Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Культурология
Теория и история культуры

Диссертационная работа:

Кондратьева Елена Александровна. Рукописная книга как феномен духовной культуры Древней Руси :На материале "Остромирова Евангелия" : Дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 : М., 2005 139 c. РГБ ОД, 61:05-24/106

смотреть содержание
смотреть введение
смотреть литературу
Содержание к работе:

Введение 3

Глава I. Элементы рукописной книги «Остромпрова Евангелия» в процессе формирования духовности человека 14

§ 1.1. Социальная и культурная значимость рукописной книги 15

§ 1.2. Славянский алфавит как инструмент образования 44

Глава П. Функции «Остромпрова Евангелия» 66

§ 2.1 Кириллица как знаковая система мира 66

§2.2. Социальный аспект познания времени 86

§ 2.3. Рукопись как инструмент формирования личности 103

Заключение 124

Список литературы ...128 

Введение к работе:

Духовное наследие Руси не отделимо от древнерусской письменности, рукописных книг. Являясь основой для воспитания и образования русского человека, рукописная книга в значительной мере определяла его нравственно-духовное развитие. Отношешш на Руси искони строились не только и не столько на внешних — правовых отношешіях, сколько на внутренних - нравственных, присущих человеку духовных основах. При этом «живое» слово и слово, переведенное в знак — рукописная книга, являются связующим звеном между внешним и внутренним. М. М. Бахтин, рассматривая слово в контексте конкретных форм социального общения, пишет: «Все иные несловесные знаки обтекаются речевой стихией, погружены в нее и не поддаются полному обособлению и отрыву от нее»1.

«Духовный человек» — это носитель высокого уровня общечеловеческой нравственности, культуры, образования и воспитания. Человек духовен по своей природе, «дух» - суть дыхание, дуновение ветра Тело и дух, или плоть и дух, означают всего человека по основным частям его существа (1 Кор. 7,34. 2 Кор. 7, I)2. Однако духовность, как и вся наша жизнь, полярна, добру противостоит зло, свету — тьма, покою — движение, смерти - бессмертие. Полярность Вселенной и человека нашла свое отражение и в онтологических принципах христианских теологов.3 Полярности не только противоположны друг другу, но и едины, т.к. без зла нет добра, поэтому «смерть наступает для жизни... она есть не только торжество бессмыслицы, результат греха... но и торжество смысла, напоминание о божественной правде»4. Дух и плоть едины и противоположны, евангелие учит «умей различать духов злобы поднебесной» (Еф. 6, 12). Потому очень важно «правильно» направить человека, то есть дать ему нравственно-духовное образование в соответствии с общечеловеческими заповедями добра и справедливости.

Актуальность исследования. Социально-экономические условий России определили такое специфическое явление в русской культуре, «как существование в течение длительного времени рукописной книги»2. Особое место России в мировой культуре определило и своеобразие «русской души», которое наиболее ярко отразилось в рукописных книгах. Рукописная книга, по своей сути, полифункциональна, при этом, с одной стороны, она во многом определяет духовно-нравственное развитие русского человека, воспитывала его и просвещала, а с другой - рукописная книга дает возможность постичь и определить главные черты уклада русской жизни, является опорой и мостом между материальной и духовной культурами, т.к. «язык слов есть один из первых и важных актов человеческого духа»3. Разработка темы особенно актуальна в наши дни для современного состояния мировой цивилизации, характеризуемого наличием духовного кризиса и потребнлстью вернуться в сферы морали и нравственности, что и обуславливает актуальность исследования.

Степень научной разработанности. Духовности в различных ее аспектах как важной составляющей русской культуры уделялось много внимания. Стремление отечественных «любомудров» найти объяснение загадочному русскому характеру, а часто и выразить основные его черты в своих творениях отразилось уже в X - XI веках. Примером может служить личность митрополита Иллариона, который внес весомый вклад в русскую культуру, создав «Слово о Законе и Благодати». Илларион направлял деятельность всего киевского скриптория, к которому принадлежал и диакон Григорий, исполнитель заказа Остромира. Именно то, что «Остромирово Евангелие» — не простой список с Евангелия, а «зеркало», отражавшее духовный мир русского народа, и привлекало многочисленных исследователей, в их числе были «президент Академии художеств ОлейныйА. Н., известные собиратели книжных древностей граф Румянцев Н. П., горный инженер Фролов П. К., митрополит Евгений (Болховитинов), русский историограф Карамзин М. Н.»1.

