Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Социологические науки
Социология культуры, духовной жизни

Диссертационная работа:

Ельникова Людмила Васильевна. Социокультурные аспекты формирования мировоззрения личности в воспитательном процессе вуза : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 : Ставрополь, 2004 141 c. РГБ ОД, 61:05-22/50

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА 12

  1. Мировоззрение личности как объект научного анализа 12

  2. Специфика социокультурного подхода к феномену воспитания 23

ГЛАВА 2. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ
ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ИНДИВИДА В
ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ 58

  1. Университет и его место в духовной жизни общества 58

  2. Социализация и воспитание в духовной жизни вуза 67

  3. Ценностные ориентации как важнейшая составляющая мировоззрения личности 82

ГЛАВА 3. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ 96

  1. Ценностные ориентации и социальный идеал студенческой молодежи 96.

  2. Специфика воспитательной деятельности вузов 115

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 120

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 126

Введение к работе:

Важнейшей задачей общественного развития трансформирующейся России является формирование личности, способной к созиданию. В обществе происходят глубокие социально-экономические и политические изменения. В сознании людей, как и на индивидуальном, так и на групповом уровнях, происходят изменения духовно-нравственных ориентиров, идеалов, ценностных ориентации. В настоящее время в российском социуме сложилась ситуация, когда старые ценности во многом потеряли свою значимость, а новые ценностные ориентиры только создаются. В этот период возрастает воспитательная роль основных социальных институтов, среди которых высшее образование занимает ведущее место в формировании мировоззрения молодежи. Традиционно именно на молодежь общество и государство возлагают большие надежды как на профессиональное и творческое, будущее нации. Возрождение российского общества требует от обществоведов и гуманитариев большой научно-теоретической работы по созданию обновленных ценностных ориентиров, которые составляют аксиологический базис мировоззрения индивида. Именно высшая школа помогает молодому человеку реализовать свой потенциал, формирует качества личности, позволяющие изменить его ценностное отношение к миру.

Становление индивида происходит в ходе взаимодействия биогенных,

психогенных и социогенных факторов. Социализационный процесс в вузе

представляет собой двуединый процесс образования и воспитания. Его цель

формирование высоко профессиональной, творческой личности,

способной участвовать в процессе реформирования современной России.

В изучении проблем воспитания и формирования мировоззрения личности студента свои усилия сегодня соединяют философия, социология, педагогическая и психологическая науки. Многогранность изучаемого феномена не только позволяет рассматривать его в качестве объекта междисциплинарного исследования, но и выделить специальные отрасли научного познания такие, как философия образования, социология образования и воспитания.

Проблемное пространство социологии расширяется за счет включения в него вопросов, связанных с социокультурными аспектами формирования мировоззрения личности молодого человека.

Индивид с детства включен в процесс освоения и присвоения социальных ценностей и норм того общества, к которому он принадлежит. Агентами социализации при этом выступают различные социальные институты: семья, школа, церковь. Личность формируется в определенном социокультурном контексте. Однако свою целостность мировоззренческий облик личности обретает в процессе образования и воспитания. В вузе у молодого человека формируется научное, теоретическое мировоззрение, он развивается как специалист.

Высшее образование это тот социальный институт, где происходит наследование, накопление, воспроизводство научных знаний, культурных ценностей и норм. Ведущие ученые-социологи отмечают, что в духовной сфере нашего общества сложилась кризисная ситуация, которая характеризуется разрушением духовных основ нации, традиционных представлений о добре и зле, нравственно-психологической деградацией населения, ухудшением морального состояния общества. В массовое сознание внедряются ценности, которые не соответствуют традициям нашей культуры. Произошел отказ от идей трудовой этики. Положительное самочувствие индивида уже не связывается с его профессиональными успехами в созидательных, общественно-полезных видах трудовой

деятельности.1 Воспитательный потенциал вуза должен быть направлен не только на формирование человека, способного жить в постоянно меняющемся мире, но и обладающего чертами высокой духовности. А.Маслоу утверждает, что социум, который сможет воспитать таких людей, выживает, а те общества, которые с этим не справятся, погибнут. И в этом аспекте представляется аксиомой, что студенты - основной социальный ресурс государства, ибо завтра они станут людьми, определяющие духовный облик социума.

