Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Культурология
Теория и история культуры

Диссертационная работа:

Петрова Татьяна Геннадьевна. Трансформация культуры Западной Европы в свете социально-политических и идеологических стратегий нового времени : Дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 : Москва, 2004 128 c. РГБ ОД, 61:04-24/88

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

стр.

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I.

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ

В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 15

1. Социально-политические стратегии как предпосылка

культурных трансформаций в обществе 15

2. Роль идеологических стратегий в формировании

культурного облика Западной Европы Нового времени 33

ГЛАВА П.

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ

СТРАТЕГИЙ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТИТУТОВ КУЛЬТУРЫ 56

1. Влияние политических и идеологических стратегий

на трансформацию художественных институтов общества 56

2. Влияние социально-политических и идеологических

стратегий на институт научной деятельности 79

3. Образование в контексте идейно-политических

стратегий в Новое время 98

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 117

БИБЛИОГРАФИЯ 121

Введение к работе:

Актуальность исследования избранной темы вытекает из того состояния культурного развития современного российского общества, которое во многих своих проявлениях характеризуется как кризисное. Несмотря на то, что культура общества обладает относительной самостоятельностью, она, тем не менее, в огромной мере зависит от экономики, политики, права. Они в настоящее время не обеспечивают в полной мере разностороннего, поступательного развития науки, образования, общественного воспитания, культуры досуга, художественного развития и др. Изменение сложившегося положения немыслимо без выработки определенных стратегий развития, выбора социально значимых целей, приоритетов. В связи со сложившейся ситуацией особое значение приобретают разнообразные стратегии в разных областях общественной практики, разрабатываемые и предлагаемые для осуществления, в том числе и в области культуры. Проблемами разработки, обсуждения, пропаганды стратегий в области экономики, политика, права и других областях занимается огромное число как правительственных, официальных учреждений и научно-исследовательских институтов, так и множество общественных организаций, фондов, движений. (В числе таких организаций можно назвать: Научно-исследовательский институт экономических стратегий РАН РФ, Национальный экологический фонд, НИИ социологии, различные институты, исследующие политические, экономические и другие проблемы, Фонд Горбачева, Центр стратегических разработок и т.п.).

Подобные разработки как способ реализации долговременных планов развития применяются и в сфере культуры. В основе

общегосударственных и региональных программ культурного развития лежат принципы стратегического планирования.

Стратегические разработки как способ реализации долговременных планов не являются новшеством нашего времени. Исторически эта форма общественно-прогностической деятельности есть проявление интеллектуальных действий субъектов власти, различных профессиональных коллективов и отдельных личностей, предопределенная особенностями человеческого мышления, способного выбирать цели, в соответствии с ними вырабатывать модели поведения, связанные с осуществлением этих целей. Исторический аспект стратегического поведения в сферах, с одной стороны, политики, а с другой — культуры и является, с точки зрения диссертанта, наиболее предпочтительным для освещения взаимосвязей процессов социально-политического и культурного характера. Как показывает историческая практика, в периоды реформ усиление экономических основ государства, укрепление исполнительной и законодательной власти сопровождаются, как правило, привнесением в духовную жизнь общества элементов социального оптимизма, сплоченности, порождают новые организационные формы в разных областях жизни, в том числе и в культуре.

В свете проблемы выбора стратегии государственной культурной политики возникает необходимость разработки частных стратегий развития видов общественной практической деятельности, необходимость рассмотрения меры влияния их на те или иные стороны жизни общества, на социальные институты, определения степени эффективности этого влияния, а также прогнозирования последствий этих мероприятий. Существующие противоречия во взаимоотношениях сфер культуры, с одной стороны, и государственных структур - с другой, выражаются в требованиях невмешательства государства в дела творчества. Но вместе с тем, все чаще можно слышать настоятельные требования усилить

экономическую поддержку учреждений культуры, увеличить финансирование, оказать помощь в строительстве и ремонте зданий, ослабить налогообложение и т.п. В этих условиях учреждения культуры и государственные структуры вырабатывают свою стратегию поведения. Живая, развивающаяся, противоречивая действительность постоянно ищет пути равновесия, которое постоянно нарушается в отсутствии четко прописанных правил, законодательных актов о соотношении должного и сущего в отношениях государство — деятель культуры. В этой связи представляются более значимыми шаги по выработке стратегии государственного регулирования сфер культуры в разные периоды истории культуры. Это относится особенно к тем периодам, которые отмечены реформированием социальных, идейных, художественно-культурных, образовательных и других областей культуры. По мнению диссертанта, особый интерес представляет период XVI-XVIII веков, время проведения значительного числа реформ в разных областях жизни в европейских обществах.

