Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Культурология
Теория и история культуры

Диссертационная работа:

Беркунова Любовь Андреевна. Экологическая культура в аспекте становления ценностей современного общества : Дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 : Самара, 2004 160 c. РГБ ОД, 61:04-24/110

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение

Глава 1. Экологический кризис и проблемы становления новой шкалы ценностей

  1. Человечество как геологическая сила биосферы и причина экологического кризиса

  2. Ценностные установки личности-общества в контексте экологических проблем

  3. Альтернативные варианты социокультурного развития современного общества в системе экологических ценностей

Глава 2. Формирование экологической культуры XXI века: проблемы, пути их решения

  1. Экологическая культура и ее роль в развитии современного общества

  2. Экологизация системы образования и воспитания как эффективный путь формирования экологической культуры

  3. Проблемы становления экологической культуры современной России

Заключение

Библиография

Введение к работе:

Актуальность исследования s

Будущее природы и судьба планеты зависят, в конечном счете, от образованности, культуры, духовности каждого человека, человечества в целом.

Обострение экологической ситуации в мире требует поиска новых подходов к анализу взаимодействия природы и общества с учетом становления экологической компоненты человеческой жизнедеятельности и культуры. Основные ценности современного социума - капитал, природные ресурсы, информация - не могут сегодня считаться безусловно основополагающими. Таковой выступает только жизнь во всем богатстве проявления, и именно она все чаще рассматривается в качестве абсолютной ценности и всеобщего критерия развития цивилизации.

Осознание человеком ответственности за будущее "живого вещества" (В.И.Вернадский), закрепленное в социокультурных принципах его бытия, является мощным фактором воспроизводства биосферы и социума как ее части. Особого внимания требуют в этом плане такие базовые компоненты социального развития как экологическая культура, образование, воспитание и просвещение, ориентирующие человека (общество) на коэволюцион-ный путь развития, "партнерские отношения" с природной средой - средой обитания и производственной деятельности, что предполагает наличие определенного и достаточно высокого уровня экологических знаний, экологического сознания. Экологическая культура становится необходимой в аспекте адекватного осмысления научной картины мира и перспектив развития человечества.

На современном этапе развития России разработка этих проблем становится теоретически и практически актуальной, так как переход к рыноч-

ным отношениям осуществляется в сложной социально-экономической, политической и экологической обстановке. Вместе с тем, необходимо, чтобы этот переход совершался с учетом концепции устойчивого развития мирового сообщества, основные идеи которой были сформулированы в Докладе международной Комиссии по окружающей среде и развитию, в документах Конференции ООН (Рио-де-Жанейро, 1992). Новым свидетельством того, что международное сообщество в лице представителей двухсот стран мира осознало необходимость решения экологических проблем, стал Саммит в Йоганнесбурге (2002).

Сегодня очевидна необходимость разработки национальных планов по охране окружающей среды, развития стран через посредство оптимального использования их природных ресурсов.

Комплекс этих проблем можно решить, лишь максимально используя возможности экологической культуры с учетом сложности и противоречивости процесса глобализации. Глобализация в современном мире быстро набирает темпы и играет решающую роль в становлении универсальной, планетарной цивилизации.

Актуальным, становится: анализ гуманистического содержания экологической культуры,назначение которой состоит в "переводе" человечества, в качественно новое состояние, ориентирующееся на экологические ценности и практические действия, исключающие доминантность утилитарно-потребительской психологии.

Понимание экологических проблем как научно осмысленных, закрепленных в индивидуальном и массовом сознании, должно стать центральным в международно-ориентированной социокультурной системе образования, формирующейся в ходе глобализации современного социума. В итоге экологическая культура сможет выполнить свою главную миссию - способствовать переориентации человека (человечества) на планетарные цен-

ности: сохранение ресурсов живой и неживой природы.

Под этим * углом зрения представляется значимым исследование, посвященное анализу феномена экологической культуры в аспекте необходимости и возможности решения ею задач по формированию экологических ценностей современного общества.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблемы, экологической культуры, экологического сознания и мировоззрения, экологической компоненты образовательно-воспитательного процесса исследуются сегодня представителями гуманитарных, естественных и технических наук.

Истоки такого рода разработок содержатся в трудах русских ученых (В.В. Докучаев, В.И.Сукачев, И.В.Федоров, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский и др.). Особое место среди них принадлежит В.И. Вернадскому - основоположнику учения о живом веществе, теории биосферы-ноосферы. Идеи В.И. Вернадского оказали влияние на возникновение теории антропокосмизма — системы, в которой естественно-историческая, природная (в широком смысле космическая) и социально-гуманитарная тенденции гармонически сливаются в единое целое. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере рассматривается в качестве методологической основы решения экологических проблем современности.