Начало изучения «Остромирова Евангелия» как памятника славянских языков было положено А. X. Востоковым. Итогом его работы стало научное издание «Остромирово Евангелие 1056 — 1057 годов с приложением греческого текста Евангелий с грамматическими пояснениями»2. Издание «Остромирова Евангелия» сделало его досггугшьім для широкого изучения. Бычков А. Ф.3 положил начало изучению «Остромирова Евангелия» как памятника истории русского искусства Буслаев Ф. И.4 ввел его в курс преподавания русского языка. Особый интерес проявлял к «Остромирову Евангелию» Стасов В. В.5. Изучением «Остромирова Евангелия» занимались искусствоведы Лазарев В. Н.6, Свирин А. Н.7, ученые лингвисты Фортунатов Ф. Ф.8 и Карийский Н. М.9. «Остромирово Евангелие» стало предметом исследования по истории русского языка, славянской и русской палеографии.

Традиционно сложилось, что изучение славянской письменности и рукописных книг ведется в основном с исторической, философской, лингвистической, искусствоведческой и богословской позиций При этом крайне редко происходит объединение накопленных знаний в том или ином научном направлении. Культурология, являющаяся интегративной наукой, позволяющая представить целостный взгляд на проблему, вводит понятие «рукописная книга» в мировоззренческий контекст. Степень разработанности проблемы представляется возможным охарактеризовать в нескольких аспектах:

1. Лингвистическом.

Исследование рукописного наследия с точки зрения лингвистики основывается, прежде всего, на изучении разных языковых наслоений, появившихся в той или иной рукописи в результате переписок, и основная задача - так или иначе соотнести в пространстве и времени каждый выявленный языковой слой. Изучением данной проблемы занимался Востоков А. X.1.

Классический пример разбора русского извода был дан Карийским Н. М. в его работе об «Остромировом Евангелии»2.

История текста изучается текстологией, которая рассматривает характер самих текстов, цели, причины их изменений. Учение о внутренней форме слова освещает Лихачев Д. С. в работе «Текстология»3. Внутреннее движение, непрерывно совершающееся между языковыми элементами, рассматривает Лосев А. Ф.4. Он раскрывает проблему слова как знака, указывающего на место и время в пространстве, где пребывает человек.

2. Богословском.

Задача богословия - передавать знания о Боге посредством церковных богослужений, годовых чтений. Богословие решает вопросы о составе чтений, надлежащем виде богослужебных библейских чтений. В данном случае имеется в виду влияние на человека книг священного писания через просветительно-образовательный и нравственно-духовный аспекты. Ученые словисты Евсеев И. Е.1, Голубковский Н. Н.2 и ряд других русских богословов, философов начала XX века занимались Библейской проблематикой и вопросами церковно-славянского богослужебного языка

3. Философском.

Существует большой пласт научной литературы, в которой отражена своеобразная форма христианства, сложившаяся на Руси, получившая наименование православия. Христианство создало новый понятийный аппарат, основываясь на греческой традиции, а иногда — отталкиваясь от нее.

Занимаясь устроением славянской азбуки, Константин Философ работал в библиотеке Патриарха Фотия. Он знал письмена греческие, иудейские, латинские и в своей азбуке воплотил «явный» и «тайный» принцип «триединства», опираясь на Софию - премудрость Божию. Проблема софийности входила в круг философской рефлексии Флоренского П. А.3.

Парадокс времени и вечности, проблему творчества и воображения (образа) затрагивает Бердяев Н. А.4.

4. Искусствоведческом.

Основным средством для достижения единого книжного организма является композиция, в результате которой читатель воспринимает книгу как целое, как часть мира.

Гармоничное сочетание элементов, образующих художественный ансамбль книги, раскрывается во времени и пространстве.

Искусство книги органически включает в себя шрифт, иллюстрации, орнамент. Орнамент — ритмическое зрительное искусство в пределах плоскости, он непосредственно связан с образом, происходящим из пространства.

Орнаментом как одним из видов искусства занимались 1 У "X А.

Стасов В.В. , Лазарев В. Н. , Свирин А. Н , Щепкин В. Н. и ряд других специалистов в этой области. 5. Историческом.

Славянский язык, сохранив глубинные корни, претерпел в своем развитии огромные перемены. Живой интерес к истории, ставший поистине всеобщим, позволил взглянуть по-новому на первоисток русской культуры - старославянский язык, азбуку, слово. Свидетельством тому множество книг, статей, исследований о летописной эпохе5.