Политические и идеологические стратегии, используемые разными социальными, профессиональными слоями в тех или иных ситуациях общественного развития, позволяют понять, как осуществлялся процесс приспособления этих слоев к новым условиям, как выработанные стратегии влияли на характер институтов культуры конкретных эпох.

Степень научной разработанности проблемы. В связи с тем, что данная теоретическая проблема тесно связана с практикой перспективного планирования культурного развития страны в целом, разработкой региональных программ культурного развития, вопросы стратегического характера, естественно, вышли в такой практике за рамки лишь умозрительных схем и получили не только культурологическое, но и экономическое обоснование. Они рассматривались в тех работах, которые были посвящены в последние годы проблемам прикладной культурологии.

Уже на заре новых социальных преобразований в нашей стране стратегическим проблемам развития культуры в 20-е годы были посвящены работы В.И. Ленина «О нашей революции», «О кооперации», «Лучше меньше, да лучше» и другие. Социологические исследования в сфере развития культуры дают представление о направлениях такого развития, характере управленческих стратегий. Они также имеют цель не только продемонстрировать современное состояние культуры в стране, но и выявить тенденции дальнейшего развития, предложить пути выработки государственной стратегии применительно к разным сферам культурной практики1.

Однако историко-культурные исследования разных авторов дают возможность рассмотреть проблему под разными углами зрения. Разные периоды истории древних цивилизаций, политических и культурных событий Средневековья, период Нового времени - все они содержат информацию об идейно-политических стратегиях, послуживших отправными точками в изменении характера культуры эпохи .

Эти исторические труды насыщены описанием конкретных социальных событий, содержат множество юридических, фактических данных, рисующих облик исторических эпох, демонстрирующих политические, религиозные, научные, художественно-стилевые и другие стратегии.

Воссоздать изменения, имевшие место в национальных культурах, в том числе и в художественной, в разных странах помогают труды зарубежных историков и историков педагогики, искусства, филологов,

'Художественная культура и развитие личности / Под ред. Ю.У. Фохт-Бабушкина. — М., 1987; Художественная жизнь современного общества. Аудитория искусства в России: вчера и сегодня / Отв. ред. Ю.У. Фохт-Бабушкин. В 4-х т. - СПб., 1997; Культурная деятельность. Опыт социологического исследования / Отв. ред. Л.Н. Коган. - М., 1981.

2 Авдиев В. Древнеегипетская реформация. - М., 1923; БаргМ.А. Кромвель и его время. - М., 1950. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. — М., 1966; Его же: Феодализм и народные массы. — M., 1964; ТарлеЕ.В. Падение абсолютизма в Западной Европе и России. - Пг., 1924; Его же: Крестьяне и рабочие во Франции в эпоху Великой революции. Изд. 4-е. - Пг., 1922; Его же: Наполеон // Тарле Е.В. Соч. в 12-ти т. Т. 7. - М., 1959; МанфредА.З. Великая французская революция XVIII в. - М., 1956; Матье И.Э. Искусство Древнего Египта. - М., 1970; Морэ А. Во времена фараонов - М., 1913 и др.

социологов. В них рассматриваются конкретные проблемы культуры тех или иных стран, особенности трансформации разных видов культурной деятельности в результате проводимых в обществе реформ. К ним следует отнести труды: Альмамира-и-Кревеа Р., Арьеса Ф., Баха А., Броделя Ф., БруннераК., Вебера М., Вульфиуса А.Г., Доза А., Жигульского К., Зеворта Э., Сен-Симона, Тревельяна Д.М., Тьерсо Ж. и др.1

Следующая группа источников относится к истории разных видов культурно-исторической практики. В этих источниках содержится материал, конкретизирующий стратегии государства в отношении научной, художественной деятельности, учреждений искусства, положения художников и ученых в обществе, даются ответы на многие художественно-мировоззренческие вопросы. В ряду таких исследований в первую очередь должны быть названы труды научных коллективов, а также отдельных исследователей, содержащие сведения, касающиеся рассматриваемого в диссертационном исследовании времени. Такие работы включают в себя самые разные жанры научной публицистики, отрывки из эпистолярного наследия художников, архитекторов, драматургов; фундаментальные исследования, ставшие частью учебного материала .

