Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Якимович Ирина Геннадьевна. Педагогические условия формирования гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Брянск, 1997 187 c. РГБ ОД, 61:98-13/86-9

смотреть содержание
смотреть введение
смотреть литературу
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ З

ГЛАВА 1. Теория и практика формирования гуманистической культуры личности 18

§ 1. Формирование гуманистической культуры личности как социально-педагогическая проблема 18

§2. Сущность гуманистической культуры личности и ее связь с процессом развития подростков 44

§3. Педагогические условия формирования гуманистической культуры личности подростков 63

ГЛАВА 2. Пути и условия оптимизации процесса формирования гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности 83

§ 1. Система формирования гуманистической культуры личности подростк во внеурочной деятельности 83

§2. Индивидуально-дифференцированный подход в процессе формирования гуманистической культуры личности подростка 127

Заключение 148

Библиография 156

Приложение 169 

Введение к работе:

Преобразование общества связано с активизацией деятельности по развитию духовного облика человека, по формированию его социально значимых нравственных качеств. Не решив этой задачи, невозможно рассчитывать на достижение позитивных результатов ни в изменениях в народном хозяйстве, ни в осуществлении демократизации общества, ни в улучшении материального благосостояния народа, ни в решении социальных, межнациональных, экологических, внешнеполитических проблем. В настоящее время существует острая социальная потребность в высокоразвитой нравственной культуре людей, которая призвана стать важной частью духовного возрождения общества.

Целью осуществляемых преобразований и необходимым условием благополучия общества и его граждан является обеспечение индивидуального счастья человека. Таким образом, можно сделать вывод о начале нового этапа нравственной истории общества, о формировании новой концепции морали, суть которой заключается в практическом осознании той истины, что среди ценностей человека самой важной является право на достойную жизнь.

В современных философских работах Л. П. Буевой, Т. П. Фролова, Э. Н. Егоровой, М. А. Кирьязевой, Э. А. Бирюковой подчеркивается значимость гуманизации личности, обосновывается изменение содержания внутренней духовной культуры человека вместе с развитием общества, видоизменением этического идеала; утверждается, что если ранее основой нравственной культуры провозглашалось марксистско-ленинское мировоззрение, то теперь ее основу составляют общечеловеческие ценности; подчеркивается ценность формирования нравственной культуры для развития самой личности.

Гуманизация воспитательного процесса в середине 90-х годов рассматривается с позиции формирования культуры личности как качественной характеристики социального субъекта на той или иной стадии его развития (Е. В. Боголюбова, Э. В. Соколов, Н. В. Фролова), основанной на прочном фундаменте гуманистического мировоззрения (В. М. Коротов, В. М. Рогова).

Опираясь на философские, социологические и психологические исследования, педагогическая наука все активнее ищет пути формирования гуманного человека. При этом она использует многовековые традиции прогрессивной зарубежной и русской классической педагогики (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, Н. А. Бердяев, Л. Н. Толстой).

Их усилиями созданы концепции целей и средств воспитания гуманного человека в детстве; они были едины в стремлении защитить и утвердить человеческое достоинство, свободу, индивидуальность, найти пути гуманизации человека и условий его существования. Представители прогрессивной зарубежной и русской классической педагогики стремились воспитать гуманного человека в деятельности, видели возможность приобщения к общечеловеческим ценностям новых поколений в процессе воспитания.

В разработке теоретических основ исследования мы опирались на труды П.П. Блон-ского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, СТ. Шацкого.

Они внесли значительный вклад в решение проблемы гуманизации подрастающего поколения, заложили фундамент теории и практики основ нравственного воспитания школьников, раскрыли сущность и особенности формирования чуткого к человеческой жизни человека, придавая особое значение в этой работе активной позиции личности ребенка.

В социалистической России революционный гуманизм, базирующийся на марксистско-ленинском мировоззрении, как единственно верная и общепризнанная государственная и педагогическая концепция, наиболее полно воплощен в опыте А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого. Отличительной чертой созданных ими воспитательных систем, является гуманизм, целью нравственного воспитания в них — формирование основного, по их мнению, качества — гуманизма Труды В. А. Сухомлинского, соединившего теорию и практику гуманистического воспитания, являются важным руководством в формировании нравственных качеств подрастающего поколения, в том числе гуманистической культуры личности.