Традиционно сложилось, что при изучении славянской письменности основное внимание уделяется историческим материалам. Первоисточники, несомненно, важны, но главным объектом исследования является универсум слова, который может раскрыться в культурологическом аспекте, что и ііредпринимается автором в данном исследовании;: рассмотреть «Остромирово Евангелие» как часть мира, структуру, живущую в пространстве как некий универсум. Универсум -это человек = книга, помещенная в парадигму неба и земли как ее часть.

Для решения этой проблемы автор обращается к духовным ценностям, нравственно-духовным идеям, ряду констант мировой культуры, посредством которых воспитывался русский человек. Проблему «веры», «религии», а также «алфавитный прішцип» в культуре рассматривал Степанов Ю. С. в работе «Константы мировой культуры»1.

Соотношением дней недели в пространстве и времени занималась Толстая С. М. ЕЕ работа «К соотношению христианского и народного календаря у славян; счет дней и оценка дней недели»2 представляет большой интерес, однако ученая в своем исследовании, давая оценку христианскому и народному календарю, не затрагивает нравственно-духовные ценности, на основе которых строится сам календарь.

Большой вклад в изучение рукописных книг внесли Розов Н. Н.3, Бахтин М. М.4, Шоркин А. Д.5, Зиновьев А. В6., Толстой Н. И.7 и ряд других исследователей.

Методология исследования опирается на герненевтико-феноменологические теории толкования текстов культуры и литературных текстов, поскольку имеет место обращение к присущим сознанию духовным сущностям, независимым от реальности и чувственного опыта. Текст рассматривается не только в качестве совокупности выраженных в нем мыслей, но и в качестве выражения духовной жизни как самого автора (в данном случае автором выступает исполнитель заказа диакон Григории), так и культуры данной эпохи.

Методологические подходы к исследуемой проблеме основываются также на теоретической базе современного научного знания (М. М. Бахтин, А. В. Зиновьев, А. Ф. Лосев, Ю. С. Степанов, С. М. Толстая, А. Д. Шоркин).

Теоретико-методологической основой части исследования стали исследования Ю. С. Степанова, который рассматривал и актуализировал «алфавитный прішцип» в культуре, в частности, «алфавит как модель концепта «Мир».

Целью диссертации стал анализ рукописной книги как целостного феномена, бытующего в пространстве, являющегося отражением мировоззрения людей, посредством которой человек просвещался и воспитывался, т.е. выступал как культурологическое явление. Цель определяет следующие задача исследования:

• Выявить связь материальной и духовной культуры, на основе которой строится образование и воспитание человека;

• Актуализировать понятия пространство — образ, среда - время и рассмотреть их функционирование на примере «Остромирова Евангелия»;

•Представить алфавит как целостную семиотическую систему; •Уточнить связь концептов: буква как знак числа, буква как знак звука, графическая система буквы;

• Установить нравственно-духовные соотношения «родительский наказ» кириллицы с вербальной формой его бытийствования на примере «Остромирова Евангелия»;

• Определить основные параметры «Образ», «Слово» и способы их функционирования в контексте «книга в духовной жизни»;

• Обобщить связь духовной и материальной культуры с «высшей» и «низшей» половиной кириллицы посредством Слова.

Объектом исследования является рукописная книга, бытующая в пространстве духовной и материальной культур, посредством которой осуществлялось образование человека в православной христианской культуре.

Предметом исследования стало слово в «Остромировом Евангелии», воплощенное в букве или знаке (алфавит), как модель мира, характерная для мировоззрения русского средневекового человека.

Научная новизна работы состоит в том, что автор рассматривает «Остромирово Евангелие» как путь поиска познания истины, как текст, отражающий мировоззрение русского народа. Кроме того, осуществлен комплексный анализ «Остромирова Евангелия» сквозь призму нравственно-духовного воспитания русского человека. Обобщена связь духовной и материальной культуры с «высшей» и «низшей» половиной кириллицы, на основе которой строится образование и воспитание посредством слова, рукописной книги.

Обосновано, что рукописная книга в духовной жизни Руси играла главенствующую роль и являлась основой, связывающей материальную и духовную культуры. Это представляет широкие возможности для пршщипиально нового понимания процессов, протекавших в русской культуре X — XI столетий.

На защиту выносятся следующие положения:

- Духовные и нравственные аспекты рукописной книги постигаются через их социальную и культурную значимость для человека Социокультурная значимость рукописной книги осмысляется через ее функции, такие как познание, образование и воспитание.