Все это позволяет заключить, что проблема исследования социокультурных аспектов формирования личности студента в воспитательном процессе вуза важна не только для совершенствования системы высшего образования в нашей стране, но и для прогрессивного развития общественных отношений в целом.

Степень разработанности проблемы. Анализ научной литературы показывает, что исследование вопросов мировоззрения личности отечественными учеными ведет отсчет с начала 70-х годов XX века. Итогом этой работы явилось обоснование его сущности, типов, структуры, функций. Эти вопросы исследуются в трудах философов и социологов: В.С.Буянова, В.В. Журавлев, В.И. Дрыгина, И.В. Мартынычева, Г.К. Овчинникова, Т.И. Ойзермана, В.Н.Сагатовского, Б.А. Чагина и других ученых.2

Добреньков В.И. Российское общество: современная ситуация и перспективы. //Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы»: ВЗ-х т. - М, 2003. T.I. С.4-5.

2 Буянов B.C. Научное мировоззрение: социально-философский аспект. - М., 1987; Дрыгин В.И. Научное мировоззрение, его предмет и функции. - Саратов, 1981; Журавлев В.В., Родионов В.А., Цепляев А.Н. Социальные ценности современной российской молодежи: состояние, динамика, направленность. -М., 2002; Овчинников B.C. Мировоззрение как явление духовной жизни общества. - Л.,1978; Мартынычев И.В. Мировоззрение естествоиспытателя. - М., 1980; Ойзерман Т.И. Научно-философское мировоззрение марксизма, 1989; Сагатовский В.Н. философия развивающейся гармонии: философские основы мировоззрения. ВЗ ч. - СПб.. 1997-1999; Чагин Б.А. Структура и закономерности общественного сознания. - Л., 1982.

Проблемам исследования личности в контексте изучения молодежи, в том числе студенческой, посвящены работы И.В. Бестужева-Лады, Э.В.Ильенкова, И.С. Кона, В.Т. Лисовского, Т.Э. Петровой, Ю.Р.Вишневского, В.Т. Шапко, Д.Л. Константиновского, Ю.Г.Волкова и других.

Социокультурные аспекты формирования мировоззрения личности -тема весьма многогранная, затрагивающая идеалы, нормы, ценности, которые интериоризируются в сознание индивида через воспитание и образование. Общеметодологические проблемы воспитания и образования исследуют ученые-педагоги Б.С. Гершунский, В.И. Жуков, Б.Т. Лихачев, А.В. Мудрик, И.Ф. Харламов, В.К. Шаповалов и многие другие.

В социологическом контексте вопросами социализации личности и воспитания занимаются Ю.А. Асеев, Т.И. Афасижев, Ю.Г. Волков, Р.Г. Гурова, СП. Иваненков, В.А. Ивашова, О.Н. Козлова, А.Б. Котова, В.А. Шаповалов, Е.Н. Шиянов, Р.Д. Хунагов.

Элементом мировоззрения личности являются ее ценностные ориентации. Вопросы теории ценностей исследуют В.П. Бранский, О.Г.Дробницкий, В.Е. Давидович, А.Г. Здравомыслов, Е.В. Золотухина-Аболина, М.С. Каган, Н.П. Медведев, Е.Б. Мостовая, Т.Э. Петрова, И.А.Сурина.

Большое значение для разработки проблемы ценностного пространства молодежи имеют работы таких ученых как П.И. Бабочкин, Ю.А. Зубок, С.Н. Иконникова, И.И. Ильинский, В.Г. Лисовский, В.И.

3 Асеев Ю.И. Агарная социология. - Ставрополь, 2004; Афасижев Т.И. Социология. - Майкоп, 2003; Волков Ю.Г. Социология: лекции и задачи. - M., 2003; Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания. - М., 1981; Ивашова В.А. Оценка уровня воспитанности учащихся общеобразовательных школ Ставропольского края. - Ставрополь, 2002; Иваненков СП. Проблемы социализации современной молодежи, С-Пб.; 2003; Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. - М., 1994; Котова А.Б. Социальные детерминанты социализации молодежи в вузе: Диссерт. на соиск. учен. ст. канд. социол. наук. - Ростов-на-Дону, 1999. Шаповалов В.А. Социокультурные детерминанты высшего образования /Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. докт. социол. наук. - Ростов-на-Дону, 1997.