Согласно логике формирования личности социалистического типа и вопреки естественному стремлению многих педагогов строить демократическую советскую школу, официальная педагогика была подчинена догматическим, авторитарным установкам, характерным для тоталитарного государства. Она имела установку на обоснование классового подхода в воспитании и авторитарности школы, которые во многом затрудняли реализацию принципа гуманизации на основе общечеловеческих ценностей. Это отразилось в теории и практике отечественной школы на длительный период нашей истории.

Теория и методика гуманизации личности ребенка опирается на научные труды Ю. К. Бабанского, Н. И. Болдырева, И. А. Каирова, И. С. Марьенко, Т. Е. Конниковой, И. Ф. Харламова.

Эти ученые разработали теоретические и методологические основы нравственного воспитания школьников в различных видах деятельности.

Разработкой принципа социалистического гуманизма как ведущей основы содержания учебно-воспитательного процесса в школе занимались в 40—50-е годы такие видные педагоги, как И. А. Каиров, 3. И. Равкин, Ф. Ф. Королев.

Работы педагогов 60—70-х годов методологически ориентированы на реализацию принципа гуманизма в советской школе в контексте идей всестороннего формирования личности в коллективе и классового подхода к воспитанию (Н.И. Болдырев, С.Ф. Збан-дуто, Т. Е. Конникова и др.). Выдвинув задачу гуманизации личности ребенка, эти педагоги представили диагностические методики по выявлению развития такого морального качества, как гуманность, развили технологию его формирования, но не показали систему работы в целом.

Представление об отдельных сторонах сложного процесса воспитания гуманности у учащихся дают диссертационные исследования: если в 50-е годы особо исследуется идеологическая и политическая стороны ее содержания (А. Д. Митрофанова, С. Ф. Збандуто); в 60—70-е годы — гуманистические отношения, чувства, убеждения детей разных возрастов и процессы организации их воспитания в различных типах школ и коллективов (К. М. Аргеткина, Т. Е. Конникова, А. В. Тихонова, Л. В. Руднева). В 80-е годы идет поиск эффективных путей и средств воспитания социалистической гуманности у учащихся на примере жизни и деятельности В. И. Ленина, общественно-политических организаций (Н. Ф. Буганова, Г. М. Трифачева).

Принципиальное значение для разработки проблемы формирования гуманистической культуры личности имеют работы 3. И. Васильевой, В. Г. Иванова, Ф. К. Мухаметзянова, в которых вскрывается тесная зависимость между гуманистическими взглядами, представлениями, чувствами, убеждениями и гуманным поведением и качествами личности. В педагогических исследованиях выявляются общие условия воспитания гуманности как сложной личностной характеристики, состоящей из совокупности компонентов и качеств.

Чрезмерный государственный акцент на политизацию педагогики привел (по мнению известных ученых Ш. А. Амонашвили, В. А. Караковского) к нарушению гуманистического характера воспитания. Они обращают внимание на необходимость дальнейшего осмысления проблемы гуманистического воспитания детей.

В 90-е годы в связи с кардинальными общественными изменениями деятельность школы оценивается с позиции общечеловеческих ценностей.

Анализ специальных работ последних лет в избранной нами области показывает, что исследовались различные аспекты проблемы формирования гуманности как качества личности: сущность, содержание, методы, принципы и формы ее воспитания (К. В. Гавриловец, А. В. Кикнадзе). Особенности воспитания гуманности у младших школьников раскрыты в исследованиях Н. И. Гусляковой, Н. М. Трофимовой.

Целый ряд ученых изучают отдельные стороны процесса гуманизации личности подростков: С. А. Дзенушкайте, Н. А. Кичатинова, Г. Ф. Похмелкина, Е. П. Кутузова, Н. Т. Лакашия, Д. М. Гришин, М. А. Вейт.

Вопросу формирования гуманных отношений в коллективах школьников посвящены работы Н. Н. Тарасевич, В. П. Шумейко, П. С. Дементьева, В. С. Мхитарян, А. В. Скиндер.

На наш взгляд, одним из условий, стимулирующих процесс гуманизации личности, является формирование гуманистической культуры личности, выражающей единство и взаимообусловленность всех ее компонентов, основанных на гуманистической идеологии.

Большую роль для характеристики процесса гуманизации личности имеет теория зависимости между нравственным поведением и сознанием (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, С. Г. Якобсон, Д. Б. Эльконин), учет возрастных особенностей школьников в этом процессе (Л. И. Божович, Н. Д. Левитов, Б. С. Братусь).

