Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Культурология
Теория и история культуры

Диссертационная работа:

Корнилова Светлана Валерьевна. Художественная культура Швеции нового времени в русскоязычной историографии XIX - нач. XXI вв. : Дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 : Санкт-Петербург, 2003 250 c. РГБ ОД, 61:04-24/26

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ 10

1. Историографическое исследование как область исторической

культурологии 11

2 Проблемы системно-исторического изучения русскоязычной
историографии культуры и искусства Швеции Нового
времени 25

Глава II. ТИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И
МОРФОЛОГИЯ ИСКУССТВА ШВЕЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИВ
СРАВНИТЕЛЬНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ 42

1. Художественная культура Швеции от эпохи Барокко до
Модернизма в российской историографии 43

2. Лакуны российской историографии и современная шведская
историография 77

Глава III. ИСТОРИКО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
РУССКОЯЗЫЧНОЙ ИСТОРИОГРАФИИ КУЛЬТУРЫ ШВЕЦИИ
НОВОГО ВРЕМЕНИ 100

1. Изучение культуры Швеции Нового времени в русскоязычной
историографии XIX в 101

2. Изучение культуры Швеции Нового времени в русскоязычной
историографии XX — XXI вв 130

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 150

Список используемой литературы к гл. 1 154

Библиографическое приложение к гл. II и III 159

Таблицы и диаграмма 209

Иллюстративное приложение .. .219

Введение к работе:

Актуальность исследования «Художественная культура Швеции Нового времени в русскоязычной историографии XIX — нач. XXI вв.» обусловлена целым рядом социокультурных обстоятельств и современными потребностями развития наук о культуре. На рубеже XX - ХХІвв. развивался историко-культурный процесс, в который были включены все народы, населяющие нашу планету. В этих условиях возникают новые проблемы субъектных отношений, принадлежащих к различным региональным, национальным и этническим группам. Закономерно, что с изменением мировой ситуации возросла потребность в знаниях, отражающих локальное своеобразие культур, возможность бесконфликтного взаимодействия общностей и прогнозирование такого поликультурного развития, которое бы преодолевало диктат односторонних интересов и нетерпимость к «Другому». Следует подчеркнуть актуальную значимость культурного диалога между народами близлежащих соседних государств.

Эта проблема важна как для науки, так и для образования. В новом государственном образовательном стандарте высшего образования по многим специальностям в профессиональную характеристику выпускника впервые вошло требование «владеть основами знаний о сохранении культурного наследия».1 На территории Северо-Запада России для современных и будущих поколений в этом отношении максимально востребованными становятся знания об истории развития культуры Скандинавских стран.

История художественной культуры Фенноскандии исследуется современными учеными. В этом направлении сделано немало.

Соломин В.П.,.Любимов В. Ф. Всемирное наследие Северо-Запада России в образовании // Культура Петербургского региона в науке и образовании. Материалы научно-практической конференции 28-29 сентября 2000 года / Отв.ред. Л.М.Мосолова. - СПб., 2000. С. 10-11.

4 Симптоматично, что и в различных высших и средних учебных заведениях Северо-Западного региона России начинают преподаваться курсы по истории культуры Скандинавских стран. Вместе с тем, факты доказывают: культура Швеции XVII - XX вв. изучена недостаточна — ближайшие соседи на протяжении длительного времени воспринимались в России, лишь как потенциальные военные противники. Недостаток общих и специальных знаний обо всем многообразии развития искусств в Швеции Нового времени значительно затрудняет дальнейшее интегративное исследование Скандинавской художественной культуры, а также создание полноценных школьных и вузовских программ, посвященных истории художественной культуры Северной Европы. Основной проблемой, с которой сталкиваются ученые и преподаватели таких курсов, является отсутствие историографического исследования, а также собрания оптимального объема историографических фактов по истории культуры Швеции вообще и, особенно, по истории развития художественной культуры.

