Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Психологические науки
Общая психология, психология личности, история психологии

Диссертационная работа:

Успенская Оксана Александровна. Влияние музыкального воздействия на становление идентичности личности : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Новосибирск, 2005 248 c. РГБ ОД, 61:05-19/326

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению феномена

идентичности в психологической науке 13

  1. Идентичность личности как предмет психологического анализа 13

  2. Становление идентичности в процессе жизнедеятельности личности 36 Основные выводы 62

Глава 2. Влияние музыкального воздействия на идентичность личности 65

  1. Психофизиологические аспекты музыкального восприятия 65

  2. Музыка как форма межличностного общения 94 2.3.Музыка как форма внутриличностного общения 105 Основные выводы 116

Глава 3. Экспериментальное изучение влияния музыкального

воздействия на становление идентичности личности 119

3.1. Организация и методы экспериментального исследования 119

  1. Анализ экспериментальных данных по проблеме влияния музыкального воздействия на становление идентичности личности 135

  2. Модель поэтапного становления продуктивной идентичности личности средствами музыкального воздействия 153

Основные выводы 191

Заключение 195

Библиографический список 200

Приложения 224

Введение к работе:

В период глобальных изменений, происходящих в современном обществе, наблюдаются такие явления, свойственные массовому сознанию, как крушение «устоявшихся социальных стереотипов; изменение системы ценностей, размывание социально-ролевой структуры общества» [10, С. 362-364]. Э. Эриксон полагает, что, поскольку «нельзя разделять личный рост и изменение общества, кризис идентичности в индивидуальной жизни и современные кризисы в историческом развитии», проблемы, связанные с поиском идентичности, встают практически перед каждым человеком [15, С. 212-242].

Как подчеркивает X. Гантрип, «проблема идентичности — это величайший и единственный вопрос, который может быть поднят о человеческом существовании. Это всегда было секретом... и только в наше время мы приближаемся к эксплицитному осознанию этого» [244, С. 119]. Именно поэтому «понятие идентичности как защиты личного, соответствие образа Я его жизненному воплощению, состояние принадлежности индивида некоторому надиндивидуальному целому, охватывающему и субъективное время, и личностную деятельность, и национальную культуру, стало одной из главных тем в общественной мысли XX столетия» [198, С. 28].

Постановка проблемы идентичности личности, ее структуры и генезиса, определение психологических оснований ее понимания и изучения являются актуальными задачами не только по причине кризиса идентичности современного человека, отмечаемого такими исследователями, как У. Джеймс, 3. Фрейд, G. Mead, Р. Берне, О. Kernberg, J. Marscia, Е. Erikson, Н. Hartmann, R. Stoller, D. Winnicott, N. Holland, H. Tajfel, G. Briakwell, Г. Ammoh, X. Ремшмидт, Б. Шефер, Г. М. Андреева, М.В. Заковоротная, Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, О.В. Лукьянов, М.К. Мамардашвили, О.Н. Павлова и другими, но и в силу необходимости решения возникающих в связи с этим психокоррекционных задач.

Вместе с тем, данный вопрос в существующих исследованиях остается недостаточно проясненным. Встречающиеся в литературе данные зачастую носят характер теоретических предположений, объем эмпирических исследований ограничен, не изучен вопрос о стратегиях становления идентичности личности.

В основе нашего исследования лежит идея о реципрокных отношениях двух аспектов идентичности - личностного (определение себя в терминах личностных качеств) и социального (определение себя в терминах группового членства), являющихся онтогенетически, структурно и содержательно взаимосвязанными, при этом феноменологически их актуализация может быть связана с ситуацией взаимодействия [13].

Социальная ситуация нестабильности приводит человека к появлению межличностных и внутриличностных конфликтов и тенденции к избеганию сложных ситуаций в общении. В связи с этим проблема поиска эффективных методов становления продуктивной идентичности личности, являющейся субъектом общения, становится чрезвычайно актуальной.

Между тем, анализ психологической литературы показывает, что целенаправленное развитие личности как субъекта общения часто остается вне поля зрения психологов-исследователей и практиков. Вместе с тем известно, что диапазон функций, выполняемых невербальными средствами в общении, весьма разнообразен. Однако, ни в одной из указанных в литературе программ не ставится задача целенаправленного становления продуктивной идентичности личности путем всестороннего развития ее невербального коммуникативного потенциала с помощью музыкальных средств.