Историко-искусствоведческие работы, анализирующие истоки изменений в художественно-стилевых приемах творчества, происходящих под влиянием разных идейно-политических реформ. В том числе времени

1 Альтамира-и-Кревеа Р. История Испании. В 2-х т. Т. 2. — М., 1951; Арьес Ф. Человек перед лицом
смерти. - М., 1992; Бах А. История немецкого языка. - М., 1956; Бруннер К. История английского языка.

- М., 1956; Вульфиус А.Г. Западная Европа в Новое время. - M., 1920; Доза А. История французского
языка. — М., 1956; Жигульский К. Праздник и культура. — М., 1985; Зеворт Э. История Нового времени.
XVI-XVIII вв.; Тревельян Д.М. Социальная история Англии. Обзор шести столетий. - М., 1959 и др.

2 В числе таких работ: Мастера искусств об искусстве. Избр. отрывки из писем, дневников, речей и
трактатов. В 7-ми т. - М., 1965-1970. - Т. 7; История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли.
В 5-ти т. - М., 1962-1970. - Т. Н-Ш; История западноевропейского театра. В 5-ти т. - M., 1956-1970. -
Т. 1-2; История зарубежного театра. В 4-х т. Изд. 2-е. - М., 1984. - Т. 3; Державин К. Театр французской
революции. - Л.-М., 1937; ДороговаЛ.Н. Западноевропейская культура Нового времени. - М., 2001;
Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории: от истоков до середины XVIII в.

— Л., 1979; История зарубежного искусства. Изд. 3-е. — М., 1983; Мастера архитектуры об архитектуре.
Избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов. — М., 1972 и др.

амарнской реформы, средневекового периода, эпохи Возрождения, эпох барокко и классицизма. Рассматриваемое в этих трудах художественное наследие архитекторов, скульпторов, литераторов, композиторов, театральных деятелей, художников, творивших в периоды крупных социальных реформ. В их числе труды: Матье И.Э., Богославского Е.С., Либмана М.Я., Жирмунского В.М., Мюллера В.К., Вельфлина Г., Кон-Винера, Берковского Н., Асафьева Б.Д., Конен В.Д., Холоповой В.Н., Скребкова С.С., Ливановой Т.Н. и других.

К особой группе трудов, созданных на границе науки и литературного творчества и позволяющих констатировать изменения в культурном облике эпох, относятся изыскания в области биографий выдающихся художников, музыкантов, литераторов, архитекторов. В этих трудах исследованы не только художественные процессы разных периодов, но также дана картина повседневной жизни, показаны процессы выработки социально-художественных стратегий того или иного времени. В этом ряду следует отметить труды, которые опираются на огромную документальную базу, например: Андронова С.А., Буркхарта Я., Вольской В.Н., Золотова Ю.К., Полевого В.М., Роллана Р., Сарабь-янова Д.В., Чегодаева А.Д. и других искусствоведов.

Рассмотрение проблем, связанных с развитием идейных стратегий, складывающихся на базе научных, эстетических и философских воззрений мыслителей прошлого, было бы невозможно без обращения к трудам по философии, истории науки и образования: Бойда У., Вернадского В.И., Веймера Г., Гоббса, Паульсена Ф., Локка, Руссо, Лессинга и других.

Все это в совокупности позволяет диссертанту продолжить исследования по выявлению трансформирующих влияний политики и идеологии на социальные институты культуры, а также проанализировать характер «ответных» стратегий разных социальных сил и социальных институтов культуры на действия властей. Тем самым выявить сущность

трансформаций, переход одних качественных состояний институтов культуры в другие качественные состояния.