Анализ результатов педагогических исследований последних лет свидетельствует о том, что педагогической наукой получены данные, раскрывающие сущность отдельных компонентов гуманистической культуры личности: гуманных отношений, гуманистических убеждений, чувств, гуманистической направленности, ее гуманистических качеств. Изучены взаимосвязь этих компонентов между собой, своеобразие их развития на различных возрастных этапах, выявлены и обоснованы условия воспитания и формирования с учетом возрастных особенностей детей, но, однако, проблема гуманизации личности подростка не является еще полностью решенной.

Остаются вопросы, которые недостаточно исследованы: это сущность гуманистической культуры личности как интегративной, синтетической характеристики личности с позиции це лостного подхода к ней; возможности внеурочной деятельности и других факторов, влияющих на ее формирование; пути формирования гуманистической культуры личности; атакже психолого-педагогические условия, позволяющие сделать процесс формирования гуманистической культуры личности наиболее успешным.

Необходимость исследования этих вопросов вызвана новой морально-психологической обстановкой в обществе, в развитии которой приоритетное значение в настоящее время отводится общечеловеческим ценностям, где гуманизм является ядром и связующим центром.

Превращение общечеловеческих ценностей в основу морали общества и норму нравственности его членов — процесс болезненный и длительный. Сейчас наблюдается резкая трансформация социально-нравственных и эстетических эталонов и ориентиров, которые по отношению к конкретному человеку выступают в качестве силы, оказывающей влияние на развитие личности.

В обществе наблюдаются тревожные симптомы таких явлений, как дестабилизация экономики и падение жизненного уровня, обеднение морально-психологического облика, эгоизм, равнодушие. Они несут в себе опасный потенциал социальной и нравственной деградации личности юных граждан. На фоне свободы и равенства просматриваются огульное охаивание всего прошлого, все большее ухудшение элементарных условий жизни, взрыв национального самосознания, превратившийся во многих местах в крайнюю непримиримость к другим народам, захлестнули юные неокрепшие души.

Спекуляция и псевдокоммерция, беззаботное и безбедное прожигание жизни, не знающая предела жадность к "легким бешеным деньгам", срастание с мафией и рэкетом, меркантилизм — все это деформирует мотивационную сферу детей, занимающихся псевдопредпринимательской деятельностью, порождая у них отстраненное отношение к ценностям культуры и нравственности.

Одной из причин социального кризиса в современных условиях, его психологического аспекта является резкая смена социальных ролей: появление новых, исчезновение старых, перемена статуса оставшихся. Статус высшего образования упал. Изменился статус торговли: если еще недавно занятие ею, особенно на рынке, не одобрялось, то теперь она стала одним из самых престижных дел, включая и перепродажу. Эти и сходные процессы свидетельствуют об изменении социальных ценностей. На смену повышенному статусу государственной должности, ученого звания, общественного признания приходит статус имущественного положения, проще говоря, денег. Деньги вошли в ранг социальных ценностей.

За сменой приоритета социальных ценностей встает еще более капитальная по последствиям смена ценностных ориентации: коллективистская ориентация сменяется индивидуалистической.

Таким образом, общество погрузилось в нравственный вакуум: старые ценности рухнули, новые еще не проникли в самосознание. Анализ духовного мира современного школьника свидетельствует об остроте поставленной проблемы формирования гуманистической культуры личности и ее чрезвычайности. Мы стоим перед опасностью получить поколение "детей перестройки", разуверившихся во всем и во всех, исполненных негативизма, тотального отрицания и тихого отчаяния, несущих в себе в лучшем случае нравственную глухоту и жестокий эгоизм.

Нравственная дезориентация, потеря связей между прошлым и будущим, духовная пустота — все это чревато формированием безнравственного поколения, которое в условиях рынка будет руководствоваться лишь стяжательством, эгоизмом, жаждой нэживы» С этой точки зрения выдвинутая реформаторами задача построения рыночной экономики, демократической системы, правового государства и гражданского общества вряд ли будет выполнима без рационального заполнения опасного нравственного вакуума.

Процессы девальвации нравственных ценностей и социальная потребность в возрождении духовно-нравственной культуры россиян ставят важнейшую педагогическую проблему — гуманизации индивида, на базе осмысления общечеловеческих ценностей, когда становится возможной приостановка процессов дегуманизации личности, прежде всего в условиях школьного воспитания.

