Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Политические науки
Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии

Диссертационная работа:

Новиков Дмитрий Владимирович. Этнорелигиозный экстремизм на Северном Кавказе: методы противодействия (Политико-правовой аспект) : Дис. ... канд. юрид. наук : 23.00.02 : Ростов н/Д, 2002 167 c. РГБ ОД, 61:03-12/965-9

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3

1. Этнорелигиозная идентичность и экстремизм: теоретико-
методологические проблемы
13

  1. Этническая и религиозная идентичность: формы политической институ ционализации 13!

  2. Этнополитический и религиозный экстремизм 32

2. Этнорелигиозный экстремизм на Юге России 56

  1. Исторические формы этнорелигиозного экстремизма на Юге России 56

  2. Этнорелигиозный экстремизм на Северном Кавказе в 90-е годы

XX века 68

3. Политико-правовые методы противодействия этнорелигиозному
экстремизму на Юге России
111

3.1. Силовые методы подавления этнорелигиозного экстремизма 111

3.2. Правовое противодействие и профилактика этнорелигиозного
экстремизма 129

Заключение 144

Список использованной литературы 150

Введение к работе:

Актуальность темы исследования определяется вызовами сепаратизма, которые на рубеже XX-XXI веков представляют основную угрозу целостности России. В процессе разложения советской государственно-правовой системы и общенациональной марксистской идеологии стали складываться альтернативные модели региональных политических систем и региональных идеологий. Сочетание административно-территориального и национально-территориального принципов в советской модели федерализма стало предпосылкой для перехода в условиях кризиса к ориентации на титульные нации при формировании властных структур республик. Внутриэлитная борьба титульных наций за власть и собственность стала находить опору в этническом национализме и традиционной религиозности. Смена доминирующих идентичностей - советской на этнонациональную и религиозную - обострила проблему формы государственно-правового этнонационального самоопределения.

Наиболее остро эта проблема проявилась на Северном Кавказе, самом сложном в этническом и конфессиональном отношении регионе Российской Федерации. Этнополитический процесс на Северном Кавказе является идеальной моделью для изучения различных типов этнонационализма, его взаимодействия с религиозными системами, воздействия на межконфессиональные отношения и влияния на развитие российской государственно-правовой системы. В субъектах Российской Федерации на Северном Кавказе этническая мобилизация на основе этнонационализма и/или религии развивалась как в рамках правового поля России, так и в форме ксенофобии, политических и этнорелигиозных конфликтов, экстремизма, сепаратизма, включая терроризм.

Недооценка и неиспользование в полной мере правовых механизмов регулирования этнополитических процессов федеральными и региональными

органами власти и управления привели к подмене их административным маневрированием на основе компромиссов, заигрывания, уступок федеральной и региональным элитам. Результатом стали ослабление к концу 90-х годов двадцатого века вертикали власти, эрозия конституционного правового поля России, постепенное перерастание федеративных отношений в конфедеративные.

Процесс этнической мобилизации, регионализации Российской Федерации совпал с переструктуризацией геополитической и геоэкономической картины мира, что определяется рядом важнейших тенденций глобализации. Каспийско-Черноморский регион, Юг России превратились в приграничную территорию, стали объектом интересов сил, стремящихся реализовать различные модели глобализации: США и НАТО, интегрирующаяся Европа, исламский мир, транснациональные и негосударственные организации, включая международные террористические центры. Они вмешиваются в этнополитические и конфессиональные процессы России, оказывая идеологическую, материальную и военную поддержку сепаратистским силам. Это делает этнорелигиозный экстремизм на Северном Кавказе не только проблемой российских государственно-правовых институтов, но и международного права.

Роль этнонационализмов и религиозного экстремизма в этнополитических процессах на Северном Кавказе исследуется в социологических, политических, исторических работах отечественных и зарубежных авторов. Их результаты важны для понимания происходящих процессов. Вместе с тем анализ проблем этнорелигиозного экстремизма на Северном Кавказе с позиций политико-правового подхода позволяет перейти от их теоретического осмысления к выработке правовых методов регулирования и профилактики экстремизма.