Цель и задачи исследования состоят в том, чтобы показать зависимость культурных трансформаций от тех или иных социально-политических и идеологических стратегий на примере социальных институтов культуры некоторых стран Западной Европы Нового времени; для этого:

раскрыть общественно-исторический смысл социально-политических и идеологических стратегий, избранных властными силами;

показать характер влияния социально-политических и идеологических стратегий на культурные преобразования в Западной Европе XVI-XVIII вв. (в сферах художественной практики, науке, образовании).

Объектом исследования является процесс трансформации культурного облика Западной Европы Нового времени, складывающийся под влиянием тех или иных идеологических и политических стратегий.

Предмет исследованияспецифика разнообразных стратегий, влияющих на институты культуры, на субъекты культурной деятельности.

Теоретическая и методологическая основа диссертации. В основе таковой лежат работы историков и искусствоведов по проблемам истории западноевропейской культуры Нового времени. В ходе написания работы применялись различные методы и приемы исследования. В основном это методы — сравнительного культурно-исторического анализа и синтеза, систематизации, теоретической рефлексии. В отдельных случаях, по причине необходимости восстановления недостающей исторической информации, применялся метод реконструкции.

Научная новизна работы:

впервые показана зависимость культурных трансформаций от основных социально-политических и идеологических стратегий Нового времени (Возрождения, Реформации и Просвещения);

новым является анализ смысла социально-политических и идеологических стратегий, а также их определение;

элементом новизны обладает установление особенностей влияния социально-политических и идеологических стратегий на культурные преобразования в Западной Европе Нового времени.

Практическая значимость работы заключается в возможности использовать выводы исследования при формировании новых культурных программ и выработки стратегий развития разными институтами культуры, построении социокультурных моделей развития общественной практики, прогнозировании последствий огосударствления и разгосударствления учреждений культуры. Выводы и конкретные положения работы могут быть использованы при подготовке учебных программ, пособий по истории искусства, культурной политике государства, по проблемам художественного, культурного развития общества и т.д.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Реализация политических и идеологических стратегий разных социальных сил в период XVI-XVIII вв. привела к трансформации институтов культуры в странах Западной Европы.

  2. Процесс трансформации институтов культуры осуществлялся как целенаправленно с помощью реформ, проводимых властными структурами, так и через различные способы самоорганизации и кооперации внутри этих социальных институтов культуры, путем выработки собственных адаптивных стратегий.

Прежде чем приступить к изложению заявленной в названии работы темы, следовало бы определить ключевые понятия и некоторые исходные положения. Они касаются в первую очередь содержания понятия «стратегии». Понятие «стратегия» пришло из греческого языка и было связано с военной деятельностью.

В древней Греции стратегами называли лиц, избираемых народным собранием для осуществления командных действий во время войн. Под стратегией длительное время понимали подготовку и ведение войн, деятельность высшего военного командования по подготовке и осуществлению военных операций. В ходе общественно-исторического развития смысловое поле понятия расширилось, и ныне это понятие стало применяться к разным областям деятельности: политике, праву, экономике, экологии, культуре.

Под стратегией в диссертационном исследовании понимается совокупность теоретических прогностических разработок и практических действий, направленных на их реализацию.

Ныне в разных работах можно обнаружить широкий набор понятий, основанных на использовании термина стратегия. К ним относятся: «стратегическое мышление», «стратегические действия», «стратегическое планирование», «стратегические разработки», «стратегические цели», «стратегические принципы» и т.п.

В историко-культурном развитии понятие стратегии применимо, с точки зрения диссертанта, в тех ситуациях, когда появляются условия, связанные с изменением существующих социально-экономических, политических, религиозно-идеологических порядков, и когда появляются силы, способные провести те или иные реформы, соответствующие новым объективно-историческим тенденциям развития.

Реформа - это преобразование, изменение содержания отдельного социального (политического, экономического, культурного) объекта или

процесса. Реформа - необходимый элемент социального изменения, эволюционный этап общественного процесса, способ введения инноваций.

Разработка мер, содействующих осуществлению таких реформ, а также реализация этих мер на практике неизменно отражаются на разных сторонах жизни общества, в том числе и на культурных феноменах. В древний период наиболее ярким примером несоответствия стратегического поведения в области культуры, равно как и в политике, можно считать реформы Аменхотепа IV или Эхнатона.

