аспектов традиционной культуры, которые рассматриваются на основе фактов, касающихся всех народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Кроме того, концентрация на изучении культуры лишь одного из народов указанного региона не представляется целесообразной, поскольку для тендерных исследований приоритетно определение факторов, влияющих на взаимоотношения полов, а эти факторы резче выявляются при сравнении нескольких тендерных систем. Социальные аспекты пола, в отличие от биологических, варьируют от культуры к культуре, вместе с тем, рассматриваемые традиции являются близкими по многим параметрам, что позволяет выявить не только особенные, но и общие черты тендерного порядка в традиционных обществах. Таким образом, для данного исследования наиболее плодотворным является проведение кросскультурного анализа, что и определило выбор материала для эмпирической базы диссертационной работы.

7 Методология исследования.

Методологической основой диссертационного исследования является тендерный анализ. В работе использован обширный круг отечественной и зарубежной литературы, в которой изложены основные понятия и принципы тендерной теории. Вместе с тем, с целью анализа, систематизации и теоретического объяснения эмпирических данных наряду с тендерной методологией применялись методы историко-генетического, сравнительно-исторического и структурно-функционального анализа.

Гипотеза исследования.

Диссертационное исследование основано на предположении о том, что изучение дифференциации женских и мужских практик и анализ связанной с ней тендерной стратификации позволит объективно и всесторонне представить особенности традиционной культуры народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Исследование мужских и женских практик в шаманизме предоставит наиболее наглядный материал для исследования тендерного порядка в этнической культуре.

Степень изученности проблемы.

Тендерные исследования в области этнологии и культурологии - новое и перспективное направление отечественной гуманитарии. Несмотря на то, что исследователи традиционных культур издавна имеют дело с проблемами половозрастной стратификации, российская наука в этой области до сих пор не имеет прецедента целенаправленных исследований механизмов воспроизводства стереотипов полоролевого поведения, символов маскулинности и фемининности, нормативных представлений и ожиданий в сфере «мужской» и «женской» субкультур.

На протяжении XIX и первой половины XX вв. внимание этнографов было обращено на сбор и анализ информации, позволяющей выявить бытовые формы полоролевой стратификации и ее последующей символизации в традиционных культурах. Однако вплоть до 70-х гг. XX века отношения между полами не становились предметом специального научного анализа. Российская. этнография и фольклористика традиционно выделяли и

8 описывали женские и мужские роли и практики, но в своих аналитических построениях ученые принимали в качестве аксиомы установившуюся в современном обществе систему тендерной дихотомии. Вопросы пола не проблематизировались, хотя и изучались. Разделение и существование двух полов в культуре интерпретировалось как «естественное» природное явление, а не социальный феномен. В этот период даже в наиболее глубоких исследованиях традиционных культур задача выявления статуса полов, а также иерархии, связанной с особенностями женской и мужской деятельности не ставилась.

Между тем необходимость подобных исследований очевидна. В отличие от собственно социологических и политологических исследований тендерной проблематики, этнография испытывает острый недостаток в обобщении огромного массива эмпирической информации, накопленной в рамках традиционного для данной дисциплины изучения брачно-семейной обрядности, воспитания детей, бытовых взаимоотношений полов. Свидетельством актуальности сравнительно-исторического и кросс-культурного анализа соответствующей информации может служить сборник «Этнические стереотипы мужского и женского поведения» (Ред. А.К. Байбурин, И.С. Кон. СПб., 1991), подытоживший работы этнологов и фольклористов по широкому кругу проблем половой дифференциации и ее отражения в культуре и остающийся по сей день единственным изданием такого рода.

Возникновение и развитие тендерной теории побудило ученых к переосмыслению исторических и этнографических данных об отношениях полов, о женской культуре, о роли женщин в передаче этнокультурной информации в традиционных культурах, о чем свидетельствуют работы Е.В. Фадеевой, Т.В. Сергеевой, А.В. Смоляк, Е.Г. Федоровой, Е.С. Соболевой, СБ. Рождественской, А.Н. Седловской, И.М. Семашко, Э.Э. Кибизовой, М. Рабжаевой, Е.А. Окладниковой. Отдельные вопросы статуса и положения женщины в традиционных культурах затрагивались этими авторами, однако всесторонний анализ тендерных особенностей мужских и женских практик в

9 обрядово-праздничной, бытовой сферах деятельности и в шаманизме у народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до сих пор не проводился.