Чупров. Методологические проблемы формирования мировоззрения личности студента, а также роль общественных наук в этом процессе анализируются в ряде работ отечественных ученых. Социокультурный подход в образовании исследуется в работах Л.А. Азы, Т.И. Афасижева, А.П. Булкина, В.И. Добренькова, В.Я. Нечаева, А.К.Тхакушинова, A.M. Осипова, Ф.Р. Филиппова и других ученых.

Теорию воспитания в социологическом контексте анализируют Т.И. Барсукова, Р.Г. Гурова, М.З. Ильчиков, О.Н. Козлова, Т.Н. Кухтевич, Б.А. Смирнов, А.Г. Харчев. Социокультурные основы формирования мировоззрения личности молодого человека в воспитании и образовании рассматривают Т.Б.Сергеева, П.И. Бабочкин, А.П. Булкин, В.А. Шаповалов.4

Методологию прикладных исследований разрабатывают в современной эмпирической науке социологи Т.И. Афасижев, И.Ф.Девятко, Е.В. Масленников, В.В.Семенова, Г.Г.Татарова, Ю.Н.Толстова, И.С.Урсу, В.А.Ядов.

Таким образом, несмотря на значительный вклад ученых в изучение проблемы формирования личности в целом и у студента в частности, социокультурные аспекты этого процесса, и, прежде всего, ее мировоззренческая составляющая, требует дальнейшего исследования с точки зрения социологической науки, чем и обусловлен выбор темы диссертации.

Объектом исследования выступает мировоззрение личности студента как элемент его духовного мира.

Предметом диссертационной работы являются социокультурные аспекты формирования мировоззрения личности студента в воспитательном процессе вуза.

4 Бабочкин П.И. Социокультурное становление молодежи в динамично меняющемся обществе /Автореф. дис. на соиск. учен. ст. докт. филос. наук. - М., 2001; Булкин А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. - Дубна,, 2001; Сергеева Т.Б. Ценности образования и воспитания в контексте теории социокультурной динамики - Ростов - Ставрополь, 2000.

Целью данного исследования является анализ процесса воспитания студента вуза и формирование его мировоззрения. Задачи диссертации:

- проанализировать сущность основных подходов к пониманию
мировоззрения личности, охарактеризовать круг основных проблем данной
области социологического знания;

охарактеризовать специфику воспитания как категории социологии, соотнести ее с образованием и выявить их взаимообусловленность в феномене личностного образца;

определить место ценностей и ценностных ориентации в структуре мировоззрения личности;

- обосновать особую роль философии и социологии как учебных
дисциплин в процессе формирования мировоззрения личности студента;

исследовать воспитательный потенциал вуза в аспекте формирования мировоззрения личности студента и выявить возможности его реализации в современных условиях.

Исследовательская проблема отражает противоречие между необходимостью формирования мировоззрения личности студента вуза и слабым уровнем разработанности теории и методологии изучения этого процесса.

Основная гипотеза: именно воспитательный процесс вуза формирует базисные ценностные ориентации в мировоззрении студента, завершая целостность его личностного становления.

Теоретико-методологическую основу работы составили идеи и положения классиков мировой и отечественной философии и социологии, а также современных ученых, чьи труды посвящены анализу духовной сферы, общественного и индивидуального сознания, мировоззрения личности, ценностному подходу в изучении человека, специфике структурно-функционального, системного, институционального, историко-логического

подходов в изучении явлений духовной жизни общества, оценке его культуры. Диссертантка опиралась на принципы, законы и категории диалектики, философские концепции личности и общества.

В своем исследовании мы использовали основные положения социологических теорий М. Вебера, Э. Дюркгейма, Н. Лумана, Т. Парсонса, Г. Спенсера, П.А. Сорокина.

