Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Психологические науки
Социальная психология; психология социальной работы

Диссертационная работа:

Чеснокова Ирина Алексеевна. Влияние сект, культов и нетрадиционных религиозных организаций на личность и ее жизнедеятельность : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : М., 2005 260 c. РГБ ОД, 61:05-19/393

смотреть содержание
смотреть введение
смотреть литературу
Содержание к работе:

Введение стр. 2-11.

Глава №1. Теоретические основы исследования влияния сект, культов и

нетрадиционных религиозных организаций на личность и ее жизнедеятельностстр. 12.

§ 1.1. Понятийно-этимологический аппарат исследования и социально-психологические характеристики наиболее рашространенных сект, действующих на территории Российской

Федерации стр. 12-29.

§ 12. Социально-психологические условия и причины вовлечения в секты, культы и

нетрадипионньіерелигиозШ)іес)ргшіизации(НГО) стр. 30-50.

§ 13. Манипуляция и контроль сознания как основные механизмы социально-

психологического воздействия на последователей сект, культов и НЮ стр. 51 69.

§ 1.4. Негативные психо-эмоциональные последствия воздействия сект, культов и НРО на

личность стр. 70-85.

Выводы по 1 главе стр. 86-87.

Глава №2. Эмпирическое исследование влияния сект и деструктивных культов на

личность и ее жизнедеятельность стр. 88.

§ 2.1. Методика и организация исследования влияния сект, культов и нетрадиционных

религиозных организаций на личность ..стр. 88-109.

§ 22. Диагностика основных параметров группового психологического давления и

ведущих ценностных ориентиров, свойственных бывшим сектантам стр. 110-126.

§ 23. Индивидуально-типологические черты предрасположенности личности к

вступлению в секты, культы и нетрадиционные религиозные организации. стр. 127-138.

§ 2.4. Изучение уровня субъективного контроля у бывших сектантов в основных сферах

жизнедеятельности стр. 139-150.

§ 25. Депрессия и тревожность как наиболее стойкие психо-эмоциональные нарушения,

возникающие у бывших сектантов стр. 151-167.

§ 2.6. Социально-психологические методы оказания помощи и поддержки бывшим

сектантам стр. 168-180.

Выводы по 2 главе стр. 181-186.

Заключение стр. 187-195.

Список литерагуры cip. 196-206.

Приложение стр. 1-54. 

Введение к работе:

Актуальность проблемы. История развития и понимания проблемы религии на различных этапах человеческого существования приобретает в настоящее время особую значимость, обусловленную повышением массового интереса к данной проблеме, наблюдающегося в современном российском обществе. Мистика, магия и оккультизм не только удерживают свои позиции, но укрепляют и расширяют их. Главная причина ажиотажа связана с многолетним атеизмом, который был искусственно внедрён в сознание масс советским режимом. Человеку исконно присуще стремление верить в высшие, всемогущие силы, которые защитят и поддержат в трудных жизненных ситуациях. Поэтому столь долго сдерживаемая вера прорвалась на волю с безудержной и неуправляемой мощью. Люди впали в иную крайность, им стало безразлично во что верить, как верить - лишь бы верить, поэтому огромное количество людей было вовлечено в различные секты и деструктивные культы, другие же слепо и горячо уверовали в магов, чародеев, экстрасенсов и т.д. Помимо этого, вера стала данью моды и что самое страшное - предметом наживы некоторых весьма предприимчивых личностей. Психолог-когнитивист А.Б. Холмогорова следующим образом характеризует ситуацию, сложившуюся в современном обществе: "Руководствуясь в своей жизни "сугубо научными и логически обоснованными идеями", советский человек оказался у "разбитого корыта" и не знает к какому берегу ему пристать среди такого разнообразия целителей и чародеев, и, не понимая, кто же действительно способен помочь решить его насущные проблемы".1