В условиях острейшей необходимости гуманизации общественно-политических процессов, возрождения общечеловеческих ценностей и культурно-национальных традиций актуализируется проблема гуманистического совершенствования личности, нравственные процессы, происходящие в обществе на современном этапе, лишь подчеркивают ее глубокий социально-педагогический смысл. Все это выдвигает перед школой большие и ответственные задачи по воплощению духовной ориентации на общечеловеческие ценности в практическую деятельность.

"Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности" определены в законе "Об образовании" Российской Федерации как основные принципы государственной политики в области образования. (53)

Сердцевиной общечеловеческих ценностей выступает формирование гуманистической культуры личности.

Демократизация и гуманизация всех основных сфер жизни усиливают потребность в научной разработке проблем формирования личности, гуманистической по своему мировоззрению, по отношению к действительности, по своему поведению.

Формирование гуманистической культуры личности растущего человека представляется нам стержнем современного воспитания. Решение проблемы станет возможным, когда в общественной практике будет реализована идея о приоритете личности перед обществом и государством. Лишь тогда такие ценности, как доброта, милосердие, терпимость, гуманность, наконец, главная — человек как мера всех вещей могут стать подлинным регулятором жизни общества, отношений в нем. Тем не менее различные общественные силы и воспитательные институты предпринимают попытки преодолеть негативные тенденции в общественной нравственности, в нравственном воспитании. Работу по формированию гуманистической культуры личности нужно вести постоянно, не дожидаясь создания более благоприятных социальных условий.

Педагогической наукой пересматриваются проблемы целей образования и воспитания, активно ведется поиск моделей воспитательных систем, используются новые технологии воспитания, обеспечивающие демократизацию и гуманизацию жизни школы. Но в государственной политике по отношению к детству утвердился принцип вторичности, формализм, консерватизм по отношению к детским и юношеским формированиям. Это вызвало резкое отчуждение детей и подростков от детских и юношеских организаций, воспитательно-образовательных учреждений. Воспитательные возможности традиционной общеобразовательной школы сейчас не столь сильны, как хотелось бы. Слабость позиций общественного воспитания связана прежде всего с нежеланием большинства лиц, представляющих официальную педагогику, им заниматься. Для школы характерно многолетнее пренебрежение развитием духовного мира личности, тенденция к снижению уровня воспитательной работы в школе. Данные опроса 450 родителей и учащихся школ города Брянска, проведенного нами в 1996 году, свидетельствуют о том, что более 50 % детей и родителей не удовлетворены организацией школьного образования и прежде всего его односторонностью, сугубо дидактической направленностью, отсутствием внеурочной жизни. Помимо кризиса всей системы социальных институтов воспитания, резкого ухудшения положения ребенка в обществе, крайне медленно идет процесс восстановления воспитательных функций семьи.

Разрешение этих противоречий сегодня — одна из наиболее актуальных и глобальных социально-педагогических проблем. Осознание фундаментальной значимости гуманистической культуры личности требует радикального изменения всей педагогической системы, цель которой — создание условий для развития в каждом молодом человеке свободной, гуманной, самосозидающейся личности, для формирования ее гуманистической культуры.

Выход школы из кризисного состояния возможен путем гуманизации социальной среды, воспитательных отношений, самой личности, путем создания педагогических условий для успешного формирования гуманистической культуры личности.

Декларируя единство обучения и воспитания школьника, взаимосвязь различных форм урочной и внеурочной деятельности, многие учителя, к сожалению, не могут реализовать эти положения в своей работе по гуманизации личности ребенка. Мы считаем, что нужно воспитывать школьника и на уроке, и вне его. Классному руководителю необходимо организовывать внеурочную деятельность учащихся, обеспечивающую обогащение их опыта гуманного поведения, формирование гуманных качеств и в целом гуманистической культуры личности. Внеурочная практическая деятельность предполагает непосредственное участие детей в той или иной организуемой вне урока работе, выполнение связанных с ней конкретных заданий или поручений и приобретение соответствующих умений и навыков. Значительными возможностями, по нашему мнению, в деле организации работы по формированию гуманистической культуры личности обладает клубное объединение. Проведенный нами анализ работы школ №34, 25, 26, 33 города Брянска показал, что в настоящее время отсутствует целенаправленность, систематичность и оперативность в педагогическом управлении процессом формирования гуманистической культуры личности школьника. Классные руководители теоретически и методически не подготовлены к ее формированию, о чем свидетельствуют данные анкетирования, проведенного среди учителей школ №25 и 34.