Степень научной разработанности проблемы. Исторические формы этнорелигиозного экстремизма на Северном Кавказе рассматривались в

дореволюционных трудах российских и отечественных авторов. Н.Ф. Дубровин, Р.А. Фадеев, Н.Я. Данилевский и др. рассматривали Кавказскую войну как столкновение цивилизации (Российской Империи XIX в.) и варварства (горские народы), битву христианства с исламом. Идеология имамата Шамиля в литературе получила название "кавказского мюридизма" как сектантской формы исламского фанатизма. Немецкие историки и политики в основном поддержали оценки российских авторов, французские и английские ученые и политики видели в участниках сопротивления России на Кавказе своих геополитических союзников и стремились использовать их для отторжения от Российской Империи ее окраинных территорий.

Советские историки в зависимости от политико-идеологической конъюнктуры рассматривали Кавказскую войну, имамат 1877 г., многочисленные формы проявления насилия на социальной, национальный или религиозной почве либо как национально-освободительное (преимущественно аграрное) движение (М.Н. Покровский, Н.Н. Покровский, P.M. Магомедов, В.Г. Гаджиев), либо как инспирированные движения из-за рубежа (Х.Г. Аджемян, Ш.В. Цагарейшвили и др.), либо как экспансионизм горцев, находящихся на стадии военной демократии, против российской государственности (М.М. Блиев, В.В. Дегоев, В.Б. Виноградов и др.). Не убедительной представляется попытка В.А. Матвеева (2002) под влиянием современных этнополитических процессов квалифицировать все аграрные выступления на Северном Кавказе XIX - начала XX в. как "вандейский сепаратизм". Вульгаризацией являются и участившиеся прямые аналогии между Кавказской войной XIX в. и этнополитическими конфликтами XX в., происходящими в принципиально новых социально-политических и правовых условиях.

Военно-политические и административно-правовые методы регулирования этнорелигиозного экстремизма на Северном Кавказе в XIX - XX

вв. рассматриваются в трудах Н.Ф. Бугая, A.M. Гонова, Г.В. Марченко, В.В. Попова, В.П. Пляскина и др.

Современному этнорелигиозному экстремизму посвящена обширная научная литература, преимущественно этнологического и политологического характера. Проблемы этнонационализма и его экстремистские проявления исследуются Р.Г. Абдулатиповым, Ю.Г. Волковым, Л.М. Дробижевой, Г.С. Денисовой, Ю.Ю. Карповым, Е.Е. Несмеяновым, В.Н. Рябцевым, В.А. Тишковым, Л.Л. Хоперской, В.В. Черноусом и др. Если В.А. Тишков и его школа относят все проявления этнонационализма к политическому экстремизму, то Л.М. Дробижева, В.В. Черноус и др. развивают идеи сложной типологии национализма, его отличия от шовинизма и возможности адаптации некоторых типов национализма к современным правовым системам. В 2002 г. защитил кандидатскую диссертацию по проблемам этнонационального политического экстремизма М.И. Лабунец.

Работы по проблемам религиозного экстремизма на Северном Кавказе в основном ограничены проблемами исламского радикализма и экстремизма, что отражает в известной степени реально развивающиеся этнополитические процессы в регионе. Среди них выделяются труды З.С. Арухова, В.Х. Акаева, В.О. Бобровникова, И.П. Добаева, А.В. Кудрявцева, А. А Игнатенко, А.В. Малашенко, Д.В. Макарова, В.Н. Шевелева, А.А. Ярлыкапова и др. Исламский экстремизм на Северном Кавказе рассматривается авторами в контексте геополитики исламского мира, доктрин пантюркизма и панисламизма. Авторы обращают внимание на политизированность церковно-государственных отношений в России, что отрицательно сказывается на переводе этих отношений преимущественно в правовую сферу. Большинство авторов полагает, что религиозный экстремизм связан с проникновением в регион нетрадиционных исламских течений (ваххабизм). На наш взгляд, с этим можно согласиться лишь частично. Например, этнорелигиозный экстремизм и

сепаратизм на начальной фазе чеченского кризиса (1992 - 1995 гг.) развивался на основе традиционного для Чечни кадирийского тариката.

Мусульманская правовая культура и ее влияние на концепции исламского радикализма, их регулирование рассматриваются в трудах В.О. Бобровникова, Г.М. Керимова, А.Р. Сюкияйнена. Под этим же углом зрения обычное право народов Северного Кавказа анализируется И.Л. Бабич, Х.М. Думановым, Р.А. Ханаху, Д.Ю. Шапсуговым и др.