Это своеобразное проявление кризиса современного информационного общества тесно связанно с тем, что в условиях общей неустойчивости, неуверенности в завтрашнем дне; в условиях постоянно растущего жизненного темпа жители не только нашей, но и других стран видят единственный для себя выход в мистических переживаниях. Именно поэтому статистика свидетельствует о росте мистических настроений: десятки тысяч астрологов, медиумов, колдунов открыто действуют в США, Франции, Италии, России и других странах. Они объединяются в мистические общества, официально регистрируемые властями, издают свои газеты, журналы, созывают конференции, симпозиумы. Теперь уже существуют целые

фирмы и корпорации, занимающиеся "религиозным бизнесом". Регулярно печатаются в периодических изданиях гороскопы, составленные неизвестно кем, за которыми следят миллионы доверчивых людей, пытающихся таким образом заглянуть в будущее, узнать свою судьбу. Шумная реклама сопровождает деятельность сект и ее адептов, которые разъезжают по разным странам с одной единственной целью: завербовать как можно больше последователей. Стало очень сложно оценивать «доброкачественность» поступающей информации, а правительство неоправданно упразднило многие учреждения, занимающиеся цензурой, что оставило граждан один на один с серьезной проблемой.

И если до недавнего времени в теории и на практике общество и государство были заняты обеспечением лишь военной безопасности России, то современное представление о безопасности далеко выходит за зги рамки. В XXI веке многие из главных угроз для национальной безопасности России и се граждан будут формироваться в информационно-психологической сфере. Переход к новым формам государственного управления выявил недостаточность и противоречивость правовой базы, регулирующей государственно-религиозные отношения. Стала вопиющей необходимость восстановления традиционных духовных и нравственных ценностей, как перед государством, так и перед его институтами возникла задача по их культивированию, укреплению в обществе и сознании людей. Ибо идеологический хаос, царящий в нашей стране, чрезвычайно выгоден представителям западных религиозно-миссионерских организаций, использующих сложившуюся ситуацию в корыстных целях.

Масштабность и активность их деятельности порождает большое число социально-психологических проблем, детерминированных негативным воздействием на жизнь и здоровье граждан и на общественную безопасность в целом. Установлено, что многие религиозные организации практикуют психический террор в отношении своих последователей, они известны многочисленными судебными процессами в связи с нанесением психического и физического ущерба адептам, заявляя о себе различными антиобщественными действиями. Поэтому вполне обоснованным является мнение Е.Г. Балагушкина, который считает, что «современная ситуация в России обеспечила возможность легализации самых реакционных и даже изуверских организаций религиозно-фанатического типа».2

Разработанность проблемы. Проблема сектантства далеко не нова по своей сути, так как это явление возникло спустя всего полтора века от явления Христа на земле. В России процесс обособления различных групп от традиционной церкви начался с эпохи никоновских времен (1653-1656 года) и принял более обширные формы в начале 19 века. На протяжении этого периода правительство России издавало тайные постановления: Анна Иоанновна издала всего один такой указ, Екатерина II издала 8, Павел 1-3, Александр I издал уже 59. Глобально же эта проблема стала решаться на государственном уровне при Николае I, который за 30 лет царствования издал 495 тайных постановлений, в которых все народно-общественные движения, функционирующие в религиозных формах, были подразделены на:

1. Секты вреднейшие (их руководителей преследовали и ссылали);

2. Секты вредные (строгий контроль и наблюдение за их деятельностью);

3. Секты менее вредные (увещевания, предупреждения и т.д.).3

В целях усиления контроля над деятельностью сект, в каждом губернском городе устроили сеть тайных комитетов, которые просуществовали до конца 19 века.