Внеурочная деятельность недостаточно используется для формирования гуманистической культуры личности, в то же время нынешнее общество нуждается в личности, ею обладающей.

Разрешение этой задачи зависит от усилий классных руководителей, родителей по организации внеурочной деятельности, а также от степени разработанности проблемы в теоретическом плане.

Возрождение духовно-нравственных ценностей общества на практике при объективной необходимости гуманизации личности подрастающего поколения осуществляется весьма медленно, противоречиво и при недостаточной теоретической разработанности данной проблемы. Это противоречие наблюдается между объективной необходимостью в гуманизации личности ребенка и отсутствием научно обоснованных педагогических условий успешного осуществления этого процесса, недостаточной подготовке к нему классных руководителей.

В теории и практике воспитания идет поиск методов и приемов, направленных на гуманизацию личности ребенка. Но в массовой воспитательной работе процесс формирования гуманистической культуры личности не приобрел еще планомерного, системного характера. Именно его отсутствие приводит подчас к серьезным изъянам в гуманистическом развитии подростков и к возникновению ряда противоречий: между образом должного, социально значимым общечеловеческим идеалом и реально существующей системой ценностей современного подростка, между внешними требованиями общечеловеческой морали и внутренними гуманистическими установками, требованиями личности к самой себе, когда подросток знает ценности гуманистической морали, декларирует их, но в реальной практике поступает вопреки им.

Педагогический процесс может быть организован как осознание молодежью и педагогами жизненных противоречий, осмысление и организация совместной деятельности по их преодолению. Разрешение противоречий становится действенным средством формирования гуманистической культуры личности.

Следовательно, важнейшей социальной задачей школы сегодня является обеспечение системности в организации гуманистического воспитания подрастающего поколения. Ее решение требует от педагогов знания структуры гуманистической культуры личности,

закономерностей, педагогических условий и технологии ее формирования. В целях разрешения противоречий, а также учитывая актуальность проблемы и ее недостаточную теоретическую разработанность, мы определили тему нашего исследования: "Педагогические условия формирования гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности".

Формирование гуманистической культуры личности рассматривается нами в структуре нравственного воспитания, при этом гуманистическая культура предстает как неотъемлемое свойство человека, качественная, сущностная характеристика его духовной культуры в целом в условиях гуманизации общества и человека. Гуманистическая культура проявляется прежде всего в сознании, в уровне гуманистической образованности и информированности, в убеждениях, а также в деятельности, мотивах поведения, направленности поступков, в мере устойчивости и гибкости ориентации. Таким образом, мы рассматриваем гуманистическую культуру личности как синтетическую, интегральную личностную характеристику. Чем выше уровень развития гуманистической культуры личности, чем более осознанно и глубоко усвоены ею принципы общечеловеческой морали, тем более активно, творчески относится она к выполнению своих гражданских прав и обязанностей, что, в свою очередь, способствует прогрессу общества.

Наиболее благоприятным и ответственным периодом для формирования гуманистической культуры личности следует считать подростковый период, во время которого наблюдается интенсивное формирование личности, ее нравственных качеств, и потому этот период требует особого внимания педагогов и родителей. В подростковом возрасте происходит также формирование нравственных представлений, понятий, взглядов, убеждений. Конкретный и неустойчивый характер идеалов младших школьников постепенно приобретает черты все большей синтетичности, обобщенности и устойчивости у подростков. Формируется стремление сравнивать себя с идеальными образами, сознательно следовать им. Возрастает значение "внутренних условий", понимаемых психологами как система складывающихся психических свойств личности, через которую осуществляется воздействие на нее внешних условий. Подростки стремятся к самостоятельной и активной деятельности, интересуются вопросами морали и права, хотят утвердить себя в глазах взрослых и товарищей, но они не всегда умеют применить знание моральных норм в реальных поступках, в повседневном поведении. Они склонны к общению, и поэтому включение подростка в специально организуемую разнообразную деятельность закрепляет формы общественного поведения, формирует потребность действовать в соответствии с нравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность и регулирующих взаимоотношения детей.

Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий повышения эффективности процесса формирования гуманистической культуры личности во внеурочной деятельности.

Предмет исследования: процесс формирования гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности.

Объект исследования: гуманистическая культура личности подростка и особенности ее формирования во внеурочной деятельности.