Мировоззренческие и ценностные аспекты становления и развития экологической культуры содержатся в работах таких исследователей как: Р.К. Баландин, И.А. Василенко, Э.В. Гирусов, В.Г. Горшков, М.В. Гусев, В.И. Данилов-Данильян, В.А. Зубаков, М.С. Коган, К.Я. Кондратьев, А.О. Лагутин, Д.С. Лихачев, В.А. Лось, В.В. Манталов, А.Г. Маслеев, Н.Н. Моисеев, Е.В. Никонорова, Ю.П. Ожегов, Э. Райденбах, Н.В. Реймерс, Д. Робин, И.С. Семененко, И.Ю. Солдаткина, А.Д. Урсул, С.Г. Шерман и

др.

Анализу экологического сознания, экологического образования и воспитания посвятили свои труды В.Н. Авдонин, О.С. Анисимов, A.M. Буров-ский, А.И. Валитова, В.Ф. Взятышев, С.Н. Глазычев, Р.Б. Камаев, В. Клин-чарский, А.Н. Кочергин, К.К. Колин, Д.Ж. Маркович, Н.В. Маслова, B.C. Петров, И.М. Подзигун А.И. Романкова, Г.Г. Смирнов, Г.С. Смирнов, П. Скотт, В.Е. Шукшунов и др.

Экологические аспекты системы социокультурных ценностей исследуются И.А.Василенко, Ю.Ю.Галкиным, Б.З.Докторовым, Т.В.Ивановой, Р.Каучуковым, О.Н. Козловой, А.С.Панариным, С.А.Пеговым, А.Савка, В.В.Сафроновым, В.Степиным, Б.М.Фирсовым, О.Н Яницким и др.

Практика экологического образования и воспитания стала предметом внимания Л.И. Андреевой, Э.Э. Баранниковой, Г.Я. Богомоловой, С.Д. Дерябы, Е.В. Елиной, А.Н. Захлебного, Н.М. Мамедова, А.В. Миронова, В.Н. Михелькевича, С.Н. Николаевой, Д.Ф. Петяевой, К.А. Романовой, Л.П. Симоновой, И.Т. Суравегиной, Н.Б. Чечиной, В.А. Левина и др.

Проблематике экологической культуры, образования и воспитания были посвящены социологические исследованияя ряда авторов (А.И. Валитова, П. Глински, Дж.Г. Гэллап, Б.З. Докторов, Р.Э. Дэнлап, Т.В. Иванова, Дж.К. Файблемана, Е.В. Никонорова, В.И. Павлов, В.В. Сафронов, О. Ста-нек, В. Столбов, Б.М. Фирсов, Р.И .Хильчевская, Г.А. Шагун, В.А. Левин и

др.).

Исторические аспекты становления шкалы экологических ценностей содержаться в публикациях таких авторов как: И.Т. Абрамова, Г.Н. Али-мурзаев, И.П. Герасимов, В.Р. Кабо, Г.А. Ключарев, Е.А. Когай, Л.А. Коган, П. Козловски, В.А. Кутырев, Г.Н. Матюшин, В.М. Межуев, Н.Н. Моисеев, А.П. Назаретян, Е.В. Назарова, А.Н. Павленко и др.

Вместе с тем, в литературе недостаточно раскрыты специфические

черты культуры, позволяющие рассматривать их в качестве эффективного средства изменения ценностной шкалы личности (социума) в "экологическом" ключе.

При: освещении процесса становления экологических ценностей на уровне индивидуального и массового сознания мало внимания уделяется вопросам альтернативных вариантов социокультурного развития. Заслуживает большего внимания осмысление проблемы становления экологической культуры применительно к условиям современной России, тенденций развития глобального социума.

Объект диссертационного исследования - система экологических ценностных предпочтений, проблемы их формирования и проявления в деятельности человека (человечества).

Предмет диссертационного исследования - экологическая культура, как системообразующий фактор становления и развития современного общества.

Цель и задачи исследования.

Цель диссертационного исследования двуедина:

  1. Используя возможности междисциплинарного анализа, обосновать стратегически важный тезис о том, что переход к постиндустриальному обществу - это не только смена производства и характера потребления, но и радикальный сдвиг в отношениях общества со средой его обитания и средой производства - биосферой, выражающийся в смене ценностных ориентиров (отказ от позиции "человеческой исключительности", принятие концепции органической встроенности общества в биосферу).

  1. Обосновать необходимость и возможность переориентации культуры как базовой составляющей социума на экологические ценности с целью изменения стихийного варианта функционирования системы "природа -

общество - человек", спровоцировавшего глобальный экологический кризис, на вариант развития, где в шкалу социальных ценностей как базовая будет введена экологическая компонента.

В соответствии с этой целью в ходе диссертационного исследования ставились и решались следующие задачи:

  1. Показать методологическую значимость идей В.И. Вернадского о биосфере-ноосфере, роль человечества, действующего как мощная "геологическая сила".

  2. Раскрыть противоречивость ценностных социокультурных и образовательных установок личности, общества с учетом специфики исторических этапов их развития.

  3. Выявить неоднозначность трактовок процесса трансформации ценностных установок современного социума с учетом экологической составляющей.