Следующий этап формирования государственного подхода в отношении сект относится к 1918 году, когда коммунисты сочли необходимым более масштабно исследовать эту проблему. Была создана специальная комиссия, возглавляемая В.Д. Бонч-Бруевичем, которая занялась изучением проблем сектантской религии. В ходе ее работы, которая носила научно-исследовательский характер, были проведены многочисленные экспертизы, наблюдения, а также экономические и статистические расчеты. В заключительном отчете комиссии был сделан следующий вывод: "Своей многосторонней деятельностью секты наносят существенный ущерб, как экономике, так и общественному спокойствию государства".4 В.Д. Бонч-Бруевич так объяснял феномен популярности сект: "Подходя отрицательно к существующим порядкам и имея целую систему взглядов на будущее, сектант находил в душе вербуемого те струны, которые раз зазвенев, не давали ему уже покоя до момента полного, принципиального отпадения от церкви".

До 70-ых годов в СССР не проводилось исследований по этой теме, так как считалось, что это проблема «загнивающего капиталистического общества», в связи с чем, в журнале

"Атеистические чтения" печатались немногочисленные статьи о сектах В.П. Задорожнюка, ГЛ. Разлогова и других авторов, которые освещали проблему в данном русле. Тем не менее, фундаментальные труды А.И. Клибанова и Е.Г. Балагушкина оказали серьезное методологическое влияние на исследование проблемы эволюции христианского сектантства в нашей стране, а также характера религиозности сектантской молодежи.

Позднее, в 1973 году А.В. Беловым было проведено значительное исследование целей и методов "сектантской педагогики", в результате которого были выделены негативные последствия и вред, приносимый сектами обществу и его гражданам. В 1985 и 1986 годах Л.Н. Митрохин и К.Б. Привалов делают попытку проанализировать методы, с помощью которых руководители воздействуют на психику человека и с помощью которых они устанавливают контроль над его поступками, мыслями, желаниями. Отдельные аспекты религиозного сектантства были рассмотрены в работах Л.Н. Митрохина, А.И. Будова, В.Ф. Гажоса, А.И. Демьянова, А.Н. Платова, В.В. Коника, Г.С, Лялиной, И.А. Малаховой, А.Т. Москаленко, Д.М. Угриновича, П.Л. Яроцкого, Д.Г. Коновалова и других ученных. В изучении проблемы предпосылок вовлечения в культы среди отечественных исследований необходимо отметить работы А.А. Скородумова, Д.Г. Трунова, АЛО. Егорцева.

Но только в 1995 году психологи, педагоги, правоведы проявили истинное беспокойство относительно ситуации, сложившейся вокруг сект и культов. Н.В. Кривельская, В.А. Зубков, АЛ. Дворкин, Е.Н. Волков своими исследованиями пытаются привлечь общество, правительство и различных специалистов к широкому спектру проблем, которые порождает деятельность многочисленных сект, действующих в нашей стране; с другой стороны, их исследования вносят значительный вклад в области разработки методов и форм помощи жертвам сектантского насилия. Огромное значение в сфере реабилитации сектантов и их семей имеет деятельность О.Стеняева и А. Дворкина, а также их коллег. Осуществляемая вышеуказанными специалистами антисектантская деятельность затруднена существенными преградами, главной из которых является непонимание и недооценивание общественностью (а в первую очередь власть имущими людьми) проблем, связанных с сектами.

В западной психологии проблемы влияния сект изучались Д. Макдаузллом, Р. Францем, С. Хассеном, М.А. Уильямом, У.В. Чамберсом, Д. Майклом, М.Д. Лангоуни, П. Малиноски и др. Аспекты психологического влияния на личность в секте рассматривались в работах Р.

Чалдини, Ф. Зимбардо, К. Джимбалво, М. Ляйппе. Относительно терминологического аспекта, в западной литературе попытка выработать понятие секты была предпринята М. Вебером, Р. Нибуром, Б. Вильсоном.

На сегодняшний момент отечественная наука не обладает достаточными знаниями о вопросах диагностики отклонений, вьвванных пребыванием в ПРО, об эффективных способах реабилитации и методах оказания помощи жертвам сектантского насилия, о возможностях использования западного опыта и его адаптации к российским условиям и др. Решению вышеуказанных проблем посвящается данное исследование.