В отечественной и зарубежной психологической литературе опубликован ряд работ, посвященных некоторым проблемам музыкальной психологии. В работах зарубежных ученых Э. Курта, А. Веллека, А. Моля, П. Михеля, X. Швабе, Р. Франсе рассматриваются различные аспекты музыкально-эстетической коммуникации. Большой вклад в изучение

5 музыкальной одаренности внесли Ф. Брентано, Ю. Майнуоринг, В. Келлер, К. Штумпф, Г. Ревеш, 3. Надель, К. Сишор. В качестве модели изучения музыкального развития западные исследователи обращаются к теории Ж. Пиаже.

В отечественной психологической традиции фундаментом музыкально-психологических исследований явилась теория деятельности (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Давыдов В.В., Гальперин П.Я.). Одними из самых значительных работ в этой области до сих пор остаются монография Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей» [196] и исследование Л.С. Выготского, посвященное искусству [47]. В той или иной форме на музыкальную проблематику откликались исследования Б.Г. Ананьева, Н.А. Гарбузова, А.В. Запорожца, А.Р. Лурии, С.Л. Рубинштейна. Важные исследования в этой области выполнены Т.Л. Беркман, Н.В. Ветлугиной, Ю.Б. Гиппенрейтер, Г.И. Кечхуашвили, А.Г. Ковалевым и В.Н. Мясищевым, А.Г. Костюк, А.Н. Леонтьевым, В.В. Медушевским, Е.В. Назайкинским, О.В. Овчинниковой, К.В. Тарасовой и другими. Однако, нам не встретилось ни одного системного изложения проблемы, в котором бы рассматривался вопрос о влиянии музыкального воздействия на становление идентичности личности.

В связи с вышеизложенным мы пришли к необходимости проведения теоретического анализа и организации специальных экспериментальных исследований, направленных на решение данного вопроса.

Анализ научных исследований свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме поиска методов становления идентичности личности, к числу которых относится музыкальное воздействие, которые обеспечат разрешение противоречий между:

- существующей потребностью общей психологии и психологии личности в теоретическом осмыслении феномена становления продуктивной идентичности личности и крайне недостаточной разработанностью вопроса о влиянии музыкального воздействия на становление идентичности личности;

социальным заказом, предъявляемым психологическим и образовательным учреждениям, на разработку эффективных методов становления идентичности личности и недостаточной разработанностью данного вопроса.

Данные противоречия подчеркивают актуальность выделенной проблемы, которая заключается в разрешении вопроса о возможности становления идентичности личности с помощью музыкального воздействия.

Цель исследования состоит в выявлении влияния музыкального воздействия на становление идентичности личности.

Объект исследования: идентичность личности.

Предмет исследования: воздействие музыки на становление идентичности личности.

Гипотеза исследования: если идентичность является динамичным состоянием, то с помощью поэтапного музыкального воздействия, осуществляемого на психофизиологическом, личностном и социальном уровнях, можно влиять на ее становление.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой в ходе исследования решались следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую зарубежную и отечественную литературу для определения сущности, видов и структуры идентичности личности и взаимосвязи идентичности и общения.

  2. Исследовать психологические особенности процесса становления идентичности личности под влиянием музыкального воздействия.

  3. Выявить влияние психофизиологического, социального и личностного уровней музыкального воздействия на процесс становления идентичности личности.

  4. Разработать модель поэтапного становления продуктивной идентичности средствами музыкального воздействия, направленную на совершенствование состояния идентичности личности как субъекта невербальной коммуникации, и экспериментально подтвердить ее

7 эффективность посредством анализа изменений личностной сферы испытуемых.

Теоретико-методологической основой исследования явились:

- конкретная научная методология изучения человека в психологии —
принцип деятельностного подхода, согласно которому идентичность
личности обретает структуру в процессе осуществления субъектом
соответствующей деятельности;

общепсихологические принципы детерминизма, единства сознания и деятельности, понимаемые как закономерная зависимость психических явлений от порождающих их условий и факторов, разработанные С.Л. Рубинштейном [168] и А.Н. Леонтьевым [107];

положения отечественной психологии о личности как системном образовании и о системной детерминации—личностного развития, сформулированные в трудах Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, К.К. Платонова, Б.Ф. Ломова и др.;

- принципы анализа идентичности и общения, выработанные в
зарубежной психологии Э. Эриксоном [220], Дж. Марсиа [257], Дж. Мид
[260], А. Ватерман [280], X. Тэджфел [272], Г. Брейкуэлл [226], оказавшими
влияние на становление понятия идентичности личности; в отечественной
психологии - Г.М. Андреевой [10], А.А. Бодалевым [32], Л.А. Петровской
[148] и другими.