В XX столетии предпринимались попытки осмысления
особенностей культуры Швеции Нового времени в рамках русско-
шведских культурных связей и исторических отношений Швеции с
другими государствами, однако, ни одна из изданных в России работ не
раскрывает специфики развития художественной культуры Швеции
Нового времени. Основная причина сложившейся ситуации кроется в
отсутствии системно-исторического анализа научных трудов,

посвященных различным видам искусства в контексте развития культуры Швеции Нового времени, как в русскоязычной, так и в иностранной научно-исследовательских литературах. Поэтому наиболее актуальным представляется выявление исторической специфики интереса исследователей и российской общественности к художественной культуре Швеции Нового времени. Столь же необходимо провести историко-типологический анализ русскоязычной

5 историографии культуры Швеции Нового времени. Это даст основания, во-первых, для формирования целостного представления об уровне изученности художественной культуры Швеции Нового времени в России; во-вторых, для выявления проблематики исследований, проведенных российскими учеными; в-третьих, для сопоставления результатов исследований, изданных на русском языке, и работ шведских ученых, которые не переведены на русский язык и остаются мало известными в России.

Решение поставленных задач позволит проводить более глубокие научные изыскания и более основательную разработку специальных учебных и общеобразовательных программ по истории художественной культуры в Северной Европе и в Северо-Западном регионе России.

Диссертационное исследование проводилось в рамках плановой научно-исследовательской работы кафедры Художественной культуры РГПУ им. А.И.Герцена и является продолжением исследований по изучению мировой, отечественной и региональной культур.

Объект исследования - художественная культура Швеции Нового времени.

Предмет исследования — история и результаты изучения художественной культуры Швеции Нового времени в российской науке (в определенном сопоставлении с фундаментальными исследованиями шведских ученых).

Цель диссертации и задачи исследования

Целью работы является выявление исторической специфики исследовательского и общественного интереса в России к художественной культуре Швеции Нового времени и характеристика научных изысканий в этой области.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: сформулировать методологическую и теоретическую базу для

проведения историографического исследования художественной

культуры Швеции в рамках современной исторической

культурологии;

проанализировать типы художественной культуры и морфологию искусства Швеции Нового времени в сравнительной историографии (на материале русскоязычной и иностранной литературы);

определить доминирующие темы, наиболее исследованные в русскоязычной литературе, и выявить те аспекты художественной культуры Швеции, которые недостаточно изучены в России;

проследить эволюцию изучения культуры Швеции Нового времени в русскоязычной литературе, изданной с 1800 по 2003 гг.;

выявить особенности динамики, периоды повышения и снижения общественного и научно-исследовательского интереса к культуре и искусству Швеции Нового времени в России, раскрыв причины неравномерности обращения россиян к изучению культуры соседнего народа;

изучить научные, справочные, энциклопедические и библиографические издания шведских авторов, посвященные истории искусств Швеции, помогающие постичь развитие художественной культуры Швеции Нового времени.

Гипотеза исследования: системное изучение художественной культуры Швеции Нового времени станет возможным при наличии глубокого и всестороннего историографического исследования, в котором представлен в оптимальном объеме выявленный корпус литературы. Историографическое исследование позволит определить уровень изученности культуры Швеции каждой отдельной эпохи (от Барокко до Модернизма) в русскоязычной литературе, динамику развития общественного и научного интереса в России к различным видам искусства Швеции. Диссертационная работа раскроет тематические и проблемные доминанты исследований, а также лакуны в

7 изучении шведской культуры и искусства на материале публикаций XIX-нач. XXI вв.

Систематизированное библиографическое приложение и результаты историко-типологического анализа выявленных историографических фактов и источников послужат надежной базой для интегративных и дифференцированных научных исследований и создания добротной учебной и методической литературы, а также аудиовизуальных средств для ВУЗов с углубленным изучением этнокультурологии и истории культуры Северной Европы и Северо-Западного региона России, а также для решения общекультурных и общеобразовательных задач.

Методологическая основа и методы исследования

Методология данного исследования обусловлена необходимостью
применения полидисциплинарного подхода, учитывающего
современные общенаучные достижения; методологию изучения
художественной культуры в рамках философии культуры; исследования
этнокультурологов и скандинавистов в области искусствознания,
регионалистики и исторической культурологии; а также
инструментарий и методы собственно историографического

исследования.

Используются современные методы, применяемые в исторической
культурологии: синхронический, . диахронический, историко-

типологический, сравнительно-исторический, контекстный. Среди
методов используемых в современной историографии в данной работе
нашли применение хронологический, проблемно-хронологический и
ретроспективный методы.
Эти методы помогли, во-первых,

проанализировать круг и характер существующих историографических фактов; во-вторых, изучить процесс накопления знания по исследуемой проблематике на разных этапах историко-культурного процесса.