Объект исследования: Лица, попавшие под влияние сект, культов и других нетрадиционных религиозных организаций.

Предмет исследования; Социально-психологические условия вовлечения в секты, культы, НЮ и специфика их влияния на личность и ее жизнедеятельность.

Цель исследования: Выявить основные социально-психологические проблемы, возникающие у бывших сектантов и определить наиболее эффективные методы оказания психологической помощи и поддержки бывшим сектантам. Гипотезы:

• Вьщвигается предположение о том, что ключевую роль при вовлечении в секты играют следующие социально-психологические условия: индивидуально-типологическая предрасположенность; повышенный уровень мотива аффиляции; неблагоприятные социальные факторы; кризисная ситуация; влияние и сила группового давления; мастерство адептов, владеющих механизмами деструктивного воздействия на личность (контроль сознания, манипуляция, техники изменения состояния сознания и пр.); формирование внутри группы атмосферы, обеспечивающей иллюзию «постижения истины», «обретения счастья»; неразвитость навыков сопротивления манипулятивному давлению; деформированность Я-образа, соответствующего образу жертвы, обманутого и несчастного человека

Предполагается, что опыт пребывания в сектах, культах и нетрадиционных религиозных организациях вызывает тяжелые социально-психологические нарушения, создающие трудности в общении и жизнедеятельности, а также препятствующие процессу реадаптации бывших сектантов к жизни вне секты: фобии, страхи, неврозы, апатия, депрессия, тревожность, фрустрация. В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть основные теоретические концепции, относящиеся к проблемному ПОЛЮ исследования.

2. Определить сущность, содержание и особенности основных методов воздействия на психику человека, которые используются адептами религиозных организаций: манипуляцию и контроль сознания.

3. Исследовать социально-психологические условия и мотивы, способствующие вовлечению в НЮ.

4. Выявить негативные психо-эмоциональные состояния, нарушающие нормальное функционирование бывших сектантов в основных сферах жизнедеятельности.

Методологическую основу исследования составили: общефилософские принципы: детерминизма, объективности и развития; общенаучные принципы: феноменологический подход (Э. Гуссерль, К. Роджерс), рассматривающий человека, как личность, способную определять и изменять свою судьбу, исходя из которого оказание социально-психологической помощи бывшим участникам НРО основьгеалось на апелляции к внутреннему потенциалу и ресурсам респондентов; метод герменевтики (В. Гумбольдт, Ф. Шлейермахер, Х.Г. Гадамер, М. Хайдеггер), суть которого заключается в понимании изучаемых явлений через синтез истории и современности, через историческую обусловленность функционирования сект, культов и НРО.

Методологическим ориентиром исследования послужили: синергетический подход, предполагающий неравномерность в развитии личности, наличие флуктуационных периодов, диссипацию ценностных структур, а также ситуационный подход, подчеркивающий необходимость анализа личностных и ситуационных факторов во взаимосвязи (кризисы развития, трудные жизненные ситуации, смерть близкого, развод, потеря работы, тяжелое заболевание и т.д. - с одной стороны, сила группового давления, уровень подготовки и мастерство адептов, применение внутри НРО техник изменения состояния сознания - с другой).

Теоретические основы: социально-психологические подходы к рассмотрению личности (Б.Г. Парыгин, К.А. Абульханова-Славская, и В.А. Ядов); диспозициональньш

подход Г. Олпорта; подход стратегического взаимодействия С. Хассена; системный подход к рассмотрению «манипуляции» Е.Л. Доценко; клиентцентрированный подход К. Роджерса; логотерапевтический подход В. Франкла; теория основных типов личности Р. Ассаджиолли; теория структурного баланса Л. Фестингера.

Методы исследования: опрос, анкетирование, психологическая консультация, беседа, психотерапевтическое интервью, групповые тренинги, метод анализа, синтеза, аналогии и сравнения изучаемых явлений, событий; статистическая обработка эмпирических данных.