Принцип личностного подхода лежит в основе такого изучения личности, при котором через личность познаются ее элементы и связи этих элементов между собой и целостной личностью.

Системный подход позволяет говорить о структуре психической реальности, представляемой как динамическое целое. «Целостность и сложность (делимость) психики при этом достигается через порождение и понимание смыслов, сущностей динамических связей, а не узлов и элементов конструкций, которые для нас только поводы для поиска смысла и соответствующего ему понятия» [113, С. 9].

8 Методы исследования:

  1. теоретический анализ, включающий изучение литературы по проблеме исследования; обобщение, сравнение, систематизацию;

  2. эмпирические, включающие формирующий эксперимент, наблюдение, включенное наблюдение, беседу, анализ продуктов деятельности. Проводилось тестирование, направленное на выявление личностных особенностей, в том числе релевантных состоянию идентичности показателей, с использованием комплекса тестовых методик;

  3. интерпретационно-описательные;

  4. количественные и качественные методы статистического анализа: вычисление средних, стандартного отклонения, определение t-критерия Стьюдента для установления достоверности различий средних значений, корреляционный анализ и способы графического представления результатов.

Статистическая обработка результатов проводилась с использованием набора статистических функций Пакета Microsoft Office 2000, MS Excell 2000.

Основные этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось в 2000 - 2003 гг. и включало в себя три этапа.

На первом этапе (2000-2001 гг.) осуществлялась теоретическая разработка проблемы на основе анализа философской, психологической, социологической, педагогической литературы; уточнялись тема, объект и предмет исследования, его цели, задачи, гипотезы, методы, а также составлялся план эмпирического исследования.

На втором этапе (2001-2002 гг.) организовывалась и проводилась опытно-экспериментальная работа по изучению влияния музыкального воздействия на становление идентичности личности: формировался и разрабатывался банк диагностических методик исследования; разрабатывалась программа и определялась база проведения эксперимента;

9 проводилось экспериментальное исследование; качественный и количественный анализ результатов и их интерпретация.

На третьем этапе (2002-2003 гг.) были систематизированы основные результаты теоретического и эмпирического исследования, завершено оформление диссертации и ее обсуждение, сделаны выводы, определены перспективные направления дальнейшего изучения проблемы.

Экспериментальная база исследования: Новосибирский

государственный педагогический университет, Новосибирский

государственный архитектурно-строительный университет. Участниками исследования являлись студенты факультетов психологии и промышленного и гражданского строительства. Общее число испытуемых составило 110 человек.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна:

  1. В работе рассмотрена идентичность личности как интегративное психологическое состояние субъекта, становление которого осуществляется в результате взаимодействия личностных и социальных факторов в процессе музыкальной деятельности.

  2. Впервые выявлены и теоретически обоснованы этапы становления продуктивной идентичности личности под влиянием музыкального воздействия (эмоциональная стимуляция; отреагирование; тренировка; переработка; согласование, единое целое), предусматривающие последовательный переход от простых упражнений к сложным; от исполнения - к сочинению и затем к слушанию; от эмоционально активирующих, активных видов музыкальной деятельности - к более сложным, творческим, стрессообразующим и затем — к пассивным, успокаивающим, миорелаксирующим.

3. Экспериментально установлено и доказано, что музыкальное воздействие является средством, влияющим на становление идентичности личности.

10 Теоретическое значение. В результате проведенного исследования:

  1. Разработаны теоретические и методические основы становления продуктивной идентичности личности путем развития межличностных и внутриличностных невербальных коммуникаций с помощью музыкального воздействия.

  2. Осуществлен методологический и теоретический анализ проблемы идентичности личности. Изучены личностный и социальный аспекты идентичности, которые взаимосвязаны генетически и содержательно.

  3. Проведен системный структурно-уровневый анализ музыкального воздействия на состояние идентичности личности: выявлены и систематизированы особенности становления продуктивной идентичности личности с помощью средств музыкальной выразительности на социальном, личностном и психофизиологическом уровнях.

  4. Выявлено, что все виды музыкальной деятельности обеспечивают становление продуктивной идентичности личности.