При проведении исследования мы исходили из гипотезы о том, что процесс формирования гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности становится более успешным, если:

— педагогами ведется работа по организации и оптимальному функционированию воспитательного коллектива; обеспечиваются гуманные отношения между учителями и учащимися; единство действий с семьей учащихся;

— внедряется модель гуманистической культуры личности, позволяющая создать соответствующую систему внеурочной деятельности по формированию гуманистической культуры личности;

— он осуществляется подготовленными классными руководителями в системе воспитательной работы, предполагающей использование разнообразных форм внеурочной деятельности;

— научно обоснованное этическое просвещение подростков сочетается с коллективной общественно ценной деятельностью, воздействующей на эмоциональную сферу подростков и способствующей активизации их самовоспитания;

— реализуется индивидуально-дифференцированный подход к воспитуемым. Исходя из цели, были определены следующие задачи исследования:

— изучить и проанализировать философскую, педагогическую, психологическую литературу с целью выявления состояния проблемы исследования в науке и определения ее концептуальной основы;

— определить структуру и теоретически обосновать модель гуманистической культуры личности и критерии ее формирования;

— выявить и обосновать педагогические условия эффективного педагогического руководства процессом формирования гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности;

—разработать и практически проверить систему формирования гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности.

Методологическую основу исследований составляют теоретические положения философии, психологии, педагогики, раскрывающие сущность гуманизма, ориентированные на рассмотрение процесса гуманизации личности и общества с позиции общечеловеческих духовных ценностей, в ряду которых человек — не средство, но цель субъективного развития (Л.П. Буева, К. Н. Вентцель, Д. С. Лихачев), основные положения теории нравственного воспитания, обращенные к проблемам человеческого взаимодействия, общения, совместной деятельности и взаимоотношений людей (Б.Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Н. А. Бердяев и др.). В процессе формирования гуманистической культуры личности мы опирались на личностно-деятельный подход. Методология системного анализа дала возможность рассматривать формирование гуманистической культуры личности как целостный объект исследования.

Выдвинутые задачи и гипотеза обусловили использование как теоретических, так и эмпирических методов исследования. Среди теоретических—анализ и изучение философской, педагогической и психологической литературы с целью выявления состояния проблемы в науке и определения концептуальной основы исследования. Эмпирические методы включают: наблюдение, массовое анкетирование и интервьюирование учащихся, учителей, родителей; анализ письменных работ учащихся (мини-сочинения, сочинения-исповедь, сочинения-самоанализ, сочинения на "заданную тему", "неоконченные предложения", анализ проблемных ситуаций, тезисы и мнения по ним), психологические методики "Выбор" и др., методика построения практической ситуации; проектирование и реализация целостной программы подготовки классных руководителей к работе по формированию гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности, конструированию ими форм и способов взаимодействия с детьми в рамках клубного объединения (спецсеминар "Учим добротворчеству"); педагогический эксперимент, изучение и обобщение массового педагогического опыта.

Базой исследования были коллективы учащихся 6—9 классов школ № 34, 25 Брянска.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1992—1993 гг.) проводился теоретический анализ проблемы. Изучалась философская, психолого-педагогическая, методическая литература и передовой педагогический опыт по гуманизации личности учащихся, что позволило сформулировать теоретические основы данного исследования. Были определены предмет, задачи, методы исследования, разрабатывалась гипотеза исследования. Кроме того, был проведен констатирующий (диагностический) эксперимент для выявления данных об уровне сформированности гуманистической культуры подростков и характере затруднений, имеющихся у классных руководителей школ.

На втором этапе (1993 — 1995 гг.) проводилась дальнейшая разработка категориального аппарата исследования, разрабатывалась теоретическая модель гуманистической культуры личности, была создана и проверена на практике система формирования гуманистической культуры личности подростков во внеурочной деятельности, апробация смоделированных форм занятий и идей по гуманизации личности подростка в процессе разработки и проведения занятий спецсеминара для учителей и классных руководителей "Учим добротворчеству".

На третьем этапе (1996 — 1997 гг.) осуществлялись: завершение опытно-экспериментальной работы по формированию гуманистической культуры личности подростка, подведение итогов опытно-экспериментальных данных, их обобщение и окончательное оформление результатов проведенного исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

— Гуманизация, как объективное явление современной культуры, в личностном плане воплощается (или не воплощается) в гуманистической культуре личности, которая предстает как неотъемлемое свойство человека, качественная, сущностная характеристика его духовной культуры в целом. Гуманистическая культура личности, как специфический мировоззренческий и нравственный феномен, занимает важное место в духовном освоении мира человеком, служит его нравственной характеристикой.