Методики исследования: Методика Е.Н. Волкова "Анализ жизненного решения: проверка на манипулирование и контроль сознания"; «Шкала группового психологического насилия» Чемберса-Лангоуни; «Опросник уровня субъективного контроля» (УСК) -адаптация Е.Ф. Бажина; «Шкала контроля за действием» (НАКЕМЕР-90) Ю. Куля; методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А. Жмурова; методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге; методика исследования фрустраций Розенцвейга, опросник Ч. Спилбергера «Шкала личностной тревожности»; методика исследования представлений человека о себе Т. Лири; опросник определения характерологических особенностей личности Гекса; методика «Измерения ценностных ориентации» М. Рокича, методика «Ценностные ориентации» ДА. Леонтьева.

Положения, выносимые на защиту.

1. Интерес к сектам и их популярность обусловлены современной ситуацией, сложившейся в Российском обществе - отсутствие общенациональной идеи на фоне возросшей потребности населения в возрождении старых и обретении новых духовных, религиозных устоев, традиций, а также состояние анемии, отчуждения, неудовлетворенности социальным положением, невостребованность социальных ценностей, отсутствие стабильности, уверенности, в завтрашнем дне.

2. К социально-психологическим факторам вовлечения людей в НЮ относятся: с одной стороны - эмоциональная привлекательность; индивидуально-типологическая предрасположенность; внушаемость; подверженность групповому давлению; повышенная конформность; с другой стороны: обострение национальной и религиозной нетерпимости в обществе; ограничение сферы деятельности и полномочий общественных организаций; мастерство адептов, владеющих отработанными приемами вовлечения в секту, ставящих

индивида в положение зависимости от группы, а также специфичность обещаний, выдвигаемых организаторами НЮ, предлагающих свой ответ на фундаментальные вопросы человеческого бытия и эксплуатирующих основные человеческие потребности в стабильность, поддержке, любви, идентификации.

3. Существуют различные способы и методы, при помощи которых организаторы НЮ воздействуют на психику и поведение своих последователей, наиболее опасными из которых являются манипуляция и контроль сознания, являющиеся основными механизмами процесса индоктринации, приводящего к реформированию мышления последователей, разрушению их личностной целостности и индивидуальности.

4. Наибольшую предрасположенность к вовлечению в НЮ проявляют сентиментально-чувствительный, флегматический, гипотимный и апатический типы личности, обладающие такими свойствами характера как: уступчивость, кротость, склонность к душевным потрясениям, неразвитость критического мышления, пассивность и податливость чужому мнению, не умение противостоять мнению большинства, что в совокупности формирует уязвимость перед манипулятивными воздействиями окружающих, увеличивает уровень внушаемости, а в отношении религиозных убеждений делает человека более открытым влиянию пропаганды, осуществляемой адептами различных НЮ.

5. Наличие у индивида экстернального локус-контроля и преобладание ориентации на состояние, над ориентацией на действие, свидетельствует о недостаточной развитости самоконтроля, неумении управлять собой, владеть ситуацией, критически оценивать происходящее, планировать и координировать осуществляемую деятельность. К данной категории людей принадлежит большая часть бывших участников НЮ, тяготеющих к преувеличению сложностей, испытывающих боязнь общения (социофобия), чье поведение в большей степени контролируется извне: особую значимость придают мнению «авторитетных» лиц, боятся неодобрений со стороны окружающих, следуют установке «быть как все» и пр., что в совокупности приводит к неправильному выбору стратегий поведения, к неадаптивному поведению в обществе, к трудностям в общении.