В отечественной этнографии накоплено достаточно информации как о мужской, так и о женской деятельности рядовых представителей этноса, данные же о мужчинах и женщинах, практикующих шаманство непропорциональны. Шаманизм всегда находился в центре внимания отечественных этнографов, однако несмотря на достаточное количество работ по этой теме, информация о женщинах шаманках встречается в литературе редко, эмпирические данные не систематизированы. Изучение женского шаманства осуществлялось такими выдающимися учеными, как А.Ф. Анисимов А.В. Анохин, В.Г. Богораз, Н.П. Дыренкова, Д.К. Зеленин, С. Крашенинников, Г.В. Ксенофонтов, И.А. Лопатин, В.М. Михайловский, П.Е. Островских, П.С. Паллас, Г.Н. Потанин, А.В. Потанина, Л.П.Потапов, В.Ф. Трощанский, С. Урсынович, В. Харузина, СМ. Широкогоров, А. Шишмарев, Л.Я. Штернберг, и др. Но в трудах этих исследователей женщины-шаманки лишь описываются, женское шаманство не анализируется как отдельный феномен.

Особого внимания заслуживает точка зрения В.Ф. Трощанского, который предположил, что женское шаманство древнее мужского и выдвинул гипотезу перехода от женского к мужскому шаманству через кузнечное ремесло [См.: 350]. Прерогативу женщин в шаманстве чукчей подчеркивал В.Г. Богораз [См.: 139, 140]. Вклад в изучение женского шаманства внес Д.К. Зеленин, связавший генезис шаманского культа с архаичными формами семейного и женского шаманства [См.: 184].

В современных исследованиях вопрос о женском шаманизме затронул В.Н. Басилов при анализе казахской культуры [См.: 129, 130]. Сибирскому женскому шаманству посвятила статью В.П. Дьяконова, которая подчеркнула высокий статус женщин-шаманок в обществе древних тюрок [См.: 176]. Вопроса о роли шаманок в семейном, индивидуальном и профессиональном шаманстве народов Сибири коснулась Е.П. Батьянова. Она предположила, что представления о мужском приоритете в шаманстве являются следствием

10 особенностей этнографической практики, объектом исследования которой становилась только мужская половина этноса. Е.П. Батьянова также отметила, что роль женщин в шаманизме северных народов была весьма существенна [См.: 132].

Несмотря на наличие работ, затрагивающих вопрос о женщинах-шаманках, проблема специфики женского шаманства и соотношения его с мужским никогда не формулировалась и не исследовалась. Изучение статуса женщин-шаманок до последнего времени не было включено в контекст исследования проблемы существования устойчивой дифференциации женского и мужского в шаманизме, а сам шаманизм как целостный феномен не становился до сих пор объектом системного тендерного анализа.

По мнению исследователей традиционных культур [См.: 81, с Л 92] информация об этнических общностях и этнофорах чаще всего отождествляется со знаниями о деятельности и поведении мужчин, обычно занимающих привилегированное положение в жизнедеятельности этнической общности и представляющих ее, как правило, официально в межэтнических отношениях. Попытки обобщить знания по этнической психологии всегда опираются на примеры поведения мужчин-этнофоров, тогда как данные о специфически женском опыте могут существенно изменить интерпретацию. Эти наблюдения справедливы и для этнических культур Севера, Сибири и Дальнего Востока. Так, большинство этнографических материалов о культовой практике представляют собой описания мужчин шаманов. Специфика женских ролей во всех сферах деятельности и их сопоставление с мужскими, остается по-прежнему наименее изученной сферой этнокультурологических исследований.