Этнонациональный и этнорелигиозный экстремизм в рамках различных конфликтологических теорий рассматриваются в работах Ю.Г. Запрудского, Е.Е. Несмеянова, Е.И. Степанова, Ю.Ю. Юрченко, В.Ю. Шпака, И.П. Чернобровкина.

Терроризм как крайняя форма политического экстремизма, его социокультурные и региональные особенности анализируются в трудах О.А. Антоняна, П.П. Баранова, И.М. Вакулы, В.В. Витюка, С.А. Воронцова, И.П. Добаева, Е.Г. Ляхова, И.В. Манацкова, А.В. Попова, А.И. Тиводара, К.А. Салимова и др.

Несмотря на значительные достижения в научной разработке проблем этнорелигиозного экстремизма на Северном Кавказе, они еще не получили адекватное отражение, особенно в политико-правовом аспекте.

Ученые, законодатели, практические юристы расходятся в теоретическом понимании и трактовке таких понятий, как фундаментализм, радикализм, экстремизм. Об этом свидетельствуют дискуссии, появившиеся в связи с принятием Федерального закона Российской Федерации "О противодействии экстремистской деятельности" и неоднозначные оценки его со стороны ученых и различных политических сил, критика регионального законодательства, направленного против исламского экстремизма.

Объектом исследования выступает этнорелигиозный экстремизм как форма политического экстремизма.

Предметом исследования являются экстремистские формы проявления этнической и религиозной идентичности, этнорелигиозной мобилизации на Северном Кавказе.

Целью исследования является политико-правовой и этнологический анализ причин и форм институционализации этнорелигиозного экстремизма на Северном Кавказе, правовых механизмов противодействия и профилактики данной разновидности политического экстремизма.

Поставленная в диссертационном исследовании цель достигается решением следующих задач:

- определить правовые формы политической институционализации
этнической и религиозной идентичности;

- дать оценку этническому и религиозному экстремизму как правовым
феноменам;

- выявить исторические политико-правовые формы и субъекты
этнорелигиозного экстремизма на Юге России в XIX - XX вв.;

проанализировать сущностные признаки этнорелигиозного экстремизма на Северном Кавказе в 90-е годы XX в.;

концептуализировать репрессивные методы подавления этнорелигиозного экстремизма;

дать экспертную правовую оценку правовых механизмов противодействия и профилактики этнорелигиозного экстремизма и перспектив правоприменения Закона РФ "О противодействии экстремистской деятельности".

Методологическую основу диссертационного исследования составляют сравнительно-правовой и структурно-функциональный подходы, методы юридической антропологии и юридической конфликтологии, прикладных методик этнополитологии.

Источниковую базу исследования составляют сочинения идеологов этнорелигиозного экстремизма (С. Кутб, Д. Баксаи, М. Тагаев, М. Удугов),

пропагандистские материалы (листовки, воззвания), статьи и материалы средств массовой информации, судебные материалы.

Нормативно-правовой основой исследования выступают федеральное и региональные нормативно-правовые акты о свободе совести и религиозных объединениях, законодательство по борьбе с терроризмом, противодействию политическому и религиозному экстремизму, федеральная целевая программа "Формирование установок толерантности и профилактика экстремизма в российском обществе", международные документы по борьбе с терроризмом.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что:

- обоснована этническая и религиозная идентичность как форма
политико-правовой институционализации;

определены сущностные признаки политического экстремизма;

выявлены исторические типы этнорелигиозного экстремизма, формы и методы политико-правового противодействия ему на Северном Кавказе;

установлены правовые границы использования репрессивных методов подавления этнорелигиозного экстремизма;

- дана экспертная оценка юридических механизмов противодействия
политическому экстремизму в федеральном и региональном законодательстве
субъектов РФ на Северном Кавказе.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Системный кризис идентичности в России в 90-е годы XX века актуализировал этническую идентичность на Северном Кавказе. В рамках национально-территориального устройства этническая мобилизация приобретает форму государственно-правовой институ ционализации (этноэтатизм), регенерирующей традиционные структуры общественной организации и архаичных правоотношений. Элементом идеологии этноэтатизма выступили течения местного традиционного ислама.