6. У лиц, попавших под влияние сект, культов и НРО, возникают различные нарушения психо-эмоционалъной сферы, к числу которых относятся депрессия, повышенный уровень тревожности, скрытый невроз, неопределенность личностных установок и утрата

смысложизненных ориентиров, приводящие к разрушению целостности существования, инициирующие широкий спектр проблем и конфликтов в различных сферах жизнедеятельности индивида. Реабилитационную помощь этим людям необходимо начинать с постепенного, пошагового выведения из состояния глубокой депрессии, преодоления чувства страха, апатии, недоверия, с последующей концентрацией усилий респондентов на активизации самоконтроля, ответственности и формирования устойчивых жизненных позиций. Научная новизна:

• проведен комплексный анализ социально-психологических проблем, связанных с вовлечением в секты и нетрадиционные религиозные организации;

• раскрыт приоритет эмоциональной значимости и индивидуально-типологической предрасположенности к процессу вовлечения и индоктринации в секты, культы и нетрадиционные религиозные организации;

• рассмотрены манипуляция и контроль сознания в качестве механизмов воздействия на личность руководителями НЮ;

• обоснован деструктивный характер воздействия сект на личность и основные сферы ее жизнедеятельности;

• выявлены и рассмотрены основные негативные психо-эмоциональные последствия пребывания в сектах, культах и нетрадиционных религиозных организациях.

Теоретическая значимость исследования:

- изучены исторические и социально-психологические корни возникновения и функционирования сект, культов и НЮ на территории России;

- уточнены и конкретизированы основные категории изучаемой области социальной психологии, в частности такие понятия как «манипуляции» и «контроля сознания»;

- отражено решающее значение механизма группового давления по отношению к удержанию и более глубокой индоктринации членов сект, культов и НТО;

- проанализированы различные подходы к внушению, как к одному из наиболее значимых способов вовлечения людей в секты, культы и другие НЮ;

- выявлена устойчивость воздействия религиозно-мировоззренческих представлений, сформированных во время пребывания в секте, которые, подчиняясь механизму социальной

инерции и вьфажаясь в усвоенньк ранее привычках, стереотипах, установках, продолжают влиять на поведение и образ мыслей бывших сектантов (боязнь конца света, Божьей кары, ощущение собственной греховности и т.д);

- определены основные параметры, способствующие установлению степени деформирующего воздействия сект, культов и НЮ на личность и ее жизнедеятельность.

Практическое значение работы заключается в определении комплекса методов и методик, обеспечивающих диагностику индивидуально-типологических особенностей и основных психоэмоциональных нарушений, возникающих у бывших сектантов; определении наиболее эффективных методов реабилитационной помощи и поддержки бывших сектантов; формулировании рекомендаций, направленных на проведение антикультовой пропаганды, на профилактические меры по обеспечению психологической безопасности населения и ограничение деятельности НЮ. Материалы диссертации могут быть использованы при организации реабилитационной помощи и поддержки жертвам сектантского насилия в психологических центрах, а также при разработке лекционных курсов по социальной психологии.

Подобные работы
Хащенко Надежда Николаевна
Социально-психологические факторы жизнедеятельности личности на экологически неблагоприятных территориях (Чернобыльский след)
Сапожникова Ольга Анатольевна
Взаимосвязь типа организационной культуры и индивидуальных ценностей личности работника организации
Зейвальд Ирина Валерьевна
Влияние мотивов социального успеха на трудовую адаптацию личности в новой организации
Горохов Алексей Юрьевич
Ценностно-смысловые детерминанты участия личности в политической организации
Багдасарова Наталья Валерьевна
Изменение когнитивных и мотивационных элементов структуры личности в процессе адаптации к организации
Сатонина, Неля Николаевна
Психология ответственного профессионального поведения личности : На примере работников государственных и негосударственных организаций
Гутаускене Лилиана Витаутовна
Формирование социально-нормативного сознания личности в трудовом коллективе (на опыте исследования бригадных форм организации труда)
Симаева Ирина Николаевна
Психология адаптации личности к изменениям жизнедеятельности
Симаева Ирина Николаевна
Психология адаптации личности к изменениям жизнедеятельности
Коростылева Людмила Алексеевна
Психология самореализации личности (Основные сферы жизнедеятельности)

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net