Эмпирическая база представлена результатами вторичной обработки социологических данных, осуществленных в Российской Федерации, а также материалами социологических исследований, проводимых в вузах г. Ставрополя и Ставропольского края, в том числе и с участием автора. Диссертантом была разработана программа социологического исследования, в которой определены цель и задачи проводимого им опроса, проведена факторная и логическая операционализация, сформулированы гипотезы.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

- показана специфика социокультурного подхода к феномену воспитания личности, заключающаяся в особенностях выработки и усвоения индивидом социальных и индивидуальных ценностей и норм, формировании социального идеала, личностного образца;

обосновано место ценностных ориентации как ведущего компонента в структуре мировоззрения личности студента;

дан анализ ценностных ориентации современного студента на основе проведенного социологического исследования;

- выявлена роль вузовской системы воспитания в формировании
мировоззрения личности студента;

- рассмотрено место философии и социологии в формировании мировоззрения студента в современных социально-экономических и политических условиях жизни Российского государства. Положения, выносимые на защиту.

  1. Технология социокультурного исследования мировоззрения личности предполагает уточнение его содержания, признаков и функций. В диссертации в качестве ее теоретических оснований предложены в диалектическом единстве социологические, философские и деятельностные методы анализа.

  2. Специфика социокультурного подхода к феномену воспитания состоит в рассмотрении его в широком духовно-социальном контексте. Ценностное содержание воспитания, его направленность и результативность во многом зависят от детерминированности последнего общественными отношениями.

  3. В процессе усвоения студентом культурной системы вуза происходит его адаптация, прежде всего, к общественно-значимым, т.е. коллективным нормам, ценностям, образцам поведения. Система этих социально-культурных атрибутов определяет социальный облик студента и способствует его индивидуальному и общественному самовыражению. В процессе воспитания он усваивает коллективные нормы поведения до такой степени, что они становятся частью его внутреннего мира и направляют его индивидуальные и социальные действия. Происходит интериоризация социальной культуры через каналы социального института высшего образования, в котором вуз выступает важнейшим агентом вторичной социализации.

  4. Систематизирующая роль гуманитарных наук в исследовании мировоззрения личности проявляется в выработке позитивно-личностного отношения к окружающему миру, людям и самому себе, развитие общечеловеческой культуры мышления.

  1. Конструкт личного образца необходим педагогам высшей школы для выяснения целей воспитания и образования. Он формируется как теоретическая модель идеального студента, отражающая его наиболее типичные черты. При этом в него включаются как социальные, так и индивидуальные ценностные ориентации.

  2. Исследование, проведенное среди студентов Ставропольского государственного аграрного университета, позволяет заключить, что в целом в студенческой среде преобладают положительные ценностные ориентации, что отражает достаточно высокий уровень мировоззрения студентов.

  3. Результаты проведенного контент-анализа с очевидностью показывают, что в средствах массовой информации регионального уровня (Ставропольский край) заложен большой воспитательный потенциал, позволяющий поднять престиж университета как центра культуры посредством публикации материалов о результатах воспитательной работы со студентами и ее эффективности.

Подобные работы
Ноздря Валерий Иванович
Взаимосвязь средней и высшей школы в процессе социальной адаптации студентов в условиях вуза
Бурылёва Галина Викторовна
Образование и процесс культурно-духовного воспроизводства: деятельность государственных и негосударственных учреждений (вузов) России
Бурылева Галина Викторовна
Образование и процесс культурно-духовного воспроизводства: деятельность государственных и негосударственных учреждений (вузов) России
Щербачева Светлана Анатольевна
Коммуникативный аспект формирования гражданской культуры учащейся молодежи
Тамбиянц Юлиан Григорьевич
Социокультурные аспекты формирования идеологии в трансформируемом обществе
Горюнова Людмила Олеговна
Социокультурные аспекты формирования музыкальных предпочтений современной российской молодежи
Шигаев Алексей Геннадьевич
Социокультурные аспекты воздействия рекламы на формирование личности
Берсиров Тембот Батырбиевич
Правосознание как основа формирования гражданского общества: социологический аспект
Деникаева Ольга Валериановна
Противоречия формирования социального партнерства в современном образовании: региональный аспект
Шинкаренко Виктор Дмитриевич
Формирование знаково-смысловой структуры социокультурного пространства: социологические аспекты происхождения игры, ритуала, магии, мифа и сказки

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net