- Слово как образ и буква как знак раскрываются через способы их функционирования в рукописных текстах и рассматриваются в контексте алфавитного іфгащипа, который отражает устроение мира, где каждая отдельная буква несет в себе ряд признаков - цветовой, графический, звуковой, числовой. Буква расположена в определенной системе координат в алфавите, в котором присутствуют особо значимые точки, отражающие принцип мироустроения и совпадающие с началом, концом и серединой славянской азбуки.

- Нравственные и духовные заветы кириллицы рассматриваются в понимании мира как абсолютной полноты бытия, которая раздельно едина и отражает путь христианина, в котором духовная сторона суть стремление к «положительным ценностям»: любви, добру, стремлению к знаниям, к строгому следованию правилам и порядкам, материальная - к «отрицательным ценностям», готовящим человеку гибельную бездну.

- Социальные аспекты познания отражены в «литургическом времени», которое соотносится с календарными циклами и тем самым втягивает человеческую жизнь в религиозный ритм. Через сощіальшлй аспект познания мира преодолевается разрыв, связанный с пространством и временем, раскрывается процесс воспитания в духе христианского вероучения.

- Социально-культурные аспекты воспитания направлены на формирование личности и преследуют следующие цели и задачи: воспитание преемственности поколений, сохранение национальной культуры, формирование личности, обладающей высокой духовностью и нравственностью. Они построены на нравственно-духовных лрішцшіах, основные из них: смирение, любовь к ближним, милосердие и сострадание, личная ответственность за дела и поступки, умение и желание просить прощения, чувство благодарности первообразу и людям. Остромирово Евангелие, отражает основные ггоинцдпы формирования личности и поэтому есть средство регулирования отношений, направляющее воспитание в сторону богоискательства, отсекающее «крамольную пищу» для ума.

Теоретическая значимость данного исследования заключается в актуализации и определении понятия «рукописная книга» в духовной жизни Руси как особого способа воплощения «явного» и «тайного» смысла в универсуме слова. Данное понимание базируется на культурологическом подходе к предмету исследования и, переводя понятие «рукописная книга» в мировоззренческий контекст, позволяет постичь смысл духовной жизни русского человека X - XI веков. При этом понятие «рукописная книга» в духовной жизни Руси выводится за рамки сугубо лингвистического и богословского восприятия, то есть предлагается культурологический подход к предмету исследования, уточняющий социокультурные функции рукописной книги.

Практическая значимость обусловлена возможностью использовать материалы исследования в разработке учебно-методической литературы, в процессе учебной работы в высших и средних учебных заведениях в рамках специальных курсов и семинаров культурологической тематики, анализа культурной сіггуации эпохи на примере рукописи XI века. Достигнутые в ходе исследования результаты, а также материалы диссертации могут быть использованы при подготовке аспирантских и дипломных научных трудов, в общих и специальных курсах по культурологии.

Апробация результатов исследования осуществлялась на областной научно-инженерной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» (Кострома, 1999); международной научной конференции «Провинция как социокультурный феномен» (Кострома, 2000); Авакумовских чтениях «Мир старообрядчества: книжность, традиции, культура» (Кострома, 2000), научно-практической конференции для молодых ученых «Культурология на рубеже XX - XXI веков: некоторые итоги и перспективы» (Москва, 2001); диссертация обсуждалась на кафедре гуманитарных наук Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, где первая глава включает два параграфа, вторая - три, а так же заключения и списка литературы, состоящего из 181 наименования.

Подобные работы
Бруева Татьяна Александровна
Книга как феномен культуры: философский аспект
Галитбарова Марина Истрафильевна
Мода как феномен культуры
Курбатов Владимир Петрович
Особенности системной интерпретации сценического образа как феномена культуры
Носоченко Марина Александровна
Совершенство как феномен культуры
Климов Михаил Юрьевич
Семиотическая система спорта как феномен культуры
Нечаева Наталья Брониславовна
Генезис музыкального творчества как феномена культуры
Кургузов Александр Викторович
Оптинское старчество как феномен культуры: источники изучения
Серегин Александр Васильевич
Информационное пространство как феномен культуры
Ипполитова Александра Борисовна
Русские рукописные травники XVIII века как феномен культуры
Щитова Виктория Исааковна
Презентация как коммуникационный феномен культуры (Визуальный аспект)

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net