8 Положения, выносимые на защиту:

необходимость полидисциплинарного анализа историографии шведской культуры, в целом, и художественной культуры, в частности;

продуктивность системной методики проведения исследования историографических изысканий по данной историко-культурной проблеме;

синхроническая и диахроническая систематизация историографических фактов и источников по истории культуры Швеции в русскоязычной литературе;

неравномерная изученность в отечественной науке различных типов художественной культуры Швеции: наименее исследована культура эпохи Барокко и Просвещение, богатый историографический материал, опубликованный в XIX веке, дает возможность получить представления о шведском Романтизме и Позитивизме; сведения о культуре Швеции в эпоху Модернизма отрывочны и недостаточны;

определены доминирующие темы и те аспекты, которые недостаточно изучены в России: многосторонне изучена история политических, социальных и экономических связей Швеции и России; существует разнообразный материал для получения представления о социокультурных характеристиках страны в изучаемый период; широко представлены переводы шведской художественной литературы; вместе с тем, лишь фрагментарно изучена отечественной наукой архитектура и изобразительное искусство Швеции, крайне скудны сведения о театральном искусстве, единичны исследования по музыке, практически отсутствуют сведения о декоративно-прикладном искусстве и народном творчестве Швеции; нет ни одной всеобъемлющей работы о художественной культуре Швеции Нового времени;

- обнаружен волнообразный и циклический характер проявлений
общественного и научного интереса к шведской культуре на
протяжении двух веков, результаты отражены в табл. № 1 и на
диаграмме;

- систематизированы русскоязычные издания: в каталоге
представлены в «Библиографическом приложении к главам II и III» и
табл. № 2 и 3.

Степень разработанности проблемы

Начиная с XIX века, различные аспекты изучения культуры Швеции Нового времени становились предметом российской историографии. Глубоко исследовались источники по истории Швеции, которые находились в архивах и книгохранилищах Швеции, России и Прибалтийских государствах. Выдающийся русский ученый, академик Я.Грот исследовал развитие скандинавской художественной литературы и, в частности, культуру Швеции. Одним из первых стал изучать шведскую историографию XVIII-XIX вв., опираясь на исследования шведских ученых, российский историк И.Лучицкий.

Работе шведских историков в русских архивах в XIX - нач. XX вв.
посвятил свои исследования В.Похлебкин. Библиографическое
описание шведских книг, находящихся в коллекции научной
библиотеки ЛГУ, составила Е.Мимошина. Существует

библиографический справочник П.Колмакова по истории, экономике и культуре Швеции. В 1986 году издан библиографический указатель «Художественная литература Скандинавских стран в русской печати». В.Люблинский выявил источники по истории скандинавских стран в ЛОИИ АН СССР. Ю.Мадиссон, А.Сванидзе, Х.Стродс опубликовали описания источников по истории Швеции, хранящихся в архивах Эстонии и Латвии.

Отдельные вопросы историографии русско-скандинавских связей и культурных взаимоотношений Швеции и России рассматривались в

10 исследованиях ведущих скандинавистов - Д.Шарыпкина, И.Шаскольского, Г.Некрасова, А.Кана, О.Чернышевой, В.Рогинского.

Подобные работы
Дегтярева Ирина Вячеславовна
Организационная культура России начала XXI века: трансформации моделей отношений в организациях
Ягодинцева Нина Александровна
Русская поэтическая культура XX - начала XXI века: сохранение целостности личности человека
Караваева Ольга Николаевна
Своеобразие региональной художественной культуры конца XX - начала XXI века : на примере Удмуртии
Степанова Ольга Александровна
Японская семья в контексте трансформации массовой культуры Японии в начале XXI века
Браславский Павел Исаакович
Технология виртуальной реальности как феномен культуры конца XX - начала XXI веков
Уварова Вера Анатольевна
Динамика системы семейных ценностей в российской культуре конца XX - начала XXI века
Власова Жанна Николаевна
Идеальный образ физически развитого человека в российской культуре конца XX - начала XXI вв.
Слесарева Ирина Вячеславовна
Молодежная клубная культура на рубеже XX-XXI веков : аксиологический аспект
Васильева Жанна Владимировна
Фотография моды в культуре России рубежа XX-XXI вв.
Малыгина Анна Владимировна
Гендерные репрезентации как тексты культуры : на примере моды середины XX - начала XXI вв.

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net