2. Полиэтничный состав всех субъектов Российской Федерации на
Северном Кавказе предопределил во второй половине 90-х годов XX века крах
этноэтатистских проектов, этнонационализмов классического типа. Они были
вытеснены с этнополитического пространства региона интеграционной
моделью экстремистской исламской мобилизации, трансплантированной извне
("северокавказский ваххабизм"), которая детерминировала проекты построения
теократической исламской государственно-правовой системы.

  1. Этнорелигиозный экстремизм - доминирующая на Северном Кавказе форма политического экстремизма. В отличие от этнорелигиозного радикализма, декларирующего свою исключительность и превосходство, этнорелигиозный экстремизм необходимо квалифицировать как идеологию и политическую деятельность, направленную на использование насильственных методов достижения декларируемых этнорелигиозных интересов, создание незаконных вооруженных формирований, или призывы к насилию на этнорелигиозной основе.

  2. Историческими формами этнорелигиозного экстремизма на Северном Кавказе являлись: наездничество (традиционный тип социализации горской молодежи), похищения людей с целью продажи или получения выкупа, абречество, призывы к джихаду, вооруженный сепаратизм, аграрный террор.

  3. Опыт репрессивного подавления этнорелигиозного экстремизма на Северном Кавказе в Российской Империи и Советском Союзе свидетельствует о том, что запрет и силовое подавление антиправительственной деятельности на этнорелигиозной почве не преодолевает социальные девиации, а загоняет их в подполье.

6. Ориентация современного федерального и регионального
законодательства на репрессивные методы подавления этнорелигиозного
экстремизма эффективна при борьбе с вооруженными проявлениями
экстремизма. Использование репрессивного законодательства против
радикальных организаций и граждан, выдвигающих альтернативные

современной российской правовой модели проекты государственно-правового устройства, но не прибегавших к насилию для их реализации, объективно превращает государственно-правовую политику в один из факторов расширения социальной базы этнорелигиозного экстремизма.

Научно-практическая значимость работы. Результаты исследования уточняют теоретические представления об этнополитическом процессе на Северном Кавказе, роли в нем этнорелигиозного экстремизма как политико-правового феномена.

Научно-практическая значимость диссертации заключается в возможности использования ее материалов для экспертных и аналитических разработок по этнополитической проблематике, этнорелигиозной конфликтологии. Результаты исследования могут быть использованы при совершенствовании федерального и регионального законодательства по противодействию этнорелигиозному экстремизму, а также могут учитываться в правоохранительной работе и профилактике политического экстремизма. Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при чтении курсов по юридической этнологии, этнополитологии, теории права и государства, истории отечественного государства и права, юридической конфликтологии.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались на конференции аспирантов и докторантов ИППК при РГУ (Ростов-на-Дону, 2001 г.), всероссийской научно-теоретической конференции "Философия права в условиях глобализации" (Ростов-на-Дону, 2002 г.).

Работа обсуждалась на заседаниях кафедры философии права Ростовского юридического института МВД России и отдела социальных и гуманитарных наук Северо-Кавказского научного центра высшей школы.

По теме диссертационного исследования изданы три публикации объемом 0,7 п.л.

#. Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования,

состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.

*

Подобные работы
Сидорова Светлана Викторовна
Российские печатные средства массовой информации в противодействии терроризму на Северном Кавказе: политико-технологический аспект
Асуханов Юсуп Увайсович
Институт национально-культурной автономии в Российской Федерации : политико-правовые аспекты становления и развития
Падалкина, Ольга Евгеньевна
Реформирование системы государственной службы Российской Федерации: политико-правовой аспект
Лельков, Александр Васильевич
Внутренний вооруженный конфликт и проблемы его урегулирования : Политико-правовой аспект
Кальте Зинаида Михайловна
Политико-правовые аспекты развития коренного малочисленного народа Российской Федерации - саами
Малараева Юлия Максимовна
Местное самоуправление в системе российского федерализма: политико-правовые аспекты
Федорченко Евгений Николаевич
Политико-правовые аспекты православного мировоззрения в контексте современной политической культуры России
Шевелев Владимир Ильич
Аппарат Государственной Думы-представительного и законодательного органа Российской Федерации (Теоретические, историко-правовые и политико-правовые аспекты организации и деятельности)
Баврин Андрей Игоревич
Пути совершенствования механизма государственного управления в современной России: политико-правовой аспект
Балабанов Александр Аркадьевич
Политико-правовые аспекты обеспечения региональной безопасности в Российской Федерации : На примере Алтайского края

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net