В последнее время российская наука обогатилась рядом публикаций и исследований, развивающих тендерную проблематику в сфере этнографии, однако существует диспропорция между необходимостью подобных исследований и их количеством. Фольклористы, этнографы, социальные антропологи, культурологи неизбежно затрагивают вопросы тендерной дифференциации, проявляющейся на самых разных уровнях социальной

жизни, включая язык, мифологические представления, структуру семьи, религиозные системы и т.п., но целенаправленная постановка задач, предполагающих изучение социально-исторических аспектов формирования и функционирования тендерной специфики остается пока нереализованной. Одной из причин, негативно сказывающейся на разработке гендерного подхода в области этнографии и культурологии, остается слабая разработанность как собственно понятийного, теоретического, так и методологического аппарата соответствующих исследований. Можно сказать, что научная дискуссия о тендерных исследованиях в отечественной этнологии и культурологии еще не состоялась.

Научная новизна.

В диссертации впервые поставлена и исследована с точки зрения тендерной теории проблема дифференциации мужских и женских практик в традиционных культурах народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В новом для этнокультурологического познания тендерном аспекте рассмотрены обрядово-праздничная и бытовая сферы этнической культуры. При изучении обширных этнографических материалов выявлены формы символической репрезентации мужского и женского, определены тендерные нормы, стереотипы и их истоки, а так же механизмы формирования и трансляции тендерных стереотипов, охарактеризована система тендерной стратификации.

В ходе работы обнаружено и систематизировано большое количество материалов по женскому шаманству, на основе которых проведен тендерный анализ шаманского мировоззрения и практики. В результате впервые осуществленного специального исследования женского шаманства и его сравнительного анализа с шаманством мужским удалось достичь поставленной в диссертации цели и провести всесторонний тендерный анализ дифференциации мужских и женских практик, определить причины возникновения тендерных стереотипов и то значение, которое им придается в традиционных культурах народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

12 Научно-практическая значимость.

Полученные выводы могут представлять интерес для специалистов в области культурологии, этнологии, этнопсихологии, фольклористики, социологии, психологии; расширят имеющиеся представления об особенностях тендерного порядка в традиционных обществах и могут быть использованы при разработке теоретических проблем шаманизма, при написании трудов по истории Сибири и Дальнего Востока, для подготовки лекций и спецкурсов по этнологии, культурологии, теории тендера, а так же при дальнейшем исследовании традиционных культур.

Апробация.

Автором диссертации опубликовано 6 научных статей по исследуемой теме общим объемом 2 печатных листа. Материалы исследования обсуждались на кафедре этнокультурологии ИНС РГПУ им. А.И. Герцена. Основные положения диссертации были изложены в докладах и выступлениях на таких международных конференциях, как «Российская женщина и европейская культура», СП6ТУ, 7-9 июня 2001г.; «Реальность этноса», РГПУ им. А.И. Герцена, 16-19 апреля 2001г.; 17-20 апреля 2002г.; 22-25 апреля 2005г.; на межвузовских конференциях молодых исследователей «Гендерные исследования как новое направление в современном обществознании», Северо-Западная Академия Государственной Службы, 16 мая 2001 г. и «Гендерные отношения в современном российском обществе», Северо-Западная Академия Государственной Службы, 23 мая 2002 г.; 2 октября 2003 г.; 22-23 октября 2004 г.

Структура исследования.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы по этнографии и тендерной теории.

Подобные работы
Баинова Оюна Александровна
Семантика цвета в традиционной культуре народов Забайкалья :Лингвокультурологический аспект
Терентьева-Моралис Лидия Владимировна
Общее и особенное в культуре индейских народов Никарагуа (Культурологический аспект)
Налетов Александр Михайлович
Взаимодействие быта коренных малочисленных народов Севера и культуры переселенцев в современных условиях
Бахтеева Лариса Ивановна
Динамика культуры коренных народов Севера в контексте глобализации
Стефашов Александр Евгеньевич
Ценностно-смысловые аспекты культуры предпринимательства старообрядческих общин России
Румянцева Ольга Николаевна
Дефиниция власти в традиционной культуре : гендерный аспект : на материале народных русских волшебных сказок
Беркунова Любовь Андреевна
Экологическая культура в аспекте становления ценностей современного общества
Архипова Ольга Валерьевна
Модель университетского образования в условиях смены исторического типа культуры (Аксиологический аспект)
Бруева Татьяна Александровна
Книга как феномен культуры: философский аспект
Щитова Виктория Исааковна
Презентация как коммуникационный феномен культуры (Визуальный аспект)

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net