Выработка стратегии предполагает использование как реформ, так и коренных переворотов, революций. В любом случае это включает в себя ряд последовательных действий: изучение конкретной ситуации, постановку целей и задач, выбор средств осуществления этих целей. Стратегическое мышление должно включать в себя учет интересов разных сил, так или иначе втянутых в реализацию действий по осуществлению стратегического поведения.

В отличие от военной сферы, как показывает анализ теоретических работ и реальное соотнесение их содержания с исторической практикой, существует отличие в степени обязательности выполнения стратегических планов одних субъектов от других. Так, считается, что для военной деятельности стратегия едина и ее рекомендации обязательны для всех участников военных действий в данной политической системе. Что же касается реального поведения субъектов в других сферах деятельности, то обязательность выполнения стратегических действий для них может и не быть обязательной. Основываясь на материалах по истории культуры, можно констатировать отсутствие такой же меры обязательности для тех социальных сил, которые не включают себя в данную стратегическую линию поведения, враждебны ей. Так, стратегические действия королевских дворов Западной Европы в XV-XVIII вв. по обузданию феодальной анархии и установлению абсолютистских режимов

наталкивались на отчаянное сопротивление феодалов, что вынуждало при реализации стратегии единовластия определять меры борьбы с этой социальной силой.

Стратегическое поведение всегда осознано и целенаправленно. Оно включает в себя целенаправленные действия по организации и самоорганизации.

Целенаправленная деятельность осуществляется в обществе не только в форме внешних предписаний, но и в формах внутренней самоорганизации различных групп. При этом внутри социальных групп происходят культурообразующие процессы, затрагивающие самые разные аспекты структурирования производственной практики, духовной жизни, способов и органов управления и др. Проведение церковной реформы в западноевропейских государствах в XVI - начале XVII вв., как известно, сопровождалось рядом нововведений, затронувших самые разные стороны жизни. В соответствующих разделах диссертационного исследования будут рассмотрены примеры самоорганизации различных социальных групп, связанные с проявлением их стремления к национальной сплоченности, к преодолению раздробленности и сословной разобщенности, что ярко проявилось, в частности, в годы Великой французской революции. Целенаправленная практика властей по проведению в жизнь своих стратегических намерений сопровождается формированием внутренних защитных механизмов в самых разных социальных институтах, в том числе в институтах, обеспечивающих функционирование основных культурных потребностей общества, этноса. Самоорганизация различных социальных слоев, социальных страт осуществляется на принципах кооперации, благодаря кооперации, благодаря усилиям, связанным с отказом от некоторых индивидуальных групповых интересов в пользу общества. Так реализуется культуро-творческая деятельность людей. «Существует, - писал Спенсер, -

*

самопроизвольная кооперация, которая происходит непреднамеренно во время преследования целей частного характера, существует также сознательно установленная кооперация, предполагающая признанные цели общественного интереса» .

1 Цит. по: Дюркгейм Э. Социология. - С. 426.

Подобные работы
Кучмуруков Всеволод Всеволодович
Виртуальные коммуникации как фактор трансформации культуры информационного общества
Степанова Ольга Александровна
Японская семья в контексте трансформации массовой культуры Японии в начале XXI века
Минко Оксана Юрьевна
Трансформация общественной правовой культуры в постсоветский период: специфика многонационального региона
Кассин Юрий Владленович
Трансформация способов восприятия чужих культур в процессе культурных контактов
Пичугина Людмила Анатольевна
Российская корпоративная культура: генезис и исторические трансформации
Шведова Карина Васильевна
Трансформация информации в коммуникативных процессах культуры
Мурашова Людмила Георгиевна
Трансформация гуманистической "идеи университета" в культуре информационного общества
Скороходов Владимир Павлович
Художественная культура Беларуси в процессах общественных трансформаций
Дементьева Екатерина Валерьевна
Трансформация музыкального языка в западноевропейской культуре XX в.
Комарова Ирина Ивановна
Трансформация традиционных национальных ценностей русской культуры в условиях вестернизации средств массовых коммуникаций

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net