  5. Выявлена роль коммуникативного механизма музыки в становлении идентичности личности.

  6. Разработана модель поэтапного становления продуктивной идентичности личности средствами музыкального воздействия.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

  1. представленный в работе теоретический и экспериментальный материал является основой для последующих исследований становления идентичности и отработки теоретических и практических подходов совершенствования коррекции лиц, переживающих кризис идентичности;

  2. разработан музыкальный тренинг, оказывающий влияние на становление идентичности личности;

  3. предложенные нами идеи становления идентичности личности средствами музыкального воздействия могут быть использованы в обучающих курсах высших учебных заведений, а также на курсах и циклах повышения квалификации с целью улучшения качества образования;

4) приводимые в исследовании приемы становления идентичности личности (двигательные упражнения и танцы, ритмические упражнения, музыкально-психологический массаж, исполнение формул музыкального самовнушения, музыкально-медитативные упражнения, музыкальная релаксационная терапия и другие) могут быть включены в комплексные психокоррекционные программы индивидуальной и групповой работы. Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на работы отечественных и зарубежных ученых; внутренней согласованностью всех методологических уровней исследования; выбором надежных и валидных методик, адекватных предмету изучения; комплексностью исследуемых показателей идентичности и общения; применением методов математической обработки полученных данных с использованием пакета компьютерных программ статистического анализа. Апробация результатов исследования.

Материалы исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры социологии, психологии и педагогики Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета в 2001-2002 гг., кафедры психологии личности и специальной психологии Новосибирского государственного педагогического университета, аспирантских семинарах в 2003 г. Результаты исследования обсуждались на Межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы специальной психологии в образовании» в 2003 г., на XLI Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс» в 2003 г.

Основные теоретические и практические положения данного исследования используются в разработанных автором учебных курсах: «Психология творчества» для студентов НГАСУ; «Социальная психология», «Психологическая служба в организациях (на предприятиях)», «Тренинг лидерства» для студентов психологической специальности Сибирского государственного университета путей сообщения.

Результаты исследования легли в основу создания методической разработки «Программа психологического тренинга по формированию продуктивной идентичности первокурсников с помощью музыкального воздействия», рекомендованной в качестве методических рекомендаций для психологов, корригирующих психологические проблемы студентов с кризисом идентичности.

Основные идеи и результаты экспериментальной работы отражены в 11 публикациях.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Взаимовлияние идентичности и эмоциональных состояний обусловлено субъектно-личностными отношениями.

  2. Взаимосвязь музыкального воздействия и становления идентичности личности реализуется через общение, поскольку идентичность и общение взаимосвязаны. Изменяя характер общения личности, можно изменить структуру ее идентичности.

  3. Музыка, как форма невербальной коммуникации, является одним из важнейших средств межличностного и внутриличностного общения.

  4. Наиболее значимые изменения в структуре идентичности в процессе музыкальной деятельности происходят как на уровне внешнего, межличностного общения, способствующего становлению социальной идентичности, так и на внутреннем, внутриличностном уровне общения, влияющем на становление личностной идентичности.

Структура диссертационной работы обусловлена логикой исследования и включает введение, три главы, заключение, библиографический список и 9 приложений. Общий объем диссертации составляет 248 страниц. Работа содержит 15 таблиц, 2 гистограммы, 1 рисунок. Библиографический список включает 280 наименований литературных источников, в том числе 55 на иностранных языках.

Подобные работы
Гунгер Наталья Николаевна
Психологические средства становления идентичности личности в период нормативного кризиса взрослости
Гулина Наталия Рудольфовна
Психологические условия становления профессиональной идентичности личности
Головина Мария Олеговна
Рефлексивно-ценностная детерминация идентичности личности
Ожигова Людмила Николаевна
Гендерная идентичность личности и смысловые механизмы ее реализации
Некрасов Александр Сергеевич
Развитие профессиональной идентичности личности курсанта военного училища
Дмитриева Наталья Витальевна
Психологические факторы трансформации идентичности личности
Шайгерова Людмила Анатольевна
Психология идентичности личности в ситуации вынужденной миграции
Цельмина Марина Владимировна
Психологические условия развития идентичности личности
Гусев Игорь Юрьевич
Психологические средства коррекции идентичности созависимой личности (На примере жен, имеющих мужей с алкогольными проблемами)
Овчинникова Юлия Германовна
Роль конструктивного кризиса идентичности в развитии личности

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net