— Модель "гуманистической культуры личности", предусматривающая содержа ниє, сущность понятия "гуманистическая культура личности". Гуманистическая культура личности представляет собой интегративную характеристику личности, основанную на гуманистическом мировоззрении, характеризующую определенный уровень ее гуманистических потребностей и интересов, сознания и поведения, мышления и деятельности. Элементами гуманистической культуры личности являются: гуманистическая образованность, гуманистическая сознательность, гуманное поведение. Она воплощает в себе единство знания, переживания, практического действия.

— Педагогическими условиями эффективного педагогического руководства процессом формирования гуманистической культуры личности подростка являются: организационно-педагогические (касаются выработки оптимальных путей и средств в педагогической деятельности по гуманизации личности подростка и подготовки к этому процессу педагогов); морально-психологические (обеспечивают благоприятное морально-психологическое самочувствие ребенка в процессе формирования гуманистической культуры личности); личностные (обеспечивают активное участие самого подростка в формировании гуманистической культуры личности).

Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждены данными, полученными в результате опытно-экспериментальной работы, свидетельствующими о повышении уровня гуманистической культуры личности подростков под влиянием педагогически управляемого процесса по ее формированию во внеурочной деятельности; проверкой результатов путем использования их в школьной практике.

Научная новизна исследования состоит в следующем: разработана теоретически обоснованная модель гуманистической культуры личности и определены критерии сформированности ее у подростков; разработана система формирования гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности и экспериментально проверена методика по формированию этой синтетической характеристики личности в клубном объединении; определены педагогические условия, способствующие формированию гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что на его основе разработана методика организации внеурочной деятельности подростков по гуманизации их личности, в том числе в рамках школьного клуба. Материалы исследования использованы в ходе создания учебно-методического пособия по плани рованию и организации внеклассной воспитательной работы, распространенного среди школ Брянска. Теоретические разработки проблемы и конструктивно преобразующая часть исследования использованы на занятиях "Родительского всеобуча", действующего в школах Володарского района Брянска. Разработана система подготовки педагогических работников к осуществлению процесса формирования гуманистической культуры личности подростка. Подготовлен и апробирован спецсеминар для учителей и классных руководителей "Учим добротворчеству", направленный на формирование гуманистической культуры личности подростков. Материалы исследования используются в курсе лекций и семинарских занятий по педагогике, в спецкурсах, в системе повышения квалификации педагогов, непосредственно в школьной педагогической практике.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе экспериментальной работы в средней школе № 34 Брянска. Основные положения диссертации обсуждались и получили положительную оценку на научно-практических конференциях в Брянске (1994, 1995, 1996, 1997 гг.), на открытых педагогических чтениях, посвященных К. Д. Ушинскому, в Ярославле (1995), на 10 Всероссийском семинаре по курсу "Граждановедение" в Геленджике (1997), в ходе участия в проекте по граждановедению "Общественная политика в российской школе" (Фонд Кеттеринга, США, 1997), на педагогических совещаниях.

Подобные работы
Пролеева Лариса Михайловна
Формирование гуманистической направленности личности подростка в условиях совместной общественно полезной деятельности
Щербакова Татьяна Петровна
Педагогические условия развития личности подростка в творческой деятельности (На материалах Центра дополнит. образования)
Байрамкулова Танзила Даутовна
Педагогические условия самоутверждения личности подростка в учебной деятельности
Щербин Дмитрий Владимирович
Педагогические условия преодоления отрицательной направленности личности подростков в процессе физкультурно-спортивной деятельности
Калинина Ольга Леонидовна
Организация самообразовательной деятельности как эффективное условие формирования у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала
Пузыни Татьяна Геннадьевна
Педагогические условия формирования авторства подростков в художественной деятельности
Бурнашова Ирина Вениаминовна
Педагогические условия формирования толерантности у подростков во внеучебной деятельности в школах с углубленным изучением иностранного языка
Наумов Евгений Борисович
Организационно-педагогические условия формирования коммуникативных способностей подростков в процессе внешкольной деятельности
Богданова Оксана Александровна
Создание условий формирования адекватной самооценки подростков в процессе внеучебной театральной деятельности
Находкин Василий Васильевич
Педагогические условия формирования нравственно-волевых качеств у подростков в процессе физкультурно-спортивной деятельности

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net