  4. Сформулировать основные тенденции развития культуры современного общества, в рамках которой идет процесс подготовки личности (социума) к "диалогу с природой".

  5. Проанализировать основные противоречия, трудности и перспективы становления экологической культуры в условиях современной России.

Методология исследования.

Методолого-теоретической основой диссертации являются научные принципы анализа проблем взаимодействия природы и общества, природы и культуры, культуры и системы образования - воспитания, разработанные в философских, естественно-научных, социально-гуманитарных исследованиях отечественных и зарубежных ученых..

В диссертационной работе использованы материалы социологических опросов.

Научная новизна исследования.

Научная новизна диссертации выражается в следующем:

Во-первых, в реализации исторического и логического подходов при анализе главных сюжетов: характеристике экологических составляющих стадий антропогенеза; метаморфоз становления традиционной и инновационной ориентации; изменения социокультурного статуса человечества, его нравственных установок.

Во-вторых, в рассмотрении становления биосферной шкалы ценностей с учетом возможностей современной системы культуры и образования выполнить миссию по внедрению в шкалу общественных ценностей императива сохранения природной среды на Земле.

В-третьих, в акцентировании внимания на анализе личностного и коллективистского восприятия экологических проблем (индивидуальное и массовое экологическое сознание).

Основные положения, выносимые на защиту

  1. Обоснование необходимости формирования экологического сознания и экологической культуры как условия, обеспечивающего жизнеспособность социума. Анализ альтернативных подходов к изменению системы социальных ценностей с учетом экологической составляющей.

  2. Оценка степени готовности личности (общества) к адекватному осмыслению глобального экологического кризиса, способности содействовать его преодолению.

  3. Рассмотрение в историческом аспекте тенденций развития системы образования, воспитания и культуры в направлении усиления их роли в формировании экологического, ноосферного сознания и мировоззрения.

  4. Исследование феномена "двойного" конфликта ценностей: внутри

каждой из культур и между цивилизациями, в рамках которых принципиально значим учет экологической компоненты.

  1. Рассмотрение экологических ценностей как интегрирующего фактора становления мировой экологической культуры и как критерия жизнеспособности цивилизации.

  2. Обоснование тезиса: Россия имеет все основания стать моделью ноо-сферной цивилизации, сочетающей разумное отношение к производству с сохранением качества окружающей среды.

  3. Анализ состояния экологической культуры, образования и воспитания в России (проблемы, варианты решений).

Научно-практическая значимость исследования

Научно-практическая значимость исследования заключается:

- в развитии теоретических представлений о механизме формирования
ценностей современного общества в контексте социальных функций эколо
гической культуры, экологического образования, воспитания;

- в использовании материалов диссертационного исследования при
чтении лекционных курсов, проведении практических занятий по филосо
фии, культурологии, социологии, политологии, экологии, психологии в
средних специальных и высших учебных заведениях; в научно-
исследовательской работе студентов, бакалавров, магистрантов, аспиран
тов.

Апробация исследования.

Основные идеи, развиваемые в диссертации, изложены автором в 20 работах общим объемом более 12 печатных листов, в том числе в учебном пособии "Экологическое образование и экологическая культура в аспекте

ценностей современного общества" (3,8 печ. листов, Самара, 2001).

Ряд концептуальных положений диссертационного исследования был внедрен в учебный процесс Самарского филиала Университета Российской академии образования и Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика СП. Королева в 1999-2003 гг.

Основные выводы исследования обсуждались и получили одобрение на международных (Тюмень, 1997; Самара, 1997, 1998, 2001), российских (Самара 2001, 2002; Москва 2002), региональных (Санкт-Петербург, 1998; Москва, 1997, 2002; Самара 2001, 2002), межвузовских (Самара 2001-2003) научно-практических конференциях, научных чтениях и семинарах.

Работа выполнена и обсуждена на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин Самарского филиала УРАО.

Объем и структура диссертации

Диссертация изложена на 160 страницах, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (274 источника). Текст содержит 7 таблиц.

Подобные работы
Ковалева Инна Владимировна
Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX - начала XX веков
Пожидаев Владимир Владимирович
Инкорпорация ценностей буддизма в систему культуры постиндустриального общества
Кобылкин Роман Александрович
Ценности высшего образования в культурной динамике общества
Чадаева Анастасия Георгиевна
Мифогенез и роль мифа в культуре общества потребления
Ершова Наталья Наврузалиевна
Смена художественно-образовательных парадигм в культуре общества (На материале отечественного начального художественного образования)
Павлов Михаил Александрович
Интегральная концепция интерьера в современной культуре общества
Сакович Илья Сергеевич
Эволюция традиции в культуре новационного общества
Одинцова, Ольга Николаевна
Культура гражданского общества современной России: концептуальные основы и стратегии преодоления отчуждения
Лебедев Игорь Александрович
Семантика и семиотика в культуре тоталитарных обществ: миф, символ, ритуал

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net